Рисуем символ года. Мастер-класс от профессионального художника
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/risuem-simvol-goda-byka-master-klass-ot-professionalnogo-hudozhnika-48140.html
Елена Медовникова: Действительно и Денис, и мы стараемся и создаем вам уже предновогоднее настроение. Символ 2021 года – это Бык. И, как выяснилось, он очень популярен среди россиян. По мнению психологов, в коллективном сознании бык ассоциируется с силой и могуществом, которых, видимо, как раз не хватало в уходящем году.
Петр Кузнецов: Очень приятно, что ты, говоря о силе и могуществе, посмотрела на меня. Сувенирная продукция с быком раскупается в 6,5 раз активнее, как выяснилось, чем с символом уходящего года – крысой. То есть год назад с крысой в 6 раз меньше покупали. У нашего человека нет лишних денег на покупку сувениров, поэтому мы сделаем его своими руками, прямо сейчас нарисуем с помощью элементарных вещей.
Елена Медовникова: Нарисуем, не сделаем, Петя. Это очень важно.
Петр Кузнецов: Наталия Кургузова-Мирошник, художник, с нами на связи. Она нас научит быка нарисовать за 20 минут. Представляете? И потом…
Елена Медовникова: Расскажет и покажет. Привет, ребята! Какой он, этот бык, должен быть?
Полина Мирошник: Мы вам все расскажем. Мы будем рисовать, да, вы правильно сказали, символ года. Но вместе с тем я хочу сказать, что он не только ассоциируется с силой и могуществом, а это еще и символ плодородия. Это большой зверь. Давайте начнем его рисовать…
Петр Кузнецов: Подождите! Стойте! Сначала – опрос людей.
Елена Медовникова: Мы хотим, чтобы вы тоже посмотрели.
Петр Кузнецов: Давайте выясним. Может быть, какие-то коррективы мы внесем, когда послушаем. Дело в том, что мы у людей на улицах, причем разных городов (обратите внимание на выдержку нашу), спросили: «Каким должен быть бык?» И вот какие ответы мы получили.
ОПРОС
Елена Медовникова: Вот такой собирательный образ.
Петр Кузнецов: Давайте так: каждый рисует своего быка, а основу мы заложим прямо сейчас с помощью наших профессионалов.
Полина Мирошник: На самом деле все рассказывали и описывали своего быка, по-разному. Это доказывает только то, что это искусство, и оно может быть совершенно любое. Мы сегодня с вами нарисуем вот такого, да, действительно сильного, скажем так, в стиле «реализм». Это действительно бык.
Наталья Кургузова-Мирошник: И будем рисовать техникой самой-самой древней. Это искусство изолированное. Это карандаш. Представьте себе, что еще в пещерах люди рисовали быков, и они сохранились, и дошли до нас.
Петр Кузнецов: Нам нужен обычный, желательно черный карандаш?
Полина Мирошник: Да. Обязательно держать грифелем к листочку. Сегодня я вам буду показывать, рассказывать. Кстати, меня зовут Полина Мирошник. Это Саша Мирошник. Это Наташа, заслуженная художница России. Они все мои ученики. Ведущие, взяли листочки?
Елена Медовникова: Обязательно.
Петр Кузнецов: По-моему, даже бык улыбнулся сейчас. Пожалуйста.
Наталья Кургузова-Мирошник: Приступаем! Главное – ничего не боимся.
Полина Мирошник: Да, надо совершенно расслабить плечо и локоть. Рисковать – как рука идет, как вы чувствуете. Опять же, это искусство.
Наталья Кургузова-Мирошник: Это растекшаяся капля на листе. Просто мы рисуем ее силуэт. Стараемся сделать предельно точно. Зарисовываем. Начинаем со спины.
Полина Мирошник: Давайте попробуем, да. Начинаем со спину. Контур делаем не таким…
Петр Кузнецов: Единственное, что я точно умею делать – это расслаблять плечо. Мы начинаем со спины. Смотрите, у вас уже получился быстренько контур.
Елена Медовникова: Да. Я еще только пару штришков сделала.
Петр Кузнецов: А как мы должны вести? Желательно линией сплошной или подрисовывать участки.
Елена Медовникова: Нет, Петя, боюсь, сплошная не получится.
