Сергей Смирнов: То, что нас ожидает в рамках реформы ОСАГО, - это прорыв
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/reforma-osago-naskolko-22585.html
Виталий
Млечин: Систему обязательного автострахования в нашей стране
ждет серьезная реформа. Министерство финансов подготовило и разместило для
общественного обсуждения финальный вариант проекта поправок закона об ОСАГО. О
том, что в систему обязательной автогражданки нужно вносить поправки, говорят
многие. Основная проблема ОСАГО, по мнению многих экспертов и простых
автомобилистов – тотальная недоплата страховщиков автовладельцам. Главная цель
автострахования – возмещать убытки после аварий. Фактически сейчас оно этой
цели служит далеко не всегда.
Мы с вами платим страховщикам. Но те считают наши деньги
своими и каждую выплату расценивают как проигрыш, убыток и не упустят шанса
снизить сумму.
Тем временем, по данным Российского союза
автостраховщиков, средняя выплата по ОСАГО неуклонно растет. Цифры впечатляют.
Но в действительности этот рост – просто эффект низкой базы. Раньше страховые
компании могли насчитать автомобилисту лишь 30% реальной суммы, необходимой на
ремонт. И даже сейчас на восстановление машины полученных денег может не
хватить. Получается, что выплаты растут догоняющими темпами. Кроме того,
наблюдается тенденция переноса центров урегулирования убытков на максимально
возможное расстояние от регионального центра. Хочешь представить битый автомобиль
на осмотр – пожалуйста. Только привезти его придется километров так за 600.
В Москве люди часами просиживают в очередях. Такой
подход порождает недовольство клиентов, судебные тяжбы и даже пресловутых
черных юристов, которые перекупают у автовладельцев право судиться со страховой
компанией и получить с нее, соответственно, деньги. Какие изменения ждут
систему ОСАГО и чьим интересам они отвечают, мы выясним прямо сейчас. Наш
говорить Сергей Смирнов, редактор журнала "За рулем". Здравствуйте.
Садитесь, пожалуйста.
Сергей
Смирнов: Здравствуйте.
Ольга
Арсланова: Здравствуйте, Сергей. Вы сегодня сторону автомобилистов,
мы надеемся, будете представлять и защищать интересы?
Сергей
Смирнов: Я представляю интересы всегда автомобилистов, так как я
еще и сам являюсь автомобилистом.
Виталий
Млечин: Прекрасно. Скажите, пожалуйста, согласны с тем, что я
сейчас перечислил? Может быть, я что-то упустил из претензий к системе ОСАГО?
То, что нас ожидает в рамках реформы ОСАГО, - это прорыв
Сергей
Смирнов: Наверное, не совсем так все плохо, как вы описали,
потому что да, действительно, если раньше мы постоянно наблюдали, что страховые
компании недоплачивают, и очень много. Разница достигала нескольких раз. Иногда
и в 3 раза меньше платили. То потом, собственно говоря, были приняты определенные
шаги, которые позволили минимизировать эту разницу. И сейчас, если споры по
выплате, когда страховая компания выплачивает неполную стоимость ремонта, то
все-таки это идут разногласия в определении стоимости восстановительного
ремонта. Я объясню. Потому что была принята единая методика расчета стоимости
восстановительного ремонта. Это среднерыночные цены по стоимости нормо-часа. И
такие же среднерыночные цены по стоимости запасных частей по отдельным
регионам.
Понятно, что в реальности стоимость нормо-часа может
быть больше, стоимость запасной части может быть больше. Но в целом общая температура
по палате более-менее стабилизировалась. Но то, что нас ожидает – это
действительно, как мне кажется, прорыв. И прежде всего это предложение Минфина
и Центрального Банка вместе направлено на защиту всех наших интересов.
Ольга
Арсланова: Коллеги, давайте узнаем, что российские автомобилисты
вообще хотят и ждут от этой новой реформы. И потом обсудим, оправдаются ли их
ожидания. Давайте посмотрим сюжет, который подготовили наши корреспонденты.
- Мне бы лично хотелось бы в этой реформе увидеть, чтобы
можно было проверить полис.
- Я бы хотела увидеть, чтобы оно подешевело наконец-то.
Потому что для нас как для многодетной семьи, например, это очень дорого
оформлять.
- Чем больше аварий, тем больше должен платить. Потому
что сейчас никаких скидок они не делают. Без аварий ты ездил, с авариями.
Просто обидно бывает. Ездишь, ездишь, ни одной аварии, а плати, как все.
- Если брать, например, в расчет стоимость ремонта, то в
принципе, конечно, с одной стороны, было бы неплохо, если бы машину просто
отремонтировали и отдали в таком состоянии, в котором она у тебя была. Но в
таком случае надо делать так, чтобы ремонт был прозрачным и ты мог
присутствовать при этом, и плюс там тоже по срокам смотреть.
- Категорически не согласна. Потому что если человек
выплачивает деньги, а, может быть, он сам купит эти детали и сам починит свою
машину. Мне, например, ремонтирует хороший знакомый.
