Александр Денисов: Наша постоянная рубрика «Автомобили». В студии уже Андрей Осипов, автоэксперт, влетает с новостями и советами. Андрей Осипов: Да, именно так. Ну, что же, как повелось, можно сказать, я начну с нашей традиционной рубрики «Реальный выбор». И рассмотрим мы сегодня новые минивэны, представленные на российском рынке, в которых с относительным комфортом могут путешествовать 7–8 человек. Но прежде отмечу, что мы исключили из обзора чисто коммерческие автомобили, вроде Ford Transit, Fiat Doblo, Citroën Jumpy или Volkswagen Transporter, на платформах которых создаются полноценные 12- или 15-местные вэны, а для управления ими уже требуется категория D. Так что нас больше интересовали вэны семейной ориентации, в которых и с детьми, в общем-то, удобно, и с кучей багажа, можно погрузиться – раз! – поехать на море или на дачу. Открывает обзор, как обычно, модель, которую мы поставили на последнюю строчку, – это Toyota Alphard. Да, машина комфортабельная, даже подойдет на роль представительского автомобиля, но один-единственный бензиновый и весьма прожорливый мотор, да и минимальная цена почти в 5 миллионов рублей делают Alphard, с нашей точки зрения, аутсайдером. Список условно рекомендованных к покупке автомобилей открывает компактный Volkswagen Caddy, который в длиннобазной версии Maxi наиболее интересен. Да, платформа здесь небольшая, но сдвижные двери обеспечивают удобный доступ к третьему ряду сидений. Он может быть как передне-, так и полноприводным. А гамма силовых агрегатов состоит из трех бензиновых и двух дизельных моторов, которые работают как в паре с «механикой», так и с DSG или даже с шестиступенчатым «автоматом». Из всего этого многообразия мы бы рекомендовали присмотреться к дизельным модификациям, хоть они и дороже бензиновых аналогов. Caddy неспроста открывает обзор, поскольку он ближе к легковым автомобилям, и потому управлять им сможет даже новичок. А вот следующий за ним Hyundai H-1 уже потребует определенного опыта, ведь это полноценный восьмиместный вэн немалых габаритов и с приводом на заднюю ось. Многие считают его лучшим предложением в сегменте, ориентируясь прежде всего на цену. Что же, она действительно привлекательна. H-1 – самый доступный восьмиместный автомобиль. Однако он все же в низу таблицы по целому ряду причин: он не самый удобный в плане эргономики, поскольку рулевая колонка регулируется только по высоте; подлокотник водительского сиденья есть не во всех комплектациях, а щиток приборов и центральная консоль явно передают привет из 90-х. Да и пятиступенчатый «автомат» делает модель довольно прожорливой – что было лично проверено в прошлом году, о чем мы подробно, к слову сказать, рассказывали в нашей рубрике «Тест-драйв». В спину Hyundai дышит Mercedes-Benz V-Class, который, кстати сказать, замыкает список условно рекомендованных к покупке машин. Бесспорно, V-Class роскошен и технологичен. Однако насладиться всеми его прелестями мешает цена – от трех с лишним миллионов рублей, которые легко превратятся в пять, а то и в больше миллионов, если вы захотите укомплектовать его по полной программе, да еще и остановите свой выбор на полноприводной модификации с мощным мотором. Иными словами, на наш взгляд, покупка V-Class – это во многом плата за престижный бренд, поскольку по всем остальным параметрам можно найти куда более привлекательную по цене машину. Вот как раз к таким моделям, которые мы бы рекомендовали присмотреть, и перейдем. Прежде всего обратим свой взор на продукцию Citroën – это семейство C4 SpaceTourer. Привод только передний, и для большой компании имеет смысл рассмотреть только удлиненную версию с приставкой Grand. И дело не только в большем просторе внутри – дизельный мотор доступен лишь для Grand C4. А обычная, если можно так выразиться, модификация