Андрей Нечаев: Уже 15 лет мы наращиваем госсобственность под разговоры о ее приватизации
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rasprodazha-gosudarstvennoi-sobstvennosti-21548.html
Антон
Алфимов: Далее поговорим о распродаже. Россия начала распродажу
государственной собственности ради спасения бюджета 2016, дыра в котором
превышает 3 трлн рублей. Доходы бюджета вошли затяжное и глубокое пике.
Перспектив бюджетной стабильности пока не видно. Даже в 2019 году российская
казна не сможет восстановиться и будет на четверть меньше, чем в 2014 году.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, тем не менее, подтвердил оптимистичный
прогноз поступлений от приватизации. Федеральный бюджет в этом году в случае
успешной приватизации крупных государственных активов получит до 1 трлн рублей.
Оксана
Галькевич: А вот когда ты сказал слово "распродажа", я
себе представила такую надпись "sale" со скидками. Смотрите, для лучшего понимания
давайте заглянем сначала в толковый словарь. Что такое приватизация? Это слово
происходит от латинского "privatus"
(частный, личный). Означает процесс передачи объектов государственной или
муниципальной собственности в коллективную или частную. Этот процесс, конечно,
мы с вами помним всей страной. Однажды уже проходили. Да, в тех самых 1990-х. Кому-то
они лихие, кому-то время возможностей. Без ярлыков. Мы просто с вами все это проходили.
Да, не у всех тогда появилась та самая собственность. Но у многих появился
бесценный опыт или, как минимум, свое к тому процессу отношение. Кстати,
последних, кажется, великое множество. Всем известна вот эта государственная
ценная бумага, в простонародье – ваучер. До сих пор где-то у кого-то на
антресолях. Но отношение, как говорят социологи, процентов у 80 негативное
сформировалось. То есть мы Пастернака читать не пробовали, но мнение свое имеем
– кремень.
А как насчет еще нового, но не забытого старого? Ведь в
России стартовала новая приватизация. Началось все с "Алросы". Есть
такая алмазодобывающая компания. До конца этого года власти говорят, что
намерены выставить на продажу активы в "Роснефти",
"Башнефти", в "Совкомфлоте". А вот интересно, кому продают,
кто покупает. И вообще-то, как вы понимаете, ни о каких ваучерах сейчас речи не
идет. А мы, может быть, умудренные опытом, и прикупили бы сейчас чего-нибудь в
фонд будущих поколений. Да в принципе и нынешним не помешало бы.
У нас сегодня в гостях Андрей Нечаев, экономист и, между
прочим, министр экономики в 1992-1993 годах, в общем, человек, который знает о
приватизации все и даже больше. Здравствуйте.
Андрей
Нечаев: Здравствуйте.
Оксана
Галькевич: Андрей Алексеевич, прежде чем мы забросаем вас вместе с
телезрителями вопросами всевозможными, я вот хочу что спросить. Нынешняя
приватизация, если вспомнить это определение из толкового словаря, она в
принципе приватизацией может считаться? Ведь контрольный пакет государство
собирается оставить у себя.
Наиболее важная задача, которую решает приватизация, – это создание конкурентной среды
Андрей
Нечаев: Вообще нынешняя приватизация немножко забавная
временами. Например, когда речь заходит о приватизации нефтяных компаний,
государственная "Роснефть" всерьез рассматривает вопрос о покупке
соответствующего пакета акций. Это просто перекладывание из одного кармана в
другой, но почему-то это называется приватизацией. При этом потом государство
дает "Роснефти" или льготные кредиты, или какие-то другие формы
финансовой помощи. То есть само и оплачивает ее долги или ее покупки. Это, конечно,
не приватизация. Это абсолютно не нормально. Вообще я слушал ваше замечательное
вступление. Спасибо, что без ярлыков. Вообще приватизация может преследовать
две основных цели. Первая – это сугубо фискальная. То есть пополнение бюджета.
