Виталий Млечин: А мы начинаем непосредственно нашу беседу с вами и с экспертами. И вот наша первая тема: мы можем лишиться возможности выбирать управляющую компанию, которая будет обслуживать наши дома. В Торгово-промышленной палате считают, что к этому приведет предложенное Минстроем создание институтов региональных операторов по управлению жильем - вот что они предложили. Оксана Галькевич: Создание модели регионального оператора по управлению жильем предусмотрено в «Проекте стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года» в нашей стране. Выбирать таких операторов предлагается – цитата: «На основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций», - конец цитаты. Для них должны будут разработать и внедрить единую техническую ценовую политику. Виталий Млечин: Ну по задумке авторов инициативы такой оператор должен гарантировать возмещение ущерба при нарушениях, которые приводят к аварийности многоквартирных домов. Звучит это, естественно, неплохо, но в Торгово-промышленной палате указывают, что средства на покрытие ущерба, вероятнее всего, будут собирать с самих граждан. Эту сумму просто добавят к плате за содержание домов. Оксана Галькевич: Как интересно придумано, да? Виталий Млечин: Так, откуда деньгам-то взяться на самом-то деле? Они же на дереве-то не растут, к сожалению. Оксана Галькевич: Ой, вот большому сожалению, да… Кроме того, в ведомстве считают, что создание регионального оператора приведет к сворачиванию рынка и возврату к госуправлению частным жилым фондом. Как вам такая перспектива, друзья? А еще мы сейчас хотим запустить опрос вот в рамках той темы, которую будем обсуждать ближайшие полчаса. Виталий Млечин: На самом деле вопрос мы вам хотим задать достаточно простой: вы довольны работой своей управляющей компании? Варианта, естественно, только два: да или нет. Напишите одно слово на номер 54-45. Если довольны - пишите «да», если недовольны - пишите «нет». Если хотите с нами поговорить и рассказать подробнее, звоните нам в прямой эфир: 8-800-222-00-14 или, опять же, пишите нам на короткий номер 54-45. Оксана Галькевич: Ну а мы выводим в прямой эфир нашего первого эксперта, первого собеседника - председателя Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина. Константин Викторович, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Константин Викторович! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Константин Викторович! Вот как сказал Виталий, можем лишиться возможности, да, выбирать управляющую компанию, но в принципе вот, насколько я знаю, это и сейчас непросто сделать. Так, может, это… вот это вот предложение - это есть некая логическая… такое логичное развитие событий? Константин Крохин: Ну с точки зрения чиновничьей логики - да конечно. Тем более они отработали институт рег. операторов на капитальном ремонте. То есть мы сегодня не имеем возможности повлиять на выбор подрядчика, на состав работ, на сроки проведения ремонта - и за нас это решают чиновники. При этом они берут деньги с молодых домов, отправляют на старые. К сожалению, бюрократическая откатная система снижает эффективность этих работ от 30 до 50%. И вот если этот опыт будет распространен на управление домами, мы получим то же самое. То есть, действительно, порядка 13% домов имеют некую активность - когда жители выбирают ТСЖ или частную управляющую компанию. Остальные не могут преодолеть вот этот вот барьер в виде кворума и полагают, что правильнее было бы, наверно, уменьшить порог этого кворума, как это сделано в Европе. Чтобы люди, не собрав там 50%, могли второй раз провести собрание, чтобы было уже 35% или 30%. И тем самым все-таки не были отлучены от принятия решений по своему общему имуществу. Нынешняя же тенденция - под соусом того, что население не активно (но оно в том числе не активно, потому что сложные условия проведения собраний) - предлагает нам ввести нового монополиста. Если мы к естественным монополиям в сфере коммунальных ресурсов