Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда по вторникам, в это время, мы рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они производят и, естественно, показываем людей, которые на этих предприятиях работают. Предприятия совершенно разные: большие, средние, маленькие. Продукция тоже разнообразная и из разных регионов нашей большой страны. И сегодня вот о чем хотелось поговорить. На примере относительно небольшого предприятия, которое производит косметологическую продукцию, обсудим и узнаем, как сейчас живет малый и средний бизнес, что нужно, чтобы предприятия развивались в регионах, и как взаимодействуют предприниматели и местная администрация, как могут помочь друг другу власть и бизнес. У меня сегодня со мной на связи Егор Сергеев – это генеральный директор как раз этой компании «РеалКосметикс»; и Виктор Неволин, глава Раменского городского округа, в котором и располагается компания «РеалКосметикс». Здравствуйте. Виктор Неволин: Добрый день, Марина. Егор Сергеев: Здравствуйте. Марина Калинина: Давайте сначала посмотрим сюжет о компании, а потом будем беседовать. СЮЖЕТ Марина Калинина: Егор Александрович, я как молодая и красивая девушка хочу вас спросить: почему было выбрано именно это направление? И конкурентна ли продукция сейчас этого предприятия? Насколько вообще сложно на рынке пробиться вот таким небольшим компаниям? Егор Сергеев: Ну, начнем с того, что направление было выбрано нами очень и очень давно, скажем так. Это очень удивительная, долгая и интересная история. В 2005 году было основано наше первое предприятие, называется «РеалКапс». Это производство биологически активных добавок к пище в капсульной форме. Ну, спустя пять лет большими усилиями подняли более или менее завод на ноги, наладили реализацию и производство. Ну и встал вопрос расширения сферы деятельности, скажем так, диверсификации бизнеса. И пришли к общему выводу: «Давайте делать косметическое производство». И в 2010 году создали «РеалКосметикс». Марина Калинина: Егор Александрович, а насколько конкурентна сейчас эта продукция? Насколько, как я уже говорила, сложно или, может быть просто пробиться на рынок, пробиться в сеть? Давайте буквально коротко, потому что времени мало, а хочется много вопросов обсудить. Егор Сергеев: Коротко? Ну, что касается продукции нашей. Рецептура и продукция у нас очень конкурентная, даже по сравнению с западными аналогами. А по цене мы намного привлекательнее. Что касается сетей федеральных, то пробиться очень сложно, ну, в принципе, как и всем остальным. То есть это не касается косметики. Там проблема общая, скажем так, для всего бизнеса. Марина Калинина: Виктор Валентинович, вот такие компании для района, для региона, не знаю, большого, маленького, неважно (вот ваш район сейчас как пример), насколько они важны? И насколько их тяжело или легко привлечь, чтобы именно там они развивались, там делали свой бизнес? Виктор Неволин: Да, Марина, компании очень важны. Вообще субъекты малого предпринимательства и среднего предпринимательства для нас составляют достаточно существенную часть доходов в муниципалитете, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы та политика Московской области, губернатора Московской области, а Андрей Юрьевич Воробьев ее проводит целенаправленно… Привлекайте субъекты малого предпринимательства, среднего предпринимательства. Это доходы в муниципалитеты. Поэтому для нас очень важно, что интерес к самой продукции, которая… В общем-то, не так часто ты увидишь компанию, которая в таком широком спектре производит крема, например. Действительно… Вот Егор Александрович сказал. Я там был. И даже ваша съемочная группа, я заметил, выхватила хрен и ананас. Не знаю, может, это случайно, конечно. Но продукты используются разные для кремов. И раз она пользуется спросом, значит… Ну, мы почему-то не можем никак переключиться на то, что продукция наша, отечественная, качественнее намного (и Егор Александрович абсолютно прав), но не всегда ее можно пристроить в сети. И это проблема. Марина Калинина: А что можно