Россияне не хотят за границу

Россияне не хотят за границу | Программы | ОТР

Опрос: 80% не поедут отдыхать за рубеж, даже если будет возможность. При этом наши курорты переполнены, цены бьют рекорды...

2020-08-10T21:52:00+03:00
Россияне не хотят за границу
90 лет Михаилу Горбачеву. Миллиарды для села. Пенсии работающим. Налог на роскошь. Жить стали хуже
Ковид вывернул наши карманы
Горбачеву - 90. В XX веке не было политика, к которому относились бы так полярно
Села вытянут миллиардами
Льготы: все в одно окно
На селе денег нет
Источник доходов один – кладбище… СЮЖЕТ
ТЕМА ДНЯ: Пандемия лишила доходов
Автомобиль становится роскошью
Пенсии для работающих: какой будет индексация?
Гости
Илья Уманский
генеральный директор компании «Национальный туроператор АЛЕАН»
Елена Джанджугазова
профессор кафедры гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук
Дмитрий Горин
вице-президент Ассоциации туроператоров России
Галина Дехтярь
профессор РАНХиГС, эксперт по классификации гостиниц

Петр Кузнецов: Итак, мы продолжаем, большая тема впереди. Россияне за границу пока не хотят, 80% опрошенных сказали, что не поедут отдыхать в другие страны, даже если такая возможность в этом сезоне появится. Ну а между тем популярные отечественные курорты и отели переполнены и цены особенно в августе бьют мыслимые и немыслимые рекорды.

Ольга Арсланова: В ряде регионов туруслуги подорожали на четверть, среди них Челябинская, Калужская, Тверская и Калининградская области, а также Алтайский край. При этом в половине субъектов сообщили, что ожидают существенного снижения доходов от туризма в этом году, недосчитаются, например, на Кубани и Алтае, а в менее востребованных регионах потери могут дойти до 80%. И это несмотря на то, что не было конкуренции со стороны других стран в этом году, в основном все отдыхали в России.

Петр Кузнецов: И именно поэтому высокий спрос есть, остается и будет, бархатный сезон продлен, с ним высокие цены. Сейчас цены на отдых в Крыму, Сочи, даже в Московской и Нижегородской областях сопоставимы, как говорят, с прайсами лучших отелей Турции и других стран.

Ольга Арсланова: Интересно на самом деле, как будут развиваться события, потому что Турция открылась, сейчас туда уже можно улететь. И мне кажется, россияне немного лукавили, когда говорили, что не собираются за рубеж, не хотят, судя по тому, как сейчас собираются отдыхать в Турции, сколько пассажиров в самолетах.

На самом деле лично я не помню еще такого лета, когда, например, идешь по улице, слышишь разговор людей, или в кафе за соседним столиком люди обсуждают, как они в этом году попутешествовали по России. Такое ощущение, что мир просто сузился до вот этого туризма в России и все отдыхали в России. Если, кстати, вы среди тех, кто путешествовал по стране в этом году, позвоните и расскажите, как это было.

Петр Кузнецов: Но заграничные тоже могут позвонить и рассказать, чтобы мы действительно цены попытались сравнить с турецкими.

Ольга Арсланова: Просто, скорее всего, их совсем мало.

Петр Кузнецов: Наши корреспонденты из Камчатки, Калининграда и Рязани провели свой опрос среди туристов, задавали им вопрос, почему же они приехали на отдых именно в этот регион и не пожалели ли об этом выборе в итоге.

ОПРОС

Ольга Арсланова: И вот нам пишут: «Отдыхали в Сочи, все понравилось, но цены очень высокие». Что же происходило и продолжает происходить этим летом с ценами на внутреннем туристическом рынке? Об этом и не только поговорим прямо сейчас с Дмитрием Гориным, вице-президентом Ассоциации туроператоров России. Дмитрий Львович, здравствуйте.

Дмитрий Горин: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Жалуются туристы на то, что отдых в России подорожал. По вашим наблюдениям, это так?

Дмитрий Горин: Подорожали отели, особенно 5 звезд, и это произошло уже в августе, увы, нам не хватает этих гостиниц. И наверное, это вопрос как раз к инвесторам, которые развивают нашу туристическую отрасль. Но в любом случае мы сейчас с вами видели в репортаже, как много возможностей у нас есть в России. И, отвечая на вопрос по ценообразованию, сегодня буквально пришли уже точно хорошие новости: акция кешбэка по скидке до 20% стартует в ночь с 20-го на 21 августа, продлится она 8 дней...

Ольга Арсланова: Ага.

Дмитрий Горин: Это как раз возможность купить свой тур в межсезонье по доступным ценам.

Петр Кузнецов: А вот, раз вы об этом заговорили, можно коротко: там же, насколько я понимаю, ряд условий, не просто так вот съездил отдохнуть и тебе деньги вернулись. Это же в определенном регионе, это определенные категории какие-то и определенные суммы. Вот давайте подробно пройдемся, но коротко.

Дмитрий Горин: Да. Алгоритм действий очень простой. Тур можно забронировать на сайте мирпутешествий.рф, обязательно оплатить его онлайн в интернете картой «Мир», и программа должна быть зарегистрирована в программе лояльности карты «Мир». Ну и по скидкам: если ваш тур в совокупности стоит 25 тысяч рублей, то это скидка 5 тысяч рублей; до 50 тысяч рублей – это 10 тысяч рублей; свыше 75 тысяч – это 15 тысяч рублей. Все регионы без исключения участвуют, и как раз, если говорить о Камчатке или, например, путешествии на озеро Байкал, это можно сделать с существенной скидкой.

Ольга Арсланова: Скажите, за эти деньги, которые сейчас просят агентства, вот сколько сейчас стоит отдых в России, какое качество получает турист? Вот это соотношение цена/качество – это наша вечная проблема. Я вот немного проехала по России тоже в этом году, и мне показалось, что хорошо там, где большие деньги, как, например, в Плесе, который стал второй Рублевкой для чиновников и политиков, куда миллионы вкладывались по грантам, которым увлекается в том числе и Дмитрий Медведев. Вот когда деньги дают, причем на самом высоком уровне, тогда город выглядит отлично и с сервисом там все хорошо. Если он не так популярен, не такой модный, к сожалению, там можно заплатить и очень быть разочарованным в итоге своим отдыхом.

