Марина Калинина: Об аферистах поговорим. Они постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Кстати, за последние три месяца 70% россиян столкнулись с телефонным мошенничеством. Из-за этого многие из них перестали отвечать на звонки с незнакомых номеров. В результате треть – 33% – опрошенных перестала отвечать на вызовы с таких незнакомых номеров. Еще треть стала пользоваться приложениями с определителем номера. 19% занесли номера злоумышленников в черный список. 9% поддержали разговор с мошенником, чтобы вывести его на чистую воду. И 4% дали неверные данные банковской карты. Вот об этом поговорим. Рассказывайте свои истории, пишите, звоните. Сталкивались ли вы с такими ситуациями? Обманывались ли вы? Или вы очень бдительные и аферистов сразу распознаете? И запускаем такой опрос. Вопрос такой: вам звонили мошенники? «Да» или «нет» напишите, в конце этого часа подведем итог. Ну а пока начнем обсуждать эту тему с Романом Ромачевым – это генеральный директор агентства «Р-Техно». Здравствуйте. Роман Ромачев: Добрый вечер. Марина Калинина: В общем, люди уже готовы по телефону не разговаривать в принципе, если им звонят. А если звонят по делу? Вот это что за способ такой? Откуда столько номеров разных появляется? Роман Ромачев: Действительно, нам каждый день десятки звонков раздаются – и это, как правило, либо спам, либо мошенники. То есть до дела доходит, дай бог, каждый десятый разговор. Поэтому люди и опасаются. Они боятся, что в определенный момент их застукают, застанут в невнимательности, и они выдадут ту самую финансовую информацию, данные по своей карте. Тут хочется сказать самое главное: если вам позвонили по телефону и шокировали вас, то есть включили ваши эмоции (а когда включают ваши эмоции, то параллельно с этим вы не можете принимать критические решения, вы не можете анализировать и думать), соответственно, вы можете на сто процентов быть уверены, что вам звонит мошенник. Поэтому если вас сразу же по телефону шокировали, что у вас списали деньги, либо шокировали какой-то другой новостью, то не ведитесь, пожалуйста, а лучше этот разговор прекратить. Марина Калинина: Ну, они же звонят. И у них за спинами слышится этот звук, как колл-центр, кто-то еще разговаривает по телефону. Роман Ромачев: Это сделано специально, чтобы как раз создавалось впечатление, что это реальный колл-центр, который вам звонит, это реальный банк, который вам звонит. А это всего-навсего легенда, которой придерживаются мошенники. Они представляются, возможно, даже реальными фамилиями и именами, реальными должностями, реальными организациями. И это как бы подкупает вас. И вы, повторюсь, в шоковом состоянии не способны перепроверить ситуацию. И даже тех людей, которых, казалось бы, трудно обмануть, которые образованные, но в шоковом состоянии, повторюсь, они способны выдать все, что требует от них мошенник. Марина Калинина: Так они же еще звонят рано утром, например, или, наоборот, поздно вечером, когда человек устал. Роман Ромачев: Это тоже неслучайно. В усталом состоянии либо когда вы только проснулись, ваш мозг еще, что называется, не загрузился, вы не способны анализировать. Это тоже далеко неслучайно. Марина Калинина: Понятно. В общем, очень сложно все! Роман Ромачев: Надо быть бдительным. Марина Калинина: Да. Давайте посмотрим небольшой сюжет, как реагируют на звонки с незнакомых номеров россияне, которых наших коллеги спрашивали об этом на улице. ОПРОС Марина Калинина: Вот такие реакции. Роман, прокомментируете как-то? Роман Ромачев: Ну, я бы не рекомендовал продолжать разговор, пытаться выяснить, кто прав, кто виноват, пытаться помочь им, докопаться до какой-то истины, предоставить информацию. Потому что в ходе беседы мошенники будут вытаскивать из вас информацию, информацию о ваших близких, о каких-то реперных, ключевых словах, объектах, именах, которые они могут