сделать (наверное, вопрос и к вам, Егор Александрович, и к вам, Виктор Валентинович) совместными усилиями, чтобы действительно реализовывать эту нашу российскую продукцию? Потому что есть такой пунктик у людей, все равно он остается: наше – это все плохо. Я даже считаю SMS-сообщения: «Все равно. Наверное, это придаток какой-то иностранной компании. Это все не российское», – и так далее, и так далее. Вот как сделать, при помощи взаимодействия бизнеса и администрации продвигать эту продукцию, чтобы и региону жилось хорошо, и чтобы предприятие и налоги платило, и привлекало людей? Виктор Неволин: Для субъектов малого предпринимательства, таких как Егор Александрович, допустим, чтобы даже производить свои товары и реализовывать на территории Раменского городского округа, должны быть созданы условия. Это может быть сеть нестационарных объектов, которые помогут в реализации. Но, видите, спрос на продукцию не только в Раменском городском округе, он и в Московской области интересен будет, и даже за ее пределами. Поэтому, конечно, это должно быть или положение, или законодательный какой-то документ, который позволит заходить в сети. Вот в сеть придешь, спросишь: «Можно крем положить?» Скажут: «Нет, нельзя». – «А почему?» – «А у нас здесь Nivea лежит. Что, вы думаете, что я должен Nivea выбросить с прилавка, а вашу продукцию положить? Наверное, нет». Специфика сетей тоже, в общем-то, существенная. Марина Калинина: Егор Александрович, а вы как считаете? Вот почему эта проблема существует? Егор Сергеев: Ну, так в двух словах и не объяснишь, почему эта проблема. Она с каждым годом все больше, больше и больше нарастает. В принципе, сейчас у нас все сети, если мы берем аптечные сети или ритейл любой, в принципе, их сейчас продажи штучные не особо интересуют. Их интересует продажа места торгового. По этому показателю, естественно, мы конкурировать с мультинационалами не можем, то есть здесь бюджеты несопоставимые. Ну, проблему решить – это, скажем, уже больше политики и власти. Вот на таком уровне решают. Потому что не только нам пробиться нельзя. Я посмотрел сюжет чуть-чуть про сельхозпроизводителей. Проблема в бизнесе общая у всех. Предприятиям российским – и неважно, маленькое оно, среднее – пробиться очень, очень и очень сложно. Это нужны вливания миллионные, многомиллионные вливания. Это чисто чтобы куда-то встать. И сейчас не интересно никому, качественная ли у тебя продукция, востребованная или еще какая-то. Сейчас везде на первом месте у всех деньги. И чем больше этих денег дашь, тем больше у тебя будет представленность. В принципе, о чем мы и говорили, сельхозпроизводители. В принципе, проблема у всех одинаковая. Марина Калинина: Егор Александрович, а вы как предприниматель можете обозначить какие-то параметры, по которым тот или иной регион, район, город, округ может быть выбран для того, чтобы вести бизнес? Вот что для вас важно, для того чтобы открыть предприятие в этом месте, а не в другом, например? Егор Сергеев: Ну, очень важно… Опять-таки мы живем в России, понятно. Я думаю, что для всех здесь важна близость к центру. А центр – это у нас Москва. Все у нас сейчас завязано на этом регионе – на Москве и Московской области. Это немаловажный факт. Плюс немаловажный факто – это трудовые ресурсы. Ну, в принципе, поэтому мы и выбрали Раменское. Это такой, скажем, немаленький город, и очень достойные люди. Ну, это видно по нашему предприятию. То есть мы как одна большая семья. И атмосфера в коллективе очень важна. Это влияет на конечное качество продукции. Если будет каждый отвечать совестно за свой определенный участок, то это будет сказываться на общем результате. Марина Калинина: Ну, это правда. Виктор Валентинович, а вы как руководитель, вы как видите условия, в которых молодые предприниматели малого и среднего бизнеса могли бы прийти? Вот как сделать регион для них еще более привлекательным? И, может быть, все-таки от федеральных властей что-то зависит? Может быть, в регион надо тоже что-то вкладывать с их стороны? Вот с точки зрения руководителя просто