Константин Чуриков: Россиян могут «поставить на счетчик». Минстрой предлагает включать в тарифы на тепло и воду расходы на цифровую инфраструктуру, включая установку «умных» приборов учета. Нас неоднократно пытались к этому принудить, и некоторых вполне успешно принудили. Но вопрос-то прежний: с какого края подходить вообще к этой сложной проблеме – с замены ржавых труб и переоснащения насосной станции или с установки какого-нибудь «умного» прибора, получается, на трубы с ржавой водой и, может быть, всегда холодной водой? Кроме того, вопрос, конечно, к предельно допустимой инфляции в ЖКХ, потому что все-таки есть ограничение, насколько я помню, в 3,6%. И если я правильно понимаю публикацию в газете «Коммерсантъ» (а собственно из нее мы узнали об этом желании Минстроя), в данном случае предусматривается какое-то исключение. Ну и важное дополнение: ФАС (Федеральная антимонопольная служба) – наш главный, так сказать, правозащитник – выступает против. У нас в студии Валерий Мамчур, руководитель регионального центра «ЖКХКонтроль». Валерий Михайлович, здравствуйте. Валерий Мамчур: Да, приветствую вас. Константин Чуриков: Ну, здесь оцените ситуацию. Насколько все это, скажем так, назрело, перезрело? Вот правда, с какого края подходить? Нужно прямо «цифру» туда прикручивать? Или можно подождать, а начнем с чего-то более важного? Валерий Мамчур: Ну, в любом случае, конечно же, сфера ЖКХ – она многогранная. И если говорить о количестве людей задействованных, допустим, то это более 4 миллионов. Допустим, разные производства, тот же металл. Как мы можем, допустим, определить одно направление? Конечно, направлений много. И одно из немаловажных и важных, я считаю, – это все-таки цифровизация. У нас все уходит в «цифру». У нас с вами даже эфир идет в «цифре». Соответственно, мы с вами получаем в телефоне всю информацию. Достижение нашего правительства какое? Это Госуслуги. Соответственно, мы с вами прекрасно понимаем, что передача показаний приборов учета – это необходимость, конечно, перевода в «цифру», для того чтобы мы элементарно не забывали. Константин Чуриков: Согласен. Валерий Михайлович, но давайте не будем делать «цифру» ради «цифры». Мы много в нашем эфире (и не только мы, а и другие люди тоже, другие каналы) показываем сюжеты, когда в деревню пришел вайфай и интернет. Стоп! А в деревне уже появилась канализация, водопровод появился? Может быть, там открыли магазин или чиновники туда приезжают? Да нет! Там просто интернет появился. Понимаете? В кнопочных телефонах люди сидят – в лучшем случае. Понимаете? То есть здесь есть – как бы сказать? – прогресс, такой большой прогресс, а есть минимальная, так сказать, необходимость. Как сделать прогресс разумным? И в данном случае мы же говорим не просто о счетчиках. Счетчики – это, наверное, благо. И, действительно, лучше экономно расходовать, рачительно и так далее. Просто вопрос: как решить главные проблемы ЖКХ? Вот я о чем. Давайте сейчас посмотрим на то, как оценивают проблемы наши граждане в этой отрасли. Фонд «Общественное мнение» провел опрос. Хорошо оценили работу управляющих компаний (ну, люди в целом любят говорить про управляющие компании) на «хорошо» 37%, а на «плохо», то есть на троечку – 31%. Другое – 25%. Не знают… Так, что не устраивает? Вот это самое интересное. Самый популярный ответ – бинго! – высокая плата за ЖКХ, 43%. Дальше основная претензия – это водопровод как раз, отопление – 20 и 21% соответственно. Ну, слава богу, с канализацией… Ну, с чем, с чем… То есть там, где она есть, там, где есть центральная канализация, там все в порядке. Так, собственно, все тот же вопрос. Валерий Мамчур: В любом случае, сколько мы живем, столько у нас будут продукты нашей жизнедеятельности. Допустим, необходимость получения той же воды, освещения. Мы сейчас говорим о цифровизации и особенно об «умных» счетчиках – это, можно сказать, тема нашей сегодняшней программы. «Умные» счетчики – это один из путей, наверное, какого-то улучшения отрасли ЖКХ. Допустим, вы помните, когда у вас последняя поверка счетчика? Скорее всего, не помните. Константин Чуриков: Жена помнит. Жена все помнит. Валерий Мамчур: Вот! А я вам о чем хочу сказать? Почему бы это не модернизировать? Вот сейчас на всю страну скажу: почему бы не сделать так, чтобы наш каждый гражданин мог получить в Госуслугах уведомление о том, что у него подходит уже поверка счетчика, ее необходимо ему сделать? Почему наши граждане должны не заниматься своими семьями, а должны думать об этих счетчиках: «Когда же там передать показания приборов учета?» Это должно быть все автоматически. Ну, мы же все-таки развиваемся. Поэтому почему мы должны уходить где-то впереди планеты всей, а где-то должны хромать? Не должны. Константин Чуриков: Валерий Михайлович, но мы же говорим о том, что счетчики – это не благотворительность, правильно? Это же придется людям за это платить, правильно? Валерий Мамчур: Кстати, «людям платить». Я всегда выступал за то, чтобы была, как говорят (такое слово, наверное), справедливость, социальное равенство. Вот я считаю, что у нас на сегодняшний момент лобби, лоббирование интересов ресурсников довольно-таки большое и высокое. Допустим, сейчас не прошел законопроект, который подразумевал штрафные санкции ресурсоснабжающим организациям за то, что они, допустим, поставляют некачественный либо же с прерыванием ресурс. Видите, его как бы не приняли. Соответственно, и здесь точно так же. Конечно же, ресурсоснабжающие организации заинтересованы, чтобы это легло на плечи наших жителей. Я, допустим, против. Почему? Потому что все-таки у нас в эти тарифы уже вкладываются определенные деньги и на развитие. Опять же, наши ресурсоснабжающие организации участвуют в инвестпрограммах, которые подразумевают определенные финансы. Соответственно, если уж на то пошло, то можно, хорошо, взять калькулятор и посчитать все расходы – и у нас получится, что на все хватает. И в счетчиках должны быть заинтересованы прежде всего ресурсоснабжающие организации, чтобы у них была четкая возможность получить все данные, вплоть до того, что взять и остановить какую-то услугу. Или же взять, допустим, те же счетчики на газ: почему не сделать так, чтобы сразу можно было делать счетчики на газ в обязательном порядке с невозможностью утечки? Если утечка – сразу же отключало бы полностью все, весь газ. Почему не сделать? Можно же. Константин Чуриков: Ну, датчики утечки газа – да, важная история, безусловно. Но счетчики, Валерий Михайлович… Валерий Мамчур: Почему нам не сделать? Вот смотрите. Как говорится, есть… Константин Чуриков: У многих людей нет холодной… вернее, горячей воды, понимаете, газовая колонка у кого-то стоит. Валерий Мамчур: Хорошо. Холодная вода есть, да, холодная вода есть. Но когда у нас идет прорыв, допустим, прорыв, ну, просто некачественная вода была, некачественные какие-то сантехнические приборы – что получается? Получается у нас прорыв. А если бы у нас стоял счетчик, который бы имел датчик закрытия при протечке, то тогда бы у нас и не было больших проблем, и страховые компании у нас бы снизили стоимость страховок. Было бы намного лучше. Константин Чуриков: Валерий Михайлович, а если бы у нас стояла новая труба, новая, понимаете, и по всей стране, и они были бы не ржавые, а новые, современные, нам бы не пришлось датчики прорыва ставить. Правда? Валерий Мамчур: Ну смотрите. Мы же берем… Константин Чуриков: Опять же, с какого края подойти? Валерий Мамчур: Подождите. Внешние сети – это внешние сети. Мы говорим о качестве воды. И прорывы на внешних сетях – это проблема ресурсоснабжающей организации. А у вас в квартире, извините, вы несете ответственность за свои трубы. Константин Чуриков: Это наша проблема, потому что мы все равно получаем некачественную воду. Понимаете? Это все равно наша проблема в конечном итоге. Валерий Мамчур: Нет, мы же рассматривали у вас в студии, сколько действительно людей получают… Да, глобально 40% нашего населения получают вроде бы не совсем качественную воду, не ту, которую хотелось бы. Но все-таки есть и положительные результаты, хорошая вода. Сколько людей звонили и говорили: «Поставили станцию обезжелезивания». Есть программы. Допустим, в Подмосковье есть губернаторские программы, которые работают. Одно из самых немаловажных у нас в стране – это, я считаю, контроль за исполнением. Потому что мы с вами можем много программ придумать, мы можем много идей таких хороших, допустим, как эти же счетчики, но нам необходимо понимать, что необходимы ресурсы для воплощения в реальность этой задачи. Понимаете? Также Минстрой, кстати, на цифровизацию до 2030 года, они на строительство