Россияне не поддерживают ЗОЖ?

Гости
Андрей Демин
президент Российской ассоциации общественного здоровья, профессор ПМГМУ им. И.М. Сеченова
Андрей Коротаев
главный научный сотрудник Института Африки РАН, директор Центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ

Иван Князев: Ну и далее у нас вот какая тема. Каждый 8-й россиянин в этом году предпочитал спорт водке и сигаретам, это если верить Росстату, он подсчитал, сколько наших сограждан выбрали здоровый образ жизни.

Ольга Арсланова: А можно Росстату не верить, а верить своему окружению, например, поэтому будем ждать ваших свидетельств.

Но давайте серьезно все-таки отнесемся к подсчетам Росстата, тем более что делаются они в нашей стране впервые по заказу властей, для того чтобы понять, какой образ жизни все-таки россияне выбирают и где именно у нас больше всего приверженцев ЗОЖ. Вот что узнал Росстат: ЗОЖ в нашей стране любит вот эта вот розовая часть, 12% всего населения…

Иван Князев: Немного, прямо скажем.

Ольга Арсланова: Да, в среднем по стране выглядит немного скромно, скромно.

Что же значит ЗОЖ, когда мы говорим вот об этих 12%? Чем же они отличаются от всей этой синей массы? Вот пять официальных условий по Росстату: не курить, время от времени заниматься спортом, там что-то около 2 часов в неделю как минимум, есть много овощей и фруктов, внимание, каждый день, не раз в месяц, мало соли употреблять и практически не пить спиртного. Давайте посмотрим, кто справился по всем этим пяти пунктам.

Иван Князев: Вот я могу сказать, я точно по всем пяти не справился, есть нюансы, но не по всем пяти.

Ольга Арсланова: Все, в синюю массу, пожалуйста, отправляешься.

Посмотрим на регионы. Первое место занимает Ингушетия, 49% респондентов выбрали здоровый образ жизни.

Иван Князев: Молодцы.

Ольга Арсланова: Второе и третье – Крым и Адыгея. В пятерке также оказались Чувашия и Воронежская область. Между прочим, в Москве и Петербурге все хуже, тяжелая жизнь в этих городах, меньше 10% выбрали здоровый образ жизни. А вот аутсайдер абсолютный Чукотка, там здоровый образ жизни выбирает только 0,5% населения. Но там тяжелые природные условия…

Иван Князев: Там холодно.

Ольга Арсланова: Как не налить и не закурить на Чукотке, я, честно говоря, сама не знаю.

Иван Князев: Да.

Дорогие друзья, мы спрашиваем у вас: «ЗОЖ – это про вас?» «Да» или «нет» пишите нам быстренько, мы в конце обсуждения подведем итоги этого опроса, посмотрим, сколько у нас в стране людей…

Ольга Арсланова: …которые смотрят ОТР при этом.

Иван Князев: Да-да, и выбирают здоровый образ жизни.

Ну а сейчас поговорим с экспертами. У нас на связи Андрей Коротаев, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала.

Ольга Арсланова: Андрей Витальевич, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Андрей Коротаев: Добрый день.

Ольга Арсланова: Вызывает удивление такая разница региональная. У нас получилось, что в Ингушетии чуть ли не половина населения ведет здоровый образ жизни, а на Чукотке даже до 1% не дотянули. Как вы можете…

Иван Князев: Хотя, казалось бы, в Ингушетии тоже горы, вино, Кавказ.

Ольга Арсланова: Как вы можете объяснить вот такую разницу? Может, там власти что-то местные накручивают, чтобы свой регион получше представить?

Андрей Коротаев: Главный секрет Ингушетии – это крайне низкое потребление алкоголя, оно действительно крайне низкое, проверяется всеми методами…

Ольга Арсланова: Чем-чем, простите?

Андрей Коротаев: По ожидаемой продолжительности жизни…

Ольга Арсланова: А-а-а.

