Российские фильмы в Венеции

Гости
Наталия Примакова
кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ

Иван Князев: Мы продолжаем. В Италии стартовал Венецианский кинофестиваль. Открыл его Альмодовар, лента «Параллельные матери». Программу уже назвали чуть ли не самой сильной за последние годы. Ну, нас, конечно, больше всего интересуют российские ленты, они будут представлены в основном конкурсе.

Тамара Шорникова: Ну, и не только. Покажут фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», драму с элементами триллера, человека, которого обвиняют в преступлении. Еще один фильм – «Мама, я дома», режиссер Владимир Битоков. Также своеобразный социальный арт – «Обходные пути» Екатерины Селенкиной, тоже этот фильм увидят в Венеции.

Иван Князев: О Москве этот фильм.

Ну, что еще можно отметить и какие шансы у наших кинолент на призы? Прямо сейчас, конечно же, спросим у экспертов. Наталия Примакова у нас выходит на прямую связь со студией, кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков. Наталия, здравствуйте.

Наталия Примакова: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ну, коротко обращаемся к вам: смотрите ли вы российское кино? Следите ли вы за премьерами? Какие фильмы смотрите, как можете их оценить? Звоните, пишите.

Иван Князев: Какие новинки знаете.

Наталия, чем так уникален будет этот фестиваль?

Наталия Примакова: Ну, собственно, он уникален тем в первую очередь, как вы уже сказали, что действительно сильнейшая программа. Мне кажется, что Венецианский кинофестиваль в этом году даже перещеголял Каннский, хотя там и была провокационная премьера Леоса Каракса «Аннетт», но все равно, мне кажется, в этом году Венецианский фестиваль будет гораздо серьезнее и интереснее.

Иван Князев: Что касается лент, фильмов, какие отметили? Вот уже хвалят, конечно, «Параллельные матери» Альмодовара.

Наталия Примакова: Ну, Альмодовара нельзя не хвалить. Во-первых, он любимец… из Венеции, и он именно здесь, в 1950-х гг. как раз состоялся его дебют. В общем-то, это действительно режиссер, который созвучен этой стране, этому городу, этой атмосфере, его яркие фильмы, его поклонение…, собственно, этого не могут не чтить итальянцы.

Тамара Шорникова: Да. Наталия, при этом зрители наши, которые услышали сейчас фамилии российских режиссеров, участвующих в киносмотре, спрашивают, кто эти люди, постольку-поскольку их нет на больших экранах, нет в прокатах и так далее.

Иван Князев: Неизвестные имена действительно.

Наталия Примакова: Ну, на самом деле они… «Человек, который удивил всех», именно с этим фильмом, по-моему, пару лет назад Наталья Меркулова и Алексей Чупов выступали опять же на Венецианском кинофестивале, был в прокате. Возможно, он не так широко был известен, не так широко раскручен, как те же американские, да и наши российские уже блокбастеры, но в любом случае этот фильм был на экранах, и на широких экранах, и те, кто действительно знают и любят российское кино, я думаю, его наверняка посмотрели. Как раз в этом фильме «Человек, который удивил всех» лично меня как раз удивил Цыганов, который исполнял главную роль в этом фильме, мне кажется, она там была для него… Он раскрылся в ней наиболее широко как именно драматический актер.

Тамара Шорникова: Вопрос вот в чем, я немного уточню. Безусловно, естественно, профессионалы знают, я смотрела несколько фильмов из этого списка от этих режиссеров с этими актерами. Но есть какое-то такое представление у обывателя, что на именитый фестиваль, на международный смотр лучшие из лучших попадают, как минимум ты должен знать этих режиссеров, знать эти имена, ты должен посмотреть фильмы в своей стране и потом уже болеть за них за границей. Как так получается, что они не очень знакомы большой аудитории? Их первыми увидят, может быть, за границей, нежели у нас.