привыкли, то в отношении рыночной сферы управления нам предлагают монополизировать рынок, что, конечно, ни к чему хорошему не приведет, а приведет к удорожанию услуг и снижению качества. Потому что отсутствие конкуренции, оно как раз к этому и приводит. Виталий Млечин: Так, ну а те компании, которые уже существуют, они, получается, должны будут уйти с рынка? Константин Крохин: Вы знаете, вот сегодня происходит подмена понятий и принятие законодательных актов, которые фактически… то есть напрямую нигде не говорится, чтобы частные компании ушли с рынка, но введение лицензирования в 2015 году привело к тому, что рынок был зачищен, и на рынке не осталось независимых управляющих компаний. Здесь только те компании, которые, условно говоря, имеют «крышу» чиновников, там, жилищных инспекций, местных администраций. Почему? Потому что за два административных штрафа любая компания может лишиться лицензии. И естественно, если у вас там 10 домов, 50 домов - вы этим дорожите. И вы должны либо получить такую «крышу», либо должны как-то выстроить отношения там: продать бизнес чиновникам. Потому что существовать независимым компаниям крайне сложно. И если такая тенденция будет продолжаться, то по сути, мы получим новые компании. Они формально будут негосударственные. Распределять места на рынке будет государственный оператор - чиновник, но при этом он ни за что отвечать не будет. Ведь морковку, которую нам предложили в виде страхования жилья… но извините, это можно делать просто в страховой компании. Для этого совсем не обязательно городить огород в виде нового регионального оператора. Виталий Млечин: Константин Викторович! Про страхование тоже обязательно поговорим, но чуть-чуть попозже. Скажите, пожалуйста, что показывает опыт? Вот у нас вообще достаточно часто в стране к государству доверия… к государственным компаниям, структурам доверия больше, чем к частным. Насколько такой подход оправдан? Может, действительно, эти частные компании не нужны нам? Может быть, государство вот как бы и само справится лучше? Константин Крохин: Вот из моего опыта - я уже два десятилетия в ЖКХ - являюсь сторонником независимого управления, самостоятельного: это ТСЖ, кооперативы, частные компании. На мой взгляд, где-то с 2011 года, то есть 10 лет назад, вот был такой вектор, направление - огосударствление. Если жилищный кодекс 2005 года говорил о конкуренции - о частном бизнесе, малом бизнесе, микробизнесе - то где-то с 2011 года пошли разговоры про огосударствление. И в данном случае вот по Москве были созданы ГБУ «Жилищники», в Питере – «Жилкомхоз». И везде вот эти бывшие советские ДЭЗы, РЭПы стали опять господствующей формой управления. То, что люди к этому относятся с доверием - это результат пропаганды. Потому что со всех государственных каналов говорится, что: «Вот мы наведем порядок, введем лицензирование и будет все хорошо». Но если брать статистику, экономическую часть, мы увидим, что за это время выросли тарифы, коррупционные откаты выросли с 30% до 50. Неудовлетворенность качеством услуг с 2015 года, когда ввели лицензирование, она никак не уменьшилась. То есть никаких задач, связанных с неэффективным использованием, решено не было. Но при этом пропаганда говорит, что государство - молодец. Виталий Млечин: А вот из Самарской области нам пишут: «Меняем уже третью управляющую компанию: одни аферисты!». Оксана Галькевич: Какие вы молодцы в Самарской области! Вам нужно просто мастер-классы проводить! Как сменить управляющую компанию? Многие не могут этого сделать – настолько это сложно. Виталий Млечин: Но казалось бы… с одной стороны, да, с другой стороны - какой-то неудачный опыт, если уже третью приходится менять. Вы уж, пожалуйста, выберите себе ту компанию, которая вам понравится и которую уже не придется менять. Оксана Галькевич: Константин Викторович! Давайте послушаем Новосибирскую область. Как всегда традиционно, по теме ЖКХ очень много сообщений, очень много