Иван Князев: Российские АЗС проверят на качество топлива, это предложил правительству Росстандарт, причем проверки будут внеплановыми и коснутся 60 регионов страны. Причина – в некоторых из них рост контрафактного бензина и дизтоплива превышает 20%. Тамара Шорникова: Прицельно ударят по таким регионам, как Крым, Свердловская и Владимирская области, Хабаровский край и Республика Алтай, там ситуация настораживает больше всего. Проверки хотят организовывать с привлечением Генеральной прокуратуры, опыт показывает, что ее помощь очень эффективна. Что с топливом в вашем регионе? Какого оно качества? Обманывают ли на АЗС, по вашему мнению? Пишите-звоните нам прямо сейчас. Иван Князев: Ну а мы подключаем к разговору наших экспертов. Павел Баженов на связи, президент «Независимого топливного союза». Павел Александрович, здравствуйте. Павел Баженов: Да, здравствуйте. Иван Князев: Павел Александрович, ну если брать статистику, то где-то с 2015 года у нас доля контрафактного бензина на АЗС понемножку, но падает. Вот почему в некоторых регионах она растет? И что нам дадут эти проверки? Вообще какова ситуация, расскажите. Павел Баженов: Ну смотрите, говоря о проблеме с качеством топлива, надо понимать общую ситуацию, которую мы имеем на топливном рынке. Если, допустим, взять специфические регионы, будь то Дальний Восток или будь то Крым, то в целом эти регионы находятся в очень сложной ситуации с точки зрения именно наличия оптовых объемов продукта. Поэтому порой как раз то самое некачественное топливо является единственной возможностью восполнить этот баланс. Вопрос, каким образом это реализуется. У нас сегодня пока не запрещена реализация топлива не 5-го экологического класса под видом, газойль бывает, бывает печное, судовое маловязкое. Но тем не менее надо понимать, что речь идет о бензине или дизеле просто не 5-го экологического класса, не 5-го класса, пока на заправках разрешена реализация других нефтепродуктов. И если это делается легально, то есть открыто, что да, вот по ТУ, к примеру, по техническим условиям сделано, то обмана потребителя здесь нет, это топливо стоит дешевле, люди, у кого автомобиль спокойно ездит в топливе не 5-го класса, голосуют рублем. Когда речь идет об обмане потребителя, когда идет торговля некачественным топливом под видом качественного, под видом товарного, это, безусловно, проблема, это первое. И все-таки мы считаем, что, безусловно, проблема качества присутствует, тем не менее здесь должна быть сбалансированная государственная политика. То есть у нас Минэнерго за голову берется, не зная, как сейчас оперативно решить проблемы с насыщением оптовыми объемами данных регионов, а с другой стороны, Росстандарт говорит, давайте мы всех проверим, всех накажем, устроим показательную порку. Поэтому... Иван Князев: Ну а почему в регионы не везут топливо? Только расстояние мешает? Что там еще, проблемы с логистикой, с чем еще? Павел Баженов: Ну смотрите, да, проблема, во-первых, с тем, что у нас сдерживается розничная цена искусственным образом, при этом не создаются условия для того, чтобы была адекватная оптовая цена. Если берем Дальний Восток, то там всего 2 завода, которые профильные и находятся на Дальнем Востоке. Если берем Крым, то там дорогая логистика, только-только ЖД-сообщение открыли, плюс прямые поставки со стороны компаний нефтяных туда ограничены в силу специфического статуса Крыма. То есть реально есть объективные сложности. Поэтому при дорогой... Когда оптовая цена выше розничной, искусственно сдерживаемой, естественно, дополнительным объемам появиться неоткуда. А топливо дорогое оптовое по причине высокого уровня налогообложения, во-первых, надо понимать, и дорогой логистики, конечно, тоже. И вот пока мы... С одной стороны, регуляторы пытаются сдерживать, контролировать рост розничных цен, с другой стороны, Минфин хочет все больше и больше налогов собирать с топлива, ну, эта ситуация... А Росстандарт хочет еще и пороть показательно. Эта ситуация может вылиться только в дефицит, только действительно сложными проблемами вообще в принципе с доступом к топливу в данных конкретных регионах. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Вот несколько SMS. Алтайский край пишет: «Необходимо разработать оборудование для возможности проведения проверок самим водителем автомобиля при покупке горюче-смазочных материалов, прежде всего бензина и дизельного топлива, прямо на АЗС». Тюменская область считает, что «он везде разбавленный, в России привыкли воровать испокон веков». Ну и, соответственно: «Экономика, позволяющая продавать плохое за хорошее, ведет все к краху», – пессимистично настроена Смоленская область. Сейчас узнаем, какое настроение у Веры. Здравствуйте, Вера. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Тамара Шорникова: Саратовская область на связи. Как у вас там с топливом? Зритель: Саратовская область, город Аткарск. Тамара Шорникова: Ага. Зритель: Бензин – плохое качество. Тамара Шорникова: «Бензин – плохое качество». Зритель: Отвратительное. Иван Князев: Почему? Тамара Шорникова: Как определили? Что вызывает жалобы? Зритель: Как определили? Потому что заливаем когда в бак, машина плохо заводится, меняем и заправки, и все. И потом добавляет муж там такое средство, которое выпаривает воду, и замучились. И многие жалуются, не только мы. Иван Князев: На каких АЗС заправляетесь? Зритель: Ну, мы у себя тут, в Аткарске, город небольшой, разные, какие у нас тут есть, на них и заправляемся. Тамара Шорникова: А бензин-то какой покупаете? Зритель: Ну, 92-й. Тамара Шорникова: Девяносто второй, да. Это какая-то повсеместная история, или недавно начались проблемы? Иван Князев: Ну, там чаще всего присыпки делают. Зритель: Постоянно так, постоянно, давно уже. Тамара Шорникова: Постоянно. Да, понятно, спасибо. Иван Князев: Спасибо вам. Тамара Шорникова: Почему так, спросим у еще одного эксперта – Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения. Сергей Владимирович, здравствуйте. Сергей Канаев: Добрый день. Тамара Шорникова: Плохой бензин постоянно, говорят нам телезрители. Почему так? Вроде и проверки, и различные мероприятия проводятся. Сергей Канаев: Ну, на самом деле Росстандарт у нас очень ограничен законом по проверкам. Есть федеральные законы по малому бизнесу, плюс сейчас коронавирус, так что сейчас Росстандарт, наверное, проводит минимум проверок. И в данном случае инициатива руководителя Росстандарта проводить внеплановые проверки мне кажется абсолютно правильной, потому что с учетом того, что проверяют у нас количество отпускаемого топлива и качество, то с количеством отпускаемого топлива есть большие сложности, так как программное оборудование на АЗС можно перепрограммировать в течение 30 секунд. Поэтому пока приехал Росстандарт, вам будут отпускать ровно столько, сколько положено, а приезжает следующий водитель, и тут же ему недоливают порядка 5–7%, как показывает практика тех проверок, которые мы проводили. Тамара Шорникова: Сергей Владимирович, смотрите, информация последних дней: в России завершена разработка национального стандарта для топливных колонок на автозаправочных комплексах. Новые требования к колонкам защитят автомобилистов от недолива. Вводится в действие, значит, эта вся история с 1 октября вот уже 2020-го. Что это за стандарт? Что это за оборудование? И поможет ли оно защитить автомобилистов от недолива? Сергей Канаев: Ну, будем надеяться, что оно, конечно, поможет. Вопрос в том, что стандарт еще не вступил, соответственно, им еще никто не оснащен, на практике проверить это очень сложно. Только 24-го числа будет у нас межотраслевая рабочая группа в Росстандарте, на которой я присутствую в качестве члена, и я могу сказать тогда действительно, когда будет представлена методика контролирующими органами о