Родителей, чьи дети оскорбляют учителей, накажут рублем, а самим хулиганам может грозить тюрьма

Родителей, чьи дети оскорбляют учителей, накажут рублем, а самим хулиганам может грозить тюрьма
Дыхательные и разминочные упражнения для детей и взрослых
Занимательные физические опыты. Показывает популяризатор науки Юрий Трифонов
Как справиться со стрессом?
Кто работал, а кто нет на выходной неделе? Итоги опроса
Водка для дезинфекции. Что сегодня происходит на алкогольном рынке?
Где маски - почему их нет в аптеках? Можно ли без них защититься от вируса?
Сверлят, долбят, стучат...
Будни самоизоляции. Что нового в регионах?
Карантин затягивается. Как провести это время с пользой? Как переносят изоляцию космонавты и полярники? Когда будет вакцина?
Что делать, если привычный мир сузился до периметра квартиры?
Гости
Леонид Перлов
учитель высшей категории, почетный работник общего образования России
Ирина Волынец
председатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет»

Иван Князев: Ну, а мы начинаем. В России придумали, как усмирить школьников-хулиганов, которые бьют и оскорбляют учителей и одноклассников. Наказывать их рублем, их родителей. Все просто.

Ольга Арсланова: Ну да, потому что своих рублей у них пока что еще нет. Эта инициатива – реакция на конфликты между педагогами и школьниками. Многие такие истории попадают в Интернет, вы все их видели. Иногда это действительно страшно смотреть.

Иван Князев: Да. Правда, такими историями страна кишит. А что делать-то со всем этим, никто толком не знает. Смотрите, что у нас происходит сейчас. Сейчас за ненадлежащее воспитание своего чада родители могут заплатить штраф, но всего лишь от 100 до 500 руб., не более. Теперь предлагается от 2 до 3 тыс., это уже гораздо серьезнее. За оскорбление учителя – от 4 до 5 тыс. руб., чего сейчас нет. За побои и вовсе до 3 лет колонии, вместо постановки на учет, как это делается сейчас. Ну, а если избивали педагога толпой, что называется, вообще до 6 лет тюрьмы. В общем, есть над чем задуматься, все серьезно.

Ольга Арсланова: А давайте запустим голосование прямо сейчас для вас, наши зрители. Нужно ли наказывать рублем родителей хулиганов? Вот сейчас мы говорим о хулиганстве доказанном, однозначном. И голосуйте, пожалуйста, на короткий номер «да» или «нет», звоните в прямой эфир, будем более подробно обсуждать эту тему. Потому что все-таки, Ваня, очень часто эти истории неоднозначны.

Иван Князев: Конечно. И вот кто будет здесь третейским судьей? Еще вот этот момент важно прояснить. Спросим у наших экспертов. У нас на связи Леонид Перлов, учитель высшей категории, почетный работник общего образования. Здравствуйте, Леонид Евгеньевич.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Леонид Перлов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Леонид Евгеньевич, вот смотрите, то, что мы педагогов наделяем особым статусом. У нас же в принципе есть уголовный кодекс, где за побои, за нападения какая-то есть ответственность. А здесь, получается, особый закон. О чем это говорит? Почему нужно регулировать как-то отдельно работу педагогов и их общение с учениками, как вам кажется?

Леонид Перлов: В любом случае это говорит о том, что ситуация в школе, сегодня вышедшая за рамки допустимого и приличного, видимо, начинает осознаваться наконец. Что касается пути решения, который предлагается, мне он не представляется эффективным.

Иван Князев: Почему?

Леонид Перлов: Ну, вот старая триада: быстро, дешево и хорошо. Из этих трех элементов реализованы одновременно могут быть только 2, как известно. Любые 2. В очередной раз выбирается путь «быстро и дешево». У меня такое впечатление. Почему? Ну, вот сумма штрафов увеличивается, да. У нас полстраны разговаривает матом. Не ругается, а разговаривает. Что дома, что на улице, что в школе, естественно, дети по привычке. Поэтому доказать факт оскорбления будет крайне трудно.

