Реальные цифры: зарплаты учителей
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/realnye-cifry-zarplaty-uchiteley-57393.html
Ксения Сакурова: Отвлечемся от событий, которые происходят сейчас на границе с Украиной, к нашим внутренним делам. Пришло время подвести нашего опроса в рубрике «Реальные цифры».
Неделю назад Минпросвещения заявило, что оклад большинства российских учителей недотягивает до МРОТ. И мы решили провести собственное исследование, в котором попросили педагогов рассказать, какие у них ставки, надбавки, ну и сколько в результате они получают на руки.
Константин Чуриков: И вот оказалось, что ставки выше 13 тысяч рублей, то есть выше МРОТ, выше прожиточного минимума, действительно, получают лишь в нескольких регионах. Эти все регионы нам хорошо известны: Ямало-Ненецкий округ, Москва и Московская область, Краснодарский край. Ну, еще Челябинская область отличилась. И Забайкалье, кстати, не самый преуспевающий регион.
Ксения Сакурова: И для того, чтобы как-то о цифрах… Вот в Ямало-Ненецком автономном округе оклад – 26,5 тысячи рублей. Это максимальный.
Хуже всего труд педагога оплачивается в Чувашии, Оренбургской и Ивановской областях – там учительский оклад в пять раз меньше, чем в лидирующих регионах.
Константин Чуриков: И чтобы было понятнее, как на самом деле живут учителя на эти деньги, несколько сообщений.
Бердск, Новосибирская область: «Учитель физкультуры. Зарплата – 17 тысяч рублей. Хватает только на еду. Не могу купить даже спортивную форму для работы. Выживаю».
Ксения Сакурова: Вот такая ситуация…
Константин Чуриков: Свердловская область, Среднеуральск: «Учитель английского. 1,7, – то есть почти две, да? – 19 800, – это уже зарплата. – Ипотека, маленький ребенок. На продукты не хватает».
Ксения Сакурова: Причем можно было бы надеяться, что все-таки можно повысить заработок за счет тех самых надбавок, но они, к сожалению, невелики.
Вот еще сообщение, из Красноярска: «Учитель. Оклад – 7 226. Надбавки – 5% за стаж, 5% за кабинет. 60% – районная северная надбавка. Стимулирующих нет. В итоге за одну ставку получается менее МРОТ». То есть даже зарплата недотягивает.
Константин Чуриков: Это Красноярск, где цены даже не московские, а они там красноярские, с учетом Сибири, да?
Ксения Сакурова: Да.
Константин Чуриков: В результате по результатам нашего опроса что получается? Средний заработок учителей недотягивает до 26 тысяч рублей. По данным Росстата при этом он на 18 тысяч больше – 43 821 рубль. Самые высокие зарплаты (ну, тут опять-таки, так сказать, без сюрпризов), до 90 тысяч рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе. Меньше всего из опрошенных нами учителей получает педагог из Алтайского края – чуть более 11 тысяч. Ну и максимальные и минимальные зарплаты по итогам нашего опроса до росстатовских в любом случае недотягивают.
Ксения Сакурова: Почему так происходит? Почему различаются так сильно зарплаты учителей в разных регионах? Что нужно изменить в системе оплаты труда педагогов? Об этом будем говорить. Ждем ваших сообщений. 5445 – короткий номер для SMS. И 8-800-222-00-14 – это телефон прямого эфира.
Константин Чуриков: А мы приглашаем сейчас к нам сюда виртуально, в эту студию, Всеволода Луховицкого – это член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». Всеволод Владимирович, здравствуйте.
Ксения Сакурова: Здравствуйте.
Всеволод Луховицкий: Добрый день.
Константин Чуриков: Сначала общий вопрос. А вообще с каких пор в нашей стране стало нормой, что учитель – это человек, который выживает, это человек, которому не на что купить себе спортивную форму, если это физрук, ну и так далее? То есть как это вообще? С какого момента все это у нас?
Всеволод Луховицкий: Ну, глобально это с начала 90-х, потому что, несмотря на то что Ельцин принял знаменитый первый свой указ о том, что учителя должны получать хорошую зарплату, тем не менее зарплаты в большинстве регионов сразу резко в 90-е годы упали. Потом учителя, в том числе в 90-е годы, были значительно более активные. Например, московские учителя восставали. Между прочим, до сих пор ни разу не было в Москве, чтобы в Москве снижалась зарплата учителей – ни в 90-е годы, ни в 2000-е, ни сейчас. Так что можно говорить, что зарплата учителей всегда была нижайшая.
В начале 2000-х годов – примерно с 2006 года примерно по 2010–2011-й – в школу пошли некоторые деньги. И как раз на фоне того, что вроде бы в регионах стало получше с зарплатами, была принята новая система оплаты труда, которая позволила привести к тому, что есть сейчас.
То есть, во-первых, и сама по себе зарплата в большинстве случаев маленькая. Во-вторых, эта зарплата отличается в разы за одну и ту же работу в разных регионах. И, в-третьих, эта зарплата вынуждает учителей выполнять двойную и тройную работу.
При этом надо понимать, что смысл… Ладно, не будет обращать внимания на учителей, подумаем о детях. Что такое урок, который дает учитель, если у него 45 часов в неделю вместо 18? Это значит, что качество этого урока под очень большим вопросом.
