Ольга Арсланова: Время считать "Реальные цифры". На этой неделе мы изучали, сколько вы тратите на дополнительное образование ваших детей. Напоминаю: в майских указах президент поставил задачу охватить качественными программами дополнительного образования не менее 70% детей. Однако пока для большинства российских семей появление детей – это серьезная экономическая нагрузка. Об это говорят в том числе и ваши SMS. Вот, например, что нам пишут из Красноярска: "В семье двое детей. Старшеклассник посещает в школе кружок бальных танцев – это стоит 1 600 рублей в месяц. Младшая ходит в детский сад: кружок английского языка обходится в 1 600 в месяц. Мы семья бюджетников, получается дороговато, но приходится пересматривать семейный бюджет". К сожалению, дополнительное образование еще и не везде доступно. Вот, например, сообщение из Самарской области: "У нас нет никаких кружков в сельских школах, да и в городе нет". Владимирская область: "В сельской школе говорят: "Пойдешь на кружок – автобус тебя ждать не будет", а дом в другом селе за 3 километра". Платное допобразование одного ребенка обходится семье в среднем в 2.5 тысячи рублей в месяц – это данные мониторинга ОНФ, хотя в некоторых городах есть бесплатные кружки (например, такие SMS приходили к нам из Кирова). А вот вы пишите: "Все занятия в кружках бесплатные, дети могут заниматься, если им от 6 до 18 лет". Зрители из Самарской области также рассказали о бесплатных кружках или кружках недорогих. Мы изучили все ваши сообщения, которые приходили к нам всю неделю, и вот что у нас получилось – давайте посмотрим. Сейчас вы увидите самые дорогие регионы с самым дорогим дополнительным образованием. Получается, что плата за кружки и секции здесь самая высокая. Вот вы видите, что это Санкт-Петербург, Новосибирская область, Москва, Республика Чувашия и Красноярский край. Самые дешевые занятия – давайте посмотрим, где они: они в Тыве, Калмыкии, Удмуртии, Хабаровском крае и Астраханской области. И средний показатель по вашим SMS – это 4.5 тысячи рублей в месяц за занятие для ваших детей. А вот теперь посмотрим на самые дорогие кружки и секции. Если верить вашим SMS, то дороже всего обходятся вам занятия по хоккею (на первом месте), потом иностранные языки, танцы, плавание; подготовка к ЕГЭ замыкает эту пятерку. Спасибо, что участвовали в нашем опросе – теперь у нас есть информация, которую мы будем анализировать вместе с нашим гостем. Юрий Коваленко: В гостях у нас Виктор Панин, руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг – добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виктор Панин: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Вот этот небольшой опрос, который мы проводили с нашими зрителями из разных регионов нашей страны – насколько его можно считать репрезентативным? Вот эта сумма в 4.5 тысячи рублей – похожа ли она на те данные, которые, например, есть у вас? Виктор Панин: Абсолютно репрезентативно: и цифры, в общем-то, во многом совпадают. Правда, верхняя планка, в общем, сильно отличается от той цифры, которую вы назвали – там и до 50, и до 60 тысяч рублей в месяц доходит. Юрий Коваленко: Ну это по средствам, наверное – не все могут. Ольга Арсланова: Это не для большинства, скажем так. Виктор Панин: Все зависит от количества детей. Я вам могу по собственному примеру сказать: у меня трое детей сейчас в школе, двое из них занимаются, например, в секции спортивных единоборств – каждый порядка 3.5 тысяч рублей в месяц, то есть это уже 7 тысяч рублей на двоих. Соответственно, один ребенок тоже занимается дополнительно, это еще 3-5 тысяч рублей. То есть можно подсчитать. Юрий Коваленко: Уже 10 тысяч. Виктор Панин: Соответственно, если это несколько кружков или несколько секций, как многие родители любят – все зависит от финансовых возможностей семьи. Конечно, это безобразие, это ненормально. Юрий Коваленко: Но здесь, наверное, не учитывается еще то, что люди иногда от безысходности покупают какие-то спортивные тренажеры, и дети занимаются либо во дворе у себя, либо несколько семей объединяются. Виктор Панин: От безысходности они и платят в этих кружках и секциях, потому что бесплатных, к сожалению, нет. Ту задачу, которую поставил наш президент еще