Разговоры за рулем будут фиксировать дорожные камеры
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/razgovory-za-rulem-budut-fiksirovat-dorozhnye-kamery-42041.html
Марина Калинина: Разговоры за рулем по телефону – за это придется заплатить штраф. Сейчас система для выявления нарушителей пока тестируется. А депутаты уже призывают поднять штраф за использование телефона за рулем с 1,5 тыс. до 5 тыс. руб.
Петр Кузнецов: Причем депутаты это делали еще в январе. Именно тогда они призывали увеличить до 5 тыс. руб. Вот сейчас многие из нас узнали, что штраф за телефон в руке за рулем существует. Да, 1,5 тыс. руб. Еще поговорим, как он работает. Кроме того, депутаты идут дальше. Они хотят не только телефоны запретить…
Марина Калинина: Планшеты…
Петр Кузнецов: …но и планшеты, умные часы, электронные браслеты и другие устройства, которыми вы будете пользоваться, не дай бог, за рулем. Давайте обсудим эту инициативу: возможно увеличение штрафов. И узнаем, что же это за приборы, которые будут фиксировать нас с телефонами за рулем.
Марина Калинина: Да, и давай опять спросим наших зрителей. Увеличить штрафы за разговоры за рулем – как вы считаете, правильно это или нет? Присылайте нам свои ответы, просто «да» или «нет».
Петр Кузнецов: И рассказывайте истории, если вы страдали, например, от этого, если вот рядом где-то в потоке человек с телефоном в руке спровоцировал что-то нехорошее. Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, с нами на связи. Здравствуйте.
Леонид Ольшанский: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Давайте разберемся, Леонид Дмитриевич, с действующим штрафом, который 1,5 тыс. руб. за телефон в руке за рулем. Как это сейчас работает? Кого-то ловят? Кто ловит, как штрафует, у кого какие права…
Марина Калинина: И как ловят, главное.
Петр Кузнецов: У кого какие права, да.
Леонид Ольшанский: Однозначно: инспектор останавливает автомобиль и говорит, что вы разговаривали за рулем, будем составлять протокол. Если водитель опытный пофигист, то вам выпишут протокол. Если водитель опытный полемист, то он скажет: «Нет, я не разговаривал, вы говорите одно, я – другое, презумпция невиновности…». И понеслась. Т. е. любой штраф за любое нарушение на дороге – это полемика с инспектором. Или водитель согласен, или не согласен. Вот коротко, если надо.
Петр Кузнецов: И все зависит от подкованности. К вопросу о том, кто же выигрывает в этом споре касательно телефона. Может, сейчас он в руке, а через секунду не в руке.
Леонид Ольшанский: От подкованности… Да. И то же самое с ремнем безопасности. «Ну, товарищ, я… чтобы достать документы, пока вы ко мне шли. Да вы что, смеетесь, что ли? Я, я был не пристегнут?»
Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, не очень хорошая связь. Поэтому, если вы где-то перемещаетесь, попросим вас…
Марина Калинина: Остановиться.
Петр Кузнецов: …зафиксироваться. Потому что прыгающая связь. Мы надеемся, что вы не за рулем сейчас, Леонид Дмитриевич?
Леонид Ольшанский: Я не за рулем. Я сижу за столом плотно.
Петр Кузнецов: …с телефоном.
Леонид Ольшанский: Да, значит, я хочу сказать, что это безобразие – превышение штрафов, увеличение штрафов. Почему? Первое: ни много ни мало, президент нашей страны сказал во время горячей линии, что штрафы не должны служить средством наживы. Т. е. не имеет значения, за что. Это первое. Второе. Премьер-министр: «Штрафы не годятся». То же самое повторил министр внутренних дел. То же самое сказал председатель Комитета по социальной политике Госдумы Ярослав Нилов. И, наконец, … … председателя Комитета по законодательству Крашенинникова: «Увеличение штрафов, … механизмы не соответствуют целям и задачам текущей политики, противоречат ориентирам, обозначенным президентом … , а не Федеральному собранию». Кто еще должен высказаться, чтобы уже остановить репрессивный механизм?
Петр Кузнецов: Давайте мы выскажемся, Леонид Викторович.
Марина Калинина: Скажите, а Госдума не слышит вот эти все высказывания? Потому что постоянно мы слышим о том, чтобы повысить штрафы за это, повысить штрафы за то… И причем не на какие-то проценты, а в разы.
Леонид Ольшанский: Мы должны с вами понять: или высказана идея, или депутат Иванов, Петров, Сидоров, пользуясь своим, внес в Госдуму законопроект? Это первое. И второе, мы с вами не сказали второй аспект. Ведь для того, чтобы за это дело писать штрафы, выносить, – это же нужно на региональном уровне решить. Поэтому эта идея о том, чтобы там что-то увеличить, настроить камеры, – это идея федеральная? Нас же слушает, смотрит вся страна. Или она региональная? Москва и еще кто-то. Вот с этим тоже надо разбираться.
Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, подождите. Давайте разберемся вот с чем. Это очень важно. Мы сейчас обсуждаем проблему, но мы на самом деле не выяснили: это проблема в масштабах, ну в крупных городах хотя бы? Сейчас же только на Москве эти приборы появляются. По-вашему, это проблема? Ведь это тоже безопасность: человек отвлекается за рулем на гаджет. А сейчас не только разговаривают, а и пишут СМСки за рулем, в тех же пробках, тоже создавая там некоторые проблемы. Не видит машину, которая перед ним уже давно притормозила.
Леонид Ольшанский: Нет, нужно вопрос поделить.
Петр Кузнецов: Ну, давайте.
Леонид Ольшанский: Раньше не было такой статьи в Кодексе.
Петр Кузнецов: Раньше не было телефонов.
Леонид Ольшанский: Нет, нет, вот за телефон во время движения появилась статья. И санкция 1,5 тыс. руб. Речь идет о том, уважаемые люди в нашем государстве что сказали? Не надо увеличивать штрафы. Репрессиями не взять. Вот о чем идет речь. И дальше я хочу добавить. Вот сейчас принимались поправки к Конституции. Но среди тысяч поправок (неважно – отклоненных, принятых) было сказано, что Статья 19 Конституции незыблема. Она гласит что? Все граждане нашей страны, независимо от пола, возраста, профессии, образования, места жительства, равны перед законом. Поэтому не может быть, что в Москве один штраф, в Воронеже второй, а в Магадане третий. Или там есть, а тут нету. У нас должно быть все едино. Вот что я хотел сказать на вторую часть ответа.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Марина Калинина: Спасибо.
Петр Кузнецов: Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России.
Марина Калинина: У нас хотят высказаться телезрители. Евгений из Краснодарского края у нас на связи. Евгений, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Евгений.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Слушаем ваше мнение.
Петр Кузнецов: Вот мы по эксперту так и не поняли, проблема это или нет. Вы как считаете?
Зритель: Это проблема. Но на мой взгляд, сегодня более актуально не увеличение размера штрафов, а сделать этот штраф, наказание неотвратимым. Вот смотрите, последние тонкие ДТП при расследовании о чем говорят? О том, что у каждого их совершившего – десятки неоплаченных штрафов. 80, у одного было вообще больше 600 неоплаченных штрафов в течение года. Ну, и что мы увеличим размер штрафа, к чему это приведет? Ну, к увеличению антагонизма между работниками ГИБДД и водителями. А те, кто их не оплачивал, мажоры так называемые, как ездили, так и будут продолжать ездить.
Петр Кузнецов: Т. е., по-вашему, обязательно, что если водитель, на котором много штрафов, это злостный лихач?
Марина Калинина: Потенциальный нарушитель и в дальнейшем.
Зритель: Как правило, да. Да-да.
Марина Калинина: Спасибо за ваше мнение. Еще у нас есть один звонок из Москвы, на сей раз Олег.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте, Олег. Ну уж Москва за рулем – точно, вижу каждый день, за рулем любит разговаривать. И не только.
Зритель: Слишком много забот и вопросов москвичи решают за рулем. Лично я разговариваю в машине, когда у меня телефон стоит на панели прикреплен и на громкой связи, исключительно. Раздается звонок, я на него отвечаю, веду беседу, глазами контролирую дорогу. Заканчивается разговор – я отключаюсь. Я хочу сказать следующее. На основании чего будут штрафоваться водители? Видеоизображение? Или эти камеры будут снимать какой-то СМС-сигнал? Ведь СМС-сигнал камеры не снимают, это правильно сказал господин Ольшанский, я его целиком и полностью поддерживаю. А если чисто по изображению – ну, вы знаете, у каждого водителя в машине есть солнечный козырек. Достаточно его только опустить, и ни одна камера не увидит, разговаривает водитель по телефону или не разговаривает. Камера может увидеть, что нету черного ремня безопасности, – да, согласен. Но, извините меня, этот козырек такой широкий, что он закрывает половину стекла.
Петр Кузнецов: Во-первых, спасибо за лайфхак…
Марина Калинина: Слушайте, но вы сейчас подсказали, да.
Петр Кузнецов: …А во-вторых, еще могут же быть ситуации, когда я просто не в нужном месте и не в нужную секунду, не знаю, просто висок почесал…
Марина Калинина: Телефоном почесал.
Петр Кузнецов: Нет, ну рукой. А они рассеяны… Но там, видите, сейчас мы, кстати, у следующего эксперта выясним, как эти камеры будут работать, надеюсь, в подробности. Но там, видите, какую-то умную нейросеть будут подключать к этому делу. Поэтому… Систему только тестируют. Мы не можем сказать, как точно она будет работать.
Марина Калинина: Но по крайней мере узнаем.
Петр Кузнецов: А сейчас Сергей Радько.
Марина Калинина: Да, сейчас адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия» у нас на связи. Сергей Александрович, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте. В любом случае… А, потому что за рулем Сергей Александрович был. Наверное, увидел, что ГИБДД или, возможно, потенциальная камера тестируется. И поэтому, конечно, сбросил. Его можно понять. Сейчас мы Сергея Александровича наберем, чтобы с ним поговорить.