И обычно у нас приватизация рассматривается под этим углом. Но есть и вторая,
на мой взгляд, гораздо более важная задача, которую решает приватизация – это
создание конкурентной среды. Это создание и привлечение, как хотите,
эффективных собственников. Потому что в чем главная беда нашей нынешней
экономики? Сейчас это уже общепризнано - от президента до самого младшего
научного сотрудника в каком-нибудь академическом институте - что та модель,
которая была выбрана в середине 2000-х годов, зашла в тупик – модель
огосударствления экономики, когда у нас ключевую роль практически во всех
секторах играют государственные или подконтрольные государству компании, в
основном сырьевой ориентации. В результате отсутствие конкурентной среды. Вы
понимаете, что если в совете директоров государственной компании сидят крупные
государственные чиновники, если они честно выполняют свои обязанности, они
должны сделать все, для того чтобы эта компания преуспевала. Может в такой
ситуации с ней конкурировать частный бизнес, даже крупный? Конечно, не может. И
в результате у нас экономика совершенно не ориентирована на инновации. У нас
главная задача госкомпаний – это выбить себе госзаказ, выбить себе особое
госфинансирование на каких-то льготных условиях и совершенно не думать о том,
как занять какую-то конкурентную нишу на внутреннем или внешнем рынке. И вот
это главная беда (я уж не говорю про коррупцию и низкую эффективность
управления) современной российской экономической модели, которая действительно
завела нас в тупик.
Какую задачу мы ставим перед приватизацией? Если
все-таки поменять эту модель, сделать экономику…
Антон
Алфимов: Сейчас мы идем по первому пути, который в обозначили –
пополнение бюджета любыми способами.
Андрей
Нечаев: Нормальной, эффективной, ориентированной на инновации,
ориентированной на конкуренцию в том числе и на западных рынках, а не на
закрытие собственного – тогда этот фискальный интерес играет подчиненную роль.
Не так важно, выручите вы за продажу компании триллион или 800 млрд… Это не
значит, что надо раздать бесплатно. Но 1 трлн 100 млрд, 1 трлн или 800 млрд –
это не так принципиально. Важно, что вы создаете нормальную конкурентную среду.
Оксана
Галькевич: Принципиален эффект, который мы получим через несколько
лет в результате более конкурентной экономики и эффективного управления.
Андрей
Нечаев: Вы умнее многих наших финансовых начальников.
Оксана
Галькевич: Спасибо.
Андрей
Нечаев: Поскольку действительно ситуация с бюджетом абсолютно
аховая, то, конечно, этот фискальный интерес иногда начинает играть ключевую
роль. Я все-таки на фондовом рынке больше 20 лет уже. С точки зрения
фискального интереса я всегда слышу один и тот же аргумент уже на протяжении
лет 15. Можно по-разному относиться к приватизации 1990-х, но единственное, в
чем не откажешь ее идеологам – это в решительности. Они поставили перед собой
задачу резко сократить госсобственность – менее эффективно, более эффективно,
есть, за что их ругать, но они ее решили. Сейчас я 15 лет слышу один и тот же
аргумент: нет, сейчас продавать рано. Рынок еще не очень хороший. Или, наоборот,
рынок идет вверх. Сейчас "Газпром" стоил 250, а через год он может
стоить 300. Вот тогда-то мы и продаем. Потом, вместо того чтобы стоить 300, он
начинает стоить 250. Рынок обвалился. Кто же приватизирует на упавшем рынке? И
так 15 лет мы наращиваем госсобственность под разговоры об ее приватизации.
"Роснефть", которую вы сейчас правильно упомянули, на историческом
пике своих цен. По крайней мере, рублевых цен. В долларах похуже. Но на пике
своих рублевых цен. Но когда же еще продавать, казалось бы? А с точки зрения
фискального интереса…
Антон
Алфимов: Если даже продадут по нормальной цене все эти активы,
поможет ли? Потому что, судя по прогнозам господина Улюкаева, это триллион.
Дыра – три. Решает ли это проблему, ради которой все это дело затевалось?
Дыра – это же не что-то богом данное. Дыра – вещь рукотворная. Если мы про дыру в бюджете, а не про дыру в головах...
Андрей
Нечаев: Смотрите, дыра – это же не что-то богом данное. Дыра –
вещь рукотворная. Если мы про дыру в бюджете, а не про дыру в головах. Создайте
такой экономический климат в стране, такой предпринимательский климат, чтобы из
страны не бежал капитал, не бежали мозги, чтобы люди вкладывались здесь и у вас
начался реальный экономический рост, и у вас будут расти доходы бюджета, с
одной стороны. С другой стороны, если пока это не получается или нет
политической воли резко поменять курс и кардинально изменить экономическую
политику, давайте проявим политическую волю в другом: давайте тогда сокращать
расходы. Потому что чудес в экономике (хотя это не точная наука, не физика),
там тоже не бывает. Когда вы хотите сбалансировать бюджет, у вас есть два
варианта: либо нарастить доходы, либо сократить расходы.
