Роман Орловский: Пора уже государству закрыть вопрос с учебниками – родители не должны сдавать на них деньги

Гости
Роман Орловский
заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет»

Петр Кузнецов: Оказывается, оказывается отцы-то дают в 4 раза больше денег детям на карманные расходы, чем мамы. Вот так вот. Это результаты одного из банков. Изучил он статистику переводов, соответственно, родителей за 10 месяцев этого года: отцы переводили деньги своим детям на карты чаще чем матери. А тебе уже говорил – 72% от суммы всех переводов.

Мария Карпова: Да, но при этом средние чеки у мам оказались заметно выше чем у пап. В 2021 году, вот в этом вот, матери в среднем за раз переводили ну почти 4 000 рублей, а отцы 2 500 рублей. Так что... что важнее?

Петр Кузнецов: А вот сейчас как раз с отцами-то поговорим, с главным по отцам поговорим. Заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Роман Орловский. Здравствуйте, Роман.

Роман Орловский: Здравствуйте, телезрители, здравствуйте, ведущие.

Мария Карпова: Здравствуйте, Роман. Почему мамы дают больше денег, чем папы? Если это так действительно.

Роман Орловский: Я не знаю. Но, наверное, потому, что мамы больше любят детей, а папы их очень любят, поэтому они дают больше по сумме, а мамы – больше в моменте. Мне кажется – так.

Петр Кузнецов: Со скольки лет детей, по-вашему, можно или нужно приучать к деньгам? Как это вообще должно происходить? Первое знакомство с деньгами?

Роман Орловский: Мне кажется, знаете, вот лично я могу про свой опыт сказать, это дело, в принципе, каждой семьи. Мой опыт – это когда мой ребенок, например, у меня была такая ситуация, когда дарю игрушку, и через 5 минут она становится неинтересной. То есть ребенок не ценит деньги, не ценит внимание и все остальное.

Что можно сделать? Можно в игровой форме внедрить накопительную историю. Например: сделал домашнее задание, сделал уроки, хорошо себя вел – 100 рублей в копилочку чтобы он сам клал и мог ну там следить за своим счетом.

Петр Кузнецов: То есть лучше наличные, да? Лучше наличные?

Роман Орловский: Ну наличные, конечно. Это в игровой форме нужно сделать. Я делал в игровой форме, чтобы ребенок видел, сколько там денег (она прозрачная), и, соответственно, он копит. И раз в неделю или два, когда сумма какая-то накопится (он много сделал домашних заданий, много сделал по дому – что-то помогал), и он берет сам эти деньги и покупает в магазине игрушек или книжку или какую-то игрушку.

Но он осознанно покупает, и, если он делает выбор, он уже сам принимает решение что купить. Это очень важно, когда мы ребенку с раннего возраста прививаем определенные ценности.

Мария Карпова: Многие родители вообще не дают детям никаких денег на карманные расходы, мол «мы тебе сами все купим, мы все лучше знаем».

Петр Кузнецов: «Ты вырастешь, сам заработаешь».

Мария Карпова: К чему это может привести?

Роман Орловский: Ну я считаю, что очень правильно – это знаете, ребенок как цветок, вот как ты его поливаешь, как ты ухаживаешь за ним, так вот и получится. Если ты хочешь, чтобы ребенок ценил и был...

Петр Кузнецов: Роман, не очень хорошая связь. Мы сейчас ее попробуем починить. Давайте посмотрим еще один опрос, результаты, точнее уже, этого опроса на улицах различных городов.

Мария Карпова: Как вы считаете, с какого возраста у ребенка должны появиться карманные деньги? И контролируете ли вы детские траты?

Петр Кузнецов: Давайте посмотрим.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Наш эксперт Роман Орловский к нам вернулся. Роман, с другой стороны, вот если мы говорим о так называемом премировании детей деньгами, получается так, что родитель в итоге принимает решение, делать ли то или иное. То есть допустим, девочка Света собралась в кино, и она попросила денег у отца. И теперь только он решает, пойдет она смотреть конкретный фильм или нет.

Роман Орловский: Ну смотрите, друзья, здесь как раз-таки есть возможность в игровой форме это решить. Если девочка Света не слушается родителей и все... ну там помыть посуду, что-то убрать там, погладить, ну не знаю, какие-то там поручения – убрать за собой, например. И девочка Света всю неделю это не делает, игнорирует, то зачем она пойдет в кино, если она ведет себя плохо? Потому что дальше это будет только хуже.

А если, например, девочка Света, ну, слушалась родителей там, вела себя хорошо, там моментами, может, не очень, но в целом там удовлетворительное поведение, почему бы ей не сходить в это кино? То есть мы, знаете, как кнут и пряник. То есть есть возможность ей сходить в кино – пожалуйста, веди себя хорошо.

То есть я… Ну то есть воспитание, знаете, повторюсь, – это дело каждого родителя, это ни в коем случае нельзя никого учить. Но здесь можно просто взять методы, которые ну реально работают. У меня замечательный взрослый сын, который без вредных привычек только потому, что он с детства был правильно воспитан и все. То есть у него друзья его все там вредными привычками обладают, он принципиально это не делает, хотя очень соблазн большой – побыть в компании и все остальное.

Мария Карпова: Еще вот важный вопрос. В начале часа дети рассказывали, что... Мы вот спрашивали их, на что они тратят карманные деньги? Они говорят вот: на еду в школе, на тетрадки. Разве это карманные деньги? Разве не родители должны этим обеспечивать детей?

Роман Орловский: Нет, конечно же, родители. То есть траты детей – это траты на их личные нужды, это ни в коем случае ни тетрадки, ни учебники, ни все остальное. Вообще я считаю, что учебники – пора государству уже закрыть вопрос с этими учебниками, тетрадками. Мы вот, знаете как, школа должна, мне кажется, все это оплачивать. Потому что, я считаю, что это неправильно, когда родители сдают еще и на учебники. У нас такого никогда не было. И когда я это слышу, у меня волосы дыбом, как можно на учебники сдавать.

Петр Кузнецов: Спасибо. Роман Орловский и его комментарии. "Даете деньги детям?" – мы спрашивали весь этот час, ну скорее всего, родителей, ну и бабушек с дедушками, конечно, тоже. 83% - дают, 17% – нет: таковы итоги нашего опроса.

Мария Карпова: Ну неплохо.

Петр Кузнецов: Неплохо, да. Метод, видимо, работает, о котором наш эксперт говорил. Итоги этого первого часа. Оставайтесь с нами, совсем скоро второй.