- Я пострадавший. А получается, что пострадавшего
выключили из данного процесса вообще. Это нехорошо. Сервис выставляет свою
сумму, страховая компания одобряет ее или не одобряет. Соответственно, на эту
сумму либо делают мне машину, либо нет. И я уже вижу не качество выполненных
работ, а вижу просто выполненную работу на сумму, на которую договорилась
страховая компания с сервисом. Вот и все.
- По моему мнению, определяющими должны быть несколько
факторов. Это стаж водителя в первую очередь, объем двигателя, соответственно,
возраст автомобиля. И все, наверное.
- Мне очень нравится идея о том, чтобы привязать
стоимость страховки к нарушениям правил дорожного движения. Я сама езжу очень
аккуратно. Если страховка от этого будет только ниже. А лихачи должны платить
за свои лихачества.
- То, что там откажутся от привязанности к мощности,
здесь я бы поспорил с нашим правительством. Потому что с более мощных машин,
если они могут их себе позволить, то с них можно и больше брать стоимость
страховки.
Ольга
Арсланова: Вот два острых момента, как я понимаю. Это стоимость
ремонта и бонус-малус. Это то, на что сейчас и Центробанк…
Сергей
Смирнов: Наверное, да. Но, опять же, я бы хотел акцентировать
внимание все-таки на реальном предложении, которое фактически будет скорее
всего уже следующим летом принято. Предполагается, что уже в эту сессию
депутаты эти поправки рассмотрят и примут. И здесь касательно именно ремонта
давайте рассмотрим. Ведь и сейчас мы можем выбрать: либо мы берем деньги, либо
мы по направлению страховой компании обращаемся в сервис.
Но проблема в том, что пока на сегодняшний день и в
первом, и во втором случае учитывается износ запасных частей, которые меняются.
Ольга
Арсланова: Что, в общем-то, логично.
Сергей
Смирнов: Да, безусловно. Хотя, конечно же, нам всем хотелось бы,
и здесь я абсолютно согласен с нашими зрителями, чтобы я машину отдал в сервис,
ее починил – и все, я про это забыл. Но, опять же, пока у нас есть износ, мы вынуждены
эту сумму доплачивать. Неважно, взяли мы деньги, потом пришли куда-то в сервис.
У нас все равно какая-то сумма будет недостаточна.
Так вот, предложение Минфина в принципе революционно.
Это фактически как договор добровольного страхования CASCO. Ведь 90% всех клиентов страховых
компаний по CASCO
берут не деньги. Они берут направление в сервис, машину чинят. И они больше не
заморачиваются, что называется, вопросами ремонта. Так вот здесь будет система
точно такая же.
Если мы выбираем ремонт, то никаких доплат мы делать не
будем. Более того, если машина новая, она будет ремонтироваться у официального
дилера.
Виталий
Млечин: А новая – это до какого возраста?
Сергей
Смирнов: До 3 лет.
Ольга
Арсланова: Пока она стоит на гарантии?
Сергей
Смирнов: Да.
Ольга
Арсланова: Так это же будет дороже?
Сергей
Смирнов: Ничего подобного. По мнению Минфина и Центрального
Банка как мегарегулятора рынка ОСАГО, все будет в рамках действующих тарифов.
Более того, поправки, которые были приняты в сентябре этого года, не позволяют
правительству менять тариф до сентября следующего года. И здесь, если летом
будут приняты эти новые правила, то у страховых компаний еще не будет
наработана информация, насколько повышаются их выплаты. Они, безусловно,
повысятся. Потому что автопарк у нас достаточно старый. И, конечно же,
страховые компании будут платить больше, но при условии, если большинство
выберет все-таки ремонт. А я думаю, что выберет. Потому что это действительно
будет удобно. Не надо ничего доплачивать.
Виталий
Млечин: Но тут надо понимать, что основные страхи связаны с
тем, что не очень понятно, какой сервис конкретная компания выберет. То есть
люди опасаются, что их машину отвезут в какой-нибудь гараж, где не очень
обученный квалифицированный мастер кое-как залатает их машину и отдаст. Они
ничего не доплатят, но при этом получат не очень качественный ремонт.
Ольга
Арсланова: Но ведь скорее всего это действительно будет так.
Сергей
Смирнов: Так не будет. Я сразу хочу всех предупредить. Когда мы
приходим в страховую компанию, у нас будет право выбора. Во-первых, мы сами
выбираем страховую компанию. Не просто так первая попавшаяся. Ведь мы
обращаемся по прямому возмещению убытков. Напомню, что все попавшие в аварию
автомобилисты обращаются в свою страховую компанию, там, где они купили полис
ОСАГО. Поэтому надо с умом подходить к выбору. Мы приходим в страховую компанию
и заранее смотрим, какие сервисные станции она предлагает в случае аварии, куда
мы получим направление.
Ольга
Арсланова: А что мы можем понять из этого списка? Там будет адрес
и название, правильно?
