Россияне отдыхают

Гости
Игорь Романов
кандидат психологических наук, директор по коммуникациям РГСУ
Алексан Мкртчян
вице-президент Альянса туристических агентств РФ, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон»

Марианна Ожерельева: Итак, последнее в этом выпуске ОТРажения на сегодня – зимой большинство россиян предпочитают кататься на лыжах и санках, нежели заморский отдых.

Именно таким представляют себе идеальный отдых 39% опрошенных ВЦИОМ. Почти треть заявили, что сдолгие зимние вечера хотели бы проводить с семьей, друзьями, ходить друг к другу в гости. А 27% готовы просвещаться в период зимнего отдыха: ходить на экскурсии и путешествовать по историческим местам. На четвертом месте пляжный отдых – так ответили 21% опрошенных.

Результаты ВЦИОМа обсудим с экспертами.

Александр Денисов: Да, и на связи со студией Александр Мкртчян, генеральный директор сети турагентств, член Президиума Альянса туристических агентств России.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте!

Александр Мкртчян: Здравствуйте, Марианна! Здравствуйте, Александр!

Марианна Ожерельева: Вас результаты исследования не удивили, что оказывается море и солнце променяли тут вдруг на горы? Или условия такие?

Александр Мкртчян: Я абсолютно согласен с этими цифрами. На самом деле, действительно, сейчас море в России ... Оно у нас одно по сути дела – Черное. Ну еще можно назвать Каспийское. И так как опрос проводился в зимний период, поэтому большинство людей выбрали горнолыжные курорты.

Мы действительно видим тотальный такой огромный рост спроса на горнолыжные курорты. В первую очередь на Красную Поляну – это, конечно, хит сезона в этом году. Дальше с некоторым отрывом идет Архыз, Домбай, Приэльбрусье. Если брать азиатскую часть России – Абзаково, Шерегеш – да, действительно, спрос большой.

А информационно-познавательный отдых, ну слушайте... Да.

Марианна Ожерельева: Подождите. Я-то не про российское побережье. Вы так тонко сказали о том, что моря-то у нас сейчас, собственно, не для того, чтоб там плавать. Мы говорим о том, что в зимний период на отдых именно зимой, куда улетали? Египет, Турция. Там-то можно все-таки купаться, об этом. Вот это-то как раз-таки не удивило. Вопрос был в этом.

Александр Мкртчян: Да, там можно. Послушайте, многие россияне – невыездные. У нас только 15% населения имеют загранпаспорт. И поэтому, естественно, поездка за рубеж дороже, естественно, чем поездка, скажем, по России во многом.

Если брать Египет, тот курорт, который открылся впервые за шесть последних лет, действительно порядка 150 тысяч россиян улетели на новогодние праздники в Египет, потому что на сегодняшний день это самый недорогой курорт для россиян из зимы в лето. Все остальное: Мальдивы, Эмираты, Сейшелы, Доминикана, Мексика, Куба, Венесуэла, – это все намного дороже.

Александр Денисов: Вы упомянули самый недорогой курорт. В России какой самый недорогой зимний курорт? Сочи-то мы слышали, как там все забито было и как цены подскакивали в этом году.

Александр Мкртчян: Слушайте, если брать горнолыжные курорты, то это в первую очередь, конечно, Приэльбрусье. На сегодняшний день – это один из самых. И вот то, что туда дальше в Осетию: Цейское ущелье, Дигория, вот там еще недорого.

Конечно, Красная Поляна, Архыз – вы правы, Александр абсолютно, цены зашкалили. Если брать 2019 год, вот 2020 когда мы встречали с 2019 на 2020, цены в Красной Поляне превышают на 100% цены 2019 года, т.е. выросли в два раза цены за два года.

Марианна Ожерельева: Вот на Архызе пишут, «за четыре дня 130 тысяч оставили». К вопросу о том, что отдыхать ... стало.

Александр Мкртчян: Да, подъемники подорожали. Слушайте, ну, Архыз – это дорогой курорт. Пожалуйста, я могу посоветовать вашим зрителям тот же Домбай, Приэльбрусье, Ведучи.

Марианна Ожерельева: А какой там ценник?

Александр Мкртчян: Ну, там, где-то, если они за четыре дня 130 тысяч, ну, можно уложиться в 80 тысяч. Вот так вот будет дешевле, настолько примерно.

Марианна Ожерельева: Угу.

Александр Мкртчян: Я скажу дальше, что в Красной Поляне у нас люди за пять дней оставляют 200 тысяч.

Марианна Ожерельева: Ну то смотря, какие люди, конечно.

Александр Денисов: Да. А у нас инфраструктура насколько готова? Вот мы видели тоже в Сочи, как выстраивались к подъемнику там. Если снег пошел, у них что-то там с подъемниками, все встает. Инфраструктура готова к такому наплыву желающих отдыхать?