Дмитрий Горин: Ну, все потихоньку меняется, и даже та программа кешбэка – это 15 миллиардов рублей, и деньги получают туристы в виде скидки. По гостиницам, по инфраструктуре ряд регионов, кстати, говорят, что они бы рады, но еще не готовы, нет у них того уровня сервиса, который требуют туристы, которые действительно повидали уже много-много стран. Но например, если посмотрим на географию туров, которую мы сейчас предлагаем, 700 операторов участвуют в акции и 3 тысячи гостиниц. (В России, конечно, гостиниц гораздо больше.) Основной вопрос – это все-таки сервис в гостиницах бюджетных, потому что, конечно, здесь много что нужно еще поменять.

Ольга Арсланова: Но речь ведь не только о гостиницах, мы говорим обо всем. То есть, если город зарабатывает на туристах, как нам пишут о Черноморском побережье «хотят заработать на отдыхающих за летний сезон столько, чтобы жить безбедно год и обогатиться», все должно быть для туриста сделано. Кафе, рестораны, любая инфраструктура должна быть заточена под то, чтобы человек остался довольным, но с этим большие проблемы, к сожалению.

Дмитрий Горин: Да, и проблема связана с ценой, потому что, действительно, сезон короткий туристический, и, увы, все-таки ряд поставщиков, это не только гостиницы, стали повышать цены именно в августе, в пик сезона. И конечно, вы знаете, в рыночной экономике все решает конкуренция. Вот мы сегодня с вами упомянули открытие Турции, Турция по-хорошему является достойным конкурентом нашим курортам: система «все включено», анимация, экскурсионные программы.

Вот приход именно туристических компаний во внутренний туризм, которые раньше крайне неохотно предлагали туры по России, дает возможность сделать качественный продукт. Пример очень короткий: например, в Хакасию мы даже не думали, что когда-то полетят чартерные рейсы, а наш оператор взял полностью в управление гостиницу. И таких фактов очень много. Ну, вопрос управления и кадров, конечно.

Петр Кузнецов: Телезритель из Москвы анекдот прислал: «Встретились две семьи. «Где вы этим летом отдыхали?» Другие отвечают: «Мы подсчитали заработки и поняли, что мы не устали».

Вот эта вот система кешбэка, которая сейчас начинает работать, она все-таки для чего? Для стимулирования внутреннего туризма? Ну так у нас, мы с этого как раз и начали, у нас и так все козыри сейчас на руках. Или как раз вот именно помочь вот таким семьям, которые подсчитали, поняли, что не устали, а потом смотрят, что на самом деле можно что-то вернуть от поездки, и все-таки собрались поехать, пусть даже в ближайшее время?

Дмитрий Горин: Это программа поддержки внутреннего туризма. Ведь программа стартует в том числе в межсезонье, чтобы, как мы говорим в туризме, раздвинуть крылья сезона. Май, июнь, июль, август – это популярный период, но впереди бархатный сезон, и, кстати, пусть даже позднее, с октября, можно будет запланировать путешествие именно с кешбэком в Краснодарский край и Крым. Но программа не выделяет категории, бюджет, здесь технология очень простая: вы можете путешествовать один за 75 тысяч рублей, а можете семьей за 75 тысяч рублей и получаете скидку, она для всех равнозначна.

Ольга Арсланова: Но смотрите, какой момент. Я этим летом побывала сразу в нескольких российских городах: в Плесе, в Костроме, в Переславле-Залесском, в Калужской области в нескольких городах. И вот что хочу сказать? В гостиницах и в кафе очень часто грубый персонал, не умеют работать с туристами несмотря на то, что мне кажется, что должны быть заинтересованы особенно этим летом в российских туристах. К чему приведет этот год? Сделают представители туристического бизнеса какие-то выводы, начнут развиваться, будут переманивать туристов у других стран, или все останется как сейчас?

Дмитрий Горин: Все меняется, и последние 3 года мы видим естественный интерес к российским курортам. Конечно, где есть хорошая инфраструктура, там и больше туристов. Но Олимпиада прошла только в Сочи, и Сочи, конечно, больше повезло.

Если говорить о кадрах, как раз подготовка сертифицированного персонала – это очень важная задача, потому что во всем мире туризм дает и рабочие места. Кстати, один отдыхающий, путешествующий в той или иной регион создает 4 рабочих места. И вот те регионы, губернаторы которых понимают доход от этого вида деятельности, активно развивают свой регион, туда приходят инвесторы. Кстати, из хороших новостей о доступности – не только программа кешбэка в этом году стартует, увеличивается программа субсидий на чартерные рейсы, потому что, ну действительно, перелет на Камчатку или на тот же Байкал стоил немалых денег.

Ольга Арсланова: Ну, Камчатка и Байкал – это правда для богатых, согласитесь.

Дмитрий Горин: Ну, в этом году это не так. У нас тур на Байкал стартует на чартерном рейсе от 30 тысяч рублей, это доступная цена.

Ольга Арсланова: Спасибо, спасибо за ваш комментарий. Дмитрий Горин был у нас в эфире.

Продолжаем читать ваши сообщения, ждем вас в прямом эфире. «Была бронь в Турцию, – пишет зритель, – на 10 дней на троих 75 тысяч рублей с перелетом, с питанием. В Анапу перенесли в отель 2 звезды и с доплатой 3 тысячи рублей, плюс еще надо ехать на поезде. Дорого!» Анапа дороже Турции получается.

Петр Кузнецов: Давайте послушаем телезрителей уже в прямом эфире, их голоса, информацию от них, где побывали. Людмила из Петербурга, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Хочу поделиться впечатлениями. Вот буквально вчера вернулась из Москвы, была в круизе 6-дневном на теплоходе «Георгий Жуков», Москва – Калязин – Рыбинск – Тутаев – Мышкин – Кострома – Москва. Могу поставить пятерку по всем параметрам и, конечно, посоветовать всем, кому нравится такой вид отдыха, вот просто не бояться, а поехать. Очень здорово, потрясающий теплоход, хоть ему и 40 лет, вы знаете, настолько все чисто, красиво, уютно. Замечательная команда, организаторы, настолько все четко, в каждом городе четко организован прием туристов, автобусы, туристические маршруты. Изумительные экскурсоводы! Просто, вы знаете, я педагог, я беру на себя смелость оценить их работу, просто, вы знаете, замечательно.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: А какие ухоженные города, как все чисто, красиво! Какие потрясающие музеи, цветы, клумбы везде! Кормят на теплоходе – я вам даже передать не могу, на сколько, наверное, это 7 звезд, просто вот отдельное спасибо шеф-поварам и обслуживающему персоналу.

