Марина Калинина: Не успела договорить, уже у нас… Иван Князев: Да, буквально это уже прямо сейчас. У нас интересное событие в мире случилось, к новой теме мы переходим, если вы вдруг не заметили: прошел Чемпионат мира по кибериграм, и выиграли его россияне впервые. И на секундочку, призовой фонд – 18 миллионов долларов, на пятерых пацанов разделили. Марина Калинина: Неплохо. Иван Князев: Так, может, неправы те родители, которые запрещают детям целыми днями в компьютер играть? Марина Калинина: И вот еще вопрос: киберспорт – это все-таки спорт, или, может, хватит уже быстрее, выше, сильнее? Или все-таки компьютерные игры – это баловство? Что вы думаете по этому поводу? Звоните нам в прямой эфир. Иван Князев: Ну а мы хотим узнать вообще, что это за игрушки такие, где миллионы можно зарабатывать… Марина Калинина: …причем не в рублях. Иван Князев: И даже не в рублях, да. Адресуем этот вопрос Ярославу Мешалкину, директору по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce Holding. Здравствуйте, Ярослав. Ярослав Мешалкин: Да, здравствуйте. Иван Князев: Мы знаем только название этой игры, Dota, больше ничего на самом деле. Просветите, если можно, вкратце, почему вообще это спорт и что это за игра. Марина Калинина: И что это вообще такое? Мы в этом ничего не понимаем, ха-ха. Ярослав Мешалкин: Сначала маленькая поправочка. Общий призовой фонд турнира был 40 миллионов долларов, 18 миллионов – это именно приз команде за первое место. Иван Князев: На пятерых. Марина Калинина: Ну да, мы про ребят сказали. Ну, кстати, мы поздравляем их с таким выигрышем. Иван Князев: Да-да, кстати, конечно. Марина Калинина: Безусловно, они молодцы, спорт это или нет, но они добились такого результата. Так, продолжаем разговор. Ярослав Мешалкин: Да. Но вот вы задаетесь вопросом, спорт это или нет, а наше Министерство спорта, например, все для себя решило и признает киберспорт спортом. И президент Российской Федерации вчера тоже, ха-ха, все для себя решил и поздравил наших победителей… Иван Князев: Поздравил. Ярослав Мешалкин: …да, с такой победой. Иван Князев: Так, может, хватит уже быстрее, выше, сильнее, будем соревноваться вот так вот, с играми? Ярослав Мешалкин: Я не думаю, что одно другому противоречит. То есть есть разные виды спорта, есть спорт, связанный с видеоиграми, есть спорт, связанный с физическими достижениями, есть интеллектуальный спорт, такой как шахматы. Все это разные виды спорта, они прекрасны в своем многообразии. Иван Князев: Просто про традиционные мы знаем, а как стать спортсменом вот в этом виде спорта? Кто эти люди? Где они тренируются? Как они готовятся? Ярослав Мешалкин: Ну, это наши дети, это наше, ха-ха, юное поколение, которое сначала просто играет для себя, потом задумывается о том, чтобы начинать участвовать в турнирах. Сначала это небольшие онлайн-турниры, потом можно выходить на уровень своего региона, на всероссийский уровень, участвовать в любительских массовых соревнованиях, таких как студенческая лига, таких как Кубок России, Чемпионат России. Ты хорошо играешь, показываешь себя, тебя замечают скауты, тренеры либо менеджеры крупного киберспортивного клуба, предлагают тебе контракт. Ну и вот, если все хорошо, ты поднимаешь над головой чемпионский кубок. Иван Князев: А… Марина Калинина: Ну вот сейчас мамы, родители подростков-то кусают локти, говорят: «Зря, сынок, я тебе запрещала в компьютерные игры играть в свое время!» – ха-ха. Иван Князев: Да… Марина Калинина: Смотрите… Иван Князев: Мы просто вот сейчас на экране, я просто хотел обратить внимание, видели кадры этой игры, – это и есть эта Dota 2, да? Марина Калинина: Расскажите вообще, что такое Dota 2. Ярослав Мешалкин: Dota 2 – это игра, в которой есть две стороны, для облегчения понимания их можно называть красные и зеленые, именно так они обозначаются на экране. Цель – это уничтожить здание противоположной стороны, своего соперника. Вот в ходе напряженных матчей, в ходе одной карты и решается, кто же уничтожит трон противника. Иван Князев: Вроде бы незатейливый сюжет, хотя если брать, например, какие-нибудь классические виды спорта, там тоже немного поимпровизируешь. Сложно подготовиться, тренироваться? Ярослав Мешалкин: Очень сложно. То есть со стороны-то это выглядит так, кликнул мышкой, твой персонаж пошел, все сделал что нужно, но на самом деле это требует очень большой координации движений. Это требует слаженной командной работы, потому что способности персонажей должны сочетаться друг с другом, для того чтобы был эффект. Это требует разработки стратегии и т. д. То есть неслучайно сейчас все говорят о том, что киберспорт