Ольга Арсланова: А как…

Леонид Перлов: Я договорю.

Ольга Арсланова: Да-да.

Леонид Перлов: У нас малообеспеченных семей – ну, у вас было много сюжетов на этот счет, я об этом не буду повторяться. Эти семьи платить штрафы не будут. Взыскать по суду с них тоже не удастся. Некоторая часть семей – семьи обеспеченные, для них что 500 руб., что 2 тыс. – разницы никакой не составляет величина суммы. А вот волокита и доказательство, процесс доказательства, будет чрезвычайно затруднен. Поэтому я не верю, что это даст такой…

Ольга Арсланова: Леонид Евгеньевич, хотела спросить. Почему учитель сегодня, современный педагог, не может сам решить этот конфликт в классе?

Леонид Перлов: Потому что учитель, в соответствии с законом об образовании, является работником сферы услуг. А получатель услуг – соответственно, семья и непосредственно ребенок. В сфере услуг действует принцип «Заказчик всегда прав».

Ольга Арсланова: И, с одной стороны, мы оставляем в законодательстве вот эту формулировку о сфере услуг, с другой стороны – придумываем какой-то новый уголовный кодекс, применимый исключительно к педагогам. Это же противоречие.

Леонид Перлов: Ну, да, есть противоречие. Поэтому работать, на мой взгляд, не будет.

Ольга Арсланова: Что будет работать, как вам кажется, с одной стороны? С другой стороны, что поможет действительно подростку, школьнику осознать свою ответственность за участие в этом конфликте?

Леонид Перлов: Во-первых, ответственность не родителей, а самого школьника. Право школы в данном случае по представлению учителя ученика, который ведет себя неадекватно, либо определять в профильные учреждения с соответствующими кадрами педагогическими, либо исключать из школы. Не хочешь учиться, ведешь себя кое-как, оскорбляешь учителей – значит, тебе это не надо. Тем более это не надо тем, кто сидит с тобой в одном классе и учиться хочет.

Иван Князев: Но, послушайте, исключить из школы – ну, это такая мера, которая особого воздействия-то, наверное, если ребенок действительно оторва, на него мало будет иметь какое-то вообще воздействие. Ну, в другой школе будет то же самое это делать. Ему абсолютно все равно.

Леонид Перлов: Потому я и сказал, что дешево и быстро. А хорошо не получится. Для подобных категорий детей существовали специализированные учреждения – школы для детей с девиантным поведением. Сегодня их практически нет. Они влиты в огромные образовательные комплексы, профильные специалисты из этих школ давно убраны, и работать с ними некому. Обычный учитель не имеет подготовки и квалификации для того, чтобы решать эти проблемы. Поднять квалификацию учителя в принципе можно. Но при сегодняшней загрузке в 1,5-2 ставки на учителя проходить какое-то одновременно без отрыва от производства дополнительное обучение у учителей возможности нет. Да еще и неизвестно, кто за это будет платить. Бюджет на образование опять урезан.

Иван Князев: Да, хорошо, спасибо большое.

Ольга Арсланова: А вот смотрите, какой момент, я еще хотела уточнить. Нам пишут зрители о том, что да, нужно наказывать, в том числе и публичным порицанием. Вы вообще как относитесь к тому, что сейчас все эти конфликты становятся достоянием общественности? То, что все это лежит в Сети, то, что камеры установлены в коридорах и в классах, и любой может увидеть, как бьют учителя.

Иван Князев: Да на всю страну они гремят.

Ольга Арсланова: Это скорее благо в решении таких конфликтов или зло?

Иван Князев: Или можно все между собой решать по-тихому в школе, как обычно стараются это делать руководители школ, директора?

Леонид Перлов: Если из избы не выносится сор, в избе становится грязно. Вот как мне представляется, это ответ на ваш вопрос.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое за ваш комментарий.

Иван Князев: Да. Спасибо большое. Леонид Перлов был с нами на связи, учитель высшей категории, почетный работник общего образования.

Ольга Арсланова: «Необходимо установить камеры в классах и коридорах школ обязательно», – пишут наши зрители.

Иван Князев: Тут какое-то колоссальное количество СМС. «Конечно, надо наказывать и детей, и родителей». «Наконец-то! – Чувашия пишет. – Надо еще жестче наказывать родителей». Москва пишет: «Виноваты родители на 90%». И дальше еще Московская область: «Надо сажать их в тюрьму за преступление». Ну, собственно, вот такая инициатива тоже уже есть.

Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей. Владимир с нами на связи. Добрый день.

Иван Князев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Ваше мнение в прямом эфире, мы готовы выслушать.

Зритель: Добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Вы меня слышите?

Иван Князев: Да-да-да.

Зритель: На мой взгляд, эта вся ситуация – результат действия той публики, которая в 91-м году дорвалась до власти. И под предлогом либерализма сейчас создалась такая абсолютно идиотская ситуация, когда учитель полностью бесправен, … донельзя, а ученики – наоборот, абсолютная безнаказанность, зато одни права: мол, пусть делают, что хотят.

Иван Князев: Ну хорошо, Владимир, скажите, а какие права-то должны быть у учителя? Ну что, ему разрешить линейкой по рукам бить, розги выдать? Понимаете, вы тоже так интересно говорите.

Ольга Арсланова: Скрутить.

Зритель: Розги – это самый действенный результат был. Я объясняю, почему. Вот предлагают рублем наказывать родителей. Кто пострадает? Этот недоносок, что ли, который…

Иван Князев: Но пусть они там в семье сами и разбираются.

Зритель: …или родители. Должен страдать виновный, и никто кругом. А у нас родители виноваты, учителя виноваты, а эти процветают.

Иван Князев: Но вы бы что сделали? Вот ваше предложение какое?

Зритель: Я еще раз говорю: либо розги на самом деле ставить, либо…

Иван Князев: Или в тюрьму?

Зритель: …выгонять из школы и заставлять…

Ольга Арсланова: Но если учитель возьмет розги, то он в уголовном кодексе по ту сторону уже окажется. Поэтому…

Иван Князев: Конечно.

Ольга Арсланова: Владимир, спасибо. Ваша точка зрения понятна. Но вообще действительно странная ситуация. Т. е. получается, что педагог, с одной стороны, и слабее ребенка, и получается, что его еще и закон не защищает.

Иван Князев: В том-то и дело.

Ольга Арсланова: Т. е. он слаб вдвойне. Но, тем не менее, бывают наверняка ситуации, когда и учителя провоцируют конфликты. Давайте мы об этом тоже поговорим. У нас на связи председатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец. Здравствуйте, Ирина. Вашу хочется узнать точку зрения. В большинстве конфликтов, серьезных, которые перерастают, эмоции зашкаливают и уже до рукоприкладства доходит, все-таки кто больше виноват – учитель или ученик?

Ирина Волынец: Да, вообще интересная, конечно, инициатива телезрителя ввести розги. И, наверное, нужно наделить вообще всех – и директора школы, и родителей, и детей, и вообще все друг друга.

Ольга Арсланова: Тогда что-то не получается, да.

Ирина Волынец: Да. И я, конечно, категорически против того, чтобы родителей штрафовали, а уж тем более сажали в тюрьму, за то, что их дети неадекватно себя ведут в школе. Потому что у нас есть…

Иван Князев: Нет, почему родителей? Детей будут сажать в тюрьму.

Ирина Волынец: …У нас есть уголовный кодекс, и это наказание в виде дополнительных штрафов или посадок для родителей явно имеет избыточный характер. Потому что с 14 лет каждый может оказаться в колонии для несовершеннолетних. И если ученик сделал что-то такое, за что он там окажется, то вполне, мне кажется, что сильнее наказания, чем оказаться в тюрьме, быть не может. И дай бог, чтобы наши дети таких преступлений не совершали. Далее. Чем опасны штрафы? Как правило, семьи, в которых растут такие дети, являются априори неблагополучными, причем и с материальной точки зрения тоже, с точки зрения ментальной, т. е. в нормальной счастливой семье довольный счастливый ребенок, которого любят, который признается своими родителями и принимается таким, какой он есть, не будет агрессивно настроен этот ребенок по отношению…

Иван Князев: Ой, Ирина, Ирина! Простите, не соглашусь здесь с вами. Совсем недавно была история, не помню уже из какого это города, мальчик из вполне себе благополучной семьи, более того – у него мама то ли адвокат, то ли еще что-то, – чувствует себя абсолютно безнаказанным, ему плевать абсолютно на всех…

Ирина Волынец: А вы меня прервали, я имела в виду, что не только материальная необеспеченность, а неблагополучие в более широком виде. Т. е. это какие-то ненормальные отношения между родителями и детьми. И в принципе даже отсутствие человеческого взаимопонимания между детьми и родителями – это тоже неблагополучие. И если мы будем вот с этой точки зрения смотреть на наши семьи и на наших детей, то никому не придет в голову штрафовать или сажать в тюрьму родителей.

Ольга Арсланова: Т. е., Ирина, все-таки, отвечая на вопрос: в этом конфликте, в таком, абстрактном конфликте педагог, ученик, эмоциональный конфликт с нарушением где-то уголовного кодекса, – как правило, в чем проблема? Почему он возникает? Кто в нем виноват больше?

Ирина Волынец: Проблема возникает потому, что ребенок растет в агрессивной, в негативной среде. И в этом виновато и государство. Потому что ребенок с экранов телевизора, в Интернете видит огромное количество насилия, агрессии, пропитывается этой энергетикой, этим духом и транслирует это в окружающий мир. Причем это распространяется не только на учителя: на сверстников, на вообще абсолютно всех окружающих людей, на соседей, на тех, кто едет рядом в транспорте. Поэтому наказывать родителей вообще дополнительно не нужно. Потому что в случае, если ребенок оказывается, допустим, на учете в органах опеки, допустим, среди вот этих несовершеннолетних преступников, оказывается в тюрьме, это самое страшное и самое худшее наказание для родителей.

Ольга Арсланова: Ирина, а как он оказывается? У нас сейчас довольно дружелюбное к детям законодательство и судебная система. Дети очень редко действительно несут ответственность за свои поступки.

Ирина Волынец: Вы ошибаетесь. Потому что как только совершается уголовное преступление, и если, допустим, ученик действительно наносит увечье учителю, какие-то травмы, которые подтверждаются, он, как минимум, получает условный срок, оказывается вот в этом списке малолетних преступников, которые находятся под наблюдением. Это черное пятно до конца его жизни. И нормальные родители, понимая это…

Иван Князев: А если он просто его учебником по голове стукнул, учителя, понимаете? Здесь и повреждения нет, и медицинского освидетельствования нет. Ну, что ему тогда? Ну, просто сказать: «Ай-яй-яй, так нельзя!»?

Ирина Волынец: А вы знаете, если ученик хлопнул учителя по голове учебником, то вообще-то в нормальной школе собирается педсовет, выясняются все обстоятельства этого дела, и директор школы вправе выступить с инициативой о том, что ребенка нужно поставить на учет соответствующий. И это гораздо большее наказание, чем штрафы. Потому что штраф только еще больше вот углубит эту пропасть, которая сегодня существует между родителями и школой, между учителями и родителями.

Иван Князев: А как вам такой подход, когда учителя, точнее… да, учителя боятся выходить из школы, когда подростки между собой пытаются сговориться и потом подкараулить его? Такие ведь случаи тоже были. Вот здесь, как вы думаете, это же явная уголовщина.

Ирина Волынец: Это если подростки подговариваются и в отношении учителя любые проявляют противоправные действия, то это уголовная статья. Т. е., давайте, вместо того чтобы смотреть в корень проблемы, не будем бороться с их последствиями. А штрафы и уголовные наказания для родителей, поверьте мне, что эту проблему точно не решат. И нужно бороться прежде всего с причиной. А причина – это возрастающая агрессия и жестокость в нашем обществе. И, конечно же, неблагоприятная обстановка в семье…

Ольга Арсланова: Вот это важный момент.

