Россияне скачали мобильных приложений на миллиард!

Россияне скачали мобильных приложений на миллиард! | Программы | ОТР

Почему игры стали нашим главным досугом и опасно ли это?

2020-01-17T13:56:00+03:00
Россияне скачали мобильных приложений на миллиард!
Как россияне копят деньги? Поучились и хватит. Какой будет зима. Рубль снова падает. К чему привела мусорная реформа. Проблемы с качеством европейских товаров в РФ
Хотим копить - не знаем как
Дурят нашего брата...
Что было, что будет, чем рубль успокоится?..
Каникулы. Ура?
Модернизация и новые направления в лёгкой промышленности
К чему привела мусорная реформа?
Как накопить на старость
Зима будет аномальной
Рубль заболел. Снова... Как лечить от коронакризиса нашу валюту?
Гости
Александр Кузьменко
независимый эксперт по видеоиграм
Александр Бликштейн
генеральный директор Impression Agency

Анастасия Сорокина: Если б ты был султан…

Александр Денисов: Да, если бы я. А мы мало что слышали о ролевой игре «Великий султан», но зато много на нее потратили. «Султан» возглавил список популярных мобильных приложений в России. Вообще за прошедший год мы их скачали на рекордную сумму. Сейчас мы расскажем, какие приложения пользовались популярностью. Вот как раз игра «Великий султан». Ну, сеть «ВКонтакте» – наш отечественный Фейсбук, все привыкли. Музыкальное приложение Boom тоже к «Контакту» относится. Онлайн-кинотеатр. Что еще? Вот «Еда и напитки» интересное приложение, т. е. все большей популярностью пользуется доставка еды, тоже сказалось на статистике. И вот сейчас как раз обсудим, почему игры стали нашим главным досугом, с первым экспертом. На связи со студией у нас Александр Кузьменко, независимый эксперт по видеоиграм. Александр Владимирович, здравствуйте.

Александр Кузьменко: Добрый день.

Анастасия Сорокина: Александр Владимирович, как вот такие цифры – 1 млрд. руб. …

Александр Денисов: Долларов!

Анастасия Сорокина: Да, 1 млрд. долларов – на приложения. Слушайте, это что значит? Что все просто сидят в социальных сетях и в играх, получается?

Александр Денисов: Это значит, что все у нас миллиардеры. Вот, Александр, так мы и выяснили. Хитрым путем.

Анастасия Сорокина: Александр?

Александр Денисов: Александр – специалист по видеоиграм. Но вот что-то…

Анастасия Сорокина: С видеосвязью у нас пока небольшие неполадки.

Александр Денисов: Сейчас наладим.

Анастасия Сорокина: Кстати говоря, вот эти приложения тебе знакомы? «Тик-толк» какой-то. Игру «Султан» – я даже не слышала про нее.

Александр Денисов: Нет-нет, я решил, что игру «Султана» качают поклонники сериала. Есть же какой-то сериал про Турцию, про султана, про те времена. И я посмотрел, что это ролевая игра. Т. е. там есть у тебя наложницы, т. е. можно предположить, что…

Анастасия Сорокина: Т. е. ты сейчас хочешь еще увеличить аудиторию этой игры?

Александр Денисов: Нет, я пытаюсь понять логику, почему ее люди полюбили. Т. е., вероятно, это мужчины… Александр вернулся.

Анастасия Сорокина: Ну вот, Александр, вы играете в «Султан»?

Александр Кузьменко: Ну, смотрите, «Великий султан» это вообще очень уникальный феномен. Дело в том, что эта игра китайская, сейчас очень много продукции китайской, в том числе и на рынке видеоигр для мобильных систем. И эта игра цепляет какие-то такие струнки, очень свойственные для нашей русской души. Т. е. она тебе позволяет занять пост султана, соответственно, прямо самый расцвет Османской империи…

Александр Денисов: Да, мы помним, первым дернул эту струнку Юрий Никулин. Помните, фильм-то «Кавказская пленница»?