Полина Мирошник: Надо ли контур рисовать сплошной линией? Это на самом деле неважно. Главное – не давить на этот контур, чтобы самое темное не было по краю, чтобы контур не выделялся.
Петр Кузнецов: Вот это важно, да.
Наталья Кургузова-Мирошник: И рисовать можно плашмя карандашом и тонкой частью. То есть штрихи можно накладывать и плашмя карандашом… Вот плашмя. Это мы будем делать тон.
Петр Кузнецов: Ну, это не сейчас, да?
Полина Мирошник: Да, это не сейчас.
Наталья Кургузова-Мирошник: Сначала мы тонкой линией пройдем.
Полина Мирошник: Да, сначала надо сделать контур.
Наталья Кургузова-Мирошник: Общий силуэт. Набросаем общий силуэт быка.
Полина Мирошник: Да, общий силуэт. Это очень большой зверь. О нем я знаю интересные факты. Я подготовилась.
Быки на самом деле дальтоники. Вы знаете об этом? Я, например, не знала.
Елена Медовникова: Вау! Я первый раз слышу. Видите, вы нас еще и просвещаете.
Полина Мирошник: Они дальтоники. Они весят достаточно много – от 300 до 900 килограмм и даже выше. Представляете? Они такие.
Елена Медовникова: Нет, по виду можно сказать, что они большие.
Петр Кузнецов: Мы сейчас говорим про быка среднестатистического какого-то, который может быть в любом хозяйстве? Или это какой-то особенный бык? Быки разные есть.
Наталья Кургузова-Мирошник: Теперь будем приступать к тону. Тон – это растушка общего тона. Сначала мы сделаем общую затушевку всего быка.
Полина Мирошник: Общая затушевка… Мама имеем в виду, что надо набрать тон, для того чтобы, когда мы будем прищуриваться, будет ощущение, как будто это пятно, такая растекшаяся большая капля. Вот такое должно получиться. Чтобы было не дробно, а пятном рисовать. Чтобы на светлом темное получилось. А что у нас получается у ведущих?
Елена Медовникова: Ох, у меня пока сплошная капля.
Наталья Кургузова-Мирошник: Отлично!
Елена Медовникова: Бесформенная пока еще, ребята.
Петр Кузнецов: А ты прищурься – и будет бык.
Наталья Кургузова-Мирошник: Ваш бык как будто к скачку какому-то готовится.
Елена Медовникова: Да, видимо.
Полина Мирошник: Они, кстати…
Петр Кузнецов: Главное, чтобы не к скачку доллара. Уважаемые друзья, важно ли прорисовывать, ну как вам сказать, нижнюю часть, по центру, в самом низу у быка, хохолок этот?
Елена Медовникова: Петя, здесь дети!
Наталья Кургузова-Мирошник: Да. Потому что это не вымя, это должен быть настоящий бык.
Петр Кузнецов: Я думал, мы с него начнем как раз.
Полина Мирошник: Просто я вспомнила, вы сказали про скачки. Они эволюционно, между прочим, быки – они же жвачные животные. Резкие движения они делать не умеют. Больших клыков у них нет. Поэтому они всегда едят и жуют в спокойной обстановке. На самом деле это такие достаточно миролюбивые звери.
Елена Медовникова: Слушайте, а как же бык, который на красную тряпку всегда бежит?
Полина Мирошник: Я и говорю, что на самом деле они не на красную тряпку бегут, они же дальтоники. Я сама удивилась.
Елена Медовникова: Подождите, подождите! Очень интересно! То есть это все… А коррида?
Петр Кузнецов: Ну, он видит, наверное, сам платок.
Полина Мирошник: Тореадоры на корриде… Ну, видимо, как-то воспитывают быков.
Елена Медовникова: Ну, видимо, все-таки, наверное, на цвет бегут. То есть испанские быки – они особенные, они не дальтоники.
Наталья Кургузова-Мирошник: Почему мы сделали общую растушевку? Потому что все делится на цвет, тень и полутон. То есть общий тон этого быка – он серый. И теперь мы начинаем проходить по теням. Тени всегда темнее. И теперь мы карандаш уже – желательно мягкий – нажимаем в полную силу и проходим по теням. Тень, как известно, есть у всех.
Петр Кузнецов: У меня поросенок какой-то получился.
Полина Мирошник: Очень талантливо!
Наталья Кургузова-Мирошник: Отлично!