хочется понять. Виктор Неволин: Марина, вы знаете, для каждого предпринимателя, наверное, самый главный барьер, который стоит между предпринимателем и будущими его производствами, – это какой-то бюрократический барьер. Ты думаешь: «Вот я пойду. Мне для того, чтобы построить завод, нужно землю оформить, Мне нужно тысячу разрешений, согласований получить. Согласование с аэропортами. Роспотребнадзор. Получить кадастровый номер участка, его использование. В генплан внести, если что-то не попадает». И вот это все, конечно же, отпугивает. Когда ты предлагаешь коммерсантам, малому бизнесу или среднему бизнесу готовую площадку, где вид разрешенного использования уже определен, где есть сети, где совершенно понятные условия будущей работы на 10 лет. И ты понимаешь, сколько средств тебе потребуется для того, чтобы вложить в строительство, сколько средств потребуется в оборудование. При этом на территории Раменского городского округа, как и на территории всей Московской области существует государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. О ней Егор Александрович очень хорошо знает и при необходимости использует. Купит новое оборудование – ему вернут часть средств. Поэтому это привлекательно именно в Московской области. Марина Калинина: Егор Александрович, когда мы были у вас на предприятии, вы говорили, что вы собираетесь развиваться и строить новое предприятие. Вот что вам для этого нужно? Чего не хватает? Какая помощь нужна? Егор Сергеев: Ну, естественно, это все в планах. То есть когда мы только начинали, у нас арендованных помещений было в три раза меньше. Мы из года в год уверенно растем. Надеюсь, что так оно и будет в дальнейшем. Ну и в планах, да, строительство уже непосредственно своего завода. Ну а от администрации и непосредственно от Виктора Валентиновича хотелось бы помощи, содействия в этом вопросе. Земля, инфраструктура и так далее, и так далее. Мы только «за». Марина Калинина: ну смотрите, Виктор Валентинович, строительство завода – это привлечение еще рабочей силы, правильно? То есть это рабочие места. Если компания расширяется – значит, это еще рабочие места, это увеличение суммы налогов, которые компания будет платить. В общем-то, это же все хорошо. Вот чем администрация может помочь в данной ситуации? Виктор Неволин: Как раз для нас это наиболее интересно, когда люди или предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства хотят развиваться. Почему? Гарантированно они остаются на нашей земле – раз. Второе – они увеличивают объем инвестиций, они увеличивают доходы бюджета, привлекают и создают новые рабочие места. Поэтому для нас это основа. Если будут малые предприятия в совокупности давать 45–50% от общего дохода бюджета, то это отлично. Они наиболее гибкие, в случае если пандемия, в случае если санкции какие-то применяются к нам. Они гибкие. Поэтому для нас это совсем неплохо. И мы рады, если такое обращение будет к нам. Мы будем искать возможность найти земельный участок для строительства завода. У нас в Раменском появится еще один завод, где буту люди работать, а не будут ездить в Москву. Марина Калинина: Скажите, Егор Александрович, а социальная ответственность бизнеса какая-то присутствует в вашей компании? Вот что вы можете дать региону, помимо налогов и так далее? Может быть, есть какие-то программы у вас? Егор Сергеев: Ну, если так в общем, то программ у нас нет. Но опять же по мере возможностей, если есть запросы от детских домов, то всегда изыскиваем возможности и помогаем – или продукцией, или еще чем-то. То есть мы чувствуем ответственность за собой, поэтому стараемся… Марина Калинина: То есть благотворительностью вы все-таки занимаетесь? Егор Сергеев: Ну как? Это очень громко сказать… Марина Калинина: Ну не скромничайте, ладно. Егор Сергеев: До меценатов нам далеко, но мы чем можем, тем и помогаем, да. Марина Калинина: Виктор Валентинович, а что нужно региону от центральной власти, так скажем, для того чтобы регион развивался? Виктор Неволин: У нас для этого, в принципе, все есть. Марина, я тут без всякого пафоса. В принципе, все есть. Есть желание инвесторов? Заходите. Мы будем сопровождать. У нас есть Центра содействия строительству в Правительстве Московской области, который будет каждого предпринимателя сопровождать отдельно, для того чтобы как можно быстрее получить разрешение на строительство, а потом на ввод предприятия. И чем быстрее предприятие начнет работать, тем нам лучше. Нам длинные сроки никому не нужны. А для Егора Александровича длинные деньги тоже найти очень сложно. Поэтому… Марина Калинина: Я думаю, что не только для Егора Александровича. Я думаю, что для всех предпринимателей, которые работают в том или ином регионе, и так далее. Виктор Неволин: Конечно, конечно. Марина Калинина: Еще такой вопрос общий хотела задать. Виктор Валентинович, вы как руководитель можете объяснить, почему в один регион идут инвесторы, предприниматели и там развивают свой бизнес (пусть малый, пусть средний, пусть крупный), а в другой – вот никак? Вот от чего это зависит? Почему? Виктор Неволин: Совокупность обстоятельства. Первое из них – это, конечно же, доверие к власти. Надо понимать, власть тебе помогает что-то делать или не помогает. Это первое. Второе – это налоговая система. Многие переходят в другие регионы, потому что там пытаются выстроиться какую-то систему взаимоотношений, где им в части налогообложения предоставляются какие-то преференции. Ну, различные варианты, я думаю, есть здесь, но мне кажется, что сейчас все предприниматели все-таки (правильно Егор Александрович сказал) выбирают место поближе к центру, где можно сбыть продукцию и не тратить средства на логистику, потому что эти средства тоже достаточно большие. Марина Калинина: Вот это, конечно, печально, потому что, в принципе, хотелось бы, чтобы вообще по России как-то более или менее равномерно все это развивалось. Виктор Неволин: Ну да. Вы представьте себе, для руководителя, как для Егора Александровича, открыть предприятие, например, под Воронежем где-то, километрах в четыреста от Воронежа – ну понятно, какая у него перспектива. А здесь рядышком. Московская область находится в 40 километрах от Москвы. И реализовать свою продукцию, предложить ее как рынок сбыта для Москвы как центра России (будем так говорить), где живет большое количество людей, конечно, предпочтительнее. Марина Калинина: Смотрите. Егор Александрович говорил о проблеме кадров. Ну понятно, что, наверное, для его предприятия, может быть, он эту проблему решил. Но я знаю, что очень многие компании сталкиваются именно с тем, что нет кадров, простых таких рабочих специальностей, например, и так далее, и так далее. В этом плане как-то администрация может помочь? Может, организовывать какие-то, я не знаю (может быть, это в качестве бреда), колледжи, для того чтобы готовить этих людей? Вот тут можно кадровую политику как-то подправить? Виктор Неволин: Да, у нас на территории есть колледжи, поэтому многие предприятия, взаимодействуя с ними, готовят себе уже прямо… берут специалистов, которые учатся еще на втором, на третьем курсе. У нас е ь большой завод, например, Раменский приборостроительный завод. Так они ребят оттуда берут и дают им возможность учиться таким редким специальностям сейчас, как токарь, например, причем на станках с числовым программным управлением. И эти ребята к своему окончанию этого учебного заведения уже заведомо идут на РПЗ, работают там и получают приличные деньги. Точно так же это взаимодействие может проходить и Егора Александровича, который может обратиться туда, посмотреть, кто ему нужен, какие специалисты. Те фасовщицы, которые есть, видите, они занимаются фасовкой. А кто занимается инженерией, настройкой станков? Кто внедряет новое оборудование? Кто его, не знаю, ремонтирует? Марина Калинина: Я думаю, что будет расширяться Егор Александрович и обратится в этот колледж. Спасибо большое. Егор Сергеев, генеральный директор компании «РеалКосметикс», и Виктор Неволин, глава Раменского городского округа, были у нас в эфире. Ну а прямо сейчас – производственные портреты компании «РеалКосметикс».