Константин Чуриков: Ну а сейчас начинаем «Родительское собрание», как всегда в это время по понедельникам на ОТР. Темы, которые мы здесь обсуждаем, в общем-то, все такие, как говорится, близкие если не каждому родителю, то во всяком случае большинству из нас. Если даже то, о чем мы сейчас будем говорить, не про вашего ребенка, не про вашего школьника, то, уверен, вам будет что сказать и по этому поводу. Итак, дети и нелюбовь к учебе – достаточно частый случай, о чем, собственно, говорят ваши письма в нашу редакцию, о чем говорят просто многие учителя и что обсуждают во многих семьях. Если у вас есть подобная проблема вообще или в отношении какого-то там, не знаю, конкретного предмета, учителя, звоните или пишите. Если такой проблемы нет, то тем более выходите на связь, думаю, что ваш опыт будет нам очень полезен. А в студии у нас сегодня Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России, – добрый вечер, Сергей Зиновьевич. Сергей Казарновский: Здравствуйте. Константин Чуриков: И Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член коллегии Министерства просвещения, – Алексей Владимирович, здравствуйте. Алексей Гусев: Здравствуйте. Константин Чуриков: Уважаемые гости, ну вот такой вопрос: а может быть, вообще интерес к учебе – это скорее не правило, а исключение из правил? Может, это, наоборот, не нормально, когда сидишь как ботан и вот хочешь все это учить и зубрить? Вообще стоит ли вот как-то на этом фокусироваться нам? Сергей Казарновский: Ну смотрите, что значит «интерес к учебе»? Ведь ребенок приходит... Знаете, когда-то меня спрашивал один родитель в 1-м классе, когда он поступил: «Когда у нас будет программа по математике?» Я говорю: «Вы психи. Вы отдаете ребенка на 10 лучших лет жизни и спрашиваете программу, которая потом может поменяться еще...» Школа должна быть притягательна для ребенка во всех отношениях, и в людях, которые там есть. И интерес к учебе – это же интерес к какой-то жизни, это жизнь проживает там ребенок 10–11 лет. Константин Чуриков: То есть не сам по себе предмет как таковой, а то, что еще происходит... ? Сергей Казарновский: Ну, понимаете, предмет, может быть, и не всегда... Грубо говоря, действительно есть люди с разной скоростью восприятия, с разными, не знаю, интересами и т. д. Но ситуация, в которую он попадает, должна быть ему интересна, так должен сделать педагог, школа, атмосфера как элемент содержания образования, понимаете. И поэтому разговор о том, что просто это не интересно... Ну, я могу представить себе. Но я видел учителей математики, которые приходили в класс там, где якобы не математические люди, и говорил примерно так Борис Евгеньевич Грунский... Он знал, что эти дети все занимаются музыкой. Он говорит: «Вот есть такое понятие «точка». В общем, это не очень детерминированное понятие, по-разному все объясняют». Он не музыкант был. Тогда он подходил к инструменту, который стоял в классе, и брал ноту стаккато и говорил: «Вот точка – это стаккато». На всю жизнь запомнили! Потому что он, кроме всего прочего, знал одну... А потом еще интересно, я это на всю жизнь запомнил. Он говорил: «Вот тригонометрия, синус – это отношение противолежащего катета к гипотенузе, а косинус – отношение прилежащего». Он говорил: «Это же разные отношения!» Понимаете? Константин Чуриков: Сергей Зиновьевич, для того чтобы было так, как вы говорите, и примеры, которые вы приводите, отличные, надо быть и немножко метапредметником, да вообще надо быть творческим человеком. Алексей Владимирович, вот скажите, пожалуйста, как вы думаете, у сегодняшних учителей время, желание, я не знаю, возможность для этого какого-то творчества, такого какого-то особого, прекрасного подхода, о котором вот Сергей Зиновьевич говорит, есть вообще, в принципе? Алексей Гусев: Ну, я прежде всего хочу сказать о замечательной фразе, которая написана при входе в мою любимую 548-ю школу, где учатся