Сергей
Смирнов: Адрес и название, конечно. Мы можем заранее посмотреть,
обратиться к друзьям, знакомым, в сети интернет посмотреть отзывы. Если этот
сервис нормальный, не какой-нибудь гаражного типа, то мы сразу выбираем: я хочу
вот именно в этом сервисе ремонтироваться. Можно даже конкретный выбрать. И
тогда, когда у вас наступит страховой случай, страховая компания даст вам
направление именно в этот сервис. Более того, по предложению Минфина здесь
несколько важных позиций. Помимо того, что будут достаточно жесткие требования
к самим станциям технического обслуживания (сейчас это положение в Центральном
Банке разрабатывается), будет введено то, чего не было до этого момента. Будет
предоставляться минимум двухмесячная гарантия на работы. Это раз.
Ответственность за качество ремонта будет нести та же самая страховая компания.
Это два.
И третье. Если сейчас у нас цены на ремонт и цены на
запасные части определяются по этому единому справочнику (среднерыночные), то,
когда заработает эта новая система, стоимость запасных частей будет точно так
же определяться, саккумулировав всю эту информацию, которую предоставляет
автосервису. Для чего это делается?
Смотрите, автосервис, например, по CASCO выставляет огромный счет страховой
компании. Баснословные какие-то деньги на стоимость запасных частей. Страховая
компания вынуждена его оплатить. Сейчас этого не будет по ОСАГО. Потому что
страховой компании невыгодно платить большие деньги, ничем не подтвержденные по
тем ценам, которые определяет сервис. Почему? Потому что чем больше страховая
компания заплатит, тем больше впоследствии будет определена стоимость ремонта.
То есть она будет все больше и больше платить.
Поэтому страховая компания, конечно, будет очень
аккуратно и осторожно подходить к выбору автосервиса.
Ольга
Арсланова: Я правильно понимаю, что для страховой компании эта
схема все-таки не очень выгодна? Ведь в итоге по факту, если работа будет
выполнена качественно, как вы говорите, она будет стоить значительно дороже.
В чем принцип ОСАГО? Это получить автомобиль, восстановленный до предаварийного состояния. Страховая компания заинтересована в том, чтобы, помимо этой выплаты, не было никаких дополнительных расходов
Сергей
Смирнов: Нет, смотрите. Для страховой компании, безусловно, как
и для всех автовладельцев, ведь в чем принцип ОСАГО? Это получить автомобиль,
восстановленный до предаварийного состояния. Страховая компания заинтересована
в том, чтобы, помимо этой выплаты, не было никаких дополнительных расходов.
Сейчас, к сожалению, огромное количество сумм – это так называемые расходы,
которые не относятся напрямую к убыткам. Это судебные расходы, неустойки, пени
и прочее, прочее.
Когда будет ремонт, потребителю будет неинтересно ни
продавать каким-то недобросовестным автоюристам это право требования к
страховой компании. Его задача – машину отдать в ремонт, получить в нормальном
отремонтированном состоянии. И возможности для разного рода автомошенников,
недобросовестных юристов потихонечку будут снижаться. И тем самым страховая
компания сэкономит на всех судебных расходах. И понятно, что, конечно же,
страховой компании будет выгодно именно дать направление на ремонт. Но ремонт
должен быть качественный. Потому что, опять же, страховая компания будет
понимать: если вдруг этот сервис, который она предоставила пострадавшему,
сделает плохой ремонт, то денежная ответственность… Опять же, потребитель может
пойти в суд. И сумма, которую потребует через суд, будет значительно больше,
чем если бы была выплата по деньгам. Поэтому здесь все, как мне кажется, все
очень позитивно.
Виталий
Млечин: Теоретически страховые компании раньше должны были
понимать, что если они меньше денег заплатят, то их клиент пойдет в суд и
отсудит. И многие ходили и отсуживали. Вот эти самые юристы, о которых вы
говорили, они этим и занимаются. Но при этом все равно, по крайней мере пока,
страховые компании ищут любой повод, чтобы только поменьше заплатить.
Сергей
Смирнов: Я бы не говорил однозначно, что именно так и
происходит. Дело в том, что страховая компания – это не благотворительная
какая-то организация, это организация, которая обязана произвести выплату в
рамках, установленных законом.
Так вот, на сегодняшний момент (опять же, повторюсь,
есть единая методика) страховая компания, регулируя убыток, производит так
называемый расчет стоимости ремонта. Эксперт осматривает машину и дает
заключение, сколько стоит восстановить автомобиль. И очень часто не очень
чистые на руку эксперты, недобросовестные юристы включают в размер ущерба
несуществующие повреждения.
Более того, есть разное количество схем. Я могу
рассказать, если интересно, как действуют подобного рода так называемые юристы.
Машина не показывается. Сразу делается оценка у какого-то прикормленного
эксперта. Эксперт вместо разбитой фары говорит заключение о том, что вся правая
сторона автомобиля разбита. И размер ущерба увеличивается, например, с 30 тысяч
до 400 тысяч. Машина не показывается. И страховая компания просто не может
убедиться, а действительно ли было дтп, действительно ли были эти повреждения.
