Реальные цифры: автомобили россиян
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/realnye-cifry-avtomobili-rossiyan-54576.html
Виталий Млечин: А мы продолжаем обсуждать самые актуальные и важные, и интересные, несомненно, темы. И вот одна из них: машины подорожают. Снова.
Аналитики сервиса #Банкавто подсчитали, что стоимость новых автомобилей в России до конца года поднимется на 4-5%. Причина в повышенном спросе и дефиците, естественно.
Ксения Сакурова: Его вызывала в первую очередь нехватка высокотехнологичных электронных компонентов и улучшение ситуации на рынке ожидается не раньше второй половины 2022 года, а возможно, и того позже.
Виталий Млечин: Ну и здесь речь идет только о рекомендуемых ценах. А есть же еще наценки дилеров. Что вы думаете о ситуации? На какой машине ездите? Это наш вопрос в рамках постоянной рубрики «Реальные цифры».
Пожалуйста, напишите нам на номер: 5445 (бесплатный номер) марку вашего авто, возраст и ее преимущества и недостатки. Всю неделю мы будем задавать этот вопрос, в пятницу будем подводить итоги.
Ну, а прямо сейчас напишите нам, пожалуйста, сообщение и позвоните нам в прямой эфир: 8-800-222-00-14, расскажите про вашего железного коня или пони.
Ксения Сакурова: Ну, у кого как. Вот нам уже приходят сообщения; из Пензенской области пенсионер написал: «Мне приходится ездить на «Жигулях», сделанных еще в золотые брежневские времена».
Кстати, это, по данным опросов, один из самых популярных автомобилей в нашей стране до сих пор.
Виталий Млечин: Да, но это уже на самом деле становится практически янгтаймером, а потом и олдтаймером. Так что если еще немножко сохраните эту машину, то можно будет потом, собственно говоря, неплохо ее продать даже. наверно.
Ксения Сакурова: Ситуацию будем обсуждать с Александром Гусаровым, автомобильным журналистом. Он у нас на связи, Александр, здравствуйте!
Виталий Млечин: Здравствуйте, Александр! Скажите, пожалуйста, вот эта оценка о том, что подорожают еще на 4-5% машины, она, так сказать, жизненная?
То есть понятно, что тут речь идет о рекомендуемых ценах. А те люди, которые сейчас хотят купить машину, они приходят в салон и видят там наценки и пять, и десять, и пятнадцать, и гораздо больше.
Вот как вы считаете, все-таки, что будет с этим процессом происходить?
Александр Гусаров: Добрый день! Ну, на самом деле тут несколько процессов. Мы пожинаем плоды, в общем-то, на сегодняшний момент 2020 года. Поскольку мы обсуждали с вами вопросы по поводу этих микрочипов как-то в эфире, да, это одна из проблем.
А точно так же не работали предприятия в 2020 году, и сейчас дико возросла стоимость металла. Возросли цены на полиуретан и вообще на ту обивку, синтетические материалы, которые используются, когда производятся торпедо и еще что-то.
В принципе, повышение на 2-5% раз в полгода для любого производителя – это нормально. Но то, что у нас происходит на рынке, я вот сейчас специально посмотрел у своих коллег из АВТОСТАТА, повышение цен, например, за октябрь произошло совершенно дикое.
Получается 35 брендов повысили цены либо на весь модельный ряд, либо на какие-то отдельные модели. Причем новые автомобили, которые входят на рынок, они уже идут по повышенной цене. И тенденция эта, к сожалению, будет продолжаться, судя по всему. Поскольку есть неудовлетворенный спрос, спрос огромный. Автомобилей, собственно говоря, нет.
Единственный производитель, я сегодня получил сообщение, «Ниссан» увеличил на 20% производительность своего завода в России. То есть они будут работать пять дней в неделю, две смены.
Но опять же, они понизили цены на какие-то модели, но из-за того, что они убрали там какие-то пакеты. А так в основном цены растут. И, к сожалению, эта тенденция будет продолжаться. Как мне кажется, что даже не в следующем году все это закончится, а скорее всего, к середине 2023 уже года какие-то изменения и подвижки будут происходить.
Хотя цены за этот период (вы сами посчитайте, почти два года пройдет) они будут повышены и довольно серьезно. Это к сожалению...
Ксения Сакурова: Александр, я никак не могу понять, откуда взял этот суперспрос? У нас доходы у населения не растут и те, кто мог себе позволить автомобиль, ну, наверное, он его имеет. А те, кто не мог, наверное, уже и не сможет в ближайшие там пару лет.