Антон
Алфимов: А не получится ли так, что продадут сейчас упомянутые
компании, а потом государство будет вынуждено, поскольку ни первая, ни вторая
из предложенных вами моделей не сработает, будут вынуждены продавать уже
контрольные пакеты? Или они на это никогда не пойдут?
Андрей
Нечаев: Смотрите, а почему не сработает? Мы даже не пытались.
Мы еще не пытались.
Антон
Алфимов: Мы два года уже пытались с начала кризиса.
Андрей
Нечаев: Ничего всерьез поменять в политике, зашедшей в тупик,
мы не пытаемся. Там какие-то рюшки, косметические… вот тут подмажут, здесь
подкрасим, здесь подопрем заборчик немножко, где плечом, где столбом. И все. Я
еще раз говорю. Одна из основных бед российской экономики – ее чрезмерное огосударствление,
когда государство – не просто регулятор, а прямой хозяйствующий субъект.
Возьмите любой… Наугад назовите любой сектор экономики. Мы сейчас с вами
выясним, что там ключевую роль играет госкомпания, все остальные в абсолютно
подчиненном положении.
Оксана
Галькевич: Например, авиация. "Аэрофлот". Пассажирские
перевозки.
Андрей
Нечаев: Я до конца передачи могу перечислять.
"Аэрофлот", "Ростехнологии", ВТБ, Сбербанк, Объединенная
авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная и прочее, прочее.
Кроме, может быть, иностранного туризма. Пока там теплится дохленькая какая-то
конкуренция.
Мы же говорим только. Или поддержка малого и среднего
бизнеса. Это просто идет рефреном. Выступает любой крупный руководитель:
"Приоритетное направление – поддержка малого и среднего бизнеса". А
потом вы придите в какую-нибудь предпринимательскую организацию, любую -
"Опоры России" или какую-нибудь "Профассоциацию", и они вам
расскажут такое количество ужасов, которые испытывает малый и средний бизнес.
Последний публичный ужас, который мы наблюдали все – это снос в Москве
павильонов, палаток и так далее. У людей были документы, которые мэрия считала
неправильными. Но они были. Значит, в любом случае надо было искать какое-то
компромиссное решение. Как минимум, судебные инстанции привлекать, что правовое
государство предполагает. Нет, бульдозером. А потом говорят: нет, мы очень
заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. Но пока кузькину мать
покажем.
Антон
Алфимов: Как водится.
Оксана
Галькевич: Андрей Алексеевич, скажите, пожалуйста. Ведь речь идет,
может быть, я ошибаюсь, только о привлечении стратегических инвесторов?
Государство контрольный пакет оставляет у себя. Остальное продает. Но к
приобретению остального привлекаются только стратегические инвесторы? То есть
мы, частные лица, граждане никак не можем себе кусочек "Алросы" или
чего-то еще?
Андрей
Нечаев: Мне это кажется неправильным.
Оксана
Галькевич: У нас просто государство постоянно ведет речь о том,
что нужно привлекать граждан к приобретению акций российских компаний,
развивать наш фондовый рынок.
Стратегическим инвестором в итоге могут оказаться не какие-то понятные западные бренды, а хорошо нам знакомые "друзья семьи". Вот это будет худший вариант приватизации. И по сути, и по форме, и по результату
Андрей
Нечаев: Я под скрытой подоплекой вашего вопроса в интонационных
моментах совершенно солидарен. Это неправильно. Когда это так называемый
стратегический инвестор, это всегда какая-то сделка под одеялом. Это о чем-то
договорились… Это не публичные торги. Что еще чрезвычайно важно в этой
приватизации, которая сейчас то ли будет, то ли не будет? Чтобы она шла по
понятным, открытым, прозрачным и желательно публичным процедурам. У нас
достаточная емкость фондового рынка при тех скромных масштабах приватизации,
которые сейчас намечаются. Особенно если облегчить доступ туда иностранным
инвесторам, вполне российские граждане и те финансовые институты, которые у нас
уже нормально работают, и негосударственные пенсионные фонды, особенно если им
разрешить туда вкладывать, которые, правда, сейчас уже третий год у них деньги
отбирают и замораживают эти пенсионные накопления. То есть у нас достаточное
количество финансовых институтов, для того чтобы вполне справиться с этими
робкими скромными задачами по приватизации.
