Круизные лайнеры на набережной Перми особенно живописно выглядят на закате. Корабли швартуются, туристы выходят на прогулку. Кто-то в поездке впервые, а для кого-то такой вид отдыха - уже традиция. Туристка из Самары Наталья Чигина: «Мы уже седьмой раз плаваем на одном и том же теплоходе, вот на этом, «Александр Невский». Нам очень нравится и обслуживание, и директор круиза прекрасный у нас, в общем все устраивает». Туристка из Уфы Лариса Саламасова: «Мы доехали из Уфы до Самары, в Самаре сели уже на корабль и поплыли, получается: Казань, Елабуга, Чайковский, Пермь, дальше у нас Сарапул и еще раз Казань, да и уже Самара. Утром зарядка, танцы изучали вчера, даже выступали, кадриль танцевали». Принять такой теплоход может до 220 пассажиров. Бронировать места лучше заранее. Некоторые покупают путевки за полгода до поездки. Директор речного круиза Татьяна Чернышова: «Если смотреть на заполняемость наших круизов, практически в 100% варианте мы отправляемся в круиз. Цены на речные круизы абсолютно разные, начиная от двух тысяч за сутки и выше». Туристка из Уфы Ольга Луговая: «У нас каюта «два плюс один», ну трехместная, по сути. И на человека стоит 56 тысяч. Восемь дней мы плывем, трехразовое питание у нас, очень вкусно кормят, все отлично». В Якутии транспорт речной - один из самых популярных. И для туристов, и для местных жителей. Летом - больше 300 маршрутов. Из отдаленных поселков в город возят скоростные катера «Ракета» и «Метеор». У речного трамвая «Виктор Рукавишников» три рейса в день - от Якутска до поселка Нижний Бестях - на другом берегу Лены. Береговая инфраструктура там давно требует обновления. Причалами для кораблей служат старые бревна. Правда, некоторые пассажиры в этом даже видят экзотику. Туристка Любовь Брулетова: «Ты понимаешь, насколько это все старое, сделано людьми много лет назад, когда вообще ничего не было. Весь этот ручной труд, и мне кажется, не надо это разбирать, лучше здесь как в музее сделать, чтобы люди знали и понимали, с чего вообще вот это все начиналось. Надо историческое как-то оставить, обыграть и сделать так, чтобы людям было комфортно». Большая часть флота построена в советские годы. Старые теплоходы, скоростные катера, водные трамваи - всем больше 40 лет. Закупать новые частным компаниям не по карману. Генеральный директор компании-перевозчика Валерий Те: «У меня судно, оно 84-го года, ему 40 лет. Мы провели ремонт, обновили двигатели, редукторы, заменили техническую часть, корпусные работы проводятся. Надеюсь, правительство обратит на нас внимание, поможет нам с приобретением судов, чтобы все-таки речная перевозка соответствовала времени». А вот теплоходы «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный» - комфортабельные и современные. Возят туристов в национальный парк «Ленские столбы». Спрос на такие туры высокий, цена путевки - от 15 до 70 тысяч в зависимости от класса каюты. А это четырехпалубный круизный лайнер «Леонид Красин». На днях его встретили в Мариинском Посаде - старинном городе на Волге. Это первый корабль, который пришвартовался в Мариинском Посаде после пятилетнего перерыва. Местный дебаркадер отремонтировали и теперь он готов принимать любые типы речных судов, которые идут по Волге. Этим летом здесь ждут еще минимум 11 теплоходов.