Петр Кузнецов: А у меня… Не знаю, как у наших телезрителей. У каждого свое, наверное. У меня проблема с копытами. Я никак не могу их прорисовать. У меня как-то будто бы в болоте он утопает.
Полина Мирошник: Сейчас мы вам все покажем и расскажем.
Наталья Кургузова-Мирошник: Копыта рисуются из двух частей, потому что это же парнокопытное. Вот здесь обязательно должно быть вот такое вот… И конечно же, объем. Свет и тень.
Петр Кузнецов: Вот! И так мы создаем объем. Понятно.
Елена Медовникова: Слушайте, а у меня – как у моего семилетнего сына. Все улыбаются. У меня бык тоже стал улыбаться. Никак не прорисовывается у меня верхний пятачок, Петя, как ты сказал.
Наталья Кургузова-Мирошник: Чтобы изучить этот год, изучить год Быка, даже необязательно читать гороскопы. Можно просто нарисовать. И в процессе рисования вы поймете, что такое бык.
Вот мы подошли к самому главному – глаза быка. Знаете, когда глаза наливаются…
Петр Кузнецов: Да, когда он смотрит на тебя.
Наталья Кургузова-Мирошник: Для того чтобы нарисовать глаз, нужно… В принципе, как у человека. Есть верхнее веко, есть зрачок, черный, черный. И, конечно же, блик. Зрачок будет самый-самый темный.
Петр Кузнецов: А как создается блик? То есть это самый темный участок?
Наталья Кургузова-Мирошник: Вокруг светлое…
Петр Кузнецов: А, все, понятно! То есть блик… Как здорово у вас получается! Я уже наполнил глаз полностью.
Елена Медовникова: А у вас прямо живой глаз получился.
Наталья Кургузова-Мирошник: Надбровные дуги нависают у быка.
Полина Мирошник: Передаем характер быка через глаза. Это очень важно.
Петр Кузнецов: Ну, он такой взрослый у вас на образце, да? Или в самом расцвете?
Полина Мирошник: Да, это в самом расцвете.
Наталья Кургузова-Мирошник: Знаете, на самом деле каждый рисует самого себя. В начале года бык, конечно, будет маленьким, молодым. А концу года он будет уже с рогами, большой, мужественный, мудрый.
Полина Мирошник: И сильный. Вот так получается.
Елена Медовникова: Где глаз, а где ухо?
Полина Мирошник: А телезрители вместе с нами рисуют, интересно?
Елена Медовникова: Ребята, вы наши уже посмотрели. А мы ваши хотим посмотреть. Что у вас получается?
Полина Мирошник: Мы потихоньку, мы потихоньку. Саша, давай показывай.
Елена Медовникова: Вау! Потихоньку? Почти уже готовые быки у профессионалов!
Петр Кузнецов: Не видно.
Елена Медовникова: Саша, не видно.
Полина Мирошник: Вот.
Елена Медовникова: Ну, пока еще одна нога не готова.
Полина Мирошник: Да, надо дорисовывать. Ой, какой прекрасный бык у вас!
Петр Кузнецов: А, я думал, вы про меня.
Лена, посмотри на SMS-портал. Что там пишут? Может быть, хотят что-то узнать.
Елена Медовникова: Да. А то я так увлеклась…
Петр Кузнецов: Может быть, какая-то часть не особо дает. Или наоборот. Или какой бык выходит у наших телезрителей.
Елена Медовникова: У нас все телезрители увлечены…
Петр Кузнецов: Или опять про нищету пишут?
Елена Медовникова: Все телезрители увлечены процессом и говорят, что, кстати, рисование тоже можно превратить в хобби.
Наталья Кургузова-Мирошник: Это шикарное хобби, потому что искусство вообще абсолютно может увести от реальности жизни, может окунуться… Это прекрасная вещь – рисовать. И когда ты окунаешься в рисование, в любое творчество… Я бы даже сказала: мы хотим заразить всех вирусом вот этого рисования и созидания. Когда вы рисуете, вы изучаете и познаете мир. Ой, какой у вас прекрасный бык!
Полина Мирошник: Да, вообще!
Наталья Кургузова-Мирошник: Он у вас прямо живой. Бежит!