использовать уже в дальнейшем против ваших близких и родственников. Поэтому ни в коем случае я бы не рекомендовал с ними общаться. Лучше повесить трубку. Если у вас какие-то реальные опасения, если мошенник слишком много назвал вам таких ключевых названий, как банк, номер карты либо еще что-то, ваши персональные, и вы реально опасаетесь, что это может быть правдой, то лучше положить трубку и перезвонить в ваш банк – и лучше по тем телефонам, которые указаны на карточках, на официальных сайтах. Либо зайти в банк уже прояснить ситуацию. Марина Калинина: У нас есть звонки. Марина из Нижнего Новгорода. Марина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Зритель: Вы знаете, вот сегодня я пришла на работу, а мне коллега говорит: «Марина, посмотри, какая у меня сумма висит на сбербанковской карточке». Она открыла, а там 100 тысяч! Я говорю: «Лена, это что такое?» Она говорит: «Ты знаешь, вчера мне мошенники звонили, меня допытывали: ты скажи «да», скажи «нет». Она говорит: «Да нет. А что? Да». И вот эти слова «да» и «нет». «Да вообще не надо говорить эти слова!» Я говорю: «Ты что, с ума сошла?» Она говорит: «Вы мне перечислите эти деньги? Что вы мне не перечисляете? Вам две тысячи только останется, а все остальное по ошибке вроде бы заплатили». Она говорит: «Да вы что? Я, во-первых, не брала никакого кредита, ничего, а вы на меня кредит хотите повесить». В общем, она сегодня сходила в Сбербанк, рассказала все, объяснила. В общем-то, она позвонила. Мы еще с ней не виделись. Она сказала: «У меня все хорошо». Вы знаете, я волнуюсь, конечно. Мне прямо обидно было! Меня же тоже чуть не развели. Мне прямо позвонили и сказали: «Давайте номер карточки». Я так испугалась, что я все деньги сняла быстренько, перевела сыну. Он тоже испугался очень сильно. Но у этой девочки все хорошо. Я прямо видела, она мне показала сбербанковскую карту – 100 тысяч! Я не знаю, как люди на этом играют. Зачем? Непонятно… Марина Калинина: Да, спасибо. Ну, у каждого свой способ заработка. Роман, вот видите, такие истории. И звонят-то в основном чаще пожилым людям, которые, в общем, беспомощные, живут сами. Роман Ромачев: Действительно, мошенники не стоят на месте. Они собирают наши, так сказать, цифровые отпечатки, куда входит в том числе и образец нашего голоса. Поэтому, еще раз повторюсь, в ходе общения они могут задавать вам ключевые вопросы, они могут получать ответы, они могут снимать наш отпечаток голоса, который будут использовать против нас. И если вдруг вам на карту даже пришли какие-то непонятные деньги и просят вас перевести, предоставить данные вашей карты, то ни в коем случае не перечисляйте. И самое главное – эти деньги не используйте. Лучше обратиться в банк для прояснения ситуации. В этом случае на вас реально могут повесить кредит. Если вы эти деньги не используете, соответственно, вы сможете достаточно быстро разрешить ситуацию. Марина Калинина: Роман, какие еще новые схемы сейчас действуют? Чтобы быть подкованными, вооруженными и бдительными. Роман Ромачев: Схема всегда одна, меняется легенда. То есть основная схема – это включить ваши эмоции, чтобы вы были в шоке, напуганы и благодаря этому не смогли думать. А какие легенды? В принципе, те же, что были и раньше. Это начиналось с того, что ваш родственник попал в беду, в ДТП, либо его сбили, либо он сбил, нужно перечислить деньги. Это первое. Второе – это, естественно, когда банк звонит. И третье, распространенное – это когда звонит сотрудник МВД либо прокуратуры и пытается уже под видом того, чтобы помочь вам, пытается опять же либо повторно вас развести, если вы уже перевели деньги, он представляется, что занимается расследованием, либо, соответственно, выясняет, опять же под видом легенды, выясняет, куда ушли ваши деньги. Поэтому всегда, когда вас шокирует собеседник по телефону, всегда стоит напрячься и задуматься, стоит ли