Российское кино
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rossiyskoe-kino-65877.html Тамара Шорникова: Продолжаем. «Чебурашка» догоняет «Аватар»: сборы превысили уже 3 миллиарда рублей, это пока лучший результат российского кино в прокате. На что должна ориентироваться наша киноиндустрия? Какие ей нужно ставить задачи? Чего вам не хватает в отечественных фильмах? Это уже вопрос к вам, дорогие телезрители.
Будем сейчас выяснять вместе с Виталием Калининым, режиссером, сценаристом, руководителем мастерских режиссуры ВГИК, доцентом. Здравствуйте.
Виталий Калинин: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Хочется узнать у вас, успели ли вы посмотреть.
Виталий Калинин: Я, честно говоря, постольку-поскольку я не кинокритик, а режиссер, то я еще не посмотрел. Но я, можно сказать, уже посмотрел, потому что я видел массу трейлеров, массу рекламы, отзывы своих коллег-профессионалов, и, в общем, можно сказать, что я так в курсе, что называется.
Так что мне кажется, что это очень важный фильм для России, потому что он открывает новое такое направление. Оно было, хорошо забытое старое, но это вот как раз смешение анимации, то, что сегодня очень, так сказать, интересует вообще зрителя, молодого особенно, и самое главное, что открывается... может быть, откроется, надо дождаться, когда еще пройдет какое-то время... открывается новый тренд семейного просмотра. Потому что вот то, что доказал сегодня «Чебурашка», – это то, что пошли семьями в кинотеатр, и это, в общем, очень важный момент, мне кажется.
Тамара Шорникова: Я коротко свое впечатление выскажу, потому что я уже посмотрела. Мне кажется, как раз вот к идее семейного просмотра есть вопросы, потому что каких-то смешных, нелепых ситуаций, в которые попадает главный анимированный герой Чебурашка, их, как мне кажется, маловато, то, что понравилось бы детям. А вот какого-то трагизма, действительно какой-то такой нашей русской безысходности, серьезности многовато...
Виталий Калинин: Да.
Тамара Шорникова: Поэтому в итоге оказываются не до конца удовлетворенными ни взрослые, ни дети, вот в каком-то таком замешательстве выходят из кинозала.
Это мое мнение – поделитесь вашим, дорогие телезрители, если смотрели эту премьеру российскую или какие-то другие, что понравилось, что не понравилось и какие фильмы в целом вам бы хотелось видеть на большом экране.
Виталий Калинин: Ну, вообще семейные фильмы делать очень тяжело, тяжелее, чем все остальное, потому что совершенно правильно вы говорите: попасть в две аудитории – это очень тяжелый расчет. Но здесь, мне кажется, авторы очень, во всяком случае продюсеры, точно рассчитали вот эту память генетически-историческую: Чебурашка все-таки – это наше все после Пушкина, наверное. Поэтому то, что они как бы... И я тоже, мне многие из... У меня просто выросли внучки, поэтому для меня это не семейный просмотр был бы. Но то, что я вот собрал мнения профессионалов, они говорят приблизительно то же самое, что пока вот это ощущается, некоторый переход, что...
Тамара Шорникова: Нащупывают.
Виталий Калинин: Да-да. Но это нужно понять, в какую сторону идти. Насколько я знаю, продюсеры хотят двинуть это как франшизу, наверное, взамен «Елки», которые упали и внизу, в общем, поэтому может быть, почему нет, здесь надо пробовать.
Тамара Шорникова: Запускаем SMS-опрос сейчас для телезрителей: «Вам нравится наше современное кино?» – «да» или «нет», присылайте на номер 5445. И звоните нам, конечно же, в прямой эфир.
Вот уже есть звонок, давайте вместе послушаем. Кто у нас сейчас? Светлана, здравствуйте, Санкт-Петербург на связи.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Слушаем вас. Поделитесь, что смотрели на новогодних праздниках. Или у вас какой-то философский вопрос или мнение?
Зритель: У меня не философский вопрос, у меня пожелание.
Тамара Шорникова: Так.
Зритель: Хотелось бы на наших экранах телевизоров увидеть больше добрых фильмов. Потому что сейчас идет все время трансляция всяких зарубежных и наших фильмов только детективы, притом очень такие не только кровавые, но очень конфликтные. А нашим детям и подрастающему поколению, да и взрослым, хочется добрых фильмов посмотреть, хорошую комедию с хорошим, счастливым концом.
Тамара Шорникова: Спасибо большое за этот звонок. Я думаю, что это мнение поддержат многие телезрители...
Виталий Калинин: Да.
Тамара Шорникова: Если начать переключать каналы в будни, например, можно увидеть, как каналы соревнуются в количестве сериалов про полицейских...
Виталий Калинин: Ну да.
Тамара Шорникова: ...про разборки и т. д. Это, конечно же, всегда жестокость и определенные сюжеты, скажем так. Почему мало действительно комедий, вот того самого доброго кино? Гайдаевские комедии сейчас все начнут вспоминать...
Виталий Калинин: Да. Тут дело в том, что не секрет, что добрые фильмы или комедии делать гораздо сложнее, чем все остальное. Милицейская тематика идет именно потому, что ее легко делать, я не имею в виду организовывать, я имею в виду, что легко писать. Убить человека гораздо проще, извините, чем, так сказать, заставить его улыбаться.
Тамара Шорникова: Чем рассмешить.
Виталий Калинин: Чем рассмешить, да. Поэтому в этом есть основная трудность. Во-первых, это нужны сценаристы, для этого нужна целая группа людей, реально положительно настроенных. Потому что, если мы посмотрим, скажем, сценарии или наши фильмы отечественные, они, как правило, все с некоторой такой пониженной оценкой действительности, и это вызывает некую такую вот грустную ноту. Вы же с этого начали, что все ждут как бы немножко поглубже.
А комедия, если мы возьмем того же самого Гайдая, он как раз на эту тему не думал, т. е. у него были фильмы и фильмы его имели, безусловно, свое даже в какой-то степени философское начало, но такое небольшое философское, но тем не менее они давали человеку возможность расслабиться просто. Нам сейчас это очень трудно, это еще зависит от состояния самого общества, насколько общество готово это принять. Говорить-то мы говорим, мы говорим о том, что хотелось бы, чтобы были эти фильмы, но готовы ли мы сами их принять, вот в чем штука.
Тамара Шорникова: Вы хотите сказать, что в то время, когда выходили добрые, светлые фильмы, комедии, не было проблем в жизни, проблем в жизни страны, поводов для тревожности?
Виталий Калинин: Проблемы были, но поводов для тревожности, я пожил в той части истории и могу сказать, что поводы для тревожности не были такими определенными, скажем так.
Тамара Шорникова: Острыми и очевидными?
Виталий Калинин: Острыми и очевидными, совершенно точно, это первое. Второе: человек всегда стремится в сказку и в выдумку, и, скажем, гайдаевские комедии, да даже тот же самый Рязанов...
Тамара Шорникова: Рязанов, только хотела сказать.
Виталий Калинин: ...который будет несколько на другой ступени, но тем не менее – это все равно такие добрые сказки. И вот сегодня вот тот уровень как раз людей, которые пишут эти сценарии, они, мне кажется, еще не доросли до «Чебурашки», поэтому им сложно это писать. В этом, мне кажется, причина.
Тамара Шорникова: Давайте посмотрим видеоматериал: спросили у зрителей, чего не хватает в отечественном кино. Вот коллективное мнение, обсудим его после.
ОПРОС
Тамара Шорникова: И звонок еще примем следом. Галина, Нижний Новгород. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.
Зритель: Мне 76 лет, вот я очень люблю кино, очень даже, и раньше любила. Но сейчас смотреть кино нечего абсолютно. Вот смотрите, сюжет кино: машина, едут, секс в машине, въезжают в дом... обязательно в дом, как будто все у нас живут в домах, квартир уже сейчас нет... раньше хоть снимали моду, какая мебель, еще смотрели... Сейчас, значит, пока бегут по лестнице, уже раздеваются, раздеваются – опять в постель. Вот эти старые тела артистов вообще неприятно смотреть. Все прекрасно понимают, что в жизни что-то происходит, но не до такой же степени. Сюжет... На чем воспитывается молодежь? На чем?
Тамара Шорникова: Понятно, да... Спасибо вам за ваше мнение.
Ну вот на чем воспитывается, вокруг этого много сообщений приходит. Вот я хочу два прочитать. Из Ленинградской области: «В киноиндустрии России не работают законы рынка, нас затопил поток бездарной халтуры, но она-то как раз окупается». И: «Можно ли что-то считать искусством, если весь смысл в кассовых сборах?»
Вот как раз про мерило успеха. Мы говорим, что нам нужно хорошее кино, – а мы что подразумеваем под хорошим кино? По каким критериям это хорошее кино? По кассовым сборам или по чему-то другому должно быть?
Виталий Калинин: Ну, мы же теперь находимся в несколько другой ситуации, чем, скажем... Мы должны, во-первых, первое, что сделать – это, конечно, расстаться с теми традиционными вещами, которые у нас сложились как бы в Советском Союзе. Сейчас я объясню, что значит «традиционные». Никуда от темы не ушли, и зрители сейчас в опросе сказали ровно то же самое, что и говорили, и предъявляли претензии советскому кинематографу: не хватает этого, не хватает того... Зритель будет этого всегда ждать.
Другое дело, что прокат советский и воздействие на зрителя, конечно, были иными. Сейчас вот этот разброс тематики концентрированный, сейчас очень многое зависит от самого человека, что он будет выбирать, какие нужны конкретно ему фильмы, как он может это для себя самого сформулировать. Вот это тоже требует зрительской работы. И настоящее кино требует подготовки зрителя, «настоящее» – я имею в виду, когда мы говорим о том, что фильм должен быть глубоким, фильм должен быть размышленческим и т. д. и т. п.
Вот на сегодняшний день мы должны сказать, что да, мы пришли к тому, что это разделилось, фильмы... Идеальный вариант, чтобы было и то и другое, чтобы фильм, который мы называем искусством, чтобы он еще и собирал кассу. Но для этого должен быть зритель; если зритель хочет смотреть такое кино, он пойдет смотреть, а если нет, мы ничего не можем сделать.
Тамара Шорникова: Но такого ведь никогда не было и за рубежом.
Виталий Калинин: Конечно.
Тамара Шорникова: Всегда было популярно голливудское кино и артхаус.
Виталий Калинин: Конечно.
Тамара Шорникова: Там спецэффекты, герой всех убивает и побеждает, а здесь про подумать.
Виталий Калинин: Конечно. Там рынок, там рынок: если зрителю нужно, если зритель переел боевиков, то ему немедленно дают какие-то фильмы размышленческие, если мы посмотрим историю. А если ему этого достаточно, рынок говорит, что живите как хотите.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один звонок. Константин, Москва. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Я бы хотел сказать, что в нашей киноиндустрии не хватает искренности фильмов, т. е. переигрывают актеры, либо слишком, очень много добра, что неестественно, либо очень много зла, тоже неестественно.
По поводу «Аватара». «Аватар» мне, кстати, тоже не очень понравился. Ходил на «Чебурашку», ну что-то между тем и тем, могу поставить оценку на «3». От «Аватара» хотелось бы увидеть большего в ожидании, то, что они сделали первый, это было, конечно, да, супер...
Тамара Шорникова: Мы сейчас наше кино по большей части обсуждаем. Константин, в «Чебурашке» чего не хватило?
Зритель: В «Чебурашке», да, вот как вы правильно сказали, не хватило на самом деле что для детей, что для взрослых, вот эти контингенты, вы правильно заметили, разделения вот этого не хватило немножко, да, для детей и для взрослых.
Тамара Шорникова: Хорошо.
Зритель: А вообще в отечественных фильмах единственное, что искренности не хватает.
Тамара Шорникова: Искренности не хватает, понятно. Вопрос уже к актерской школе, в т. ч. к специалистам.
Виталий Калинин: Да...
Тамара Шорникова: Если говорить о том кино, которое нам сейчас нужно, есть запрос на то, чтобы какие-то правильные ценности, что-то воспитывающее новое поколение, о чем мы сейчас много говорим, тоже появлялось. Как сделать это так, чтобы не хотелось уйти с сеанса, чтобы это не было неискренним, как сказал Константин? Потому что часто бывает, вот сейчас фильмы, вот сразу чувствуешь, по госзаказу, как вот раньше были... Нет искренности.
Виталий Калинин: Есть, но это поиск. Во-первых, я скажу так: давайте... Я сейчас отвечу, но скажу нашим зрителям очень важную вещь – дайте немножко подрасти. Вот сейчас заряжена программа Министерством культуры, и мы ждем результатов... Конечно, зрители сейчас скажут: «Боже мой, как долго ждать!» – но это будет весна 2024 года. Сейчас запустились и запускаются большие бюджеты, большие бюджетные фильмы, результат которых мы увидим только через 1,5–2 года.
А что касается тематики, то я все время говорю одну и ту же вещь: нужно делать фильмы о женщинах. Потому что Россия – это женское кино, и на женское кино идет огромное количество людей, и женщины, собственно говоря. Разговор о женщине традиционно и в русской культуре, и в кинематографе, он всегда привлекал зрителя.
Тамара Шорникова: А мне интересно, разговор и фильм о женщине – это что? Это «Москва слезам на верит»?
Виталий Калинин: Ну да, как это ни парадоксально. Возьмите «Москва слезам не верит» – ведь это идеальное построение фильма: три героиня, одна главная и две вспомогательные. Почему он стоит на первом месте (мы сейчас оставляем «Чебурашку») по зрительскому успеху и по кассе, которую он продолжает собирать на телевидении и т. д. и т. п.? Рядом лежит «Служебный роман», рядом лежат фильмы, где поиск хороших семейных обстоятельств, изменений судьбы, разговор о мужчине и женщине. Вот это вот, мне кажется, очень важно.
Тамара Шорникова: Там достаточно сложные судьбы и не всегда правильный выбор.
Если мы говорим о кино для молодежи, которую хотим правильно воспитывать, условно какие-то современные «Неуловимые мстители» – это что может быть?
Виталий Калинин: Это другой вопрос. Вот тут совершенно точно: у нас нет, мы на сегодняшний день не понимаем, я честно, это мое мнение, но тем не менее я думаю, что большое количество моих коллег меня поддержит, – у нас нет понимания, какое нужно детское кино, и у нас абсолютно нет понимания кино молодежного.
Тамара Шорникова: Даже в среде профессионалов?
Виталий Калинин: Даже в среде профессионалов.
И я думаю, что в этом смысле нужно в большей степени отдавать риски молодым режиссерам, они чувствуют это. Конечно, с некой не будем говорить цензурой, но с художественным руководством, скажем, брать темы, пусть они будут сложные, но финалы у этих фильмов, конечно, должны быть положительными, потому что нельзя делать, делать и делать и в итоге приводить это все к какому-то унынию. Вот этой завет, который оставил уходящий Голливуд, делать финалы светлыми... Ведь Голливуд держится только на этом, всегда светлый финал.
И если выделить эти отдельные программы... Сейчас выделили детско-юношеское кино по деньгам, но вот молодежная среда никак не выражена, мы не видим вот такого направления, такой волны молодежной, а ее нужно делать. Это главная проблема, на мой взгляд. Потому что потом эти режиссеры вырастают вместе со своими фильмами и со своей аудиторией, со своими отношениями и переходят во взрослую жизнь.
Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок примем. Сейчас у нас к разговору присоединяется Ольга из Самары. Здравствуйте.
Зритель: Добрый день, здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, слушаем.
Зритель: Вы знаете, мне очень понравился фильм, я очень довольна...
Тамара Шорникова: Какой?
Зритель: «Чебурашка». Мне 44 года, я воспитатель в детском саду, и я могу сказать, я очень ждала такого фильма. И вот я немножко не соглашусь с тем, что комичности было маловато, трагичности многовато. Я думаю, здесь не было трагичности. Здесь вот именно затронуты душевные качества, о которых мы забыли: умение сопереживать, умение приходить на помощь, умение быть не смешным и комичным, а быть трогательным, нежным, добродушным. Вот эти вот качества, я считаю, в этом фильме наконец-то они подняли.
Тамара Шорникова: Понятно, спасибо! Видимо, и кассовые сборы этим объясняются, многие так же посчитали.
«Нравится ли вам российское кино?» – мы спрашивали у телезрителей: «да» – 15%, «нет» – 85%. Вас расстраивают эти цифры?
Виталий Калинин: Расстраивают, конечно, потому что это, в общем, действительно такой показатель зрительского, я бы сказал, недоверия, вот в чем проблема. И это недоверие надо, не побоюсь этого активного глагола, разрушать. Нужно делать разные фильмы, но самое главное, чтобы там в них был положительный эффект, вот за этим надо следить.
Тамара Шорникова: Будем смотреть обязательно.
Спасибо! Виталий Калинин, режиссер, сценарист, руководитель мастерских режиссуры ВГИК, доцент, был у нас в эфире.
Это была программа «ОТРажение», провела ее Тамара Шорникова. Со мной работали переводчики жестового языка Варвара Ромашкина и Светлана Горобченко. Ну и, конечно же, благодарю всех вас за то, что писали, звонили, спрашивали, делились своим мнением. Продолжайте это делать: вечером встречайте моего коллегу Константина Чурикова.
До встречи! Спасибо еще раз.