То есть ей нужно осмотреть машину. Ей машину не показывают. В суд по почте
заказным письмом с уведомлением о вручении направляется некое требование с
описью вложения, где перечисляется: "Уважаемая страховая компания, мы вам
предоставляем акт осмотра автомобиля…" и прочее, прочее. Но в результате
никаких писем, кроме самого требования, не прикладывается. Проверить это
невозможно. Дальше они специально дожидаются отказа страховой компании. А
страховая компания не может выплатить, так как машину не показали. Они идут в
суд. И суды, опять же, особо не вникая в подобного рода дела, выносят пачками
такие дела. И из-за этого страдают абсолютно нормальные добросовестные
автовладельцы, задача которых – не срубить, как говорится, бабла, а просто
получить компенсацию нормально.
Ольга
Арсланова: У нас интерактивная программа. Поэтому еще раз
напоминаем, что зрители могут принимать участие в нашем эфире, писать СМС,
звонить, задавать вопросы. Есть вопросы на СМС-портале. Мы к ним, наверное, уже
после новостей вернемся. А сейчас послушаем нашего зрителя. Нам дозвонилась
Тайфа из Самары. Здравствуйте.
Виталий
Млечин: Здравствуйте.
Зритель:
Здравствуйте. У меня машина попала в аварию. В стоячую машину въехала другая
машина. Наша страховая компания отказывается выплачивать нам ущерб, потому что
та машина не застрахована. Вот в этом плане будут какие-то изменения?
Ольга
Арсланова: Отличный вопрос. Спасибо. Не очень частая история, как
я понимаю.
Сергей
Смирнов: Я немножко сразу отступлю. Потому что поправки Минфина
касаются не только ремонта, но в том числе и вопроса, когда у автомобиля нет
полиса ОСАГО. Но они прежде всего касаются жителей других государств, которые
временно въезжают на территорию Российской Федерации и не утруждаются тем,
чтобы купить полис ОСАГО. Предложениями будут внесены поправки и в
административный кодекс, и предоставят таможенным органам право контроля о
наличии полиса ОСАГО тех, кто въезжает к нам.
Ольга
Арсланова: Но это может быть и гражданин, который просто не купил,
потому что полис ОСАГО стоит значительно дороже.
Сергей
Смирнов: Я пока говорю о тех автомобилях, которые въезжают к нам
из других стран. То есть там четко: если нет полиса ОСАГО, их пускать не будут.
Ольга
Арсланова: А что будет с теми, которые…
Сергей
Смирнов: Те недобросовестные автовладельцы, которые не покупают
полисы ОСАГО, я надеюсь, все-таки в обозримом будущем камеры автоматической
фиксации все-таки будут работать. И тех, у кого нет полиса ОСАГО, будут
постоянно штрафовать.
Что касается вопроса зрителя. К сожалению, да. Пока у
второго участника, у виновника нет полиса ОСАГО, страховая компания вам
оплатить просто это на законных основаниях не может. Поэтому здесь, к
сожалению, схема простая. Готовятся документы по объему необходимых денежных
средств для ремонта автомобиля и предъявляются требования непосредственно к причинителю
вреда, то есть к виновнику. Другого выхода, к сожалению, пока нет.
Ольга
Арсланова: У нас сейчас время новостей. Потом продолжим.
НОВОСТИ
Виталий
Млечин: Мы продолжаем говорить о реформе ОСАГО. И начнем,
наверное, со звонка.
Ольга
Арсланова: Давайте сразу примем в эфир Николая из Астрахани.
Здравствуйте. Вам слово.
Зритель:
Здравствуйте. Да хотелось бы, чтобы при расчете стоимости ОСАГО все-таки
учитывался стаж безаварийной езды и стаж вообще. У меня почти 40 лет. У меня
ничего не учитывают. Это во-первых. Во-вторых (во всяком случае, у нас в
Астрахани), навешивают еще страхование жизни еще дополнительно. Иначе тебе
просто не выдадут ОСАГО. У нас очень многие ездят без полисов ОСАГО только
поэтому.
Ольга
Арсланова: Спасибо, Николай. Десятки звонков, - подсказывают нам
наши коллеги, - сейчас поступают к нам в прямой эфир с такой же жалобой. Это
навязанные услуги по страхованию жизни и чего угодно.
Сергей
Смирнов: Здесь всем зрителям необходимо рассказать, что с лета у
нас действует так называемый период охлаждения. Что это такое? Когда вы
обращаетесь в страховую компанию и вам навязывают какие-то дополнительные
услуги, начиная от страхования имущества до страхования от укуса клеща. Даже
такое есть. И в противном случае говорят, что полис ОСАГО мы вам не продадим.
Поэтому здесь ничего страшного нет. Это, конечно, плохо, безусловно. Здесь уж
ничего не попишешь. Но можно согласиться и в течение 5 дней в эту же страховую
компанию написать заявление о том, что я прошу вернуть мне деньги, так как
услуга мне была навязана, предоставить банковские реквизиты. И страховая
компания будет обязана эти деньги вернуть. Если она этого не сделает, обращение
в Центральный Банк позволит очень жестко наказать страховую компанию, потому
что там штраф от 50 тысяч рублей по каждому слушаю, по обращению. И по своему
опыту и практике могу сказать, что страховые компании, получив такое заявление,
деньги возвращают.
