Рейтинг наших тревог. Больше всего россиян беспокоят коммунальные тарифы, рост цен и медицина
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/reyting-nashih-trevog-bolshe-vsego-rossiyan-bespokoyat-kommunalnye-tarify-rost-cen-i-medicina-40264.html Александр Денисов: Как говорится, не до оливье и не до рябчиков.
Анастасия Сорокина: Россиян волнует другой вопрос, ставший риторическим. Коммунальный вопрос.
Александр Денисов: Я бы даже сказал, накладным. Накладным.
Анастасия Сорокина: Фонд общественного мнения составил рейтинг нашей тревожности. Что волнует граждан? После тарифов на услуги ЖКХ беспокойство россиян вызывает рост цен на товары и услуги. Также сфера здравоохранения, состояние дорог и образования. Практически все участники этого опроса высказали озабоченность снижением доходов и ростом расходов.
Александр Денисов: На связи у нас Дмитрий Юрьевич Хомченко, эксперт Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. Дмитрий Юрьевич?
Дмитрий Хомченко: Здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте. Дмитрий Юрьевич, вот рейтинг тревожности составили. На первом месте как раз тарифы ЖКХ. Как вы думаете, что вызывает тревогу в первую очередь? Непонятно, почему растут? Сколько уже претензий было. Непрозрачные они. И у людей это и вызывает беспокойство: с какого перепугу вдруг стали расти? Может быть, если бы объясняли бы, то и тревоги было бы поменьше?
Дмитрий Хомченко: Наверное, да. Я думаю, что скорее беспокойство вызывает рост тарифов при, скажем помягче, неизменении качества предоставляемых услуг. Т. е. качество не меняется, а тарифы растут. И вот это, естественно, вызывает протест.
Александр Денисов: Какое качество вы имеете в виду – обслуживание в квартире или прорывы этих труб бесконечные? Вот зима началась. Казалось бы, должны были все эти опрессовки провести и проверить. И вот опять все рвется. Что имеете в виду?
Дмитрий Хомченко: И жилищные, и коммунальные услуги. Если мы говорим о жилищных услугах, то, не знаю, начиная от уборки снега во дворах и заканчивая чистотой в подъезде или работой лифта, лестничного освещения. Если говорить о коммунальных услугах, то да, перерывы в тепловодоснабжении, аварии коммунальные – они раздражают, даже незначительные. А более серьезные аварии, которые запоминаются надолго, и последующий рост цен после таких аварий, естественно, вызывает у людей беспокойство.
Анастасия Сорокина: Дмитрий Юрьевич, 48% беспокоит рост тарифов услуг ЖКХ, 47% – цены, которые растут с какой-то астрономической прогрессией. Как вы, являясь экспертом Аналитического центра, оцениваете вот эти данные? Нужно, чтобы, скажем так, повлиять на эти показатели, чтобы рейтинг еще вырос тревожности у граждан? Или в принципе это просто вот такие статистические данные, из любопытства созданные?
Дмитрий Хомченко: Ну, данные не из любопытства. Они, наверное, действительно отражают реальное положение дел. Но надо понимать, что тарифы росли, растут и будут расти. Это, к сожалению, неизбежность, пока в стране существует инфляция. И если, скажем, заморозить принудительно стоимость и жилищных, и коммунальных услуг, ни к чему хорошему это не приведет. Потому что при недостатке средств, которых и сегодня вообще не хватает, качество будет ухудшаться гораздо большими темпами, чем это происходит сегодня при росте тарифов. Но я соглашусь с вами, что надо, наверное, работать с населением, объяснять, почему растут тарифы, как это рост влияет на текущее положение вещей, состояние коммунальной инфраструктуры, на качество и количество предоставляемых жилищных услуг. Чтобы люди видели взаимосвязь между ростом и коммунальным обслуживанием. Потому что рост стоимости колбасы нерегулируемый в магазинах беспокоит, конечно, точно так же, но вызывает гораздо, скажем, менее острую реакцию.
Александр Денисов: Дмитрий Юрьевич, а рост тарифов на ЖКХ обоснован или нет? Или их и не объясняют, потому что там не обоснуешь?