Александр Кузьменко: Совершенно верно, совершенно верно. И она позволяет тебе стать султаном, прямо самый расцвет Османской империи, и вначале покорить Европу, потом замирить Азию и при этом еще оставаться в рамках каких-то вот шашней и интриг султанского двора. Т. е., конечно же, это не ролевая игра в полном смысле этого слова. Это, конечно же, не симулятор гарема, как ее пытаются позиционировать иногда в рекламе. Это на самом деле достаточно сложная, комплексная стратегия, где вам нужно играть, развивать свои войска, покорять новые народы. И из всей этой обертки, которая классно очень в этой игре сделана, человек смотрит: «Господи, завоевать Константинополь – это ж у меня идет целый месяц. А если я заплачу н-цать рублей, ну не очень много, то я смогу это сделать всего за неделю!»

Анастасия Сорокина: Т. е. встроенные покупки в эту игру? Человек ее скачивает и потом еще тратит на нее деньги, чтобы завоевать, там, Константинополь и все, что ему понравится?

Александр Кузьменко: Совершенно верно. Т. е. в принципе Константинополь, теоретически, можно завоевать и без этих денежных вложений. В этом и заключается весь смысл.

Анастасия Сорокина: Не за 11 рублей.

Александр Кузьменко: Да. В этом и заключается весь смысл того, что в игровой индустрии называется микротранзакцией. Т. е. в принципе никто тебя не заставляет платить. Скачиваешь игру, играешь и получаешь удовольствие. И, я вам даже больше скажу, таких пользователей гораздо больше, чем 90%. Которые никогда, ни при каких обстоятельствах не собираются вкладывать денежки в такую штуку, как – «Хм, игра на мобильном телефоне, чтоб я еще в нее 40 руб. не платил, и так вот на метро уже за 50 проехать». Но тем не менее, за счет тех 10%, которые готовы в этот прогресс вложиться, игра зарабатывает просто колоссальные деньги. Вот тут я должен еще поправить: миллиард – это, конечно же, не только «Султан».

Александр Денисов: Да, там еще, да-да.

Александр Кузьменко: Это вообще все микротранзакции, вместе взятые. Т. е. включающие в себя и игры, и книжки, и кино.

Александр Денисов: Александр, как думаете, а «Турецкий поток» – это тоже в рамках этой игры?

Александр Кузьменко: Я думаю, что это, с одной стороны, конечно, очень ироничное совпадение. А с другой стороны, это хороший сигнал для турецкой игровой индустрии, которая очень мало известна в России и в Европе, но достаточно неплохо чувствует у себя на родине. О том, что пора, пожалуй, экспансию проводить еще и в другие страны. Раз как же так: на нашу тему китайцы умудрились сделать такой популярнейший продукт, нехорошо, надо самим стараться.

Анастасия Сорокина: Вот сейчас мы говорим много в начале года о прогнозах. Если мы вот уже потратили, какие перспективы? Что, дальше еще больше будет денег на это уходить?

Александр Кузьменко: Пока, как показывает практика, индустрия мобильных игр в последние 10 лет растет. Причем сейчас рост даже не самый колоссальный по сравнению с тем, что был, например, в 2012-2013 году, когда рост подобных микротранзакций составлял от 100 до 250% в год. Т. е., представим, сказать какому-нибудь бизнесмену, что у вас бизнес растет на 250% в год, – ну конечно же, это перспективно и интересно. С другой стороны, сейчас Интернет, видеоигры, приложения и смартфоны, они собой зацепили уже практически 90%, наверное, населения нашей страны. И вот такой есть интересный факт, что в прошлом году рост Интернета самый колоссальный показал себя в аудитории от 60 лет. Т. е. даже люди уже предпенсионного и пенсионного возраста смирились с тем, что – да, окей, проще зайти на сайт «Госуслуги» при помощи мобильного телефона или приложения, нежели идти, например, даже в продвинутый МФЦ. Поэтому сейчас, возможно, видеоигры привлекут еще большую аудиторию. Но миллиард – это уже очень колоссальная сумма. И я думаю, в дальнейшем она, конечно же, будет увеличиваться. Но не такими, что называется, спринтерскими темпами.

