Россия в своей авиапромышленной стратегии взяла курс на технологический суверенитет

Россия в своей авиапромышленной стратегии взяла курс на технологический суверенитет
Дмитрий Гордеев: Местные бюджеты – это «тришкин кафтан»: очень большие публичные функции, а средств катастрофически не хватает
Саркис Дарбинян: Если мы хотим иметь конкурентные IT-сервисы, надо раз и навсегда отказаться от репрессивного правового регулирования этой отрасли
Погашение кредитов: какую часть семейного бюджета это отнимает?
Год в сапогах: военкоматы теперь займутся новобранцами и без официальной прописки
Таганрог остался без воды. О ситуации в городе - наш корреспондент Дмитрий Андреянов
«Матчи Евро-2020 у нас совершенно точно не отберут!»
Сокращение чиновников: станет ли в стране меньше бюрократии?
Какие пенсии в России? Достойная зарплата. Пентагон нацелился на Калининград. Лишние уроки. Тату детям не игрушка!
В ожидании индексации: какие пенсии сегодня получают в регионах и на что их хватает?
Пенсионный фонд России: сколько он тратит на свои нужды? Наш сюжет
Гости
Антон Корень
генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации

Иван Князев: Еще одна тема нашего сегодняшнего эфира. В Жуковском открылся международный авиакосмический салон МАКС-2019. Сложно поспорить, что это одно из главных событий в авиации не только нашей страны, но и вообще в мире в целом.

Тамара Шорникова: Да. И несмотря на санкции, крупнейшие мировые разработчики и производители авиационной техники будут работать на МАКСе весьма активно. Важнейшим событием станет премьера среднемагистрального пассажирского самолета, нашего отечественного, МС-21-300. Мы через пару минут поговорим о нем более подробно с нашим экспертом.

Иван Князев: Ну а сейчас расскажем, что можно увидеть. Всего на стоянке и в небе над Жуковским можно будет посмотреть 210 воздушных судов. Свои экспозиции представят 827 компаний из 33 стран. Это достаточно много.

Тамара Шорникова: Да. Рассказывайте, если вы хотите поехать в Жуковский и посмотреть, что в первую очередь хотите увидеть. Ну и вообще делитесь своими мнениями, впечатлениями и ожиданиями.

Мы эту тему будем обсуждать с Антоном Владимировичем. У нас в гостях – Антон Владимирович Корень, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Антон Владимирович.

Антон Корень: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Перед тем как начать разговор, пообщаемся с нашим корреспондентом, который работает на месте событий. Максим Волков как раз сейчас в Жуковском, он выходит на прямую связь со студией. Максим, привет. Как слышно?

Иван Князев: Здравствуй, Максим!

Тамара Шорникова: Засмотрелся, видимо, на МС-21.

Иван Князев: Да, видимо, самолеты красивые вокруг летают. Максим?

Тамара Шорникова: Есть связь, слышно? Мне кажется, третий раз должен быть удачным. Так, пока есть проблемы со связью. Надеемся, что ее удастся восстановить.

Иван Князев: Да, Максим Волков немножко позже к нам присоединится.

Ну а сейчас хотелось бы… Антон Владимирович, здравствуйте еще раз. Давайте все-таки… Вот эту новинку долго ждали – МС-21-300. Что вообще за проект? Кем и когда создавался? Что это за самолет такой?

Антон Корень: МС-21 – это семейство ближне- и среднемагистральных воздушных судов, ориентированное на самый массовый сегмент рынка гражданской авиации. Непосредственно две основные модификации, типа. Это МС-21-300, который вы назвали, пассажировместимостью от 164 до 211 человек. Это очень востребованное воздушное судно, для нашего рынка в том числе, для рынка Российской Федерации.

Иван Князев: То есть как раз тот сегмент, который нам нужен прямо сейчас, да?

