Татьяна Овчаренко: Квитанции в вашем почтовом ящике никакой юридической силы не имеют, это "хотелки". До тех пор, пока вы их не оплатили

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Оксана Галькевич: Итак, продолжаем, уважаемые друзья, наши вторые полчаса. Почем свет, вода, чистота в наших подъездах или парадных (это зависит от того, где вы живете, уважаемые друзья), иными словами, как бьет по карману стоимость услуг ЖКХ, мы уже выяснили в первые полчаса нашего прямого эфира, а далее предлагаем от констатации перейти к консультации. Что делать, если вдруг качество этих самых услуг не соответствует их цене.

Константин Чуриков: Таких вопросов в течение недели мы получили очень много, отложили их в отдельную папку. И сейчас вы тоже можете писать (я вижу, уже пишите).

У нас в студии Татьяна Овчаренко, руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ. К Татьяне Иосифовне все вопросы, можно и по телефону – 8-800-222-00-14. Здравствуйте, Татьяна Иосифовна.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Если позволите, я прямо со свеженького. Есть эмоциональные SMS, есть SMS по сути. Сначала немножко эмоций добавим. Нижегородская область: "Приходится красть и воду, и электричество, иначе бы не выжили". "Приходит квитанция капремонта (очень частый вопрос), но ремонта нет – за то тогда платить?"

Татьяна Овчаренко: Капремонт же расписан – через 5 лет, через 10. Предполагается, что сейчас люди делают взносы в фонд капитального ремонта, а когда подойдет срок ремонта, у них эти деньги пойдут на ремонт.

Константин Чуриков: Где это расписано, где это можно посмотреть?

Татьяна Овчаренко: Есть раздел 9-й Жилищного кодекса – это специально введенный новый раздел, там 25 статей о капитальном ремонте.

Константин Чуриков: Я имел в виду график по капитальному ремонту каждого дома.

Татьяна Овчаренко: Вообще должен быть… Есть такие вестники областные (так они называются), в Москве есть вестник мэра, вестник, например, губернатора Орловской области, и в нем, где печатаются все местные, субъекта всякие законы и даже распоряжения, там должны быть обязательно эти графики.

Константин Чуриков: А где-то в Интернете, в МФЦ?

Татьяна Овчаренко: Обязательно – на официальном сайте и в МФЦ.

Оксана Галькевич: В МФЦ ты должен уже подкованный прийти, сдать экзамен, тебе же сказали только что.

Татьяна Овчаренко: Ну это уже да, потому что порой формулируют так, что сотрудники МФЦ, РКЦ (они все как-то называются) просто не понимают, о чем речь.

Оксана Галькевич: Давайте из того, что нам приходило в течение этой недели, и из SMS-портала нашего свежего. "Вот для того, чтобы вода пошла горячая, нужно ждать 10-15 минут, – пишет нам Воронеж. – Что делать?" Как вообще требовать восстановления справедливости, пересчета, восстановления качества какого-то?

Татьяна Овчаренко: 10-15 минут – это большая редкость.

Оксана Галькевич: Это не я придумала, это я процитировала буквально.

Татьяна Овчаренко: Я верю, да. Вообще зимой охлаждается, конечно, в трубах вода, потому что она не непрерывно циркулирует, вот особенно днем, когда все на работе, редко включаем, а в принципе пусть хронометрирует и с этими претензиями обращается в управляющую компанию, которая должна спрашивать тепловиков. Это связано…

Оксана Галькевич: А это надо, простите, какую-то видеофиксацию сделать, потому что мало ли, что я там "нахронометрировала".

Татьяна Овчаренко: Ну в присутствии соседей, ближайших родственников.

Оксана Галькевич: Понятых, друзья уважаемые, нужно еще пригласить в квартиру.

Татьяна Овчаренко: И в принципе это очень часто следствие того, что, желая получить премию за экономию электроэнергии, а воду гоняют у нас электрические насосы, мы их отключаем, вода стоит и, естественно, охлаждается – как у меня в стакане – а потом, когда вы включаете, в силу просто естественного хода происходит вот этот самый слив. Он, кстати, нормируемый. Так что это интересное явление.

Константин Чуриков: Но в данном случае выключаем не мы, а некие "они".

Татьяна Овчаренко: "Они", да. Причем "они" – это еще надо выяснить, кто.

Константин Чуриков: Вот-вот, потому что мы не только на вопрос "что делать?", но и "кто виноват?", отвечаем.