Петр Кузнецов: Ага. Людмила, скажите, это ваш первый вообще круиз в биографии?

Зритель: Нет, не первый.

Петр Кузнецов: Как вы выбирали? Почему именно круиз? Почему это направление вы выбрали? Что вы оценивали, отзывы или как?

Зритель: Во многих городах из этого списка и не была, вот, и, учитывая вот такое положение сегодняшнее, почему бы нет? Мне кажется, это беспроигрышный вариант, потому что здесь... И конечно, романтика путешествия, Волга невероятно красива, возможность посмотреть старинные города, замечательная возможность на теплоходе...

Петр Кузнецов: Ну да, ехать, охватить...

Зритель: ...масса интересного.

Петр Кузнецов: Но там все-таки, по поводу беспроигрышности, кто-нибудь чихнул бы на теплоходе, и вы сами знаете как, потом еще закрыли бы... Кстати, к вопросу о подготовке – какие справки вы подготовили?

Зритель: Никакие.

Петр Кузнецов: А по цене что у вас вышло?

Зритель: А по цене – каюта двухместная одноярусная, «все включено», получается, потому что экскурсии и трехразовое питание...

Петр Кузнецов: Да.

Зритель: ...вся организационная программа с дискотеками, видеофильмами, концертами и так далее, конкурсами, все это стоит 35 тысяч с человека.

Петр Кузнецов: Ого!

Ольга Арсланова: За сколько, еще раз?

Петр Кузнецов: Я вот сейчас вот за это время, пока вы перечисляли, у меня в голове от 70 тысяч рублей.

Ольга Арсланова: А скажите, сколько дней, я прослушала, наверное?

Зритель: Шесть дней.

Ольга Арсланова: Шесть дней, тридцать пять тысяч рублей.

Петр Кузнецов: Тридцать пять тысяч. Ну неделя... С человека.

Ольга Арсланова: Но вы же еще что-то потратили, наверное, пока ездили по городам?

Зритель: Ну, на сувенирную продукцию, конечно, но, вы знаете, я считаю, что оно того стоит, потому что это ведь и дорога, ты передвигаешься, это транспорт, это экскурсии, это работа, как нам сказали, 100 тысяч человек, которые обслуживают наш круиз. Я считаю, что это совершенно адекватные деньги.

Ольга Арсланова: Надо же, здорово! Спасибо за информацию, спасибо, что поделились.

Нам пишут зрители: «Заселилась вот прямо сейчас в Нижнем Новгороде. По карте нельзя (видимо, не принимают), сервис безобразный, сама мусор выношу, полное хамство. Не нравится». И спрашивает зритель из Самарской области: «Кто ездил в Крым, позвоните или напишите, как там дороги», – видимо, собираются отдыхать, давайте поможем.

Петр Кузнецов: Волгоград на связи сейчас, Илона наша телезрительница еще одна. Здравствуйте, Илона.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие.

Петр Кузнецов: Как у вас дела? Где вы уже отдохнули или собираетесь?

Зритель: Мы отдохнули в городе Анапа на нашем Черноморском побережье. Ну, Анапа – чудесный город при всем при том, но есть, конечно, большие проблемы, на мой взгляд субъективный, с организацией отдыха в отелях.

Петр Кузнецов: Так.

Зритель: Мы отдыхали в отеле 4 звезды вдвоем с супругом. Сразу, предвосхищая ваш вопрос, должна сказать, что отдых на 9 дней нам обошелся порядка 80 тысяч. Ну, сервис отеля, конечно, оставляет желать лучшего, хотя отель претендует на 4 звезды, но в лучшем случае это 2,5–3 звезды.

Петр Кузнецов: Перечислите основные минусы отеля.

Зритель: Ну, основные минусы отеля – обслуживание персонала. Конечно, персонал не настолько внимателен, как хотелось бы. Выставляют, например, требование на ресепшене, что, грубо говоря, при сдаче номера сам гость отеля должен прийти и пригласить горничную, прежде чем выехать, в противном случае его просто не выпустят с территории отеля.

Ольга Арсланова: Так.

Зритель: Ну это как бы такой момент...

Ольга Арсланова: Анапский сервис.

Зритель: Ну вот да, к сожалению, этого нет. Плюс ко всему, наверное... Мало того, горничная должна прийти и посчитать, сколько халатов, тапочек осталось, не дай бог что-то мы вынесли, без этого нас просто не выпустят. Ну, питание... Конечно, было что покушать, но хотелось бы большего.

Но самое большое возмущение и у меня, и у супруга вызвала анимация нашего отеля, сейчас объясню почему, – потому как, например, дети от 3 до 7 лет танцевали вечером у нас под песни Артура Пирожкова, мягко говоря, например такие, как «Алкоголичка» и так далее. Когда им делали замечание, нашим молодым аниматорам, они не очень адекватно на это реагировали. Поэтому как-то вот хотелось бы, чтобы наши отели стремились к чему-то такому более позитивному.

И конечно, ничего не организовано ни на территории отеля, хотя это заявлено и на сайте, и везде, я имею в виду и анимацию, и так далее, и тому подобное, не говоря о том, что бассейн, который должен быть обслуживаем, никакая инфраструктура бассейна, ни водопады, ничего не работало.

Ольга Арсланова: Ага.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: Ссылались на то, что, к сожалению, что-то сломалось, электроэнергия и так далее, и тому подобное.

Петр Кузнецов: Вся красота в песнях Артура Пирожкова.

Зритель: Видимо, да.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а какие-то карантинные меры соблюдаются, требуется соблюдать от начала поездки и до конца?

Зритель: Когда мы заехали, никаких справок у нас не спрашивали. Первый день, когда мы заезжали, на охране у нас замерили температуру, и на день, наверное, четвертый или пятый у нас в столовой стали, вот утром когда мы приходили (не могу назвать это рестораном, именно столовая), у нас меряли температуру, на этом все.

Петр Кузнецов: Ага.

Ольга Арсланова: Спасибо, спасибо вам.

Петр Кузнецов: Лучше в круиз, в круизе дешевле. Вот, кстати, Москва не верит, телезритель пишет: «Тридцать пять тысяч, шесть дней и все в шоколаде? – это к выступлению нашей предыдущей зрительницы. – Ну и ну, круизы же всегда дорогие», – не понимает.