Петр Кузнецов: Да, я чувствую. За премией тринадцатой бежит, за тринадцатой зарплатой. Ну, он такой увесистый, упитанный. То есть не очень характерно для 2020-го. Но мы же как раз встречаем 2021-й, поэтому, мне кажется, важно подчеркнуть это в своем гениальном рисунке, который я выставлю на продажу.
Елена Медовникова: Вот оно – монетизация интересов!
Петр Кузнецов: Лена, покажи, что у тебя получилось. Ты единственная, кто пока еще не…
Елена Медовникова: У меня пока какой-то большой, длинный.
Петр Кузнецов: Покажи!
Елена Медовникова: Ну, что-то в нем тоже есть.
Петр Кузнецов: У Лены получился единорог какой-то.
Елена Медовникова: Нет, ну ладно. Второй рог уже есть.
Полина Мирошник: Какой-то статный!
Елена Медовникова: Статный, да?
Полина Мирошник: Елена, набираем тон, чтобы его закрасить, уплотнить немножко его брюшко.
Наталья Кургузова-Мирошник: Вообще карандаш – это удивительная вещь. Вы представляете, этим же карандашом рисовал Леонардо да Винчи, рисовал Микеланджело в эпоху Возрождения. Карандаш просто пришел к нам… Мы можем прикоснуться и почувствовать то, что чувствовал Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Петр Кузнецов: Нет уж, извините! Судя по тому, что у меня получилось, вот этим карандашом, который у меня в руках, рисовал Леонардо да Винчи.
Елена Медовникова: Петя!
Наталья Кургузова-Мирошник: Вы знаете, количество перейдет в качество. Если вы нарисуете несколько быков, то самый последний – допустим, десятый – бык будет гораздо лучше, чем первый.
Петр Кузнецов: Кстати, всегда хотел просить. Вот вы сейчас использовали слово «рисовали». А правда, что для художника это очень обидно, когда говорят не «пишет картину», а «рисует картину»? Ну, сейчас – нет. Понятно, что сейчас мы рисованием скорее занимаемся. Вот как отличить? Или вас правда это не задевает?
Наталья Кургузова-Мирошник: Абсолютно не задевает.
Полина Мирошник: Это зависит от самоиронии.
Наталья Кургузова-Мирошник: Да.
Полина Мирошник: Меня не задевает вообще.
Наталья Кургузова-Мирошник: Рисование – это графика. А графика настолько разнообразная!
Полина Мирошник: Скорее всего, мы сейчас графикой занимаемся.
Наталья Кургузова-Мирошник: Графика в нашем веке – это уже и компьютерная графика, и любая. Это все – рисование.
Полина Мирошник: Я слежу за ведущими!
Петр Кузнецов: Уважаемые телезрители, вы можете даже в прямой эфир попробовать дозвониться и рассказать, что у вас получилось. Или рассказать, какого быка и с какими чертами рисуете вы и почему. Мы же рисуем своего. То есть это же будет символом года. Он будет висеть у нас дома весь год.
Полина Мирошник: Это будет очень интересно, да.
Петр Кузнецов: Рассказывайте, что у детей ваших получается. Рассказывайте, почему вы, например, не хотите рисовать. Может быть, у вас какие-то суеверия.
Ну, у вас накачанный, а у меня… Это моего показывают, да? Просто я думаю…
Наталья Кургузова-Мирошник: У вас очень хороший бык!
Полина Мирошник: У вас прекрасный бык!
Петр Кузнецов: Я думал, это включили трансляцию из галереи какой-то, уже показывают.
Наталья Кургузова-Мирошник: Я посоветовала бы вам сделать тень быку.
Петр Кузнецов: Вот! Спасибо. Про тень я хотел спросить. Чтобы его сделать пообъемнее. И, в принципе, готов.
Полина Мирошник: «Почему коровы не летают?» – есть же такое выражение. А вот у вас она летает. Поэтому надо сделать тень.
Петр Кузнецов: Просто у нас низ не позволяет увидеть… Бык, который под оригиналом, под цветным быком. Мы не видим, как там низ. У нас тут просто экран украшен шашками всякими, мы за ним не видим. Поднимите повыше – и мы поймем, как прорисовать. Ну, если это не сложно, конечно. Можете просто на другом показать, как низ прорисовать, чтобы он не летал.
Елена Медовникова: А вот наши зрители, кстати, пишут: «Попробуйте, – к нашему разговору, Полина, о быках-дальтониках, – в красной одежде пройти мимо быка – и проверите его зрение. Желаю убежать. Мне удалось лет тридцать тому назад. Бежала с двумя огромными корзинами белья в гору с Волги».