Александр Гусаров: Но тот, кто хотел купить, например, в январе 2020 года и не смог этого сделать, он бы попытался купить в 2020 году, но ему это сделать не удалось, поскольку были заказы, которые были оформлены еще декабре 2019 и в начале, пока все не сели по домам, 2020. То, что называется отложенный спрос, он как снежный ком за собой потащил вот это все. Плюс, я говорю, куча факторов, это вот эти сгоревшие заводы с микрочипами.
Ведь проблема завтра начнутся не только у автопроизводителей. Это будет проблема и с гаджетами какими-то, и с производителями компьютерной техники, потому что все везде совершенно одинаково. И точно так же завтра мы будем видеть не только рост цен на автомобили, но и на гаджеты какие-то, и, собственно говоря, даже на обычные телевизоры. Это тоже будет нормально.
По поводу возникшего спроса. Те, кто не мог купить, он так и не может. А те, кто хотел купить, они были не в состоянии этого сделать, потому что не было автомобилей.
Сейчас из-за того, что сгорели эти заводы с чипами, есть дикий дефицит. Спрос, который был, возник еще в начале 2019 года, он более-менее был удовлетворен в 2020 году, но те люди, которые планировали свою покупку в 2020 году, они теперь столкнулись с тем, что есть дефицит.
Площадки, я совершенно точно знаю, я видел это, к сожалению, причем это уже даже никто не скрывает, поскольку эта ситуация и в Америке, и в Европе, площадки перед заводами полны автомобилями.
Но автомобили эти нельзя продавать, поскольку они недоукомплектованы. В них нет микрочипов, вот этих вот систем, которые бы работали там, я не знаю. Там скорее всего может не стоять АБС, еще что-то, будут не работать навигационные системы. Сегодня нельзя представить автомобиль без мультимедиа, ну, вот этого вот экрана, который стоит у нас на торпедо и который отвечает за половину функций автомобиля, который регулируется прямо через него.
Соответственно, это все понесло за собой вот этот вот отложенный спрос, дикую нехватку на рынке продукции и, собственно, автомобилей. И это позволило тем же дилерам вести себя очень по-хамски по отношению к своим клиентам. К сожалению, эти люди почему-то не подумали о том, что есть китайские производители, которые предлагают на сегодняшний момент любые автомобили у них есть. Одна проблема – это цвета, цветовая гамма. А с машинами проблем нет.
Виталий Млечин: Александр, скажите, пожалуйста, есть одна вещь, которую я не понимаю совершенно. Не могу никак понять. Ясно, что любой бизнес – это получение прибыли. И ясно, что при любой удобной возможности все автодилеры начали поднимать цены. Но, вот как они сами всегда и говорят, когда им говорят «очень дорого», «а мы же вас не заставляем покупать».
Вот почему люди приходят и покупают вот с этими повышенными ценами, с этими наценками по 100, 200, 300, 500 тысяч сверху, все равно же покупают. Ведь если бы не покупали, ничего бы не было этого. Почему?
Александр Гусаров: Я понять психологию человека не могу. Если человек приходит, и машина стоит четыре миллиона, а ему ее предлагают купить за восемь, честно, лично я бы на это не пошел. Почему это люди делают?
Понятно, что бизнес – это бизнес, делайте, что хотите. И кстати, про производителей компаний, представительства, они не имеют права, как я уже говорил, влиять на конечную цену, которую предлагает дилер, поскольку он эти автомобили у них выкупил и это теперь его собственность. То есть «я захочу, я продаю их за сколько хочу».
С другой стороны, когда я вижу «Фольксваген Поло» за 2,5 млн, но покажите мне того человека, который это купит!
Виталий Млечин: И вот покупают же, вот что поразительно.
Александр Гусаров: И я не могу понять. Для меня это тоже загадка и очень большая, я не понимаю, почему люди продолжают словно, знаете, вот как в той сказке, когда он ходил с дудочкой и за ним шли крысы, собственно говоря, вот приблизительно то же самое. А ты приходи, и ты купишь. Но когда объявляется цена на ту же новинку рынка – «Land Cruiser» 300, при объявленной цене в 7,5 млн он стоит 13, а это почти две цены. Как же, ну, как бы...
Виталий Млечин: Ну, у кого есть 7,5 млн на машину, те, наверное, и за 13 могут купить, да.