Оренбургская область (кстати, бездна таких вопросов) спрашивает: "Почему за лифт платим по жилплощади, а не по количеству проживающих людей?" У нас что, квадратные метры в лифте ездят?

Татьяна Овчаренко: Вы знаете, это так называемый усредненный показатель. Он был несколько лет назад опять переведен, и тогда, например, первые этажи не платили за лифт – считалось, что все-таки на первый этаж собственными ногами ты ходишь. А потом Минстрой (он же Минкоммунхоз) ввели снова постановлением правительства и распорядились, что оплачивают все этажи. Почему? Потому что это общее имущество (лифт), поэтому оно считается в данном случае на метр квадратный, а живешь ты на 25-м этаже или на 1-м, доля тебе принадлежит в зависимости от площадей, поэтому плати именно в метрах квадратных.

Константин Чуриков: Интересно, кроме лифта есть ли какой-то пример имущества, которым мы не пользуемся и которое не имеет к нам никакого отношения, а мы за него платим? Это философский вопрос.

Оксана Галькевич: Ну налоги ты же платишь...

Константин Чуриков: Нет, я именно про имущество, не про налоги.

Татьяна Овчаренко: Нет, если вы отключили… Допустим, у вас телевизионные сети в доме, они проложены определенным образом, и вы выкинули телевизор…

Константин Чуриков: Вот, хороший пример.

Оксана Галькевич: "Горячую воду отключают в 23 часа. С работы возвращаюсь в 24. Включают только в 6 утра. Это нормально?" – Красное (видимо, село или поселок), Костромская область.

Татьяна Овчаренко: Нет.

Константин Чуриков: А что делать?

Татьяна Овчаренко: Нас обязаны обеспечивать круглосуточно. Надо посмотреть, что в договоре управления, потому что вообще бесперебойная круглосуточная поставка ресурса. Но, возможно, их сельсовет или управляющая организация задолжала, и тогда поставщики проявили высокую человечность, что они вообще дают эту воду. По закону они должны давать на 2 часа утром, когда ты должен, в обед тебе начать включать и вечером на 2 часа.

Оксана Галькевич: А, вот так?

Константин Чуриков: Подождите, вы не шутите?

Татьяна Овчаренко: Нет. Если вы должник, вам нельзя на самом деле прийти и отпилить эту трубу, хотя это делается сплошь и рядом, а вам обязаны обеспечить вот эти самые интервалы.

Оксана Галькевич: Такой жизненно необходимый минимум.

Татьяна Овчаренко: Да, допустим, с 7 до 8 утра (я условно говорю). Но вы можете себе представить сантехника, который бегает, включает и отключает – это обычно не делается. Но закон на нашей стороне.

Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, звоните нам, пожалуйста, в прямой эфир. Давайте примем первый звонок из Череповца – Надежда нам звонит. Здравствуйте, Надежда.

Зритель: Алло, здравствуйте. Надежда Владимировна из Череповца. У меня такой вопрос. По капитальному ремонту за 2016 год были оплаты полностью по расчетному счету, который давала ЖЭУ, они вроде бы нашли, что там есть задолженность – 1 116. В 2017 году, когда мой сын приобрел эту квартиру, расчетный счет изменился, и в банке говорят, что там не один раз изменился, то есть получилось, что за 2017 тоже задолженность. Но из банка подтверждающей, что мы оплатили, мы приносили в ЖЭУ, но там нам сказали, что они нам ничем помочь не могут. Когда мы написали им бумагу с претензией, они у нас не взяли, нам пришлось ее отправить по почте. По почте мы получили не 1 675 задолженность, а на 580 какая-то там квитанция. Так мы и не знаем, сколько мы должны, за что мы должны, если квитанции предыдущих жильцов оплачены и наши оплачены, и документы в ЖЭУ на то, что оплачено и переведено, у них есть. Что делать дальше?

Оксана Галькевич: Как разобраться в также ситуации?

Константин Чуриков: Можно сначала, прежде чем вы скажете, просто совершенно не экспертный, дилетантский совет. Надежда Владимировна, мне почему-то кажется, что вот если на следующую прямую линию президента вы позвоните и расскажете об этой проблеме, то хотя, может быть, никто в стране не знает ответа, ответ найдется, все найдется.

Татьяна Овчаренко: Найдется и быстро, да.