Ольга Арсланова: Проверьте сами.

Давайте поговорим как раз об уровне, качестве российских гостиниц, об их классификации. Прямо сейчас с нами на связи Галина Дехтярь, профессор РАНХиГС, эксперт по классификации гостиниц. Здравствуйте, Галина.

Галина Дехтярь: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вот у нас зрительница говорит, в Анапе отдохнула, заплатила 80 тысяч, гостиница заявлена 4 звезды, а по факту там 2 звезды. Понятно, что это вопрос ощущения, к чему люди привыкли, в каких они гостиницах были раньше, с чем сравнивают. Но все-таки можно определить, завышена ли звездность у гостиницы, основываясь на своем наблюдении, ощущении от отдыха в этой гостинице?

Галина Дехтярь: Ну во-первых, наши отдыхающие заплатили, на мой взгляд, очень малую сумму денег, если реально этот отель был 4 звезды.

Ольга Арсланова: Так.

Галина Дехтярь: В первую очередь все наши гости, туристы должны понимать, что звезды иностранные – это не наши звезды. Звезды в нашей стране присваиваются по материально-техническому оснащению номеров и гостиниц, качеству оказываемых услуг. Так вот из того, что перечислила наша гостья в эфире, я не услышала, в чем там основная проблема. То, что касается выезда гостей и необходимости показать номер горничной, такое присутствует и в Тунисе, и в Италии, когда приходит представитель гостиницы и смотрит, все ли нормально в номере и не увез ли гость искусственные цветы или вазу, которая украшала номер.

Петр Кузнецов: Ага.

Галина Дехтярь: То есть на самом деле это немножко не то. Тут нужно говорить о том, как оснащен номер, как он обслуживался, убирали ли его.

Потому что на самом деле основной момент, я тоже недавно отдохнула, основной момент и самый главный анекдот, который сегодня рассказывают у нас в туризме, такой. Входит горничная в номер в момент, когда гости находятся в номере, и говорит: «Ой, как у вас чисто! Можно не убирать», – и уходит. Вот это передается из уст в уста, реально это смешно, но это правда, потому что горничная, которая должна убирать 12–14 номеров, должна убирать порядка 20 вот в нынешней ситуации практически 100%-й загрузки номеров. И получается, естественно, что они не успевают этого делать, и вот это минусы, которые присутствуют в гостиницах, которые относятся к любой звездности.

Поэтому, когда мы говорим о звездах, мы не должны сравнивать Турцию, Россию и, например, Францию, у нас у всех разные классификации. Поэтому большие номера турецких многозвездных отелей – это номера, в которых присутствуют обязательно воздухокондиционеры, а у нас в 3 звездах может не быть кондиционирования, и это наша система классификации предусматривает. Вот это тоже надо, чтобы наши туристы понимали, поэтому этот нюанс у нас присутствует.

Петр Кузнецов: Галина, звезды обманчивы. Скажите, пожалуйста, вот сейчас человек собирается, ну вот прямо сейчас, в этот момент, куда-то отдохнуть и выбирает себе гостиницу – как на берегу определить, в ту ли он гостиницу приедет, соответствующую картинке, чтобы на месте он уже не узнавал, что на самом деле это все не так? Возможно это сделать именно с нашими гостиницами в этом сезоне?

Галина Дехтярь: Абсолютно спокойно можно все проверить.

Петр Кузнецов: Пожалуйста.

Галина Дехтярь: Значит, на сайте классификация.рф у нас присутствует реестр классифицированных объектов, куда каждый из наших туристов может посмотреть, написать полное наименование средства размещения – гостиницы, санатория, пансионата или турбазы – и узнать, как она классифицирована, сколько реально там звезд. Пожалуйста, это сделать очень легко, и полная информация будет...

Петр Кузнецов: И этого будет достаточно?

Галина Дехтярь: ...до момента выкупа тура, до того, как его купить.

Ольга Арсланова: Хорошо, с гостиницами более-менее понятно. Но гостиницы и дороже, многие отдыхают в гостевых домах или снимают апартаменты через специальные ресурсы. Вот нам пишут, например: «В Геленджике отдыхаем, гостевой дом у моря 2 тысячи рублей за номер», – это действительно дешевле и становится все более и более популярным. Вот как тут проверить заранее качество?

Галина Дехтярь: То, что касается гостевых домов, пока у нас нет классификаций гостевых домов вообще. То есть этот аспект мы рассматривали уже неоднократно, это так называемый частный сектор, это то, что предлагает Airbnb, соответственно, это просто частные граждане сдают в аренду свои дома или квартиры. Поэтому здесь говорить о какой-то гарантии от государства, гарантии безопасности, качества, бесполезно абсолютно. Мы можем говорить только о тех коллективных средствах размещения, которые предусмотрены нашей системой, а вот этих индивидуальных средств размещения там нет вообще.

Ольга Арсланова: То есть здесь стоит ориентироваться только на цену? Если дорого, скорее всего, будет неплохо, дешево...

Галина Дехтярь: Я бы сказала, на отзывы, кроме цены нужно смотреть на отзывы гостей, которые побывали на этом объекте размещения, там какое-то бунгало или еще как-то, как оно там называется, или какой-то домик, коттеджик. Посмотреть, что пишут люди, только в этой ситуации платить деньги.

Ольга Арсланова: Получается тогда, что отзывы честнее звезд по большому счету?

Галина Дехтярь: Да, да, иногда отзывы могут быть честнее тех звезд, которые гостиницы присваивают себе сами. Очень часто мы обращали на это внимание: у гостиницы стоит 3 звезды, в букинге 3 звезды, а когда ты начинаешь ее проверять по классификации, по вот этой системе классификация.рф, оказывается, что у этой гостиницы вообще звезд нет. Именно поэтому я наших зрителей и отправляю посмотреть реестровый номер гостиницы, и тогда будет все ясно, классифицирована она вообще, есть у нее звезды, или их вообще нет, совсем.

Петр Кузнецов: Галина, а давайте поговорим в целом о ценообразовании в этом сезоне. Мы начали с того, что есть регионы, которые поднимают цены, но есть и власти регионов, которые говорят, что цены сохранят. Можем ли мы надеяться на то, что действительно в каких-то субъектах власти пытаются цены регулировать и оставлять на уровне 2019 года?