Ксения Сакурова: Хорошо, если есть, а то ведь люди и в кредит берут и причем переплачивают даже не 13 млн в результате, а еще больше, покупая эти автомобили в кредит.
Виталий Млечин: Давайте послушаем Ивана из Краснодара, он давно уже ждет.
Иван, здравствуйте! Вы в эфире. Говорите, пожалуйста, мы слушаем вас.
Иван: Добрый день! Ну вот у меня «Хонда Рафага», 1994 год, 2 литра, 160 л.с., круиз-контроль, климат-контроль – все в нем есть. Расход топлива – 8 литров. Комфортна. Скоростная.
Виталий Млечин: Здорово, так.
Иван: Меня вообще все удовлетворяет. Я сам с Магадана и только японские машины признаю. А эти наши «Весты», которые стекла вылетают на ходу, не приклеенные стекла. Вы ни разу не видели? Приезжаете, стекла это, щели какие делают в дверях.
И за такие вот цены брать эту машину? Да я лучше их три штуки «Хонды» куплю и буду всю жизнь ездить. Я вот уже 40 лет прожил в Магадане, я только на японских машинах ездил. Сюда в Краснодар приехал, я купил японскую машину, которой 7 лет она в России. Я ее купил, я ей доволен.
Русскую машину, хоть мне золотую ее дайте, я ее никогда в жизни не возьму, понимаете? Вот мне 68 лет, я дальнобойщиком 50 лет отработал, можно сказать. Я русскую машину никогда в жизни не возьму. Во-первых, из-за сборки – это раз...
Виталий Млечин: Понятно. Это репутация автомобиля. Спасибо!
Ксения Сакурова: Спасибо большое, Иван!
Виталий Млечин: Ну, это мнение на самом деле достаточно популярное, особенно среди тех, кто как раз на японских машинах ездит.
Ксения Сакурова: И тем не менее, тем не менее, именно «Лада Веста» у нас стала одним из самых, не одним из самых, а самым популярным автомобилем последних трех месяцев, да, вот я нашла такое сообщение.
Все-таки россияне стали к собственному автопрому относиться лучше или это вынужденная история?
Александр Гусаров: Понимаете, «Веста» – хорошая машина, это реально хороший автомобиль. Я не хочу, я абсолютно не ангажирован АвтоВАЗом как бы, но могу сказать, что «Веста» действительно очень хорошо управляется. В принципе, за те деньги, за которые он предлагался, он предлагал совершенно отменный набор оборудования. При этом у нее хорошая управляемость, она в принципе экономична, она удобна, она вместительна, у нее куча плюсов.
Кстати, вот поведение производителей иногда, например, УАЗ сказал, что если дилер сильно завышает цену на автомобили, то надо жаловаться в представительство компании.
АвтоВАЗ решил это все упорядочить. Они сказали, что дилер может предлагать вам какие-то опционные, но только по фиксированной цене, которую спустят, собственно говоря, из Тольятти. Вот вам два отношения, да.
Корейцы, они все время бодаются с дилерами из-за этих 4%, потому что наценка дилера должна быть 4% не более. Но дилеру это показалось мало.
Что касается ВАЗа, я могу сказать, что ну, это отношение господ, которые живут за Уралом, там почему-то вот кроме японских производителей, они ничего не видят. Они неплохие машины, но это автомобили с правым рулем, то, что нам назвал сейчас звонивший, это машины с правым рулем. Вы хотели бы ездить на автомобиле, у которого руль с другой стороны? Я – нет. И я не считаю, что это лучший выход, собственно говоря.
Виталий Млечин: Да, спасибо вам большое, Александр Гусаров, автомобильный журналист.
Очень много нам пишут, действительно, с востока нашей страны о японских машинах. Вот, например: «Toyota Town Ace, 1994 года выпуска. Преимущества: экономична в ремонте, расходе бензина (8 л на 100 км по трассе). Недорогой, куплен 15 лет назад за 60 тыс. руб. Простой, надежный, вместительный: 8 мест, 750 кг можно перевести». Ну и т.д. Вот это японские машины, за что их любят.
Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах какие у них машины.
ОПРОС
Ксения Сакурова: Ну, у всех, конечно, свои вкусы, да, кто что. Но все-таки мне очень нравятся сообщения от наших зрителей, которые за наш отечественный автопром.
Виталий Млечин: И их много, этих сообщений.
