Россияне смогут идти в суд с коллективными исками. Какие права в сфере ЖКХ можно будет отстоять

Гости
Александр Толмачёв
заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук

Дорогие услуги ЖКХ. Владимир Путин подписал закон о праве граждан обращаться в суды с коллективными исками, в том числе по вопросам защиты прав потребителей и оспаривания тарифов на услуги ЖКХ. Для подачи коллективного иска к группе должны присоединиться не менее 20 человек. Закон вступит в силу 1 октября. Справедливости теперь будет легче добиться? В чем преимущество коллективных исков? Что не так с тарифами на услуги ЖКХ? Как эти проблемы решаются. Расскажем.

Марина Калинина: Ну что, мы к следующей теме переходим. «Добро пожаловаться» – так назвал ее Саша. А дело в том, что с 1 октября этого года россияне смогут обращаться с коллективными исками в суд. Чтобы подать такой иск, в группе должны быть не менее 20 человек, причем до момента перехода к судебным прениям. Согласно закону, который подписал Владимир Путин, такие дела будут рассматриваться судом не позднее чем через восемь месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству.

Какие вопросы можно будет решать с помощью коллективных исков? О защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам по поводу нарушений антимонопольного законодательства. Но мы сегодня подробно остановимся именно на спорах в сфере ЖКХ, потому что это такой огромный пласт проблем, который касается, наверное, практически всех жителей нашей большой страны.

А я представлю нашего сегодняшнего гостя в студии – это Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук. Здравствуйте.

Александр Толмачев: Здравствуйте. Ну что, по делу сразу?

Марина Калинина: Не отпускает нас эта тема.

Александр Толмачев: Давайте по делу. Значит, немножко не так сказано было изначально. У нас спорить можно было всегда. Еще начиная с советских времен и постсоветских времен коллективная жалоба считалась, если свыше пяти человек – пять и больше подают жалобу. Почему это было выгодно? Потому что судьи тогда рассматривали в ускоренном порядке.

Ну, например, если ты сегодня подал исковое заявление, допустим, против управляющей компании, то твое дело, может, через месяц, через полтора месяца будут рассматривать; а если пять человек, твои соседи, то через десять дней.

Александр Денисов: А зачем же тогда закон новый было принимать, который с 1 октября?

Марина Калинина: А что тогда нового?

Александр Толмачев: Вы знаете, в вашем эфире же нельзя говорить по поводу умалишенных людей, которые в Госдуме сидят…

Александр Денисов: А вы уже сказали.

Александр Толмачев: Дело в том, что мы говорить про это не будем, а мы будем говорить о том, что у нас законодательство существует, оно называется гражданское законодательство и гражданско-процессуальное законодательство. Полностью было оформлено с 1 января 95-го года. То есть четверть века мы этим пользуемся.

Кстати, по поводу чего нужно нашим телезрителям сказать? На что обращать внимание? В первую очередь – на платежки. Дело в том, что сам единый платежный документ, который нам все подсовывают, на самом деле он показывает реквизиты не той организации, куда вы платите. И поэтому я призываю наших телезрителей внимательно посмотреть на те бумаги, которые вам приходят, потому что это бумага, которая за собой не несет никакой юридической подоплеки. Потому что если там нет реквизитов вашей управляющей компании или вашего водоканала, или вашего энергоснабжающего центра, то туда деньги, в общем-то, могут и не дойти, тем более счет на капремонт. И вы рискуете стать в позицию многих-многих людей, которым вдруг то канализацию отрубают, то электричество пытаются отключить, потому что деньги не доходят.

Потому что у нас такая мода появилась уже несколько лет, особенно в столицах, что есть такие единые расчетные центры, и через эти единые расчетные центры… А это такие посредники, которые как бы получают ваши деньги и сами распределяют куда надо, но вы при этом не знаете, а куда же надо и куда они дошли.

И поэтому такие решения против такого распределения денег суды не примут, потому что там будет написано: «ненадлежащая сторона-ответчик». И в первую очередь, может быть, если 20 человек соберутся… Я вот думаю, как притянуть за уши этот закон новый. Если 20 человека соберутся и больше (может, 50 или 100 человек) и начнут подавать коллективные иски против вот этих единых расчетных центров, может быть, будет польза в том, что будут присылать реквизиты реальные компании, которые оказывают реальные услуги.

Сегодня… Я вижу просто на вашей заставке эти счета на оплату жилого помещения. Это на самом деле не документ. Документ – это когда я, компания, предоставляю вам, жителю, конкретный свой реквизит…

Марина Калинина: И житель платит вам, компании.

Александр Толмачев: …и я получаю за услугу, а вы мне платите за услугу. А если некий непонятный и размытый посредник, то я не знаю – дошли деньги, не дошли, до воды дошли, до электричества, а может, вообще не дошли. Капремонт оплачен/не оплачен? Мягко говоря, ни я не защищен как потребитель, ни то лицо, которое мне отпускает эти самые услуги.

Александр Денисов: Вы знаете, это в Москве единый платежный документ, а в регионах там разные счета – от водоканала, от энергетиков, за телефон отдельно.

Александр Толмачев: Совершенно верно. В Подмосковье, например, также я получаю, сейчас появились такие единые платежные документы. Я думаю, все идут по этому пути. Это выгодно чиновникам и банкирам, потому что с каждой такой платежки 3–4% они зарабатывают. Вот и все.

Александр Денисов: Как аргументировать? Допустим, человек недоволен тарифами. Тут ведь претензия не к бизнесу, а к Правительству. У нас же Правительство каждый год индексирует рост тарифов. На сколько там?

Александр Толмачев: Нет, и правильно, и неправильно.

Александр Денисов: Да, расскажите.

Александр Толмачев: Значит, давайте научим наших людей. Нужно разбивать деньги на пять категорий в системах ЖКХ.

Есть так называемые монопольные категории, которые определяет Правительство через эти региональные энергокомиссии (в каждом регионе свои), и они определяют цены на воду, на электричество, на газ, на тепло. И сделать мы ничего не можем. Это монопольный тариф, утверждаемый чиновниками. Да, ты можешь…

Александр Денисов: То есть Кабинетом министров вот это все утверждается?

Александр Толмачев: Совершенно верно. И они заложены таким образом, что каждый год процентов на двадцать повышаются.

Александр Денисов: А смысл судиться есть в этом случае?

Александр Толмачев: Бессмысленно, потому что у нас с декабря 2016 года существует закон, в котором говорится, что судиться с Правительством, которое приняло коллективное решение, запрещено. Запрет. А выходить на митинги против таких коллективных решений тоже запрещено. У нас существует запрет, уже действующий три года.

Значит, если мы говорим о вторых видах платежей, например, за услуги жилищные (то, что мы оплачиваем управляющей компании: подмести подъезд, помыть и так далее, электрик и сантехник), то вот здесь мы можем торговаться. Например, мы говорим: «Мы не хотим платить электрику, чтобы он получал зарплату 50 тысяч, а мы хотим 30 тысяч рублей».

Кто принимает решение? Общее собрание. Это способ торга. И мы таким образом можем с управляющей компанией либо договариваться, либо заставлять, либо судиться, если мы считаем, что необоснованно. Например, при некоторых проверках некоторых домов, допустим, в Москве мы обнаружили, что в одном подъезде (одноподъездный дом, 24 квартиры) числится 45 электриков. Ну, например. Понимаете, да?

Александр Денисов: Я даже не знаю, сколько электрик получает в моей обслуживающей компании. И где я это узнаю?

Марина Калинина: Но при этом ты платишь.

Александр Толмачев: А потому, что нам подсовывают эти единые платежные документы, и мы не понимаем, куда идут деньги.

Есть третий вид платежа, который платят не все наниматели, а только собственники, – это платеж, например, за капитальный ремонт. Платит только собственник. Ну, допустим, в Москве почти уже 20 рублей с метра квадратного ежемесячно. Этот платеж – нравится, не нравится, но вы оспорить не можете, потому что изначально было сказано, что мы сами как бы, собственники, определяем стоимость этого капитального платежа.

Сегодня закон… вышла поправка два года назад, которая говорит: только чиновник определяет отчисления в твоем доме. И неважно – у тебя дом старый, хрущевский, или, может быть, новый, построенный вчера – все равно там почти 20 рублей с метра квадратного ежемесячно ты будешь платить. Почему?..

Александр Денисов: И тут тоже судиться бессмысленно?

Александр Толмачев: Вы знаете, может быть, коллективный иск и полезен здесь будет, потому что мы можем сказать: «Наш дом – новый. Зачем нам сегодня отчислять по 20 рублей? Мы можем отчислять по 3 рубля». Но дело в том, что опять же коллективное решение принималось Правительством. И я боюсь, что закончится ничем.

И четвертый вид платежей – это так называемые навязчивые виды сервисных услуг, без которых жить может дом. Например, домофон. Мы можем жить без замка на двери? Конечно, можем. Или охрана нашего дворика – мы и дом может без этого жить? Конечно, может. Безопасность дома, с точки зрения пожарной безопасности или протечки, или взрыва, от этого никаким образом не зависит. Мы можем вообще отказаться от этих услуг.

А кто нам их навязывает? Те организации, которые либо могут идти через управляющую компанию, либо некая подрядная организация. Например, в Москве, где у нас управляет государственное бюджетное учреждение «Жилищник», они вам впаривают (извините меня за грубое слово) эти платежи, и вы даже знать не знаете, что, оказывается, вы платите еще за охрану двора и задворовой территории. Вы даже понятия не имеете, за что вы платите. Вот против таких вещей можно обращаться с иском.

Марина Калинина: Давайте послушаем Татьяну из Московской области. Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: Вы знаете, я живу в городе, у меня квартира двухкомнатная, неприватизированная. С апреля месяца этого года мне начали выставлять за содержание дома – 1 200. Хотя раньше они говорили: «Вы отвечаете за квартиру, а за пределами – это наши проблемы». На каком основании они берут 1 200 за содержание дома?

Александр Толмачев: Я правильно понял, что вы наниматель, вы не собственник?

Зритель: Нет, я не собственник.

Александр Толмачев: Вот ситуация такая. Когда ты собственник, то ты отвечаешь за все. Когда ты не собственник, то называется – «смотри свой договор». Если у тебя в договоре социального найма написано… от лица властей тебе передали эту квартиру, и написано, что ты обязан оплачивать все виды услуг, включая то-то, то-то и то-то (может быть, и те платежи, про которые вы и знать не знали, и не собирались платить), то вы это обязаны делать, в том числе, может быть, и на капитальный ремонт.

Хотя на капитальный ремонт должен нести расходы сам собственник – например, бюджет того муниципалитета, который предоставил вам квартиру. Но вполне возможно, что по договору (может, вы даже не прочли свой договор) на вас это повесили.

Если договор не социального найма, а коммерческого найма, то там всегда собственник пытается эти платежи перевалить на нанимателя. И тут сделать ничего невозможно. Можно только отказаться от этого договора, сказать: «Я не хочу жить в этой квартире с такими условиями. Переведите меня в другой дом». И вас отправят куда-нибудь в «запедрище» того же населенного пункта.

Марина Калинина: Несколько сообщений прочту. Из Иркутской области, кстати: «Я не видела электрика 30 лет».

Александр Денисов: Просто не вызывали его.

Александр Толмачев: Если вы не видели электриков, то это слава богу. Значит, у вас все в порядке. Значит, дом работает как надо, как часы. Электрик и сантехник появляются только тогда, когда случается какая-то беда – протечка или что-то случилось неприятное. Если же вы их не видели, то, может быть, классно работает управляющая компания.

Марина Калинина: «Обращался в управляющую компанию с просьбой установить счетчики на радиаторы отопления. Сказали, что им это не выгодно». Вот так. Это что за история такая?

Александр Толмачев: Дело в том, что… А потому, что управляющая компания никакого отношения к общедомовому имуществу, которое внутри, не имеет. Они имеют отношение к общедомовому имуществу вне квартир, а внутри вашей квартиры – это ваши проблемы. Хотите – ставьте себе их. Не хотите – не ставьте. Это ваша задача. Потому что имущество, которое находится внутри вашей квартиры – это вы за него отвечаете. Управляющая компания скажет: «Извините, нам не выгодно. Почему мы должны это делать? Платите. Это дополнительный вид услуг». Они отвечают за общее имущество за пределами квартиры.

Александр Денисов: А они поставят на учет?

Александр Толмачев: Конечно нет.

Александр Денисов: Потому что зачастую проблема-то в чем? Температура слабая. Звонишь, доказываешь, а они говорят: «Ну подождите неделю-две…»

Марина Калинина: «Раскочегарится».

Александр Толмачев: Дело в том, что управляющая компания здесь ни при чем. Это, скорее всего, те, кто поставляют тепло, монополисты. Потому что они говорят: «Мы подводим тепло к вашему дому. Например, температура – плюс 90. А внутри – то, что вы получаете, плюс 60 – это потери где-то».

Александр Денисов: «И мы уже не отвечаем за это».

Александр Толмачев: Да. «Это вы за все отвечаете». И поэтому вешают эти платежи на кого? На собственников.

Марина Калинина: Ну смотрите, тут такая же штука получается. Как вы сказали, тарифы на воду, газ, электричество, тепло не оспариваются и так далее. Но если человек не получает в достаточном количестве того же тепла, той же горячей воды и по той температуре, по которой она должна быть, оспорить он это не может?

Александр Толмачев: Нет, мы можем как? Дело в том, что у нас с 20 декабря 2017 года (вот уже почти как два года) действует законодательство следующее. Если вам оказана услуга тем же монополистом ненадлежащего качества (ну, например, температура не та), то вы имеете право не платить. Но только как не платить? Не вообще не платить, а вам как бы зачитывают те деньги, которые вы уже заплатили, в счет уменьшения платежа на будущий период.

Александр Денисов: В следующем году.

Марина Калинина: А как это сделать? Как это доказать?

Александр Толмачев: Два обращения к своему монополисту, который вам дал тепло. Первое обращение – что вы негодуете. Второе обращение через десять дней – что вы негодуете, а толку никакого, никто не пришел, ничего не изменил. И после второго обращения вы имеете право обращаться в суд общей юрисдикции по закону «О защите прав потребителей», что вам оказана ненадлежащая услуга. Но доказательства вы должны добывать сами. Вы сами должны проводить экспертизу, специальные замеры температуры на входе и выходе, в разный период. Вы знаете, это примерно стоит около 150–200 тысяч рублей, экспертиза, поэтому люди этим не занимаются.

Марина Калинина: Давайте послушаем Надежду из Магадана, нам человек дозвонился. Надежда, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Александр Толмачев: Здравствуйте. Говорите.

Зритель: Почему магаданцы всегда получают за свет? С января месяца у нас начинает подниматься электроэнергия, ежегодно. Почему?

Александр Толмачев: Объясняю.

Зритель: Это раз. Во-вторых…

Александр Толмачев: Ну давайте.

Зритель: Во-вторых, мы платим за отопление круглый год, хотя у нас отопление отключают на три месяца. Почему?

Александр Толмачев: Все? Два вопроса? Отвечаем на первый вопрос.

В 2003 году была принята программа в Российской Федерации как бы о замене всей инфраструктуры нашей коммунальной системы – не жилищной, а именно коммунальной, то есть сети. И было принято решение, что для привлечения внешних инвесторов (думали, что Запад будет платить, Восток будет платить, найдутся какие-то внутренние изыски) нужно создать норму прибыли – легально и официально – хотя бы 20%.

Александр Денисов: То есть обещали такую норму?

Александр Толмачев: Пообещали. И поэтому было принято решение, что каждый год на 20% должен повышаться платеж. Так было принято решение. И действительно, ты смотришь – за пять лет в два раза! Пять лет – в два раза! И за эти пятнадцать с лишним лет у нас повысилось в четыре раза. Ничего страшного.

Это было принято такое решение. Умное решение? Сомневаюсь, что умное решение, сравнивая с Германией. В Германии с 59-го года люди не имеют права платить ни на цент выше, если у них дом капитально не отремонтирован или не реставрирован. А если люди не хотят, чтобы его ремонтировали, то ты повысить цену не можешь. Уже больше 50 лет люди платят по старому – семь пфеннигов в месяц.

А теперь вопрос второй: почему повышается? Потому что было принято такое решение…

Александр Денисов: По электричеству?

Александр Толмачев: Это не только электричество, а это вода, это канализация, это отопление и газ. Никуда не деться, так было принято решение. А теперь что касается…

Марина Калинина: По отоплению как раз.

Александр Толмачев: Что касается отопления. Дело в том, что у нас по законодательству ты имеешь право платить по одному из способов. Есть два способа. Первый способ – по фактическому получению тепла. То есть три месяца или четыре месяца ты не отапливаешься, платишь ноль, но зато в зимний период тебе придется в два раза больше в декабре заплатить, или в три раза больше, чем обычно в среднем. И чиновники (опять же я говорю – чиновники) говорят, что якобы людям малоимущим неудобно платить таким образом, потому что в январе-феврале они платят чуть ли не всю зарплату, чуть ли не всю пенсию отдают на это.

Поэтому есть второй способ. В Москве приняли способ такой (я имею в виду опять – чиновники приняли): мы в среднем примерно прикидываем, сколько стоит отопление, и делим на равные двенадцать частей, по двенадцать месяцев.

Но у вас есть право, если вы не в Москве и если чиновниками у вас не принято такое решение, вы можете перейти на тот способ, про который я сказал – по факту. Пожалуйста, тогда вы сами ставите счетчики, вы сами платите по этим самым счетчикам. В летний период не включаешь свой котел (если есть возможность не включать свой котел)? Будьте любезны, не платите.

Марина Калинина: Еще у нас есть звонок – из Самары на сей раз. Любовь, здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Александр Толмачев: Здравствуйте.

Зритель: Спасибо за хорошую передачу. Будьте добры, скажите, пожалуйста… Я старшая по дому. В доме 22 этажа, 140 квартир у меня. Значит, по поводу мусора. У нас берут с квадратного метра. Но я ходила туда, в «ЭкоСтройРесурс». Норматив начисления у них в год – 0,091. И тариф – 598. Никто не может сказать, откуда эти суммы.

У меня квартира – 75 квадратных метров. Значит, я плачу 318 рублей каждый месяц. За год у меня выходит 3 816. А за год с дома выходит 516 541. Это что за грабеж такой? И могу ли я… Вернее, я сейчас собираю все подписи, заявления от каждой квартиры и хочу пойти в прокуратуру.

Александр Толмачев: Нет, неправильно.

Зритель: Могу ли я добиться…

Александр Толмачев: Все, остановитесь. Ваш вопрос понятен. Вы умная женщина, вы все прекрасно поняли, сколько стоит вот эта самая дельта. Куда она уходит – это вопрос другой.

Но в прокуратуру идти бессмысленно, потому что прокуратура ничего в этом не соображает. Нужно идти в другие инстанции. Первая инстанция – это жилищная инспекция. Когда вы обратитесь в жилищную инспекцию, она вас оштрафует, но зато у вас будет такой прецедент, что вас оштрафовали за то, что есть непонятное решение по платежам.

На основании этого самого штрафа, который вам выставит жилищная инспекция, вы идете в суд против той компании, которая выставляет такие платежи. Но я думаю, что вы проиграете его, потому что в некоторых регионах принято решение – платить по квадратным метрам, а в некоторых принято решение – по людям, по душам. Вы знаете, такие вещи могут меняться раз в квартал. Например, сегодня ты платишь за квадратные метры, а с 1 октября будешь платить подушно. Зацепиться за это вам – маловероятно.

Поэтому вот здесь пригодится вам так называемая коллективная жалоба. Вам нужен будет суд для того, чтобы получить необходимые документы, потому что вам документы обосновывающие никто не даст никогда, потому что вы хотите покопаться там, где зарабатывают чиновники деньги. А когда вы через суд обратитесь и потребуете, чтобы вам предоставили расчеты, то тогда вы все увидите. Коллективная жалоба вам пригодится. Но вам не двадцать человек, а вам достаточно пяти человек.

Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшую такую зарисовку из Ярославля. Тоже люди, жители одной ярославской многоэтажки получили платежки, по которым они должны за горячую воду ноль рублей и ноль копеек. Правда, прежним пришлось переплатить 800 тысяч за коммунальные услуги. Зимой плата за отопление и горячую воду в двухкомнатной квартире составила без малого 6 тысяч рублей. Большие суммы вызвали сомнение, соответственно, и жители обратилась в департамент жилищного надзора. Оказалось, что управляющая компания просто ошиблась в начислениях. Не будь жители такими внимательными, пришлось бы платить лишнее.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Опытом бдительных жильцов заинтересовались и соседи – и теперь тоже внимательно изучают свои платежки.

Александр Толмачев: Прокомментирую эту ситуацию.

Марина Калинина: Да, давайте.

Александр Толмачев: Еще раз. Если вам показалось, что не за жилищные, а за коммунальные услуги что-то неправильно, то бессмысленно обращаться в управляющую компанию. Люди, поймите, управляющая компания отвечает за жилищные услуги: электрик, сантехник, подметание пола, мытье вашего подъезда. А за коммунальные услуги, то есть за инфраструктуру (газ, свет, вода, канализация), управляющая компания никакой ответственности не несет. Несет ответственность монополист, у которого вы покупаете эти ресурсы. Вот нужно судиться, если вы хотите что-то выяснить, именно с монополистом, а управляющая компания здесь ни при чем. Вам просто дурят голову.

Александр Денисов: Александр Васильевич, но вы же сами сказали, что бессмысленно судиться с монополистом, что тариф устанавливает Правительство, и все.

Александр Толмачев: Дело в том, что с монополистом можно судиться, если только они переплатили 800 тысяч, они увидели превышение даже тех нормативов, которые превысили не на 20%, а на 200%. Тогда им могут в следующие месяцы снизить платеж даже до нуля.

Либо, если люди умные и талантливые, они создали в своем доме жилищный кооператив или товарищество собственников жилья, то в некоторых домах, например в Москве, люди не платят вообще за коммуналку – ноль рублей и ноль копеек. Почему? Их товарищество зарабатывает деньги на земельном участке, на пристроечках, на подвалах, на чердаках. И за счет заработанных денег с аренды этих помещений они деньги пускают на снижение коммунальных платежей. У нас есть дома на Ленинском проспекте, на Арбате, например, где люди платят ноль рублей и ноль копеек.

Марина Калинина: Смотрите, вот мне интересно тогда. Зачем нужен вообще тогда Департамент жилищного надзора, если, в принципе, человек может напрямую обратиться к этому монополисту и с ним судиться? Управляющая компания тоже, в общем, ни за что не отвечает.

Александр Толмачев: Поймите, любой монополист, вы же понимаете…

Марина Калинина: Через посредников действует?

Александр Толмачев: Конечно.

Марина Калинина: То есть опять у нас прослоечка.

Александр Толмачев: Я могу у вас купить этот карандаш за рубль. А если вы через Сашу это сделаете или через Федю или Петю, то этот карандаш обойдется в 10 рублей. Конечно, вам-то можно продать за рубль. А чиновникам не выгодно, чтобы вы мне за рубль продали. А где тогда коррупционная составляющая? Как он будет жить дальше?

Марина Калинина: Нет, я понимаю. Но, в принципе, в идеале как это?

Александр Толмачев: В идеале никакие департаменты не нужны. В идеале… Вы поймите, государство нужно только для трех вещей: для обороны от внешнего врага (то есть министр обороны нужен), для внутреннего правопорядка (внутренних дел) и для защиты сирот, то есть которые без родителей. Больше государство не нужно. Все остальное регулирует законодательство. Мы с вами в договорных отношениях. Когда государство пытается влезть куда-то, помимо этих трех вещей, про которые я сказал, то возникает коррупционное желание. Вот так.

Марина Калинина: Ну понятно. Опять вернулись к коррупции.

Александр Денисов: Спасибо. Александр Васильевич, и совсем коротко. Вот вы сказали про инвесторов, из-за которых каждый год на 20% электроэнергия… Когда они наедятся, в конце концов?

Александр Толмачев: Значит, послушайте, могу вам сразу сказать. Дело в том, что, кроме этого, есть еще одна штучка. Говорили: «Вы знаете, нужна еще инвестиционная составляющая». А что это такое? Например, платишь ты рубль за воду, а ты должен платить два рубля, чтобы этот рубль был инвестиционной составляющей. То есть не просто на 20% повышение, а вначале в два раза повысили, а потом – по 20%.

Александр Денисов: То есть это не закончится? Понятно.

Александр Толмачев: Но дело в том, что ни один инвестор не пришел, потому что…

Марина Калинина: Конца и края нет.

Марина Калинина: Немцы пришли, например, из Германии приехали в Петербург, в Ленинградскую область, а им говорят: «А вы нам тут не нужны. Вы тут порядок наведете, а нам такое не нужно. Нам нужны свои посредники».

Александр Денисов: Спасибо, Александр Васильевич.

Александр Толмачев: Не за что.

Марина Калинина: Спасибо. Александр Толмачев, заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук.

Зачем этот новый закон, если такая практика уже есть