звонков. Тамара, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Тамара, вы в эфире! Зритель: Здравствуйте! Я недовольна своей компанией. Я сразу говорю, что нет. Так как, это, у нас очень часто отключение идет то горячей воды, то отопления, то света нет. И вообще я живу в таком районе, что, как говорится, вообще очень грязная жизнь. Поэтому тут компанию совершенно…все. Виталий Млечин: У вас частная компания или государственная? Зритель: Ой, я не знаю. Наверно, частная, я так думаю. Виталий Млечин: Ага, а почему вы не знаете? Вы не участвуете в жизни своего дома, там, какие-то собрания не проводятся у вас? Какая-то информация же должна быть по этому поводу? Зритель: А, у нас ничего не проводится. Совершенно. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое! Оксана Галькевич: Спасибо! Виталий Млечин: Константин Викторович! Вот если такая ситуация, да, человек… житель недоволен управляющей компании, но не имеет никакой информации о ней. Где бы эту информацию получить все-таки? Константин Крохин: Ну такая информация у нас распространена в самой управляющей компании. Есть соответствующее постановление правительства, которое определяет порядок раскрытия информации. На сегодняшний день действует Единая государственная информационная система ГИС ЖКХ, где также введя адрес дома, можно получить исчерпывающую информацию о том, кто управляет, кто там руководитель, какие номера телефонов, режим работы и так далее. То есть при желании человека сегодня очень много ресурсов информационных, где собрана вот эта информация. Поэтому, скорее всего, человек просто, ну, занят другими делами - вот зрительница. Поэтому не знает. Узнать очень легко. Оксана Галькевич: Ну просто не интересуются. Вот Константин Викторович, смотрите, если у людей есть претензии, ну, например, к работе банков. Или возникают какие-то конфликтные ситуации, которые требуют разрешения - всегда есть такая форма связи с регулятором, с Центральным банком. На сайте можно написать. Я просто знаю, что ну это работает на самом деле. Есть многочисленные сайты, которые собирают информацию как раз вот о качестве - составляют такой рейтинг качества работы этих банков. Там тоже можно написать сообщение - они очень на это реагирует, потому что для них важно, как клиенты себя чувствуют. А вот если мы говорим об управляющих компаниях: подобные сервисы, где управляющие компании могли бы почитать, что о них думают люди - прочитать и какую-то ситуацию исправить - они вообще существуют, такие сервисы? Константин Крохин: Да, конечно. И вот их много было за десятилетие создано в регионах. Там вот в Москве это сайт mos.ru, «Дома Москвы». В каждом регионе были. А потом на федеральном уровне была создана система ГИС ЖКХ, которая объединяет, ну и в каком-то смысле дублирует функции и, в частности, то, о чем вы сказали. Там есть рейтинг. Там может человек написать жалобу. Он получит ответ, он может высказаться сам… Оксана Галькевич: А от кого он получит ответ, я не поняла? Понимаете, случае с банками он получит ответ или какое-то вмешательство Центрального банка. А на этом ГИС ЖКХ от кого он получит ответ? Какой вот там вот такой общий регулятор у этих компаний? Константин Крохин: На сегодняшний день этот регулятор на уровне региона. Он называется «орган жилищного надзора». По закону именно им даны эти полномочия. Это, как правило, жилищные инспекции. Оксана Галькевич: Ага. Виталий Млечин: Жилищные инспекции, да, понятно. Ирина, Саратов… из Саратова. Здравствуйте, Ирина! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Зритель: Добрый вечер! Это город Саратов. Меня зовут Ирина. Я хочу сообщить о такой ситуации. Четвертые сутки прорвалась труба на нашей улице перед домом. Вытекает огромное количество воды, и ни управляющая компания, ни Водоканал не предпринимают никаких мер. То есть огромный 6-подъездный дом… вот все это… льется вода - и никаких действий не предпринимается. Жители обращались, то есть все в курсе, а действий никаких. Потом эти все, значит… то, что вытекла вода - все это будет выставлено в счета, Виталий Млечин: Ага. А куда вы обращались с просьбой, с требованием? Зритель: В управляющую компа… то есть управляющую компанию (у нас называется «Сфера»), в Водоканал, то есть там, к кому относятся вот все эти ситуации… когда идут аварийные ситуации. Виталий Млечин: И что там отвечают на ваше обращение? Зритель: Да, мы в курсе. Виталий Млечин: Угу, понятно, спасибо. Оксана Галькевич: Здорово. Ну то есть не здорово, конечно. Виталий Млечин: Совершенно не здорово. Константин Викторович, а какие-то рычаги влияния на управляющие компании… Вообще, если авария происходит, то это же форс-мажор? То есть какие-то аварийные службы должны этим заниматься? Константин Крохин: Ну вы знаете, вот, к сожалению, у нас… ну не только СМИ, вот, и люди… они думают, что во всем виновата управляющая компания. В данном конкретном случае - это сети водоканала, то есть местного водоканала, там, горводоканала с соответствующим названием. И то, что они в курсе - у каждого водоканала есть аварийная служба - они должны это устранять. Управляющая компания в данной конкретной ситуации должна своевременно сообщить об аварии. Но устранить своими силами то, что находится за пределами многоквартирного дома и находится в ведении районных сетей водоканала, она не может. То есть это вот… водоканал это, опять же, возвращаясь к монополистам. Это крупнейшие монополисты в своем населенном пункте, в регионе. Вот у него денег много. Вода льется, и ему, как говорится, до лампочки. То есть в данном случае необходимо обращаться уже в администрацию городскую для того, чтобы эту муниципальную компанию привели в чувство. Потому что действительно все эти потери, все эти деньги будут заплачены гражданами. Виталий Млечин: То есть уже на уровень выше обращаться? Константин Крохин: Конечно. Это ну головотяпство. Потому что должна приехать аварийная служба и перекрыть. То есть там же это же не космический аппарат, там все очень просто. Скорее всего, у них такое состояние сетей и запорной арматуры, что они даже не могут отключить эту воду. Но это же смешно. Оксана Галькевич: «Жилищные инспекции, - пишет нам Иркутская область, - это туфта». Цитирую с нашего сайта нашего зрителя. У нас еще один звонок, Константин Викторович! Давайте вместе выслушаем Светлану, Москва. Светлана, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Светлана! Зритель: Здравствуйте! У меня… город Москва, это Измайлово. Убираются отвратительно: три месяца вообще не убирали вокруг дома территорию. Голуби дохлые валяются. У нас дом ЖСК. 31 декабря праздник, да - вообще горячую воду отключили. Вы представляете? Потом… Оксана Галькевич: Может, авария какая-то? Не просто же так? Зритель: Потом… на днях тоже было. Ну вот регулярно как-то вот эти частные компании не хотят работать. От них ничего не добьешься: или они трубку не берут, если знают, что что-то происходит. Виталий Млечин: Ага. Оксана Галькевич: Так, Светлана, а когда было государственное управление жилищным вот этим фондом, было гораздо лучше? Ну там, не знаю, лет 35 назад… Зритель: Вы знаете, я перебралась в этот дом - я в Гольяново жила - но претензий не было. Оксана Галькевич: Не было… Может быть, там дом был более новый просто по тем временам? Зритель: Пятиэтажка. Я из пятиэтажки выехала. Уже не ну… просто тяжело там жить: первый этаж, дом под реновацию зашел. Я уехала с этого… уступила. Потому что жить невозможно. Но все было вот насчет воды, уборки - не было претензий. Переехала в Измайлово - частная компания - и все. Кошмар. Виталий Млечин: Светлана, а другие… другие жильцы? Понятно-понятно. А другие жильцы вот они как-то реагируют тоже на эти сложности? Зритель: Вы знаете, у нас ЖСК… Виталий Млечин: Ага. Зритель: …Но я разговаривала… но убирают территорию, да, подъезды. Выходила, показывала, вызывала руководителя, там. Все - паутины висят. Но никто не реагирует: «У вас скоро будет ремонт». Обещают в 2022 году. Потому