Петр Кузнецов: От быка? Понятно. То есть хотя бы какую-то траву создать под ним.
Полина Мирошник: Да, траву и тень под копытами, чтобы…
Наталья Кургузова-Мирошник: Саша, покажи своего быка.
Саша Мирошник: У меня очень упитанный бык.
Петр Кузнецов: Не видно, не видно. Не видим, не видим. Ух ты! Он черный! Сейчас бы в США нашу программу уже закрыли после этого слова.
Давайте послушаем наших телезрителей. Здравствуйте, Евгений.
Зритель: Добрый день.
Елена Медовникова: Евгения, мы вас слушаем. Здравствуйте.
Зритель: Я своего быка решила сделать пайетками, из листиков. Серебристые такие лепесточки, вышила себе в год Быка. А еще и рисую песком.
Елена Медовникова: Ой, как интересно! А сколько времени у вас ушло на такого быка из пайеток?
Зритель: Понимаете, у меня ушел час на вот это все.
Петр Кузнецов: А это вы недавно сделали или в течение… ну, ближе уже к концу год, в последние дни этого года?
Зритель: Я позавчера, наверное, этого быка сделала себе, картину эту.
Петр Кузнецов: Скажите, вы же до этого тоже кого-то таким же образом рисовали? Бык – насколько сложный образ животного для прорисовки, для создания?
Зритель: Я сама его придумала. А еще я песочными картинами занимаюсь. Выставка песочных картин, мастер-классы показывала песочных картин и картин из пайеток.
Петр Кузнецов: Здорово! Давайте через год с вами уже свяжемся – и вы нам расскажете, как рисовать. Я не знаю, что за символ в 2022 году будет.
Сколько времени у нас остается? Успеем принять?
Елена Медовникова: Да. Тимофей у нас на связи. Мы вас слушаем. Здравствуйте. Бычка нарисовали?
Зритель: Здравствуйте. Да, нарисовал бычка. Но мне так понравился бык телеведущего! Я бы хотел приобрести эту картину за 500 рублей. Город Пермь. С удовольствием приобрел бы для своей коллекции бычков.
Елена Медовникова: Петр, поздравляю с первым заработком!
Петр Кузнецов: Ну не знаю… Еще раз. 500 долларов? Рублей?
Зритель: Нет, 500 рублей, конечно же. Мы же в России живем, это наша российская валюта.
Петр Кузнецов: С удовольствием! Спасибо. Ну, если вы серьезно, то договоримся. Телефон, пожалуйста, оставьте. Спасибо.
Елена Медовникова: Петя, кстати, из Рязани для твоего быка сообщение.
Петр Кузнецов: Главное, чтобы меня никто не захотел купить.
Елена Медовникова: Ну, пока только быка.
Петр Кузнецов: А такие попытки были. Это долгая история.
Елена Медовникова: Рязань: «Мой четырехлетний сын сказал, что у Петра это коза какая-то, а не бык». Так что телезрителей надо предупредить…
Петр Кузнецов: Ну знаете, коза не коза, а 500 рублей стоит. Спасибо большое.
Спасибо, уважаемые наши гости, художники, профессионалы. У нас остается меньше минуты. Какое-то финальное слово, пожелание нашим телезрителям в конце этого года.
Елена Медовникова: Вот такие картины у нас получились. Мою картину никто не хочет купить, моего быка?
Петр Кузнецов: Итак, финальное слово.
Полина Мирошник: Ребята, если вы хотите так же рисовать, если вам это действительно нравится, то я в своем инстаграме провожу прямые эфиры и мастер-классы. Я рассказываю, как это делать, и даю советы. Мне это очень нравится. Полинка Мирошник меня зовут.
Наталья Кургузова-Мирошник: На самом деле рисовать – это настолько здорово и интересно! И если вы начнете рисовать, то жизнь будет в розовом цвете, что называется.
Петр Кузнецов: И это правда! Я это почувствовал.
Елена Медовникова: Спасибо.
Петр Кузнецов: Спасибо вам огромное! Мы весь год так или иначе вместе провели, начали еще в пандемию. Спасибо вам за уроки. И до встречи в следующем году. Спасибо.
Елена Медовникова: С наступающим!