Ну что я могу сказать? Во-первых, поразительно, что вы платите за капитальный ремонт в какое-то ЖЭУ. Вы живете в провинции, и в вашем субъекте есть фонд поддержки капитального ремонта, и платить вы должны напрямую по их квитанции, начнем с этого. Выясните, на каком основании они у вас вообще берут деньги. Дальше: вы по выставленным счетам оплатили? Все, до свидания. Значит, согласно бухгалтерским правилам и закону о бухучете, если бухгалтер не умеет считать в столбик, то разница возмещается из кармана этой прекрасной дамы.

Константин Чуриков: Так это по закону, а человеку приходит квитанция – понимаете, неприятно.

Оксана Галькевич: Понимаете, это же надо обосновать, это же надо доказать.

Татьяна Овчаренко: Нет-нет, подождите. Приходит к вам никакая не квитанция. Вот то, что приходит – извещение, квитанция или счет, как угодно – никакой юридической силы не имеет. Это "хотелка", это представление того, кто у тебя требует или имеет право требования, о том, сколько бы оно с тебя взяло, если бы могло. Только когда ты оплачиваешь, ты подтверждаешь, то есть ты даешь согласие именно на эту сумму, и это становится юридически значимым документом. Вам пришел счет, вы его оплатили по выставленному. Если там у них какие-то ошибки, вас это не касается. Это очень распространенная схема, почти мошенническая, связанная с плохим учетом.

Константин Чуриков: Извините, но ведь по этой причине потом, не знаю, сумма эта будет расти, просрочка будет расти, какие-то коллекторы-взыскатели подключатся…

Оксана Галькевич: А потом они пойдут в суд, и суд скажет: "Так вот вам…"

Константин Чуриков: И хорошо, если человек будет знать об этом суде.

Татьяна Овчаренко: Нет, суд вот чего не скажет, того не скажет, могу вам твердо сказать. Потому что вы если придете и у них хватит наглости вообще по этому поводу явиться в суд, продемонстрируйте суду свои выставленные и оплаченные и скажите суду, что мы не признаем этот долг, и суд откажет, потому что оснований никаких нет. Какие основания? Это все равно что вы купили колбасу, ушли, уже давно ее съели, вернулись в этот магазин, а вам сказали: "Иванов, вы недоплатили два года назад за эту колбасу – марш в кассу!" Вы как к этому отнесетесь? – "Вы что? Вот чек, вот шкурка от колбасы".

Оксана Галькевич: Но это надо хранить шкурку от колбасы, прости.

Татьяна Овчаренко: Надо хранить документы не менее 3-х лет, а то и больше.

Константин Чуриков: Еще вопросы. Санкт-Петербург: "У нас в доме на Пограничной улице начали делать капремонт, почему-то занялись только крышей. Сняли старую заливку, положили новую. Залило 7 квартир, работают до сих пор, квартиры заливают с июля (идет дождь)". Ну в Петербурге сегодня дожди, как в той песне. Что делают людям?

Татьяна Овчаренко: Типичная картина. Вообще таких горе-ремонтников не пускать, что я вам могу сказать? Надо предъявлять претензии через суд, через правоохранительные органы. Есть Жилинспекция, надо было выяснить, кто подписывал акт открытия работы, акт приемки работ. Там, понимаете, каждый этап актируется. Составить акт, никого особого не спрашивая, о том, что залило. Если квартира застрахованная (а то у нас граждане не любят платить), немедленно обратиться в страховую компанию пока.

Константин Чуриков: Но как правило квартиры не страхуют сейчас.

Оксана Галькевич: Да, не самая распространенная…

Татьяна Овчаренко: Ну и зря. Вот если на тебя надвинулся капремонт, нужно не только по квитанции страховать, но и срочно бежать в какую-нибудь страховую и добровольно страховаться.

Константин Чуриков: Но люди же деньги не печатают, вы понимаете: им либо капремонт оплачивать, либо…

Татьяна Овчаренко: Нет, почему? Им напечатают деньги страховщики в таких случаях.

Оксана Галькевич: Татьяна Иосифовна, много вопросов по водостоку. Смотрите: "В платежке появился пункт "За водосток" – законно ли это?" – это из Тамбовской области и из прочих областей.

Татьяна Овчаренко: Как за водосток? За водоотведение в смысле?

Оксана Галькевич: Вот я читаю как есть: "В платежке появился пункт "За водосток", законно ли это?" – Тамбовская область.

Татьяна Овчаренко: Значит, это незаконно, если вы правильно списали с платежки, потому что согласно юридическим нормам не оплачивается ничего, что не соответствует терминам, указанным в Жилищном кодексе. В Жилищном кодексе нет понятия "водосток", помашите им ручкой. Когда они научатся писать правильно, тогда поговорим с этими товарищами, которые выставили. Может быть, речь идет о водоотведении?

