Виталий Млечин: Реформу ОСАГО будут проводить постепенно, об этом заявил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Все для того, чтобы не допустить резкого подорожания полисов. Марианна Ожерельева: Речь идет об увеличении лимита выплат пострадавшим в 4 раза, до 2 миллионов рублей с сегодняшних 500 тысяч, а также об отказе от учета износа при выплате деньгами компенсаций на восстановительный ремонт автомобилей. Виталий Млечин: По данным Юргенса, если реализовать все нововведения разом, стоимость полиса для неаккуратных водителей вырастет на 80%. Можно ли этого избежать? И какие изменения все-таки требуются системе автострахования? Давайте обсуждать. Если вы автомобилист, позвоните, поделитесь своим мнением, 8-800-222-00-14, или напишите нам сообщение на короткий номер 5445. С нами на прямой связи Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте. Максим Кадаков: Виталий, Марианна, добрый день. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Максим, ну понятно, что идея-то хорошая, увеличить выплаты, перестать учитывать вот этот износ, это все автомобилисты должны приветствовать. Но вот Игорь Юргенс говорит, что если это вот все взять и реализовать, то сразу на 80%, до 80% полисы подорожают. Скажите, пожалуйста, это действительно вот настолько драматичным образом скажется на цене? Максим Кадаков: А этого пока никто не знает, в том-то все и дело. Поскольку мы все хотим, чтобы выплаты росли, а РСА, Российский союз автостраховщиков, вместе, соответственно, со своими страховыми компаниями всегда нам будет говорить, что мы платим им в виде страховых премий, т. е. платим за полисы, слишком мало. И вот эти качели, мы же о них говорим не один год, уже, наверное, не первое десятилетие, они по-прежнему... Нам их подают так, что шар как бы на нашей стороне, мы платим им мало, а они нам выплачивают слишком много. И вот полгода назад примерно, я когда комментировал вот эти вот нововведения грядущие, я говорил, что если цена полиса вырастет на 1–1,5 тысячи, может быть, на 2 тысячи рублей, наверное, большинство автомобилистов это потянут, хотя автомобилисты разные, страна большая, кто-то и так еле-еле сводит концы с концами и платить больше никто не хочет. Центробанк по-другому смотрел на это, он говорил, что при введении этих нововведений полис может подорожать на 48–50%. РСА нам сейчас говорит, что уже 60%, и тут же поправляет, что это среднее значение: значит, для кого-то будет и 70, и 80%, а может быть, и больше. Пока эта история вся не войдет, собственно говоря, в действие, а вводить ее хотят поэтапно, сначала увеличивать компенсации по потере, по ущербу жизни или здоровью, а потом уже уходить наконец-то от учета износа автомобиля при расчете компенсации, посмотрим, как это будет в реалии. Я пока не знаю, мы можем только гадать с вами. Марианна Ожерельева: А вот этот мягкий режим поэтапный как-то сгладит ситуацию? Потому что действительно разброс очень большой, если рост на 80%, то возникает вопрос – а оно нам надо? Максим Кадаков: Ха-ха. В том-то все и дело, нам это надо. Потому что, например... Марианна Ожерельева: Но какой ценой. Максим Кадаков: Да. Пассажир общественного транспорта сейчас застрахован на 2 миллиона рублей, т. е. наша с вами жизнь государством оценивается в 2 миллиона. Если человек погибает, допустим, в автобусе, его родственники получают компенсацию 2 миллиона. А если человек погибает в легковом автомобиле своем, то по ОСАГО родственники получат компенсацию 500 тысяч рублей. Ну это вообще странно, да, вот это несоответствие, это во-первых. Во-вторых, все компенсации по ущербу здоровья считаются в процентах от этого максимума, соответственно от 500 тысяч, и там вообще смешные компенсации. Ну, легкий перелом – это 25 тысяч рублей; выбито три зуба – это тоже, по-моему, 25 тысяч рублей. Каждый, кто хоть раз лечился в последнее время, прекрасно понимает, что вылечиться, пройти реабилитационный курс и т. д. за эти деньги невозможно, т. е. это лишь частично... Пролом черепа головы – 35 тысяч рублей. Ну представляете, да, что это такое? Легкое, часть легкого вырезают человеку – компенсация 200 тысяч: человек становится инвалидом на всю жизнь, компенсация 200 тысяч. Поэтому нам это надо. Но в общих суммах выплат от страховых компаний нам, автомобилистам, выплаты по ущербу здоровья составляют всего 5%. Поэтому, когда они введут вот это увеличение, стоимость полиса вырастет не очень сильно. А вот когда мы уйдем, если мы уйдем от учета износа автомобиля при подсчете ущерба уже, собственно говоря, железу, автомобилю, вот тогда тарифы на полис резко пойдут вверх. Виталий Млечин: Но это связано с тем, что большинство аварий такие