Но знаете, что меня беспокоит больше всего? Что под этим
стратегическим инвестором в итоге окажутся не какие-то понятные западные
бренды, а хорошо нам знакомые друзья семьи. Вот это будет худший вариант
приватизации. И по сути, и по форме, и по результату.
Оксана
Галькевич: Скажите, там ведь идет речь и в том числе о
ресурсодобывающих компаниях - "Роснефть", "Башнефть".
Приватизация таких компаний была закрытой и в 1990-е годы.
Андрей
Нечаев: Почему нет? По-разному. У всех на слуху обычно, когда
приводят пример глубоко негативной с точки зрения приватизации, упоминают
залоговые аукционы. Я тоже не сторонник и, слава тебе Господи, не имел к ним
никакого отношения, ушел из правительства существенно раньше. Я тоже считаю
ошибкой. Но я еще другое хочу сказать. На залоговых аукционах, которые стали
просто притчей во языцех, вообще-то было приватизировано 12 компаний, и далеко
не все из них были крупнейшие. Поэтому рассказ о том, что бесплатно раздали
будущим олигархам – это все такое бла-бла. Поскольку я сейчас сам баллотируюсь
в Государственную Думу, я тоже склонен должен быть к какому-то популизму, но
профессионал мешает говорить неправду, и тут у меня все время такой когнитивный
диссонанс. Но это все такое популистское словоблудие.
"Газпром" был приватизирован по особой схеме.
Все остальные приватизировались в рамках той модели, которая была избрана со
всеми претензиями, которые мы можем к этой модели предъявить, но которая была
результатом компромиссов между исполнительной и законодательной властью. В
общем, я сейчас не хочу уходить в историю. То есть я к тому, что нет, не так.
Оксана
Галькевич: Антон Алексеевич, мы сейчас прервемся на новости. Но
перед этим я предлагаю все-таки обратиться к нашим телезрителям, потому что
очень активно пишут. Вдруг среди вас, уважаемые друзья, есть люди, которые
хотят позвонить, высказаться в прямом эфире. Для этого у нас есть телефон
8 800 222 00 14. И всегда в вашем распоряжении короткий номер нашего
СМС-портала: 3443. Вначале ставьте буквы ОТР.
Антон
Алфимов: Да, это бесплатно. Прервемся.
НОВОСТИ
Антон
Алфимов: Мы продолжаем. Говорим сегодня о приватизации
государственных активов. В гостях у нас Андрей Нечаев, экономист, бывший
министр экономики России. И, конечно, наши зрители. Обратимся к СМС-порталу.
Спрашивают: "Скоро все продадут. Потом что продавать будут?".
Действительно, какой долгосрочный эффект у этой программы? Сейчас продадут. В
следующем году, если ничего не изменится, у нас будет опять дыра в бюджете. Чем
будут заполнять ее потом?
Андрей
Нечаев: Вы все время говорите о дыре в бюджете как о чем-то
таком… Господь нам послал дыру в бюджете.
Антон
Алфимов: Но мы с ней боремся уже 2 года – ничего не происходит.
Почему вы думаете, что в следующем году вдруг наша экономика станет
диверсифицированной и мы откажемся от экспорта сырья?
Андрей
Нечаев: За года она, конечно, такой не станет. Но мне кажется,
что и в обществе, и во властных элитах наступило все-таки осознание того, что
модель экономики, модель развития надо кардинально менять.
Антон
Алфимов: А почему вам так кажется?
Андрей
Нечаев: Во-первых, сейчас уже фактически предвыборная кампания
началась в Госдуму. Я просто слежу за риторикой, слежу за выступлениями, за
программами. В общем, редко кто… "Единая Россия" – понятно, но это не
совсем партия, а профсоюз чиновников. Поэтому у них какую программу напишут, ту
они и говорят. Все остальные, что интересно, и справа, и слева говорят об одном
и том же: что нынешняя политическая и экономическая модель зашла в тупик, ее
надо кардинально менять.
Антон
Алфимов: Это было очевидно еще 2 года назад.