городского хозяйства и ЖКХ выделяют около 400 миллиардов. Константин Чуриков: Валерий Михайлович, знаете, у нас как-то принято фанатично увлекаться, так сказать, чем-то новым, вообще чем-то увлекаться, а потом от этого отказываться. Я помню, как мы с пеной у рта все доказывали, что вот телемедицина, за ней будущее, то-се, пятое-десятое. Потом грянул ковид – и все-таки недостаточно телемедицины, да? Мы говорили: «Ой, нужна страховая медицина. Бизнес расставить». Понимаете? И, опять же, случился ковид – и мы поняли, что и врачей сокращать нельзя, и так далее, и везде должны быть, скажем так, медицинские пункты, фельдшерско-акушерские как минимум. То же самое и здесь. Вот опять мы себе нарисовали эту цифровизацию, знаете, просто такую вывеску и за ней просто слепо идем. А надо подумать. А зачем? А что сначала? А как? Вот поставлена задача президентом, кстати, провести модернизацию системы ЖКХ. Мне кажется, речь шла не только и, может быть, не столько о счетчиках, не столько о вайфай и так далее, а речь шла тупо (извините за выражение) о трубах, о насосных станциях, об оборудовании, понимаете, о сетях, чтобы они не прорывались. Вот это все. Как вот это предполагается реализовывать? Валерий Мамчур: Не спорю, у нас, конечно, страна крайностей. То есть мы или резко бежим вперед, либо же мы останавливаемся. Ну, есть такое, не спорю. Здесь, конечно, если подходить комплексно, конечно же, сейчас, на сегодняшний момент не всех финансов, можно так сказать, хватает для того, чтобы реализовать, допустим, полностью ту же перекладку внешних сетей. У нас сейчас получается что? Денег хватает, если говорить откровенно… Вот спросите у любого главы. Денег хватает на ЧП. То есть прорвало – мы латаем, латаем, латаем! Константин Чуриков: Да. Валерий Мамчур: А нет денег, потому что столько сетей, столько километров сетей! Уже им по 90 лет, грубо говоря. И мы не можем все сразу сделать, перекладывать. Опять же, говорили о таких вещах, когда у нас компании юридические, допустим, договариваются о концессиях с государством. Получается по мнению Счетной палаты, если я не ошибаюсь, прошу прощения, что практически 70% – фикция. То есть они не выполняются. Ну, пускай государство возьмет в свои руки, и возьмет в свои руки не только контроль за финансами, но и сами ресурсы. Пускай вода будет контролироваться государством. Тогда мы будем четко знать, сколько у нас денег ушло, сколько у нас добыча. И тогда государство может спокойно людям смотреть в глаза и говорить: «Пожалуйста, вот вам чистая вода. Мы на это потратили столько-то». А не так: «Мы отдали ООО столько-то денег, мы заключили с ними договор. А вода? Видите – ООО обанкротилось». Константин Чуриков: Ну, действительно, государству очень важно смотреть в глаза людям именно по этому вопросу. И чтобы, так сказать, было не страшно смотреть в глаза, потому что традиционно, вы знаете, проблемы ЖКХ входят обычно стабильно в тройку самых таких насущных для людей в целом. Игорь из Подмосковья у нас сейчас на линии. Здравствуйте, Игорь. Зритель: Добрый вечер. Константин Чуриков: Добрый. Пожалуйста. Зритель: У меня такой вопрос. О какой цифровизации в ЖКХ может идти речь, если у нас тарифы идут с квадратного метра жилья? Константин Чуриков: Раскройте мысль, пожалуйста, Игорь. Вы имеете в виду, что, например, по квадратному метру мы платим, за квадратные метры? Зритель: За мусор, за лифт, за освещение лестничных клеток. Константин Чуриков: Ну да, кто-то платит по числу жильцов.Интересно, как будут рассчитывать. Кстати, математический вопрос. Спасибо, Игорь. Зритель: И еще у меня вопрос… Константин Чуриков: Да-да-да. Зритель: Вот вы показали табличку, там было 6%. Ну давайте поговорим не о том, где 6%, а давайте поговорим, где по 20% с чем-то, где тепло. Почему нельзя поставить счетчики на дом, хотя бы общие? Вот интересный вопрос. Мы говорим о 6%, а про 20% – это как бы где-то там. Константин Чуриков: А давайте мы сейчас покажем еще раз эту графику. Это что не устраивает в работе ЖКХ? Вот это вы имеете в виду, да? Данные «Ромир». Мы сейчас покажем. Зритель: Да. Давайте мы поговорим об этом – где больше процентов. Зачем говорить о том, что по 6% идет. Ну зачем? Константин Чуриков: Ну, мы сейчас про отопление и про водопровод – вот это основные проблемы, да. Кстати, и услуги управляющих компаний. Сейчас еще раз посмотрим. Вот такие проблемы: отопление, водопровод, услуги управляющих компаний. И некое «другое» есть еще – 26%. Хорошо, давайте про управляющие компании поговорим. С управляющими компаниями что нам делать? Там много должников образовалось. Одна управляющая компания уходит, другая появляется. Мы завтра об этом подробнее поговорим. Вот что делать с этой большой проблемой? Валерий Мамчур: Кстати, сейчас, если говорить об управляющих компаниях, управляющие компании – это все-таки лицензионный вид деятельности. И к управляющим компаниям есть определенные требования. Более того скажу, что у нас есть, можно сказать, такая полиция, полиция по многоквартирным домам. Есть же у нас ГИБДД, а это полиция по многоквартирным домам, как я называю. Это Государственная жилищная инспекция. Она наделена огромными полномочиями. И при должном подходе и при правильном, можно сказать, применении законов можно любую управляющую компанию поставить на место. А если говорить о долгах – ну, пожалуйста. Здесь у нас сейчас вопрос идет о долгах за ресурсы. Не зря был принят закон о прямых договорах, где четко есть возможность платить напрямую ресурснику. И тогда мы минуем все управляющие компании, можно сказать, недобросовестные, которые занимались просто перекачкой денег, не доходили деньги до ресурсоснабжающей организации. Да, здесь есть такая проблема, но, опять же, я говорю, она вполне сейчас решается. Ресурсоснабжающая организация может в одностороннем порядке перейти на прямой договор, минуя решение общего собрания и минуя решение управляющей компании. Константин Чуриков: Валерий Михайлович, но вы же знаете, что управляющие компании возникают… Ну давайте честно говорить, да? Сейчас время честности вообще, эра честности настала, новая эпоха, как сказал Владимир Владимирович Путин. Они же не просто так возникают. Они, как правило (я так мягко скажу), очень тесно так или иначе связаны с руководством, не знаю, города, поселка. Понимаете, ну это свои какие-то люди. Мы же с вами это знаем. Валерий Мамчур: Хорошо. Если мы начнем сейчас говорить с вами о слиянии бизнеса и, можно сказать, администрации, власти, то это называется как? Это называется коррупцией. Константин Чуриков: Конечно, конечно. Валерий Мамчур: Соответственно, здесь на данный момент необходимо просто тому, кто у нас стоит во главе государства, иметь политическую волю для того, чтобы ударить кулаком по столу и сказать: «Доколе это будет?!» И в конце концов… Константин Чуриков: Ну, вы же согласны, что это есть, да? Вы же знаете об этом? Валерий Мамчур: Есть, конечно, есть. И я согласен, что… Мало того, когда вопросы такие поднимаешь, что происходит явное, можно сказать, слияние, явное лобби, то начинают бороться с тобой. Понимаете? Вот в чем проблема. Константин Чуриков: Нам несколько лет звонили в эфир зрители и рассказывали. В одном городе они пытались управляющую компанию – фить! У них были проблемы, угрожали им, да. Но вроде бы все там благополучно завершилось. Наталья из Воронежа нам звонит. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Пожалуйста. Зритель:Я звоню из города Борисоглебска Воронежской области. Моя квартира имеет 63 квадратных метра площади. За отопление я плачу 6 тысяч рублей. Абсурд! И так же платит каждый сосед моей квартиры. Давайте поставим счетчик, который будет обслуживать управляющие компании или организацию, снабжающую нас теплом, на дом. Это официально. И делят на все количество живущих в данном доме. Либо давайте дадим возможность людям ставить свое автономное отопление. А нам этого делать не разрешают из-за того, что у нас всего только 23 квартиры. Мы мучаемся! Далее. Нам отключает администрация города по приказу отопление в определенный день. Например, 15 апреля или 15 ноября отключают, вне зависимости от того, жарко ли будет, тепло ли, холодно и так далее. А возврат денег нам не происходит. Мы считаем, что наши деньги в огромном количестве уходят на оплату и погашение всех ваших огрехов, то есть непосредственно организаций, которые нас снабжают теплом. Константин Чуриков: Да, спасибо, Наталья, за ваш звонок. И еще, знаете, вопрос. Вы говорите, что 6 только за отопление платите. У меня вопрос: а в Борисоглебске большие зарплаты, что ли? Город миллионеров? Зритель: Я пенсионерка, я пенсионерка. Константин