определенные навыки, такие как раз, как стратегическое мышление, как командная работа, очень хорошо развивает. Марина Калинина: А как они ищут друг друга, вот чтобы собраться в команду? По каким принципам? Ярослав Мешалкин: По рейтингу. Ну, прежде всего по интересу. То есть в игре есть рейтинг навыков, ты смотришь, кто условно играет на таком же высоком уровне, как и ты, ты можешь попасть с ним в матч и связаться по голосовой связи, ты можешь вступить в сообщество, например, во «ВКонтакте» и там поискать себе группу, ну и т. д. Так же как для любой другой игры, неважно, офлайн, онлайн. Иван Князев: Ярослав, откуда денег столько? За победу на турнире Большого шлема по большому теннису призовые меньше, а это один из самых дорогих видов спорта. Ярослав Мешалкин: Деньги от болельщиков. То есть призовой фонд в international формируется за счет внутриигровых покупок, то есть ты покупаешь себе условно некий виртуальный флажок, облик для своего персонажа, какие-то бонусные уровни, которые ты можешь проходить, а 25% с твоей покупки идут на формирование вот этого призового фонда. Вот так все это и растет, причем он растет каждый день… Иван Князев: И, я так понимаю, миллионы вовлечены в это, раз такой призовой фонд? Ярослав Мешалкин: Да-да, всем интересно поддержать турнир, потом посмотреть на то, как играют лучшие. Иван Князев: Колоссально. Марина Калинина: Давайте наших телезрителей послушаем. Вячеслав из Нижнего Новгорода. Вячеслав, добрый день. Зритель: Добрый-добрый день, очень приятно вас слышать. Очень приятная, сильная программа, любим ее, всегда смотрим. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Зритель: Я по поводу вот этого киберспорта. Во-первых, я это не называю спортом. Вы посмотрите, ребятишки все… Ну что… Я даже не понимаю, вот они сидят все, маленькие, вот сейчас и дети, и все, и сидят играют – их за уши не вытащишь. Их на улицу не надо, в футбол бегать не надо, ни хоккей – ничего не интересует, только вот эти игры. Я все понимаю, победили, очень приятно, президент поздравил, но растет поколение слабых. Иван Князев: Ну, Вячеслав, в шахматах тоже мышцы особо не нужны, там больше головой думать надо. Зритель: Так вот… Ах, а дальше-то что с ним будет? Марина Калинина: Ну вот давайте мы… Зритель: Его ветром сдувать будет. Марина Калинина: Ха-ха. Давайте Ярослава… Зритель: Вы меня понимаете? Иван Князев: Да, очень хорошо понимаем. Спасибо вам за ваше мнение. Марина Калинина: Да, спасибо за ваш звонок. Ярослав, вот как на здоровье отражается? У них какой-то свой график дня? Как они вообще восстанавливаются? Ведь они могут там и сутками сидеть. Иван Князев: Ярослав еще с нами на связи? Да. Ярослав Мешалкин: Да-да, я здесь. Я вам так скажу: больше всего за компьютерами сидят не дети, а за ними сидят офисные работники, вот это вот самый большой вред для здоровья. А если отвечать действительно предметно, то как бы это абсолютно понятная идея о том, что киберспортсменам нужна физическая подготовка, и топовые клубы сейчас, собственно, об этом и заботятся. Они не только привлекают к себе спортивных директоров, которые отвечают за физическую подготовку киберспортсменов, они, собственно, и пропагандируют эти идеи, говорят о том, что действительно нужна активность на свежем воздухе, там нужна физическая подготовка. То есть мы все прекрасно понимаем о том, что в здоровом теле здоровый дух, и если твой игрок только и занимается тем, что сидит за компьютером, он будет гораздо менее эффективен, чем тот, кто уделяет внимание своему здоровью. Естественно, есть распорядок дня, естественно, есть график тренировок, для того чтобы ты не переутомлялся, не посвящал исключительно все свое время игре… Иван Князев: Ну то есть все серьезно, как в настоящем спорте. Марина Калинина: Сколько киберспортсмены в сутки должны спать? Ярослав Мешалкин: Да так же, как любой живой человек, ха-ха. Марина Калинина: То есть они не сидят там по 20 часов за компьютером, редко прерываясь на зарядку? Иван Князев: Не умирают за компьютером? Ярослав Мешалкин: Ну это же невозможно. То есть вы посидите 20 часов за компьютером, то на следующий день вы будете вялыми, вы будете неэффективными. Поэтому да, они тренируются… Иван Князев: Играть не сможете, да. Ярослав Мешалкин: …6–8 часов. Иван Князев: Ярослав, такой вопрос: на жизнь этим можно зарабатывать? Ну хорошо, пять человек выиграли 18 миллионов долларов, ну а остальные миллионы? Это может стать профессией, как в обычном спорте? Ты сначала там бегаешь, медали завоевываешь, потом идешь тренером работать и т. д. либо в рекламе снимаешься? Ярослав Мешалкин: Я бы сказал, что