Галина Дехтярь: Вы знаете, мы анализировали уровень цен и выявили целый ряд регионов... То есть были проанализированы 50 регионов Российской Федерации по запросам «Известий» и получили информацию, что энное количество регионов Российской Федерации подтвердили повышение цен на гостиницы до 30%. Поскольку спрос есть, соответственно, цены стали расти вверх, при этом качество сервиса не меняется, цена повышается. Вполне понятно, что все наши морские гостиницы потихоньку, понемножку, но цены подняли.

Петр Кузнецов: А, потихоньку, понемногу, вот 30% – это просто очень сильно. Интересно, до каких пределов может это повышение дойти.

Галина Дехтярь: Ну, я думаю, что уже сегодня глубина бронирования позволяет четко сказать, что этот сезон они закончат на этих же ценах и дальше все не пойдет. Не забывайте, что начало сентября – это начало учебного года, родители с детками вернутся в Москву или в другие города нашей страны, таким образом дальнейшее повышение цен уже не пойдет, потому что начинается отток туристов на Турцию в ожидании еще каких-то открывающихся территорий для наших граждан. Поэтому, скорее всего, цены больше расти не будут, 30% – это максимальная цифра по стране в принципе по повышению цен, а так где-то на 5%, где-то на 10% и так далее, то есть в зависимости от региона и спроса на этот регион на нашем рынке туризма.

Ольга Арсланова: Многие наши зрители жалуются на то, что цены высокие, а качество услуг по-прежнему довольно низкое. Вот в чем проблема российского сервиса? Нам не хватает персонала, качественных кадров, или это проблема управления в первую очередь?

Галина Дехтярь: Вы знаете, во многих случаях это проблема управления. Потому что вот я, например, сейчас отдыхала в санатории, и в этом санатории, где людям по идее нужно доставить каким-то образом в номер багаж, не существует никого, кто бы мог помочь это сделать. То есть на самом деле нужно было бы предусмотреть, ведь в принципе все руководители средств размещения неоднократно бывали на выездных семинарах, их всех обучали, и они понимают, что начинается все с приезда гостя, с момента его захода, заезда на территорию с того самого багажа, который должен быть доставлен в номер. С расселения – сколько фотографий мы видели, как люди расселяются в течение часа, стоя в очереди, или они начинают заезжать, а номера не готовы.

Вот эти нюансы, которые показали как бы где-то неготовность, где-то неполную готовность, а где-то, наоборот, хорошее качество сервиса, они должны быть учтены в обязательном порядке и при организации вот этого отдыха нашего до конца года с кешбэком, и в дальнейшем при обслуживании российских туристов.

Петр Кузнецов: Ага. В итоге, как вам кажется, вот этот экспериментальный сезон даст прирост в дальнейшем уже так, на автомате, по инерции в следующие года, когда никакой пандемии уже не будет, внутреннему туризму? Или наши поездят от безысходности, поймут, что на самом деле даже Турции пока конкуренцию составить в плане сервиса не можем, и потоки не поменяются?

Галина Дехтярь: Вы знаете, мне кажется, что нынешний сезон даст большой толчок развитию туризма. Потому что, с одной стороны, люди поехали посмотреть красоты страны и увидели, что, оказывается, у нас есть много такого потрясающего, что в принципе можно показывать и иностранцам. С другой стороны, наши путешествия позволили выявить минусы логистики: где-то не хватает транспорта, где-то плохие дороги и так далее. И все это, естественно, должно быть собрано, проанализировано, для того чтобы в будущем году позволить людям больше путешествовать по своей стране.

И я думаю, что если основные маршруты наши, это крымские города и Краснодарский край, которые как бы всем изведаны, то Приморье, иные края, какое-нибудь Белое море, куда можно съездить, и так далее, – это все то, что показало красоты, и люди увидели в фотографиях в Facebook, в видеороликах и так далее в YouTube, которые просто показали те места, которые составят конкуренцию зарубежным красотам. Поэтому я думаю, что российский туризм будет развиваться дальше именно вот с точки зрения познавательного туризма.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Петр Кузнецов: Спасибо вам за этот комментарий. Галина Дехтярь, профессор РАНХиГС, была на связи. У нас сейчас на связи...

Ольга Арсланова: Давай почитаем сообщения.

Петр Кузнецов: Да.

Ольга Арсланова: Владимирская область пишет: «Отдыхать советую на Урале, город Красновишерск Пермского края. Там такая природа, воздух, чистая река!» «Лучший отдых на реке Лене, вкуснейшая рыба». «Домик в Крыму у нас, никаких проблем с отдыхом, – это кто-то из Москвы нам пишет. – Недвижимость на курорте – решение проблем». «Прекрасно отдохнули с подругой в Репино, чудные места. Гостиница обычная, но разве это главное? Обошли все окрестности и насладились природой».

Петр Кузнецов: А вот у нас Елена еще в Крыму была. Здравствуйте, Елена.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: А сами-то вы из Тюменской области.

Зритель: Тюменская область, город Тобольск.

Петр Кузнецов: Ага.

Ольга Арсланова: Кстати, а как вы добирались до Крыма, Елена, расскажите?

Зритель: У нас был транспорт полный от Тюмени до Симферополя, прямо до самой гостиницы туда и обратно.

Петр Кузнецов: Ага. Не особо довольны-то вроде, нет?

Зритель: Хочу просто поделиться впечатлением. Я первый раз была в Крыму, это была моя мечта побывать в Ласточкином гнезде…, на Ай-Петри.

Ольга Арсланова: Ага.

Зритель: Воронцовский дворец, мы все это посетили. Две недели отдыха за 37 тысяч, я считаю, что это бюджетный вариант.

Петр Кузнецов: Две недели за тридцать семь?

Зритель: Две недели, да.

Ольга Арсланова: И это с билетами?

Петр Кузнецов: С билетами, и там завтраки, все это?

Зритель: Билеты, трансфер, проживание.

Петр Кузнецов: Трехразовое питание?

Зритель: Да. Хочу сказать огромное спасибо сотрудникам гостиницы: вы знаете, прекрасные номера, чистое белое белье, белоснежное, накрахмаленное, меняли 2–3 раза, через 2–3 дня...

Петр Кузнецов: Не заходили в номер, когда вы там были, и говорили: «Ой, а у вас чисто, я не...» ?