том, что есть у него какие недостатки и какие преимущества. Пока это все знает только Росстандарт, но тем не менее работа, которая велась на протяжении многих лет, конечно, дает свои позитивные результаты, и то, что сокращение некачественного топлива, контрафакта конкретно, – это, конечно, очень замечательно, то есть сократилось практически вдвое. Но тем не менее такие проблемы есть, они будут присутствовать еще какое-то время. Иван Князев: Звонок у нас есть, давайте вместе послушаем нашего телезрителя. Сергей дозвонился из Краснодара. Сергей, слушаем вас. Зритель: Да, здравствуйте, день добрый. Тамара Шорникова: Ага. Зритель: Вот у меня такой вопрос. Да, это Краснодарский край, Мостовской район, да? Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Говорите, слушаем вас. Какой вопрос? Зритель: Вопрос такой у меня. Вот на «Лукойле» заправляем 92-й, он у нас стоит 94,70, это в Мостовском районе, да? Иван Князев: Так. Зритель: Бензин вообще ужасный, недоливают. На семечке, на подсолнухе, «Роснефти» заправляем, тоже недоливают, бензин там хороший. В Переправной, это в станице, бензин вообще ни на косилку, ни на машину, ни на мотоблок, ни на чего нельзя залить, ничего потом не работает, и никто за это не отвечает. Иван Князев: Ага. А мы сейчас узнаем вообще, какая ответственность за это есть. Скажите, пожалуйста, Сергей Владимирович... Сергей Канаев: Да-да, слушаю. Иван Князев: Какие заправки чаще всего грешат недоливом, присыпками какими-то, чтобы повысить октановое число? Это крупные компании какие-то? Вроде, казалось бы, им уже не должно быть это интересно. Сергей Канаев: Вы знаете, я могу говорить только по практике. Мы проверяем АЗС с 2015 года, и очень много было там нареканий на компанию «Лукойл», «Газпромнефть» или «Роснефть». Я могу сказать, что за все время у нас выявлено только 2 случая, мы проверили больше 1 500 АЗС, где действительно были такие проблемы. В основном, конечно, проблемы существуют на частных АЗС, особенно на мелких, потому что им нужно выживать, и Павел Баженов, который у вас выступал, он в подтверждение этому говорил, что действительно такие проблемы есть, и они с чем связаны, я повторяться не буду, уже все он сказал абсолютно верно. Здесь нужно понимать, что, если у людей нет маржи, они, естественно, будут как-то пытаться заработать либо на недоливе, либо на бодяге топлива. Мне кажется, в данном случае то, что говорят наши слушатели, оно зачастую... Действительно, людям может быть обидно, но оно никак не относится к действительности, потому что на компании «Роснефть», мы любую проверку готовы провести, пусть человек конкретно, если он вам позвонил, говорит АЗС, мы можем в течение недели проверить любую АЗС практически по всей России. Тамара Шорникова: Сергей, который из Краснодарского края нам звонил, если слышали сейчас, оставьте, пришлите свои контакты, пришлите адрес заправки, вот есть возможность проверить, действительно ли там что-то делают не так. Что касается ответственности, на наш взгляд, во-первых, какая она сейчас за какие-то нарушения выявленные... Иван Князев: Какие штрафы? Тамара Шорникова: И достаточная ли она, на ваш взгляд? Сергей Канаев: Ну, если у нас некачественное топливо продается и это будет доказано Росстандартом, то сейчас там введены оборотные штрафы, скажем, от продаваемого топлива: в первый раз 1%, потом до 3%. Это, конечно, очень серьезные штрафы, то есть это, скажем, многомиллионные. Что касаемо недолива топлива, то здесь, конечно, штрафы отнюдь не такие жесткие. Но Росстандарт, насколько я знаю, как раз это предложение и пытается внести в правительство, чтобы были введены точно так же оборотные штрафы, чтобы людям, которые торгуют топливом, было неповадно торговать и недоливать. Иван Князев: Спасибо вам. Сергей Канаев, директор Национального общественного центра безопасности движения, был с нами на связи. Переходим к следующей теме.