Александр Мкртчян: Александр, смотрите. На сегодняшний день у нас закрыты все Альпы для россиян, любые Альпы: французские, итальянские, немецкие, швейцарские, австрийские. И единственный конкурент, единственная альтернатива Альпам – это, конечно же, не Шерегеш с Абзаково или Домбай с Приэльбрусьем, а это Красная Поляна.

И естественно, не только мы с вами понимаем это, но и миллионы россиян. В этом году на Красной Поляне только за новогодние дни побывало полторы сотни тысяч россиян. Естественно, там были очереди. Естественно, были безумные цена на подъемник. Но так как нет альтернативы, люди понимают, что они не могут поехать в Австрию и для них доступна только Красная Поляна.

Да, к сожалению, инфраструктура не готова для. Но мы всегда говорим: «Не надо приезжать 2 января. Приедьте, пожалуйста, 10 января, 12 января, когда и цены ниже процентов на 30, и очередей нет».

Александр Денисов: Да, Александр Мушегович, еще у вас хотел уточнить. Вот мне рассказывали, как сейчас принято отдыхать у любителей горнолыжного туризма. Они, вот вы упомянули Шерегеш Кемеровской области, они вот так вот начали с Шерегеша и потом дальше двигаются до Красной Поляны, там еще, куда дальше можно заехать. Это победа нашей туротрасли, что появилась такая группа? Или это те товарищи, которым в Альпы уже ходу нет, и они так вот России обжили?

Александр Мкртчян: Ну, второе, к сожалению, второе.

Александр Денисов: Второе, да. Угу. Это многочисленная у нас категория или это такая буржуазия, тоненькая прослойка?

Александр Мкртчян: Смотрите, у нас Красная Поляна на сегодняшний день – это действительно самый дорогостоящий отдых. Это вот та прослойка, как раз буржуазия, вот эти 3-5%; остальные лыжники выбирают, конечно, курорты подешевле. Тот же Шерегеш в полтора раза дешевле Красной Поляны, Цейское ущелье в три раза дешевле Красной Поляны.

Это я еще не беру Кольский полуостров – там есть свои курорты горнолыжные. На самом деле они разбросаны по стране, просто мало где 150 км трасс. Наша проблема гигантская, если мы говорим о горнолыжном отдыхе, у нас очень мало горнолыжных курортов, где есть много трасс. Например, в Селла Ронда в Доломитовых Альпах – 300 км трасса. А у нас 130-140, это уже считается много. Обычный российский курорт – это 20, максимум 30 км трасс; вот такая реальность, к сожалению.

Марианна Ожерельева: Ага. Спасибо!

К нашей беседе подключаем Игоря Романова, декана Факультета коммуникативного менеджмента РГСУ. Игорь Владимирович, здравствуйте!

Игорь Романов: Добрый день!

Марианна Ожерельева: Подскажите, пожалуйста, все-таки у определенных категорий населения вызвало вопрос: почему же так? А другие говорят: а вот смотрите, как здорово – стали споротом заниматься, на лыжах кататься больше, на коньках, на тех же санках, да. То есть не просто приехали в Турцию, например, и или в Египет, покупаться, покушать, поспать, полежать, а стали вести, может быть, более здоровый образ жизни.

Вот вы в этих результатах опроса ВЦИОМ видите некое положительное, с точки зрения именно нашего здорового образа жизни, пропаганду вот этой спортивной истории, что надо массово спортом заниматься и зимой тоже?

Игорь Романов: Мне кажется, массового спорта все равно по большому счету не получается. Потому что даже если просто посчитать, то количество, которое там сейчас на склоне и сравнить с населением нашей страны, то это очень отдельная часть населения, такая специфическая.

Здесь скорее немножко другой положительный эффект появляется. Мы просто начинаем лучше знать свою страну. Потому что довольно долго у нас существовала модель отдыха, когда мы рисуем какие-то точки на карте, и отдохнуть – это значит уехать из России. Или уехать, например, из своего региона в какую-то совершенно конкретную точку, ну вот Кавказ и Крым, допустим, в разных ипостасях.

Но у нас есть огромное количество разных мест, где всевозможный гостевой туризм. Это прекрасно. У нас люди начали ездить на Алтай. У нас люди начали ездить по Золотому кольцу гораздо больше. Люди начали ездить гораздо больше в Сибирь и на Байкал и т.д., и т.д., и т.д.

И сейчас вот, разговаривая с самыми разными людьми, я слышу не просто: «нам надоела Турция, и мы поедем на Мальдивы, подкопив деньжат»; я слышу: «я стал лучше знать территорию своей страны, я стал лучше знать культуру своей страны, я могу поддержать разговор с людьми из разных мест» и т.д., и т.д.