Наталия Примакова: Во-первых, это особенность кинофестивалей класса «А», у них одно из главных требований – это так называемое правило первой ночи, то есть эти фильмы не должны быть нигде представлены, у них не должно быть нигде премьер. Именно в этом и заключается эксклюзив фестивальных показов, что впервые эти фильмы показаны только здесь и сейчас, а уже потом у них начинается широкий прокат экранный, телевизионный или какой-либо другой, стриминг-платформы и так далее. То есть это особенность кинофестивального движения, все остальные… Это именно то, чем славятся Венеция, Берлин, Канны, Московский кинофестиваль, то есть это такая особенность, да.

То, что туда не попали наши мэтры, которых все знают, те же Никита Михалков или Андрон Кончаловский, – мне кажется, это хорошо. В конце концов, у нас растет огромная плеяда сейчас молодых и талантливых режиссеров. И как раз, как ни странно, именно в пандемию они и проявились, потому что, посмотрите, в Канне было представлено только шесть наших картин, в Венеции три – мне кажется, это колоссальная победа для нашего кинематографа.

Иван Князев: Вот, отсюда вопрос…

Наталия Примакова: …идут молодые, активные, талантливые режиссеры, им есть…, их видят, о них знает мировая общественность, но знаем и мы.

Иван Князев: А дальше-то продвижение будет какое-то у этих фильмов? Получат они прокатные мощности какие-то?

Тамара Шорникова: Или поедут на следующий фестиваль, так и оставшись незнакомыми для широкого зрителя в нашей стране?

Иван Князев: И будем мы рыться в интернете, пытаясь найти.

Наталия Примакова: Ха-ха. Вы знаете, конечно, это в первую очередь все-таки вопрос не к критикам, а к прокатчикам. Критики как могут пиарят эти фильмы по-своему, рассказывая о них, раскладывая по полочкам, анализируя их. Но все-таки именно широкий прокат, именно рекламу устраивают в первую очередь, конечно, прокатчики.

Иван Князев: Нет, ну просто вы-то работаете в индустрии, знаете примерно, как это происходит. Ну вот вы, критик, сейчас рассказали, что фильмы хорошие, мы об этом рассказали – прокатчики заинтересуются? Или просто, как правило, такие фильмы потом кассу не собирают?

Наталия Примакова: Вы знаете, тут как раз идет вопрос о балансе зрительского и артхаусного. То есть если в этом фильме будет, конечно, превалировать артхаусная составляющая, то, конечно, он, боюсь, в лучшем случае отобьет просто собственные затраты, к сожалению, массовый зритель не очень любит артхаусное кино, а те, кто его любят, они и так знают и про этих режиссеров и уже с нетерпением ждут это кино. Но что делать, да, это особенности опять же фестивального движения, где не всегда выигрывают блокбастеры.

Хотя, кстати, Венецианский фестиваль как раз славится в этом году блокбастерами, там очень много будет фильмов, которые действительно соберут кассу. В частности, например, фильм-байопик про принцессу Диану, «Спенсер», три дня из жизни Дианы, ну и многие другие. Действительно в этом году очень богатая программа на названия, на имена, на фамилии, на актеров, на режиссеров, то есть есть из чего выбрать даже тем, кто далек от кино и не интересуется артхаусом.

Тамара Шорникова: Если говорить о российском списке на Венецианском кинофестивале, кого бы вы выделили? У кого самые большие шансы взять приз?

Наталия Примакова: Ну, в главном конкурсе от нас представлен только один фильм, это как раз «Капитан Волконогов бежит». В конкурсе «Горизонты Extra» представлен фильм «Мама, я дома», и в Неделе критики «Обходные пути», то есть везде по одному фильму. И я думаю, что у каждого из них есть свои определенные шансы. Может быть, Юрий Борисов, мне кажется, вполне может претендовать на главный приз как исполнитель мужской роли. Поэтому я думаю, что и «Обходные пути» Екатерины Селенкиной тоже будут интересны критикам. Так что я думаю, что есть определенные шансы. Конечно, тяжело тягаться с Альмодоваром, например, но я думаю, что почему нет, кто не рискует, тот не выигрывает.