Почему страховые компании это делают? В каких-то
регионах это так называемые кросс-услуги. Когда мы приходим в супермаркет, в
тележку набрали себе, и нам говорят: "А у нас по акции не желаете
приобрести дополнительно что-то?". Вы говорите "нет" и уходите.
Здесь немножечко другое. И, конечно же, страховые компании, пользуясь тем, что
в регионе больше никого нету, они делают все, что хотят. Помимо периода
охлаждения, был введен так называемый единый агент РСА. В проблемных регионах
(так называемых "токсичных", им уже дали такое определение) те
компании, которые подписываются и работают в этой системе, мы приходим в
страховую компанию А, у нее по каким-то причинам, например, нет полиса. Так уж
у нее получилось. Но при этом она может продать полисы других компаний. Это
происходит в случайном порядке, как лотерея, и мы покупаем полис другой
страховой компании. Понятно, что это тоже не панацея. Но, тем не менее,
потихонечку эта система налаживается.
И самое главное, что с января следующего года абсолютно
все страховые компании, которые работают на рынке ОСАГО, будут продавать
электронные полисы. Причем, продавать их будут не абы как, когда мы заходим на
сайт, сайт висит, мы долго не можем получить подтверждение. Опять же,
Центральный Банк разработал очень жесткие требования, чтобы не было подобных
проблем. И любой житель абсолютно любого региона, где есть доступ к интернету,
может купить электронный полис ОСАГО, по аналогии с билетом на железнодорожный
транспорт или самолет.
Ольга
Арсланова: А не будет проблем с этими электронными полисами таких
же примерно, как сейчас с учетом коэффициента бонус-малус. Где-то там в
электронной записи что-то указано, а по факту люди не получают никаких скидок.
Сергей
Смирнов: Нет, не будет. Понятно, что застраховаться полностью от
каких-то технических ошибок нельзя. Но я уверен, что таких проблем не будет.
Потому как, помимо того, что сразу в единой системе (так называемой АИС РСА)
все данные об автовладельце, полисе и автомобиле, и ему точно так же на почту
придет бумажный вариант полиса. Его нужно распечатать и возить с собой,
показывать инспектору ДПС. И, опять же, если мы говорим о неправильном
определении коэффициента бонус-малус. Да, действительно, эти проблемы были. Они
отчасти носят технический характер. Когда, например, мы поменяли права,
информацию в страховую компанию не предоставили. Где-то есть технические
ошибки. В написании фамилии конкретный сотрудник страховой компании что-то
неправильно внес. А потом мы обращаемся за продлением, они обращаются в свою
базу. И вот из-за этих ошибок мы для них как бы с чистого листа, и все наши
бонусы не учитываются.
Ольга
Арсланова: "Смотрите, что придумали страховые компании, -
жалуются наши зрители, - они просто не дают документы о дополнительном
страховании сразу. Деньги берут, а документы дают через неделю, и срок в 5 дней
прошел".
Сергей
Смирнов: Здесь необходимо, безусловно, требовать соглашаться
сразу на заключение этого договора, если уж других возможностей и вариантов
нету, и, естественно, требовать сразу полис этого навязанного добровольного
страхования. В противном случае, опять же, в Центральный Банк с заявлением и с
жалобой. Там есть специальный раздел на сайте Центрального Банка, можно воспользоваться
разделом на сайте Российского союза автостраховщиков. Ну и параллельно можно,
конечно, писать жалобы в прокуратуру.
Виталий
Млечин: Наши зрители в свое время говорили по поводу мощности
двигателя. И кто-то считает это разумным. То есть аргументация такая. Если ты
купил себе машину с мощным двигателем, значит заплатишь больше за страховку. Но
есть ли связь все-таки между мощностью двигателя и количеством аварий?
Сергей
Смирнов: Не совсем правильный посыл. То есть большинство как
считает? Если человек купил себе мощный автомобиль, значит у него много денег и
пусть он платит больше за страховку. Это абсолютно неправильно. Потому что при
расчете стоимости ОСАГО необходимо учитывать увеличение или уменьшение риска
наступления страхового случая. Пока на сегодняшний день да, у нас есть такая
графа, где указывается мощность двигателя. Естественно, чем у вас мощнее
двигатель, тем вы платите больше. Но статистики какой-то внятной, где было бы
четко сказано, что чем больше мощность двигателя, тем больше вероятность
попадания в аварию, такой статистики нет. Поэтому ситуация такая спорная, я
думаю, что, скорее всего, если уж не в ближайшее время, то в каком-то обозримом
будущем это не будет учитываться. И, наверное, это правильно. Потому что если
нет подтверждающей статистики, то нет смысла это учитывать и в расчете полиса
ОСАГО.
Ольга
Арсланова: Еще важный момент, о котором пишут наши зрители. Два
сообщения. "У меня пять машин. Почему я должна оформлять ОСАГО на все
автомобили?" и "Почему нельзя привязать полис к водителю в итоге, а
не к машине? Тогда можно было бы избежать многих проблем".