Антон Корень: Да, именно так. Что касается данного типа, то он непосредственно разрабатывается, и разработка, и испытания производятся на базе научно-производственного объединения «Иркут». У нас в России ожидается, что данный тип будет очень востребован. Непосредственно уже определены первые заказчики. Испытания воздушного судна в Российской Федерации, и планируется, что непосредственно сертификация будет завершена в 2020 году. И непосредственно с 2021 год начнутся массовые поставки в авиакомпании Российской Федерации.

Иван Князев: Хорошо. Чуть-чуть тогда прервемся, потому что нам подсказывают наши режиссеры, что у нас все-таки Максим Волков вышел на прямую связь из Жуковского. Максим, здравствуйте.

Максим Волков: Да, здравствуйте, коллеги. Слышу вас.

Иван Князев: Ну что уже удалось посмотреть? Как прошло открытие?

Максим Волков: Коллеги, приветствую вас, приветствую. Буквально два с половиной часа назад в Жуковском открылся международный авиакосмический салон МАКС-2019. За моей спиной стоит тот самый самолет, о котором вы говорили, МС-21-300. Буквально час назад его можно было увидеть в небе. Здесь состоялся закрытый президентский просмотр, на котором присутствовали, наверное, самые главные гости этого авиасалона – Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган. Этот самолет посмотрели мы, как он смотрится в небе. Действительно красавчик! Это узкофюзеляжный самолет, который, по замыслу инженеров, должен быть по комфорту ничуть не хуже широкофюзеляжных. Его основные плюсы – это экономичность, экологичность, а также удобное и быстрое обслуживание в аэропорту.

Кроме того, в летной программе участвовали боевые вертолеты, истребители пятого поколения Су-57, а также поколения 4++. Кроме того, в небо поднимались боевые вертолеты и небольшие легкие спортивные самолеты, которые показали несколько фигур высшего пилотажа.

К сожалению, не все павильоны сейчас открыты для прессы. Очень хотелось бы показать интересный российско-китайский проект – это самолет CR929, который сейчас пока существует в электронном виде и в небольшом стендовом представлении. Его показали пока только зарубежным делегациям. Это широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, который без дозаправки может пролететь 12 тысяч километров – это примерно от Москвы до Владивостока и обратно. Он вмещает примерно 280 пассажиров. Как он выглядит изнутри – тяжело сказать, рассказать, какой у него салон.

А вот МС-21-300 сегодня посетители выставки смогли не только посмотреть, но и пощупать. Организаторы поставили несколько кресел в выставочном павильоне – это кресла бизнес-класса и эконом-класса. Как вы уже говорили, МС-21-300 может вмещать, в зависимости от авиакомпании, от 164 до 211 пассажиров.

Интересные сегодня были вертолеты. «Ансат» в исполнении санитарной авиации, буквально сегодня он получил государственную сертификацию. По сути, это полноценная «скорая помощь» с вертолетом на крыше. Он много чем превосходит своих предшественников, на которых сейчас работают медики. И самое главное его преимущество – это большой фюзеляж, большой салон, где можно удобно разместить не только человека, который нуждается в срочной эвакуации, но и бригаду медиков.

Как нам рассказали, на этот вертолет уже поступило около 100 предложений, 100 запросов из различных регионов страны. Даже китайцы во время нашего интервью подходили, интересовались, им очень понравилась эта машина. Нечто подобное есть у зарубежных исполнителей, но, как говорят наши отечественные производители, они во многом превосходят. В том числе на этом самолете установлены очень высокоточные приборы навигации – они позволяют управлять вертолетом практически круглогодично, в любое время суток, в любую погоду. Вот такой универсальный вертолет.

И еще одна очень интересная новинка – этот же вертолет «Ансат» в исполнении Aurus. Здесь представили вертолет, внутрь которого поставили салон от автомобиля Aurus, на котором сейчас ездит Владимир Путин. Это такой люксовый бизнес-вертолет, на котором, как ожидается, будут летать чиновники, главы государств и крупные предприниматели.