несильные и страдают в них в основном автомобили, а не люди, к счастью. Максим Кадаков: Ну, слава богу. Виталий Млечин: А что вообще с системой ОСАГО происходит? Потому что ну понятно, что автомобилисты всегда жалуются, что слишком дорого, соответственно, страховщики, наоборот, говорят, ну как вы уже, собственно говоря, и отметили, что страховщики считают, что им недоплачивают. Но вот это ценообразование – ведь это же обязательная страховка, т. е. это не то, от чего автомобилист может отказаться. Вот это ценообразование, оно насколько прозрачное вообще? Можно ли проверить каким-то образом данные страховщиков, которые утверждают, что надо платить еще больше? Максим Кадаков: Практически невозможно, это черный ящик. При желании, конечно, они могут доказать все... Ну, я могу на своем опыте сказать. В начале осени на моем автомобиле Volkswagen, на неновом уже автомобиле, но в идеальном состоянии который находится, бешеный газелист снес зеркало, зеркало обогреваемое, с дистанционным управлением, складывающееся, с указателем поворота, это дорогая вещь. Мне начислили компенсацию по ОСАГО 11 тысяч рублей. Но очевидно, что... Как я могу это оспорить? Практически никак. За 11 тысяч рублей вы только на разборке можете купить это зеркало, если оно вам подойдет, а его еще надо установить, ну и машина у вас уже будет битая по факту... Поэтому вот это черный ящик. Обычный автомобилист, автовладелец, конечно, никогда никому ничего не докажет. Виталий Млечин: Да, нерадостное резюме такое, но спасибо вам большое за откровенность. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», был с нами на прямой связи. А сейчас Владимир из Москвы, наш зритель. Владимир, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Вы в эфире, говорите, пожалуйста, что вы думаете про ОСАГО. Зритель: Алло. Я смотрю «ОТРажение» и вот хочу, так сказать, свое мнение высказать, так сказать... (Гудки.) Марианна Ожерельева: Владимир, к сожалению, сорвался звонок... Виталий Млечин: Жалко. Перезвоните, Владимир. Марианна Ожерельева: Дмитрий Клевцов с нами на связи, вице-президент Федерации автовладельцев России. Виталий Млечин: Дмитрий Викторович? Марианна Ожерельева: Дмитрий Викторович, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте. Дмитрий Клевцов: Здравствуйте. Виталий Млечин: Как вы относитесь к тому, что говорят в Союзе автостраховщиков, что если реализовать вот эти инициативы, то стоимость полиса аж на 80% может подняться? Марианна Ожерельева: За ваш счет. Виталий Млечин: Как вы считаете? Дмитрий Клевцов: Ну, я думаю, ни у кого нет сомнения о том, что действительно надо повышать размер выплат по железу и по здоровью. Хочу, наверное, ответить следующим образом. Сейчас уважаемый Максим Кодаков говорил о том, что невозможно проверить данные, которые предоставляет нам РСА. Я хочу ответить следующим образом, открою вам ужасную тайну: РСА каждый год публикует информацию, финансовый отчет. У меня сейчас перед глазами отчет за 2020 год. Виталий Млечин: Так. Дмитрий Клевцов: ОСАГО – это очень уникальный бизнес, нас государство обязывает получать платную услугу у коммерческих организаций, и регулируется все 40-м федеральным законом. В нем четко прописано, что выплата, что не менее 80% собранных денег с автомобилистов должны уходить на выплаты. Я сейчас вам открою страшную тайну – с 1 июля 2003 года у нас действует ОСАГО, смотрим отчет РСА: за это время, за 19 лет практически полностью, РСА собрало с автовладельцев 1 триллион 450 миллиардов рублей. Виталий Млечин: Неплохо. Дмитрий Клевцов: Исходя из отчета РСА, который, да, не совсем прозрачный, но эти цифры мы видим, они за это время собрали 2 триллиона 331 миллиард, а выплатили 1 триллион 450 миллиардов, что составляет 62%. Виталий Млечин: Да, это явно не 80%. Дмитрий Клевцов: Это 62%, отнюдь не 80%. Да, я понимаю, мне скажут, что есть еще компенсационный фонд 3%, но это точно не 77%. Так вот, получается, за это время страховые компании недоплатили автовладельцам не менее 414 миллиардов рублей. Так вот у меня вопрос, о каком вообще мы можем говорить повышении тарифов, что этих только 400 миллиардов будет достаточно, если мы просто введем мораторий и 2 года не будем платить ОСАГО, этих денег будет достаточно, исходя из цифр РСА, для полной выплаты по имеющейся системе автовладельцам по ущербу. Поэтому ни о каком разговоре о повышении тарифов не может идти речь, пока РСА, Центробанк не объяснят, куда делись эти деньги, пока система начисления тарифов не будет прозрачная... Потому что тот же самый классический базовый тариф, который у нас повысился с 9 января этого года, а с 1 апреля у нас изменится система КБМ, она же полностью не прозрачна: там разница между минимальным и максимальным тарифом, если раньше, до 9-го числа, она составляла буквально 2,2, в 2 раза, то сейчас это почти в 2,5 раза. И эта информация абсолютно скрыта от автовладельца. В законе говорится о том, что не может этот коэффициент начисляться по дискриминационным каким-либо характеристикам, по религии, по политическим действиям и т. п., но по факту даже сами сотрудники страховых компаний не понимают, почему такая большая вилка, почему базовый тариф для физического лица сейчас минимально составляет 2 224 рубля, а максимальный 5 980. Эта информация недоступна. Марианна Ожерельева: Дмитрий Викторович, но разве может быть дискуссия сегодня... Вот все, что вы говорите эмоционально, очень же правильно, действительно, там недосчитались. Но как это доказать, это первое? А второе: может ли быть дискуссия в условиях следующих, что вы нам выплаты повышайте, но при этом стоимость ОСАГО не повышается, – ну разве это реалистично на сейчас? Дмитрий Клевцов: А здесь ничего не надо доказывать. Есть открытый отчет РСА, любой может зайти и посмотреть. Марианна Ожерельева: Хорошо, ладно, но считают же уже, насколько вырастет сама стоимость полиса, правильно же? То есть посчитали, тут мы вам увеличим, пожалуйста, получите здесь увеличение. Возможно ли единовременно совершить одно увеличение, только выплаты, без увеличения стоимости страховки? Насколько реалистичен вот этот трек, я про это. Дмитрий Клевцов: Если страховые компании будут действовать в соответствии с законом и выплачивать не менее 80%... Марианна Ожерельева: Будут ли. Дмитрий Клевцов: ...автовладельцам при возмещении ущерба, этих денег будет достаточно, чтобы повысить размер выплат без повышения тарифа. Виталий Млечин: Послушаем Наталью из Ивановской области. Наталья, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Я звоню вот по какому вопросу. Значит, автостраховщики постоянно жалуются, что они, значит, нерентабельны, что, в частности, в нашей Ивановской области у них выплаты больше, чем, значит, доходы. А я скажу вам почему. У нас года 2 назад мы обращались в службу безопасности Росгосстраха, у нас тут целая банда действовала автоподставщиков. Они все родственники, они то один пострадавший, типа пострадал, ему оформят, он получит выплату, то в следующий раз меняются ролями, один обвиняемый, другой пострадавший... И вот таким образом они получили где-то года за 2 около 3 миллионов рублей. Виталий Млечин: Неплохо. Зритель: А потом, значит, нам говорят все, что это нерентабельно, и получается так, что растет в итоге ОСАГО. Марианна Ожерельева: И тут мошенники... Повсюду мошенники. Зритель: И тут. Я не знаю, мошенники ли, но отвратительно работают службы безопасности вот этих... Марианна Ожерельева: Спасибо, спасибо. Виталий Млечин: Спасибо. Дмитрий Викторович, а кстати, ведь это тоже важный аспект. Вот если все-таки реализуется вот эта инициатива о том, что не надо будет износ учитывать, что в принципе разумно и с точки зрения автомобилиста пострадавшего правильно. Но не активизируются ли мошенники в таком случае действительно, которые будут свои старые машины разбивать, соответственно, получать компенсацию как за новую и на этом наживаться? Дмитрий Клевцов: Вот как раз изменения, которые вступили 9 января в силу, в этих изменениях подкорректировали региональные коэффициенты, в частности, в Москве, в Петербурге коэффициент снизился, а как раз в регионах, где было очень много мошенников, там тарифы повысили, т. е. простые автовладельцы будут платить за некомпетентность служб собственной безопасности этих страховых компаний в этих регионах. Но хочется напомнить, что, когда говорят про отмену коэффициента по времени, у нас же существует натуральная выплата, при натуральных выплатах не может быть каких-то расчетов по коэффициентам. Но практика показывает, что автовладельцу невозможно получить качественный ремонт по натуральному возмещению за те суммы, которые страховые компании по калькуляции предлагают авторемонтным мастерским. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо. Марианна Ожерельева: Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России, был с нами на связи. Неутешительно здесь тоже, да, получается, и разные схемы здесь развиваются, еще и больше платить придется, возможно. Виталий Млечин: Да, к сожалению, вообще доверие системе ОСАГО страдает. На самом деле достаточно много сообщений пришло о том, что люди ездят без полиса. Марианна Ожерельева: Даже так? Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: И так можно? Виталий Млечин: Хотя это незаконно, но вот люди не доверяют этой системе и не хотят отдавать свои деньги страховщикам.