в 2012 году майским указом – кстати говоря, чтобы около 70% детей (70% реальная цифра стояла) к 2018 году обучались в кружках и секциях, из них в бесплатных должны были обучаться порядка 50%. Так вот у нас из той массы, которые сейчас занимаются в кружках и секциях, дай бог 1.5-3%, по нашим оценкам, занимаются бесплатно – по той простой причине, что все остальное только за деньги. Ольга Арсланова: Подождите, давайте разберемся. Не хватает мест, не хватает финансирования, эти места придерживаются и туда трудно попасть, или просто это прямое нарушение каких-то правил? Почему так мало? Виктор Панин: Прямое нарушение правил – это раз. Во-вторых, сейчас учителя и те же тренеры, которые занимаются тренерской работой, не спешат и не стремятся, собственно говоря, работать непонятно за что и непонятно на кого. То есть создали такую систему, при которой выгодно оказывать так называемые платные образовательные услуги, о которых много говорят наши министры. Вот министр образования говорит, что ей не нравится, что у нас образование платное – так кто же спорит? Мне лично тоже не нравится, я думаю, что большинству граждан тоже не нравится. Так сделайте что-то, примите меры, в конце концов! Верните бесплатные кружки и секции в школы. Ольга Арсланова: А когда вот все узнали о майских указах и пожеланиях президента, все поняли, что… Виктор Панин: Обрадовались. Ольга Арсланова: Обрадовались и стали ждать денег, наверное, на реализацию этой программы. Виктор Панин: Школы или родители? Ольга Арсланова: Ну кто, я не знаю? Виктор Панин: Школы-то стали ждать, конечно – они всегда ждут денег, им всегда их мало. Ольга Арсланова: То есть за указами некое финансирование последовало, или нужно создавать бесплатные кружки… Виктор Панин: А для этого не нужно было дополнительного финансирования: в школах достаточно бюджетных средств на организацию этой работы. Другое дело, что многие школы… Ольга Арсланова: Понятно, что за эту работу надо платить. Виктор Панин: Ну конечно. Многие школы делают так называемые бесплатные кружки, правда, для проформы: они через эти кружки проводят бюджетные деньги, кладут себе в карман в качестве премий (руководители, директора этих школ и некоторые учителя, приближенные к этим директорам). Мы, кстати, в ближайшее время намерены поднять этот вопрос в Следственном комитете Российской Федерации, потому что есть конкретные факты в том числе по Москве по отдельным образовательным организациям, где в открытую совершенно и людей принуждают записываться через портал госуслуг, по сути дела не оказывая этих услуг. То есть деньги проходят… А все остальное, пожалуйста, за ваши деньги, дорогие граждане. Ольга Арсланова: Хорошо. Но эти кружки, предположим, существуют и учителя их ведут. Виктор Панин: Бесплатные? Ольга Арсланова: Вот: могут ли учителя потребовать за них дополнительную плату, имеют ли они на это право? Виктор Панин: Они получают за это деньги. Они получают за это заработную плату. Ольга Арсланова: То есть кружок существует, за это получают деньги. Виктор Панин: Все верно. Ольга Арсланова: Но в эти кружки что, получается, никто не ходит? Виктор Панин: Ну там 3-4 человека болтаются для проформы, я еще раз говорю. Потому что кружки такие бесплатные, во-первых, делают по невостребованным направлениям, то есть не каждый туда желает пойти. А вот там, где есть спрос – а спрос, как известно, рождает предложение – начинают формироваться бизнес-структуры. На базе школы, на базе образовательной организации (колледжа, техникума и так далее) начинают зарабатывать деньги лопатой. Юрий Коваленко: А есть какое-то правило о том, что в школе, допустим, нельзя брать деньги за дополнительное образование? – ну просто запретить. Потому что очень часто бывает, что при школе какая-то совершенно случайно коморка образовывается, в которой совершенно случайно бывший трудовик или бывший физрук что-то ведет. Виктор Панин: Ну что вы? Так наоборот же, в закон вносили соответствующие изменения, сейчас законом официально разрешено школам брать деньги – и за репетиторство, и за дополнительные занятия. Ну как? Есть постановление правительства об оказании платных образовательных услуг. Юрий Коваленко: То есть сами себе на горло наступают? Виктор