Марина Калинина: Ну, а наши телезрители очень категоричны. Вот из Архангельской области пишут: «Только лишение прав. Никакие штрафы не помогут». А кто-то замучился от штрафов: «Лучше бы дороги нормальные сделали». Так. «Нужно законодательно, на уровне федерального закона, утвердить увеличение штрафов за разговоры за рулем». В общем, как-то все…
Петр Кузнецов: Как всегда, да, наши телезрители еще дополняют эти поправки. Сергей Александрович, здравствуйте еще раз.
Сергей Радько: Добрый день, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Напоминаем: это Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия» с нами на связи. Сергей Александрович, ну вот мы закончили со слушателем, со зрителем тем, что попытались разобраться, что это за приборы новые, которые будут тестировать. Вы в любом случае ближе к теме.
Сергей Радько: Ну, пока, к сожалению, никто не может нам четко объяснить, что это будут за приборы, которые будут делать какой-то нейроанализ и чего-то еще. Я, честно говоря, совсем сомневаюсь, что это в принципе возможно сделать. Потому что, знаю, сейчас вот те камеры, которые у нас есть в стране, они и то допускают совершенно глупые ошибки. Они не могут даже понять, где находится машина. Помните эти истории? То машина на эвакуаторе, и приходит штраф ее владельцу за превышение скорости. То машина на встречке, хотя …
Петр Кузнецов: Тень штрафуют, да.
Сергей Радько: Да. И поэтому я не понимаю, как камера, которая не может толком определить, где находится машина, как она будет понимать, что у водителя в руке не пачка сигарет, не бутылка воды и не очки, а телефон. Поэтому насколько будет корректно показание камеры, я очень сомневаюсь. Тем более что ведь водитель находится внутри автомобиля, а внутри автомобиля темно. И как камера будет там через грязное, бликующее стекло распределять, определять, что водитель взял в руки телефон, – это большой вопрос. Т. е. даже чисто технически есть проблемы, как определять безукоризненно и точно, что водитель пользуется именно телефоном, а не чем-то другим. Но это первый вопрос. Второй вопрос, который на сегодняшний момент мне видится неразрешимым. Ведь правила запрещают использование телефона, если он не оборудован системой hands-free. А это означает, что если он системой оборудован, им пользоваться можно. Тут же возникает второй вопрос: если камера все-таки засекла и доказала (будем считать, что она идеальная, что она работает безукоризненно), даже если она определила, что у водителя в руках телефон, как камера будет определять, что телефон не оборудован системой hands-free? Это при том, что почти все машины имеют блютус-соединение, т. е. оборудованы системой hands-free, и все телефоны имеют систему громкой связи. Т. е. фактически наказание назначить нельзя. Если, конечно, не поменять правила. Но как их менять, опять же никто не знает и предположить не может. Поэтому я думаю, что даже если система будет в состоянии определить, что у водителя в руках телефон, это еще с точки зрения закона не основание для назначения наказания.
Марина Калинина: Ну, а, Сергей Александрович, у нас же если что-то пообещали в плане установки камер, установки систем слежения, повышения штрафов, это обязательно рано или поздно случится. Вот сейчас, по сообщениям в Интернете и в средствах массовой информации, что сейчас уже эти системы тестируются, в Москве по крайней мере. Если такая система уже включится и будет действовать, насколько вообще можно рассчитывать, что… Ну, штрафы-то будут приходить. Что с этим делать дальше, вопрос? Как доказывать, что ты не виноват, что у тебя в руках был не телефон, и т. д.?
Сергей Радько: Вот нужно будет прежде всего посмотреть документы о сертификации этой системы. Потому что у нас, помните, уже много-много лет, уже лет 5 точно, идет речь о том, что необходимо камеры настроить на проверку наличия/отсутствия полисов ОСАГО, наличия техосмотра, – и до сих пор ничего не сделано, хотя здесь вопрос в общем-то элементарный. Считали номер, пробили по базе, нет полиса или карты – прилетает штраф. До сих пор этого не сделано. Как будет сделана система, определяющая, что это именно телефон в руках, – честно говоря, пока непонятно. Если штраф все-таки придет, нужно будет, наверное, потребовать документы о сертификации этой системы, о допуске ее к измерениям, по каким принципам она работает и как она определяет, что в руке у водителя телефон, а не что-то иное. И самое главное, основной вопрос, который я бы поставил в жалобе на это постановление: а как камера, по каким характеристикам определяет, что телефон, который якобы был у водителя в руках, не оборудован системой hands-free? Вот если он этой системой оборудован, то камера просто не может знать, есть она там или нет, а поэтому назначение такого наказания является незаконным и…
Петр Кузнецов: Вопросы, вопросы. Да. Но, Сергей Александрович, понятно. Вот она сейчас только тестируется…
Марина Калинина: Да, пока больше вопросов, чем ответов.
Петр Кузнецов: Спасибо большое. Сергей Радько. 63% тем не менее наших телезрителей считают, что увеличить штрафы нужно.
Марина Калинина: Это, наверное, те, у кого машины нет…
Петр Кузнецов: Наверное, пешеходы.
Марина Калинина: …мне так кажется.
Петр Кузнецов: Об уважении давайте поговорим через секунду.