Россия решит жилищный вопрос
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rossiya-reshit-zhilishchnyy-vopros-52731.html Ксения Сакурова: Ну а мы продолжаем обсуждать новости. Есть еще одна, очень важная.
Петр Кузнецов: Мы начинаем с главного. Главное в нашей стране – это квартирный вопрос. И нужно сделать так, чтобы он уже перестал всех портить. В России впервые в истории есть возможность в целом решить жилищный вопрос. Об этом заявил Владимир Путин на встрече с главой корпорации «ДОМ.РФ» Виталием Мутко.
Владимир Путин, президент РФ: Сама жилищная сфера является важнейшей составляющей для любого человека, для любой семьи, для наших граждан в целом. У нас здесь очень много задач еще нерешенных, но (и я уже об этом многократно говорил) ситуация такова, что мы впервые за всю, может быть, историю еще и царской, и советской России, и современной России в состоянии решить эту задачу – в целом.
Ксения Сакурова: Эту новость мы будем обсуждать вместе с экспертом. С нами на связи Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Алексей Николаевич, здравствуйте.
Петр Кузнецов: И, конечно, с нашими телезрителями. Здравствуйте, Алексей Николаевич.
Алексей Зубец: Добрый день.
Петр Кузнецов: У нас уже были попытки решить этот вопрос. Советская власть обещала обеспечить жильем каждую семью к 2000 году, но, увы, даже вопрос с жильем для ветеранов войны не был решен. Теперь у нас снова, как мы выяснили, появился шанс. Причем президент в последнее время об этом говорит, это не первая заявка на шанс впервые решить жилищный вопрос. Откуда он взялся, этот шанс, сейчас?
Алексей Зубец: Смотрите. Если мы возьмем опыт пандемии прошлого года, то правительство пыталось поддержать экономику несколькими способами. Наиболее эффективной из них оказалась льготная ипотека. То есть льготная ипотека буквально взорвала рынок, и огромное количество людей взяли кредит для того, чтобы купить новое жилье.
Я думаю, что оптимизм президента исходит именно из этого. То есть большое количество людей готовы вкладывать собственные деньги для того, чтобы расширить собственное жилье. И продолжение программы предоставления гражданам льготной ипотеки сулит дальнейшее продолжение движения в этом направлении и движение в сторону снижения количества людей, которые нуждаются в жилье.
Петр Кузнецов: Алексей Николаевич, простите, простите. Вот та самая льготная ипотека, даже когда она была под 6%, все равно покупка жилья многим была непосильна.
Алексей Зубец: Совершенно верно.
Петр Кузнецов: Таким образом, наверное…
Алексей Зубец: Совершенно верно. Именно об этом я и хотел сказать, буквально сняли с языка. Я бы был… Вот смотрите. Если мы берем платежеспособное население, которое способно купить жилье, то это примерно 5–7% населения страны. Льготная ипотека для них действительно является подспорьем.
Но проблема состоит в том, что то количество людей, которые могли взять ипотеку и купить на эти деньги новую квартиру, оно практически исчерпано. Платежеспособный спрос в части ипотеки реального платежеспособного населения, в общем, на сегодняшний день близится к концу. И поэтому встает вопрос: как обеспечить жильем тех людей, которые не могут его себе купить?
И здесь необходимы активные действия правительства. Если мы действительно хотим решить жилищную проблему, необходимы специальные меры по удешевлению жилья, необходимо строительство специального бюджетного жилья для малообеспеченного населения. И надо понимать, что у нас огромное количество людей стоят по много лет в очередях на получение льготного государственного жилья – те же самые многодетные семьи, у которых нет возможности взять ипотеку, и так далее, ветераны войны, о которых вы говорили.
То есть необходимы специальные меры по снижению стоимости жилья за счет специального строительства, за счет создания городского, муниципального, федерального фонда для аренды этого дешевого жилья населением, которое не может себе купить квартиру, или предоставление аренды по низким ценам. То есть необходим смотреть, как жилищную проблему решали в западных странах в 60-е и 70-е годы. Они пошли по пути строительства того самого государственного или городского жилищного фонда, который предоставляется малоимущим по низким арендным ставкам
А что мы имеем сегодня в нашей стране? Ну, первоочередной интерес к ипотеке и к приобретению новостроек, потому что мы знаем, что ипотечные программы на вторичное жилье, как правило, не распространяются, они в основном предоставляют возможность приобретения жилья в новостройках. Так вот, уже сейчас, как показывают наши исследования, примерно 10% людей, которые взяли ипотеку, имеют проблемы с оплатой этой самой ипотеки. Ну, там цифра плавает, в зависимости от времени, – от 6 до 10%, где-то так.