Панин: Конечно. Ольга Арсланова: Если можно заработать, кто же не станет этим пользоваться. Виктор Панин: Я об этом и говорю. То есть, с одной стороны, наше министерство и чиновники, которые формируют политику в сфере образования, говорят: "Ай-яй-яй, плохо, плохо, нельзя дополнительные услуги платные развивать в ущерб социально-ориентированной политике", а с другой стороны, говорят: "Ну давайте дадим возможность школам зарабатывать – ну не хватает у нас средств на то, чтобы премию хорошую дать учителю, пусть он сам заработает ее". То есть это политика двойных стандартов, которую, безусловно, необходимо прекращать на государственном уровне и не пудрить мозги ни народу, ни себе. Ольга Арсланова: Как это делать? Понятно, что закон менять никто не будет? Виктор Панин: Что значит "как это делать?" Есть официальные нормативы, есть планка, которая установлена, кстати, указом президента, что 50% детей должны обучаться в бесплатных секциях и кружках. Вопрос к чиновникам на местах, которые формируют политику в сфере образования. Например, в Москве господину Калине можно этот вопрос задать напрямую (министр правительства Москвы)… Юрий Коваленко: Ну министр правительства будет говорить довольно общо, скажем так. Виктор Панин: Общо не получится, есть цифры. Юрий Коваленко: Ну а кто может помочь, кто может в этом реально помочь, не словами? Виктор Панин: Следственный комитет и прокуратура очень быстро помогают в таких случаях. Ольга Арсланова: А родители могут здесь помочь? Виктор Панин: Родители могут своей активностью, если они не будут замалчивать подобные факты по своим образовательным организациям и активно обращаться, с тем чтобы отстоять права своих детей, в правоохранительные органы, обращаться в правозащитные организации и в том числе к нам в Общество защиты прав потребителей. Юрий Коваленко: А как формулировать это обращение? Ольга Арсланова: То есть вот у нас есть какой-нибудь хилый кружок, на него никто не ходит, при этом дети других… Виктор Панин: …а все остальные 150 кружков у нас платные, цены вот такие вот. Ольга Арсланова: Но для этого нужно иметь какие-то формальные документы, доказывающие, что это платный кружок – я не знаю, платежки какие-то. Виктор Панин: А они все есть, эти документы. Ольга Арсланова: То есть доказательная база существует? Виктор Панин: Конечно. Доказательная база – это легко: зайти, например, в той же Москве на портал mos.ru (портал госуслуг), где осуществляется запись. Там, кстати, есть возможность найти платные кружки в зависимости от вашего местожительства, от территории. Но подчеркиваю: я сам это делал, лично интересовался, думал, а много ли вот таких платных кружков, например, у нас в Западном административном округе Москвы, где я проживаю с семьей. Я посмотрел, и когда я увидел по одной школе по нескольким классам… Например, запись там: "8 "И" – социальная история". Что за социальная история? То есть видно, что сразу по нескольким классам одну и ту же тему так называемую указала школа, для того чтобы освоить те бюджетные средства, которые выделены на эти бесплатные кружки, понимаете? И понятно, что человек, который открывает и смотрит, видит это – о чем это вообще? Что это за кружок такой? Это не шахматы, это не футбол, это не баскетбол – ничего. Юрий Коваленко: То есть номинально деньги освоены. Виктор Панин: Номинально деньги… Ольга Арсланова: А что это такое? Виктор Панин: Я не знаю, честно говоря. Я и буду просить Следственный комитет разобраться, во-первых, что это за тема и на что ушли бюджетные деньги, кто там занимался. Ольга Арсланова: И внимание наших зрителей: вы тоже можете помочь, если вам есть, на что пожаловаться – обратите, пожалуйста, внимание на нашу беседу, присоединяйтесь. Нам позвонил Андрей из Московской области – Андрей, здравствуйте. Виктор Панин: Добрый вечер. Зритель: Доброго времени суток. Вот я живу в городе Серпухове, у меня есть знакомый Сергей Иванович Чекунов. Он боксер. Так вот он детишек набрал, наверное, уже лет 5 занимается, если не больше. Они ездят на соревнования, и места у них хорошие, они призеры и Подмосковья, и еще куда-то они ездят. Он занимается с ними абсолютно бесплатно. Ольга Арсланова: Такое тоже бывает в порядке исключения. Спасибо. Виктор