И еще одна новинка очень интересная от производителей космической техники – нам показали пока макет ракетного двигателя РД-171МВ. Его недавно Дмитрий Рогозин назвал «царь-двигателем». Совершенно уникальные у него характеристики и параметры. При весе турбины всего в 300 килограммов он развивает невероятную мощность – 26 тысяч лошадиных сил! Пока этот рекорд не смогли побить ни одни иностранные производители.

И еще хотел сказать, что здесь не только говорят о будущем полетов, о нынешнем состоянии авиации, но и о безопасности. Буквально час назад здесь состоялся круглый стол, и поднимали недавнюю трагедию, которая произошла буквально в 10 километрах отсюда, когда самолет «Уральских авиалиний» А321 сел в кукурузном поле. Так вот, специалисты, в том числе молодые специалисты, сегодня говорили, как обезопасить перевозки и что нужно делать для того, чтобы те самые птицы не залетали в двигатели.

Иван Князев: Да, спасибо.

Тамара Шорникова: Максим, спасибо тебе большое за подробную видеоэкскурсию по авиакосмическому салону.

Иван Князев: Вот он на заднем плане, как раз МС-21-300, наш замечательный самолет.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Если говорить действительно о тех, кто в первую очередь может заинтересоваться из международных партнеров нашей отечественной разработкой, то кому это будет интересно?

Антон Корень: Нужно понимать, что практически в каждой стране мира, в каждой столице мира (как правило, это крупные города) существуют авиалинии, на которые ориентирован МС-21-300. То есть практически любая страна мира может заинтересоваться данным воздушным судном. Сейчас ограничений на поставки нет нашей авиационной техники. Конечно, есть в некоторых случаях геополитические особенности поставок. Но если это воздушное судно будет экономически более привлекательным, чем его конкуренты, то данный самолет будет востребован в любой стране мира.

Тамара Шорникова: А будет ли?

Антон Корень: По крайней мере, на данный момент, в период испытаний подтверждены все основные характеристики. Каталожная стоимость будет анонсирована на 15–20% ниже, чем у конкурентов. Соответственно…

Иван Князев: Вот! Это действительно очень важно. У Boeing и тех же Airbus… То есть как раз нашему авиапрому, наверное, этого и не хватало. Я правильно понимаю, что фактически сейчас на МАКСе уже могут подписать, начать проговаривать подписание первых контрактов уже?

Антон Корень: Да, конечно, непосредственно соглашения о намерениях. И первые контракты уже можно подписывать. Непосредственно уже подписаны с российскими поставщиками соглашения. Первым заказчиком выступит «Аэрофлот» с 2021 года. И также есть несколько других российских, даже зарубежных авиакомпаний.

Иван Князев: Сейчас, секундочку, Тамара. А есть ли маленькая инсайдерская информация – «Аэрофлот» сколько сможет закупить? Или пока еще не говорят, пока еще коммерческая тайна, сколько таких самолетов?

Антон Корень: Ну, можно ожидать, что «Аэрофлот» фактически на первом этапе закупит несколько десятков, а далее будут гораздо более системные поставки.

Иван Князев: Ну, это уже серьезно.

Тамара Шорникова: Вот уже поступают цифры. Действительно, сертификация – 2020 год. В 2021 году «Аэрофлот» может закупить. Когда в небе он реально может появиться, когда кто-то на нем сможет из одного региона в другой долететь?

Антон Корень: С 2021 года.

Тамара Шорникова: Есть просто различный скепсис в речах разных экспертов, которые в том числе говорили о том, что была у него проблема с крылом, потому что были комплектующие, были материалы из-за рубежа. Соответственно, в связи с санкциями поставки прекратились – и срочно пришлось разрабатывать фактически с крыла, с нуля какие-то наши альтернативы. Остались ли какие-то проблемы? Или все удалось закрыть?