Оксана Галькевич: Может быть.

Татьяна Овчаренко: Да, но это тоже. Канализация – это когда без очистки воду куда-то уводят. Водоотведение – это когда в городе есть очистные сооружения. Водоотведение дороже канализации. И очень часто в городках, где никакой очистки нет, тем не менее пишут про водоотведение и берут больше тариф. Такая вот хитрость.

Константин Чуриков: У нас еще вопрос из Кемеровской области, только что буквально SMS упала: "За 24 года проживания в девятиэтажке на первом этаже я ни разу не пользовался лифтом. В этом году вменили оплату. Я не плачу и платить не буду – как это узаконить?"

Татьяна Овчаренко: Никак, это незаконно, потому что ему вменили в связи с тем, что лифт – это общее имущество. И этот человек является, как все мы, совладельцем этого лифта, он ему принадлежит в абстрактной такой доле. И от того, что он не пользуется… Этот вопрос разрешило правительство Российской Федерации – оно постановило, что мы все платим за лифт. Я тоже живу на первом этаже и тоже плачу.

Оксана Галькевич: Давайте послушаем москвичку Галину, нашу телезрительницу. Галина, здравствуйте.

Зритель: Доброго вечера.

Константин Чуриков: Добрый вечер.

Зритель: Будьте любезны, к Татьяне вопрос – если может, пусть ответит. У нас управляющая компания ГБУ "Жилищник" района Ховрино. На протяжении 5 лет (я подняла ЕПД) постоянно выше и выше показания за отопление (в гигакалориях), якобы счетчик стоит общий в подвале. И вот каждый год гигакалории эти больше и больше, больше и больше. Вот меня терзают смутные сомнения, что это неправильно, неправда – может быть, они завышают показания счетчика или чего? Зимы-то у нас не такие уж холодные, чтобы с такой периодичностью все больше и больше. Вот есть ли смысл развеять мои сомнения или подтвердить? Куда идти? – в эту управляющую компанию? Покажут мне эти документы, не покажут. И вообще есть ли смысл с этой государственной компанией побороться?

Татьяна Овчаренко: Начну с конца. Что касается смысла, это ваше решение: хотите деньги экономить – решайте, не хотите – платите, сколько вам выставят. Эта тенденция в Москве очень распространена, она связана с тем, что мы не контролируем. Это достаточно просто. Во-первых, вы должны написать в управляющую и потребовать объяснения, в чем дело. Только учтите, что тарифы растут, но вот объемы тепла зависят от температуры наружного воздуха, и для этого мы в нашей "Школе активного горожанина", у нас официальные занятия, где мы учим пользоваться, перерассчитывать и проверять, это довольно просто. И обычно выясняются огромные дополнение, мягко скажем, начисления.

Оксана Галькевич: Давайте зачитаю вам сообщение из Кабардино-Балкарии: "Живу без счетчика на воду. Норма расходов в 2013 году была 7 кубометров на воду и стоки, в 2017 – по 10.8 кубометров на человека. Я с возрастом становлюсь грязнее? Тариф растет сам по себе ежегодно – это вообще правомерно? Только не советуйте поставить счетчик".

Татьяна Овчаренко: Нет, ну если не советовать ставить счетчик, то до свидания. Ну что я могу? Объемы, которые выставляют, нормативы, которые поставили…

Оксана Галькевич: Которые растут.

Татьяна Овчаренко: Которые почему растут, надо запрашивать правительство вот этой самой области или республики…

Оксана Галькевич: Именно регион это устанавливает, это региональные нормы?

Татьяна Овчаренко: Да, нормативы устанавливаются регионально. И надо выяснить, в чем дело и почему у них каждый житель стал вообще уткой.

Константин Чуриков: Уткой, рыбой…

У нас есть звонок – это теперь Владимир из Нижегородской области хочет с нами пообщаться. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.

Константин Чуриков: У вас какая проблема?

Зритель: У меня проблема плохих услуг – нет горячей воды. Я борюсь с этим вопросом с 2013 года.

Константин Чуриков: Подождите, и все это время с 2013 года вообще нет горячей воды?

Зритель: Вода идет 25, ну максимум 35 градусов – все.

Константин Чуриков: Прохладно. 25 градусов – температура моря.

Зритель: И вот эта управляющая компания – ООО "КУЖФ", это "Оборонсервис".

Константин Чуриков: О, это уже говорящее название. Так.

Зритель: Они ничего не хотят делать.