Иван Князев: «Капитан Волконогов бежит»… Наталия, а давайте мы тоже пробежимся немножко по сюжету этих фильмов, а то мы так говорим о них, понятно, что мало кто смотрел. Чем они хороши? О чем сюжет? В чем уникальность? Режиссерская работа, может, операторская?

Наталия Примакова: Ну, я, к сожалению, эти фильмы так же, как и вы, еще особенно не видела, только посмотрела трейлеры, к сожалению, пока другой возможности у меня не было, поскольку в этом году я не оказалась в Венеции по разным причинам. Ну, «Волконогов бежит» – это, насколько я знаю, фильм-фантасмагория, там есть элементы и мистики, и элементы какого-то криминального движения, потому что это сотрудник силовых структур, как раз известный, как я понимаю, какими-то своими серьезными методами пыток и прочего, методами дознания. Как раз его заставляют признаться, покаяться в содеянном, и он как раз бежит от этого чувства и ищет возможности покаяться.

То, что касается фильма «Мама, я дома», это фильм как раз о матери, которая ждет возвращения своего сына из Сирии, он там служил в наемных войсках. Ей приходит повестка о том, что его не стало, и мать в это не верит и, собственно, пытается провести собственное расследование. Насколько я знаю «Обходные пути»… Причем, что интересно, кстати, в фильме «Мама, я дома», Владимир Битоков выпускник Сокурова, и сейчас как раз все ученики Сокурова, мне кажется, просто рвут кинофестивали на части начиная с Кантемира Балагова и его фильма знаменитого уже теперь многим «Дылда». Так что, я думаю, здесь тоже очень большие шансы на победу, в общем-то, я думаю, что у него есть что сказать международным любителям кино как минимум.

Тамара Шорникова: Да, безусловно.

Наталия Примакова: Что касается…

Тамара Шорникова: Да, продолжайте, извините.

Наталия Примакова: Так. Что касается фильма «Обходные пути», к сожалению, с этим фильмом я знакома меньше всего, мне очень сложно тут сказать что-то, потому что трейлер тоже был достаточно такой скудный, очень сложно составить на данном этапе о нем какое-то впечатление. Но я думаю, что этот фильм тоже будет интересен, потому что не зря фильм попал…

Иван Князев: Ну, сама режиссер сказала, что это такой своеобразный портрет Москвы будет. Я так понимаю, темы-то в принципе достаточно актуальные, не вечные темы у нас.

Наталия Примакова: Там про драгдилера, наркодилера и о том, как он прячет наркотики где-то на окраинах Москвы, что там будет какой-то контраст, я так понимаю, нашего философского изображения наших московских окраин и в том числе, при этом жесткого мира наркотиков и их сбыта.

Тамара Шорникова: Да. И вы говорили о том, что есть что сказать режиссерам, – безусловно. Важно ли то, как они разговаривают со своей аудиторией, в том числе с критиками и жюри фестивалей? Потому что мы уже называли здесь Балагова, называли Звягинцева, режиссеров российских, которых отметили за рубежом, и понятно, что их сближает определенный взгляд на нашу страну. Какие нужно снимать фильмы сейчас в России, чтобы получить приз за границей?

Наталия Примакова: Ну, я очень надеюсь на то, что все-таки уже отходит та мода на такую пьяную, нищую, грязную Россию. Мне все-таки хочется видеть, чтобы в фильмах появлялись нормальные современные герои, действительно с нормальными чувствами и с нормальным уровнем жизни. Да, может быть, с какими-то своими нетривиальными для западного мира проблемами, но привычными для нас и больными для нас, но чтобы это не было вот тем, как там напился, убил, показали, как все плохо, сплошные разруха и руины… Обычно такие фильмы, как правило, выигрывают. Я надеюсь, что все-таки это уже уходит на второй план и уже не пользуется таким спросом. Мне кажется, просто уже зритель перекормлен, и западный в том числе, именно вот такой Россией.

Иван Князев: Чернуха, чернухой это называется. Мы тоже на это надеемся, что фильмы будут теперь совершенно другие.

Спасибо вам большое! Наталия Примакова, кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков, была с нами на связи.