все мои дети: «Хождение в школу не должно мешать мне получать знания». И вот этот вот ключевой момент, он очень важен, потому что если мы сводим все, знаете, к такому квадратно-гнездовому способу, вот мы здесь должны от сих до сих пор все вот это вызубрить, выучить и ответить, конечно, вот тот интерес сразу исчезает. Исторически (а я историк, мне это как-то близко), конечно, всегда был, так же как конфликт отцов и детей, всегда был вот этот момент заставить учиться. Но заставить учиться в современном... Константин Чуриков: Ну или приучить скорее все-таки. Алексей Гусев: Приучить, вовлечь, увлечь. Я вот вчера у своего среднего сына спросил, говорю: «Егор, скажи, вот что, как сделать так, чтобы тебе было интересно учиться?» И вы знаете, он пятиклассник, он очень, мне кажется, красиво и правильно сказал, что вот подтверждает, кстати, слова Сергея Зиновьевича, о том, что жизнь не должна разрываться со школой. То есть вот то, что ему интересно, через вот это интересное надо и входить в мир знаний. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, звоните 8-800-222-00-14, мы в прямом эфире. У нас сегодня такая, скажем так, необычная, наверное, для обсуждения школьных тем ситуация, когда вот в студии трое мужчин. Сергей Зиновьевич, вот фактор отца в прививании, понимаете, так или иначе, я вот взял кулак в руку, т. е. так или иначе объяснение, что учеба важна, – это вот играет роль? Вот вы когда на собрании, может быть, заходите в классы, много ли вообще у нас отцов приходит на собрания? Или это чисто женское дело уже? Сергей Казарновский: Я сейчас скажу очень важное: отцов приходит много, но они не всегда знают точно, в каком классе учится их ребенок. Константин Чуриков: А, вот так, да? Сергей Казарновский: Это правда. Они приходят и говорят: «Ну вот у меня он в 5-м классе». – «Нет, он в 4-м». – «Может быть», – и пошел дальше. Нет, ну это же все зависит... Послушайте, это такая штука интересная... Это все зависит, они приходят тогда, когда им самим еще интересно в школу прийти и поговорить о чем-то, и понятные вопросы какие-то. Не потому, что их будут ругать там, «родитель, что ты не выучил?», нет, а потому, что будет интересный разговор про его ребенка. Потому что, на мой взгляд, воспитание – это поиск точек соприкосновения со своим ребенком максимальных, в которых может что-то происходить. И если школа дает такую возможность поиска этих точек, «вот мне здесь интересно, а это мы вместе», тогда у родителей получается интерес к самому, и понятно, что такое воспитание. А когда разговор про то, что какая это профессия... Я думаю (и объясню почему), все-таки это художественная профессия, эта профессия связана... Я бы даже назвал скорее... Константин Чуриков: Артистическая какая-то? Сергей Казарновский: Ну, и артистическая. Во-первых, это публичная, кроме всего прочего, профессия, и законы публичные никто не отменял: брать внимание научиться, уметь... Вы знаете, вот это важная вещь. Вот вы хороший вопрос, конечно, сразу, могут ли учиться, или как это вы сказали... Константин Чуриков: Все ли по определению должны иметь к этому интерес? Сергей Казарновский: Смотрите, у каждого ребенка есть с самого рождения чувство собственного достоинства. Мы точно знаем, что обучение в какой-то степени и воспитание есть принуждение, конечно же. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства? Искусство? Конечно. В одном случае так, в другом случае по-другому... Константин Чуриков: Ну да, потому что сегодня вот, например... мы, конечно, это не стали показывать... обсуждают в Усть-Лабинске, там замдиректора школы отлупил двух ребят... Дикость, бред, конечно... Сергей Казарновский: Это я читал уже, да. Ну как это бред? Это жизнь, такое происходит. Я прочитал больше того, что некоторые родители приходят и говорят: «Дайте ему больше, – и так далее, – мы еще дома добавим!» Ну как? Это такое представление о жизни. Поэтому это искусство, конечно, про это надо говорить. Константин Чуриков: Уважаемые гости, а вот нет ли у вас ощущения, что сейчас у нас какая-то вот настала такая мода на незнание? Вот было время, когда чего-то не знать было в принципе стыдно, а сейчас люди... кстати, и не только дети, но и взрослые... они некоторые не боятся и даже хотят выглядеть тупыми, то, что мы видим по соцсетям, по вот этим каким-то видеороликам дурацким. Это так или нет? Алексей Гусев: Ну да, к сожалению, вот это один из факторов, который усложняет ситуацию, на мой взгляд, с интересом к учебе, потому что у нас все массово хотят быть блогерами, а блогеры демонстрируют массово то, что вот живите легко, не напрягайтесь. Таким образом, конечно, люди скрывают свой непрофессионализм, свое безделье каким-то образом. Конечно, вот этот фактор очень, на мой взгляд, тяжело преодолеваем. Но если есть увлеченный педагог, вот мы сегодня говорим о педагогах, если вот этот педагог является действительно дирижером... Вот Сергей Зиновьевич сказал, что творческая профессия, – абсолютно поддерживаю, потому что это дирижер знаний, такого оркестра в своем классе, с учетом каждых способностей, с учетом... Вот такой учитель и родитель, которому небезразлично происходящее... Сергей Казарновский: Если я правильно понял, вы говорите о некой девальвации самой. Константин Чуриков: Да. Сергей Казарновский: Но, понимаете, я даже не думаю, что люди кичатся особенно. Просто ситуация, которая сложилась с интернетом, со всем, она это выявляет просто и т. д. Это просто они бросаются в интернет и не понимают, что «-жи-/-ши-» пишутся с гласной «и», между прочим, и они это все просто проявляют. И когда ты видишь... И при этом вы знаете прекрасно, как зарабатывают те же тиктокеры, если вы точно знаете, засунув какую-то минутную штуку, получают, я просто знаю это... Константин Чуриков: Да, невероятное количество просмотров. Сергей Казарновский: Невероятное количество просмотров, деньги и т. д., и т. д. Это действительно круто. Потому что ну как? Вот человек заработал себе уже то-то, то-то и то-то – это впечатляет. Константин Чуриков: Круто для них, в их представлении. Для вас же это не круто? Сергей Казарновский: Ну потому что, понимаете, ну хорошо, ну посмотрите, вот какие династии сейчас существуют? Есть династии актерские, это мы знаем, а есть династии банкирские, это мы тоже знаем, оказывается, теперь... Константин Чуриков: Да, знаем. Сергей Казарновский: А династии, которые профессиональные архитекторы, еще кто-то, – этого же практически нет, понимаете? Константин Чуриков: Врачи бывают потомственные, учителя... Сергей Казарновский: Это да, это уже... Учителя... У Пети и у Коли мать учительница в школе – ну, мамы разные нужны, мамы разные важны... Константин Чуриков: Да-да-да. Давайте послушаем Марину из Москвы. Марина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, я согласна со многим, что здесь сказано, но вопрос в том, что дети должны еще видеть справедливость происходящего в школе. Вот, например, приведу вам такой пример (извините за тавтологию) школы на Таганке, 2104. Константин Чуриков: Я знаю такую, да. Зритель: Старая система воспитания, хорошие учителя, директор школы, который рос десятилетия с этой школой. И вдруг он стал не нужен. На ее место, убирают Казакову Екатерину Ефимовну и ставят молодого директора. Может быть, молодой директор хороший, но как воспринимают это дети? Что они видят? У них уничтожение справедливости в принципе, потому что заслуги удаляются, и стремления никакого нет, потому что кто-то возьмет и в какой-то момент это все изменит. Константин Чуриков: Марина, с одной стороны, да. С другой стороны, мы не знаем всей истории, простите, я просто не могу на вашем уровне поддерживать этот диалог. С другой стороны, тоже вопрос, это уже такой административный вопрос, должны ли там со всеми согласовывать кандидатуру нового директора, я