Константин Чуриков: А вы куда на них жаловались, скажите?

Зритель: Я жаловался вплоть до президента. Оттуда мне пришла отписка, что моя жалоба передана нижегородским властям, оттуда приходит бумага – говорят, что мою жалобу передали в областную Жилищную инспекцию; оттуда приходит бумага и говорят, что передали в Дзержинскую Жилинспекцию. После этого ко мне приезжают из военной прокуратуры, представитель Жилищной инспекции (из Дзержинска), а вот наши местные представители КУЖФтак и не пришли – спрятались.

Константин Чуриков: Слушайте, подождите, сейчас вам ответит Татьяна Иосифовна, но опять рубрика "Дилетант советует": недавно у нас в Нижегородской области поменялся губернатор, власть-то поменялась – попробуйте еще раз к местной власти обратиться.

Оксана Галькевич: Костя во всем найдет позитив: во-первых, температура моря…

Константин Чуриков: А теперь профессионал отвечает.

Татьяна Овчаренко: Вы за эти годы попробовали хоть раз заактировать и выставить им претензию в перерасчете, которая в первые же месяцы дала бы вам 90% возврата оплаченного плюс еще…

Константин Чуриков: Расскажите, как это сделать. Владимир на линии – прямо пошагово.

Татьяна Овчаренко: Это очень просто. Заактируйте, вообще актируйте каждый день с помощью друзей и родственников.

Константин Чуриков: А как это делать?

Татьяна Овчаренко: Купите термометр 100-градусный, который стоит 213 рублей, будете совать его в струю, можете спустить на 3 минуты…

Константин Чуриков: …и снимать на видео.

Татьяна Овчаренко: Фиксировать в присутствии друзей и родственников: "Мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем о том, что такая-то температура". Согласно правилам предоставления коммунальных услуг, есть такая вода идет определенный промежуток времени, вы обязаны оплачивать по температуре холодной воды – 8 градусов, то есть по тарифу холодной воды. А остальное это пусть они к вам приходят и все. Напишите им претензию, сошлетесь на акты, укажете им.

Потом вы сказали, что к вам приехали. Ну и зачем они приехали? – чаю попить? Или они фиксировали? Они фиксировали состояние этой холодной воды? В принципе здесь нет никаких проблем.

Оксана Галькевич: Владимир, вы с нами?

Зритель: Да-да.

Оксана Галькевич: Фиксировали?

Зритель: Хочу сказать то, что я делал. После вот этого приезда лиц ко мне стали приходить через два дня представитель нашей управляющей компании, замеряли температуру, уходили; замеряли температуру, уходили. Потом с 2013 по 2017 гг. (сейчас мы поменяли компанию, с октября месяца мы в другой компании) мне сделали только два раза перерасчет. Ну сколько… Я ходил с заявлениями, с просьбой, что у меня нет воды: приходят, замеряют, уходят. Ничего не говорят. Стал писать в Нижний Новгород, где сидит…

Константин Чуриков: Ну понятно.

Оксана Галькевич: То есть дважды пересчитали, а проблему не устранили.

Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок, Владимир.

Татьяна Овчаренко: Это ошибочное поведение потребителя. Ну что значит вы пустили их в дом? Они пришли, молча что-то проделали. Давайте я приду, покопаюсь в вашем шкафу молча и уйду? В таких случаях вы обязаны, во-первых, расписываться на акте, писать, что вы согласны или не согласны, вас обязаны немедленно с ним ознакомить. Нет? – вызывайте полицию, заявляйте, что группа неизвестных лиц без вашего согласия проникла к вам в квартиру и отказывается ее покидать. Один раз это научит вашу компанию – я говорю это совершенно серьезно – с вами считаться. Потому что это просто противоправные действия. После чего ежемесячно подавайте претензию на перерасчет. Не ждите! Я не понимаю, вы им сначала платите, а потом хотите получить деньги – это очень странно.

Константин Чуриков: Судя по откликам зрителей, уж не знаю, кого-кого, а вас теперь все точно будут пускать к себе домой, потому что вызвали доверие. Вас благодарят за советы.

Оксана Галькевич: А я вообще поняла, Татьяна Иосифовна, по первой получасовке и по второй, что жизнь у нас еще та борьба.

Константин Чуриков: Бороться дальше. У нас в студии была Татьяна Овчаренко, руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ. Граждане, давайте будем активнее. Спасибо вам за беседу.

Татьяна Овчаренко: Спасибо.

Константин Чуриков: Мы вернемся к вам через несколько минут.