Панин: Есть энтузиасты, и таким энтузиастам нужно памятник при жизни ставить, на самом деле. И многие даже свои деньги вкладывают. Я знаю таких тренеров, которые даже свои деньги вкладывают, организуют за счет собственных средств соревнования. Я тоже лично участвую, понимаете, в таких вопросах: у меня ребенок там, где занимается самбо, например, я очень много денег уже вложил в соревновательные какие-то мероприятия (закупаем медали и прочее), потому что больше никто не помогает, государство стоит в стороне и смотрит, говорит: "Ну давайте, ребята, платите дальше". Ольга Арсланова: И послушаем Элеонору из Курска – добрый вечер. Зритель: Алло, здравствуйте. Я жительница города Курска и хочу сказать о школе фехтования в городе Курске. Я являюсь мамой ребенка, который посещает эту школ. Там все бесплатно, такие прекрасные тренеры, такое отношение к ребенку; все, что нужно для спорта – одежда – выдается бесплатно. Дети ездят на соревнования – тоже это все оплачивается, наверное, из городского бюджета (я не знаю, как это все финансируется). Я очень довольна и самим тренерским персоналом, и как к детям относятся. Ольга Арсланова: Спасибо. Но есть и жалобы. Смотрите, Белгородская область: "Может быть, в Москве и дают какие-то премии, но никаких на периферии денег на кружки нет и премий не дают – просто заставляют педагогов вести бесплатно". Такая вот допнагрузка. "Плата за кружки оформляется как гуманитарная помощь, добровольно, и комар носа не подточит", – пишут из Хабаровского края. "Кружок робототехники для 9-летнего мальчика обходится в 3 800 в месяц – это очень дорого для молодой семьи", – из Кемеровской области. Виктор Панин: Конечно, 4 тысячи. Юрий Коваленко: Вот еще забавное SMS – я думаю, что это крик души: "Я физрук, принципиально бесплатно работать не буду, сейчас не коммунизм", – это Республика Татарстан. Ольга Арсланова: А вот еще, смотрите: "Двое детей в техникуме, допобразование на каждого в 10 тысяч рублей в год, но сил уже нет". Рубцовск, Алтайский край: "Добраться до спортивных секций нереально, потому что их в нашем районе просто нет, транспорт общественный в это время не ходит, ребенку 16 лет, а тренировки для этого возраста только в позднее время суток". Давайте разберемся действительно с доступностью. Уже люди готовы платить, но есть не везде. Виктор Панин: В сельских районах вообще ужас. Ужас. Для сельских районов ситуация, которая сложилась за последние несколько лет, катастрофическая. Если в городах по крайней мере есть возможность хотя бы даже отвести в платную секцию или кружок, то в сельской местности такой возможности зачастую вообще нет. Юрий Коваленко: Некому даже платить. Виктор Панин: Вообще нет. Даже если захочешь заплатить, тебе просто некому, потому что их физически нет, этих кружков и секций. Я уже назвал цифры: у нас порядка 70 с лишним тысяч общеобразовательных организаций по России (я уже не Москву беру, а Россию), и в целом по нашим оценкам (мы сверялись с статистическими организациями – с ВЦИОМ, "Левада-центром") порядка, наверное, 10-12 тысяч организаций ведут работу по допобразованию. Вот смотрите, вот вам вся статистика. Юрий Коваленко: Ну хорошо, в городе мы, предположим, наладили, каким-то образом мы смогли побороть эту систему и сделали все-таки и платные, и бесплатные. А в деревне-то как? Сколько мы ни говорим об этом, сколько мы майских указов ни слушаем, сколько мы ни слушаем министров, в деревню как заставить прийти дополнительное образование? Есть вообще шанс или нет? Виктор Панин: Шансы, я уверен, есть, но слушать не только мы должны, простые граждане, а прежде всего эти указы издаются для государственных структур и ведомств. И вот вы упомянули министерства – я хочу в первую очередь говорить о Министерстве образования и науки Российской Федерации, которое является профильным ведомством для этого направления. Но, увы (и я буду критиковать их жестко и последовательно), оно ничего не делает для того, чтобы ситуация решилась. Кроме громогласных заявлений, бодрых таких ("Мы флаг поднимем и вперед"), а что сделано-то для этого, хочется спросить министра, замов, которые курируют конкретные направления? И будем спрашивать. Ольга Арсланова: Пишут – Волгоград: "Я директор