Андрей
Нечаев: В этом смысле обнадеживающий признак, что президент
сейчас возродил свой экономический совет, который при нем номинально был, но он
реально не функционировал. И там начались какие-то обсуждения. Скажем, Кудрина
попросили написать программу. Правда, это программа не на завтра, а, наверное,
на последующий президентский срок. То есть ощущение, как мне кажется, что
дальше так жить нельзя, оно есть. И дальше только вопрос политической воли и
готовности к каким-то серьезным переменам. Поэтому эта дыра не богом задана.
Оксана
Галькевич: Наверное, все-таки должно быть понимание у власти, что
нужно как-то простых людей подпустить поближе к этому центру принятия
управленческих решений. Потому что, опять же, мы с вами вспомнили про то, что
только стратегическим инвесторам. Нам люди говорят о том, что опять все
распродадут своим, богатым и так далее. И получается очень странная картина. С
одной стороны, люди вспоминают 1990-е годы и считают ту приватизацию
несправедливой. Но и эту справедливой тоже не назовешь.
Андрей
Нечаев: Если она пойдет по модели "договорились под
одеялом" и назвали это стратегическим инвестором, а реально раздали своим
– это худший вариант приватизации, которую можно придумать. Лучше тогда ее не
проводить.
Антон
Алфимов: Вы имеете в виду – с точки зрения какого-то имиджа.
Андрей
Нечаев: Нет, с точки зрения всех тех эффектов, ради которых
затевается приватизация. Первое, с чего я начал – это создание конкурентной
среды и эффективного собственника. И второе – фискальный интерес. Со своих же
много не возьмешь. Как-то не по-пацански это. Поэтому ни первого не будет, ни
второго. Поэтому очень хочется надеяться, что это все-таки будут прозрачные
публичные процедуры. Хотя уверенности в этом нет. Если еще говорить о наших
современных бедах, то это, конечно, отсутствие контроля общества над властью. И
то, о чем мы сейчас говорим – это такой маленький штришок в этой грустной
картине, когда…
Оксана
Галькевич: Вы знаете, с одной стороны, вроде как отсутствие
контроля со стороны общества над решениями, которые принимает власть. А, с
другой стороны, люди как единицы, судя по этим сообщениям, тоже не всегда
готовы какой-то контроль, какую-то ответственность брать на себя. Есть некое
какое-то коллективное обобщение, что "Разворуют. Да когда же перестанут
раздавать все по рукам?". Тоже есть такой момент.
У нас при каждом ведомстве создали общественный совет для контроля работы этого ведомства. Казалось бы, замечательно. Только в этот совет руководитель ведомства сам назначает людей. То есть начальник назначает себе контролеров. Аркадий Райкин
Андрей
Нечаев: Единственный способ, как с этим можно бороться, и
человечество другого не придумало – это а) активность самих граждан в самых
разных формах, начиная от крайних (публичные протестные действия на улицах) и кончая
– сейчас у нас выборы, сделайте какой-то свой разумный сознательный выбор, не
поленитесь посмотреть программы, посмотреть, что за кандидаты, а не сидите на
диване со словами "ну и так все фальсифицируют, и так все нарисуют, и так
все разворуют". Займи сам какую-то позицию, и это многое изменит. И,
соответственно, развитие гражданского общества и его институтов, которые и
должны в первую очередь контролировать власть, в том числе и по
профессиональной линии. Ведь что у нас сейчас происходит? У нас в качестве дани
политической моде при каждом ведомстве создали общественный совет для контроля
работы этого ведомства. Казалось бы, замечательно. Только в этот совет
руководитель ведомства сам назначает людей. То есть начальник назначает себе
контролеров. Аркадий Райкин.
Оксана
Галькевич: Очень удобно.
Андрей
Нечаев: Так вот, институты гражданского общества,
профессиональные ассоциации производителей, потребителей должны туда в эти
общественные советы, если мы эту форму используем, делегировать людей, а не начальник
назначать себе удобного контролера. Это опять такая маленькая частность.
Поэтому многое здесь зависит от нас. И я говорю – эти осенние выборы как раз
дают людям возможность свое "Я" проявить, свою позицию обозначить, а
не голову в песок, что "и так сойдет".
Антон Алфимов: Спасибо. Я напомню, Андрей Нечаев, экономист,
бывший министр экономики России, был в студии Общественного телевидения России.
Говорили мы о приватизации государственных активов. Спасибо.