Мне кажется, что это гораздо более эффективный результат, чем то, что там на какое-то количество десятков тысяч человек больше приехало кататься на лыжах.

Александр Денисов: У нас опрос есть, Игорь Владимирович, о любимых видах зимнего отдыха. Давайте посмотрим и продолжим разговор.

ОПРОС

Александр Денисов: Игорь Владимирович, а помните вот у Пушкина: «прогулки, чтенье, сон глубокий», – пожалуй, наверное, идеальный вариант зимнего отдыха, как считаете? Я вдруг припомнил, пришло в голову.

Игорь Романов: Я думаю, что да, может быть, не идеальный, но при этом очень хороший на самом деле вид зимнего отдыха. Потому что, вы помните, что сказала самая первая девушка из Владивостока, там традиционный русский способ отдыха – поехать в деревню, лепить снеговиков, ездить на лыжах, на санках и т.д., и т.д.

Александр Денисов: Мне другая больше понравилась, у которой тазик оливье.

Марианна Ожерельева: И салаты, да.

Александр Денисов: И красивая шуба такая. Игорь Владимирович, мне как-то так по душе больше.

Игорь Романов: Салатик оливье. Да, там был противоположный вариант. Но обычно тазика оливье хватает на первые три дня, потом еще парочку дней ходят люди доедают по разным друзьям, а потом-то, собственно говоря, пора уже на улицу.

Александр Денисов: Понятно. Игорь Владимирович, вот по опыту, осталось ли у нас время, как у Наутилуса: «раньше у нас было время, теперь у нас есть дела»? Вот эти разговоры про зимний отдых, не остаются ли в разряде мечты? Ну, какой сейчас отдых? Люди привязаны даже в те вот выходные и праздники. Да, по сути-то они, рабочие остаются у многих, у большинства.

Игорь Романов: На самом деле не у большинства. Опять же сейчас довольно много людей на удаленке работают. Довольно много людей могут гораздо больше оперировать свободным временем, в том числе и в течение дня, в том числе и в течение рабочей недели.

И есть, конечно, довольно серьезная прослойка людей, у которых действительно там 24/7; они там, это другая тема, это тема про рабочее выгорание. Многие люди на самом деле сейчас спокойно могут, если нужно пойти там утром, вечером покататься на лыжах. Но опять же, культура во многом ушла.

То есть вот когда идешь, например, по Москве-реке, помните, лет, наверное, 15-20 назад, зимой, когда река встала и лед серьезный...

Александр Денисов: По ней лыжники бегали.

Игорь Романов: То там лыжников просто море.

Марианна Ожерельева: Да.

Игорь Романов: Сейчас этого нет. Во многом потому, что лыжи хранить негде дома. Люди привыкли, что где пункт проката есть, там и покатаемся; а если там проката нет, то и не будем. А пункт проката – это где-то в официальных местах, куда-то там в Сокольники надо ехать и т.д.

Но в целом я хочу сказать, что сейчас, с возвращением зим, потихоньку возвращается вот эта культура зимнего отдыха, зимних развлечений и т.д. Во всяком случае, я выхожу из своего дома на бульвар, и там прям строй снеговиков.

Марианна Ожерельева: А как вы думаете, с возвращением к нормальной жизни постковидной что-то поменяется в этих опросах?

То есть результаты будут обратными или зимой по-прежнему будем кататься на лыжах, несмотря ни на что? Хотя и сейчас к этому привыкаем, да, уже. Летом будем по-своему, летний отдых у нас будет определенный.

Как-то что-то изменится или все-таки уже привыкнем и будем ровно так же идти?

Игорь Романов: А вы думаете, что, во-первых, в каком-то обозримом будущем наступит постковидное будущее?..

Марианна Ожерельева: Говорят, середина пандемии сейчас, еще плюс два года.

Игорь Романов: Возможно. А во-вторых, собственно говоря, даже когда и если закончится пандемия, вы думаете, что будет меньше удаленки?

Потому что мне кажется, что многие и работники распробовали эту всю историю и радуются тому, что им удобно это делать. И многие работодатели сейчас поняли, насколько хороша вообще удаленка в том плане, что там можно сэкономить расходы на офис и т.д., и т.д., и т.д.

Поэтому я думаю, что вот эта вот история, может быть, ковид уйдет, а свободное время или, во всяком случае, произвольно используемое время в течение дня у многих людей останется. Поэтому надо вспоминать традиционную зимнюю пору.

Марианна Ожерельева: Так тем более надо кататься, раз удаленка, чтобы хоть как-то двигаться, на лыжах кататься.

Игорь Романов: Конечно.

Александр Денисов: И опять Пушкин оказался прав: «Куда, куда вы удалились?» Игорь Владимирович, будем себя спрашивать. Спасибо!

Марианна Ожерельева: На вопросы отвечал Игорь Романов, декан Факультета коммуникативного менеджмента РГСУ.