Андрей Коротаев: …обгоняет даже Москву, то есть это все неслучайно. Но при этом, в общем, неслучайно, что Чукотка, там еще Тыва, Ненецкий автономный округ, они вот находятся на самых последних местах. Там, кстати, продолжительность жизни самая низкая. То есть действительно вот такая корреляция между здоровым образом жизни и ожидаемой продолжительностью жизни, безусловно, есть, поэтому к этим данным можно вполне серьезно относиться.

Ольга Арсланова: А расскажите, пожалуйста, вот в Москве и в Петербурге живут довольно обеспеченные люди, и вот я смотрю на свое окружение московское, все стараются ходить в спортзал, не то чтобы пьют, совсем чуть-чуть.

Андрей Коротаев: Нет, вы знаете, мне кажется…

Ольга Арсланова: При этом мы не дотягиваем, не знаю, до Крыма, например.

Андрей Коротаев: Да. Мне кажется, что нас сильно тянет вниз, больше всего тянет вниз, почему у нас такая низкая в целом по стране цифра оказалась, – это все-таки потребление свежих овощей и фруктов. Вот с этим у нас действительно… Посмотрите кругом, чтобы требуемые 400 граммов каждый день свежих овощей и фруктов, – это мало кто, к сожалению, эту норму выполняет…

Ольга Арсланова: Слушайте, это еще и очень недешево, надо сказать, 400 граммов.

Иван Князев: Ну да, прямо скажем.

Андрей Коротаев: Нет, на самом деле есть такая вещь, как яблоки, которые практически любому доступны, но вот нет вот этой установки на обязательное потребление в день вот этих 400 граммов. Это на самом деле вполне серьезно, это серьезный фактор того, что у нас повышенная смертность.

На самом деле самое серьезное – это, конечно, повышенное потребление алкоголя. Но сильное потребление алкоголя – это все-таки меньшинство россиян, то есть все-таки бо́льшая часть россиян либо не пьют, либо пьют умеренно, поэтому вот здесь это не отразилось. То есть главное, что потянуло вниз, – это все-таки потребление овощей и фруктов.

Иван Князев: Андрей…

Андрей Коротаев: Алкоголь вносит больший вклад в смертность, но в этом опросе главный фактор, на мой взгляд, потребление свежих овощей и фруктов, что тоже очень важно.

Иван Князев: Андрей, а скажите, пожалуйста, а кто у нас предпочитает сейчас больше здоровый образ жизни, молодежь или нет? Просто сегодня пришла новость, некоторые эксперты говорят, что поколение миллениалов, 2000-х гг., они до старости не доживут, потому что будут страдать депрессией, потому что много самоубийств, от передоза будут умирать…

Ольга Арсланова: Может быть, они выбирают фастфуд еще.

Андрей Коротаев: Ну нет, знаете, я могу сказать, что я динамику этого показателя знаю, но число россиян… Это так называемый взвешенный коэффициент, среди мужчин трудоспособного возраста смертность, сколько доживут до пенсии нынешних выпускников, если сохранится текущая ситуация. Но вот на самом деле в 2005 году у нас были абсолютно жуткие цифры, у нас половина в принципе не доживала. Но сейчас у нас этот показатель одних из самых худших в мире, но сейчас порядка где-то 7 из 10 доживут. Но это сильно лучше, чем было в 2005 году, но показатель еще, конечно, очень плохой, у нас смертность среди мужчин трудоспособного возраста…

Иван Князев: А современное поколение, те, которым сейчас по 20?

Андрей Коротаев: Ну, пока общая тенденция идет все-таки к тому, что этот показатель у нас улучшается.

Ольга Арсланова: Понятно.

Иван Князев: Понятно.

Андрей Коротаев: Да, поэтому, мне кажется, страхи… Вы знаете, улучшение у нас шло с 2005-го по 2015-е гг. самыми высокими темпами в мире по этому показателю, по смерти среди мужчин трудоспособного возраста, но мы до сих пор остаемся на самом худшем месте среди всех стран Азии, Европы, Северной и Южной Америки, только есть некоторые страны в Африке южнее Сахары, где смертность среди мужчин трудоспособного возраста выше, чем у нас.