общаться с этим собеседником, стоит ли что-то говорить, потому что в этот момент они пытаются отключить ваш разум. Марина Калинина: Еще звонок из Тулы. Людмила, здравствуйте. Зритель: Алло. Могу говорить? Марина Калинина: Да, пожалуйста. Зритель: Короче говоря, в течение двух месяцев мне звонили 15–20 раз эти мошенники: то «вам одобрен кредит», то «возьмите карту», то «вам одобрена смена телефонного номера». А последний раз было достаточно – ну как сказать? – серьезно, потому что позвонили не люди, а позвонила программа, как в ВТБ. То есть они взяли этот голос, эти слова, эти обращения, как будто тебе говорят: «На ваш счет положена такая-то сумма». В общем, еще что-то. Вы понимаете, все, что они говорят – это можно сделать по смартфону. То есть вы сделали этот запрос, вам его одобрили дистанционно. А у меня кнопочный старенький телефон, никаких смартфонов отродясь не было и не будет. В итоге… Ну как сказать? Я не стесняюсь уже в выражениях, вперемешку с матом я объяснила, что никаких карт у меня отродясь в жизни не было, никаких вкладов. В общем, я говорю, что никаких вкладов у меня нет, ничего я не знаю. В общем, добавила абсолютно непечатные вещи, которые от себя самой никогда не ожидала. В общем, вот это дело кончилось. Нет, я связалась со службой безопасности через мальчика. Мы вычислили… вернее, они там уже вычисляли. Я период дала приблизительно, они уже сами разбирались, кто в это время уехал из банка, ушел из сотрудников, кто прихватил эти данные. Хотя говорят, что и базы продаются, когда все оптом, скопом. Только что взять с нищего инвалида первой группы – я не понимаю. Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. Вот такая история. Роман Ромачев: Действительно, у мошенников работает своя разведка. И первый источник информации, которая попадает к ним, – это всевозможные утечки, утечки баз данных, корпоративные базы, из магазинов, из интернет-магазинов. Все это стекается, анализируется ими, и дальше уже звонят под видом разных банков. Вот собеседница как раз сказала, что она выдала информацию, что в Банке ВТБ у нее расчетных счетов нет – значит, они Банк ВТБ вычеркивают, будут звонить от Сбербанка либо от Альфа-Банка, либо от еще какого-то банка. Таким образом производится разведка, собирается информация. Поэтому еще раз повторюсь: лучше с мошенниками не общаться. Марина Калинина: Ну смотрите. У нас же сейчас полная цифровизация, нас всех обязуют поставлять свои данные на разные Госуслуги, еще куда-то, в медицинские все эти организации. Но если невозможно их защитить и такой взрыв мошенничества сейчас, то как быть-то с этим? Роман Ромачев: Спасение утопающего – дело рук самого утопающего. И надо четко понимать, что… Марина Калинина: Как обычно, в общем. Роман Ромачев: Нет, надо четко понимать, что новый век принес определенные новые риски, новые угрозы. Надо быть к ним готовым. Надо понимать, что та информация, которая сейчас курсирует в Интернете, фигурирует во всевозможных базах данных и утекает постоянно, она может нанести достаточно серьезный урон и ущерб. Поэтому ни в коем случае не стоит общаться с незнакомыми, потому что… Опять же, вспомним реальную жизнь: к вам на улице подошел человек и пытается у вас узнать какую-то конфиденциальную информацию. Вы же не будете ему что-то рассказывать. Так и в виртуальной жизни, в телефоне не стоит доверяться первому встречному и рассказывать все. Марина Калинина: Еще звонок из Костромы. Василий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Зритель: Мне также периодически поступают звонки из различных так называемых «сбербанков», даже из «центробанка» (по крайней мере, так представляются те, кто звонят) с целью – получить персональные данные моей банковской карты. Я к этому отношусь уже вполне спокойно, привычно. И у меня один из способов разговора с такими мошенниками, когда я уже понимаю, что это