Антон Корень: На данный момент за счет партнеров из Юго-Восточной Азии вопрос решен. Также еще разрабатываются российские… ну, не назовем это «товарозаменители», а полностью полноценные составляющие в части композитов.

Иван Князев: Антон Владимирович, мы сегодня уже сказали, что в центре внимания (это наш корреспондент сказал) на МАКСе будет… Ну, сейчас все могут посмотреть этот макет перспективного российско-китайского самолета, широкофюзеляжного, дальнемагистрального. То есть фактически он на Дальний Восток может летать. А что это за проект? Я знаю, что вы можете рассказать нам об этом. Поделитесь тайной. Его никто не видел.

Антон Корень: Непосредственно предпосылки для создания такого самолета в Российской Федерации стоят, скажем так, на первом плане. У нас огромные расстояния, наша страна простирается на большие расстояния. Соответственно, дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет для полетов из европейской части России непосредственно на Дальний Восток, а также в сегменте полетов наших туристов на дальние зарубежные курорты также будет очень востребован.

И конечно же, мы говорим о том, что такая страна великая, авиационная держава, как Россия, должна иметь собственный самолет в данном сегменте, чтобы обеспечить и технологическую, и транспортную независимость, транспортный суверенитет, по сути, для государства. Таким образом, предпосылки у нас имеются.

Создавать такой продукт одной стране дорого. Соответственно, было принято решение – совместно с китайской стороной обеспечить кооперацию. И в 2012 году было подписано первое соглашение. Долго шла проработка проекта, согласование параметров. В 2017 году было создано совместное предприятие, зарегистрированное в Шанхае на паритетных основах между российской и китайской авиастроительными корпорациями.

И сейчас, на данный момент уже определены габариты воздушного судна, идет работа с поставщиками. В следующем году ожидается непосредственно прохождение третьего гейта – это эскизный проект. И наверное, за горизонтом 2023 года мы увидим первые поставки этих самолетов в российские и в китайские авиакомпании.

Иван Князев: То есть фактически у нас за три года успеют его собрать даже уже?

Антон Корень: Ну, можно ожидать, что если не будет задержек, то за горизонтом этой даты – 2023 года – можно ожидать первые поставки.

Тамара Шорникова: Суровая эсэмэска от телезрителя: «Кроме Китая, никому мы не интересны». Несмотря на то, мы в начале программы рассказали о том, что большое количество компаний из 33 стран… Просто посмотреть приехали или действительно за контрактами?

Антон Корень: Нужно понимать, что в мире существует всего лишь несколько авиационных держав. И Россия – это исторически великая авиационная держава. Китай очень строго следит в последние годы за своим суверенитетом в части технологий авиационных и космических. Соответственно, понимая все геополитические особенности взаимодействия между разными крупнейшими, скажем так, альянсами, мы понимаем, что основным партнером непосредственно в авиационной промышленности у нас может быть Китай, ну, также Индия и ряд других стран.

Иван Князев: Так у нас торговый оборот какой с Китаем, конечно. Все остальные нам санкции, а с Китаем мы и летаем, и торгуем вместе. Почему бы и в концессию не входить?

Тамара Шорникова: Давайте послушаем нашего телезрителя – Сергей из Владивостока дозвонился. Сергей, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Добрый день. Я сейчас слушаю ваше выступление на авиасалоне МАКС-2019. Мне интересен такой вопрос. Наше вертолетостроение, особо двигателестроение, было зависимо от украинской «Мотор Сич». Как сейчас обстоит обстановка по замене этих двигателей? И как промышленность с этим вопросом справляется? Это первый вопрос.

И второй. В нашем самолете МС-21-300 все-таки какая доля нашей промышленности и промышленности смежников, которые расположились за территорией России? Спасибо.

Тамара Шорникова: Да, все понятно. Спасибо, Сергей, за вопрос.

Иван Князев: Да, спасибо вам большое.

