Иван Князев: Сейчас тема вот какая. Регионам прописали рекомендации по привлечению инвестиций. Их утвердило Минэкономики. Набор получается стандартным для всех, кто захочет воспользоваться, может рассчитывать на поддержку федерального центра, в том числе и финансовую, что самое главное. Марина Калинина: Ну и важно, что 11 субъектов страны уже приступили к созданию единой инвестиционной среды в рамках пилотных пока проектов. Среди этих субъектов и городов Москва, Московская область, Мордовия, Забайкальский край и другие, карта на ваших экранах, можете посмотреть, что это за регионы. Так вот поможет ли эта методика привлечь деньги, эта методичка, эти указания? Какие меры предлагают в министерстве? Об этом мы поговорим в ближайшие 15 минут. С нами на связи Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем. Здравствуйте. Дмитрий Журавлев: Добрый день. Иван Князев: Здравствуйте. Дмитрий Анатольевич, ну как оцениваете вообще вот это предложение, вот эту методичку, эти рекомендации? Меня знаете, что зацепило здесь? Нужно будет создать очередное агентство в регионе, оно будет называться агентством инвестиционного развития, инвесткомитетом при губернаторе, возглавит его губернатор. То есть это очередная структура, которая должна помогать привлекать инвестиции. Сработает, как думаете? Дмитрий Журавлев: Ну, скорее всего, это будет работать так же, как и раньше, потому что уже были институты развития регионов. Иван Князев: Регионов, конечно же. Дмитрий Журавлев: В каждом регионе был институт развития, это он же и есть этот самый инвестиционный комитет. Его задача – помогать привлекать инвестиции и курировать их в ходе их развертывания, потому что в России сложное законодательство, сложная административная структура, поэтому инвестор теряется, бедный, среди наших административных коридоров. Среди прочего этот самый институт развития занимался и этим вопросом. Иван Князев: Там, более того… Прошу прощения, да. Дмитрий Журавлев: Помогло по-разному, понимаете. К сожалению, эффективнее всего институты развития работали, и думаю, инвестиционные комитеты тоже будут работать, в тех регионах, где инвестиции не нужны. Марина Калинина: Ну, это, в общем-то, логично. Дмитрий Журавлев: В Москве, на севере Тюменской области. Там они работали просто блестяще, но, в общем, и без них там было хорошо. Иван Князев: А там, где нужны? Дмитрий Журавлев: А там, где нужны… Понимаете, там, где нужны, нужно привлекать специалистов высокого класса, а специалист высокого класса, простите, на мордовские зарплаты не поедет никогда. Не в обиду Мордовии, я с уважением отношусь к этому региону, но это небогатый регион, он себе не может позволить содержать бывшего замминистра экономики, как это было в институте развития Северного Урала. Иван Князев: Ну вот это интересный момент… Дмитрий Журавлев: Там все было хорошо. Иван Князев: Интересный он вот еще в чем. Вот, например, да, взять ту же Мордовию: инвесторы туда не пойдет, им совсем не хочется сталкиваться с различными бюрократическими процедурами и т. д. Вроде как это агентство должно будет решать эти проблемы. Там есть даже у него положение, что в досудебном порядке, если какие-то возникнут трения. Дмитрий Журавлев: Ну да. Но это же, я говорю, это все продолжение темы института развития, просто меняется его административная форма, его теперь возглавляет губернатор напрямую. Это хорошо: чем более высокопоставленный начальник возглавляет, тем эффективнее работает институт в России, страна у нас такая. Марина Калинина: Нет, а что, собственно, кардинально может поменяться, если институт тот же, за последние годы ничего не происходит, сейчас он меняет немножко свою структуру, и? Дмитрий Журавлев: Кардинально ничего, я с этого начал. Но работать он будет чуть лучше, потому что между руководителем института и губернатором не будет различий, это будет один и тот же человек. Иван Князев: Тогда у меня такой вопрос: как привлечь инвестиции в Мордовию? Марина Калинина: К примеру. Дмитрий Журавлев: Чтобы привлечь инвестиции в Мордовию, нужны три вещи. Первое – иметь план инвестиций, то есть иметь предположения, а чего ты, собственно, куда ты эти деньги собираешься потратить. Второе – иметь либо связи с инвесторами, либо знание того, кто этими связями обладает, причем не только внутри страны, но и за рубежом, потому что самые дешевые инвестиции, к сожалению, иностранные, на Западе деньги дешевые, у нас дорогие. И третье – ты должен этому инвестору гарантировать так, чтобы он тебе поверил, что он не утонет в наших бюрократических разногласиях. Иностранцы особенно, наши тоже, но особенно иностранцы, очень боятся связываться с российской бюрократией. Она не так плоха, как про нее говорят, но она действительно довольно сложна. Мы страна сложных законов и сложных взаимодействий различных административных структур. Вот этот вот, значит, инвестиционный комитет должен эту проблему решать, и он, наверное, будет ее решать, но вот насколько в это поверит инвестор, большой вопрос. Иван Князев: То есть даже не инфраструктура какая-то, а самое главное, чтобы пробиться через эту всю бюрократию, чтобы тебе дали нормально работать? Дмитрий Журавлев: Ну потому что у нас именно бюрократические издержки самые большие в стране, у нас больше всего сил и денег уходит на пробивание административных коридоров, отнюдь не на инфраструктуру и прочее. Иван Князев: Ну да… Дмитрий Журавлев: Поэтому, кстати, вот все ругают наш бизнес, говорят, что он очень большие прибыли получает, – но он же не один их получает, а совместно с чиновниками. В результате бизнесу не так много остается. Марина Калинина: Ага. Скажите, а кто должен разрабатывать вот этот план инвестиций? Дмитрий Журавлев: Вот этот инвестиционный комитет и должен. Марина Калинина: Ну так он же его не разрабатывает. Иван Князев: Перефразирую: почему это не делают сейчас в администрациях регионов? Марина Калинина: Да. У нас что, специалистов не хватает такого рода? Что мешает? Дмитрий Журавлев: Делают. Собственно, мы же сказали, ничего нового не произойдет, просто в этот раз делать это и отвечать за то, чтобы пришли деньги, будут одни и те же люди, это сильно изменит подход. Сейчас инвестиционные планы изобретают одни, деньги для этого ищут другие, а внедряют третьи. Иван Князев: Финансовая помощь федерального центра тем, которые захотят у себя внедрить вот эти вот все вещи, создадут этот институт, существенной будет? Дмитрий Журавлев: Вот это мне сказать, я не министр финансов, трудно. Но дело в том, что, как мы многократно у вас говорили, без финансовой помощи федерации у нас вообще очень маловероятно, что можно всерьез заниматься инвестициями где-то кроме Северного Урала и Москвы. Потому что денег-то в регионе мало. Ведь инвестиции почему хорошо куда-то идут? – потому что есть уверенность, что, если что-то не пойдет, тебе деньги вернут. А если у тебя бедный регион, то такой уверенности у инвестора нет, он понимает, что денег может просто не оказаться, не потому, что его кинут, обманут, а их просто в конкретный момент может не оказаться. И что ему тогда, бедному, делать? Марина Калинина: Дмитрий Анатольевич, но тогда… Мы постоянно говорим о том, что регионам надо развиваться, что они должны себя развивать, создавать какие-то инвестиционные программы. Но так, положа руку на сердце, можно сказать, что некоторые регионы, ну просто вот они как были бедными, они так бедными и останутся? Дмитрий Журавлев: Вы понимаете, чем беднее регион, тем труднее ему развиваться. Марина Калинина: Ну естественно, я поэтому и спрашиваю. Дмитрий Журавлев: Потому что при бедном населении ты не сможешь запустить местную промышленность, а при отсутствии нефти и газа ты не можешь запустить экспортную промышленность, круг замыкается, да? И таким регионам нужен не только инвестиционный комитет, это тоже хорошо, потому что на мировом рынке инвестиций больше, чем мест, куда можно инвестировать, то есть в принципе эта задача не пустая. Но в первую очередь нужна поддержка федерального центра, нужно, чтобы с тех 65% доходов, которые получает федеральный бюджет из всего объема бюджета, хотя бы 10–20% уходило именно на развитие регионов, понимаете. На поддержание ситуации в регионах регионы тратят свой бюджет, региональный, а на развитие там денег уже нет. Марина Калинина: Так, может быть, бедным регионам оставлять все деньги в бюджете себе и развивать экономику? Дмитрий Журавлев: Ну, это вопрос технологии. Можно все деньги оставлять, можно через Минфин возвращать обратно. В каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы. Но то, что Москва… Понимаете, все-таки индустриализацию проводил не… отдельной советской области, а Советский Союз в целом. Вот модернизацию экономики, инвестиции тоже должна проводить Россия целиком. Без регионов здесь не обойдешься, потому что из Москвы всего не рассчитаешь, но деньги нужно черпать в федеральном бюджете, это бесспорно. Иван Князев: Я вот не зря все-таки упомянул всуе инфраструктуру. Тут, видите, действительно в некоторых регионах какие бы привлекательные условия ни создали для инвестора, хоть вообще его от налогов освободи, а если там нет дорог, если регион не газифицирован… Здесь же как-то надо все это в комплексе делать. Дмитрий Журавлев: Инфраструктуру регион не потянет по определению. Иван Князев: Вот. Дмитрий Журавлев: И инвестора под инфраструктуру вы точно никогда не найдете, потому что инфраструктура приносит доход экономике, но он вторичен. У вас просто себестоимость перевозок снижается, себестоимость электроэнергии снижается, когда вы создаете современную электростанцию, и т. д. Но эта себестоимость снижается, физически ничего не прибавляется, поэтому найти инвестора на строительство дороги, мягко говоря, очень трудно, если эта дорога не платная. Иван Князев: Ну нет, я немножко про другое. Я про то, что, например, есть риск, что в некоторых регионах опять же из-за отсутствия инфраструктуры вот это агентство развития… Дмитрий Журавлев: Нет, вы зря меня не дослушали. Я вас понял, конечно. В том-то и дело, что инфраструктуру для развития должна предоставлять федерация и делать это заранее, до того, как вы… Я знал одного английского инвестора, которого позвали в Челябинск. У нас мало времени, а то бы я вам в лицах рассказал. Иван Князев: Ну, если вкратце, то мы послушаем. Марина Калинина: Да, у нас есть время пока. Дмитрий Журавлев: Да. Если вкратце, он не очень понял, куда он попал. Причем он в Англии инвестор мелкий, у него там что-то 80 миллионов фунтов, это не очень много для Запада, но здесь-то он был великий инвестор. Но он не знал региона, в который приехал. Я почему с ним и познакомился, он меня просил просто объяснить, что такое Челябинская область. Это было давно, это было 15 лет назад. Он не знал региона. Вот вы говорите про инфраструктуру – он даже представить себе не мог, что инфраструктура может быть такой, какую он увидел, то есть он даже не рассматривал этот вариант. Он был здесь, то есть он не из Лондона на все это смотрел, а из Челябинска. Ему было очень тяжело, если вежливо говорить, и он, я думаю, сильно пожалел, что он с этим связался. Иван Князев: А чем все закончилось? Дмитрий Журавлев: Ушел, домой вернулся в Англию. Иван Князев: А что хотел, во что хотел инвестировать? Дмитрий Журавлев: В металлургию, в переработку отходов металлургической промышленности, в серьезные вещи, высокотехнологичные. Умный человек с хорошим образованием техническим. Иван Князев: Тогда вот, основываясь на этом, получается, где у нас логика? Пилотный проект в 11 субъектах мы уже запустили, не во всех этих субъектах есть, грубо говоря, нормальная инфраструктура, для того чтобы что-то там создавать, что-то туда инвестировать… Дмитрий Журавлев: Ну, я, может быть, защищу правительство. Но запустить пилотные проекты – мы сразу начнем биться об узкие места. Может быть, в этот момент мы начнем их расшивать. Марина Калинина: Ага. В какой момент это произойдет? Дмитрий Журавлев: Ну вот когда ударимся головой. Вот мы запустили пилотный проект, в Москве, в Московской области все нормально будет, и на Сахалине, скорее всего, все будет нормально. А вот действительно в Мордовии, в Забайкальском крае это будет непросто. Марина Калинина: Ну ударимся мы головой, и дальше что будет происходить? Дмитрий Журавлев: После чего нужно будет этому комитету ставить вопрос перед правительством России, как будем этот угол срезать. Иван Князев: То есть «выделяйте нам деньги, чтобы мы могли работать»? Дмитрий Журавлев: И раз это создает федерация, тогда давайте узлы развязывать, иначе ваш пилотный проект закончится, не успев начаться. Иван Князев: Ну вот об этом-то и речь, вот эти опасения как раз-таки и беспокоят. Дмитрий Журавлев: Но, с другой стороны, понимаете, если не начать, то как расшить эти узкие места? С точки зрения сегодняшнего состояния экономики названных регионов эти места узкими не являются, они вполне равны потребности. Только при развитии потребности будут другие, но об этом, к сожалению, профильное министерство узнает, только когда об эти узкие места ударишься. Иван Князев: Ну да. С другой стороны, вот эти же агентства, они смогут более детально изучить, да, состояние региона и что нужно сделать. Дмитрий Журавлев: Во-первых, да, а во-вторых, поскольку председателем является губернатор, то он может донести не до министра финансов (который живет по принципу, любой министр финансов в любой стране, «денег не дам»; если министр финансов легко дает деньги, он не министр финансов, он кто-то другой), а до президента, который может и команду дать министру финансов о необходимости выделения средств на расшитие такого-то или такого-то инфраструктурного вопроса. Инфраструктура всегда создается государством, ее почти никогда не создает частный бизнес. Иван Князев: Да, понятно. Дмитрий Журавлев: Слишком дорого и слишком медленная отдача. Иван Князев: Спасибо вам большое за ваше объяснение, за ваш комментарий! Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем. Ну, посмотрим, чем закончится этот пилотный проект. Марина Калинина: Ну, по крайней мере мы выяснили, что, в общем-то, в правильном направлении движется. Иван Князев: Пока да. После небольшого перерыва поговорим о школах. Там должны появиться советники по воспитанию детей. Чем они будут заниматься? Марина Калинина: Кто эти люди будут? Иван Князев: Кто эти люди? В чем суть их работы? И продажи алкоголя около школ также обсудим, оставайтесь с нами. Марина Калинина: Не переключайтесь.