учреждения дополнительного образования. Бесплатно на кружки у нас ходят 1 500 человек, а платно – всего 500. Самая высокая стоимость – 2 500 в месяц, а за счет платных услуг педагоги дополнительно получают заработную плату". Виктор Панин: Да никто не против дополнительной заработной платы и платных, но пропорция должна быть – в указе президента сказано: 50 на 50 – 50% бесплатных, 50% платных. Если там бесплатных больше, я очень рад за этих ребят и за родителей. Ольга Арсланова: Мы не смотрим, какие направления. Ведь я правильно понимаю, что 50 на 50 – это учитывая направление. Виктор Панин: В том-то и дело. Ольга Арсланова: То есть ребенок может пойти в бассейн платно, а может бесплатно; на танцы платно, а может быть, бесплатно. Виктор Панин: Правильно. Ольга Арсланова: А по факту получается, что ты можешь пойти бесплатно на бисероплетение и вот эту вашу социальную… Юрий Коваленко: Социальную историю. Виктор Панин: Да, какая-то там социальная история. Ольга Арсланова: Да. А если ты хочешь заниматься спортом, плавать или танцевать, бесплатно тебе этого никто не даст сделать. Виктор Панин: Точно. Ольга Арсланова: По крайней мере в Москве о таком часто говорят родители. Виктор Панин: Точно. Бесплатно тебе скажут: "Можешь просто порисовать", дадут ребеночку листочек – "Ты сам порисуй, это тебе и будет бесплатный кружок". Юрий Коваленко: Принес с собой глину… Виктор Панин: Да. А если ты хочешь заниматься творчеством, с кисточкой еще – вот сюда, пожалуйста, здесь стоит это 3.5-4 тысячи и больше. Ольга Арсланова: "Нас обязали проводить бесплатные кружки для детей – как хотите, так и проводите", – из Саратовской области педагог пишет. Виктор Панин: Моя родная, да. Ольга Арсланова: "Доплаты никакой нет, вот мы для галочки и проводим". Виктор Панин: Вот вам, пожалуйста, реальный пример из жизни, из практики, хотя моя родная область, я сам родом оттуда, но тем не менее показательный момент: деньги тратятся, но зачем для галочки-то их тратить тогда? Почему нельзя эффективно потратить каждый рубль, выделенный на это мероприятие? Там, где есть востребованность, и действительно и обществу было бы хорошо, и педагоги получили бы. А то, что педагоги не получают за свою дополнительную нагрузку – это тоже нарушение, с этим тоже нужно разбираться. Ольга Арсланова: То есть как получаем, там и работаем. Виктор Панин: К сожалению. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим, какую часть семейного дохода отдают родители за дополнительное образование детей – это две истории от наших корреспондентов из Армавира и Иркутска. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Итак, мы продолжаем обсуждать эту тему с нашими зрителями. Смотрите: "У нас заммэра все кружки сделал платными – ничего не сделать, огромные связи", – это из Тверской области нам пишут (город не буду называть, пока мы не проверим информацию). Виктор Панин: Как это ничего не сделать? – в прокуратуру нужно писать, обращаться, желательно коллективно это делать, и все, требовать отмены этих указов или приказов, который там выносил этот заммэра. Он что, пуп земли, что ли? Ольга Арсланова: А есть какие-то примеры, когда родители, общественность могли что-то изменить? Виктор Панин: Есть такие примеры. Я уже говорил, что после обращений, в том числе после наших обращений многие ситуации разрешаются очень быстро. До суда мы практически ни одно дело еще не доводили. Но вот сейчас есть несколько дел, которые, я уверен, мы постараемся довести, чтобы это был публичный прецедент, сделаем это в Москве и показательно. Юрий Коваленко: У нас есть один звонок из Петербурга – нам дозвонилась Ольга. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я многодетная мама, у меня пятеро деток, один ребенок инвалид. Дело в том, что в нашей школе №346 занятия только платно. Уроки кончаются в 16 часов. Ребенок идет на дополнительные занятия – это еще час-полтора. И самое интересное: когда ребенку делать уроки? А занятия у нас требуют, чтобы они были обязательными – дополнительные. Ольга Арсланова: Обязательные дополнительные занятия? Зритель: Да, это обязательно, их пропускать нельзя. Как минимум должно быть 3 часа, это самое маленькое. И каждое – там по русскому, по математике – стоит 1 800 в месяц. Ольга Арсланова: Потрясающе. То есть вы обязаны ходить на платные занятия? Юрий Коваленко: Ольга, а вы далеко живете от школы, где учится ваш ребенок? Зритель: Нет, я близко живу. Один ребенок у меня в одну школу ходит, другой ребенок у меня слепой и с ДЦП ходит в другую школу. И еще у меня трое маленьких детей, которые посещают садик, где тоже есть дополнительно… Раньше у нас дополнительная подготовка к школе была бесплатно в садике, а с этого года стала платной – стала стоить 2 800. Ольга Арсланова: Спасибо. Что Ольге делать? Юрий Коваленко: Прокуратура? Виктор Панин: Прокуратура однозначно. Оля, я вас попрошу написать нам жалобу на официальную почту (ozppou@inbox.ru – она есть у нас на сайте Общества защиты прав потребителей образовательных услуг), я лично возьму на контроль вашу ситуацию, наверное, приеду и даже еще поразбираюсь с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Ольга Арсланова: "У меня двое детей, сын и дочь. Дочка занимается художественной гимнастикой – 3 тысячи рублей в месяц, 4 еще подготовка к школе, всего 7 тысяч. Показания врача-ортопеда заниматься плаванием, но денег уже не хватает. А сын занимается футболом бесплатно, но оплачиваем выезды на соревнования – от 7 до 10 тысяч рублей в месяц плюс форма". Вот во всей этой схеме я еще обратила внимание на подготовку к школе. Это что-то, за что сейчас берут деньги и что сейчас по умолчанию обязательным, но, насколько я понимаю, по закону мы не обязаны посещать это. Виктор Панин: По закону родители вообще не обязаны участвовать в этих так называемых подготовительных мероприятиях. Ольга Арсланова: Я пытаюсь понять, с какого момента они стали чем-то обязательным и обязательно платным. Виктор Панин: Конечно, в законе этого нет. Это не обязательные и бесплатные мероприятия, потому что в детском саду ребенок должен гулять, общаться со сверстниками, учиться общаться, учиться коммуницировать, для того чтобы он к школе подошел социализированным. И в школе уже начинается процесс обучения. К сожалению, многие школы пошли дальше вот этого, и поняв, что здесь можно зарабатывать деньги (проще говоря, рубить капусту), начали формировать такие вот подготовительные группы к школе: вроде бы мы сейчас с вашим ребенком позанимаемся, и он будет особенно как-то готов. А некоторые пошли еще дальше – они стали вводить так называемое тестирование при устройстве в первый класс, не пройдя которое, попасть в эту школу практически (тем более если школа известная, скажем, в каком-то районе) невозможно, ты в школу без этого не попадешь. Поэтому там начинаются еще и эти коррупционные отношения. Можно, не сдав тестирование, кому-то заплатить и тогда попасть. Юрий Коваленко: Прокуратура с радостью бы, наверное, посмотрела на все это дело. Виктор Панин: Конечно. Это однозначно тема для работы правоохранительных органов. И никаких – уже это было сказано многократно на всех голубых экранах – тестов при устройстве, при оформлении ребенка в школу быть не может, никакой дополнительной подготовки к школе быть не может. Школа обязана с первого класса учить ребенка писать, считать, читать и так далее. То есть все эти моменты должны изучаться ребенком в школе. Если есть адаптированная программа для детского сада… Есть разные программы, есть, кстати, и частные программы типа Монтессори и прочих всяких относительно новомодных вещей, но это уже другая история – это есть желание родителя, это есть его стремление как-то с ребенком… Но эффективность этих методик… Я еще раз могу ответственно совершенно заявить, что она во многом спорна, и большинство специалистов в мире (причем я могу привести пример самой успешной страны, которая по всем рейтингам качества образования – та же Финляндия) считают так же, как я сказал. Дети в детском саду должны не терять свое здоровье, должны социализироваться, должны общаться – все. Ольга Арсланова: Спасибо за то, что к нам пришли и дали какие-то ориентиры для наших зрителей, которые не очень довольны тем, что сейчас происходит с дополнительным образованием. Теперь вы знаете, куда обращаться. Виктор Панин, руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, был с нами в прямом эфире. Юрий Коваленко: Спасибо. Виктор Панин: Спасибо.