Ксения Сакурова: Возвращаемся к нашим насущным делам: новый год – новые тарифы. Эксперты подсчитали, что в этом году россиянам придется платить за коммуналку на 3,55% больше; это в среднем. В разных регионах цифры могут заметно отличаться. Например, в Свердловской области цифры в платежках вырастут на 2,9%, а в Крыму и Севастополе, Чечне, Санкт-Петербурге – более чем на 6%. Иван Князев: Но это не предел. На 25% подскочили тарифы на капремонт для жителей Новосибирска. Причины такого резкого подорожания власти называют рост стоимости стройматериалов. Выделяемых ранее средств не хватает, и компании просто отказываются от таких заказов. Ксения Сакурова: А как обстоят дела в вашем регионе? Сколько вы платите за коммунальные услуги и насколько они подорожали? В январе многие получили первые квитанции, можно было бы сравнить. Это наш опрос в рубрике «Реальные цифры», 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений. Напишите регион и сколько вы платите за коммуналку, насколько подорожало. Иван Князев: Также уточните площадь квартиры или дома, сколько человек прописано и сколько платите в месяц. Ксения Сакурова: Как всегда, в пятницу подведем итоги. Я уже посмотрела, у меня на 200 руб. подорожала коммуналка. Иван Князев: Я еще не считал. Ксения Сакурова: Интересно, как в вашем регионе обстоят дела. Прямо сейчас с нами на связи Сергей Аверьяскин, исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ Контроль». Вот как раз выясним, почему так сильно подорожали коммунальные услуги в Новосибирске. Здравствуйте, Сергей Геннадьевич! Сергей Аверьяскин: Здравствуйте! Иван Князев: Да, обрисуйте нам картину дня. Сергей Аверьяскин: В Новосибирске в принципе, как и, наверное, в целом по России подросли тарифы. У них судьба такая – подрастать; они так устроены. Иван Князев: Это их карма, да? Сергей Аверьяскин: В среднем на все услуги тарифы у нас подорожали в среднем на 5,2%, а вот тариф на капитальный ремонт – минимальный взнос, так называемый у нас подскочил на 25%. Здесь мы, экспертное сообщество видим две причины. Первая – сама по себе программа в 2014 году стартовала с очень низкого тарифа – это 5,6% рубля с метра квадратного против 7-10%, которые эксперты рекомендовали. И даже был выезд комитета Госдумы во главе с Хованской, которые предупреждали: «Ребята, не начинайте с такого низкого старта. Бумеранг вернется назад». Тем не менее каждый год добавляли по копеечке, по копеечке, боясь электоральных всплесков. В итоге закончилось тем, что инфляция, плюс всевозможные пандемические ограничения привели к тому, что сегодня очень серьезная ситуация между тем, сколько собирают граждане по минимальному взносу и хватит ли этих денег на то, чтобы на 100% выполнить программу текущего года. Поэтому сделали прирост постановлением правительства на 25%. Это добавляет в общий котел порядка полумиллиарда. Но даже эта добавка не спасет ситуацию без дополнительных управленческих и законодательных мер. Процентов на 70, по нашим подсчетам, будет выполнен объем капитального ремонта в 2022 году. Остальное придется либо сдвигать такой буфер, снежный ком на 2023 год, и опять повышать на 25%; либо необходимо принимать еще какие-то дополнительные меры. Иван Князев: А сколько домов, я прошу прощения, Сергей Геннадьевич, в 2022 году планируете отремонтировать? Сергей Аверьяскин: В 2022 году планируется более четырехсот домов в целом, если говорить по области. А тут надо не забывать, что у нас еще и специальный счет есть, не только общий котел, там тоже такая же ситуация. Но это граждане, которые сами накапливают. Поэтому собираем из порядка 2-х млрд руб. Рост тарифа добавит еще 500 млн. А потребность, чтобы идеально прямо вот выровнять ситуацию, она составляет еще порядка 2-2,5 млрд. Тариф на 2018 год, по подсчетам экспертов, должен был составлять порядка 17,5 руб. за м2. Сегодня у нас 2022 год, минимальный взнос составляет 10 руб. 07 коп. Ксения Сакурова: То есть он изначально был очень сильно занижен? Сергей Аверьяскин: Да. Если бы он изначально стартовал, допустим, с тех же семи рублей, то можно было бы добиться баланса со знаком равно. Собрали и на эту сумму сделали. В принципе, оно и сейчас так произойдет: насколько соберем, настолько и сделаем. Но программа предусматривает гораздо больший объем. Поэтому, по сути, гражданам определенных домов надо будет говорить: «Ребят, ваш ремонт теперь не в 2022 году будет, а в 2023 или в 2024». Иван Князев: А собираемость хорошая у вас? Сергей Аверьяскин: Собираемость хорошая. И здесь надо сказать, что фонд модернизации работает отменно. И, в общем-то, дебиторская задолженность, несмотря на то, что четверть миллиарда, в принципе по году она процентов на 80-90 всегда сокращается. Тут этот механизм отлажен. Ксения Сакурова: А вот та экономия, с которой приходилось сталкиваться в предыдущие годы, она на качество этих работ как-то влияла? Потому что очень много, к сожалению, нареканий жителей капитально отремонтированных домов на качество этого самого ремонта. Сергей Аверьяскин: Вы понимаете, есть еще ситуация, связанная с предельным размером стоимости определенного капитального ремонта. Он у нас с незначительно индексировался в 2019 году. Сейчас вот в апреле 2021 на 9% подрос. Соответственно, если я подрядчик, захожу на дом, который вы мне предоставляете отремонтировать, и я говорю: «По моим подсчетам ... стоит 3 млн руб.», а вы говорите: «Нет, у нас миллион двести», естественно, либо я сделаю из низких материалов, либо я вообще не выйду на капитальный ремонт. Что, в принципе, сейчас и происходит: подрядчики массово разбегаются. И остался небольшой пул подрядчиков проверенных, но их жизнь заставляет где-то, скажем так, мышковать на качестве материалов. Поэтому здесь нужен контроль и общественный, и собственников. В принципе, оно так и происходит. Есть подрядчики, которые по два года не могут сдать собственникам, к примеру, кровлю благодаря такому контролю, потому что видим некачественную работу. Иван Князев: Угу. Ксения Сакурова: Интересно, как люди живут по два года с неотремонтированной кровлей. Спасибо большое! Сергей Аверьяскин: Она полностью открыта, снегом протапливает. Но все равно строительные конструкции, обрешетки, где-то сливы сделаны из дешевого материала; либо что-то не докручено, не довинчено. То есть собственник становится более внимательный, более требовательный. Ксения Сакурова: Понятно. Спасибо большое. Сергей Аверьяскин, исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области «ЖКХ Контроль», был с нами на связи. А сейчас Денис из Сочи, наш зритель. Денис, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Ксения Сакурова: Да, здравствуйте. Как обстоят дела в вашем регионе, в вашем городе? Зритель: Вот хотелось бы, квиточки сейчас вот передо мной лежат за декабрь месяц прошлого года. Мои коммунальные услуги составили в общем 7 200 руб. – это за все; полностью все коммунальные услуги. Ксения Сакурова: Это сколько метров у вас жилье? Зритель: 37 м2. Ксения Сакурова: 37? Зритель: Да, 37 м2. Иван Князев: А летом сколько получается? Зритель: Летом, ну на 3 000-3 200 где-то дешевле, без отопления. А зимой сейчас вот 7 200 руб. получается сумма составила. Иван Князев: Спасибо вам за эту информацию, за звонок. Ксения Сакурова: Понятно. Спасибо. Иван Князев: Сколько вы платите за ЖКХ? Жители Новосибирска, Ижевска и Краснодара отвечали на вопросы наших корреспондентов. ОПРОС Иван Князев: В принципе, опрос на улицах города подтверждают и СМС других наших телезрителей. Московская область: «Площадь 49 квадратов, 6900 плачу». Нижегородская: «73 м2, 4 человека – 10 тысяч». Хабаровский край: «Однокомнатная квартира, 26,5 м2 – 5300». Волгоградская область: «50 квадратов, 3 человека – 8 тысяч». И так далее, и тому подобное. Ксения Сакурова: Есть вообще потрясающие цифры. Московская область, Химки: «3-комнатная квартира, 82 м2, платили 11-12 тысяч. Квитанция за январь 15 200». Вот интересно, за что? Иван Князев: Будем разбираться с экспертами. Прямо сейчас Дмитрий Гордеев у нас на связи, заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Дмитрий Павлович, здравствуйте! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Дмитрий Гордеев: Добрый день! Иван Князев: Вот, кстати, во многих регионах люди удивились, когда январские платежки получили: намного выше стали цифры, намного больше подорожали услуги. И причем, как бы официально не было объявлено о повышении тарифов, и народ не очень понимает, что происходит. Может, вы нам разъясните? Дмитрий Гордеев: На самом деле у нас есть предельные индексы стоимости коммунальных услуг, это индекс совокупных всех коммунальных услуг, и они регулируются там от 3% до 7% по разным регионам. А регионы, исходя из этих индексов, устанавливают тарифы на соответствующий год для ресурсоснабжающих организаций. И, собственно говоря, то, что происходит увеличение тарифов каждый год, это я удивляюсь, что это удивляет людей. Иван Князев: Да нет, нет. Ксения Сакурова: Просто сейчас-то что? Ведь насколько мы знаем... Иван Князев: С 1-го января тарифы-то не выросли. Ксения Сакурова: Да. Все это летом происходит. Подорожание ресурсов происходит обычно летом. А сейчас-то, что у нас подорожало? Дмитрий Гордеев: Вообще всегда происходило увеличение тарифов на год с 1-го января. Потом в связи с тем, что просто-напросто было политическое решение, отодвинули это до 1-го июля. Поэтому речь не о том, с 1-го января или с 1-го июля. Я про то говорю, что у нас вообще в мире и в России есть инфляция. По данным Росстата, она за 8%, обычная инфляция и просто... Иван Князев: Да. Дмитрий Павлович, я вот не зря спросил человека из Сочи, Дениса из Сочи, который нам звонил, сколько он платит летом. Может, сейчас просто ресурсники немножко там накинули каким-т образом? Или как-то по-другому посчитали отопление и т.д. – вот что интересует. Потому что во многих регионах не повысился с 1-го января тариф. Дмитрий Гордеев: Ресурсники сами себе вообще никогда ничего не накидывают. Тарифы регулирует государство – органы государственной власти субъектов федерации, они устанавливают тарифы, по которым платят ресурсники. Сами по себе ресурсники, мало ли что они хотят. Они живут в рамках регулируемых тарифов, регулируемых государством. Что касается платы за содержание и ремонт общего имущества, содержание и текущий ремонт общего имущества, эта плата устанавливается на общем собрании собственников. Есть система оплаты, это я просто каждый год объясняю, уже немного устал. Есть система оплаты, когда плата за тепло вносится только в течение отопительного периода; в большинстве регионов с октября по апрель. Есть регионы, Якутия; здесь с сентября, например, по май, понятно. Там, естественно, плата зимой намного больше. Но есть очень много регионов, в которых оплата отопления идет равномерно в течение года по среднему за предыдущий год. И там, естественно, никакого увеличения в связи с тем, что отопительный период, что сейчас зима не происходит. Это в разных регионах по-разному. Решение о том, делать оплату 7/12 (только в течение отопительного периода) или равномерно 12/12, это решение принимает субъект федерации, органы госвласти в пределах своих полномочий. Поэтому в разных регионах это все по-разному. Но то, что идет рост, исходя из уровня инфляции, я еще раз повторю: Росстат дает данные больше 8% рост, а уровень потребительских цен на продукты питания, там вообще Росстата данные 10%. Я не беру сейчас неофициальные данные инфляции. Я беру официальные данные Росстата. Это абсолютно нормальное явление. То, что дорожает металл, то, что дорожает стройматериалы, дорожает топливо, исходя из этого дорожает все остальное – это нормальный процесс. Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, понятно, что ситуация от региона к региону отличается. Но давайте на примерах, вот Москва. В Москве увеличилась плата за содержание и ремонт и, собственно, капремонт тоже. Ну, вот кто-то пишет, на 400 руб. У меня на 200 руб. Вы говорите, что плата за содержание и ремонт это решают сами жители, принимаются эти решения общим собранием собственников и т.д. Я не голосовала за это. Я уверена, что наши зрители тоже за это не голосовали; они просто получили точно так же, как и я, квитанцию, в которой новые цифры. Как так происходит? Дмитрий Гордеев: Есть коллективы собственников продвинутые. Есть, извините, задвинутые, пассивные. Вы живете в доме, в котором собственники спят мертвой спячкой и ждут, когда им городская власть установит тарифы. А очень много домов, которые не ждут. Вот вы, например, я уверен, что не знаете, за что вы платите из перечня работы и услуг, и не видели никогда этот перечень. А есть коллективы собственников, дома, в которых люди разбираются с тем, что они заказывают по договору управления на пять лет и знают то, что им делают в течение конкретного года: что делают в 2021 году, что делают в 2022 году. И эти собственники влияют на то, какой будет размер платы. В моем доме, например, это Мытищи, размер платы на 10% меньше, чем городские ставки. Мы три месяца согласовывали перечень работ и услуг и, соответственно, плату. Просто говорить про размер платы, это, извините, немножко наивно. Это все равно, что обсуждать сейчас: вы в магазине купили продукты на неделю на три тысячи или на две тысячи, или на семь тысяч? Это разговор ни о чем. А какие продукты? Понимаете? Поэтому надо вести разговор не только о том, что идет рост размера платы. Это просто наивно вести разговор в 2022 году о том, что плата растет. А надо вести речь: а вам сколько надо в доме, какие работы и услуги? В Москве, например, капитальный ремонт государство установило, органы государственной власти города Москвы, почти 21 руб. без одной копейки. А в Новосибирске говорят: а у нас повысили в два раза, но стало 10 рублей. Хотя я не думаю, что дома в Новосибирске отличаются сильно по конструкции от домов в Москве. Но там размер взноса в два раза меньше в Новосибирске, и они говорят: вот в два раза. Надо не разы считать, не проценты считать, а надо считать: а сколько надо сделать в доме. Это так же, как мы решаем вопрос: сколько нужно купить продуктов. А потом уже второй вопрос: сколько это будет стоить; по карману это или нет. И давайте не забывать, что есть адресные субсидии. Раз увеличиваются тарифы на коммунальные ресурсы, раз увеличивается размер платы за содержание общего имущества, органы государственной власти субъектов федерации каждого субъекта в отдельности, не что-то централизованное в России, а каждого субъект устанавливает стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из, предоставляется субсидия, исходя из которой. Это сегодня тем, кто не может платить по полным ставкам, по полным тарифам, тем предоставляются адресные субсидии. Поэтому то, что в СМИ тарифы ЖКУ называют, их не существует. Есть тарифы на отдельные виды коммунальных ресурсов: отдельно на тепло, отдельно на электричество, отдельно на газ. Есть в вашем конкретном доме размер платы, который или вы устанавливаете, или если вы пассивны, то в вашем доме будет применяться муниципальная ставка; и тогда не жалуйтесь на нее. Иван Князев: Спасибо вам, Дмитрий Павлович. Ксения Сакурова: Да, понятно. Иван Князев: Дмитрий Гордеев, заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Давайте послушаем наших телезрителей. Ольга, Астраханская область. Ольга, здравствуйте! Ксения Сакурова: Да, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Я из Астраханской области. Живу в двухкомнатной квартире, 52 м2. Отапливаюсь газовым котлом. Вот дорожает газ, я понимаю. Но кроме газа у нас еще есть вода – тоже дорожает. Но еще есть и обслуга. Вот за газовое отопление, за газовый котел, только за котел я должна заплатить каждый год по две с половиной тысячи ежегодно. Тогда как раньше мы платили эти две с половиной тысячи раз в три года. Ксения Сакурова: Да, понятно, что все дорожает. Но мы слышим, что вас уже там отвлекают. Спасибо большое, что все-таки нашли время нам позвонить. Иван Князев: Спасибо. Ксения Сакурова: Людмила из Архангельской области. Людмила, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Очень приятно слышать вас, что вы поднимаете опять такую насущную тему. Вот нам сейчас пенсионерам прибавят 8,6%, а в июле, я не знаю там, ресурсоснабжающие организации на 10% поднимут, на 12%, т.е. они все время чуть-чуть больше поднимают. У нас вот по Архангельской области мы за отопление, конечно, летом не платим, там июнь-август; вот с сентября по май. Но у нас зимой отопление приходит по четыре, пять, шесть тысяч в морозы. А сейчас вот стоят холодные такие месяца – декабрь, январь, т.е. у нас получается, мы полпенсии отдаем только за одно отопление! А не говоря еще ведь газ, вода и еще плюс свет. Плюс еще управляющая компания берет, лишние тоже какие-то доходы себе делает, потому что им надо тоже зарплаты: и бухгалтерам, и надо там начальнику, и замначальника, и всем вот этим сантехникам и остальным. То есть у нас, понимаете, мы вот, допустим, полторы тысячи платим, если я в месяц плачу управляющей компании, у нас больше половины идет на их содержание. То есть на содержание дома-то у нас совсем мизер получается! И они, понятно, что управляющая компания нам на этот мизер не могут ни ремонта сделать, ни электросети там, допустим, вот эти вот щитки электрические что-то там подделать, подремонтировать, ни какой-то там косметический ремонт, ни отмостки сделать, ни заасфальтировать дорожки вот эти вот, которые к мусорке идут. Я все понимаю, конечно. Надо и им зарплату как-то, да, т.е. люди работают однозначно. Но и с нас-то обдирать тоже последнее-то. Мы практически, в общем-то пенсионеры, мы живем, получаем пенсию, платим вот все, все, как говорится, оплату проводим по коммуналке и на остальные копейки, там три-четыре тысячи существуем: на хлеб, молоко, на лекарства и все. Ксения Сакурова: Людмила, а вы субсидию не пытались оформить? Зритель: А субсидия у меня не получается, потому что у меня прописаны еще двое детей, которые со мной не проживают. Но я их не могу никуда в никуда выписать. Они живут в других городах, т.е. они там тоже оплату проводят; кто-то снимает жилье, кто-то в найме имеет жилье, но они тоже оплату проводят. И мне поэтому на субсидию говорят, что мы можем вам оформить только на вашу одну треть, но она у вас не получается, потому что это, в общем-то, маленькая сумма. Иван Князев: Да, Людмила, спасибо вам большое за ваш звонок! Ксения Сакурова: Понятно. Спасибо большое! Иван Князев: И еще один эксперт на связи, Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ. Наталья Юрьевна, здравствуйте! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Наталья Чернышева: Здравствуйте! Иван Князев: Мы не получим в наступившем году роста неплатежей за услуги ЖКХ, как считаете? Наталья Чернышева: Люди на самом деле стараются, очень стараются платить по ЖКХ аккуратно. И все-таки, либо это злостные неплательщики какие-то там идейные, которых давно пора вытащить уже по суду, либо это люди, которым действительно не хватает и тогда им нужны субсидии. Поэтому я всегда говорю: обращайтесь за субсидиями поскорее. И, в общем-то, я очень надеюсь, что люди услышат и будут все-таки бороться за себя. Иван Князев: Да, нет. Просто каждая вторая СМС как раз таки о том, что пишут те люди, которые не попадают в категорию субсидий. Потому что они не попадают именно вот в этот коридор там... Ксения Сакурова: По формальным каким-то показателям. Иван Князев: Но при этом им просто не хватает денег на то, чтобы заплатить за ЖКХ и потом еще что-то купить из продуктов. Наталья Чернышева: Я очень надеюсь, что все-таки правительство услышит. Потому что у людей действительно бедственная ситуация. И некоторым приходится даже брать кредиты потребительские для того, чтобы оплачивать ЖКХ. Потому что никому не хочется, чтобы ему отключали свет, электроэнергию, газ. Потому что потом еще платить за подключение снова. Иван Князев: Но вариантов не повышать тарифов в принципе нет? Иначе отрасль загнется. Или нет? Наталья Чернышева: Мы всегда говорим о том, что обязательно нужно вычислить базу, от которой почему-то повышаются тарифы, а именно провести полноценный аудит тех тарифов ЖКХ. Потому что пока мы его не провели, мы не можем сказать с точностью, за что мы платим. Там каждый год повышают на 4%, на 5% где-то от 2,9% до 6,5%... Иван Князев: А как же тогда обосновывается повышение? Наталья Чернышева: Повышение обосновывается тем, что необходима модернизация, ремонты. А от какой базы повышают, мы не понимаем. Потому что разные эксперты называют разные цифры. Что, например, на клеммах электростанций себестоимость электроэнергии в 4-5 раз ниже, чем то, за что мы платим. Потому что цепочка посредников увеличивает суммы, которые должны платить. Нужно с этим, конечно же, работать и вычистить всех тех, которые никакой полезной нагрузки не несут, а только увеличивают стоимость услуг за ЖКХ. Ксения Сакурова: Вот смотрите, наш предыдущий собеседник, Дмитрий Гордеев предлагал самим проводить такой аудит. Дескать, если бы в каждом доме были бы такие ответственные жители, активные, они сами бы разбирались, за что конкретно они платят, сами бы устанавливали тарифы, по крайней мере, на ремонт и содержание общего имущества. И вот тогда бы точно понимали, за что платят. И вообще, может быть, даже тарифы, не то что не росли, а даже снижались. Это насколько рабочая вообще схема для нашей страны? Наталья Чернышева: Совершенно верно. Мы всегда тоже призываем людей, даже даем им инструкции очень четкие, простые: как проверить свою управляющую компанию. Но дело в том, что это касается только тарифов на жилищные услуги. У нас же есть жилищно-коммунальные услуги. Вот на жилищные услуги люди в своем доме могут проверить тарифы и устанавливать их на общем собрании собственников. Пусть будут активными, не ленятся, и тогда они будут платить меньше. А вот коммунальные тарифы – это свет, газ, вода, теплоэнергия, теплоснабжение – вот эти тарифы у нас непонятно, как образуются. Потому что это ресурсоснабжающие организации пишут свои заявки в администрацию регионов и там каким-то образом это потом устанавливают. А вот каким образом никто не знает. Вот по жилищным услугам да, каждый дом может договариваться с управляющей компанией самостоятельно и делать так, как им выгодно, если жители активные. Это правда, я это всячески поддерживаю. Ксения Сакурова: А вот этот аудит – это так сложно на государственном уровне, если мы говорим про ресурсников? Вы говорите, что никто не знает. Это так сложно понять? Наталья Чернышева: Да, это сложно понять. И я считаю, что этим должна заниматься счетная палата на централизованном уровне. Потому что если это будут делать контрольно-счетные органы на местах, контрольно-счетные палаты, то тут не совсем возможна объективность. Я считаю, что это должно проводиться именно централизованно, т.е. посылать экспертов в регионы и смотреть уже на местах, как они там образуются. Вот прокуратура, кстати, проверяла в 42-х регионах тарифообразование и выяснила в нескольких десятках регионов, что ресурсоснабжающие организации или управляющие организации говорят, что им нужны ремонт, модернизация, а на самом деле в тарифообразование заложены бонусы топ-менеджерам. И вот такого быть не должно. Иван Князев: Да, спасибо вам большое! Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ, была с нами на связи. Ксения Сакурова: А мы напоминаем, что на этой неделе в рубрике «Реальные цифры» мы считаем, насколько выросли тарифы ЖКХ в вашем регионе. Пожалуйста, напишите нам на короткий номер 5445, сколько вы платите, площадь квартиры, сколько человек прописано, сколько платите в месяц за коммуналку. В пятницу подведем итоги. Иван Князев: Ждем ваших сообщений!