Анастасия Сорокина: Вот сейчас комментируют зрители. Из Иркутской области: «Люди по разным причинам уходят от реальной действительности в виртуальный мир». Вот из Краснодарского края пишут, что «вообще это кошмар, это возмутительно, что игры просто отравляют жизнь, что нужно спасать от них детей». А тем более когда речь идет о таких деньгах, то тем более, вообще все это надо запретить. Как вы считаете?

Александр Кузьменко: Во-первых, как говорил профессор Преображенский, никого никогда не надо сечь и уж точно ничего не надо запрещать, не разобравшись в этом. Игры – это способ эскапизма. Это способ развлечения. И в игры играют люди ровно по тем же причинам, по которым они, например, ходят в кино или покупают себе какую-нибудь безделушку за 100 руб. и чувствуют, как вы знаете, эйфорию в течение последующих получаса. Т. е., игры – это просто современный способ развлечения. Они нам заменили газеты, и отчасти театр, отчасти кинофильмы.

Анастасия Сорокина: Ну вот вы лично много времени проводите за игрой? Сами играете?

Александр Кузьменко: Да, вы знаете, вот компания PlayStation, она не имеет отношения, к сожалению, сильно к мобильному геймингу, но она выпустила такую вот статистику лично для каждого, кто играл в прошлом году в видеоигры. И выяснилось, что я в прошлом году наиграл что-то около 350 часов. Т. е. часик в день. По-моему, вполне нормально.

Александр Денисов: Т. е. а вы сами и не заметили, что столько – 350 часов – наиграли или проиграли, Александр, можно так сказать?

Александр Кузьменко: Нет, не заметил. Потому что я играю в основном на выходных по несколько часов, и то когда нет каких-то еще, например, семейных дел. Но вдруг выяснилось, что, оказывается, 356 часов: это несколько суток я, считайте, сидел за игровой приставкой. Я не вижу в этом ничего страшного, а тем более когда…

Анастасия Сорокина: А близкие ваши не видят в этом ничего страшного, что вы пропадаете за играми?

Александр Кузьменко: Ну… а видим ли мы что-то страшное, когда мы пропадаем за сериалами? Или за просмотром телепередач? Или за чтением книг, в конце концов? Я тоже читаю очень много книг. Вот. Поэтому тут вопрос только отношения. А почему у нас все всё пытаются запретить и говорят, что это кошмар, ужас и т. д.? Ровно по той причине, что люди, которые говорят о защите детей, зачастую не разбираются в этой теме. В том, что такое видеоигры. Т. е., смотрите, если у вас ребенок, например, школьник, причем младших классов, и он вдруг играет в игру, на которой при покупке на диске написано «18+ лет», ну вы задумайтесь, что, может быть, не надо все-таки подростку 11-12-ти лет эту игру давать.

Анастасия Сорокина: Слушайте, но они сейчас скачивают все сами. Вот у меня ребенку 9 лет, он просто скачивает: «Мам, мне надо вот это скачать. Вот это будет мой подарок, мне за 5 пятерок». И все. И у него, что он там себе скачивает, очень сложно проконтролировать, там 18, не 18. «У нас в это все играют, я должен не отставать».

Александр Кузьменко: А давайте я произведу этот контроль за 10 секунд. «А что ты собираешься скачать? Ага. А о чем эта игра? Ага. А можно из нее посмотреть видеоролик, например, двухминутный трейлер?» Вы сами все поймете прекрасно.

Александр Денисов: И еще четвертый вопрос, Александр: а сколько это стоит? Они же чаще всего платные, все эти игры.

Александр Кузьменко: Очень по-разному. Игровая индустрия очень разнообразна. Как, например, мир автомобилей. Т. е. можно купить себе какую-нибудь, например, корейскую машину такую, вполне нормальную, и это будет стоить не больше полумиллиона рублей. А можно купить старую машину, она будет стоить 100 тыс. руб. А можно купить «Бентли», и она будет стоить несколько десятков миллионов рублей. То же самое и в играх. Есть игры, которые стоят 5 тыс. руб., есть игры, которые вообще бесплатны. Но надо учитывать, что когда вы играете в бесплатные игры, если вы очень сильно увлечетесь и решите, наконец-то, в нее вкладывать, это может исчисляться десятками тысяч рублей. Все зависит от самоконтроля и так называемой лудомании. Если у вашего ребенка вдруг появляется лудомания, просто больше внимания обращайте, во что он играет, что он скачивает. Просто интересуйтесь. 10-секундный опрос – и вы поймете, стоит ли ему с этим связываться или нет.