Ксения Сакурова: Санкт-Петербург: «У нас Лада 1992 года. Ремонтируем, бережем, пока не подводит, бегает хорошо, другую машину муж не хочет».
Виталий Млечин: Ну, надо сказать, что в Санкт-Петербурге, равно как и Москве достаточно сложно «Ладу» беречь, потому что гниет очень сильно из-за реагентов. Поэтому это особенно сложно и особенно вызывает уважение.
Ксения Сакурова: А вот кто-то тоскует по «Жигулям» шестой и седьмой модели. «Почему не выпускается? – спрашивает наш зритель из Краснодарского края. – Спрос был бы достаточно хороший. И лучше этих Приор и Калин, особенно для людей с небольшими доходами».
Виталий Млечин: ВАЗовская классика. Ну, не то, чтобы прямо лучше, но дешевле точно, да. И многие, многие начинали с этих машин.
А сейчас «Ларгус» пишет нам из Москвы: «Три с половиной года без проблем. До нее 13 лет отъездила на ВАЗ 21111, тоже была вполне неплоха».
111-я – это универсал.
Ксения Сакурова: «Продал свою пятерку, жду на рынке электромобиль», – это Удмуртия.
Виталий Млечин: Да, электромобиль – это очень хорошо.
А вот еще: «Купили в мае Ладу Весту за наличные. Хотели иномарку, но цены отпугнули».
Пожалуйста, позвоните, расскажите не отпугнули ли вас цены на «Ладу Весту»? Потому что на нее, насколько мы понимаем, тоже очень серьезные сейчас наценки. Пожалуйста, расскажите.
Ксения Сакурова: Мы продолжаем обсуждать эту тему. С нами на связи Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза.
Антон, здравствуйте!
Антон Шапарин: Да, приветствую вас!
Виталий Млечин: Здравствуйте, Антон! Все отлично, мы вас видим теперь. Скажите, пожалуйста, по вашей оценке, что будет происходить с ценами на машины в обозримом будущем?
Антон Шапарин: Ну, смотрите, мы уже видим падение спроса, т.е. люди видят вакханалию ценовую, которую устроили дилеры и отказываются в этом принимать участие своим трудовым мозолистым рублем. Собственно, берегут деньги до лучших времен.
Многие, в том числе мои знакомые, которые раньше не рассматривали для себя подписку на автомобиль, берут подписку. Сейчас такой сервис тоже есть и у его автопроизводителей, и у сторонних игроков, в том числе, банков. Вот. Когда ты машину там на год берешь, например, потом возвращаешь, за это время платишь какую-то фиксированную сумму.
Поэтому я полагаю, что дилеры вынуждены будут в связи с падением спроса свои аппетиты умерить, и мы вернемся к ситуации, когда, со временем вернемся, когда производитель будет реагировать на потребителя, а потребитель будет диктовать своим рублем, собственно, цену, во многом.
Ксения Сакурова: Антон, а когда мы начнем уже автомобили покупать онлайн? Вот мы уже все в интернете покупаем. Хотелось бы покупать машину на сайте производителя. Почему до сих пор это мало кем реализовано?
Антон Шапарин: Вы знаете, техническая возможность есть без проблем, и у многих производителей уже и на сайте есть такая опция. Но туда, в этот канал уходят мало машин.
Пока что, собственно, перед коронавирусным кризисом, этот канал продаж тестировали. Потом наступил кризис, и многие планы притормозились.
Сейчас, я абсолютно уверен, что автопроизводителям не нравится, что дилеры спускают их репутацию в унитаз, потому что, собственно, это и происходит. Годами вкладывались бренды автомобильные во взаимоотношения со своими потребителями. А сейчас потребитель приходит к дилеру, а ему говорят следующее: «Ну, не хочешь, не бери, мы другому продадим. А если хочешь, то вот миллион сверху есть, и как бы жуй, что дают».
Кто-то пытается это дело магистральным таким окриком хотя бы по ценам сбить, типа АвтоВАЗа, да. Но здесь возникает вопрос у антимонопольной службы я подозреваю, потому что это навязанная услуга в чистом виде.
Здесь же, дилеры, они как делают: там какие-то втридорога допоборудование, а стоимость по его установке там дополнительно миллион, к примеру. То есть коврики у нас установить теперь в стране миллион стоит. Ну это ж полный нонсенс!
Ксения Сакурова: Так, а кто тормозит вот развитие этой системы онлайн-продаж? Если вроде как производителям выгодно, почему до сих пор большая часть автомобилей через дилеров продается?
