Петр Кузнецов: Спасибо, Иван. Это новости. А мы продолжаем, программа «Отражение». Прямо сейчас – рубрика «Один дома». Здесь мы рассказываем всю неделю (с этой недели мы запустили эту рубрику), чем можно заняться с детьми на карантине. Давайте сегодня поговорим о роботах. Мы посмотрим на роботов. И мы выясним, кто из них сильнее, кто из них опаснее. Поэтому, дети с родителями, все к экранам! Пишите нам, звоните, пробивайтесь в эфир и рассказывайте, какой у вас любимый робот. Может быть, вам интересно, кто кого победит – американский или наш. Игорь Никитин у нас в студии, основатель «Робостанции». Игорь, приветствую. Игорь Никитин: Здравствуйте, здравствуйте. Петр Кузнецов: Ну что? Давайте сразу ваших друзей представим. С мелочи начнем. Игорь Никитин: Вот у нас есть такие маленькие роботы, корейские, они приехали к нам из Кореи – до того, как началась эта история с вирусом, так что не переживайте. Петр Кузнецов: Точно? Игорь Никитин: Абсолютно, да. Они уже давно у нас работают. Ребята, я хочу… Можем ли мы их включить и показать, что они умеют у нас? Петр Кузнецов: Они, судя по всему, судя по тому, что они похожие, они будут делать сейчас что-то синхронное? Игорь Никитин: Да, это роботы-танцоры. Петр Кузнецов: А музыка им помогает? То есть если бы не было музыки, то они бы… Игорь Никитин: Правильные движения создает. Петр Кузнецов: Очень похоже на братьев Березуцких из сборной России по футболу. Песня причем не корейская. Игорь Никитин: Песни можно как наши использовать, так и абсолютно любую музыку. Ну и любые движения им запрограммировать. Петр Кузнецов: Как же весело, друзья, в «Отражении»! Вот сейчас закрыты все ночные клубы, а у нас с Игорем продолжается. Так что вы можете себе эту карантинную неделю отменить у нас здесь. Игорь Никитин: Я могу даже поподробнее рассказать, друзья. Роботов бывает огромное количество. И чтобы вам не было скучно сейчас дома, то вы уже прямо в домашних условиях можете заняться программированием этих роботов или созданием для них специальных танцев и движений. Вам для этого потребуется вот такой робот. У него есть ножки, ручки. Сейчас можно пониже? Я покажу. Многофункциональная голова. Все необходимые батарейки и слоты. Что вы делаете? Вы берете… Те движения, которые мы вам сейчас показали, абсолютно любой из вас может самостоятельно запрограммировать. Язык очень простой. Заходите на сайт, на котором можно программировать. У нас эти курсы есть в рамках нашей учебной программы, «Кулибин» называются. Используется тот язык программирования, который есть. Заливаете новые движения. Можете даже музыку для него написать. А потом мы эти движения, ваши собственные программы будем использовать на «Робостанции». Петр Кузнецов: Это ребята с какого возраста вот то, что вы сейчас описали, этот процесс уже способны? Игорь Никитин: Я думаю, с шести... с шестого класса. Петр Кузнецов: С шести? Как раз аудитория рубрики «Один дома». Давайте Лизу послушаем, нам дозвонилась Лиза. Лиза, привет! Ты в прямом эфире. Зритель: Да, я знаю. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня Лиза зовут. Петр Кузнецов: Сколько? Зритель: Мне одиннадцать. Петр Кузнецов: Лиза, у тебя есть робот дома? Зритель: Нет, но я бы хотела. Петр Кузнецов: Как тебе танцы роботов? На самом деле, оказывается, очень элементарно «зашивать» какие-то свои программы, танцы туда ставить и музыку. Зритель: Ну, это очень хорошо. Во-первых, для развития фантазии это очень хорошо. Ну и потом… Ну как сказать? Ты как будто оказываешься в будущем. А вообще я люблю думать о будущем. Вот как? Петр Кузнецов: Да мы все сейчас о будущем думаем. Лиза, какой-то вопрос был конкретный? Зритель: Что? Петр Кузнецов: Вопрос. Давайте тогда Андрея послушаем. Андрей? Или Владимира. Владимир? Зритель: Можно? Петр Кузнецов: Да. Зритель: А какие навыки нужны для того, чтобы уметь собрать робота? Игорь Никитин: Друзья, какие навыки? Ну, всеми навыками вы, я считаю, обладаете. То есть немного знания математики, немного знания физики – ну, желательно хотя бы на «четыре с минусом». Ну, на «три с плюсом» даже подойдет. Упорство и ваше желание. Ничего сложного в сборке робота нет. Всегда есть инструкция. Всегда можно посмотреть дополнительно видеоурок, если вам надо что-то припаять. Обычно паяльники детям не очень дают, но у вас есть папы. Я знаю, что со следующей недели много пап будет сидеть дома, отдыхать, у нас введены каникулы. Так что запоминайте то, что вам нужно. Паяльник. Может быть, сегодня, пока еще работают магазины… Петр Кузнецов: Папа, паяльник. Игорь Никитин: Я вам очень рекомендую проверить, хватает ли вам батареек, отверток, паяльников. И можно заняться работой на дому. Я что хочу сказать? Мы даже придумали новые такие образовательные курсы. Сейчас не все могут ходить в учебные заведения, например, в наш технопарк, который у нас есть на ВДНХ. Сейчас нельзя проводить занятия, и мы придумали такие гибридные онлайн-занятия. Это значит, что вы можете взять учебный набор к себе домой, ну, как в аренду. Если потом захотите купить, то можете купить. И, используя этот учебный набор либо купив его, либо купив необходимые всякие материалы, вы можете почувствовать себя робототехником даже в таком элементарном виде. Петр Кузнецов: Слушайте, вот это как раз тот случай, когда за неделю, даже меньше, можно собрать элементарного робота. То, что сейчас у Игоря в руках… Игорь Никитин: Я вас уверяю, вот такого робота можно собрать… Петр Кузнецов: И это, ребята, тоже называется роботом. Игорь Никитин: Я буду держать его фиксированно, можно будет его показать сейчас. Петр Кузнецов: Его можно приравнивать к сложному киборгу. Это тоже робот. Так, что нужно? Значит, щетка. Игорь Никитин: Это робот для робототехников «4+». Запоминаем. Можно его собрать, но, конечно, при помощи родителей. Мы берем щетку у мамы для мытья… Скорее всего, для ванной этой используется. Обычно мамы используют такие щетки для мытья ванной. Покупаем батарейный отсек и батарейки, выключатель, несколько проводков, моторчик и клей. Все! И первый ваш робот уже может быть готов совместными усилиями примерно за час. Я сейчас продемонстрирую, как он будет двигаться. Петр Кузнецов: А потом можно в школе хвалиться: «У меня тоже есть дома робот-пылесос». Да? Он же наверняка будет чистить сейчас. Игорь Никитин: Можно показать, да? Петр Кузнецов: Давайте посмотрим. Можно показать, да? Игорь Никитин: Вот смотрите. Когда вы все сделаете, как нужно, у вас появится вот такой эффект. То есть робот начнет самостоятельно передвигаться. Что такое робот? Это мобильное и автономное. Вы можете маме такой электронное устройство предложить. Она сама будет чистить ванну. Или, видите, стол сейчас чистит. Надо только добавить чистящее средство или дезинфицирующее – что сейчас очень актуально. Петр Кузнецов: Класс! Есть ощущение, что он даже чувствует, где край, он даже не смещается, не падает. Игорь Никитин: Вы знаете, я бы тоже хотел сказать, что у него специальные датчики, но побоюсь покривить душой. Петр Кузнецов: Ребята, маму только не напугайте! Лучше это все-таки днем делать, а не вечером. Давайте послушаем Андрея из Москвы, Андрей нас давно ждет. Андрей, привет! Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Как дела? Зритель: Отлично! Петр Кузнецов: Как на каникулах? Чем занимаешься, кроме уроков? Зритель: Я занимаюсь спортом на каникулах. Петр Кузнецов: Отлично! Дома? Тебе робот бы помог? Андрей, сейчас мало кому можно как-то… ну, не рекомендовано друзей приглашать домой, общаться. Тебе бы робот помог? Мог бы друга тебе заменить хотя бы на период карантина? Зритель: Ну да, мог бы. Петр Кузнецов: Смотри. Смог бы вот такого собрать робота, которого мы сейчас с Игорем показали и описали, как это делать? Зритель: Ну, если ты хорошо учишься и любишь собирать что-то, то у тебя всегда получится. Петр Кузнецов: У тебя вопрос какой-то был? Хотел вопрос задать? Зритель: Да. Петр Кузнецов: Давай, Андрей. Зритель: Возможно ли роботу создать свою копию? Петр Кузнецов: Копию Андрея? Чтобы, соответственно, потом, когда в школу разрешили ходить, Андрей оставался дома, а робот ходил бы и учился? Зритель: Да-да-да. Петр Кузнецов: Спасибо. Ну, в домашних условиях вряд ли это получится. Хотя мы же не знаем, как выглядит Андрей. Может быть, и щетка поможет. Игорь Никитин: Щетка смогла бы его тогда скопировать. Сложно сказать, можно ли это сделать в домашних условиях. Ну, в принципе, вундеркинд при наличии робота… Его же надо просто запрограммировать, понимаете, на то, чтобы он ходил в школу. Фотофиксация – он понимает, что он пришел в правильный кабинет и, например, увидел Марью Ивановну или Сергея Петровича, учителя математики. И когда услышал звонок (все же просто программируется), он включает видеозапись и аудиозапись. Записал урок, то, что было, передал его на домашний компьютер. Либо вернулся домой уже с этим уроком и с домашкой. Или, например, он привезет в боксе внутри домашнюю работу, учитель проверит, распишется, он привезет обратно. В принципе, технологии существуют, они простые. Надо только запрограммировать, чтобы он ходил конкретно в вашу школу. А это уже задача для наших учеников и зрителей. Петр Кузнецов: Перед тем как мы к главному персонажу перейдем, вторая щетка… А, вторая щетка – это просто комплектующая? Игорь Никитин: Да. Я просто хочу сказать… Петр Кузнецов: Есть там у вас, Игорь, в наборе еще что-то, что можно в домашних условиях собрать? Игорь Никитин: Я боюсь, что здесь нет. Петр Кузнецов: Или это как раз те комплектующие? Игорь Никитин: Да, это просто… Вот смотрите. Вы покупаете щетку. Либо вы заказываете сразу – как раз сайты «Кулибин» и «Робостанция», можно там посмотреть – заказываете сразу набор. Вам это все приезжает. И вы дома по онлайн-урокам можете все это собирать. Причем таких простых… Петр Кузнецов: Очень простая инструкция есть, как собрать, да? Игорь Никитин: Да. И можно всегда позвонить, спросить, если будут какие-то вопросы, у наших инженеров, они у нас сейчас на телефонах дают обратную связь. И вот таких совершенно элементарных наборов, когда вы можете сами это все сделать, их достаточно много. Ну, разнообразие большое. Петр Кузнецов: То есть у вас есть даже наборы, которые состоят не только из щетки, а из каких-то бытовых приборов? Игорь Никитин: Ну, например, можно взять компакт-диск, вентилятор, специальные скрепочки-ножки. То есть все очень просто. И вместе с ребенком сделать. Это называется DIY-технологии, то есть Do It Yourself. Ну, по-русски «сделай сам». Я вам хочу сказать: друзья, нет такого понятия, что если ты учишься на «пять» или на «четыре»… Я вам хочу сказать: инженер – это у вас в душе, понимаете, внутри. Даже если вы вообще на тройки учитесь, я вам честно говорю, главное – захотеть. И у вас абсолютно получится совершенно необычная и чумовая штука. Понимаете, надо только захотеть. А мы вам в этом поможем. Петр Кузнецов: У нас, если что, готов… Игорь Никитин: Да, я попробую его сейчас включить, потому что он очень громкий у нас. И хочу… Петр Кузнецов: Как его зовут? Я же знаю, что очень важны не только серийные номера роботам присваивать, точнее, они у них изначально есть, а их очень важно же как-то назвать. И это еще должно быть какое-то ассоциативное имя. Игорь Никитин: У нас все очень ассоциативно. Это робот Деревяка, он из дерева сделанный нашими кулибиными московскими. Петр Кузнецов: Он уже откликнулся. Игорь Никитин: Он будет говорить. Мы