Тамара Шорникова: Давайте по порядку. Сначала – вертолеты, двигатели, Украина.

Антон Корень: Ну, что касается непосредственно двигателей, то вопрос на данный момент решается.

Что касается второго вопрос о комплектующих, то на данный момент только идет выбор поставщиков. Любой современный самолет создается в очень мощной международной кооперации. Мы понимаем, чтобы самолет был современным, нужно выбрать самые лучшие изделия, комплектующие, которые существуют на мировом рынке. Соответственно, мы понимаем, что поставщики стоят в очереди на каждом из направлений. А это порядка 15 направлений, по несколько потенциальных поставщиков. И нужно выбирать из лучших компоненты. Соответственно, мы также понимаем, что они производятся во всем мире. Наверное, более 50% по итогам завершения определенного гейта будут зарубежные поставки комплектующих в самолете.

Тамара Шорникова: А нет опасений в связи с этим, что будут новые санкции – и, соответственно, какие-то другие детали уже перестанут поставлять, и нам их срочно перевыпускать придется?

Антон Корень: Нужно понимать, что Российская Федерация на данный момент заняла непосредственно в своей стратегии авиационной промышленности в том числе направление на технологический суверенитет. И разработка новых комплектующих – это вопрос нескольких лет. И надо понимать, что уже несколько лет эта стратегия успешно реализуется. И количество зарубежных комплектующих будет с каждым годом все уменьшаться.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще одного телезрителя – Вадим из Санкт-Петербурга дозвонился на этот раз. Вадим, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Вадим.

Зритель: Да, здравствуйте. Я бы хотел задать вопрос вашему ведущему. Ваш ведущий говорит, что нашей стране нужен широкофюзеляжный самолет. Но почему он ни слова не говорит о том, что у нас есть уже Ил-96, на котором, кстати, летает наш президент?

И второй вопрос. Где будет строиться новый совместный самолет с китайцами – на наших заводах или мы дадим работу китайским рабочим? И мне кажется, что употреблять слова «создавать самим широкофюзеляжный самолет дорого» – это некорректно, когда речь идет о национальной безопасности, грубо говоря, нашей страны. Потому что авиационное сообщение… Мы должны связать нашу страну воедино, нам нужны такие самолеты, и мы должны их делать сами. Вот мнение такое.

Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за него, Вадим.

Иван Князев: Спасибо. Антон Владимирович, ну действительно, что сейчас с Ильюшиным у нас?

Антон Корень: Непосредственно с широкофюзеляжным воздушным судном, которое разрабатывается? Очень хорошая позиция о том, что, действительно, нужно не смотреть на деньги, а больше думать о суверенитете. Но жизнь расставляет и экономика нашей страны также расставляет приоритеты. И когда речь идет о сотнях миллиардах рублей, которые могут быть пущены и на другие социально значимые объекты, то, наверное, есть смысл в зарубежной кооперации.

Мало того, мы прекрасно понимаем… мы только недавно отметили, что любое современное воздушное судно создается при очень обширной зарубежной кооперации. То есть то, что он российский или китайский – это не означает, что там не участвуют американские, европейские производители и производители из других стран.

Иван Князев: Ну действительно, двигатели-то все от Rolls-Royce фактически.

Тамара Шорникова: Где строиться будет? На чьей территории?

Антон Корень: Что касается дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, то на данный момент прорабатывается вариант, по имеющейся информации, что основное производство планера будет непосредственно в Китае.

Иван Князев: Что касается других новинок авиасалона – чем могут удивить наши конкуренты? Что Boeing и Airbus представят? Вроде как ничем таким экстраординарным они не заявлялись.

Антон Корень: Будет представлен достаточно интересный самолет А350-900 непосредственно на 300–350 пассажиров, который со следующего года начнет поступать в «Аэрофлот». Это один из тех самолетов, который достаточно интересен.