предлагается только с бензиновым 1.6 Turbo, 150 лошадиных сил и шестиступенчатой автоматической коробкой передач. У Grand есть и этот мотор, но и два дизеля – 115 лошадиных сил на «механике» и 120 лошадиных сил на «автомате». Кроме того, Citroën предлагает весьма выгодные сервисные контракты, которые помогут не только снизить стоимость владения автомобилем, но и более или менее точно рассчитать свои затраты на его содержание. На условное третье место поставим уже другое семейство, на сей раз немецкое – это Volkswagen Caravelle и более престижная версия Multivan. Да, стоят они недешево, хорошо укомплектованные автомобили с дизельным мотором обойдутся вряд ли меньше, чем в 3–3,5 миллиона. Но Volkswagen все равно получится выгоднее Mercedes V-Class и будет дешевле в обслуживании – при том, что по надежности модели, в общем-то, давно сравнялись друг с другом. К тому же, к примеру, Multivan, особенно в полноприводной версии, имеет дорожный просвет более 20 сантиметров – что на наших дорогах лишним не будет. Наиболее интересные модификации, конечно же, дизельные. Но мы бы не рекомендовали те моторы, в которых для снижения вредности выхлопа используется мочевина – это увеличивает затраты на обслуживание, да и не во всех регионах России до сих пор можно найти и свободно купить необходимую жидкость. Таких проблем не должно быть у условно серебряного призера сегодняшнего обзора – французской парочки Citroën SpaceTourer и Peugeot Traveller. Одна платформа, одна начинка и разная обертка. Поскольку это уже полноценный восьмиместный вэн, который может иметь и грузовые модификации, то моторы исключительно дизельные, но есть как «механика», так и шестиступенчатый «автомат». Кто-то скажет: «Неужели «французы» лучше «немцев», того же Volkswagen? У них даже полного привода нет!» Да, это так. Но Peugeot и Citroën доступны изначально, имеют чуть большую гарантию, а сервисный контракт выглядит куда выгоднее. Кстати, забавно, что Peugeot чуть дешевле Citroën, хотя отличий на самом деле совсем уж немного. Ну и наконец – условно верхнюю строчку мы сегодня поставили, отдали, если можно так выразиться, Ford Tourneo Custom. Да, здесь только одна механическая коробка передач и один-единственный дизельный мотор, но для расчетливого семьянина это скорее не минус, а плюс. И даже изначально кажущаяся высокая цена объясняется довольно богатым списком базового оборудования. А стоимость владения, особенно если приобрести сервисный контракт, самая низкая в сегменте. К тому же Tourneo Custom успел себя зарекомендовать как надежный и неприхотливый вэн, запчасти для которого доступны практически всегда и по весьма привлекательным ценам. Да и конструктивно это, в общем-то, не самый сложный автомобиль – что немаловажно для тех, кто живет вдали от крупных городов. Ну что же, на сегодня это все. Каков будет «Реальный выбор» на следующей неделе – решаете вы, наши зрители. Пишите, ставьте задачи, а мы попробуем их решить. Анастасия Сорокина: Ну а сейчас мы перейдем к вопросам. Андрей Осипов: К вопросам, конечно же. Анастасия Сорокина: Спросите Андрея Осипова. СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Александр Денисов: Ну погнали! «KIA Sportage, 2013 года, автоматическая коробка – или LADA Vesta Cross, новая, «робот»?» Андрей Осипов: Хм-м-м! Ну, учитывая то, что у Vesta Cross новый «робот» работает гораздо лучше, чем на самом деле старый (я надеюсь, что там появилась та же прошивка, которую мы сейчас испытывали на Granta Cross), то в целом, наверное, новая машина лучше. Но, наверное, в плане удобства и, возможно, удобности, комфорта Sportage, может быть, чуть поинтереснее. Александр Денисов: И я так подумал. Анастасия Сорокина: И есть у нас звонок, давайте его примем, дозвонился до нас Андрей. Здравствуйте. Из Нижнего Новгорода звонок. Зритель: Добрый вечер. Анастасия Сорокина: Добрый вечер. Зритель: Подскажите, вот хотел поинтересоваться. Mazda «тройка», двухлитровая, «механика» – что скажете? Андрей Осипов: А насколько свежа она? Зритель: 2008–2009-й. Андрей Осипов: 2008–2009-й? Ну, тогда надо проверить прежде всего техническое состояние. В принципе, моторы там достаточно ресурсные, как и коробки передач. Но надо понимать, что на двухлитровых Mazda, особенно с «механикой», медленно решительно не ездят, поэтому в общем состоянии машина может быть, ну, как говорится, уставшей несколько. Поэтому вот это надо проверить, чтобы избежать дополнительных проблем. Ну и особенно проверьте мотор, потому что, к сожалению, двухлитровый силовой агрегат иногда отличался тем, что потреблял масло. Александр Денисов: Уставшая? Как интересно! «Что можете сказать о «Тойоте Форчюнер»?» Андрей Осипов: «Тойота Фортюнер». Александр Денисов: «Фортюнер»? Андрей Осипов: Я ее все-таки так называю, несмотря на то, что Toyota настаивает на названии «Форчюнер», потому что они считают, что это аббревиатура как бы от fortune, английского слова в названии, или она же, собственно говоря, «удача». Тем не менее это «Фортюнер», потому что эта машина, на мой взгляд, прекрасно подойдет прежде всего тем, кто живет вдали от асфальтовых дорог. На асфальте ощущаются недостатки подвески, каждая мелкая неровность отрабатывается, к сожалению, очень чутко. Эта машина хорошо подойдет, к примеру, для последующего тюнинга, потому что в основе ее лежит рамная конструкция и, в общем и целом, неплохой дизельный силовой агрегат. Но покупать ее на каждый день, скажем, в крупном городе я бы, наверное, не стал. Анастасия Сорокина: «Peugeot 407, 2012 года – расскажите, пожалуйста, об этом автомобиле». Андрей Осипов: Старенький автомобиль. В общем, хорошо на самом деле и очень неплохо управляется. Были небольшие нарекания, связанные с работой прежде всего задней подвески. Вообще основные проблемы этой машины в моторах. Я бы рекомендовал присмотреться прежде всего к дизельным модификациям, не экономить особенно на малообъемных. Там 1.6 Turbo даже ставился на эту модель. Вот ее, наверное, брать не стоит. Но в целом машина неплохо адаптирована к России и живет, в общем, нормально на наших дорогах. Александр Денисов: «Какой отечественный автомобиль можно купить? Крутой». Андрей Осипов: Крутой отечественный автомобиль? Ну давайте представим. Наверное, самым крутым для молодого человека сейчас будет LADA Vesta Sport. Это самый крутой отечественный автомобиль! Александр Денисов: А он реально крутой, Андрей, или это ирония? Андрей Осипов: Нет, это не ирония, это на самом деле. Если мы возьмем вот вообще сегмент ценой около миллиона рублей, то это единственный, пожалуй, автомобиль, который способен разогнаться до сотни меньше чем за 10 секунд и имеет самые жесткие настройки подвески. Ну, конкуренцию ему составляют только Polo Sedan и Škoda Rapid в самой топовой версии, с мотором 1.4 Turbo. По всем остальным параметрам LADA Vesta Sport действительно прекрасный автомобиль. У нас был даже тест-драйв, собственно говоря, мы его катали на гоночном треке. Продолжаю тему крутых. Ну, наверное, для того, кто живет совсем далеко от крупного города, крутым будет какой-нибудь «Патриот» экспедиционный – есть у него такая специальная версия почти на миллион рублей. Он оранжевого цвета, весь в обвесе. Крутая машина? Крутая машина! Поэтому, наверное, чтобы честно и без юмора ответить, надо определить понятие крутости. Что вообще понимать под понятием «крутой отечественный автомобиль»? Ведь по большому счету… Вот если мы возьмем двадцатку самых продаваемых иномарок, то 19 из них производятся в России. Это тоже отечественные автомобили. Александр Денисов: Отчасти. Анастасия Сорокина: Из Перми дозвонился до нас Игорь. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте, Игорь. Зритель: Я бы хотел узнать. У меня сейчас Toyota RAV4, 2016 года. Осенью хотел бы поменять на что-то новенькое. Хотел бы услышать вашего совета. Андрей Осипов: Ну, если вам нравится ваш нынешний автомобиль, то почему бы не подождать примерно до конца этого года, когда есть надежда, что новое поколение RAV4, построенное уже на абсолютно новой платформе, появится в салонах официальных российских дилеров этой марки? Эта модель уже продается в Америке практически год, скоро должна доехать и до нас. Вот как вариант. Либо смотрите уже, в общем, скажу прямо, на величину кошелька и на то количество денег, которые вы хотите потратить на новый автомобиль. Анастасия Сорокина: Еще один звонок из Ростова-на-Дону, Николай дозвонился до нас. Зритель: Добрый день. Будьте добры… Как-то были очень маленькие машины очень популярны, они экономичные. Это Citroën C1, Peugeot 107/108. Вот как-то они исчезли с рынка в России. Что-то в таком плане очень маленькое, экономичное есть или будет в ближайшее время? Андрей Осипов: Ну, из такого маленького, вы знаете, я вам могу предложить продукцию из Узбекистана – Ravon R2, он же Daewoo Matiz. Ну, в общем, старый еще был Daewoo Matiz, а сейчас это перелицованный Chevrolet Spark. Это, пожалуй, единственная, кстати, очень доступная машина в этом А-сегменте. Понимаете, проблема ведь заключается в том, что по целому ряду причин (тут можно долго рассуждать, но основная – это, конечно же, наши таможенные пошлины и условия по промсборке) они фактически вымыли А-сегмент с нашего рынка. У нас остались дорогие представители, вроде Smart, либо совсем бюджетные, как Daewoo Ravon, собственно говоря, единственный, который в этом сегменте существует. Все остальное, в общем-то… Когда вы задаете такой вопрос, вам говорят: «Ну а зачем вам такая маленькая машина? Идите и купите себе машину В или С-класса, тем более что она стоит, в общем-то, столько же денег, сколько стоит маленький автомобиль, зато вы получите машину больше». А вот для человека, который действительно хочет маленькую машину… Я, кстати говоря, тоже поклонник маленьких автомобилей: Corsa OPC, вот такие маленькие… Анастасия Сорокина: Mazda 2 была. Маленькие Citroën, Peugeot. Андрей Осипов: Mazda 2, конечно, конечно. Очень симпатичные машинки, очень веселые в городе по управляемости, по езде и так далее. Александр Денисов: Как вы поняли друг друга-то сразу! Анастасия Сорокина: Я их искала недавно. Ты знаешь, не нашла, действительно их нет. Андрей Осипов: Нет, действительно. Вы абсолютно правы, их практически нет. Ну, потому что сейчас и вторичный рынок на 90% состоит из тех машин, которые были куплены новыми здесь. Ведь в последние десять лет практически ничего к нам не ввозится, ну, если не брать территорию Дальнего Востока, где по-прежнему популярен ввоз праворуких японских автомобилей. Но из Европы и из Америки ничего к нам не приезжает. Александр Денисов: Короткое сообщение для вас от любителей Mazda. Андрей Осипов: Давайте. Александр Денисов: «Что скажете про Mazda 5?» Андрей Осипов: Неплохой, собственно говоря, вэнчик. К кузову надо присмотреться, небольшие там были нарекание. Александр Денисов: Звонок. Анастасия Сорокина: Примем звонок, из Тюменской области до нас дозвонился Василий. Здравствуйте. Зритель: Скажите, пожалуйста… Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: KIA Ceed… Андрей Осипов: Новый? Зритель: 2008 год, дизель. Как мотор у них? Андрей Осипов: Ну, вообще хорошо, что вы его нашли, я вам так скажу, потому что Ceed с дизельным мотором официально у нас не особо продавался и поставлялся. В целом, на самом деле надо понимать, что этот мотор рассчитан на хорошую и качественную европейскую солярку. Другой вопрос, что в 2008 году еще не было требований «Евро-6». Этот мотор