Ольга Арсланова: Ну, слушайте, вы нас утешили, что…

Иван Князев: …что в Африке хуже.

Ольга Арсланова: Нет, даже не это, что молодежь вот эта будет…

Андрей Коротаев: Вот Нигер, самая бедная страна в мире, там смертность среди мужчин трудоспособного возраста меньше.

Ольга Арсланова: Ну да, то есть есть, куда падать.

Андрей Коротаев: ...при эпидемии Эболы смертность среди мужчин трудоспособного возраста была меньше, чем у нас сейчас.

Ольга Арсланова: Понятно.

Андрей Коротаев: Так что вот это у нас…

Ольга Арсланова: Но все-таки показатели растут, это очень хорошо, пускай они живут, им еще наши пенсии обеспечивать и нас содержать. Спасибо вам большое.

Иван Князев: Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Андрей Коротаев, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, был у нас в эфире.

Что пишут?

Иван Князев: Что пишут люди? Краснодарский край: «Мои соседи бросали курить, сейчас курят еще больше», – написал Михаил, пенсионер. Ярославская область пишет: «Откуда взяться овощам и фруктам, если село в России развалено? Я летом хотя бы в лес хожу, прохожу 20 километров в оба конца, а сейчас примерно 3,5 километра каждый день». А вот Ленинградская область пишет: «Соскучился по алкоголю, напиться бы, да денег нет», – и подпись: безработный пенсионер.

Ольга Арсланова: О да.

Давайте Елену послушаем, нашу зрительницу. Здравствуйте, Елена. Не расслышали, из какого вы города.

Зритель: Да, здравствуйте. Владимирская область, город Ковров.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, очень приятно. Вы ведете здоровый образ жизни, Елена, в городе Коврове?

Зритель: Ну, мы стараемся, стараемся, конечно, всеми силами. Но вот по поводу овощей и фруктов, конечно, вопрос такой злободневный. Если покупать и хорошего качества, и в нужном объеме, то это, конечно, выходит дороговато, особенно если еще семья большая. А так в принципе…

Ольга Арсланова: А вот как с алкоголем, сигаретами и спортом?

Зритель: Нет, мы с мужем не курим, но иногда позволяем коньячок после бани.

Ольга Арсланова: Ну это тоже в рамках здорового образа жизни на самом деле.

Иван Князев: Особенно после бани.

Зритель: Да, мы ходим каждую неделю в баню.

Ольга Арсланова: Можно легализовать.

Зритель: Я вот, например, интервальное голодание применяю.

Иван Князев: Отлично.

Зритель: Есть такая сейчас модная тема. Но я больше приверженец к мясу, а муж больше по фруктам.

Ольга Арсланова: А что дороже получается в итоге, вас накормить или мужа?

Зритель: Дороже его прокормить, чем меня.

Ольга Арсланова: Вот, все вегетарианцы, обратите внимание, дорогая эта штука, дорогое увлечение. Спасибо, Елена.

Иван Князев: Спасибо вам.

Ольга Арсланова: А мы приветствуем в эфире президента Российской ассоциации общественного здоровья Андрея Демина. Андрей Константинович сейчас появится вот здесь вот, в этом спортивном зале.

Иван Князев: Появится?

Ольга Арсланова: Да. здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Константинович.

Андрей Демин: Здравствуйте, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Главное, что интересует наших зрителей: здоровый образ жизни в России сегодня – это дорогое удовольствие? Это под силу только тем, кто хорошо зарабатывает?

Андрей Демин: Я бы не только здесь о деньгах говорил, это, конечно… Я приветствую практические меры, которые предпринимаются, уточнения… Здесь по сути уточняется, что такое здоровый образ жизни, на таком очень понятном языке, очень приветствую. Но хотел бы сказать, что здесь ограничения не очень финансовые.