именно они звонят… Ну, даже если не они звонят, а действительно действующие сотрудники банка, я всегда спрашиваю, к примеру: «А в каком году был основан Сбербанк?» Вы понимаете, что действующий работник банка любого – Сбербанка, Центробанка – он просто не может не знать таких элементарных вещей. Это всего-навсего корпоративная этика. И вот как только я задаю такой прямой вопрос, у меня сразу же уточняют: «А почему вас это заинтересовало?» Я сразу говорю: «Если вы действительно работник этого банка, вы же не можете знать, что, к примеру, Сбербанк был основан именно в таком-то году». И самое смешное, что ни один из мошенников, которые звонят из какого-то банка, ну, даже того же самого «сбербанка», он даже просто физически не знает, что он был основан в 1847 году. Это прямо железно. И, как правило, мошенники, понимая, что попали в засаду, капитулируют и просто сбрасывают звонок. Вот и все. Либо как одна из форм поведения, когда мне звонят и начинают спрашивать: «А вот с вашей карты была отправлена заявка на перевод на такой-то номер телефона либо такому-то человеку. Вы подтверждаете ее?» Я просто говорю: «Да, подтверждаю». Рассчитывают на то, что человек начнет сразу говорить: «Нет-нет, я такого не совершал, сразу же начнет выдавать всю информацию, в том числе по своей банковской карте». Но когда он задает конкретный и точный вопрос, нужно просто, что называется, с ними соглашаться. И тогда, как правило, как показывает практика, они сами сбрасывают звонок, потому что понимают, что у этого человека абсолютно нечего выудить. Марина Калинина: Ну, вы такой любитель поговорить с мошенниками. Спасибо. Роман, вот не знаю… С вашей точки зрения, это правильная тактика? Роман Ромачев: Да, это правильная тактика. Каждый мошенник, который вам звонит, он действует по определенному скрипту, то есть это алгоритм, четкие вопросы, на которые он должен получить четкие ответы. Когда ему отвечают не по стандарту, не по шаблону либо так, как он не был готов, то, соответственно, скрипты ломаются. То есть это такой вариант «для продвинутых». Если вы в себе уверены, вы можете так попрактиковаться. Но я бы не рекомендовал. Марина Калинина: Роман, интересно, а вот такая проблема со звонками мошенников, с вымоганием денег – это проблема только нашей страны? Роман Ромачев: Да нет, почему же? Это проблема многих стран, где… Опять же, африканские страны. Помните, у нас был «МММ», потом «МММ» опять перешел в Африку. Там достаточно много людей доверчивых, которые верят всему, что им рассказывают. Опять же, там, где большое количество утечек, которые позволяют вам следить и собирать информацию о жертве, вы можете такой бизнес организовать. Но что касается России, то этот бизнес в принципе слегка упал в начале года из-за спецоперации на Украине, потому что из Восточной Украины все мошенники начали переезжать на Запад. Но сейчас отмечается рост таких преступлений, потому что они переехали, они разворачиваются на новой территории. И надо быть длительным. Марина Калинина: С июня, оказывается, в нашей стране действует система борьбы со спамом и телефонными мошенниками. Создали ее Федеральная антимонопольная служба и операторы связи. В общем, суть в том, что она позволяет оставлять жалобу на номер, с которого звонил аферист, и в течение 72 часов такой номер будет заблокирован. Вот насколько это действенно? Вообще, наверное, не все об этом знают. Вот я для себя обнаружила совершенно случайно сегодня, когда готовилась к этой теме. Роман Ромачев: Этот алгоритм не действует, потому что… Марина Калинина: Не действует? Роман Ромачев: Я как получал по десятку звонков в день минимум, так и до сих пор получаю. Более того, этот алгоритм я считаю немножко опасным, потому что таким образом вы можете заблокировать любой номер телефона просто-напросто. Если совершить определенного рода звонки с подменой номера и потом его занести в эту базу, вы можете таким образом сводить счеты с конкурентом. Поэтому здесь есть определенные плюсы и минусы. Нужно использовать все в комплексе. Во-первых, использовать приложения, которые говорят, кто вам звонит. И, соответственно, не забывать включать в голову – это самое основное. Марина Калинина: Давайте еще Галину из Сочи послушаем. Добрый день, Галина. Зритель: Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста… Я слышу все ваши ответы, вопросы. Как наше само государство может нас оградить от звонков мошенников, само государство? Марина Калинина: Понятен ваш вопрос. Роман, возможно это? Роман Ромачев: Государство практически не может вас оградить, потому что, как я уже сказал ранее, мошенники действуют из-за рубежа, например, с территории Украины. Из-за конфликта, из-за политической ситуации наши правоохранительные органы и спецслужбы просто-напросто не сотрудничают. Это проблема глобальная, проблема вообще кибербезопасности и киберпреступлений, до сих пор раскрывать их достаточно сложно из-за того, что, как Путин уже говорил, отсутствуют единые координационные центры по этим вопросам. Марина Калинина: А как все-таки получается, что вроде бы люди уже знают, многие не подходят к телефону, многие выработали свои какие-то алгоритмы действий, и все равно аферисты существуют, и все равно люди продолжают покупаться на это? Роман Ромачев: Как вы сказали в самом начале, они звонят в нужное время, когда мы не можем анализировать, мы не можем думать. Это утро, вечер или какое-то расслабленное состояние. Просто-напросто подлавливают нас в таком состоянии, задавая необходимые вопросы и получая ответы. Марина Калинина: А вообще, если человек уже попался, насколько возможно из этой ситуации как-то выпутаться? Вот сняли у него деньги. Или все, можно забыть про это? Вообще как-то отследить этих людей можно или нет? Роман Ромачев: Это то, о чем мы говорили. Это проблема уже государства – раскрытие киберпреступлений. А подобного рода мошенничество – это и есть киберпреступление, потому что решается с помощью технических средств. Я бы рекомендовал обязательно обращаться в полицию, обязательно писать заявление, потому что не будет заявления – не будет, так сказать, работы по вашей проблеме. И блокировать карту, потому что если карта скомпрометирована, то есть использовать ее дальше нельзя. Марина Калинина: Ну хорошо. А у вас нет такого ощущения, что мошенники все время на шаг впереди, они придумывают все новые и новые свойства… вернее, все новые и новые способы, используют более современные технологии, чем те люди, которые их пытаются поймать? Роман Ромачев: Это так и есть, потому что мошенники всегда идут на шаг впереди. Это как с вирусами: у нас появляется вирус, будь то биологический или компьютерный, а потом появляется антивирус. То же самое с мошенниками: они разрабатывают схемы, потом правоохранительные органы пытаются эти схемы распутать, а потом включаются законодатели, они пытаются принять законы. Таким образом, они достаточно много лет могут действовать безнаказанно. Марина Калинина: Ну да. А там уже новые схемы появляются. В общем, опять весь процесс начинается заново. Роман Ромачев: Да. Марина Калинина: То есть от них никак не избавиться? Только думать, только проявлять мудрость. Роман Ромачев: Никак не избавиться. Только проявлять мудрость и включать всегда голову. Марина Калинина: Спасибо вам за ваши комментарии. Это был Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно», с нами на связи. Говорили мы о том, как нас пытаются обмануть мошенники. В начале обсуждения этой темы задавала я вам вопрос: звонили вам мошенники или нет? «Да» – ответили 95% наших зрителей, а 5% – это счастливчики, которым не звонили. Будьте бдительными, берегите себя! На этом сегодняшняя программа «ОТРажение» подошла к концу. Я желаю вам всего доброго. До завтра!