Тамара Шорникова: Прямо сейчас планы, которые можно реализовать прямо в этой студии в эту минуту, а вы, конечно же, у себя дома – можно научиться рисовать. Это наша рубрика «Один дома». Здесь мы рассказываем, чем занять детей на карантине. Поможет нам сегодня с советами Константин Мирошник, художник. В прошлый раз был не один. Посмотрим, будут ли сегодня у него. Иван Князев: Да. Друзья, приглашайте своих детей к экранам телевизоров, немножко отдохните. Пусть они займутся рисованием. Поэтому встречаем… Тамара Шорникова: А вы пока слетайте куда-нибудь бизнес-классом. Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Константин, слышите нас? Константин Мирошник: Замечательно. Мы очень рады вас слышать. Опять все вместе. Опять у нас урок рисования. Начнем. Зажжем факел искусства. Мы опять дома сидим. Все устали от уроков. Вот люди рассказывают, что и учителям очень плохо, и школьникам плохо, интернет не работает. Но для того, чтобы рисовать, не нужно смотреть в интернет, нужно смотреть только на бумагу или на холст. Мы сегодня будем рисовать, ребята, символ нашей большой огромной России – это бурый медведь. Громадный. Давайте я поближе сейчас вам покажу. Посмотрите, какой он хороший. Иван Князев: Сегодня посложнее. Это уже не ежик. Здесь я уже не справлюсь. Константин Мирошник: Усложняем задачу. Мы усложняем задачу с каждым разом. Посмотрите. Для того чтобы нарисовать этого медведя, вам нужен белый лист бумаги (лучше – серый) и карандаш (лучше – самый мягкий). Иван и Тамара, я буду ждать, что вы тоже рисуете. Потому что без вас как-то не очень. Давайте, ребята. Иван Князев: Константин, во-первых, у нас карандаша как такового нет. Только ручка. И, во-вторых, я боюсь, медведь для меня будет непосильным. Но я попробую. Тамара Шорникова: Иван сегодня будет отдуваться за двоих. Я буду читать СМС-ки, потому что в прошлый раз говорили: «Не все успели прочитать». Это во-первых. Будем задавать вопросы от наших телезрителей. Константин Мирошник: Смотрите. Что нужно, для того чтобы нарисовать бурого медведя? Что нужно? Если вы увидите этот рисунок, вы обратите внимание, что он похож на разлитую такую каплю или пятно меда на белой бумаге. Вот так его и нужно рисовать. Нужно рисовать его пятном. Надо прищуриваться и пытаться закрасить вот это пятно. Сначала по теням, а потом по светам. Начинаем. Внимательно смотрим. Начинаем рисовать с носа. Мы всегда рисуем с носа. И тут же набираем тон носа. Тут же набираем его тон. Набираем, чтоб уже нос был как живой, настоящий. Потом идет исчезающая линия по главной. Потом рука работает. Полина Мирошник: Это настоящий бурый мишка, который внесен в Красную книгу. Это на самом деле очень редкий вид. Эта особь может весить 400 кг. Представьте себе, 400 кг достигает. Тамара Шорникова: Ребята, вам передают привет уже в СМС-ках. И тем, кто к нам присоединился в первый раз, представьте сами себя. Как зовут, сколько лет? Сколько рисуете уже? Константин Мирошник: Давай, скажи, Полин. Полина Мирошник: Меня зовут Мирошник Полина. Мне 16 лет. Это мой брат Саша. Александр Мирошник: Мне уже 9 лет. Константин Мирошник: Мальчик и девочка. Тамара Шорникова: Вы сказали, что можно рисовать на белой, но лучше на серой. У всех наверняка обычные белые альбомные листы. Как загрунтовать? Как сделать правильный фон? Константин Мирошник: Очень интересно. Можно загрунтовать чаем даже. Можно кофе развести и просто прокрасить. И будет очень даже красиво. Тамара Шорникова: То есть обмакнуть кисточку в чай и покрасить лист? Константин Мирошник: Да. Вот в чай макнуть и прямо с самого верха аккуратно залить эту каплю. Он высохнет, и все. И бумага для рисования будет готова. Тамара Шорникова: А зачем это нужно сделать? Все привыкли к обычным белым альбомам с белыми листами. Константин Мирошник: Потому что больше будет возможностей. Потому что если вы нарисуете тот же рисунок на белой бумаге или на серой чуть-чуть, то тот, что будет на серой, он будет более живой. И там можно будет использовать белила, гуашь. Можно блики расставить. Полина Мирошник: И рисунок будет благороднее смотреться. Константин Мирошник: Вот смотрите. Пока мы разговаривали, я наметил силуэт нашего Мишки. Вот так вот он выглядит. Вот так. Теперь берем толстый карандаш. Мой любимый. Вот он. Он должен быть у вас тоже. Мягкий толстый карандаш. Мистер король карандашей. И начинаем просто это пятно вот так закрашивать. Закрашивайте по форме желательно. Вот правильно Полина говорит. Это юные художники. Мы все юные художники. Вообще учиться рисовать можно вообще в любом возрасте. И лучше не прекращать всю свою жизнь рисовать. Смотрите, заливаем, заливаем пятном. А теперь определяем тени. По ногам они идут. Давай у Ивана посмотрим. Иван, покажи свою работу. Иван Князев: Нет. Я даже не начинал. У меня ручка и то еле дышит. Я боюсь, это будет не очень… Тамара Шорникова: Мы просто в прошлый раз увидели своих ежиков по экрану. Мы поняли, что лучше вести, чем рисовать. Иван Князев: К сожалению. Константин Мирошник: У вас замечательные ежики. Просто чудесные. Полина Мирошник: Это отговорка. Тамара Шорникова: Расскажите, какой номер мягкости у вас карандаш. Это 2М, 4М? Какой лучше использовать? Константин Мирошник: Он у меня 8М. Самый мягкий. Я еще раз скажу, что можно рисовать даже углем от костра. Даже если в лесу вы гуляете и видите, что где-то был костер или дерево прогорело, можете эти угольки насобирать аккуратно, принести и ими рисовать. Полина Мирошник: Да, получается очень красивая толстенькая линия. Жирная. Константин Мирошник: У меня бумага проступает. Тамара Шорникова: Пока идет штриховка, давайте послушаем телезрителя. Светлана, Курская область, здравствуйте. Слушаем вас, Светлана. Зритель: Хочу вам сказать. Мне 80 лет. Посмотрела ваше «ОТРажение», как детей учат рисовать. А теперь вы детей поучите, пожалуйста, по этой программе, пока они сидят дома. Чтобы что-нибудь пошили. И были заняты. И на улицу не будут ходить. Тамара Шорникова: Хорошо. Спасибо. Ваш совет примем к сведению. Константин Мирошник: Вы тоже берите. Вам 80 лет. Это начало той жизни, которой вы можете пожить для себя. То есть у вас выросли дети, уже, может быть, выросли внуки. Полина Мирошник: Самое главное – внутренний возраст. Если вы начнете сейчас рисовать, это будет прекрасно. Константин Мирошник: Да. Все рисующие люди – они все молодые. И это время не идет… Как рыбалка, рисование не идет в счет жизни. То есть время останавливается. Так, продолжаем. Вот смотрите. Я прохожусь по теням. Я надеюсь, что все ребята и зверята – все проходятся по теням. Полина Мирошник: Не то, что ведущий. Иван Князев: Да-да-да. Константин и Полина, тут наши телезрители пишут о том, какие у них художники. Вот Кировская область пишет: «Любимые художники – Васнецов и Шишкин». И спрашивают у вас. У вас какие любимые художники? Полина, у тебя какой? Полина Мирошник: Константин Коровин. Константин Мирошник: Да. Молодец, Полина. А вообще Кировская область – это же Вятка. Я рассказывал уже. Это же действительно Васнецов. И Шишкин там рядышком жил. Это одни из самых любимых наших художников. Те, которые создали наше искусство. У нас любимые художники – это Айвазовский, Суриков, Левитан. То есть все наше русское искусство, которое вне моды, все, на которое не влияет мода – вот это наше любимое… Полина Мирошник: Мода и время. Константин Мирошник: Мода и время на них не влияют. Вот смотрите. Я рисую эту шерсть и делаю акценты по теням. И медведь делается тут же живой, начинает оживать. Для того, чтобы рисовать, нужно потратиться, нужно энергию свою донести на эту бумагу. Прищуривайтесь. Вы смотрите на моего медведя и повторяйте пятна. Повторяйте. Вот он какой настоящий, этот медведь. Чтобы он как бы в движении. Представьте его, что он идет, что он так мягко ступает. Несмотря на то, что он такой огромный и тяжелый, он очень тихо может идти в лесу. Полина Мирошник: Конечно. Константин Мирошник: И он очень быстро бегает. От него никто не может убежать. То есть это такой… Тамара Шорникова: Константин, расслаблялись, рисовали. А теперь сейчас напряглись все, услышав такие характеристики. Давайте послушаем телезрителей. Анатолий, Челябинская область. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. А если нет этих кисточек, листочков, краски, можно рисовать через компьютерную программу Power Paint? Константин Мирошник: Конечно можно! Тут же знаешь что? Можно рисовать в программе на компьютере. Но гораздо лучше рисовать на бумаге. То есть естественная живая вещь. Потому что когда ты видишь маму, бабушку или пьешь молоко, ты же пьешь молоко и видишь маму и бабушку в самой реальной жизни. Иван Князев: Да, а не на фотографии. Константин Мирошник: Ты же не можешь выпить молока по компьютеру. И тут то же самое. Надо стараться выделять время. Бумага и карандаш. Может быть любая бумага. А так – конечно! Можно рисовать на компьютере. Но это лишний раз ты смотришь в этот экранчик, лишний раз тыкаешь на кнопки, лишний раз ты портишь свои глаза. Тамара Шорникова: И сегодня, когда вся наша жизнь проходит в режиме онлайн, лучше, конечно, отвлечься. Давайте еще один телефонный звонок. Иван Князев: Москва на связи. Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос. А как рисовать тень медведя? Константин Мирошник: Тень медведя! Я расскажу. Это очень интересно. Тамара Шорникова: Это у вас телефон? Константин Мирошник: Вы берете медведя, сильно прищуриваешься. И ты видишь там, где тень, такое пятно будет. И стараешься это пятно перенести на бумагу. Аккуратно его заштриховываем. Можно и не сильно аккуратно. Полина Мирошник: Именно такой формы. Константин Мирошник: Да, именно такой формы. Прямо такое пятно. Перетаскивай его туда. Я вижу здесь такое пятно. И мы его перетаскиваем. Вот здесь тень. Вот здесь живот. На ножках у него тень. И прямо переноси. Тамара Шорникова: На лапках. Константин Мирошник: Да, на лапах. Вот эти лапы, шерсть. Даже невозможно представить, как медведь может вообще всю зиму лежать и спать. Представляете? Я поближе сейчас вам медведя. Посмотрите, вот такое должно быть у вас начало. Тамара Шорникова: Ребята, покажите своих медведей. Полина, Саша. Константин Мирошник: Хорошие медведи. Иван Князев: Великолепные! Тамара Шорникова: Да, классные. Иван Князев: Константин, Приморский край спрашивает: «Чем лучше рисовать – углем или карандашом?» И хотелось Сашу еще спросить. Саш, тебе больше чем нравится работать? Александр Мирошник: Мне нравится таким толстым карандашом, потому что он хорошо и контрастно выделяет все тени. Константин Мирошник: Молодец. Правильно сказал. Полина Мирошник: А мне углем больше нравится. Вообще это зависит, мне кажется… Одинаково хорошо получается углем и карандашом, да? Константин Мирошник: Конечно. Иван Князев: А чем сложнее – углем или карандашом? Полина Мирошник: Углем сложнее. Константин Мирошник: А я подытожу. Можно рисовать, ребята – хоть вареньем мазать по бумаге. Главное, чтобы это набирало тон. Чтоб верный тон был. Чтобы в нужном месте эту тень сделать. Тамара Шорникова: Саш, знаешь, я хотела спросить еще. Просто очень много усидчивости нужно, чтобы заниматься рисованием. Это кропотливый процесс. У тебя такой возраст. Наверное, хочется побегать, попрыгать, в компьютерные игры поиграть. Что тебя увлекает в рисовании? Почему тебе это нравится? Полина Мирошник: Его не увлекает. Я его всегда заставляю рисовать. Тамара Шорникова: Ага, понятно! На самом деле Саша сейчас привязан к стулу? Константин Мирошник: Мы скотчем приклеили. Молодец, Полин. Классно сказала. А ты ответь, Саш. Что-нибудь скажи. Александр Мирошник: Мне нравится в рисовании то, что я по-своему изображаю эту модель на листе. И она остается у меня. Константин Мирошник: Да. Удивительная вещь, что на компьютере ребята… Был такой вопрос. На компьютере… электричество выключили – и все, нету рисунка вашего. А ваш рисунок на бумаге остается. Вы можете подарить его бабушке на день рождения или дедушке. Или дома повесить его. То есть ваш рисунок живой, настоящий, аутентичный. Он уникальный. И от него идет настоящее тепло, как от живых зверей. Тамара Шорникова: Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Татьяна, Крым. Зритель: Алло, здравствуйте. Я хотела спросить. А как заинтересовать ребенка? У меня внуки 7, 10 и 12 лет. И еще хотела спросить. Вы приедете в Феодосию? Я видела, как ваш мальчик на гитаре попрошайничает, сидит на набережной. В этом году как у вас планы, отменяются, нет? Константин Мирошник: Мы приедем обязательно в Феодосию. Он не попрошайничает, он работает на гитаре. Он у нас в музыкальной школе учится и зарабатывает сам собственные деньги. Он играет. Полина Мирошник: Я тоже играю на пианино и гитаре. Константин Мирошник: А заинтересовать детей… Надо водить детей на выставки, нужно им показывать красивые картины. Вот вы находитесь на море. Там прекрасная галерея. Водите и показывайте детям лучшие образцы живописи. Они рано или поздно это заметят. Все это у детей отложится. Все это не пропадет. А Сашка у нас молодец. Он у нас играет на гитаре на набережной. Люди его очень любят. И он играет прекрасные произведения. И у него есть собственные деньги даже, на которые он угощает и одноклассников, и еще одноклассников (не своих) пиццей и мороженым. Иван Князев: Воронежская область спрашивает: «Вы в социальных сетях есть? Можно вас там найти? Видимо, хотят попереписываться». Полина Мирошник: Фамилия Мирошник. Иван Князев: Да, Полина и Александр Мирошник. Константин Мирошник: Чтобы наш медведь не летел по небу, отметьте тень, где он… Тамара Шорникова: И рисуем ее горизонтально. Константин Мирошник: Да, горизонтально, чтобы медведь не летел по небу. Рисуем тень. Иван Князев: Ну что, показываем, что получилось. Последние штрихи, что называется. Константин Мирошник: Показываем, что получилось. Тамара Шорникова: По очереди. Константин Мирошник: Показываем, что получилось. Такие мишки у нас. Этого медведя можно рисовать очень долго. И можно рисовать его бесконечно. А на следующий раз, ребята, мы будем рисовать росомаху. Многие даже и не знают, что есть такой зверь. Посмотрите на нее. Иван Князев: Название интересное. Тогда до встречи. Константин Мирошник был с нами на связи. А также Саша и Полина Мирошник. Тамара Шорникова: Присылайте своих медведей. Что у вас получилось. Счастливо. Константин Мирошник: Пока.