Петр Кузнецов: Нам пишут…
Алексей Зубец: К тому же есть еще одна проблема. Дело в том, что спрос на ипотеку и на приобретение нового жилья начал тормозить. Как только он начал тормозить, все те люди, которые купили жилье с инвестиционными целями… А таких у нас очень много – не менее трети от жилья, купленного за последние год-полтора. Это жилье с расчетом на рост цены. Как только цена перестанет расти, это жилье будет выставлено на продажу.
И признаки такого поведения инвестиционных потребителей мы видим уже сейчас. Как только инвестиционное жилье будет выставлено на продажу, его стоимость на рынке начнет понижаться. И те люди, которые взяли ипотеку для себя, задумаются: а стоит ли им платить за квартиру по более высоким ценам, если сегодня на рынке есть жилье по ценам ниже, чем те цены, которые они… под чем они подписались полтора года назад?
Поэтому надо понимать, что этот план, высказанный президентом, – это абсолютно реальный и возможный план. Но если мы рассчитываем только на льготную ипотеку и на тех людей, которые хотят продать свое жилье в регионах и переехать в Москву (а таких много в действительности – Москва, Питер, Подмосковье, Ленинградская область), это все-таки не тот вариант развития событий, который гарантирует нормальное жилье для всех. И без серьезных инвестиций, которые оцениваются в триллион рублей в год, без серьезных инвестиций мы не сможем предоставить нормальное жилье для всех. И это надо понимать.
Петр Кузнецов: Алексей Николаевич, это надо понимать. Вот вы к западному опыту обратились. Мы не хотим в этом плане по своему пути пойти и просто сформировать новый класс покупателей жилья? А для этого нужно поднять зарплаты тем же работникам в медицинской сфере и в системе образования.
Алексей Зубец: Безусловно, это один из вариантов. Но мы понимаем, что вот так просто раздать деньги правительство и государство не может. Оно не может заставить работодателей платить своим сотрудникам в два раза или в три раза больше, чем они платят сейчас. Ну, это нереально. Поэтому вот тот вариант, который использован на Западе – предоставление дешевого жилья, – он более интересен и более перспективен, чем силовое, волевое повышение уровня доходов, которое вызовет просто инфляцию и ничем хорошим не кончится.
И последнее, что я хотел сказать. Очень важный аспект этой государственной помощи жилищному рынку – это перенос активности ипотеки в регионы, во-первых, а во-вторых, создание инфраструктуры, которая будет привлекать, для того чтобы люди поехали в какие-то города, где они видят для себя перспективы. Это тоже сложная задача.
То есть мало активности застройщиков по возведению вот этих двадцатиэтажных «человейников» на каждом свободном пятачке земли. Необходимо, чтобы эти новые жилые комплексы были снабжены соответствующей инфраструктурой, там были возможности для нормального социально-экономического развития. А это опять же задача государства и опять статья расходов для государственного бюджета. И денег на эти истории дополнительные я пока не вижу. И желания подумать в эту сторону со стороны правительства мы тоже пока не видим.
Ксения Сакурова: Алексей Николаевич, вот Владимир Путин сказал о том, что будут выделены дополнительно 45 миллиардов рублей на переселение людей из аварийного жилья. И это, как правило, те самые люди, у которых нет возможности взять ипотеку. То есть все-таки частично решить проблему малообеспеченных людей, их потребность в нормальном и хорошем жилье таким образом можно?
Алексей Зубец: Смотрите. Аварийный жилой фонд и расселение людей из аварийного жилого фонда – это обязанность государства по закону. И то, что оно делает – слава богу, что оно это делает. Но в любом случае это капля море от того огромного количества людей, которые в принципе сегодня как-то живут-выживают, у которых, наверное, не самое плохое жилье, но которые, например, проживают там скученно. То есть дом нормальный, а в квартире живет… друг у друга на головах люди сидят и ждут, пока им выделят государственное жилье. И они могут ждать его годами.
Проблема ликвидации аварийного жилого фонда здесь не поможет. Поэтому необходимо дополнительное финансирование со стороны государства – один, два, три триллиона в год. И тогда в течение какого-то количества времени мы действительно решим жилищную проблему для всех. Пока, к сожалению, мы не видим готовности властей выделять дополнительные деньги для решения жилищной проблемы в том объеме, как это надо, исходя из того, что декларировал президент Путин.
Ксения Сакурова: По поводу объемов. Все-таки о каком количестве, я не знаю, квадратных метров идет речь? Какая задача у нас? Чтобы у каждого человека была собственная однушка? Или что?
Алексей Зубец: Ну, у нас есть санитарная норма – двадцать с чем-то метров на человека, где-то так. А во-вторых, Путин в одном из своих недавних выступлений заявил о том, что, для того чтобы решить жилищную проблему, необходимо увеличивать ввод жилья, превысить показатели времен советской власти и выйти на ввод жилья – порядка 120 миллионов квадратных метров в год. По-моему, такая цифра была названа.
То есть, проще говоря, необходимо массовое жилищное строительство, в том числе за счет средств государственного бюджета. То есть, проще говоря, нам надо вспомнить опыт Советского Союза, который действительно поставил производство жилья, строительство жилья на массовый поток и за счет этого действительно сделал серьезные шаги в сторону ликвидации жилищной проблемы. Он (Советский Союз) не успел это довести до конца в связи с собственной кончиной, но тем не менее опыт решения жилищной проблемы стоит заимствовать и переносить в наши дни.
Петр Кузнецов: Тут еще вопрос: где все эти метры возводить? Потому что у каждого города свои уникальные проблемы. Взять и начать строить, как в Москве, например, не везде получится.
Алексей Зубец: Ну, Москва – это действительно антипример того, как не надо делать. Мы помним времена, когда в Москве было гораздо больше газонов, зеленых насаждений. А теперь на этих газонах стоят многоэтажные дома.
С другой стороны, опыт реновации, которая сейчас в Москве, его стоит признать все-таки, несмотря на все недостатки этой программы, положительным.
Если говорить о решении проблемы в национальном масштабе, то, действительно, нужны исследования, решения, связанные с территориальным развитием. И, как я уже сказал, перенос акцента жилищного строительства в регионы. Опять же в вашем сюжете вы говорили о программе предоставления высшего образования детям в регионах для того, чтобы они оттуда не уезжали, а оставались там работать и жить. Та же самая история, ровно такая же история нужна со строительством.
На самом деле мы проводили исследование и смотрели на факторы привлекательности регионов для миграции – куда люди хотят ехать, а куда не хотят. Так вот, это исследование показало, что ключевой фактор номер один в части привлекательности того или иного региона для мигрантов – это наличие жилья. Первое – это наличие жилья. И второе – возможности для самореализации (создание собственного бизнеса, работа и так далее). Дороги, интернет, культурная инфраструктура и так далее, но на первом месте с большим отрывом лидирует именно возможность получения жилья либо от работодателя, либо от городских властей; либо возможность его дешево купить. Вот люди едут туда, где есть работа и жилье. И это надо учитывать и смотреть.
Петр Кузнецов: Об этом, кстати… Да, спасибо большое. Алексей Зубец. О миграции внутренней мы сегодня будем говорить, совсем скоро, после переклички регионов.
А пока несколько откликов наших телезрителей на эту тему. «Опять вынуждают людей брать кредиты. А как же те, кто не в силах выплачивать кредиты? Не каждый решится взять льготную ипотеку, не имея стабильной работы», – это SMS из Тверской области.
Вот интересное сообщение из Волгоградской: «Молодежь вся в ипотеках, а их родители живут в двух- и трехкомнатных квартирах и не хотят размениваться».
Ксения Сакурова: Предложение из Вологодской области: «Альтернатива ипотеке – это государственные доходные дома».
И Рязанская область: «Нужно строить больше одно- и двухэтажных домов, а не высоток».
Мы продолжаем.