Константин Чуриков: И сейчас подведем итоги опроса для проекта «Реальные цифры». Всю неделю спрашивали: сколько лет вашему автомобилю? И спрашивали неспроста. Дело в том, что все эксперты, вообще все, кто просто следит за этим рынком, понимают, как зверски выросли цены на машины. И хотя официально нас пытались убедить в том, что средний возраст автомобиля в России – 15 лет, нет, оказалось, что больше. Марина Калинина: Вот смотрите. Большинство наших зрителей ездят на иномарках – почти 70%. Но, честно говоря, произвело впечатление… Константин Чуриков: Ответы ваши. Марина Калинина: По поводу возраста ваших машин. Судя по вашим сообщениям, это семнадцать с половиной лет – средний возраст. И есть настоящие раритеты. Вот давайте зачитаю. Томская область: «У меня ВАЗ-21011 с июня 1979 года, подарок папы. А мне 63». Татарстан: «ЗАЗ-968 1963 года выпуска». И радует чувство юмора наших зрителей. Башкортостан: «Купил в 2002 году ГАЗ-69 64-го года. Расходы на ремонт минимальные, под скоростные штрафы не попадаю». Константин Чуриков: Ну, по понятным причинам, да. Значит, среди тех, кто выбрал машины нашего отечественного производства, самая популярная модель – LADA Granta. Но надо сказать, что не все ею довольны из тех, кто нам писал. Не повезло водителю из Самары: «Еще кредит не выплатили за LADA Granta, а сцепление меняем уже третий раз». Гораздо большей любовью пользуется «Нива». Коми: «Нива-2121» 2002 года. Цены нет! Лезет, пока не сядешь на «брюхо». Вот так. Марина Калинина: На третьем месте – классика, вазовская «шестерка». Костромская область: «ВАЗ-2106, – это сообщение от нашего зрителя, – ей 32 года, езжу каждый день». Далее по популярности LADA Kalina, LADA Vesta и «Ока». Константин Чуриков: Даже «Ока». Что касается автомобилей зарубежного производства, то шире всего… Кстати, я напомню, что у нас-то наша аудитория, оказывается, в основном на иномарках ездит. Правда, многие писали, что подержанные. Так вот, судя по всему, по нашему опросу, на российских дорогах можно встретить более пяти десятков моделей. Популярнее всего Toyota RAV4. Прямо процитируем сообщение, Югра: «Toyota RAV4, 98-й год, трехдверка, – да, подержанная, подержанная, – уже девять. Наверное, самая лучшая». То есть девять лет назад зритель ее купил у кого-то, кто ее купил до этого. Марина Калинина: На втором месте Nissan – внедорожник X-Trail. Архангельская область пишет: «Nissan X-Trail 2005 года. Великолепно! Хотя и с небольшими ремонтами». Ну и далее по убыванию: Volkswagen Polo, Ford Focus и Renault Logan. Константин Чуриков: Ну что же, поговорим сейчас о нашем личном автопарке. В студии с нами Александр Гусаров, автомобильный журналист. Александр, здравствуйте. Александр Гусаров: Добрый вечер. Константин Чуриков: Такой почти совершеннолетний возраст. Как Марина пошутила про нашу российскую машину: «Восемнадцать ей уже». Это о чем говорит? Александр Гусаров: Ну, прежде всего – о том, что небогато люди живут. Начнем с этого. Действительно, совсем небогато. И на сегодняшний момент сложилась такая ситуация, что произошел огромный рост, причем в разных сегментах, подержанных автомобилей, рост цен. Это все происходит на фоне… Марина Калинина: Но это же, наверное, происходит на фоне того, что и новые машины дорожают. Александр Гусаров: Естественно, они дорожают. Ну, «АвтоВАЗ» поднял цены только за этот год шесть раз. Марина Калинина: Шесть? Александр Гусаров: Шесть раз они поднимали цены. И сегодня… Марина Калинина: А в процентах? Александр Гусаров: Сейчас я точно уже не вспомню, но, в принципе, обычное (то, к чему мы привыкли, то, о чем я говорил) подорожание автомобиля – на 2–5% раз в полгода. На новый автомобиль, естественно. А теперь это подвинуто. Сегодня «АвтоВАЗ» вообще вроде бы остановил конвейер – опять нехватка чипов. И начнут ли они работать с понедельника – это