Есть вообще целое понятие так называемых социальных детерминант здоровья, потому что мы вот сейчас говорим в рамках факторов риска по сути, когда мы говорим про эти пять групп показателей, факторы риска действительно. Дело в том, что эти риски формируются в силу вот этих социальных детерминант здоровья. Главная детерминанта здоровья – это вот этот неравный доступ фактически разных групп населения, разных людей к ресурсам, в том числе к фруктам, к спортивным залам, к информации в том числе, потому что Интернет, доступ к Интернету есть тоже ресурс, здесь тоже детерминанты, к сожалению, часто работают против людей. Поэтому в этом плане говорить о здоровом выборе на сегодняшний день, мне кажется, некорректно, потому что сделать такой выбор многие люди хотели бы, но не могут в силу вот этих вот причин. Поэтому я бы сказал, что здесь не только деньги.

Во-вторых, само присутствие этих факторов риска, широкое присутствие в нашей жизни – это очень серьезное дело. И мне очень нравится подход, который предложили наши коллеги из Соединенных Штатов Америки, которые говорят о том, что здоровый выбор, не должно быть такого понятия. Должна быть ситуация, когда человек не может сделать нездоровый выбор. Представьте себе, какой тут поворот элегантный происходит.

Ольга Арсланова: Это как?

Иван Князев: Это как так?

Ольга Арсланова: Запретить?

Андрей Демин: Ну, например, если бы вы жили в Пакистане, мы с вами жили бы в Пакистане…

Ольга Арсланова: Не надо.

Андрей Демин: …мы не могли бы там выпить водки, потому что ее там физически нет.

Иван Князев: Ну слушайте, меры сухого закона мы уже проходили, не работали они у нас.

Андрей Демин: Нет-нет, я не говорю про сухой закон, я просто говорю про то, что на сегодняшний день 57% населения планеты не употребляют алкоголь, поэтому ссылаться на нас…

Ольга Арсланова: А давайте применительно к России. У нас, понятное дело, алкоголь не запретят и хорошо…

Андрей Демин: Да, давайте применительно к России.

Ольга Арсланова: Что бы могло сработать в нашей стране?

Андрей Демин: Я просто это проиллюстрировал. Второй момент: мы высокоурбанизированная страна, у нас население ест то, что ему дают, покупает в магазинах готовую еду. Здесь вот очень серьезные упреки, необходимы изменения со стороны промышленности, потому что на сегодняшний день вот эти факторы риска, как правило, доставляет социально безответственный бизнес: табачный, алкогольный, пищевой.

Ольга Арсланова: Есть такое.

Андрей Демин: Ну и прочие, прочие пакостники, которые никак не хотят перестраиваться. Например, до сих пор у нас на упаковке продуктов вы не найдете ни содержания соли, ни содержания добавленного сахара, ни содержания трансжиров, ни содержания насыщенных жиров и так далее, потому что это уточнение пока самое первичное по пяти группам. Дальше мы должны будем еще больше уточнить, а дальше должен будет каждый себя лично вписать вот в эту вот самую систему, чтобы лично свое здоровье сохранить. Пока мы достаточно грубым путем идем, но уже на этом пути мы увидели очень серьезные недостатки, по которым нам надо всем предпринимать большие усилия.

Еще должен одну вещь сказать, что не должно быть иллюзий по поводу просвещения.

Иван Князев: Да, кстати, что касается популяризации. Я знаю просто…

Андрей Демин: У нас есть такая традиция, что знание – сила. На самом деле на сегодняшний день люди очень многие знают что-то, но не поступают правильно. К другим людям просто невозможно достучаться, потому что к современному поколению молодежи только через смартфон можно добиться, и то непонятно, в какой упаковке эту информацию нести. То есть на сегодняшний день самые хорошо работающие меры по здоровому образу жизни – это меры налоговые и ценовые.

Ольга Арсланова: Понятно, то есть рублем загнать в ЗОЖ.

Андрей Демин: Да. Либо не должно быть вообще, либо она должна быть страшно дорогая.

Иван Князев: Да, Андрей, я просто хотел сказать…

Андрей Демин: Человек подходит к прилавку, видит бутылку и думает: «Лучше я куплю себе зимние ботинки».

Ольга Арсланова: Понятно.

Иван Князев: Я просто хочу сказать, что в некоторых регионах, буквально на днях мы говорили об этой новости, администрация собирает информацию с различных учреждений, фирм и так далее, занимаются ли здоровым образом жизни, ходят ли в спортзал их сотрудники, и, если такую информацию не предоставишь, организацию может оштрафовать.

Ольга Арсланова: Тоже, кстати…

Андрей Демин: Да. И еще одну важную вещь могу вам сказать. Вот недавно мы с коллегой беседовали из Британии, он работает в университете, правда, но даже если бы и на заводе работал, все равно – он сказал, что ему доплачивает администрация…

Иван Князев: Вот!

Андрей Демин: Считается его рабочим временем то время, которое он тратит на поездку на велосипеде на работу и с работы.

Ольга Арсланова: О, вот так вот.

Иван Князев: Отлично!

Андрей Демин: Если бы он ездил на машине, ему бы это время не оплачивали. Вот, пожалуйста, очень хорошая…

Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, судя по нашему диалогу, вы много общаетесь с иностранными коллегами. Вот по вашим наблюдениям…

Андрей Демин: Я работаю со Всемирной организацией здравоохранения, поэтому вот приходится…

Ольга Арсланова: Вот. Скажите, россияне вообще к здоровому образу жизни тяготеют, или мы, россияне, неспортивные, не любим здоровый образ жизни, если сравнивать, например, с другими странами?

Иван Князев: Не про нас?

Ольга Арсланова: Ну просто у нас такая страна, мы любим нездоровый…

Андрей Демин: Нет, у нас очень спортивная страна, посмотрите на наши спортивные достижения, всю эту историю…

Ольга Арсланова: Это понятно, это большой спорт, а вот на уровне населения?

Андрей Демин: Ну, и массовый спорт тоже, это я вам могу сказать. Сейчас, если вы посмотрите, что делается в наших регионах, у нас есть просто губернаторы, допустим, в Вологодской области или в Удмуртии, в Липецкой области недавно был организован огромный забег, насколько мне известно. То есть это, конечно, очень многое зависит от личного примера руководителей.

Иван Князев: Понятно.

Ольга Арсланова: Ну понятно, да.

Иван Князев: «Динамо бежит? – Все бегут», да?

Ольга Арсланова: Но вам перед иностранными коллегами не стыдно за русских?

Андрей Демин: Нет, вы знаете, есть страны, которые просто… Там просто люди перестали двигаться, где очень высокий уровень доходов, скажем, богатые арабские нефтяные государства…

Ольга Арсланова: О-о-о.

Андрей Демин: Там ситуация намного, допустим, по физической активности скромнее, чем у нас. У нас все-таки народ еще шевелится.

Ольга Арсланова: Вот. Так что давайте молиться за то, чтобы у нас цены на нефть не росли, а то не дай бог слишком богатыми станем, это опасно.

Иван Князев: Есть у нас еще один звонок, давайте звонок послушаем.

Ольга Арсланова: Кто у нас на связи? У нас на связи Лариса из Омской области.

Зритель: Добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Да, здравствуйте. Лариса, город Омск. Хотела бы сказать, что уровень темы ЗОЖ напрямую зависит от уровня дохода. Я практически зожница с 15-летним стажем. Зарплаты у нас были в городе намного-намного выше, я не выпивала, не курила. Когда пришла работать, не буду говорить название банка, наверное, неэтично, зарплаты небольшие, руководство долбит, жизнь тяжелая, я закурила. Правда, потом бросила…

Ольга Арсланова: Ага, от стресса.

Зритель: Ну а выпивать… Да-да, приходится стресс снимать. То есть выше уровень зарплат, большее желание ЗОЖа, такой итог.

Иван Князев: Да, хорошо, спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам за это. Хотя расскажите об этом арабским шейхам, которые двигаться перестали, в общем, все относительно.

Давайте посмотрим на результаты опроса зрителей ОТР. «ЗОЖ – это про вас?» – «да» 49%, здорово, «нет» всего 51%, всего 51%, ничего страшного.

Иван Князев: Почти 50 на 50 получилось.

Ольга Арсланова: Спасибо большое за то, что принимали участие в опросе.