Зритель: Нет, такого не было. Мы просто сами удивлялись, с подружкой Надеждой ездили мы. И приходили когда с моря или приезжали откуда-то с экскурсии, мы были очень удивлены приятно, что у нас белоснежное, накрахмаленное бель, все прибрано чисто. Вы знаете, мы за такие деньги, конечно, не ожидали такого хорошего...

Ольга Арсланова: Слушайте, здорово, здорово!

Петр Кузнецов: Ну да, абсолютно индивидуально. То есть такое ощущение, что в соседнем совершенно иная картина может быть, а в соседнем отеле, вот прямо там же, на тот же пляж ходят, а с совершенно другим отзывом приехали.

Ольга Арсланова: Спасибо, Елена. Действительно, есть ощущение, что очень неровный у нас туризм, это правда так. Вот что пишут туристы, которые побывали в Судаке: «Набережная 2 километра, туалетов штуки 4, до туалета бежать далеко, – в общем, что происходит в море, можете догадаться. – А вот в Греции на пляже туалет с душем через каждые 10 метров».

А давайте, кстати, посмотрим, как выглядел туризм в этом году в наших городах, каким турпотоком могут похвастаться Ярославль и Крым, об этом в нашем сюжете.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Не верят Елене из Тюмени, которая, насколько я помню, за 35 тысяч шикарно отдохнула в Крыму 2 недели. Телезритель из Москвы считает, что это вообще подставная какая-то Елена: «Не верится, чтобы постель еще меняли 3 раза в неделю. Таких цен даже нет, да еще и с едой. Очень стыдно за такую информацию». Мы как раз о разбросе цен чуть позже с нашим следующим экспертом поговорим, а пока поговорим мы с Дмитрием из Москвы.

Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Добрый вечер, Дмитрий. Где вы отдыхали этим летом, если отдыхали?

Зритель: Я отдыхаю 7 лет подряд уже на нашем Черноморском побережье, не изменяю нашей стране. Это и Сочи, Адлер, Геленджик был и Анапа. То есть опыт у меня есть, некая выборка, могу судить.

Ольга Арсланова: А что вам... ?

Петр Кузнецов: Что, разве ни разу не потянуло за границу за это время?

Зритель: За границу в другие сезоны, но море я предпочитаю наше.

Петр Кузнецов: Ага.

Ольга Арсланова: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что вам так нравится в курортах Краснодарского края.

Зритель: Ну во-первых, это наше родное, во-первых, это наше родное, акклиматизации нет, люди наши, пускай и армяне в Адлере, но все равно наши. Вопрос в другом, вопрос... Уважаемый профессор Галина сказала, что 100% в этом году заняты. Но я в этом году тоже собираюсь на наше побережье, мониторю букинг, благо цифровизация у нас идет. Так вот, занятость далеко не 100%. И почему оправдывают...

Петр Кузнецов: Ну так это вы, наверное... Извините, что я перебиваю, – это вы, наверное, сейчас на сентябрь какой-нибудь выбираете? Галина как раз сказала, что в сентябре...

Зритель: Нет-нет, август, август.

Петр Кузнецов: На август? Так.

Зритель: Любой может открыть...

Петр Кузнецов: И где у нас не занято сейчас, например?

Зритель: В Адлере не занято, все побережье, так сказать, есть разные цены, разные вкусы, пожалуйста, и Анапа, и так далее.

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: Но вопрос в другом, вопрос в том, что 20 минут назад смотрел «Первый канал» про Турцию, как там туристов против коронавируса встречают, – все продумано до мелочей. И наши туристы как встречены на нашем курорте? – никакой безопасности, один раз температуру померят при въезде.

Я считаю, что это две проблемы. Проблема в нас, в туристах, что мы не требуем на наших курортах нормального к нам отношения, мы привыкли, что к нам относятся как к людям третьего сорта у нас же, а там к нам нормально относятся. И второе – это проблема, конечно, государственного уровня, вот это мое мнение. Нужно работать с обеих сторон.

Ольга Арсланова: «Проблема государственного уровня» – что вы имеете в виду? Мало финансирования?

Зритель: Ну, это, конечно, прекрасно, что мы можем возмутиться где-то в отеле, а куда мы дальше пойдем? Нас мэр города будет слушать, или кто-то нас будет слушать? Или Ростуризм, кто нас будет слушать? Мы не услышаны. Так что мы должны идти с обеих сторон, и снизу и сверху, чтобы найти ту самую золотую середину и прийти к оптимальному опыту на нашем курорте.

Ольга Арсланова: Да, здорово.

Петр Кузнецов: Дмитрий, об оптимальном отдыхе как раз хотел спросить. Вы как амбассадор российского отдыха, получается, скажите, пожалуйста, как правильно выбрать направление бюджетное, доступное, хорошее, качественное?

Зритель: Правильно выбрать направление? Надо, первое, чтобы был по душе климат. Анапа – это для детей, там мелкое море...

Петр Кузнецов: Ну «по душе» – это размытое такое понятие, знаете.

Зритель: Нет-нет, по разным критериям. Море в Анапе – это для детей, мелкое море, мне лично не нравится. Я люблю Адлер, где глубокое море и дикий пляж.

Петр Кузнецов: Ага. Дальше – как с сервисом не прогадать?

Зритель: Ох, вот это намного сложнее. Очень много неправды, очень, к сожалению, много неправды, поэтому...

Петр Кузнецов: Ну на что вы ориентируетесь в таком случае? Вот нам посоветовали больше не на звезды обращать внимание, а на комментарии под звездами.

Зритель: Безусловно, комментарии... Но комментарии чистят, поэтому надо выбирать объективные отзовики, сайты-отзовики. Конечно же, я не доверяю на сайтах самих гостиниц, там все чистится и так далее, это понятно, то есть какие-то объективные отзывы. Плюс цифровизация, веб-камеры у нас есть, я просматриваю все побережье по веб-камерам, смотрю, где пляжи забиты, где как, где чего. То есть ну вот пользоваться дарами цифровизации.

Петр Кузнецов: И да, еще один вопрос: а какой бюджет вы закладываете в этом году на отдых в России?

Зритель: Я закладываю 20 с копейками дней, ну там наши 21 курортный санаторский день, я привык по 21 день, ну в районе 80 тысяч. Не как из Волгограда отдохнули в Анапе за 9 дней в 4 звездах, а все-таки 21 день на 80 тысяч планирую.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Хорошего вам отдыха, мы уверены, что у вас все получится в этом году. Это Дмитрий из Москвы.