ждем, пока он загрузится. Петр Кузнецов: А что он может делать? Игорь Никитин: У него немножко такие мозги медленные, как у Страшилы. Петр Кузнецов: То есть он не про движение, а он больше про речь, да? Игорь Никитин: Он умеет двигаться. И он умеет говорить. Он делает предсказания. Петр Кузнецов: А он может еду доставить? Сейчас курьеров не хватает просто. Игорь Никитин: Я боюсь, он может где-то застрять просто по дороге, либо его кто-то может… Робот Деревяка: Здравствуйте, миряне! Петр Кузнецов: Дальше с ним можно вести разговор? А можешь ли ты предсказывать, Деревяка, будущее? Робот Деревяка: Вчера по телевизору смотрел «Терминатора». Вот жуть! Всю ночь не спал! Петр Кузнецов: Как и все мы, мы тоже смотрели. А если опустить? Вот я вижу, что у него есть резервуар для купюр. Игорь Никитин: Попробуйте. Петр Кузнецов: Сейчас, правда, не рекомендуют… Робот Деревяка: Я робот, но нечто человеческое мне не чуждо. Петр Кузнецов: Так как купюры нам сейчас не рекомендовано использовать, Робот Деревяка: Чем бы мне заняться? Петр Кузнецов: Сейчас займемся. У нас есть такая импровизированная бумажка. Что будет, если я сейчас в соответствующую прорезь?.. Игорь Никитин: Давайте посмотрим. Робот Деревяка: Спасибо, друзья! Петр Кузнецов: Подожди пока еще. Робот Деревяка: Теперь мой кот узнает, что такое настоящая еда. Петр Кузнецов: Я как будто в подземном переходе сразу оказался. Игорь Никитин: Ну, у него такое амплуа робота-попрошайки. Петр Кузнецов: А он будущее не может предсказывать? Игорь Никитин: Нужно руку ему в рот. Вот ему надо в рот руку положить – он тогда будет гадать. Можно? Я консультируюсь. Петр Кузнецов: Давайте вы. Нет-нет-нет, я уже сам не буду. Игорь Никитин: Так видно? Робот Деревяка: Хочется чего-то! Сам не знаю чего. Игорь Никитин: А какой стороной? Петр Кузнецов: А почему руку? Игорь Никитин: А он по руке гадает. Петр Кузнецов: А если он вас оставит в этой студии? Робот Деревяка: Люди добрые, помогите! Хулиганы обижают робота! Я вас очень прошу, не обижайте робота! Петр Кузнецов: Ну конечно, Игорь! Кому понравится, когда в рот суют руку. Робот Деревяка: Ешки-матрешки! Ты что творишь?! Петр Кузнецов: Тем более не продезинфицированную руку. Игорь Никитин: Он что-то не хочет пока гадать. Петр Кузнецов: Просто очень хотелось бы… Робот Деревяка: Шестеренка мне в печень! Петр Кузнецов: Даже робот не ответил. Очень хотелось бы узнать, когда эта коронавирусная история закончится. А пока послушаем Лялю, Ляля давно нас ждет. Ляля, привет! Зритель: Добрый день! Петр Кузнецов: Слушаем. Зритель: Я из Казани, бабушка. Петр Кузнецов: А, вы бабушка? Господи… Зритель: Я бабушка. Внук – первоклассник. Петр Кузнецов: У вас такой голос молодой. Я думал, тоже ребенок. Зритель: Нет, я уже бабушка. Я хочу приобрести внуку танцующего робота готового, собрать он еще не сможет. Есть ли такая возможность где-то купить готового робота? Игорь Никитин: Ну смотрите. Разные роботы. Просто эти роботы – образовательные. Они похожи на игрушки, но, в отличие от роботов с пультом, в которых все программы «зашиты», эти роботы можно, во-первых, самому ремонтировать (тут есть разные запчасти) и самому программировать. Вы можете… У нас есть два образовательных проекта. Наш московский детский технопарк «Кулибин», соответственно, где мы ведем образовательные программы. На сайте kulibinpro.ru (по-английски) и на сайте робостанция.рф (по-русски) – там будет вся информация о таких дополнительных образовательных программах. И сейчас мы специально как раз делаем так, что дети, которые не могут к нам прийти заниматься, мы им отправляем либо учебный набор, либо набор комплектующих, либо такого робота. Они могут программировать. А дальше либо оставляют себе, либо возвращают. Там же можно узнать и про цены. Ну, надо сказать, что в зависимости от модификации бывают роботы подороже, бывают роботы подешевле. Пока вот такие большие роботы, конечно, могут достаточно дорого стоить. Петр Кузнецов: Информация для родителей. Это примерно сколько? Игорь Никитин: Ну, самый простой набор – 200–300 рублей вам нужно, чтобы первого робота-щетку сделать. А если робот, как этот… Это профессиональный робот, он умеет бегать и участвовать в соревнованиях, в том числе забеги для роботов. Такие роботы могут стоить и 30, и 50 тысяч. Но в среднем где-то до 10 тысяч. Можно купить робота или набор и в ближайшее время посвятить себя тому, чтобы создать что-то действительно необходимое и важное. Я могу рассказать. В прошлом году мы проводили с нашими учениками, создали группы, и они занимались экологическими проектами. И на базе обычного робота они поставили разные датчики – например, угарного газа, кислорода, достаточно ли его или нет, загрязненность воздуха, датчики для сбора проб. И эти роботы могли уже самостоятельно передвигаться по нужному району и возвращаться. Несмотря на то, что они использовали как будто бы детские наборы, роботы получились у них серьезные. И в среднем возраст в команде был от 10 до 12 лет. Так что такие задачи сейчас для детей вполне решаемы. Нужно только захотеть. Петр Кузнецов: Пишет нам Дима из Архангельской области: «А у вас прикольные роботы! Но щетка – это очень просто. Мы всем классом делали таких роботов на робототехнике». Игорь Никитин: Ну правильно. Значит, продвинутый класс. Значит, мальчик отличник. Понимаете, даже такой робот… Петр Кузнецов: Значит, надо идти дальше. Значит, нужно использовать свои знания и собирать сложные. Игорь Никитин: Вот смотрите. Здесь надо будет несколько раз запаять провода. Это же тоже надо как бы уметь. Но это первый шаг. Понимаете, надо сделать первый шаг. Если вы хотите стать робототехником, у вас есть сейчас прекрасная возможность сделать первый шаг. Следующий робот уже будет на колесиках, уже будет с датчиками, например, ездить по специальному лабиринту. Петр Кузнецов: «Какой был ваш первый робот?» – спрашивает Саша из Краснодарского края. Игорь Никитин: Ну, у меня несколько другая специфика. Мой первый робот был – робот Thespian, робот-актер. Он очень большой, высокий, метр восемьдесят высотой. Прямо настоящий андроид. Его можно увидеть на «Робостанции». А в детстве у меня, к сожалению, не было уроков по робототехнике. И несмотря на то, что первому образованию я инженер, и дедушка мой инженер, но я почему-то как-то все работал в других областях, пока последние шесть лет не увлекся роботами. Они все-таки нашли меня, а я – их. И мы теперь все работаем вместе на ВДНХ в одном здании. Так что у нас такая дружба началась. Петр Кузнецов: Полину успеем послушать? Полина, ну обидно будет просто – дозвонилась, ждешь. Полина, говорите, пожалуйста. Прямо очень быстро! Вопрос. Зритель: У меня вопрос. С чего нужно начинать моделировать? Петр Кузнецов: Спасибо. Пара простых советов. Игорь Никитин: С рисунка, с рисунка. Друзья, не создавайте себе каких-то сложностей. Хотите моделировать? Пластилин, рисунок, можете что-то вырезать из картона. И это будет ваша первая модель. Я уверен, что инженер, который создал робота Деревяку, он тоже начал моделировать с каких-то простых фанерных решений. Все остальное… Когда будет модель уже сделана, поставите моторчик, поставите батарейку – и уже получится у вас настоящий робот. Не старайтесь сразу сделать что-то очень сложное. Знаете, главное правило, сейчас хочу всем детям и родителям пожелать, чтобы проконтролировали: ставьте себе задачу такую, которую можно в тот же день сделать. С утра проснулись – вечером сделали. Петр Кузнецов: Игорь Никитин. На карантине тоже весело! Мы это доказываем в рубрике «Один дома». Спасибо большое. Игорь Никитин: Спасибо, друзья.