Ирина Волынец: …где ребенка не понимают, где его не слушают. Нужно заниматься родителями, но не с помощью страхов.

Ольга Арсланова: Хотела добавить, да, что семья, в которой в принципе вот такое выросло, я думаю, что встанет на сторону своего ребенка и штраф либо не заплатит…

Ирина Волынец: Конечно.

Ольга Арсланова: …либо заплатит формально. Да, а событие наказанным не останется.

Ирина Волынец: …потому что сейчас в моде воспитание, когда ребенок растет вообще без запретов, когда он, простите за выражение, пуп земли, такой маленький император, которому позволено все. И он привыкает так себя вести и с посторонними людьми, и в школе. И если что-то идет против его воли, он воспринимает просто как вызов в отношении себя и борется за свое место под солнцем. И, конечно же, это не только вина родителей, это прежде всего их беда, что они не могут нормально воспитывать своих детей. Они первые пострадавшие. И им же в старости никто не подаст стакан воды. А возможно, что этот ребенок окажется в местах не столь отдаленных. Это огромная трагедия для каждой семьи.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Иван Князев: Ну, пока он окажется в тех местах, сколько он еще вреда другим причинит.

Ольга Арсланова: Ирина Волынец была с нами на связи.

Иван Князев: Спасибо.

Ольга Арсланова: Продолжаем общаться с нашими зрителями. У нас Наталья на связи. Добрый день.

Иван Князев: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем ваше мнение.

Зритель: Мое мнение такое, что вот первый выступал, что заказчик прав, – я хочу сказать: какие у нас заказчики? У нас еще школы, по крайней мере, бесплатные. Заказчиков тут нет.

Иван Князев: Ха…

Зритель: Поэтому, и раньше мы училися, в 70-х годах, тоже были бесплатные, и никаких заказчиков. Заказчики только в частных школах могут быть. Там оплачивают – вот и там пусть они хоть как хотят себя ведут. А в школах, которые бесплатные наши школы, они должны уважать учителя, понимаете? И если не наказывать, а наказывать вот именно родителей, потому что все от них зависит, как родители воспитали своего ребенка, вот то они и получили на выходе. Вот так вот. И нужно, чтобы их наказывали, этих родителей. Что если они на своих детей внимания не обращают, чем они занимаются, как они что делают и где, – значит, пусть родителей по голове стукнут учебником пару раз, чтобы они немножко поняли, что кого они воспитывают. И к учителям, говорю, никогда так не относилися, никогда чтобы руку на учителей поднимать. Это только все, я считаю, с семьи. Это родители в первую очередь виноваты.

Ольга Арсланова: А как вам кажется, если вот такого родителя оштрафуют, он что, начнет лучше ребенка воспитывать? Это как-то его изменит – штраф?

Зритель: Этого родителя когда будут штрафовать через каждые 10 дней, я думаю, что он быстренько к своему ребенку изменит отношение. Понимаете?

Ольга Арсланова: Понятно.

Иван Князев: Спасибо, Наталья.

Ольга Арсланова: Т. е. это самый простой и действенный механизм общения общества с человеком – посредством финансов. По-другому не понимают…

Иван Князев: А давай узнаем, сколько поддерживают такой метод? Просто СМС достаточно много, что – действительно, в интернат, учителю больше полномочий, трудотерапия, наказывать рублем и т. д.

Ольга Арсланова: А вот цифры. Нужно ли наказывать рублем родителей хулиганов? «Да» ответили 78% наших зрителей. И «нет» – 22%. Всем большое спасибо. А мы продолжаем.

Иван Князев: Делайте выводы.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Константин
"И как вы считаете, кто виноват, что подросток растет уголовником: школа или семья?" -Государство со своей социальной политикой.

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски