Марина Калинина: Ну а прямо сейчас мы начинаем рубрику "Экономическая политика". В этой рубрике мы рассказываем и показываем о том, что у нас есть не только нефтегаз, а у нас есть и предприятия, которые работают в нашей стране, в России, и производят нашу российскую продукцию. Все это возможно и все это реально. Сегодня будем говорить об оружейном производстве. У меня в гостях сегодня Роман Губатов, коммерческий директор компании "Промтехнология", и Дмитрий Свиридов, глава отдела продаж компании "Промтехнология". Я съездила на оружейный завод Orsis этой компании, который производит ружья и винтовки под этим брендом, под этой маркой. Сняли мы с коллегами сюжет. Давайте его посмотрим, а потом поговорим. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вот такой сюжет получился – и о людях, и о продукции, и о производстве, и о процессе. Давайте начнем с предприятия, а потом как-то уже об отрасли поговорим. В чем уникальность той продукции, которую вы производите, Роман? Роман Губатов: У нас на сегодняшний день очень высокотехнологичное производство – несмотря на то, что компания очень молодая. Компании порядка шести лет, но мы обладаем уникальными технологиями. Мы производим нашу винтовку с нуля, у нас полный цикл производства нашего изделия. Мы винтовки производим под брендом Orsis. И это самая лучшая, по нашему мнению, высокоточная винтовка в нашей стране. Марина Калинина: Вот как процесс производства строится? Я имею в виду – от начала до конца. То есть у вас есть конструкторское бюро, да? Роман Губатов: Конечно. Марина Калинина: Ну, просто расскажите, как это все происходит. Роман Губатов: Все начинается с того, что коммерческая служба дает задание конструкторскому бюро, что надо сделать и как, что требует рынок. Мы эти данные подаем после определенных исследований рынка. После этого коммерческая служба приступает к работе, они разрабатывают винтовку. У нас уникальные разработки. Коммерческая служба… Я прошу прощения. Конструкторский отдел разрабатывает винтовку, мы ее ставим в производство, пробуем, делаем несколько образцов. После этого она сертифицируется. И после этого можно ее уже выставлять в широкую продажу. Марина Калинина: А вот дизайн кто делает? Кто придумывает, как будет выглядеть оружие? Там ведь разные узоры какие-то на деревянной части. Дмитрий Свиридов: Мы по заказу, то есть по предпочтениям наших заказчиков можем разработать также дизайн винтовки, ложевых конструкций. Мы можем предложить ему несколько вариантов элитного вида дерева, разных пород, ламинатов. Также мы работаем с несколькими гравировочными предприятиями, которые по согласованию заказчиков могут из разных ценных материалов (золото, серебро) также отгравировать винтовку. Марина Калинина: А были такие какие-нибудь необычные такие заказы? Ну, я не знаю, с бриллиантами, с изумрудами. Дмитрий Свиридов: Да, было согласовано несколько уникальных заказов под африканский вид охоты и под русскую охоту, то есть ручки выполнялись в форме животных, голов животных. На ложах выполнялись разные гравировки, напоминающие виды разных охот. То есть получалась очень красиво. Делалось ложе в масле, то есть получалась очень красивая вещь, и заказчики оставались в большом восторге. Марина Калинина: Ну, это такое прямо произведение искусства. А вообще, если брать серийное производство, то сколько примерно стоят винтовки? Роман Губатов: Наши изделия находятся в ценовом диапазоне от 75 до 380 тысяч рублей. Марина Калинина: А охотничьи ружья? Роман Губатов: Они все охотничьи. Марина Калинина: Все охотничьи? Роман Губатов: Да. Марина Калинина: Понятно. Ну а основные все-таки заказчики продукции кто? Роман Губатов: Основные заказчики – это охотники, конечно же, и какие-то спортсмены, которые занимаются определенными видами спорта. Марина Калинина: А насколько сейчас… Ведь наши спортсмены вообще стреляют в основном из винтовок, которые за рубежом производятся. Насколько сейчас ситуация изменилась, ну, в связи с санкциями, не санкциями и так далее? Привлекаете ли вы спортсменов для того, чтобы как-то улучшить свою продукцию? Работаете ли вы с ними вплотную? И готовы ли они покупать именно российского производства ружья для соревнований? Роман Губатов: Винтовки Orsis зарекомендовали себя с очень хорошей стороны. Мы действительно привлекаем спортсменов для оттачивания наших винтовок. И я думаю, что большинство спортсменов уже предпочитают на сегодняшний день наши винтовки. Марина Калинина: А вообще, если отойти пока от завода Orsis, вообще какая ситуация у нас сейчас на рынке с производством оружия нашего, российского? Много ли предприятий, которые этим занимаются? Вот как? Ну, вы же со своими конкурентами как-то общаетесь, следите за тем, что происходит на рынке. Дмитрий Свиридов: Да, общаемся, в принципе. Конкуренты именно "Промтехнологии"… То есть наша продукция – именно серийное высокоточное оружие. Серийное высокоточное оружие в России именно как серии не делает сейчас, на данный момент никто. Если есть у нас конкуренты, они делают штучные версии – тоже очень неплохие образцы, такие даже высокоточные, но именно штучные, единичные экземпляры либо небольшими партиями. Такой парк станков, который есть у нас, позволяет делать именно огромные серии. Марина Калинина: Ну а в плане охотничьего оружия? Дмитрий Свиридов: Так же и охотничье. У нас есть несколько моделей охотничьего оружия. Есть как бюджетные, так и так называемый премиум-класс. Существуют в разных калибрах, разное исполнение лож. И сам заказчик… Марина Калинина: Нет, а с конкурентами как вы конкурируете? Вы следите вообще за тем, что происходит на рынке, кто что выпускает и так далее? Вообще какая ситуация? Дмитрий Свиридов: Конечно. Как зарубежные, так и российские. Ну, на российском рынке конкурентов именно в охотничьем спектре, который мы сейчас предлагаем (а это большой спектр), практически нет никого. Есть очень большая конкурентоспособность с европейским и с американским рынком. Я считаю, те задумки, которые мы сейчас выполняем, та функциональность, которую приносят наши винтовки, и набор опций делают эту винтовку одной из самых лучших и конкурентоспособных. Марина Калинина: Понятно. Тогда давайте, если у вас такое все прекрасное… А где вы кадры-то берете для того, чтобы работать? Вообще на рынке есть сейчас специалисты молодые? Потому что, когда я была на заводе, там действительно в основном молодежь работает. Даже девочка – и ей, наверное, 19 лет, может быть, максимум. Есть проблема в этом, чтобы найти хорошего специалиста? Вот как? Роман Губатов: Проблема действительно на сегодняшний день есть. И я думаю, что с ней сталкиваемся не только мы, а и большинство наших отечественных компаний. Недостаточная квалификация сотрудников. И нам приходится, как правильно вы подметили по поводу девушки… За такими "звездами" мы следим с какого-нибудь второго-третьего курса и потом их просто забираем. С кадрами действительно есть сложности. Марина Калинина: Ну, с кадрами какими? Именно с рабочими кадрами? Или с конструкторами? Или с инженерами? С дизайнерами? Роман Губатов: И с рабочими, и с технологами, и с инженерами, и с конструкторами. Я думаю, что каждая компания стремится найти каких-то "звезд" для того, чтобы стать лучшей. Поэтому мы их ищем, подбираем, тестируем. Ну, с кем-то приходится расставаться, кого-то приходится привлекать и перекупать. Поэтому мы как компания, конечно, открыты всегда для новых людей. Марина Калинина: Хорошо. Тогда как частная компания, в данном случае ваша, выживает в период такой непростой, в общем, кризисный? И санкции, и так далее, и так далее. Вот расскажите просто, в чем секрет. Роман Губатов: Секрет? Секрет очень прост. Действительно, вы несколько раз упомянули слово "санкции". Они сказались на наших гражданах – уменьшилась покупательская способность. И конечно, винтовки покупают не в первую очередь, а в первую очередь идут люди за хлебом. Но тем не менее, благодаря тому, что мы… Марина Калинина: Ну, понято. За хлебом, молоком и оплатить услуги ЖКХ. Роман Губатов: Да, конечно. Благодаря тому, что мы предлагаем продукт, который можно купить на сегодняшний день, который мы поддерживаем, который обладает высокими характеристиками, мы выживаем. У нас достаточное количество покупателей. Мы обеспечиваем охотников, наверное, всех уровней благодаря тому, что у нас линейка наших выпускаемых изделий достаточно широка. Марина Калинина: А что с кредитами? Вот сейчас все жалуются, что очень дорогие кредиты. Вы используете, пользуетесь кредитами, берете кредиты как предприятие? Роман Губатов: В банках мы кредиты не берем, потому что очень высокий процент, скорее всего. Марина Калинина: Так. А как вы тогда работаете? Роман Губатов: Ну, стараемся, как-то выживаем, трудимся. Марина Калинина: Вот вопросы вам пишут наши зрители: "А что насчет винтовок Лобаева? Они высокоточные, включая крупнокалиберные". Роман Губатов: Мы знаем эти винтовки. Это винтовки хорошего класса, они очень хорошо стреляют, но все-таки винтовки Лобаева менее серийные, чем наши. Все-таки у него более штучное производство, а у нас серийное производство. Марина Калинина: Вы с биатлонистами работаете? Роман Губатов: Пока, к сожалению, нет. Но мы надеемся, что биатлонисты посмотрят вашу передачу – и кто-то нам позвонит, придут в гости. Может быть, мы вместе займемся разработкой такой винтовки. Марина Калинина: А почему? Вот в чем проблема? Поставлять на биатлон, если такие хорошие винтовки. Роман Губатов: Мы можем сделать. Но для того, чтобы поставлять винтовки биатлонистам, должна быть плотная связь с Союзом биатлонистов России. И я думаю, что от них должен быть какой-то сформулирован заказ на конструкторскую разработку или какой-то конкретный заказ, они говорят: "Нам надо вот такое-то количество винтовок". Ну, пока такого не было. Марина Калинина: Я знаю, что вы проводите мероприятие, которое называется "День Orsis". Да? Расскажите, что там происходит и как часто оно бывает. Дмитрий Свиридов: "День Orsis" мы проводим каждую последнюю субботу месяца. На него попасть очень легко. На нашем сайте есть раздел "Тест-драйв", куда любой желающий, достигший совершеннолетия, может записаться. Оно стоит определенных денег. Марина Калинина: Ну, сколько примерно? Дмитрий Свиридов: В районе 5 тысяч рублей. За эту сумму мы обеспечиваем целый день стрельбы. Привозится вся наша продукция, все линейки. То есть даже самый привередливый покупатель, у которого есть какие-то "за" и "против", есть последние сомнения в приобретении нашей винтовки… Марина Калинина: Ну, даже и не в приобретении, а просто понять, что это такое. Дмитрий Свиридов: Да, некоторые просто приезжают пообщаться, пострелять, как развлекательная стрельба. То есть они получают огромное удовольствие. Полигон большой – там от 100 до 1200 метров. То есть все наши винтовки могут проявить себя в полную силу. Роман Губатов: Я прошу прощения, я хотел бы еще добавить. На "День Orsis", на это мероприятие можно приехать и со своим изделием пострелять, можно использовать свои патроны. Некоторые задают вопрос и говорят: "Почему 5 тысяч рублей? Это так дорого за то, чтобы пострелять". Ну, я сам читаю интернет и вижу это. Могу просто сразу пояснить, что у нас неограниченное количество подходов, можно стрелять из любой винтовки любого калибра сколько угодно. С 10 где-то до 16 часов проводится мероприятие. Сюда входит кофе-брейк, сюда входит большое количество еды, неограниченное количество подходов. Можно поесть, можно пообщаться, можно пострелять. Ну и, собственно, сюда включается аренда самого полигона. Поэтому вот такая цифра. Марина Калинина: Понятно. А если все-таки вернуться к производству. Я знаю, что у вас есть еще один такой секретик: у вас патроны, которые используются для отстреливания ружей, они многоразовые. То есть у вас есть производство, куда вы… Это что? Или это тайна коммерческая? Роман Губатов: Ну, это действительно наш секретик, да. Мы такие секретики раскрывать не будем. Марина Калинина: Ну хорошо, не раскрывайте. Тогда рассказывайте, как вы считаете, какие проблемы, помимо проблем кадровых, есть сейчас в отрасли производства оружия? Вообще Россия может в принципе конкурировать с западными компаниями? Ну, вот так вот, если в целом, если не брать ваше предприятие конкретно, а вообще если ситуацию взять на рынке, то что сейчас происходит? Роман Губатов: Ну, мое мнение: конечно, может конкурировать. И конкурирует. И в свете последних событий многие компании неоднократно это доказывали и доказывают. Многие компании в свете последних событий очень… Марина Калинина: Последних событий? Вы что имеете в виду? Роман Губатов: Ну, я имею в виду те же санкции. Я просто не люблю это слово. Ну, так уж… Но многие компании подняли очень высокую планку, делают очень хорошую продукцию, продают и на нашем рынке, внутреннем, продают и за рубеж. Поэтому сейчас путь очень хороший выбран. Марина Калинина: Еще вопрос тогда. Какие, может быть, перспективы вы видите для производства этой продукции в России? Роман Губатов: Именно нашей продукции? Ну, по нашей продукции могу сказать, что у нас порядка 3 миллионов зарегистрированных охотников. Люди охотились, охотятся и будут охотиться. И мы для них делаем изделия, поставляем. В общем-то, этот рынок достаточно емкий. Марина Калинина: А сколько вообще объем продаж, если по году в количестве? Роман Губатов: Ну, объем продаж – это наша внутренняя коммерческая информация, поэтому… Марина Калинина: Что же вы такие засекреченные? Просто караул какой-то! Роман Губатов: Не хотелось бы это обсуждать. Ну, исчисляется тысячами. Марина Калинина: Вот пишут, что в Липецке, например, квалифицированные кадры не могут найти работу. И конструкторы есть, и технологи. И вот какая-то несостыковка происходит. А вы говорите, что проблема в кадрах. А есть квалифицированные кадры, которые не могут себя куда-то применить. Вот как бы вы видели, чтобы эту проблему можно было бы решить? Роман Губатов: Мы с радостью пригласим людей из Липецка к нам в Москву, мы дадим им какое-то тестовое задание. Если они выполнят и мы поймем, что у них действительно высокий уровень, мы будем уже договариваться о каких-то совместных действиях, будем делать предложения. Мы не против. Мы вот не знали, что кто-то есть в Липецке очень высокой квалификации. Поэтому приходите, звоните, пишите. Мы всегда открыты для диалога. Мы будем очень рады. Марина Калинина: А вообще в последнее время спрос упал, покупательная способность упала? Или как вы продавали несколько лет назад количество, так и продаете? Дмитрий Свиридов: На самом деле рост только вырос. Марина Калинина: Спрос? Дмитрий Свиридов: Да, спрос на нашу продукцию. Особенно после того, как мы запустили так называемую бюджетную линейку наших винтовок, именно охотничьих винтовок. Спрос достаточно очень высокий. Марина Калинина: А бюджетные – это в каком диапазоне? Дмитрий Свиридов: Порядка 75 тысяч. Марина Калинина: То есть это бюджетные? Роман Губатов: У нас есть две модели, которые считаются бюджетными. Это Orsis 120 и Orsis 140. Марина Калинина: А вообще какая модель самая популярная? Что пользуется спросом? Роман Губатов: Я думаю, что самая недорогая, самая дешевая винтовка на сегодняшний день – это Orsis 120, которая стоит 75 тысяч рублей, – она и есть самая популярная. Марина Калинина: Вот вы говорите, что 5 миллионов охотников у нас в стране. У вас откуда такие данные? Роман Губатов: По количеству выданных охотничьих билетов. Марина Калинина: И вообще за последнее время растет или как-то стабильна эта цифра? Роман Губатов: Стабильна, эта цифра стабильна. Марина Калинина: То есть особого роста охотников в нашей стране нет? Роман Губатов: Я не говорил о пяти, я говорил о трех. И это количество выданных охотничьих билетов. Марина Калинина: А что с экспортом у нас происходит? Роман Губатов: А что у нас происходит с экспортом? Марина Калинина: Ну, вы на экспорт поставляете свои продукты? Роман Губатов: У нас есть дилеры за рубежом, в частности в Европе. И им нравится наша продукция, они закупают. Мы делаем. Марина Калинина: Молодцы! Роман Губатов: Спасибо. Марина Калинина: А расширяться будете? Я имею в виду – может быть, в каких-то других городах открывать свои заводы? Роман Губатов: Ну, моя задача на сегодняшний день – это развить дилерскую сеть. Я думаю, что мы будем расширяться только количеством магазинов и дилеров, которые будут предлагать нашу продукцию. Ну, наверное, расширяться заводами пока в планах нет. Марина Калинина: А что интереснее делать или, наоборот, сложнее делать – именно серийные такие вещи или все-таки какие-то персональные заказы с какими-нибудь закавыками и придумками? Дмитрий Свиридов: Сложнее, конечно, делать индивидуальную продукцию, но в то же время и интереснее. Потому что серийная продукция уже обработана и поставлен на поток, а именно индивидуальная продукция, индивидуальный подход к клиенту всегда интересен, но и сложнее. Марина Калинина: А как части такие заказы бывают, именно частные? Дмитрий Свиридов: Достаточно часто. То есть у нас есть стрелки-высокоточники, у которых есть свои критерии, какой должна быть винтовка. Мы готовы рассмотреть и претворяем в жизнь любые их потребности. Поэтому мы делаем как серийную продукцию, так принимаем и частные заказы на индивидуальную продукцию. Марина Калинина: А сколько стоит изготовить… Ну, понятно, что зависит от капризов заказчика. А вот сколько по времени занимает? Там же надо и дизайн разработать. И если это драгоценные металлы, то их нужно закупить, как-то понять, как их применить. Сколько по времени? Долгий ли это процесс? Дмитрий Свиридов: Я понял. Сложность действительно зависит, так сказать, от "хотелок" клиента. По времени разработка, воплощение в жизнь и уже передача клиенту – от месяца где-то до трех. Марина Калинина: Ну, в принципе, недолго получается. Дмитрий Свиридов: Нет, мы достаточно очень быстро работаем, поскольку весь цикл производства у нас происходит в Москве, то есть не надо никуда ездить, ни у кого что-то заказывать. То есть абсолютно все… Марина Калинина: А материалы российские все, да? Дмитрий Свиридов: Да. Марина Калинина: То есть и металл, и дерево, и все остальное? Дмитрий Свиридов: Не все, но в основном, да, это российские металлы, российское дерево. То есть у нас есть орех, разные категории. То есть все это закупается здесь. И как бы не проблема совершенно от заготовки до выхода продукции все это быстро произвести. Марина Калинина: Ну что же, спасибо большое. У нас в гостях были Роман Губатов, коммерческий директор компании "Промтехнология", и Дмитрий Свиридов, глава отдела продаж также компании "Промтехнология". Говорили о производстве различного оружия. Спасибо большое. Дмитрий Свиридов: Спасибо. Роман Губатов: Спасибо. До свидания.