неизвестно. Соответственно, им нужно хеджироваться. Они каким-то образом будут пытаться возместить прямые убытки, потому что платят они две трети зарплаты (а это очень много) неработающим людям. Каким-то образом надо возместить эти убытки. Соответственно, возмещать их будут за счет нас. Марина Калинина: Но это все-таки проблема действительно производителей? Или это жадность дилеров, которые решили быстро денег срубить? Александр Гусаров: Дилеры здесь ни при чем. Дилеры – это вообще отдельная тема. И я про нее тоже говорил, рассказывал неоднократно. К сожалению, импортеры и даже производители у нас, которые делают машины, к большому сожалению, они повлиять на дилеров не могут, они не в состоянии. Потому что если я купил этот стакан воды, а вы его произвели и мне его продали, то он мой. И я могу его теперь предлагать не за рубль, а за десять. Марина Калинина: Но есть же предел. Вы же за двадцать не будете продавать. Александр Гусаров: Ну, предел есть. Можно просто не покупать. Когда я увидел Volkswagen Polo в комплектации «барабан», то есть совершенно пустая машина, за 2,5 миллиона… Ну, вы себе представляете? Вы пойдете покупать такую машину? Я – нет. Понятно, что при отсутствии средств люди начинают смотреть на иномарки. Но здесь происходит тоже очень и народная ситуация, потому что автомобили до года или годовалые – это, в принципе, новая машина. Константин Чуриков: Да. Александр Гусаров: И вот здесь только за этот год удорожание произошло – почти 136%. Машины от семи лет и старше – там подорожание порядка 54–56%. Ну, это тоже много. Это больше, чем наполовину. И ситуация эта будет, к сожалению… Все это растет. Мы, к сожалению, сейчас пожинаем плоды ковида. Ну, здесь никуда от этого не уйдешь. Неработающие предприятия, соответственно. Предположим, у вас было 2,5 миллиона, вы рассчитывали на покупку определенного автомобиля. Но теперь вы его купить не можете. «Так может быть, тогда я обращу внимание на годовалый?» – думаете вы. И вы смотрите уже, естественно, не в сторону новой машины, а годовалой. Константин Чуриков: Это с потребительской точки зрения. А с точки зрения производителя? Если вспомнить все-таки локдауна, закрытие экономик, закрытие предприятий, вот эти ограничения в мире у главных производителей – они сколько длились? Ну, месяц, да? Александр Гусаров: Больше. Константин Чуриков: Два? Александр Гусаров: Больше. Константин Чуриков: Три? Александр Гусаров: Это мы 64 дня сидели. Константин Чуриков: А сколько у них? Александр Гусаров: А Европа и Америка – они сидели порядка 120–150 дней. Марина Калинина: Там тоже так цены выросли? Александр Гусаров: Да, цены растут, машины не производятся. Я видел фотографии из Соединенных Штатов Америки, где просто в пустыне огороженная площадка, на которой стоят полуготовые автомобили. Они готовые, но у них нет электроники, их нельзя продать. То есть они каким-то образом, опять же чтобы занять рабочих, производят эти машины, но они без электроники ничего сделать не могут. Я сегодня как раз написал статью по поводу того, как производители чипов… простите, не чипов, а электроники, электронных гаджетов поругались с автопроизводителями. Там действительно очень и народная ситуация сложилась, когда нашла коса на камень. И там, и там нужны чипы. Но во время локдауна потребление автомобилей не росло, был отложенный спрос. А потребление электроники резко скакнуло вверх. Вот тоже. Константин Чуриков: Хорошо, а теперь с точки зрения рынка. Представим себе, что все восстановилось, скажем так, в производстве, в этих цепочках, все восстановилось. Но спрос-то есть колоссальный! Люди готовы платить еще большие деньги за эти же машины. Вот с этой точки зрения, эта дикая инфляционная спираль сколько еще будет раскручиваться? Александр Гусаров: Вы знаете, учитывая тот факт, что с чипами до сих пор не решена проблема, и она, как мне кажется, не решится даже в следующем году, потому что два основных производителя – это 40%, почти 50% рынка, – два производителя в Японии плюс в Техасе, они не работают до сих пор, эти три предприятия. Соответственно, исправить ситуацию с полным удовлетворением всех, включая теперь уже и компьютерщиков, и всех остальных, и автопроизводителей, удовлетворить их этими электронными штучками как бы будет довольно сложно, как мне кажется. Константин Чуриков: Что касается ситуации на дорогах и аварийности. Помните, несколько лет назад наша ГИБДД какой-то план себе придумала (или кто-то за них придумал) нулевой смертности на дорогах. Ну смотрите. Если такие уже, скажем так, по автомобильным меркам пожилые… Марина Калинина: Престарелые, так скажем. Константин Чуриков: Да, престарелого возраста. Александр Гусаров: С паспортом. Константин Чуриков: Да, с паспортом. Александр Гусаров: Если такие автомобили будут у нас по улицам рассекать – это что же тогда будет? Смотрите. Просто человек купил машину девять лет назад, как он сказал. Но она-то 98-го года выпуска! Она для него новая, а на самом деле – нет. Александр Гусаров: Более того, вчера же Госдума у нас приняла в первом чтении отмену техосмотра. Марина Калинина: Техосмотра, да. Александр Гусаров: Соответственно, раз это началось, то… Они утверждают, что всего лишь 1%. Опять же, написав статью, меня читатели тут же обвинили в том, что я, оказывается, владелец структуры, которая производила техосмотр – почему я и выступаю против. Я не против. Просто люди, которые ездят на двадцатилетнем автомобиле… Если я сейчас не побегу вам его продавать, то я не буду проходить техосмотр. И когда они мне начинают рассказывать про то, как они следят за техническим состоянием… А вы что обходите собственный автомобиль каждое утро? У вас так много времени? Вы тратите почти час, чтобы посмотреть, накачаны ли колеса? Константин Чуриков: Если бы я еще в этом что-то понимал. Александр Гусаров: Ха-ха-ха! Марина Калинина: Работает ли тормозная система. Александр Гусаров: Вот-вот-вот! Люфт руля, как мне написал один читатель. Я ему пытался объяснить, я ему написал, говорю: «У вас, видимо, очень много времени свободного». Марина Калинина: Есть ли масло. Александр Гусаров: Ну, масло – ладно. Она сама напишет, в конце концов. Марина Калинина: Если старая, то не напишет. Константин Чуриков: По поводу отмены техосмотра. Помните, эффективные менеджеры учили, что сейчас вообще в мире принято как бы правило такое «one in – two out». То есть один запрет (ну, сейчас QR-коды введут) – two out. Например, техосмотр отменят. Может, еще что-то отменят. Марина Калинина: Давайте наших зрителей послушаем. Анатолий из Москвы нам дозвонился. Анатолий, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Константин Чуриков: Добрый. Зритель: У меня на даче в Калужской области под Боровском две машины. Одна – джип для выезда за грибами, на рыбалку, на охоту. А другая – легковая. Первая машина – Nissan Patrol, трехдверный, 4.2, карбюраторный, как «уазик», 93-го года. То есть ему сейчас 28 лет, 29-й год. Константин Чуриков: Она же огромная! Она – как танк, по-моему. Александр Гусаров: Нет. Константин Чуриков: Нет? Александр Гусаров: Трехдверка маленькая. Константин Чуриков: А, маленькая? Зритель: Как «уазик» она, она небольшая. Вы немножко путаете. Константин Чуриков: Я с другой перепутал. Марина Калинина: Ну хорошо. Зритель: А вторая машина – наша отечественная, ее только начали выпускать. Я брал ее, когда ей было три года. Это ВАЗ-2111, универсал, 2001 года, 1.6. Скажу вам честно, что руки у меня растут откуда надо. Пока я был молодой, я за машинами следил. Допустим, на «Жигулях» последнее, что я поменял пару лет назад – это я поменял радиатор. Ну, естественно, тоже сам. Более того, я на «Жигулях» перепрограммировал мозги, поскольку машина закипала при 102 градусах вентилятора, я сделал 95. Мне говорят: «Вы же будете замерзать». Я говорю: «Не буду». У меня перестали патрубки лопаться резиновые, проблем никаких нет. Единственная проблема с обеими машинами – это то, что кузов, даже если за ним следить, он все равно уходит. Мне пришлось проварить Patrol. Марина Калинина: Анатолий, а в чем суть? Константин Чуриков: Суть в личном опыте, Марина. Времена нелегкие сейчас. Марина Калинина: Так? Зритель: Я никогда техосмотр не проходил. Марина Калинина: Вот! Я этого хотела добиться от вас. Все, спасибо большое. Александр Гусаров: Мы опять возвращаемся к тому, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Почему я должен заморачиваться? Вот если вы не понимаете что-то в автомобиле… А вы не обязаны в нем ничего понимать. Ведь автомобиль – это средство передвижения. Константин Чуриков: Тем более что я даже не водитель. Александр Гусаров: По логике, ты выходишь, завел автомобиль, сел и уехал куда тебе надо. Есть сроки. Он тебе сам рассказывает, или ты знаешь по пробегу, что тебе нужно приехать на станцию, обслужить его. Как и любая техника, он требует обслуживания. Константин Чуриков: Но из-за падения доходов, которому уже не один год, грубо говоря… Ну, какие-то всплески мы не считаем, будем ими пренебрегать. То есть сейчас мы можем с чем столкнуться? То есть это все опять как-то уйдет в какие-то гаражи, в какое-то подполье? Помните, как в мультике Дядя Федор? Они вносили этот «Запорожец» в квартиру. Мы так же будем делать, да? Александр Гусаров: Вы знаете, а я не знаю, что ответить на этот вопрос. Скорее всего, да. Потому что вот это постоянное обнищание людей приведет к тому, что люди перестанут… Они уже в принципе не ездят к официалам, поскольку это не выгодно. Более того, я вам могу сказать, что есть какие-то специализированные, не официалы, но специализированные сервисы. А можно поехать в гараж, где будет сидеть великий специалист, он разбирается во всех марках, естественно. Чего быть не может, по большому счету. Это не «Жигули» и «Москвич», когда их было две. Константин Чуриков: Он не снимет мне новый двигатель, чтобы поставить старый? Александр Гусаров: Нет, он этого не сделает. Но он просто может элементарно не разобраться. Ну, в свое время у меня был MINI. Когда у меня «умер» термостат в машине, я не поехал к официалам, а поехал к людям, которые поставляют запчасти. Но они занимаются VAG. И они мне сказали: «Это простая работа. Мы, конечно, тебе сделаем, потому что заменить термостат – это не так сложно. А будет что-то серьезное – естественно, мы просто не возьмемся, потому что мы не разбираемся в этих моделях, в этих автомобилях». Вот и все. К сожалению, на мой взгляд, эта тенденция пугает меня немножко, потому что машин становится… С одной стороны, их больше-то не становится вроде как бы, потому что новые практически не покупаются, они не производятся, старые перепродаются. То есть это уже пошло по цепочке. Вот я, старый дурак, продал сначала вам, а потом вы продали еще, да? И от меня по наследству все это пришло. Константин Чуриков: Молодому. Александр Гусаров: А машина от этого стала новее или лучше? Нет. Понятно, что автомобили должны ездить. Понятно, что машин должно появляться больше. Но, к сожалению, на сегодняшний момент этот рынок подержанных автомобилей – с одной стороны, у него нет прироста особого, а с другой стороны, мы видим еще большее его обветшание. Соответственно, даже если представить себе ситуацию, что я купил год назад автомобиль, а сегодня мне предлагают продать его за сумму большую, чем я его покупал, – ну зачем мне это делать, если машине всего год, а новую купить я уже не смогу. Марина Калинина: Давайте небольшой сюжет посмотрим. О своих автомобилях рассказали нашим корреспондентам жители Череповца, города Михайлов Рязанской области и Ярославля. ОПРОС Константин Чуриков: Вот такие автомобили. В общем, каждый испытал эмоции ностальгические. Марина Калинина: Забавно. Константин Чуриков: Да, и весело. Но почему-то стало грустно. Нет, понятно, что это специально. Надо все-таки пояснить: это специально наши корреспонденты изучили, у кого есть такие старинные, ретромобили практически по сегодняшним меркам. Марина Калинина: Александр, давайте вернемся к той ситуации, которая сейчас сложилась на автомобильном рынке. Я имею в виду – по поводу новых автомобилей. Вообще чего ждать дальше-то? Заводы будут так и стоять? Александр Гусаров: Дальше? Нет, они будут продолжать работать… Марина Калинина: А может быть, нашей промышленности заняться как-то возрождением этой радиоэлектроники? Или мы уже совсем все потеряли, забыли, отстали? Александр Гусаров: Ну, мы никогда их и не делали. Это для начала. Марина Калинина: Может, начать пора? Александр Гусаров: Ну, это не даст быстрой прибыли. А у нас привыкли получать маржу буквально через полгода. Марина Калинина: Много и сразу, понятно. Александр Гусаров: И потом, ну это нельзя, это же не вот так делается. Это стаканы можно производить так. Марина Калинина: Ну, прогнозы какие? Александр Гусаров: Прогнозы? Вы знаете, честно, меня можно обвинять в пессимизме каком-то, но это не так. Я не пессимист, я оптимист по жизни. Я вообще считаю, что все хорошо будет, естественно, и должно быть хорошо. Но, честно говоря, я думаю, что ситуация как с новыми автомобилями, так и с подержанными… Во-первых, будет рост цен, однозначно. Во-вторых… Ну, мой прогноз. Я не претендую на какую-то истину в последней инстанции, но я могу сказать, что, как мне кажется, дай бог, дай бог, к концу следующего года рынок чипов будет восстановлен полностью – и тогда заводы заработают, как и работали раньше. Но при этом тех цен, которые были даже в начале этого года или в 2020-м, мы уже никогда не увидим. Константин Чуриков: Потому что безумие какое-то. Мне рассказывали, что сейчас модель Lexus – это может быть и 7 миллионов, это может быть даже в какой-то суперкомплектации (я не знаю – верить или не верить) больше 20 миллионов. Александр Гусаров: Она стоит столько. Константин Чуриков: Квартира. Квартира! Александр Гусаров: Сколько? 7 миллионов? Она стоит. Это нормальная ситуация. Я пытался найти… Коллеги опубликовали, по-моему, в Краснодарском крае, у дилера стоял ценник за Range Rover – 38 миллионов. Это цена Rolls-Royce, в принципе, как бы. Это хорошая машина, но она столько не стоит. Константин Чуриков: А знаете, что еще происходит? Вот у нас друзья – обеспеченные очень люди, угодья, имения. И тут случайно жена узнает, что они продают машину Land Cruiser, по-моему, за два с чем-то миллиона и покупают Audi тринадцатилетней выдержки за миллион двести. А зачем? Просто деньги очень нужны – миллион. Просто срочно понадобились деньги. Может, долг нужно отдавать. Понимаете, и таких историй на самом деле много, когда… Помните, как Света из Иванова говорила: «Мы стали более хуже одеваться». Александр Гусаров: Лучше. Константин Чуриков: Более лучше, да. А мы сейчас стали более хуже кататься. Александр Гусаров: И жить. Ну, к большому сожалению, сейчас же… Ну, после 2020 года произошла довольно неприятная ситуация, потому что банкет все время был за наш счет. Все наши восседания дома – они же все-таки были за счет нас самих. Откуда владельцу парикмахерской брать деньги на оплату труда сотрудникам, когда она не работает? Соответственно, многие потеряли работу. Людям что-то надо делать. Соответственно, они будут, да, пытаться избавляться. Константин Чуриков: Это ровно та самая история. Спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Проект «Реальные цифры». Итак, средний возраст автомобиля в России, по данным нашего опроса, – это без малого 18 лет. Мы уходим на полчаса, вернемся с Сергеем Лесковым. До встречи!