Дмитрий Хомченко: Но смотрите, тарифы ЖКХ опять же состоят из жилищной и из коммунальной части. Коммунальные тарифы на водоснабжение, теплоснабжение, на твердые коммунальные отходы – они регулируются. Т. е. это не произвольное решение тех организаций, которые соответствующие коммунальные ресурсы предоставляют.
Александр Денисов: Регулируются правительством, каждый год утверждаются накануне вот как раз…
Дмитрий Хомченко: Нет, даже гораздо более тонкое регулирование идет. Они регулируются по каждому субъекту, по каждому предприятию индивидуально. Но в тех параметрах, которые, действительно, задаются на федеральном уровне правительством. Но региональные регуляторы по каждой конкретной организации, будь то водоканал, теплосеть либо полигон, сидят и производят экономические расчеты.
Александр Денисов: Так обоснованные или нет? Вот у вас ответ на это есть?
Дмитрий Хомченко: Смотрите, тарифы на коммунальные услуги растут обоснованно, потому что такие цены в процессе регулирования. На жилищные услуги – попробовали предоставить гражданам право самим определять размер платы за жилое помещение, т. е. все то, что относится к жилищному сектору. Ничего хорошего, к сожалению, не вышло, потому что население в массе своей самоустранилось от этой проблемы. И фактически тарифы на жилищные услуги точно так же регулируются, как и на коммунальные.
Александр Денисов: Дмитрий Юрьевич, еще вопрос. Вот Эльвиру Набиуллину в интервью спросили: вроде инфляция у нас небольшая, по итогам (поправьте меня) 4%, вроде планировали 5, сейчас 4. А вот у людей субъективная инфляция кажется, что намного дороже все стало. Она говорит: «Ну, понимаете, это свойство субъективной инфляции». Можем ли мы удовольствоваться вот таким объяснением: что это нам просто кажется?
Дмитрий Хомченко: Вы знаете, это нельзя переносить на тарифы. Потому что существуют законодательные ограничения. Так называемые предельные индексы роста платы за жилищные и коммунальные услуги. Они жестко устанавливаются сверху. Они жестко привязаны к инфляции. И при всем регулировании, при всем изменении размера платежа за пресловутые 4, 5, 6, в отдельных случаях там регулятор устанавливает, возможно, и 8% по какому-то муниципалитету, при наличии достаточных оснований, – тарифы вырасти не могут. Т. е. они не могут расти быстрее инфляции. И тут субъективные ощущения ни к чему. Надо просто взять платежки прошлого года…
Александр Денисов: …И объективно взглянуть.
Анастасия Сорокина: Спасибо.
Александр Денисов: Спасибо большое, Дмитрий Юрьевич. Спасибо.
Анастасия Сорокина: На связи был Дмитрий Хомченко, эксперт Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. Слово зрителям. Из Белгородской области дозвонился Валерий. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Але?
Анастасия Сорокина: Да, Валерий, мы вас слушаем.
Зритель: Мне хочется сказать, что сейчас за коммунальный вопрос, наверное, только ленивый не говорит. Почти каждый день одно и то же: ЖКХ, ЖКХ, ЖКХ. А воз и поныне там остается. Никакие вопросы не решаются. И к чему тарифы привязаны – там вообще непонятно. Я даже не вижу и выхода из этого положения. Никто этот вопрос не решает, по-моему, никак, даже и не хочет его решать. Я вам скажу вот еще о чем. Мы живем в Сурково, в трехкомнатной квартире. 8 тыс. минималка у нас: что у нее, что у меня. Оплачиваем сейчас в зимний период 8,5 тыс. квартиру. Сейчас ввели опять какие-то … общедомовые нужды, сейчас на свет общедомовые нужды, на горячую воду и на холодную воду, на вывоз мусора. Ну и вообще непонятно, откуда эти строки берутся, откуда эти вот платежи.
Анастасия Сорокина: Валерий, спасибо за вопрос.
Александр Денисов: Валерий, спасибо.
Анастасия Сорокина: Мы его адресуем нашему следующему эксперту. Игорь Шпектор на связи, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России. Игорь Леонидович, здравствуйте.
Игорь Шпектор: Добрый день.
Анастасия Сорокина: Слышали ли вы звонок нашего зрителя? Вот эти вопросы: почему такие цены, почему такой рост, – кому задавать тем людям, у которых действительно больше 50% доходов уходит именно на оплату коммунальных платежей?
Игорь Шпектор: Я, к сожалению, не слышал вашу беседу с абонентом. Я слышал беседу вашу с экспертом Аналитического центра. А вот после этого вам звонил абонент, и, к сожалению, я не слышал, не была включена связь.
Александр Денисов: Он сказал, что не понимает, смотрит в платежные документы и не понимает, чем обоснованы цены.
Игорь Шпектор: Не понимает.
Александр Денисов: Да-да-да.
Игорь Шпектор: Вы знаете, очень редко я соглашаюсь с экспертами, очень часто экспертами становятся люди не совсем грамотные. И присваивают себе имя эксперта. Вот эксперт, который сегодня был с вами на линии, я с ним полностью согласен. Т. е. он давал квалифицированные ответы на поставленные вами вопросы. Но единственное, что…
Александр Денисов: Игорь Леонидович, вопрос: как вы думаете, а люди знают о своих льготах? Потому что многие звонят и говорят: вот у меня зарплата маленькая, а я плачу чуть ли не всю зарплату или не всю пенсию за…
Анастасия Сорокина: Валерий получает 16, платит 8,5.
Александр Денисов: …за услуги ЖКХ. Ведь в этом случае положены льготы. Может быть, люди не утруждают себя пойти, выяснить, настоять на своем как-то?
Анастасия Сорокина: Не знают просто об этих льготах.
Александр Денисов: Да. Как вы думаете, чем объяснить?
Игорь Шпектор: Да, давайте я объясню. Действительно, людям, у которых низкий прожиточный минимум, им положены льготы, которые заключаются 22% (наверное, вы в курсе дела: это если доход семьи выше 22% начинают предъявлять, положена льгота). Но по социальной норме. Поэтому здесь надо четко понимать, что человек приходит и говорит: вот я плачу очень большую сумму. Я ему задаю вопрос: какая у вас квартира? – У меня квартира 84 м. – А сколько вас проживает? – Я проживаю один. – Ему положена льгота, как нуждающемуся, за 33 м. Если 2 человека – 42 м.
Александр Денисов: Игорь Леонидович, но это кому повезло на 84 м ютиться.
Игорь Шпектор: И тогда, да-да-да, положена льгота. Вообще, в принципе, до 30% действительно уходит, будем говорить, европейская норма до 30% люди платят из своего дохода за квартиру. Опять же, это социальная норма. Поэтому то, что вы сейчас вот говорили с предыдущим собеседником, экспертом, он совершенно правильно говорил, но не сказал главного: что изначально надо правильно установить тарифы, а потом говорить о индексах инфляции, то, что говорит Набиуллина. У нас…
Александр Денисов: Спасибо большое, Игорь Леонидович. Там на связи аэропорт, похоже, включился.
Анастасия Сорокина: Спасибо. Поговорим с нашими зрителями. Николай из Кемеровского края… Приморский край. Здравствуйте.
Зритель: Приморский край. Здравствуйте.
Александр Денисов: Здравствуйте, Николай.
Зритель: Знаете, почему, это самое, не хватает у них денег на ЖКХ? И постоянно они просят, что, это самое, повысить цены. Потому что воруют очень много. Раньше, в старые времена, была плановая замена труб. Был, помните, момент, когда Шойгу был МЧС, он только успевал бегать менять трубы. Потому что плановой не было, планового ремонта труб не было. И сейчас вот эти хозяева, которым отдали водоканалы, они не меняют вовремя трубы, потому и рвутся. И будут и до сих пор. И потом будет рваться. Потому что они не меняют трубы вовремя.
Александр Денисов: Спасибо большое. А вовремя присылают платежные документы. Ну вот, Настя, 84 м, люди приходят жалуются. Мы бы не жаловались, да?
Анастасия Сорокина: Ну… Пишут, что не понимают, какие льготы им положены и как выживать, когда цены и тарифы растут, а вот пенсии, к сожалению, нет.
Александр Денисов: У нас есть и еще на что пожаловаться. На WADA жалуемся.
Анастасия Сорокина: В следующей теме.