Сергей
Смирнов: Так уж повелось, что мы выбрали определенную модель
обязательного страхования гражданской ответственности. Это аналогия так
называемой французской системы. В каких-то странах, безусловно, есть привязка
непосредственно к водителю. Но, смотрите, опять же, есть разные автомобили,
есть какие-то старые автомобили, есть мощные автомобили, есть слабые автомобили.
Еще раз говорю. Пока статистики какой-то нет ни подтверждающей, не
опровергающей. Система какая есть, она была принята. Поэтому пока не будет
изменена эта система, да, мы вынуждены именно привязываться к конкретному
автомобилю. По-другому пока не получается.
Виталий
Млечин: Все-таки давайте поговорим о том, что нас ждет в
ближайшем будущем. Уже понятны какие-то основные вехи, что точно изменится, что
точно будет введено в ближайшие месяцы?
Сергей
Смирнов: Вообще если следовать программе реформирования системы
обязательного страхования, в том числе и гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, которая принята и разработана в правительстве Российской
Федерации, там есть три критерия. Первое – это доступность ОСАГО. Второе – это
качество ОСАГО. И третье – чтобы не было никаких мошеннических схем. И
постепенно нас ждет либерализация тарифов. То есть если сейчас тарифы
устанавливаются правительством Российской Федерации в виде Центрального Банка,
когда он указывает определенный коридор, и страховые компании в его пределах,
учитывая повышающие и понижающие коэффициенты, могут определять стоимость
ОСАГО. Вполне возможно, что в ближайшем будущем это будет абсолютно рыночная
система, когда страховые компании, конкурируя между собой, чего хотелось бы
увидеть, чтобы не было каких-то сговоров, будут определять, и уже мы,
автовладельцы, сами будем выбирать, а к какому страховщику пойти, чтобы купить
полис ОСАГО. И они будут заинтересованы в том, чтобы у них были условия как
можно лучше по доступности, по качеству, в том числе и по ремонту. И
потихонечку мы придем все-таки к той западной модели, которая существует и всех
устраивает.
Виталий
Млечин: То есть ОСАГО подешевеет?
Дорожать ОСАГО точно не будет. Вполне возможно, какие-то страховые компании будут предлагать достаточно рыночные тарифы, и дешевле, чем сейчас
Сергей
Смирнов: Пока сложно сказать. По крайней мере, повышаться точно
не будет. Вполне возможно, какие-то страховые компании будут предлагать
достаточно рыночные тарифы, и дешевле, чем сейчас.
Ольга
Арсланова: Вот интересуется наш зритель: "А не будут ли
страховые компании просто отказывать в ОСАГО в связи с реформой?", -
вопрос от Виктора. Им же будет невыгодно так работать. А без прибыли ни одна
компания…
Сергей
Смирнов: Вообще само по себе обязательное страхование – оно не
коммерческое, как мне кажется. Оно несет некое социальное направление.
Ольга
Арсланова: Но если посчитать все взносы и все выплаты, окажется,
что прибыль все же была.
Сергей
Смирнов: Опять это не совсем так. Безусловно, страховые
компании, наверное, в большинстве случаев большие убытки не несут. Здесь
необходимо смотреть. Страховые компании получают в год, например, 100 млн
рублей премий за проданные полисы. Понятно, что по этим полисам они будут
платить, как минимум, в течение 3 лет. Это то время, когда пострадавшие могут к
ним обращаться. Поэтому эти 100 млн раскидываются на 3 года. Сколько будет
выплат… Там есть определенная статистика, которая показывает, что порядка 80%
выплат идут как раз пострадавшим. Все остальное – это администрирование,
урегулирование убытков и прочее, прочее.
Так вот, те страховые компании, которые смогут
минимизировать административную часть, более качественно за меньшие деньги
смогут платить пострадавшим, они, конечно, будут чувствовать себя лучше. И
какая страховая компания откажется от того, чтобы заработать на законных
условиях?
Но опять мы исходим из того, что все работают так, как
нужно, так, как необходимо.
Виталий
Млечин: Что касается Европротокола, разговоры о том, что надо
повышать сумму, по которой можно его оформить, идут уже давно. Повысят?
Сергей
Смирнов: Наверное, повысят. Потому что Минфин и Центральный Банк
говорят о двукратном повышении. Сейчас у нас 50 тысяч. Это сумма, как
показывает жизненный опыт и практика, недостаточна, потому что машины другие у
нас. И большинство в замешательстве. Когда происходит авария, что делать?
Оформить самостоятельно или ждать инспектора ДПС? Инспектор ДПС приезжает очень
небыстро. Оформить самим вроде как страшновата. Вдруг эта сумма больше, чем 50
тысяч, а остальное мы ничего не получим. Поэтому да, сумма будет повышена в 2
раза. 100 тысяч.
Я напомню, что со следующего года будет распространена
система ЭРА ГЛОНАСС по всем новым автомобилям – и ввозимым, и производимым на
территории Российской Федерации. По автомобилям, которые оборудованы ЭРА
ГЛОНАСС, там максимальная сумма 400 тысяч. Со временем, я думаю, мы постепенно придем
именно к этой сумме.
Виталий
Млечин: А какая связь между…
Сергей
Смирнов: А дело в том, что страховые компании, естественно, не
хотят, чтобы было так называемое страховое мошенничество. Когда автомобиль
системой ЭРА ГЛОНАСС, это возможность использования некорректируемых данных.
Видеозапись. Там стоят датчики, которые определяют по сигналу спутниковой
системы, где произошло дтп. И, соответственно, специалисты могут определить,
что да, действительно, дтп было, никто ничего не подделывал, никакие данные там
подделать невозможно. И исходя из этого уже минимизируются возможности
страховых мошенничеств.
Виталий
Млечин: То есть страховые компании считают каждого своего
клиента потенциальным обманщиком и так к нему относятся?
Сергей
Смирнов: Собственно говоря, это бизнес страховой компании. Они
должны убедиться в том, что их никто не обманывает. И это понятно. Ведь у нас
недаром есть в уголовном законодательстве определенные статьи, по которым,
собственно говоря, любители такой сладкой наживы могут жестко наказываться.
Ольга
Арсланова: Мне кажется, и автомобилистам тоже нужно научиться
такому же отношению к страховым компаниям.
Сергей
Смирнов: Здесь все просто. Нужно исполнять те требования
законодательства и в свою очередь требовать исполнения этого законодательства
от страховых компаний.
Ольга
Арсланова: Мы продолжаем принимать звонки от наших зрителей.
Николай из Кемерово на связи. Здравствуйте, Николай.
Зритель:
Здравствуйте. Возраст машины приближается к 20 годам. Она уже
заводом-изготовителем не выпускается. Если меня кто-то подобьет… Я езжу
аккуратно, 40 лет водительского стажа, не был в авариях. И как этот вопрос…
Сейчас у меня 0.65 ОСАГО коэффициент. А после этого машину восстанавливать…
Если она запчасти не выпускает. Как с этим вопросом быть? Или мне что, 3.50
выплатят за машину, и забери, куда хочешь? А возможности новую купить нету.
Сергей
Смирнов: На сегодняшний момент действительно владельцы подобных
автомобилей будут испытывать и испытывают проблемы, потому что несмотря на то,
что уменьшен износ (максимальный – это 50%, в отличие от предыдущих 80%),
сумму, конечно, вы получите, но ее будет недостаточно, для того чтобы
отремонтировать автомобиль. Вторник как раз новая система, которую предложил
Минфин, и позволит вам, не задумываясь о том, где взять запасные части, вам не
нужно будет бегать по каким-то магазинам, рынкам и прочее. Вы просто возьмете,
отдадите автомобиль в выбранный же вами автосервис, и уже автосервис
отремонтирует автомобиль, и у вас голова вообще об этом болеть не будет. И
никаких доплат, независимо от того, что автомобиль уже очень старый,
производить не нужно будет. И именно в этом революционность предложений,
которые на сегодняшний день предложили Минфин и Центральный Банк. Если это
получится, будет замечательно. Потому что, еще раз говорю, у нас автопарк очень
старый (если брать в общем), и большинство автовладельцев как раз не могут
полностью получить компенсацию и отремонтировать автомобиль.
Ольга
Арсланова: Очень простой вопрос: "Почему ОСАГО подорожало в 2
раза?", - спрашивает житель Новотроицка.
Сергей
Смирнов: Смотрите, институт обязательного страхования у нас был
введен в 2003 году. И буквально до 2013 года вообще не вводилось никаких
поправок. То есть как была одна цена, так она и не менялась. При этом стоимость
запасных частей росла, у нас постоянно все увеличивается и увеличивается, а
ОСАГО вообще никак не трогалось. И, естественно, уже назрело давно
вмешательство и увеличение тарифов. Я не могу сказать, что это в 2 раза. На
самом деле там было два повышения. Но они следовали буквально друг за другом.
И для тех автовладельцев, которые не нарушали правил
дорожного движения, по своей вине не попадали, не допускают к управлению
транспортных средств молодых водителей и прочее, для них по большому счету
стоимость ОСАГО выросла совсем не намного.
Я буквально сам недавно покупал полис ОСАГО. У меня стаж
вождения достаточно большой, безаварийный и прочее. Но у жены моей стаж
вождения всего один год. Так я могу сразу сказать. Как только я ее вписал в
полис, у меня стоимость ОСАГО выросла в 2 раза. Так уж… Что ж, приходится
терпеть.
Ольга
Арсланова: Риски есть, конечно. Тут ничего не поделаешь. По поводу
времени вождения. Действительно, люди (особенно сейчас все чаще с учетом и
дорогих парковок в Москве, и бензина, и так далее ) пользуются автомобилем реже
и реже. Например, выезжают только на дачу. Все остальное время стоит где-нибудь
в гараже или на парковке. Почему нужно платить за целый год? Спрашивают: "Можно
ли купить на 6 месяцев?".