Ольга Арсланова: Еще о ценах. «Отдохнули впятером в Крыму за 110 тысяч рублей 16 дней вместе с дорогой. Два города, Евпатория и Ялта, – кстати, Ялта одна из самых дорогих. – В Крыму экскурсии, кафе, питание, дорога, музеи». Ну вот сами поделите 110 на пятерых, сколько получилось.

Мы продолжаем говорить о наших курортах. У нас на связи Илья Уманский, генеральный директор компании «Национальный туроператор АЛЕАН». Здравствуйте, Илья.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Илья.

Илья Уманский: Добрый вечер, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Давайте по ценам. Значит, у нас были две телезрительницы: одна за 80 тысяч в Анапе отдохнула, все плохо, сервис, еда, вообще все плохо, все что ни возьми, вплоть до музыки; другая за 2 недели 35 тысяч, Крым, все прекрасно, чистые простыни, 3 раза в день меняют, еда шикарная, багаж впечатлений. Как такое может быть? Давайте поговорим о ценообразовании. Это конкретно от отеля зависит? И вот по экономическому обоснованию пройдемся, почему такой разброс, почему получается так, что как повезет?

Илья Уманский: Ну конечно, все зависит от восприятия. Знаете, у одного стакан наполовину полон, у другого наполовину пуст, поэтому здесь, конечно, нужно говорить об этом.

Если говорить о ценообразовании, то оно у нас разное. Я немножко слышал ваш эфир, просто хотел такую заметочку на полях сделать на такой давно состоявшийся вывод. Дело в том, что качественных средств размещения в нашей стране, к сожалению, относительно немного. Мы оцениваем, что доля качественного номерного фонда... Это очень такое широкое понятие, не просите меня его как-то объяснять, это номерной фонд, который соответствует международным стандартам, который может с ними полноценно конкурировать. Вот доля такого качественного номерного фонда на наших основных курортах не превышает где-то 10%.

К сожалению, основную массу емкости наших курортов составляет так называемый частный сектор, тоже очень широкое и размытое понятие, особенно в нашей стране: это и комнатки у бабушки, это и квартиры, которые как-то в летний сезон принимают туристов, размещают, это и частные гостиницы, которые вполне себе отели, но построены и оформлены как частные домовладения, – вот они представляют собой основную массу нашего номерного фонда, который явно не относится к качественному, и, конечно, с сервисом там непросто.

Так вот, что касается цен, когда мы говорим и пытаемся сравнить стоимость отдыха в России с какими-то самыми популярными курортами, как правило, мы сравниваем вот эти вот категории качественных отелей, качественного размещения и так далее. Поскольку у нас их немного, поскольку у нас конкуренция среди них невысокая просто по причине того, что они и так заполняются очень неплохо, конечно, мы часто в этой конкуренции ценовой проигрываем.

Но с точки зрения просто цены, когда мы говорим, когда такой тезис звучит, что в России отдыхать дорого, – вот это абсолютная неправда. Так дешево, как можно отдыхать в России, за рубежом, к сожалению, отдохнуть невозможно. То есть в целом отдых внутри нашей страны дешевый, и этой дешевизной по большому счету зачастую объясняется относительно невысокий сервис, потому что ну не бывает, к сожалению, бесплатного ничего. А, значит, сервис в отелях, в которых он присутствует, там, к сожалению, присутствует зачастую не самая низкая цена.

В этом году, если говорить о повышении цен в этом году, я тоже слышал, вы об этом говорили, то нужно подчеркнуть, что именно вот эти гостиницы, которые представляют соответствующий сервис, они загрузились, как я говорил, и они на своих остатках номеров, которые уже к моменту пиковой загрузки подходили, да, действительно, было поднятие цен. Но, как правильно говорил предыдущий участник нашей дискуссии, вот, например, вот этот многочисленный частный сектор далеко не полностью загружен, сейчас практически на всех курортах несмотря на то, что отели, пансионаты крупные загружены, в частном секторе достаточно много мест, и они цены не поднимали.

И в заключение своей мысли: есть просто статистические данные у меня, которые... Знаете, с математикой сложно спорить: цены по сравнению с прошлым годом у нас на больших объемах продаж по факту выросли в пределах 5%. Средний чек того тура, который мы продаем… Ну понятно, что в него выходят как достаточно длительные поездки, вот есть туристы, которые ездят на 21 день, как предыдущий оратор, так есть люди, которые на пару дней в Подмосковье, но все равно. Средний чек – это как средняя температура по больнице, он изменился незначительно и составил в этом году в пределах 36 тысяч рублей.

Ольга Арсланова: Ага. Ну вот я сейчас открыла ваш сайт, смотрю, в Геленджике в красивом отеле, который мне нравится, 4 звезды написано, можно отдохнуть где-то за 6–7 тысяч, средняя цена у вас написана 6–7 тысяч, это, я так понимаю, в сутки за проживание в таком отеле. И это действительно дорогим мне кажется для Геленджика, потому что нужно же еще заплатить за перелет, питание, какие-то еще вещи. Вот вы можете объяснить, почему человек должен за такую цену выбрать Геленджик, а не Турцию?

Илья Уманский: Ну, на самом деле хочется пошутить на тему закрытых границ, но сейчас уже можно ехать в Турцию, поэтому я вам отвечу, наверное, по-другому. На самом деле у нас большая аудитория туристов, которые выбирают именно российские курорты несмотря на то, что открыты зарубежные направления. В первую очередь это туристы с маленькими детишками. По большому счету, мы давно заметили и рекомендуем нашим партнерам-отельерам как раз на эту аудиторию делать основной упор, потому что когда ты не обременен детьми, по большому счету весь мир открыт и доступен... Ну, еще раз, я не хочу это называть исключительной панацеей, но это просто статистические наши выборки...

Ольга Арсланова: Это правда.

Илья Уманский: ...и мы на них ориентируемся. А когда у тебя есть дети, конечно, мы едем на море зачастую ради детей. Значит, заботе о детях, об отдыхе с детьми, собственно, посвящены все наши беспокойства и вся подготовка. Поэтому отдых внутри страны с детьми гораздо проще. Во-первых, отсутствует языковой барьер, а мы понимаем, что когда-то что-то там нужно, у нас, к сожалению, знание иностранных языков у наших сограждан не на высоком уровне. Во-вторых, это все-таки знакомая пища, нет никаких проблем с питанием и так далее. Это медицина, все-таки дети, это не редкость, заболевают, и, конечно, наличие понятных врачей, понятных лекарств и так далее тоже склоняет туристов к выбору российских курортов.