что дом старенький, конечно, - вот эти 12-этажные одноподъездные… Оксана Галькевич: Светлана, так понятно: они копят просто фронт работ, чтобы им было чем заняться, да. Спасибо вам большое! Константин Викторович! Как прокомментируете? Константин Крохин: Ну в отношении уборки территорий, хочу отметить, что в Москве за это отвечают государственные компании ГБУ «Жилищник» района, например, там Измайлово там и так далее. Поэтому в отношении дома и ЖСК, если люди пожилые, неактивные, ну надо, наверное, избрать нового председателя, который вот лучше бы убирал и качественно. Если не получается, то надо обращаться в жилищную инспекцию. Она выпишет предписание, и практика показывает, что под угрозой штрафа управляющая организация лучше выполняет свои обязанности. То есть вот примерно такие шаги можно предпринять в этом доме. Оксана Галькевич: Спасибо! Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций был у нас сейчас прямом эфире. У нас есть еще один звонок, да? Виктор из Вологды, мы вас слушаем, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Виктор! Зритель: Здравствуйте! Оксана Галькевич: Здравствуйте! Зритель: Вы знаете, я вот… мне сказали вкратце, я хочу немножко как бы встать на защиту жилищных коммунальных хозяйств. Оксана Галькевич: Давайте! Зритель: У меня супруга проработала всю… всю жизнь в коммунальном хозяйстве. Последние лет 15, если не больше, была директором… Фрязиново есть такое у нас… Оксана Галькевич: Но это что - это управляющая компания? Зритель: Так вот я вам хочу сказать одно: прежде чем наезжать на управляющие компании, надо народ заставить платить долги! Виталий Млечин: Ага. Зритель: Сколько я помню, все свое сознательное время управляющая компания занималась только тем, что выбивала долги с населения. И второе: чтобы население заключало напрямую оплату электроэнергии, света и газа напрямую с поставляющими организациями. Тогда и управляющим компаниям будет жить легче - жить и работать. Оксана Галькевич: Ну что ж, спасибо! На самом деле такие мнения тоже должны звучать. Вообще, чем больше, друзья, вот палитра мнений, тем, конечно, интересней идет обсуждение. Мы сейчас подключаем к нашему разговору руководителя Регионального центра некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Валерия Мамчура. Валерий Михайлович, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Валерий Михайлович! Валерий Мамчур: Готов ответить на все ваши вопросы. Виталий Млечин: Это… это прекрасно. Оксана Галькевич: Очень рады. Как вы прокомментируете, собственно, вот эту идею, так скажем, отодвинуть собственников от принятия решений по тому, кто будет управлять их домом? Валерий Мамчур: Вообще я это говорил… уже неоднократно говорил, что нам необходимо все-таки что? Контроль со стороны государства. Притом контроль со стороны государства не просто в виде Госжилинспекции, а в виде самого государственного контроля над жилым фондом полностью. Вот у нас были раньше ЖЭКи, были… единая монополия была - как сейчас в Москве, допустим, ГБУ «Жилищник» - это, я считаю… эта мера, можно сказать, необходимая. Потому что в любом случае все равно у нас ответственность несет кто? Глава города. И в конце концов, глава области и Президент. Соответственно, когда мы управляющую компанию будем искать, либо ресурсоснабжающую организацию, это, наверно, совсем… не совсем правильно. Потому что все жалобы… и все поступает, и ответственность лежит на руководстве страны. Поэтому это построение такой, можно сказать, вертикали власти не только политической, но здесь касается управления жилым фондом. И давайте говорить откровенно, что я, допустим, за, чтобы все управление жилым фондом перешло обратно опять в руки государства. Но здесь есть палка, можно сказать, двух концов. И здесь государство может пилить сук, можно сказать, на котором она присядет. По той причине, потому что необходимо тогда обслуживать жилой фонд, потому что это самая… самый большой отклик здесь. То есть это само… самые злободневные проблемы. Те, которые видны наружу, и которые люди каждый день встают, вот, независимо от того, кто мы с вами по полу или там национальности, может быть… возрасту. Мы с вами все встаем и идем утром куда? Идем утром в ванную, в санузел, и у нас должен быть там свет, горячая вода. Поэтому это самое большее, на что обращают люди внимание. Но здесь сейчас касается это, наверное… переходит примерно как с фондом капремонта. Когда было видно, что малоактивность граждан дает возможность… то есть не дает возможности ремонтировать и… капитальный ремонт проводить домов в соответствии с, можно сказать, с действующим законодательством тогда. Тогда было принято решение сделать непосредственно фонд капитального ремонта. Также и здесь практически получается, что делается такой, своего рода как касса взаимопомощи что ли, в дальнейшем чтобы возможность была содержать те дома, которые не рентабельны. Потому что бизнес у нас сейчас смотрит на что? На рентабельность. Виталий Млечин: Это логично. Валерий Михайлович! Понятно, что если государство получит, так сказать, рычаги контроля, то оно сможет контролировать и добиваться какого-то результата. Если захочет, не приведет ли все-таки монополизация к тому, что у монополии не будет никакого стимула развиваться и улучшать качество своих услуг? Потому что никаких других вариантов у людей просто не будет – не к кому будет обратиться. Валерий Мамчур: Смотрите, стимул здесь один: государственный стимул для того, чтобы электоральная часть, то есть электорат, который сидит у нас дома, чтобы они были довольны жизнью и чтобы обслуживание было на высоком уровне. По сути, управляющая компания, она извлекает выгоду, то есть коммерческую выгоду. Если говорить о МУПах и государственных компаниях - у них особо какой-то выгоды нету. Они получили заработную плату, у них техника закуплена, государство выделяет деньги на это все Поэтому, ну конечно же, здесь, с одной стороны, кажется, что да. Но с другой стороны кажется, что мы не можем сразу взять и перейти к такому виду по той причине, потому что вроде бы не будет как бы хозяйственника. Да, кстати, до 2021 года должны были, планировали, и было, по-моему, полностью признано, что практически основное… основная масса МУПов, ГУПов… они являются неэффективными. Неэффективными финансово. Ну давайте говорить от другого. Здесь зависит от управленцев. Если грамотно поставить, если контролировать… контроль за исполнением, тогда можно… ГБУ «Жилищник» работает? Работает. Выполняется основная функция? Выполняется. Почему не может выполнять? Оксана Галькевич: Валерий Михайлович! Вот вы сказали такую фразу, что «бизнес смотрит на рентабельность». Ну это нормально, мне кажется, в принципе. Это прозвучало так что, а государство, мол, не будет на это внимание особого обращать, будет работать и трудиться. Ну или все государство будет «трын-трава»: трать - не хочу, долги все равно спишут, пардон. А спишут за чей счет? За наш! А потом, простите, вы назвали пример государственной компании. А что, к ней нет вопросов, к ней нет претензий? С ней гораздо проще решать проблемы не убранной территории? Валерий Мамчур: Хорошо. Но вы… мы можем сейчас говорить на уровне… давайте это все зрить в корень глобально. Если мы говорим с точки зрения простого обывателя, да, человека, который сидит у себя дома… Да, можно говорить, что есть вопросы к этим, к этим. А что, к управляющим компаниям нету вопросов? Да, не коммерческая структура, да. А государственная структура заинтересована, чтобы жители жили получше. И у главы государства, и у страны, и у руководителя будет больше возможностей с точки зрения контроля на местах. Оксана Галькевич: Да, подождите, но это же государственный пост получается. Это, я не понимаю, это что они там, в думе или в городском парламенте там представители партии будут там, или кто? Городское правительство назначать этих людей? Валерий Мамчур: Совершенно верно. А у нас с главами сейчас не так получилось? Оксана Галькевич: А причем здесь главы-то ну? Главы же не с метелкой там, понимаете, во дворах. У нас что, мэр там будет… дворников мэр будет назначать? Валерий Мамчур: Правильно. Но главы у нас сейчас не избираются. Объединение и назначение глав практически у нас они это не выборные - их люди не выбирают, а выбирает совет депутатов. Для чего это сделано было? Для того, чтобы было больше контроля сверху над теми, кто находится у нас в муниципалитетах. Для того, чтобы было больше контроля из-за поступления денежных средств, за расходами и всего остального. Вот я же говорю, что здесь государство может поступить так: или же они берут, закатывают рукава, поднимают вопрос, что это должно быть на высшем уровне все обслуживание, либо же тогда рано или поздно недовольство к управлению государством, к чиновникам будет расти с каждым днем. Поэтому здесь нужно действительно делать… делать ставку на то, чтобы было грамотное, правильное управление. Либо же тогда уровень недоверия и недовольства будет расти. Оксана Галькевич: А может быть просто посмотреть, в чем сейчас проблема? Ну смотрите, сейчас проблема у людей в том, что нет какой-то прозрачности, нет возможности управлять ситуацией. Они не могут там плохую компанию поменять на другую. Вот те люди из Самарской или из Саратовской области, ну это, я не знаю, фактически просто герои, какие-то: три раза поменять. Потому что обычно нам пишут, что ну невозможно, понимаете. Люди работают без обратной связи, не боясь абсолютно ничего. Они знают, что будут плохо работать и все равно будут продолжать работать. Поэтому вот так плохо с этими управляющими компаниями. А с государственными компаниями, слушайте, вот будет меня не устраивать это «ГБУ-МБУ-БУ-БУ-БУ», и что? Я же не поменяю государство, что… государство на государство, что менять-то? Там менять нечего. Валерий Мамчур: Смотрите, вы свое недовольство выразите потом на дне голосования, то есть… Оксана Галькевич: О-о-о! Валерий Мамчур: То есть основная масса населения поймет… поймет, что, вы понимаете, что сейчас вы говорите, значит, все у нас рычаги есть, у граждан все рычаги есть. Пожалуйста, выбирайте себе управляющие компании, создавайте ТСЖ. Ну получается, сейчас нереально. Ну говорят, нереально. Все реально, если этим заниматься. Да, есть административный какой-то ресурс у управляющих компаний - я не буду называть, где действительно не выполняются работы, а их там покрывают те же ГЖИ. Но опять же, это все зависит от того, как наше государство на это смотрит. То есть как контролирующие органы смотрят. Оксана Галькевич: Может, вот тут вот как-то поправить, вот в этой части? Валерий Мамчур: Мы… мы… мы… Если брать в разрезе всей страны, да, всей страны… Оксана Галькевич: Чем вот просто форму собственности менять, понимаете, может, в этой части, как говорится, поправить? Валерий Мамчур: Ну хорошо. Можно. В любом случае, мы же говорим сейчас о проекте. То есть этот проект будет обсуждаться. Вот вы как Общественное телевидение… спасибо вам за вашу открытую информационную политику. Что сейчас нас слушают люди смотрят, рассуждают. Они могут, кстати, сидя сейчас дома, принять участие в этом рассмотрении законопроекта. Они же, эти все нормативно-правовые акты, перед принятием решения всего размещаются на официальных сайтах - государственных сайтах, где можно сделать предложение. Пожалуйста, мы сейчас обсуждаем, Общественная палата. Я как тоже… как член Общественной палаты Московской области. Есть же Общественная палата Российской Федерации, где проходят нулевые чтения, где это все обсуждается с учетом мнения всех граждан. Вот, кстати, мы говорили с вами - с предыдущим коллегой - говорили о, можно сказать, о системе, которая… общественной, где можно посмотреть, оценить работу компании и все остальное. Сейчас у нас вот есть… создана такая система, которая называется «Единая Общественная информационная система». Где можно будет посмотреть всю информацию по управляющей