не знаю. Но понятно, что... Вы согласны, Сергей Зиновьевич и Алексей Владимирович, что от директора очень многое зависит? Сергей Казарновский: Ну... Константин Чуриков: Директор просто управленец, или он очень влияет? Сергей Казарновский: Я скажу больше того, что решить все проблемы, которые существуют, справедливо не справедливо, по точным формулам закона невозможно. Авторитет директора может помочь выйти из самых тупиковых ситуаций, именно авторитет, не точно «вот действуй по этому», а иногда приходится действовать не по этой норме, а как-то по-другому. А что касается справедливости... Знаете, школа – она же тоже не в безвоздушном пространстве: она существует в мире, где вокруг мы тоже видим несправедливости более чем достаточно. Поэтому тут такая история... Алексей Гусев: Про справедливость. Просто здесь нельзя только сводить к справедливости педагогического коллектива или руководителя. Мне кажется, очень важна родительская справедливость по отношению к своему ребенку. Когда мы иногда перегибаем в ту сторону, что мы начинаем говорить: «Вот ты знаешь, там вот у Васи пятерки, а вот ты вот такой-сякой-разэдакий...» Мне кажется, вот эта попытка мотивировать таким образом как раз очень несправедлива и унижает достоинство ребенка, как раз тему справедливости родительской... Константин Чуриков: На собрании с одним другим папой беседовал в нашей школе, где сын старший учится, и он рассказывал про свою, по-моему, дочку, что вот до 12 лет вообще такая умница, читала... Она и сейчас умница, просто она читать перестала. Он говорит: «Мы уж и пробовали и так, и какими-то подарками...» Вот такой способ мотивации работает? Вообще какой способ работает, какой может замотивировать сына, дочку учиться нормально? Сергей Казарновский: Понимаете, это вот вы точно сейчас сказали, я не могу понять эту ситуацию, это в каждом случае, в этом и есть искусство – в каждом случае все по-разному происходит: в одном так, в другом так. И я точно вижу, что один ребенок умирает, если ему не ставят пятерки и четверки, ему это нужно, а другому это вообще-то все равно, это исходит из семьи, какие-то другие ценности у них существуют. Поэтому в каждом случае... Ну, я знаю, кто-то... Кто-то мне сегодня рассказал, Евгений Александрович Ямбург сказал, что папа наказал своего ребенка тем, что он отобрал у него iPhone и дал кнопочный телефон, значит, от дедушки и т. д. Вот, например, замотивировал он таким образом... Константин Чуриков: Тоже, кстати, интересный метод, всем нам на заметку. Сергей Казарновский: Кто-то лишает чего-то и т. д., и т. д. Но это все равно... Мотивация... Мне нравится слово «интерес», вот интерес, мне кажется, главное слово. Константин Чуриков: Мы сейчас вернемся к этому слову. Давайте Елену из Петербурга послушаем, наша зрительница. Елена, здравствуйте. Зритель: Да, добрый вечер. Константин Чуриков: Как вы прививаете интерес к учебе? Зритель: У меня сын как-то вот сам начал учиться, он нашел свое направление, глядя как бы на меня, я ветеринар по образованию, и ему в какой-то момент вдруг это начало вот нравиться. Он учится нормально, вопросов как бы нету. Но дело в другом, что... Константин Чуриков: Да-да-да, продолжайте. Зритель: Дело в том, что нагрузки, которые сейчас вот на ребят... Мы начиная вот с 1-го класса, т. е. мы сидели делали уроки до 11, до 12 часов вечера... Мы когда учились в свое время, да, мне 42 года, понятия не имела мама моя, чтобы со мной сидеть где-то что-то делать. Мы все делали всегда в школе, и на все хватало, и уровень нашего образования вот тех времен, мне кажется, гораздо выше, чем вот ребята выходит сейчас из института, у меня студенты были на практике, IV курс, предвыпускной, ну дубы дубами, т. е. элементарных каких-то вещей не знают. Константин Чуриков: Елена, мы с вами одногодки, мне тоже 42. Я, к сожалению, со многим из того, что вы сказали, вынужден согласиться. И пусть на нас не обидятся молодые, просто мы вот здесь тоже, когда проводим отбор ведущих, когда человек не знает, я не знаю, где Волга, понимаете, кто написал «Войну и мир», ну страшно становится. Сергей Казарновский: А я вам скажу тут одну вещь. Послушайте, недавно, до пандемии, мы с женой катались на лыжах где-то в предместьях Франции, по-моему, и т. д. И инструктор, которая была у жены, нам, когда мы прощались, она вдруг спросила нас: «Скажите, пожалуйста, а у вас в России реки есть?» Я говорю: «Подождите, что за идиотский вопрос такой?» И она тут говорит: «Да нет, послушайте, реки – это там, где горы. Судя по всему, у вас гор-то нет, вы же сюда ездите кататься». Я сейчас хочу сказать очень важные вещи. Она хорошо была обучена фундаментальным вещам, понимаете, что вот если река, то это там, где горы, и тогда мы знаем про Валдайскую возвышенность и Каспийское море, откуда и течет Волга, например, понимаете. Это другой способ образования, не вызубрить... В детстве когда-то нас учили, я знаю, Эри, Мичиган, Гурон, Онтарио, все эти, пожалуйста, я помню из школы и т. д. Это важный принцип, понимаете, и тогда вдруг становится интересно, когда вдруг о фундаментальных вещах. Вот вы сказали о метапредметности образования – а какое еще может быть у учителей? Константин Чуриков: Да-да-да, на стыке. Сергей Казарновский: Недавно мне ученик говорит: «Вот смотрите, у нас педагог кто-то заболел, а педагог по географии заменяет своим примером. Простите, – говорит, – она школу закончила 5 лет назад, что она, не может нам математику преподать? Она же только что это учила». Константин Чуриков: Ну да. Нам звонит ученик 3-го класса, как мне сообщили редакторы, Никита из Москвы. Никита, здравствуй, привет! Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Никита, нравится учиться или нет? Честно. Зритель: Честно? Нравится, но слишком долгие уроки, по 45 минут. Константин Чуриков: Так. С какими предметами сложности и какие тебе больше всего при этом нравятся? Зритель: Нравится физкультура, потому что там мы бегаем, лазаем по канату. Не нравится русский, потому что у меня там чуть-чуть не получается писать. Константин Чуриков: Ага. Ну а в целом как, ты в школу с радостью идешь или что-то не так? Или вот сейчас думаешь: «Вот завтра просыпаться, идти опять – такая тоска»? Зритель: Да нет, как-то хочется. Но долгие уроки... У нас как-то раз было на днях чтение, мы весь урок читали, скучно было. Константин Чуриков: Скучно читать, Никита? Зритель: Да. Константин Чуриков: Спасибо, Никита, за твой звонок. Алексей Гусев: Можно прокомментировать? Вот Никита, кстати, привел яркий... Константин Чуриков: Давайте совет какой-то дадим ребенку, ругать не будем. Алексей Гусев: Совет ребенку? Тут скорее, я думаю, организаторам учебного процесса надо дать совет в том плане, что мы... А я в прошлом директор школы, все свои годы так или иначе связан с образованием, поэтому спокойно могу об этом говорить тоже... Здесь, понимаете, мы зачастую не учитываем просто стилистику восприятия информации. Вот видите, ребенку долго. Мы сейчас говорим, что это поколение клипового сознания, лайкового мышления и т. д., и при этом фундаментально посадили читать на час, и уже им просто бывает физиологически тяжело... Константин Чуриков: Но Никита должен помнить, по-моему, Рэй Брэдбери, Никита, писал: «Непрочитанные книги будут мстить всю жизнь», – поэтому все равно их рано или поздно лучше прочитать. Алексей Гусев: Нет, никто же не говорит, что их не нужно читать. Их нужно читать в определенной динамике, последовательности. И опять же, я возвращаюсь к этому образу дирижера-учителя, который динамично ведет урок, а не долго. Константин Чуриков: Согласен. Все жанры, кроме скучного, ну как? Ну вот есть произведение, оно входит в федеральный перечень, да, Сергей Зиновьевич, его надо прочитать. Как? Сергей Казарновский: Послушайте, у каждого дела есть технология какая-то своя, и мы сегодня понимаем, что мы вынуждены чтение, которое вот есть, это некая борьба с гаджетами, хотим мы или не хотим... Константин Чуриков: Да, факт. Сергей Казарновский: Да, мы, конечно, боремся. Поэтому мы пока еще не пришли к этой технологии, как это сделать, чтобы это было интересно. Мы в школе 5 или 6 лет назад открыли специальный курс, «ПРОчтение» называется, и с начальной школы их специальный психолог фантастическая учит относиться к книге как к чему-то фантастическому про запах, про интерес. Есть «Книжные путешествия», с которыми она ездит не только по Москве и т. д. Другие технологии просто нужны. А посадить на час... Смотрите, я пришел в школу, умел читать в 1961 году очень хорошо. Я перестал читать в 4-м классе, потому что меня не спрашивали, я был неинтересен, я быстро все читал и т. д. Вот эта вот история, это очень важно, вот мы про все, что говорим, про интерес... Дети имеют разную скорость, надо научиться это делать. Это просто другой способ образования, когда появляются тьюторы, когда появляются специальные платформы, по которым можно учить с разной скоростью. Ну просто некоторая индивидуализация происходит, и это никуда не денешься. Константин Чуриков: Кстати, я на своих детях тоже вот пробовал, одному дал электронную книгу, говорю: «Ну как у тебя, пойдет не пойдет?» – просто было интересно. Вообще нет, так читает много. Младшему то же самое, но совсем маленький, 6 лет. Хорошо, вот как вы думаете, вообще вот с гаджетизацией как-то надо бороться? Я скажу так. Потому что мы пришли на собрание в школе в этом году, первое, что мы увидели, до «здрасте» – QR-код, это родительский чат. Да? То есть дети, у них там тоже свой какой-то чат, с учителем, с учителями... То есть как-то надо это пересмотреть, или пущай себе будет? Потому что, с другой стороны, все, у кого есть дети, знают прекрасно, что если у ребенка открыт компьютер или смартфон, что сейчас равноценно, можно эти мессенджеры использовать и с компьютера обычного, то все, значит, пиши пропало, уроки будут делаться просто до ночи. Алексей Гусев: Ну смотрите, вот Национальная родительская ассоциация уже 4-й год занимается вопросами сохранения и развития родных языков, мы провели уже более 60 семинаров-совещаний в разных регионах и смотрим лучшие практики в т. ч. вовлечения родителей в эту важную тему. И почему я привожу этот пример? Потому что реальных компьютерных игр, качественных как раз продуктов этого информационного поля нет. И мы говорим о том, что идет разрыв между гаджетизацией и теми задачами, которые стоят, вот в конкретном примере сохранение и развитие родных языков. Мне кажется, процесс-то надо просто возглавить, надо наполнить это пространство качественным контентом, нужным для развития образования, а не игрушками, а этого мы пока не делаем в должной мере. Константин Чуриков: Времени очень мало, я просто сейчас суммирую то, что у нас на портале есть. Значит, в основном пишут, что очень сложные задания, непонятные тексты в учебниках. Пишут, что умственные способности у всех разные... Усидчивости нет... Про учителей тоже пишут. А можем ли мы, у нас буквально четыре-пять минут остается, за оставшееся время сформулировать, поскольку нас смотрят родители, какие-то основные, наверное, базовые правила, базовые советы, как сделать так, чтобы ребенок чуть большее внимание проявлял к урокам, чтобы ему что-то хотелось учить? Что для этого нужно, Сергей Зиновьевич? Сергей Казарновский: Вы знаете, надо понимать такую вещь, что, например, воспитание, в частности, воспитывает не факт, а образ. Например, я говорю про воспитание, мы можем бесконечно ребенку говорить о том, что надо делать так и так, а можно прочитать сказку, а можно... Вообще, говоря про образование, сейчас настало время, я сейчас обращаюсь к ассоциации родителей, и это повсеместно, не только в нашей стране, привлечение родителей к образованию обязательно. В Англии обязаны перед сном читать ребенку книжку, и если в соседнем окне увидят, что это не происходит, могут в суд и лишить родительских прав, вплоть до этого, я не шучу. Константин Чуриков: Серьезно?.. Сергей Казарновский: Да, просто я читал об этом. И вот этот взаимный интерес родителей с ребенком, он поможет вам сделать... Он не просто «делай урок!», а «что ты тут делаешь?». Я помню, отец со мной садился... Константин Чуриков: «Пап, что ты читаешь там?» Сергей Казарновский: Да, «давай, интересно». Вот взаимный интерес, начинаешь с ним читать... Когда мне говорят: «Вот это нехорошо, это вот ему помогали родители делать», я говорю: «Прекрасно, что помогали родители делать, и плохо, что кому-то не помогают». И получился прекрасный... Константин Чуриков: Но только не когда это, извините, кукла-зерновушка, которую ты, так сказать, в час ночи начинаешь делать. Сергей Казарновский: Ну конечно-конечно. Поэтому я могу посоветовать тут только одно – взаимный интерес, находить взаимные точки интереса со своим ребенком. И еще, конечно, очень важная вещь, что образование – это когда факт связан с образом, и тут ничего не сделаешь. Я могу приводить миллионы примеров этого, это важно... Константин Чуриков: То есть грубо: хотите, чтобы читали? – читайте сами; хотите, чтобы не с телефона? – значит, сами берите... Сергей Казарновский: Да. Да в телефоне можно найти массу... Мы говорим, гаджеты просто действительно... Я вам скажу больше того: сейчас огромное количество людей говорит спасибо пандемии, потому что она помогла нам сделать невероятный шаг в цифровизации, которая сейчас решает огромное количество проблем. Константин Чуриков: Спасибо пандемии, потому что она помогла нам узнать получше класс, в котором учится ребенок каждого из нас... Сергей Казарновский: Конечно, и это тоже. Константин Чуриков: ...понять, как они учатся и что они на самом деле знают. Сергей Казарновский: Это в том числе, да. Константин Чуриков: Алексей Владимирович, у вас какой совет? Алексей Гусев: Буквально одна фраза: нельзя противопоставлять учебу и интересы ребенка. Вот это самая большая родительская ошибка, когда мы говорим: «Ты вот занимаешься всякой ерундой (это мягко сказано), а вот ты должен учиться». Вот как только это противопоставление жестко выстраивается, это очень плохо. То есть нужно уметь вписать интересы ребенка наряду с его интересами, пусть в тех же гаджетах, но гармонично. И это здесь уже режиссером, дирижером и модератором является родитель. И роль родителя, я абсолютно согласен с тем, что она растет, и не потому, что там школа что-то куда-то хочет переложить, а потому, что это наша, родительская зона ответственности – растить достойных детей. Константин Чуриков: Я не знаю, пригодится не пригодится, у меня со старшим сработало, с младшим пока не знаю. Говорю: «Так, мы сегодня опять «охота на пятерки»». Он идет, он понимает, что он охотится на пятерки: задание дано – задание выполнено. Зрители пишут. Волгоград: «Смотрите в корень, все начинается в семье. А семьи кто?» Пишут, что надо, чтобы ребенку было интересно с учителем... Конечно, нам хотелось бы, чтобы и с учителем было интересно, и с родителями, с нами, но уж там дальше сердцу, как говорится, не прикажешь... Сергей Казарновский: Тут Заходер по этому поводу как-то написал, просто пусть никто не обижается, Заходер: «Будут и воспитанные деточки рождаться, Лишь бы нам воспитанных родителей дождаться». Константин Чуриков: Спасибо! На этом и закончим сегодняшнее «Родительское собрание», которое нам помогли провести Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России, и Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член коллегии Министерства просвещения. Рады будем в следующий раз увидеть вас в этой же студии. Спасибо также переводчикам жестового языка Маргарите Старцевой и Марии Зизиной. Спасибо зрителям. До завтра. Меня зовут Константин Чуриков. Пока.