и в обычном спорте пробиваются единицы, достигают вот этих самых индивидуальных рекламных контрактов и т. д. В киберспорте все это тоже есть, все это тоже развивается. Есть большая спонсорская поддержка от компаний, которым интересно работать с молодежной аудиторией. Зарабатывать на жизнь можно, вопрос в том, насколько хорошо, то есть пробиваются единицы. Если ты просто участвуешь в небольших турнирах, ну, твой заработок, наверное, будет сравним со средним заработком менеджера. Иван Князев: Ага. Марина Калинина: Ярослав, смотрите, хорошо, в каком возрасте человек достигает верха и когда заканчивается его, так скажем, киберспортивная карьера, что он может делать дальше, куда он дальше пойдет? Иван Князев: Если можно, коротко. Ярослав Мешалкин: Пока карьера заканчивается примерно в 26–30 лет, вот. После этого люди чаще всего переходят либо на тренерские позиции, либо в менеджмент, то есть они становятся руководителями тех клубов, в которых либо играли, либо в каких-то других, куда их приглашают. Но на самом деле вот эта планка поднимается потихоньку, то есть сейчас, мне кажется, становится все больше возрастных игроков, которые показывают, что могут на равных соревноваться с молодежью. Иван Князев: Спасибо вам большое! Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce Holding. Вот что пишут наши телезрители. Марина Калинина: Давай. Иван Князев: «Мошенники подрастают», – считает человек в Ленинградской области. Марина Калинина: Ха-ха. Иван Князев: Видимо, связывает киберспорт с кибермошенниками, интересная аналогия. «По-моему, с ума все посходили. Куда мы двигаемся?» – это из Кировской области. «Такой спорт нам не нужен», – Новгородский регион. «Возобновить скаутское движение», – зачем-то пишет человек из Башкортостана. Марина Калинина: Чтобы на воздухе побольше были. Роман Демьянчук с нами на связи, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Здравствуйте, Роман Викторович. Роман Демьянчук: Здравствуйте. Марина Калинина: Вообще вот психика таких людей, которые занимаются уже профессионально или начинают заниматься такими видами киберспорта, она какова? То есть это определенного какого-то склада характера, ума люди? Роман Демьянчук: Ну, совсем не обязательно. Конечно, в определенной степени к этому располагает то, что человек является уверенным пользователем компьютера. С другой стороны, это человек, который может быть заинтересован в спортивных достижениях, но, может быть, по каким-то причинам предпочитает именно компьютерный вариант или, будучи ограниченным в возможностях здоровья, переносит свое стремление в цифровую реальность. Иван Князев: Ну они в принципе… То есть нельзя сказать, что вот дети, молодые люди, которые все время сидят за компьютером, во что-то там играют, у них есть какие-то отклонения? То есть они нормальные? Роман Демьянчук: Мне кажется, надо разводить в данном случае, человек занимается киберспортом или проводит время в компьютере. Равным образом человек может сидеть в TikTok, в Instagram, просто… Иван Князев: Нет, за играми. Роман Демьянчук: За играми, когда это имеет определенную цель, когда человек стремится к определенному достижению, контролирует свое время и прочие ресурсы, которые он расходует на это увлечение, это в принципе вполне нормальный вид деятельности, особенно учитывая современную цифровую реальность. Иван Князев: А когда родителям напрягаться нужно, в какой момент? (Да, Марина, я прошу прощения.) Марина Калинина: Да ничего. Да, Роман Викторович, смотрите, вот эти компьютерные игры не увлекают ли подростков настолько, что они уже теряются в реальном мире, как-то у них меняется отношение к реальным людям, к реальной жизни, к восприятию? Роман Демьянчук: Вполне возможен и такой вариант. Есть такое понятие в психологии, которое называется сверхценные увлечения. И вот в числе сверхценных увлечений, наряду с компьютерными играми, могут быть и те, которые вполне связаны с той самой объективной реальностью, по поводу которой мы сейчас проводим параллели. Поэтому да, когда человек утрачивает контроль за временем, за ресурсами, не имеет целеполагания, по сути дела избегает выполнения каких-то определенных обязанностей, которые у него существуют в реальном мире, – да, тогда следует насторожиться… Иван Князев: Тогда уже пора обращаться к специалистам. Спасибо вам большое. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Роман Демьянчук был с нами на связи, кандидат психологических наук. После новостей будем выяснять, почему у нас теперь даже дети травятся контрафактным алкоголем и сколько россиян хотят открыть свой бизнес и зачем. Оставайтесь с нами.