компании. Вообще по… по всем проблемам. И юридически, бесплатно оформить заявление то, которое пойдет потом в государственные органы в соответствии с законом. Потому что все вот эти звонки и возмущения, они должны быть юридически правильно составлены. Виталий Млечин: Вот это очень важная мысль, да. Надо это правильно делать. Давайте послушаем… Оксана Галькевич: Да. Виталий Млечин: Давайте послушаем Олега из Москвы, мы успеем это сделать. Олег, здравствуйте! Оксана Галькевич: Здравствуйте, Олег! Зритель: Здравствуйте! Вы знаете, у меня такой вопрос, может быть, предыдущему гостю был более актуальный. 2020 год лето, пандемия. Мы находились в основном на даче и пять месяцев мы не подавали сведения о воде в управляющую компанию. И по… по истечении пяти месяцев мы подали, но, к сожалению, нам на за пять месяцев начислили деньги среднедомовые, то есть не по счетчику. После того, как мы их подали, нам не пересчитали, и как бы вот в этом проблема. Мне хотелось узнать, что нам с этим делать, и куда-то можно пожаловаться и…? Виталий Млечин: Практически… практический вопрос, да, спасибо! Валерий Михайлович! Валерий Мамчур: Да-да, это очень просто. Делается заявление, они обязаны были сделать перерасчет, если вы подаете показания приборов учета. Пригласить к себе домой, составить совместно Акт снятия показаний приборов учета и потребовать сделать перерасчет. Обязаны сделать перерасчет, так как фактически человек действительно, допустим, отсутствовал. Это элементарно делается - это рядовая, допустим, ситуация практически у всех. Вот и все. Если же они не делают перерасчет, обратиться просто письменно, без скандалов, без ничего в Государственную жилищную инспекцию с заявлением, что уже туда обращались. И все, поверьте, быстро разберутся, позвонят директору управляющей компании и скажут, что они нарушают действующее законодательство. Если хотят они внеплановую проверку – им она будет организована. Поэтому здесь все довольно-таки просто. Вот я вам советую. Кстати, в этой Общественной информационной системе, как у нас называется она, «Окей ЖКХ», есть, кстати, и форма заявления, где вы просто вставляете свою фамилию, имя, отчество, и это заявление у вас в готовом виде, - вы нажимаете кнопочку «отправить» по вашему региону – и оно отправляется в Государственную жилищную инспекцию по вашему региону, закрепленную за вашим домом. Вот так. Оксана Галькевич: Да, спасибо большое! Виталий Млечин: Спасибо большое! Оксана Галькевич: Мы, друзья, обсуждали предложение Торгово-промышленной палаты, предложение Минстроя создать институт региональных операторов по управлению жильем. У нас на связи был Валерий Мамчур, руководитель Регионального центра некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль». Оксана Галькевич: Да, подведем итоги опроса нашего. Виталий Млечин: Да, мне кажется, интриги никакой нет и не могло быть, к сожалению. 83% наших зрителей недовольны управляющими компаниями своими. Ну и, собственно говоря, количество СМС-ок негативных, оно только подтверждает эту статистику. Да, давай парочку прочитаем, успеем. Оксана Галькевич: Удмуртия просто пишет, что «У нас уже есть региональный оператор по вывозу мусора, а вот раздельного вывоза мусора в регионе нет по-прежнему». Виталий Млечин: Ну начали хоть чего-то. С чего смогли, с того и начали. Вот Московская область: «Управляющая компания ворует деньги напрямую», - пишут нам. Иркутская область: «Беспредел управляющей компании: добиться ничего невозможно, собирают деньги – и все». Ну и с Красноярского края: «Только гос. или муниципальный ЖКХ». Ну это о чем мы говорили, что государству доверия пока еще больше. Оксана Галькевич: Друзья, ну я надеюсь, что мы какие-то практически важные советы вам дали. Собственно, как в сложных ситуациях действовать. Спасибо что были с нами! Оставайтесь с нами и дальше! Виталий Млечин: Да, мы не завершаем совершенно никуда… Пожалуйста, не уходите, будем обсуждать коронавирус через несколько минут...