Иван Князев: Ну а прямо сейчас пришло время для нашей рубрики «Автомобили». Как всегда, будем обсуждать последние автоновости, посмотрим тест-драйв и дадим вам советы по выбору авто. Тамара Шорникова: Приглашаем в эту студию Андрея Осипова, нашего автоэксперта, редактора сайта osipov.pro. Андрей, приветствуем. Андрей Осипов: Здравствуйте, здравствуйте. Ну что же, начнем, как обычно, с нашей рубрики «Реальный выбор». Прошлый выпуск, посвященный электромобилям, вызвал немало на самом деле откликов и новых вопросов. Чаще всего зрители спрашивали: «А как же современные гибриды?» – которые куда больше, в общем-то, подходят для нашей страны. Что же, хороший повод взглянуть на те из них, которые официально доступны в России. Всего их восемь. И начнем, как обычно, с аутсайдеров. Ими стали гибриды Lexus – кроссоверы UX, NX и RX. Да, силовые установки здесь разные, но, несмотря на первенство Toyota в деле массовой гибридизации, модели, представленные в России, откровенно устарели и вряд ли выгодны. Причины просты. Запас хода на электротяге не превышает 5 километров. Работа полного привода зависит от заряда батарей. А больший по сравнению с обычными модификациями и вес, и невозможность отдельной подзарядки аккумуляторов (так называемая технология Plug-in Hybrid) вряд ли сделают покупку выгодной даже при исключительно городской эксплуатации. Кстати сказать, особенно выгоден гибридный привод именно в городе, при коротких поездках на относительно небольшие расстояния, когда можно обойтись одной электротягой. На трассе же лишний вес будет аукаться бо́льшим потреблением топлива. И хотя ускорение на обгонах будет интенсивнее, никаких других экономических преимуществ неподзаряжаемые гибриды, как у Lexus, увы, не дают. А вот все остальные герои нашего сегодняшнего обзора имеют возможность зарядки от обычной розетки и куда больший запас хода на электротяге. Жаль только, что все они – представители премиум-сегмента и в основном внедорожники. Начнем с Volvo. Шведско-китайская компания давно взяла курс на электрификацию модельного ряда, но в России доступен лишь большой внедорожник XC90 T8 – один из двух автомобилей в нашей условно «желтой», рекомендованной к покупке зоне. Электромотор развивает 87 лошадиных сил, что не так уж и плохо, и вкупе с приличной батареей обеспечивает запас хода на одной электротяге в 43 километрах. Немного, но для коротких поездок по городу подойдет. Однако нас смущает высокая степень форсировки скромного двухлитрового бензинового двигателя, а также то, что слабый электромотор будет, скажем так, изрядно напрягаться, чтобы обеспечить пристойную динамику в полностью электрическом режиме. Иван Князев: Андрей, а дорогой он? Андрей Осипов: Да. Они все достаточно дорогие, собственно говоря. К сожалению, нет графики. Он стоит приблизительно около 8 с лишним миллионов рублей. Это все машины недешевые, по крайней мере те, которые официально доступны в России. А вот, кстати, у следующего нашего героя – Range Rover P400e PHEV – с энерговооруженностью у него обстоят дела, конечно, гораздо лучше. Суммарная мощность силовой установки – 404 лошадиные силы, из которых 143 обеспечивает электромотор. Аккумулятор здесь чуть более емкий, поэтому запас хода на одной зарядке немного больше 48 километров. Смущает разве что цена – почти 10 миллионов рублей за стандартную, даже не длиннобазную, версию. Зато (и это было проверено лично) гибрид ничем не уступает по комфорту и проходимости обычному Range Rover. Список же самых интересных гибридов на нашем рынке открывает Porsche, который предлагает сразу две модели пятидверного купе Panamera и внедорожник-купе Cayenne, доступный сразу с двумя версиями гибридной силовой установки – на 462 или 680 лошадиных сил. Электромоторы в моделях одинаковые – мощностью 136 «лошадок». А вот бензиновые установки отличаются: либо это трехлитровый V6 для Panamera и обычного Cayenne, либо четырехлитровый V8 у Cayenne S E-Hybrid. Запас хода на электротяге невелик – всего 32 километра. Но кто сказал, что путь к зеленым должен быть скучным и безынтересным? Электромоторы здесь скорее для улучшения ходовых характеристик, а не для экологии. А по управляемости к машинам Porsche претензий предъявить нельзя. Именно по соображениям, кстати, красоты и оригинальности на условно первое место сегодняшнего «Реального выбора» гибридов мы поставили купе или родстер BMW i8. Яркая и необычная внешность, оригинальный и стильный интерьер. За рулем такого автомобиля вы, бесспорно, будете в центре внимания. Пусть i8 и не спорткар, на трек на нем лучше не выбираться, но 374 лошадиные силы суммарной мощности, из которых 231 лошадку выдает скромный полуторалитровый бензиновый мотор, а 143 – электродвигатель, вкупе с полным приводом гарантируют, в общем, динамику под стать внешности. К слову сказать, i8 – это самый продаваемый гибридный спортивный автомобиль в мире. Да, цена, конечно, не совсем привлекательная, даже Porsche получается дешевле. Но это и не «зеленый крокодильчик», вроде Prius, а, на мой взгляд, самый необычный и красивый гибрид, официально доступный на нашем рынке. В заключение же отмечу, отвечая в том числе и скептикам, считающим, что электромобили – это вообще не про нашу страну. Именно подзаряжаемые гибриды, на мой взгляд, могут представлять наибольший для нас интерес. И наиболее удачными машинами могут стать автомобили вроде Chevrolet Volt, которые официально в нашей стране, к сожалению, не представлены. Уникальность этого гибрида заключается в том, что в движение он приводится исключительно электричеством, а скромный бензиновый мотор под капотом работает как генератор, постоянно заряжая аккумулятор и прогревая салон зимой за счет собственного тепла. В результате, как показывает практика и собственный опыт, на одной зарядке батареи можно проехать 85 километров, а при заправке полного бака бензина (это всего-то 35 литров топлива) можно преодолеть более 1 000 километров. И никаких проблем с отсутствующей инфраструктурой! Иван Князев: Единственный вопрос: если они все-таки когда-то придут в нашу страну, где же подзаряжать-то их? Андрей Осипов: Ну, все гибриды, которые мы сегодня рассматривали, продаются в нашей стране, включая те гибриды, которые являются так называемыми подзаряжаемыми, они наиболее интересные сейчас, как я и сказал вначале. Заряжать их можно от обычной бытовой розетки, потому что, в отличие от электромобилей, емкость аккумуляторов здесь существенно меньше, поэтому время полной зарядки… Ну, если запас хода, извините, на одной электротяге составляет от 30 до 80 километров, то надо понимать, что одна зарядка даже от бытовой электросети – ну, на нее уйдет часов пять-шесть. То есть за ночь, грубо говоря, вы батарейку полностью зарядите. Иван Князев: На ночь поставил. Андрей Осипов: А так и делается, если есть возможность. Иван Князев: Как телефон. Андрей Осипов: Если есть возможность, можно также подзарядить. По крайней мере, какое-то короткое расстояние до офиса… Я могу сказать по собственному опыту. Буквально два года назад у нас продавалась замечательная модель Golf GTE, которая могла ехать исключительно на электротяге около 50 километров. Я ее заряжал за ночь, и мне вполне хватало от офиса… точнее, до офиса утром и вечером от офиса (это приблизительно было около 15–20 километров) только исключительно на электротяге. Соответственно, расходы на эксплуатацию такой машины были равны нулю – с учетом того, что я еще и бесплатную электроэнергию в гараже забирал, за которую, собственно говоря, не платил. Так что преимущества на самом деле очевидны. Давайте к вопросам? Тамара Шорникова: Давайте. Переходим к нашей любимой рубрике. СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Тамара Шорникова: Пока отбивка проносилась по экрану, уже дозвонился к нам телезритель. Давайте послушаем Виктора. Все очень быстро в нашей программе, как ягуар буквально. Краснодарский край на связи, да? Зритель: Я из Краснодарского края. Вы знаете такую вещь интересную, что у нас в крае заправки газовые очень редкие, большая редкость. Пропан-бутан в основном, заправок с метаном практически нет. Андрей Осипов: Очень мало. Зритель: Практически нет, в Краснодаре одна или две заправки. А остальные все – в Кабардино-Балкарии, в Осетии, в Дагестане. На побережье ни одной заправки нет, хотя это самая выгодная заправка, дешевле, чем наш дорогущий бензин, привезенный из Америки. Андрей Осипов: Ну, мы бензин из Америки не привозим, я вам скажу по секрету. А вопрос-то в чем, простите? Зритель: Цена у него такая, как будто из Америки. Андрей Осипов: В Америке он дешевле, в Америке он дешевле, я вам по секрету скажу. Тамара Шорникова: Жалоба официальная. А есть вопрос? Андрей Осипов: Это официальная жалоба, я так полагаю, к руководству Краснодарского края. Вопрос-то будет? Простите за нескромный вопрос. Зритель: Вопрос такой. Toyota Prius – отличная машина, гибрид, пожалуйста. И заправляется хорошо, и бензин не «кушает» очень хорошо. Но стоит она, извините, у нас очень дорого. Андрей Осипов: Конечно. Зритель: У нас в России тоже делали гибридные машины, но они почему-то так в эксклюзиве и остались. Андрей Осипов: Ну, про Toyota Prius. Я так понимаю, вы предъявляете мне небольшие претензии по поводу того, что я ее сегодня не упомянул в нашем обзоре. Но на самом деле причина-то простая – Toyota Prius более официально на нашем рынке не продается, а я брал только те машины, которые представлены у нас официально. Тамара Шорникова: Итак, вопросы присылают уже наши телезрители. Сейчас, секунду… Иван Князев: Почитаем сразу несколько. Андрей Осипов: Давайте. Иван Князев: Московская область: «BMW «тройка», 2007 год. Цена и качество?» Андрей Осипов: Цена высоковата. Качество в целом неплохое. Очень многое зависит, конечно же, как обычно, от силового агрегата и от состояния автомобиля, потому что надо понимать, что, приобретая 2007 года… 12 лет машине. Ну явно 12 лет на BMW медленно не ездили. Обычно машины BMW не приобретают для того, чтобы ездить спокойно и соблюдать все правила дорожного движения. Поэтому комплексная диагностика при покупке подобного рода автомобилей – в обязательном порядке. Иван Князев: Наверное, еще спросят: «А в обслуживании дорогая?» Андрей Осипов: Если ездить к официальному дилеру, то это, конечно, недешево. Но, поскольку машина двенадцатилетняя, можно спокойно пользоваться, в общем-то, «серыми» дилерами. Главное – не экономить на запчастях. И если вы не покупаете оригинал, то, по крайней мере, приобретать то, что ставится на конвейере, то есть что-то немецкого, европейского того же самого производства, но никак не китайские запчасти. Иван Князев: Хорошо, спасибо. Тамара Шорникова: Давайте Игоря послушаем. Игорь из Свердловской области, слышно нас? Зритель: Да-да, я слушаю. Андрей Осипов: А мы вас слушаем, Игорь. Зритель: Вопрос хочу задать Андрею Осипову. Да, хорошо слышно вас. Что лучше – Toyota Land Cruiser или Nissan Patrol? Андрей Осипов: Nissan Patrol или Toyota Land Cruiser, я так догадываюсь? Я не услышал на самом деле первую. О Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser, я так полагаю, вы спрашиваете. Ну, с точки зрения проходимости, если мы говорим о современных версиях этих автомобилей, то Cruiser лучше, потому что новый Patrol уже лишился, к сожалению, рамной конструкции и он не так силен на бездорожье. Это скорее большой комфортный кроссовер. Если же говорить о комфорте и не брать во внимание, скажем так, серьезные характеристики проходимости, то Patrol будет удобнее и комфортнее в каждодневной эксплуатации. Тамара Шорникова: И Сергея следом давайте послушаем, тоже телефонный звонок – из Краснодарского края на этот раз. Сергей, слушаем. Зритель: Здравствуйте. Я житель Краснодарского края, житель сельской местности, хотел бы приобрести Datsun on-DO. Как вы скажете, подойдет он для нашей местности? Андрей Осипов: Какая машина, еще раз? Зритель: Datsun on-DO. Андрей Осипов: Datsun on-DO? Я понял, теперь услышал. Слушайте, ну Datsun on-DO вполне подойдет, как и подойдет, допустим, LADA Granta, потому что Datsun on-DO является японской версией, по сути, хорошо известной, в общем-то, и самой продаваемой модели в нашей стране, коей является LADA Granta. Datsun on-DO немножечко отличается, ну, прежде всего своей внешности. Есть небольшие отличия, связанные с техникой, но они, поверьте мне, абсолютно эпизодические, по большому счету, и ни на ходовые качества, ни на ресурс автомобиля не влияют. Поэтому вполне эта машина подойдет для эксплуатации в Краснодарском крае, в Красноярском, в общем, в любом крае. Иван Князев: Несколько SMS. Липецкая область: «Что скажете о Honda Civic, гибрид?» Не сказано про год ничего. Андрей Осипов: Скажу, что это неплохой автомобиль. Да, конечно, хотелось бы чуть большего пробега на той же самой электрозарядке. Но это прямой конкурент Prius. И, в отличие от Prius, он хотя бы выглядит достойно, потому что Prius, простите, особенно в новом виде, ну страшен! Тамара Шорникова: Давайте послушаем Данилу, Омск на связи. Иван Князев: Здравствуйте, Данила. Андрей Осипов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Данила, мало времени, поэтому ждем от вас вопроса. Зритель: Добрый день. Добрый день, уважаемая программа. Спасибо за то, что вы есть. Сейчас имеем в наличии ВАЗ-2115… Андрей Осипов: Прекрасно! Тамара Шорникова: А хотите Alfa Romeo, видимо, да? Зритель: Нет-нет-нет. Супруга отучилась на права, набралась опыта вождения на данном автомобиле. И стоит вопрос о смене транспортного средства. Бюджет – 250, максимум 300 тысяч рублей. Голова идет кругом! Нужен «автомат», бюджетная машина. Hyundai Elantra, 2004, 2006–2007 годы, вот к ней склоняемся. Тамара Шорникова: Лучше 2006–2004-й, понятное дело, чем 2004-й. Там она, кстати говоря, и выглядит, на мой взгляд, чуть поприятнее. Правильно, «кореец». Главное, чтобы ресурс, остаточный ресурс был неплохой. Потому что надо понимать, что у многих корейских автомобилей, к сожалению, устанавливаются одноразовые коробки и одноразовые двигатели, поэтому после пробега в 150–200 тысяч километров они, к сожалению, во многом уже неремонтопригодные. В этом смысле гораздо привлекательнее выглядят «японцы» и, конечно же, «европейцы». При бюджете в 250 тысяч так перечислить список машин достаточно затруднительно. Ну, может быть, немножечко спуститься классом ниже той же самой Elantra и посмотреть, к примеру, на Ford Fiesta или Opel Corsa с автоматической коробкой передач? Они будут посвежее. Это будет машина до 10 лет. Соответственно, будет чуть меньше проблем с надежностью. Либо же посмотреть на продукцию «АвтоВАЗа». Ведь, в конце концов, та же самая Granta и Vesta доступны с полуавтоматической коробкой типа АМТ. И сейчас появилась версия Granta с вариатором. Хотя я понимаю, что она, конечно, подороже. Иван Князев: Давайте еще один звонок. Тамара Шорникова: Да. Дмитрий, Тверская область. Зритель: Алло. Тамара Шорникова: Слушаем. Зритель: Здравствуйте. Меня интересует вопрос. Я купил себе Ford Kuga 2011 года, два литра, дизель, шестиступенчатая коробка передач. Андрей Осипов: Прекрасный выбор! Зритель: Да? Ой, спасибо! Я очень хочу узнать, насколько надежна будет в эксплуатации и дорогая ли в ремонте. И сколько можно еще примерно лет поэксплуатировать, чтобы она еще не заедала запчастями? Андрей Осипов: Чтобы жила, я понял, да, не опустошала ваш бюджет. Значит, дизельная версия Kuga – на самом деле самая приятная версия из тех, что была доступна на нашем рынке. Мотор очень ресурсный, потому что он в том числе устанавливался и на коммерческие автомобили. Поэтому при надлежащем уходе и качественной солярке (а вы, я надеюсь, следите за теми заправками, где заливаете дизель) этот мотор спокойно может пройти и 150, и 200 тысяч километров. Его болезненное место, как и у большинства дизелей, – это клапан ЕГР. Но его, по большому счету, можно заглушить, отключить и так далее и тому подобное. В целом же машина ресурсная. Коробка передач не вызывает таких уж серьезных нареканий, тут дело в уходе. Мне представляется, что до пробега 150–200 тысяч километров, опять же если вы будете следить за своим автомобилем, никаких проблем быть не должно, и кошелек ваш он не опустошит. Тамара Шорникова: Можем вопросом о машинах помочь сохранить брак жителям Вологодской области. Андрей Осипов: Интересно! Давайте попробуем. Тамара Шорникова: Эсэмэска: «Муж мечтает о Toyota Tundra, но мне нравится Chevrolet Tahoe. Нужно независимое мнение». Андрей Осипов: Два прямых конкурента, два прямых конкурента. Chevrolet Tahoe продается у нас официально, а Toyota Tundra не продается официально. Наверное, это скорее на сторону мужа плюсик я сейчас отправил, потому что вопрос официального сервиса и наличия гарантии все-таки чертовки важен. По надежности машины сопоставимы. Toyota Tundra чуть-чуть, наверное, лучше в плане безотказности, скажем так. Но и там, и там стоят достаточно объемные большие бензиновые V8. И тот, и другой автомобиль весьма и весьма прожорлив. Наверное, Tahoe будет чуть-чуть более экономичным за счет того, что у него стоит система отключения части цилиндров при движении (чего нет у той же самой Tundra), поэтому на трасе мы можем немножечко экономить топливо. Но что из этого выбрать? Я боюсь, что семейный конфликт я в данном случае не решу, боюсь только подлить масла в огонь. Позволю себе высказать собственное мнение: я бы голосовал за Tahoe, потому что Tahoe все же продается официально и более востребован. Иван Князев: «Подскажите, пожалуйста, что будет надежнее и крепче – Honda Accord или Toyota Camry? Два литра, 2016 год». Тамара Шорникова: Двадцать секунд. Андрей Осипов: Обе достаточно крепкие. Обе достаточно надежные. Но Toyota Camry бесконечно скучна, поэтому я голосую за Honda. Иван Князев: Понятно. Тамара Шорникова: Давайте пойдем на тест-драйв? Давайте посмотрим. Андрей Осипов: Тест-драйв? Поехали! ТЕСТ-ДРАЙВ Тамара Шорникова: Красивая, красная! Андрей Осипов: Красивая машина. Тамара Шорникова: Все, что вынесла из сюжета. Андрей Осипов: Mazda сейчас в плане дизайна, конечно, делает красивые, потрясающие машины. Иван Князев: Ну и Mazda, насколько я помню, они с 80-х годов очень надежные всегда были. Андрей Осипов: До сих пор, слава богу. Они молодцы. Они как раз таки, в отличие от той же самой Toyota, сочетают красивые машины, прекрасную управляемость и должную надежность. Иван Князев: Единственное, у меня были, конечно, нарекания к некоторым моделям – к «шестеркам», например, годов так 2000-х. У них внутри дизайн иногда был чересчур вычурный. Андрей Осипов: Ну, может быть. Кто-то называл его устаревшим. Кто-то обвинял японцев в анахронизме. Ну слушайте, зато ничего не шумит, а это уже важно. Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro, отвечал на ваши и наши вопросы. Это были темы дневной части программы «Отражение». А сейчас расскажем, о чем речь пойдет вечером.