Антон Шапарин: Понимаете, в чем дело, эти автомобили надо где-то, во-первых, через кого-то отгрузить, раз, и дилеру это совершенно неинтересно. А второй момент, их нужно обслуживать.
И собственно, автопроизводитель основные деньги делает на обслуживании, на запчастях во многом. И если этот канал убить, собственно официальные дилерские центры и сервисы, я уверен, что очень много кто закроется в стране. И в целом, я подозреваю, что нас ожидает лавина просто, во-первых, переориентирование дилеров на те марки, которые не торгуются онлайн, в том числе, на китайцев, например.
А во-вторых, многие просто с рынка уйдут. Сейчас зафиксируют остаточную какую-то прибыль за счет вот этой вакханалии. Это же чисто игра в короткую, да. Если ты хочешь взаимоотношений с потребителем выстраивать, то ты потребителя подобным образом от себя никогда не отталкиваешь.
Я вообще не очень понимаю, зачем в нынешней ситуации пиарщики и маркетологи автомобильным дилерам зачем им вообще зарплату платят? Потому что все, что связано с репутацией для автомобильного дилера – это забытые слова. Вот. Поэтому, я думаю, что многие сейчас зафиксируют прибыль, выйдут из бизнеса, и на вот этих вот осколках автопроизводители будут выстраивать свою какую-то свою собственную логистическую сетку.
Виталий Млечин: Очень интересно. А давайте послушаем сейчас Сергея из Челябинской области, узнаем, что он думает. Сергей, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте! У меня автомобилю 20 лет, ВАЗ-2104. Живу в сельской местности. Очень прекрасный автомобиль для наших дорог. Теплый, комфортный, мягкий. ... есть «Лада Гранта» ... Расход топлива ... тоже мягкий ... салон. На иномарках больно в деревне не поездишь. Спасибо нашим производителям. Очень благодарен! А то смотрим, все японские, иномарки. Ну, для городских дорог, конечно, да. Но для поселка – нет.
Виталий Млечин: А у четверки кондиционера нет зато.
Зритель: Да, в деревне нормально. Окно открыл и романтика, свежий воздух.
Виталий Млечин: Да, спасибо! Спасибо вам большое!
Ксения Сакурова: И еще один звоночек. Олег, Ставропольский край. Олег, здравствуйте!
Зритель: Добрый день!
Ксения Сакурова: Да, да, слушаем вас!
Зритель: Ну что, у меня машина новая, три года, «Лада Гранта». Машиной я полностью доволен.
Виталий Млечин: Так, расскажите подробнее, что вам нравится в ней?
Зритель: Машина хорошая, все меня устраивает в машине.
Ксения Сакурова: А у вас много было автомобилей до «Лады Гранта»?
Зритель: Да. Да. И четверка у меня была хорошая машина тоже была красавица была. Я, конечно, понимаю, есть хорошие иномарки машины, но наши машины тоже неплохие.
Виталий Млечин: Ну, понятно.
Ксения Сакурова: Ну, т.е. вы всю жизнь на отечественном автопроме ездите?
Зритель: Да, да.
Виталий Млечин: Большой опыт. Понятно. Спасибо большое.
Ксения Сакурова: Антон, а у нас действительно, это правда, что до сих пор пятерки и шестерки «Жигули» остаются самыми, ну, основой нашего автопарка российского? Это действительно так? До сих пор?
Антон Шапарин: Средний российский автомобиль – это «Лада» и этой «Ладе» 14 лет. То есть это действительно старый автомобиль. Да, это основа нашего парка, к глубочайшему сожалению.
У нас президент спрашивает, почему у нас каждый год на дорогах погибает целый город, да, там 16-17 тысяч человек. Ну, вот поэтому и погибает, да.
Чего еще нет в четверке, про которую говорили, что нет кондиционера, а в ней нет пассивной безопасности никакой. Она от любого удара складывается, как из фольги. К тому же автомобиль в этом возрасте уже не держит удар из-за усталости металла. Да, и, наверное, предыдущие аварии могли быть и могли быть некачественные ремонты, да, и поэтому у нас действительно люди умирают массово.
И поэтому о какой нулевой смертности на дорогах к 2030 году вообще может идти речь, если у нас все последние годы средний возраст автомобиля все увеличивается? Это значит, парк не обновляется. А если парк не обновляется, современные средства пассивной и активной безопасности, собственно, точно так же не становится распространенными. А значит, люди так и будут умирать и все.