Сергей
Смирнов: Конечно, можно. На сегодняшний день предусмотрено
сезонное использование полиса ОСАГО. Просто зрители, владельцы автомобилей
должны для себя понять, когда вы пользуетесь автомобилем. Одно дело, когда вы
пользуетесь только в летний период, когда мы ездим на дачу. Второе – если мы,
например, каждый месяц по несколько дней. Здесь, конечно, приходится платить
полностью за год.
Ольга
Арсланова: Это выгодно? Я просто помню жалобы наших зрителей на
то, что этот полугодовой полис лишь чуть-чуть дешевле.
Сергей
Смирнов: Но, тем не менее, он в любом случае будет дешевле, чем
годовой. И, опять же…
Ольга
Арсланова: На 500 рублей?
Сергей
Смирнов: Ну, не на 500 рублей на самом деле. Он будет
значительно дешевле. Просто каждому необходимо исходить из необходимости и
достаточности владения автомобилем. Мы все привыкли к тому, что купили
автомобиль – и нет никаких проблем ни с парковкой, ни с местом стоянки. Но
сейчас действительно да, это некий такой европейский подход. Вместо того чтобы
покупать большой, не по карману дорогой автомобиль, все-таки, наверное, есть
смысл пересмотреть свои какие-то жизненные ориентиры и купить тот, который ты
можешь содержать. Это абсолютно нормально. Потому что нужно понимать, что
транспортное средство (автомобиль, мотоцикл) – это средство повышенной
опасности. То есть мы можем причинить ущерб, есть определенные ограничения,
например, для больших мегаполисов в части парковки. Да, это наши реалии. И
исходя из этого нужно понимать, нужен нам автомобиль или нет, и если нужен, то
какой и когда мы им будем пользоваться.
Виталий
Млечин: Пришло сообщение из Хабаровска: "У нас многие
страховые компании отказались страховать авто собственников, проживающих,
прописанных в сельской местности. Объясняют это тем, что якобы ждут результатов
реформы ОСАГО. А то, - говорят они, - вы в дтп участвуете так же, как
городские, а за полис платите меньше. Законно ли это решение отказа в страховании
и как с этим бороться?".
Сергей
Смирнов: Отказ абсолютно незаконен. Более того, я не знаю, чего
ожидают страховые компании, ссылаясь на подобные какие-то ожидания, потому что
в этом направлении ничего не меняется, коэффициенты пока пересматриваться в ближайшем
времени, опять же, не будут. Поэтому здесь стандартный вариант. Более того,
нужно записать свидетельские показания на видео, фото. Никто из представителей
страховых компаний не вправе отказать вам, когда вы приходите и ведете
видеосъемку.
Ольга
Арсланова: Еще наших зрителей волнует такая довольно своеобразная
сцепка между страховыми компаниями и ремонтом. Спрашивают: "Если,
например, страховая компания вовремя не перечислит деньги, а сервис не отдаст
машину, как ее забрать и как вообще регулировать такие споры?". Они,
скорее всего, будут.
Сергей
Смирнов: Скорее всего, будут. Конечно, не без этого. Но так как
в законопроекте предусмотрена ответственность страховой компании как за сроки,
так и за качество ремонта, все вопросы и взаимоотношения у вас будут со
страховой компанией. Поэтому здесь если уж страховая компания на это пойдет, то
абсолютно спокойно вы обращаетесь сначала с претензией, потом в суд. И я вас
уверяю, что компенсация по судебному решению будет многократно больше,
естественно, для вас. Придется немножко по времени подождать, побегать по судам,
либо, опять же, обращаться к юристам. Но, тем не менее, этот абсолютно
нормальный законный механизм, если страховая компания не исполняет свои
обязанности.
Я все-таки надеюсь, что страховые компании этого делать
не будут, прекрасно понимая, что в результате они получат значительно больше
обременений и санкций, если они доведут это до суда.
Ольга
Арсланова: Нам Галина из Иркутской области пишет: "От реформы
ОСАГО не жду ничего хорошего. Уверена, что СМС не зачитаете в эфире".
Зачитываем.
Жалуются на то, что продают только на год. На полгода
невозможно купить, говорят – жалуйтесь хоть куда. Если можно, коротко: куда
все-таки жаловаться – в Центробанк? Один адрес?
Сергей
Смирнов: В Центральный Банк. Заходим на сайт Центрального Банка,
заходим на сайт Российского союза автостраховщиков. И там, и там есть
специальный раздел, где абсолютно спокойно в электронном виде можно заполнить
заявление, приложить какие-то видео- или фотодоказательства и отправить. Каждое
обращение рассматривается. Более того, по тем регионам и по тем местам, где
больше всего жалоб поступает, уж точно Центральный Банк проводит выездные
мероприятия. Это так называемые скрытые закупки. Проверяет и страховые компании
наказывает. Потому что позиция Центрального Банка следующая: пусть лучше на
рынке останется 5 страховых компаний, которые исполняют все те обязательства,
которые установлены законом.
Ольга
Арсланова: Как же мы с ними согласны.
Сергей
Смирнов: Естественно. Но мы к этому потихонечку и придем, я вас
уверяю.
Виталий
Млечин: Спасибо. Сергей Смирнов был у нас в гостях, редактор
журнала "За рулем". Беседовали мы об ОСАГО.