Анастасия Сорокина: А вот эти встроенные покупки – это уже сигнал к тому, что надо поосторожнее отнестись к этой игре? Или все-таки зачастую можно найти действительно что-то полезное в этих играх? Что вы, кстати, для себя в них находите?

Александр Кузьменко: Встроенные покупки – это своеобразная форма монетизации игр. Т. е. я, например, сейчас играю в одну игру, (не буду ее называть, но это не «Султан»), играю в нее уже 2 месяца, и в какой-то момент я вот понял, что у меня сейчас тут бонусы, у меня тут все хорошо, господи, давай я тебе заплачу 300 руб., и весь результат удвоится у меня. Заплатил 200 руб. – и больше такой ситуации не возникало. И в принципе, ну что такое 200 руб.? Сходить в магазин и купить только хлеба и каких-то самых банальных продуктов. А здесь я получил ускорение буквально на неделю вперед и, что называется, развил своего персонажа до каких-то небесных высот. Когда же ребенок начинает все свои деньги карманные тратить на видеоигры, ну просто заинтересуйтесь, чем он занимается. Т. е. мы в нашем современном мире просто мало интересуемся, чем занимаются дети и во что они играют. У меня у самого двое детей, и я прекрасно знаю, во что они играют, какие книжки они читают и какие мультики собираются посмотреть.

Александр Денисов: Спасибо большое, Александр. Спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Александр Кузьменко, независимый эксперт по видеоиграм.

Александр Денисов: Ну что, у нас на связи еще Александр Блихштейн, генеральный директор Impression Agency. Александр Маркович, здравствуйте.

Александр Блихштейн: Да… Здравствуйте.

Александр Денисов: Александр Маркович, вопрос. Скажите, вот есть такая тенденция: индустрия развлечений отнимает наше свободное время. Когда у нас свободное время? Только ночью. Т. е. в остальное время мы работаем, играть нам некогда. И платим за эти развлечения своей бессонницей. Тоже невеселая тенденция.

Александр Блихштейн: Да, безусловно. Но мне кажется, что все-таки большинство игр изначально скачиваются для того, чтобы как-то убить время. Не зря они в народе имеют название «таймкиллеры». Т. е. когда у человека возникает какое-то свободное время в поездке или, я не знаю, в ожидании, в очереди, он как-то это время пытается забить. И, собственно, для этого и устанавливает эти самые игры. И таким образом время тратит, чтобы хоть какую-то пользу из этого извлечь.

Анастасия Сорокина: Но это правильный способ, вот на ваш взгляд?

Александр Блихштейн: Мое мнение здесь будет, конечно, субъективным. На мой взгляд, что изначальная инициатива достаточно неплохая. Но во что она перерастает? Какой здесь вообще негативный эффект от того, что мы все больше и больше времени тратим в гаджетах? В результате, уже неоднократно было доказано, что развиваются нарушения, что становится гораздо сложнее сосредоточиться, сфокусироваться на чем-то, синдром рассеянного внимания. Но, в конце концов, любая зависимость – это плохо. Поэтому я, наверное, не стал бы говорить про то, что в целом вот с мобильным телефоном и мобильными играми это плохо или хорошо. Вопрос всегда в какой-то золотой середине. Сейчас, к сожалению, есть тенденция, что люди тратят все больше и больше времени на это, появляется зависимость. Это плохо. Просто потратить какое-то скучное время, в которое ничем полезным заняться нельзя, на мобильную игру – почему нет? На мой взгляд, это хорошо. Везде нужен какой-то здоровый подход.

Александр Денисов: Спасибо большое. Это был Александр Блихштейн, генеральный директор Impression Agency.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)