Плюс есть люди, которые ну просто откровенно боятся летать; есть люди, которые находятся в положении и которым этот риск тоже не нужен; есть люди просто-напросто невыездные; есть огромное количество людей, которые выбирают наши курорты, потому что, например, они любят путешествовать на машине. И если брать, опять-таки пытаться к цифрам отнестись, то мы увидим, что турпоток на наши курорты, если брать черноморские курорты, разделяется примерно на 3 равные группы: треть – это люди, приезжающие на самолетах, треть – железнодорожный транспорт, и треть – люди, которые имеют возможность поехать на собственном автомобиле. На собственном автомобиле в Турцию ехать значительно дольше.

Ольга Арсланова: Да, это правда. Спасибо за беседу.

Петр Кузнецов: Хотя стоит попробовать. Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Илья Уманский.

Петр Кузнецов: Елена Джанджугазова прямо сейчас с нами на связи, это профессор кафедры гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова и доктор экономических наук. Елена Александровна, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Елена Джанджугазова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а в целом на туристической отрасли как скажется этот необычный сезон? Сможет ли она добрать благодаря высокому спросу?

Елена Джанджугазова: Ну, вы знаете, конечно...

Петр Кузнецов: Елена Александровна, да, не очень хорошо вас слышно, если можно, перейдите на телефон, чтобы и мы, и телезрители вас слышали, потому что информация очень важная от вас будет сейчас поступать.

Елена Джанджугазова: Алло, слышите меня, да?

Ольга Арсланова: Да.

Петр Кузнецов: Получше, но, может быть, как-то... Давайте попробуем, мы послушаем потом, что нам звукорежиссеры скажут.

Елена Джанджугазова: Ага, ну хорошо.

Петр Кузнецов: Вам, наверное, нужно просто звук на ноутбуке сделать или вообще выключить.

Елена Джанджугазова: А я его сейчас выключу. Алло, слышите, да?

Петр Кузнецов: Да, сейчас хорошо.

Елена Джанджугазова: По-моему, так лучше.

Петр Кузнецов: Будет ли лучше туротрасли? Сможем ли мы все козыри использовать, которые у нас сейчас есть на руках?

Елена Джанджугазова: Ну, вы понимаете, восстановить утраченное, я думаю, невозможно. Но все-таки как-то наверстать за эти несколько месяцев можно, что и делается сейчас.

Ольга Арсланова: Давайте мы попробуем перезвонить, чуть-чуть улучшим связь.

Петр Кузнецов: Да, потому что какой-то из звуков, который от вас поступает, перекрывает, и чувствуется, что вы свое эхо слышите, поэтому, возможно, диалог не получится, но у нас еще на это есть время, и очень много есть SMS-сообщений. Пенсионер, 68 лет... А, нет, это не про то. «Десять лет назад в Ялте я отдохнула 10 дней с трехразовым питанием за 10 тысяч рублей», – ну, знаете, это 10 лет назад было, Белгородская область, поэтому информация такая не очень показательная.

Ольга Арсланова: Ялта пишет...

Петр Кузнецов: «В Тунисе за 12 тысяч отдохнули в декабре 14 дней в шикарном (там каком-то...) 4+, было спецпредложение отеля. Вспоминаем как сказку, как же здорово было!» – судя по всему, Воронежская область вынуждена воспоминаниями жить.

Ольга Арсланова: Да. А вот будни, а не сказка: «Жили у частника. Вода холодная, 1 час в день помыться, это Ялта», – вот такой отдых.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а Елена Джанджугазова с нами на связи, да, вернулась?

Елена Джанджугазова: Да, я вас слышу.

Ольга Арсланова: Отлично.

Петр Кузнецов: Да. Елена Александровна, замечательно слышно. Давайте...

Ольга Арсланова: Вам слово, не будем тратить время.

Елена Джанджугазова: Хорошо.

Вы знаете что? Я поняла ваш вопрос, и вообще этот вопрос очень беспокоит всю туристскую отрасль. Потеряв 5–6 месяцев, конечно, восстановиться очень трудно, хотя сейчас наши российские курорты, конечно, работают на пределе, особенно черноморские. Все-таки какую-то часть утраченных вот этих, так сказать, доходов восстановить можно. А вот этот фактор такой, знаете, получился искусственный протекционизм своему собственному туристскому продукту, потому что люди в принципе выезжать не могли и сейчас это очень затруднительно, а все-таки культура отдыха существует, желание отдыхать, эта потребность никуда не девается. Поэтому, конечно, люди отдыхают, и сейчас вот просто курорты заполнены, особенно это курорты Крыма и Черноморского побережья Краснодарского края.

Петр Кузнецов: Ага. Чему нашим курортам еще долго и долго учиться в плане гостеприимства?

Елена Джанджугазова: Вы знаете, действительно, очень много нареканий, они справедливы, от наших туристов. Я могу сказать...

Петр Кузнецов: Ну потому что, извините, люди приезжают, они знакомы с западным сервисом, и, конечно, у них уже сформированы летние особенно запросы. Понятно, что они, наверное, вправе требовать такого же от наших курортов.

Елена Джанджугазова: Да. Вы понимаете, какая ситуация? За эти 20 лет статус пользователей, вот российских туристов, поднялся очень высоко, и наши люди были не только в Турции: это Испания, это Греция, это Италия. Понимаете, это, конечно, передовые курорты. Естественно, у них есть представление о том, как должен выглядеть вот этот морской пляжный курортный продукт. И сейчас вот, отдыхая на родине, они, конечно, отчетливо видят эти недостатки. Но я вам могу сказать, что в принципе, конечно, тоже продукт этот дифференцированный и все-таки сочинские курорты, группа вот этих курортов, конечно, больше отвечает потребностям, нежели вновь вошедший в состав России Крым.

Ольга Арсланова: Но видите, у этой части страны получилось, может быть, получится и у других направлений туристических. Спасибо за ваш комментарий. Елена Джанджугазова была у нас в эфире. Мы говорили об отдыхе в нашей стране, о плюсах и минусах.

Петр Кузнецов: Ну что ж, а прямо сейчас по традиции в вечернем блоке «Информационная погода» в регионах.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Опрос: 80% не поедут отдыхать за рубеж, даже если будет возможность. При этом наши курорты переполнены, цены бьют рекорды...