без той самой жидкости, мочевины, о чем мы сегодня в том числе говорили. Мотор достаточно ресурсный. Но вот как наше топливо на нем отразится – не знаю. Потому что к остальным узлам и агрегатам Ceed больших нареканий нет. Да я думаю, что, по большому счету, за эти 11 лет, что эта машина проехала, там уже очень многое поменяли. Александр Денисов: Вот было сообщение интересное, девушка просит первую машину до 300 тысяч. А, вот! «Приобрести за 500 тысяч «автомат» девушке, которая только научилась водить». Анастасия Сорокина: И до 300 тысяч еще, пожалуйста, какой-нибудь вариант. Андрей Осипов: Пожалуйста, Ravon, названный мной, маленький. Это, по-моему… Ну, если вы только сможете его найти, потому что там сейчас ситуация с брендом очень сложная. На сайте написано, что цены пересматриваются. Но у дилеров какие-то товарные запасы есть. Там где-то приблизительно за 400 тысяч рублей вы в свое время могли купить полноценный, в общем-то, автомобиль с автоматической коробкой передач. Вот, пожалуйста, в качестве первой машины вполне себе подойдет. За 500 тысяч новую машину? Ну, их, в общем-то, нет. Это только LADA Granta. Если смотреть в сегмент подержанных, то там список, конечно, существенно расширяется. Знаете что? Я вам предложу зайти на сайт Общественного телевидения России либо на наш YouTube-канал osipov.pro и посмотреть. У нас был первый автомобиль за 500 тысяч рублей и машина не старше 10 лет за 300 тысяч рублей. Мы давали достаточно подробные таблицы и рассказывали плюсы и минусы каждого автомобиля. Зайдите либо в YouTube, либо на сайт Общественного телевидения России и посмотрите наши предыдущие обзоры. Александр Денисов: «Audi Q5 – какого года стоит брать?» – Алтай спрашивает. Андрей Осипов: Ту, которая находится в нормальном техническом состоянии. Год, по большому счету, там не важен. Там важно именно техническое состояние машины, ну и пара мотор-коробка. Анастасия Сорокина: Haval – какие дадите рекомендации? Андрей Осипов: Вы знаете, пока никаких я не дам рекомендаций бренду Haval, потому что… Я знаю, что они построили завод в Тульской области у нас, они сейчас активно продвигают свой F7, на котором я пока, к сожалению, не ездил. Но с учетом того, что я знаю, что Haval – это на самом деле новое название бренда Great Wall, а Great Wall оставил, произвел на меня очень грустное впечатление со своей предыдущей продукцией… Александр Денисов: Мягкий? Андрей Осипов: Да это вообще ужасно! Это единственный автомобиль, после мойки которого у меня вся правая часть салона была забрызгана. И когда я написал, собственно говоря, об этом в представительство, в тогдашнее представительство компании Great Wall, мне сказали, что это случилось вследствие неправильного угла наклона струи. Я никогда такого не слышал, но тем не менее вот такие вещи. Забавная была машина. Александр Денисов: «Достойный» ответ. Андрей Осипов: У нее при торможении педаль в пол проваливалась – и все, и больше ничего! Она так дальше и ехала, просто с педалью в полу. «Великолепный» был автомобиль! Надеюсь, что Haval лучше стал. Ну, посмотрим. Александр Денисов: А как тормозили-то в итоге? Андрей Осипов: У нас сегодня, кстати, в тест-драйве, вы знаете… Нет, тормозила нормально. У нас сегодня в тест-драйве как раз таки китайский автомобиль. Александр Денисов: Переходим. Анастасия Сорокина: Мы как раз к нему и переходим. Андрей Осипов: Мы к нему, можно сказать, в буквальном смысле подвели. Александр Денисов: Затормозили вовремя. Андрей Осипов: Да. Правда, не Haval, но другой. Поехали! ТЕСТ-ДРАЙВ Анастасия Сорокина: Вернулись в студию. На этом наш разговор об автомобилях в эту пятницу подходит к концу. Андрей, спасибо, что были с нами. Андрей Осипов: Спасибо вам большое, спасибо. Всего доброго! Александр Денисов: Это был Андрей Осипов в рубрике «Автомобили».