Чуриков: Ну, естественно. Наталья, спасибо, да, спасибо. Понимаем ваше возмущение. Валерий Михайлович. Валерий Мамчур: Я, кстати, разделяю возмущение наших граждан по поводу отопления, потому что все-таки отопление – это самая значимая сумма в нашей квитанции. И чтобы наши телезрители, наши граждане понимали: есть у нас в квитанции жилищная услуга и коммунальная услуга. Коммунальная услуга – это все, что управляющая компания делает… То есть это жилищная. А коммунальная услуга – это то, что нам предоставляется ресурсоснабжающими организациями. И здесь государство регулирует, то есть Комитет по ценам и тарифам регулирует вот эти цифры, кстати. Более того вам скажу, что есть в Московской области такой городской округ Богородский, это Ногинск. Кстати, там наши активные представители «ЖКХ Контроля» задали вопрос и изучили момент по формированию тарифа. Более того, они доказали, что тариф действительно неправильно им считают. И им – уже сколько? – второй период не повышают ежегодно тариф на отопление. Константин Чуриков: Валерий Михайлович, извините, что вас перебиваю. Боюсь, что к каждому российскому дому надо приставить вот этого ЖКХ-контролера, который бы, так сказать, объяснил, разъяснил. Валерий Мамчур: Вот этого не надо делать. Просто нашим государственным органам необходимо выполнять свои функции в полном объеме – и тогда никакие «ЖКХ Контроли», никакие общественники не нужны будут. Вот это самое главное. Все! Константин Чуриков: Вы хотите, чтобы вы были не нужны? Валерий Мамчур: Я с удовольствием хочу вообще просто улыбаться людям и ходить просто как сосед. Понимаете, да? Константин Чуриков: Понятно. Валерий Мамчур: К сожалению, общество здесь вынуждено принимать участие и защищать, отстаивать права. Понимаете, да? Константин Чуриков: Завершим эфир такой эсэмэской. Может, вы ее прокомментируете. «Тридцать лет из пустого в порожнее, – Москва пишет, – а воз и ныне там, только тарифы до небес». Валерий Михайлович, много таких сообщений, я же не все читал. Валерий Мамчур: Повторюсь. Если наша Счетная палата и если наш Комитет по ценам и тарифам, который формирует, будут делать четкую аналитику и делать аудит при формировании тарифа, я вас уверяю, что наши тарифы не будут такими большими, и наши граждане очень удивятся, что тарифы могли быть намного меньше. Константин Чуриков: Тогда еще один, самый последний вопрос. Если мы будем проводить четки аудит, вот совсем четкий, не знаю, по зарплатам в стране, то есть не вот это среднее что-то – у нас зарплаты от этого у людей вырастут? Если мы проведем точный учет цен в магазинах и как они на самом деле растут – у нас от этого цены упадут? Валерий Мамчур: К сожалению, знаете, у нас сейчас каждый второй-третий называет себя экспертом. Знаете, некоторые сказали: «Люди сказали, что жить стало хуже, а эксперты говорят, что жить стало лучше». Ну, люди же не эксперты. Понимаете, да? Ну, это же смешно! Поэтому здесь я вам скажу так: большой, огромнейший, можно сказать, пласт вот этой работы. Если мы сейчас начнем обсуждать всю проблематику, нам эфира не хватит. Константин Чуриков: Нет, мы это сделаем отдельно, ладно? Валерий Мамчур: Обязательно. Нам эфира не хватит. Но самое главное – желание и стремление, консолидация граждан в направлении к лучшему. Вот тогда будет… Константин Чуриков: Абсолютно. Это желание у нас всех есть. Мы все за прогресс, за улучшение качества жизни. Валерий Мамчур: И спасибо за вашу открытую информационную политику, что вы поднимаете такие вопросы, и наши жители могут пообсуждать и получить ценную информацию. Константин Чуриков: Вот! Как раз проблемные составляющие ЖКХ, услуги управляющих компаний завтра будем обсуждать. Водопровод у нас, отопление. Ну, канализация – это тоже, наверное, важно. Давайте и о канализации поговорим, но как-нибудь после обеда и после ужина. Валерий Михайлович Мамчур был у нас в студии, руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль». Спасибо большое. Валерий Мамчур: Спасибо и вам. Константин Чуриков: Мы продолжим через несколько минут, будем говорить о рынке труда. Тут очень интересное у нас известие. Сегодня перед эфиром прочел, что, оказывается, у нас безработица на рекордно низком уровне. Более того, по опросам, люди, которые ищут работу, говорят, что найти сейчас проще. Так ли это? Выясним.