Константин Чуриков: Всеволод Владимирович… Извини, Ксюша, на секунду буквально. Сегодня ваши коллеги рассказывали нам. Правда ли это, что есть такое понятие «ученико-часы»? Так вот, ученико-час стоит 3 рубля 33 копейки?
Всеволод Луховицкий: Это вполне может быть, потому что, именно исходя из новой системы оплаты труда, каждый регион рассчитывает свой подушевой норматив на одного ребенка.
Константин Чуриков: Унижают учителей по-своему, понятно.
Всеволод Луховицкий: Нет, на самом деле люди просто-напросто по остаточному принципу действуют: сначала профинансируем в регионе то, что более важно, а потом, если что-то останется, поделим эти деньги на количество школьников и скажем, что мы рассчитали такой норматив. Его никогда невозможно получить. Его чрезвычайно трудно выяснить, даже на официальных каналах, на всех сайтах. И очень сложно узнать, почему, например, в Пермском крае за ребенка платят столько-то, в Москве – столько-то, а на Ямале – столько-то. Это страшная тайна, как это рассчитывается.
Ксения Сакурова: Но при этом, насколько я понимаю, и в одном регионе от школы к школе зарплата педагога, который одинаковое количество часов работает, она тоже может различаться.
Всеволод Луховицкий: Да.
Ксения Сакурова: А вот здесь почему? Мы не знаем, как это формируется внутри региона. А как это внутри каждой школы формируется?
Всеволод Луховицкий: Ну, потому что у нас подушевое финансирование. Если школа большая, то в нее идет много денег. Как говорят, за ребенком идут деньги. Что делает, естественно, здравомыслящий директор? Он делает большие классы, он делает большое количество классов. Понимаете, если в классе 40 человек, то это будет почти в два раза дороже, чем если… больше денег принесет, чем если в классе 20 человек.
Константин Чуриков: Всеволод Владимирович, это получится практически (да не обидится никто) целый класс неучей, потому что в количестве 40 человек учиться невозможно.
Давайте сейчас… У нас мало времени, к сожалению, много «съела» у нас ситуация вокруг Украины. Давайте сейчас Камиля из Тольятти послушаем. Камиль, здравствуйте.
Ксения Сакурова: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, добрый вечер, ведущие. Я по поводу заработной платы учителей хотел бы сказать. У меня родственники есть, учителя просто в школах, и в сельских школах, и в городских. Почему так получается? Из-за того, что… Ну, что в здравоохранении такая же система, что в образовании. Право распределения часов, распределения зарплаты передано руководству – и в здравоохранении, и в образовании. И директоры школы распределяют как хотят. Одни получают, хотя работают и переработки делают… Зарплаты одни фактически, а передается информация, что средняя зарплата большая. Потому что средняя-то большая.
Константин Чуриков: Ну да. Но это к жизни не имеет никакого отношения. Камиль, спасибо, спасибо.
Ксения Сакурова: Спасибо.
Константин Чуриков: Мы сегодня днем получили эсэмэски, Тульская область (я себе отдельно отложил): «У нас давно решает директор школы, кому и сколько. Так же и главврач, директор магазина. Ей дают сумму, а она тупо делит. Контроля никакого. Ну, если только морду бить…» Сегодня один из ваших коллег рассказывал днем, что даже подрался с директором, представляете, из-за этих стимулирующих. Вот так.
Ксения Сакурова: А насколько директор правда может влиять на эту ситуацию? Что от него на самом деле зависит?
Всеволод Луховицкий: Нет, смотря что вы имеете в виду под слово «может». Директор может ровно то, что ему позволяют учителя. По закону директор должен согласовывать положение об оплате труда, положение о стимулирующих с профсоюзом или с трудовым коллективом. По закону директор не может произвольно сам вдруг решить и выписать кому-то большие стимулирующие, а кому-то – маленькие.
Поэтому если… Вот на уровне региона несправедливость, идущая именно от закона «Об образовании». А вот на уровне школы несправедливость, идущая исключительно от того, что работники позволяют своему директору творить все, что он хочет. Если они соберутся, соберут собрание трудового коллектива и скажут: «Мы требуем, чтобы была комиссия по распределению стимулирующих, в которую входят не только три завуча и директор», – то этот директор вынужден будет сделать это.
Константин Чуриков: Всеволод Владимирович, можете коротко буквально? А Минпросвещения в этой ситуации кто? Это просто здание, где сидят просто чиновники?
Всеволод Луховицкий: Минпросвещения – это совещательный, скажем, к сожалению или к счастью, орган. Минпросвещения издает рекомендации. Минпросвещения в этой схеме имеет очень мало власти. Гораздо большую власть, если уж говорить, имеет единственный орган Минпросвещения – Рособрнадзор, поскольку он занимается ЕГЭ и всеми проверками.
Константин Чуриков: Спасибо большое, Всеволод Владимирович, спасибо. Всеволод Луховицкий, член совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Все, мы уходим на новости, они через три минуты. Новости важные. И через полчаса мы к вам вернемся. Смотрите ОТР.
Ксения Сакурова: Оставайтесь с нами.