Отдельный, конечно, здесь вопрос еще и к тому, что многие в таких машинах даже не пристегиваются, потому что считают, что лучше умереть, вылетев через лобовое, как птица, чем пристегнутым, как собака. Вот. Такое бытует мнение у нас. Мы, наверное, единственная страна в мире, которая заглушки еще использует на ремнях безопасности. Вот.
Но, очень грустно на самом деле мне смотреть и слушать то, что пишут наши зрители. Это прямое подтверждение того, что государственные программы по обновлению парка не работают. Потому что иначе никто не выбирал бы старых японцев.
Я сам люблю старые машины и езжу на старом американце огромном периодически. Вот сейчас я на нем поеду. Но, я понимаю, что любой удар, и я мертв в нем. Я это понимаю. Вот.
Второй момент, люди не ищут даже комфорта, люди ищут дешевизну. Им нужна дешевая альтернатива. А знаете, где это выбирают? В странах третьего мира, к сожалению, типа Индии, где «Tata Nano», такие маленькие коробочки, они в основе парка. И это просто ужасающая тенденция.
Ксения Сакурова: Антон, смотрите, ну а вот сейчас китайцы наш рынок очень активно завоевывают. Может быть, условно говоря эта заграница нас спасет? Не европейцы с корейцами, да, а вот китайский автопром, который вроде бы и готов поставлять столько автомобилей, сколько нужно. И они открывают дополнительные производственные линии, и в общем-то, ведут себя по отношению к покупателям, ну более-менее прилично.
Антон Шапарин: Ну, смотрите, во-первых, конечно, китайцы сильно подтянули качество за последние годы. И мы увидим и рост спроса на них, в том числе на вторичном рынке, и видим сейчас рост спроса на новые такие автомобили. Они, конечно, достаточно быстро дешевеют на вторичном рынке, но это вопрос времени, стереотипы мы преодолеем.
Но, вопрос в том, что китайские автомобили не будут дешевы. Потому что они точно так же используют международные компоненты, они точно так же сейчас собираются с использованием последних технологий по безопасности, а это все стоит денег. И поэтому они не будут дешевыми.
И они никогда не будут конкурировать по цене с шестерками и семерками, которые хочет наш потребитель. Вот он сейчас в эфире об этом просит, да. А это на самом деле прям диагноз большими буквами красными: нищета.
Виталий Млечин: Да. Спасибо большое, Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза был на прямой связи.
Очень много сообщений и все, конечно, не успеем прочитать, но несколько.
Ксения Сакурова: Мне очень понравились люди, которые в общем-то автомобилями не пользуются, развивают всякие альтернативные виды транспорта, вот, например, из Москвы: «Молодежь сошла с ума. У меня велосипед и мне хорошо. 67 лет. Давайте на велики, ребята!».
Виталий Млечин: На велике хорошо. Калмыкия: «Ауди 80, 34 года, идеальная машина. Ауди 80 – легендарный автомобиль».
Ксения Сакурова: Я продолжу, продолжу продвигать альтернативные виды передвижения. Ленинградская область: «Езжу на электросамокате практически круглый год. Машина не по карману».
Виталий Млечин: Ну, это очень надо быть закаленным человеком, чтобы на электросамокате ездить зимой по Ленинградской области. Это же все-таки не Сочи.
«Toyota Celica, 1998 год, не подвела ни разу», – Самарская область.
«Лада Гранта, еще кредит не выплатили, а сцепление меняем третий раз уже», – Самара нам пишет.
То есть все-таки попадаются не очень надежные отечественные машины.
Ксения Сакурова: Ну и большинство, к сожалению, наших зрителей могут себе позволить только общественный транспорт, все это дешевле, чем машина, хоть и менее комфортно.
А вот: «Иногда пользуюсь каршерингом, но цена неразумно высока».
Виталий Млечин: Ну и вот нам пишут тоже: «Удивляюсь. Муж после четверки пересел на КИА, говорит: «небо и земля». Как можно сравнивать и хвалить Ладу, если не ездили на иномарках?»
Ну, чтобы сравнивать, конечно, лучше иметь некоторый опыт, но не всем этот опыт, к сожалению, по карману. А «Лада» – неплохие машины, на самом-то деле.
Продолжим через две минуты. Будем говорить о том, как мы провели эти выходные дни.