Иван Князев: Я знаю, что в этом году до авиасалона можно добраться на воздушном такси. Ну, такую услугу запустили для тех, кто особенно богатый, у кого деньги есть. И также мне известно, что консорциум ЦСРТ, в частности куда входит ЦСР ГА, делал прогноз вообще развития индустрии БАС в мире. И речь там как раз таки идет о беспилотных аэротакси. Действительно, об этом уже говорят на многих авиасалонах. Это далекое будущее? Или уже какие-то исследования сейчас проводятся? Где летают и как?

Антон Корень: Что касается того авиатакси, которое сейчас, на данный момент запущено для перевозки пассажиров и гостей международного авиасалона, то это на базе «Ансата» – пилотируемое воздушное судно, семиместное, по достаточной приемлемой цене перевозки для некоторых категорий пассажиров.

Тамара Шорникова: А что это за цена? Это любопытно.

Антон Корень: Это порядка 20–22 тысяч рублей.

Что касается перехода на беспилотные воздушные суда, то во всем мире приняты стратегические документы – и в Европе, и за океаном – дорожные карты, утвержденные в том числе правительствами государств, о том, что переход на беспилотные воздушные суда будет возможен после приема ряда нормативных технических регламентирующих актов, которые позволят безопасно эксплуатировать. Соответственно, это ожидается за горизонтом 2030–2035 года.

До этого момента все так называемые заявляемые беспилотные аэротакси и беспилотные воздушные суда будут эксплуатироваться непосредственно с опциональным пилотированием, то есть пилот будет обязательно присутствовать.

Иван Князев: На земле?

Антон Корень: Будет в кабине присутствовать.

Иван Князев: Но их уже тестируют, насколько я знаю.

Антон Корень: Да.

Иван Князев: Полеты-то есть. А в каких странах? Где?

Антон Корень: Ну, мы знаем, что Дубай очень активно развивает беспилотное направление. И беспилотное аэротакси в Дубае пока еще в заявленном виде пилотных тестовых проектов было уже в 2017 году. Что касается других направлений, то в этом году в Вене были тесты, в Сингапуре в этом году. И к крупным мероприятиям – к Олимпиаде в Токио и так далее – обязательно будут, конечно же, показаны перевозки уже коммерческие на беспилотных аэротакси.

Рынок огромный. По нашим оценкам, по оценкам Центра стратегических разработок в гражданской авиации, непосредственно к 2035 году во всем мире будет эксплуатироваться порядка 12 тысяч беспилотных воздушных судов, которые будут перевозить пассажиров.

Иван Князев: А российский сегмент какой? Какая российская доля? У нас же тоже этому направлению много внимания уделяется.

Антон Корень: Российский сегмент? Да, ведется работа на самом деле в части перевозки пассажиров и перевозки грузов. Россия на данный момент занимает порядка 4% мирового рынка. К 2035 году рынок мировой вырастет с 9 миллиардов до 216 миллиардов примерно. И Россия может занять, по нашим оценкам, до 8% рынка. Главное сейчас – не терять темпы для наших производственных и инновационных компаний в данном направлении.

Тамара Шорникова: Все-таки про цель этих перевозок. Это действительно грузы и какие-то пассажиры, которые могут себе позволить это? Ну, такой бизнес-класс, будем говорить. Или это все-таки сможет в итоге добраться до сегмента таких общественных перевозок, как, скажем так, беспилотное такси, как Uber, только в небе?

Иван Князев: Если можно, коротко.

Антон Корень: Что касается беспилотных сегментов, то наиболее распространенные направления – это обследование инфраструктуры (порядка 36% мирового рынка), сельское хозяйство (25%) и перевозка грузов. Пассажиры – это тоже востребованный сегмент, но, конечно же, гораздо меньшую долю он будет занимать в общей мировой беспилотной индустрии.

Иван Князев: В общем, это дело будущего.

Спасибо большое. Антон Владимирович Корень, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации, был у нас в гостях.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски