Алексей Раевский: Что касается мобильных приложений, надо помнить - чем они менее удобны, тем они безопаснее

Гости
Алексей Раевский
генеральный директор компании Zecurion

Рост хищений через мобильные устройства. Киберпреступники с апреля 2015 по март 2016 года похитили 348,6 миллионов рублей со счетов в российских банках при помощи троянов под мобильные устройства на ОС Android. По отношению к аналогичному периоду 2014-2015 годов объем хищений вырос на 471%. В чем причины? Кто виноват и что делать? 

Марина Калинина: Объем средств, украденных с банковских счетов в нашей стране с помощью различных вирусов под мобильные устройства на Андроиде, например, за год вырос почти в 5 раз. Об этом говорят эксперты. Программы-трояны распространяются через зараженные сайты, фальшивые мобильные приложения и сами изменяют содержимое веб-сайтов, на которые заходим мы, то есть пользователи различных сайтов. Об этом будем сегодня говорить с нашим гостем. Это Алексей Раевский, генеральный директор компании "Zecurion". Здравствуйте.

Алексей Раевский: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Алексей, здравствуйте. Вот еще несколько цифр. Отмечается в сообщении, что с апреля прошлого года по март нынешнего вот эти кибермошенники, киберпреступники похитили... В принципе сумма не очень большая, относительно небольшая – порядка 350 млн рублей. В принципе сумма не очень большая в масштабах страны, однако активность их выросла на 471%. Как объяснить эту активность?

Алексей Раевский: Дело в том, что эти мобильные платформы являются новыми для пользователей банковских приложений. Поэтому сейчас эта кривая находится в стадии роста. И ожидается, что этот рост будет бурным. 500%, потом 300%. Суммы, конечно, будут расти, а рост будет замедляться. Когда с нуля, всегда процентный рост получается большой.

Марина Калинина: А как это вообще все происходит? Почему такие огромные деньги снимаются со счетов? Каким образом вообще все происходит?

Алексей Раевский: В принципе сценариев достаточно много. Самый простой из них – вы хотите кому-то отправить платеж через клиент-банк с телефона или с планшета. Но если на вашем устройстве установлен какой-то троян или какое-то вредоносное ПО, оно перехватывает ваш запрос и подставляет туда реквизиты вот этого злоумышленники. Соответственно, деньги уходят не туда, куда вы хотели, например, пожертвовать в фонд бездомных кошек, а мошенникам.

Константин Чуриков: Я думаю, что наши зрители, надеюсь, не сталкивались массово с этим, но, может быть, действительно у вас было такое, что попадали на сайт не того банка и вовсе не банка. Может быть, у вас что-то подобное было. Позвоните, расскажите, нам интересно. 8-800-222-00-14. Звонок бесплатный.

Алексей, мне интересно, вообще с точки зрения повышения нашей мобильной грамотности, вообще на что нам нужно обращать внимание, когда мы пользуемся этой удобной услугой, онлайн-оплатой чего-то через банк, переброс с одного счета на другой, оплатить коммуналку и так далее.

Алексей Раевский: Тут надо понимать две вещи. Во-первых, чем выше удобство, тем ниже безопасность. И, соответственно, наоборот: чем безопаснее система, тем она менее удобна.

Марина Калинина: А почему такая закономерность?

Алексей Раевский: Природа такая. Так устроено. Мир такой. Не знаю. Вот так это все. Например, вы хотите заблокировать дверь. Вы туда ставите замок – вам нужно тратить время на то, чтобы его открыть, закрыть, чтобы он не сломался, надо его смазать и все такое. Можно просто ходить туда-сюда. Но тогда может кто угодно туда зайти.

Что касается мобильных устройств, надо быть немножко здесь немножко параноиками. То есть надо всегда все, что происходит в вашем устройстве, смотреть на это через призму того, что вас хотят обмануть, что у вас хотят украсть деньги. То есть, например, если вы зашли на какой-то сайт и он говорит, что у вас устарела версия какого-нибудь программного обеспечения (антивирусного, браузера или еще что-то) и вам ее нужно срочно обновить, нажмите "ОК", ни в коем случае не надо этого делать. Если вам приходит письмо или СМС-ка, особенно с какого-то незнакомого номера или адреса, а там какая-то ссылка содержится, и там написано, что здесь в этом письме способ, как заработать миллион долларов, вообще не выходя из дома, за 2 недели, не надо нажимать на эту ссылку.

Если вам ваш какой-то товарищ, не близкий друг, а просто кто-то из вашей сети в Фейсбуке или в какой-то социальной сети посылает какую-то ссылку без каких-либо комментариев, не надо на нее кликать. Скорее всего, этот товарищ уже подвергся нападению какого-то вируса, и это шлет вам сообщение не ваш товарищ, а этот вирус.

Константин Чуриков: Хорошо. Самая простая операция – это гражданин Иванов хочет зайти на сайт своего банка и оплатить какие-то услуги. Как гражданин Иванов отличит, что именно этот сайт официальный и верный, и не попадет к мошеннику, который, например, потрудился зарегистрировать схожее название в строке браузера?

Алексей Раевский: Есть, во-первых, такое понятие, как SSL-сертификаты. То есть, грубо говоря, когда вы заходите в клиент-банк, там в адресе должно быть написано, что это, например, "Сбербанк" или "Альфа-банк".

Константин Чуриков: А мошенник этого не может сделать?

Алексей Раевский: Не может. Но мошенник может сделать другое: он может подменить сертификат, но там будет написано что-то другое, но все равно будет, грубо говоря, зелененькое, а не красненькое. Надо на это обращать внимание. А, вообще говоря, с точки зрения безопасности очень дурная практика, когда используются мобильные устройства и для доступа в клиент-банк, и для получения одноразового пароля, потому что сейчас в принципе все банки посылают пароли. Если вы с компьютера зайдете на такой фейк, такой подложный, поддельный сайт, то ничего страшного не будет: вам все равно должен прийти этот одноразовый пароль, и только введя его, вы сделайте операцию. А мошенник вам этот пароль отправить не сможет.

Константин Чуриков: Извините, а если мы совсем в танке и вводим еще этим мошенникам все наши данные, карточку, то, что там на обратной стороне этот код из трех цифр, мы их снабжаем информацией.

Алексей Раевский: Это, конечно, плохо. Лучше этого не делать. Но сейчас в принципе все платежи защищены дополнительно с помощью так называемой технологии 3D-secure. Это вы про интернет-магазин говорите: когда вы вводите данные карточки, нажимаете "ОК, купить", у вас не сразу деньги списываются, а вы переходите на сайт банка, банк присылает вам СМС-ку, вы эту СМС-ку вводите. То есть таким образом это все авторизуется через ваш банк. То есть в принципе магазины, которые так делают, они, можно сказать, безопасны.

Конечно, интернет-магазины тоже надо выбирать с умом. И в первом попавшемся покупать Бентли, я думаю, не стоит.

Марина Калинина: Скажите, почему именно Андроид как-то вылез сейчас, что с ним связано больше проблем.

Алексей Раевский: Дело в том, что Андроид – просто более открытая среда, более доступная для исследователей, в том числе для злоумышленников.

Марина Калинина: Это связано с какими-то техническими характеристиками этой системы или с чем?

Алексей Раевский: Просто с лучшей изученностью. Плюс все-таки Андроид сейчас более популярная система, чем IOS. Мошенники же всегда работают по площадям. Они рассылают миллион писем, из них 20 человек кликнет, один кто-нибудь пришлет…

Константин Чуриков: Спасибо, что разъяснили, а то мы было подумали, что как раз IOS, то есть Apple – выгодоприобретатель от этой информации. У нас есть звонок. Виктория из Москвы у нас на линии. Виктория. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Случалось вам в лапы этих кибермошенников попадать?

Зритель: Случалось один раз. Мне прислали СМС-сообщение. Я им, правда, переслала деньги со своей карты. И с тех пор всего боюсь. С тех пор как ваш собеседник сказал, я не немного параноик, а очень параноик.

Марина Калинина: А какое сообщение вам прислали? Какого характера?

Зритель: Карта заблокирована, что-то в этом роде. Давно уже было.

Константин Чуриков: И много ли денег потеряли, Виктория?

Зритель: Тысяч 5.

Константин Чуриков: Неприятно.

Зритель: Это было давно. И тысяч 5 было тоже достаточно много.

Константин Чуриков: Это были деньжища в то время.

Зритель: Да, это было, наверное, лет 7 назад.

Константин Чуриков: Тем интереснее вам будет слушать вашу беседу, чтобы в будущем уж точно не попасться на такую удочку.

Алексей Раевский: Виктория подверглась атаке, так называемому фишингу. То есть когда жертву вынуждают сделать какие-то действия, чтобы перейти на сайт злоумышленников. То есть могут прислать, что карточка заблокирована, что ваша операция…

Марина Калинина: Мне, например, как-то тоже несколько лет назад просто позвонили по телефону и сказали, что моя карта заблокирована, человек представился сотрудником банка, очень просил дать обратную циферку из трех…

Алексей Раевский: Да, так тоже делают. Но это уже совсем наглость, я считаю, и люди уже совсем ничего не боятся.

Марина Калинина: Чего еще стоит бояться? Какие еще виды мошенничества есть в арсенале этих людей, в лапы которых мы можем попасть?

Алексей Раевский: Здесь сложно что-то говорить, какие-то советовать рецепты. На самом деле изобретают каждый день что-то новое. Но, с другой стороны, разработчики этих систем тоже стараются как-то жизнь нашу облегчить. Поэтому здесь общее требование – быть параноиком, не поддаваться на провокации, иметь какую-то последнюю версию антивирусного программного обеспечения у себя (как минимум, на компьютере, на телефоне, может, тоже) и стараться не делать платежей только с телефона. То есть лучше, чтобы зайти в клиент-банк с компьютера, а на телефон получить СМС-ку.

Константин Чуриков: Извините, ведь антивирус, например, для смартфона тоже может быть пиратским и тоже может быть создан с целью как раз таки выуживания данных?

Алексей Раевский: Извините меня, это казалось очевидным. Я уж не говорю про то, что надо на смартфон и на планшет устанавливать приложения только из официального репозитория, то есть это либо PlayMarket, либо это AppStore айфоновский.

Константин Чуриков: Алексей, насколько наши правоохранительные органы сегодня внимательно относятся к жалобам, и насколько граждане привыкли жаловаться уже на этот новый для всех нас вид преступлений?

Алексей Раевский: По нашей практике, в принципе здесь правоохранительные органы не очень эффективно работают. И это понятно.

Марина Калинина: А они могут вообще эффективно работать?

Алексей Раевский: Как раз я хотел сказать, что здесь у них практически нет возможностей. Потому что само преступление совершить достаточно просто. А чтобы его расследовать, нужно задействовать какие-то совершенно космических масштабов усилия. И это же интернет. У него нет границ. То есть вам может отображаться российский номер, а человек может сидеть где-то в Белоруссии или в Китае. Сам получатель денег… то есть этот фишинговый сайт тоже может находиться непонятно где. И нужна координация правоохранительных органов всех этих стран. А это очень долго. Представляете, все эти запросы через Интерпол, плюс это могут быть страны, с которыми не подписаны какие-то соглашения.

Бывает, что ловят кого-то. Но обычно это с другой стороны заходят, то есть не со стороны жертвы, а какие-то оперативные мероприятия, как-то находят такие банды, внедряют туда, видимо, каких-то агентов и таким образом…

Марина Калинина: Своих хакеров.

Константин Чуриков: У нас же есть эти центры и при МВД, и при спецслужбах по противодействию как раз киберпреступности. Вроде бы там сидят неглупые люди.

Алексей Раевский: Совершенно верно. Но я говорю не о том, что у них каких-то способностей не хватает, а о том, что у них просто усилий… То есть усилия не окупаются. То есть у человека украли 5000 с карточки, а для того чтобы найти преступника, нужно, чтобы 3 месяца работало 20 человек.

Марина Калинина: С другой стороны, если у одного человека украли 5000 с карточки, у другого человека украли 5000 с карточки одна и та же группа, сумма-то увеличивается.

Алексей Раевский: Совершенно верно. Поэтому я и говорю, что обычно борются с этими бандами, с шайками с другой стороны.

Константин Чуриков: А кто эти банды, шайки, которые внутри страны промышляют этим делом?

Алексей Раевский: Преступные криминальные элементы.

Константин Чуриков: Я просто слышал, что даже, извините, в наших местах не столь отдаленных развит этот бизнес, то есть у человека мобильный телефон, и он как раз разводит людей, что называется, на этот фишинг.

Алексей Раевский: Как раз вы говорили, что вам звонили. С большой доли вероятности этот звонок был скорее всего из мест не столь отдаленных.

Марина Калинина: Откуда они берут все эти телефонные базы?

Алексей Раевский: Это отдельная история.

Марина Калинина: Мне очень интересно. Адреса, базы. Причем, не только мобильные, но и домашние телефоны.

Алексей Раевский: На самом деле тоже очень много источников, где это можно взять. Начиная непосредственно с утечки от сотовых операторов и заканчивая различными интернет-магазинами. Недавно, например, опубликовали базу данных в свободный доступ, даже не надо платить за нее ничего. Там порядка 70 млн человек с мобильными телефонами. Правда, там был только мой мобильный телефон, фамилия, имя, отчество и старый рабочий почтовый адрес.

Марина Калинина: Этого тоже немало на самом деле.

Алексей Раевский: В принципе да.

Марина Калинина: Тем, кто умеет этим пользоваться, не составит труда узнать все остальное.

Константин Чуриков: Зрители нам активно пишут. Алексей из Ростова-на-Дону пишет, что, по его мнению, компьютерные вирусы создают сами же разработчики антивирусов. Есть такое мнение. Теория заговора здесь… Те ребята, которые якобы ловят создателей вирусов и те, которые промышляют этим преступным делом, это не одни и те же люди?

Алексей Раевский: На самом деле нет. На самом деле вирусов такое количество, что никаких ресурсов никаких антивирусных компаний не хватит, чтобы хотя бы 10% от этого объема как-то обеспечить. Возможно, на каком-то начальном этапе, когда это только развивалось, действительно люди баловались, может быть, что-то такое делали. Но сейчас это уже такая промышленная вещь – написание вирусов и зловредов, что антивирусным компаниям просто не хватит ресурсов на это.

Марина Калинина: Давайте еще один звонок возьмем. Дозвонился нам из Санкт-Петербурга Владимир. Здравствуйте, Владимир. Вы в эфире. Мы вас слушаем.

Зритель: Здравствуйте. Владимир из Санкт-Петербурга. У меня в результате такой хакерской атаки было списание со счета Сбербанка. Списали у меня порядка 25 тысяч рублей. И на мое обращение Сбербанк никак не отреагировал.

Константин Чуриков: Так. А в полицию обращались?

Зритель: В полицию обращались. Обращался в главное управление УВД. Переадресовали по месту той кражи. Это Всеволожский район. Соответственно, до сих пор не получил никакого ответа.

Константин Чуриков: А давно это было?

Марина Калинина: А как произошло это списание?

Зритель: Я так полагаю, на мой телефон-смартфон поступил какой-то вирус. И СМС-подтверждения, которые должны приходить на телефон, они блокировались, я их не получал, а, видно, получал тот хакер, который списывал мои средства.

Константин Чуриков: Это уже довольно высокая технология.

Зритель: Я узнал об этом, когда обнулился мой счет.

Марина Калинина: Понятно.

Зритель: И когда пошел с обращением в банк, там прозвучало, что есть конкретные номера телефона, когда по номеру телефона можно перевести или списать деньги. Были конкретные телефоны, конкретные номера. Но Сбербанк сказал, что причина только моя, вина в этом моя. Этим и закончилось. Я пока даже не знаю, куда сейчас обратиться. Может быть, от вас услышу ответ.

Константин Чуриков: А давно это было?

Зритель: Это было где-то 2-3 месяца назад.

Константин Чуриков: Спасибо.

Марина Калинина: Понятно. Спасибо. Такая история. Как прокомментируете?

Алексей Раевский: Это как раз совершенно стандартная история. Как раз то, с чего мы начали разговор, когда на телефон, на смартфон попадает вирус, который перехватывает все СМС-ки, приходящие из банка, и блокирует их, не показывает пользователю, и пересылает злоумышленникам.

Марина Калинина: А как проникает туда этот вирус?

Алексей Раевский: Я же говорил.

Марина Калинина: Через эти программы?

Алексей Раевский: Через всякие ссылки, через установку программ не из официальных репозиториев. То есть это все, как раз о чем мы говорили.

Константин Чуриков: Нам зритель пишет: "Вы это бабушкам скажите. Они же верят всем". Кстати, давайте для тех, кто вряд ли сможет быстро повысить свою финансовую грамотность. Вообще спасение от этого всего, такая окончательная финальная защита – она какая? Ходить, как раньше, в Сберкассу и там все оплачивать?

Алексей Раевский: Я же говорю, что здесь нужно искать компромисс между удобством и безопасностью. В принципе вариантов много. Помимо того, чтобы быть параноиком и подозревать вообще в каждом сообщении угрозу, хотя это хорошо на самом деле с точки зрения безопасности, есть, например, еще у многих банков такая услуга, как страхование. То есть вы просто платите небольшую сумму денег. И все криминальные списания они вам возвращают без вопросов.

Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что Владимир, наш зритель, с которым мы только что беседовали, если бы он застраховал свой вклад или эту карту, свои деньги, то есть ему бы полностью компенсировали бы?

Алексей Раевский: Да. Собственно, страховая компания как раз это и обещает. На практике я, честно говоря, с этим не сталкивался. Но в теории оно именно так и выглядит.

Марина Калинина: У нас много чего в теории. Еще такое сообщение: "Добрый день. В последнее время появились новые жулики: звонят и начинают уговаривать инвестировать в Google, Microsoft, Apple. При этом они откуда-то знают фамилию, имя, отчество. Насколько это так сейчас набирает популярность?".

Алексей Раевский: Это делают очень давно. Это не в последнее время. И не обязательно это жулики. Не только они предлагают инвестировать в Google, они предлагают что-нибудь купить. Наверное, даже что-то легально и все хорошо. Просто такие рекламные действия.

Вот я говорю, что утекают персональные данные граждан постоянно отовсюду. Поэтому у них есть.

Марина Калинина: А вот эти мобильные компании как-то нельзя наказать за то, что они выкладывают эти… Они же…

Алексей Раевский: Нельзя. Во-первых, они не выкладывают. Они стараются всеми силами это защитить. Но не всегда у них это получается. Но наказать их нельзя. Потому что у нас есть закон о персональных данных. Он вроде как обязывает всех этих персональные данные защищать.

Константин Чуриков: Вроде как. Но ваши уже в сети.

Алексей Раевский: Но никаких санкций за то, что… То есть как он работает? Там прописано, что надо делать. И к вам могут прийти и проверить, насколько вы выполнили все, что там написано. Но если при этом ваша база данных оказалась, как раньше было, в любом переходе можно было купить базу данных телефонов, адресов, чего угодно, ГИБДД… Сейчас так нельзя, потому что борются с продавцами. Но базы, тем не менее, утекать не перестали. А за сами утечки никого не наказывают. В законе такого положения нету. То есть вроде как выполнил все требования, данные утекли – вроде как взятки гладки. Кто виноват? Никто не виноват. Кто пострадал? Граждане.

Константин Чуриков: А если говорить о стационарных персональных компьютерах, у нас сейчас борются с пиратством в интернете, но все равно есть умельцы, которые до сих пор пользуются торрент-трекерами, все равно как-то пытаются. Вот здесь опасность насколько велика подцепить какой-то вирус?

Алексей Раевский: Конечно, опасность есть. Вот эти все keygen’ы, взломщики, генераторы ключей, генераторы серийных номеров, естественно, они все являются носителями вредоносного ПО.

Константин Чуриков: То есть вы хотите сказать, что опасность такова, что нам даже нужно здесь заклеить, у нас тут видеокамеры есть у каждого в ноутбуке – а заклеивать надо?

Алексей Раевский: Это уж как вы сами хотите. Я, например, не заклеиваю, потому что мне нечего скрывать в принципе. Хотят на мое лицо люди смотреть – пусть смотрят, мне не жалко, в принципе. Но если вы занимаетесь чем-то, что вы не хотели бы потенциально разделить с Youtube, то, конечно, лучше заклеивать.

Марина Калинина: Тут дают советы: переходите на кнопочные телефоны и без интернета.

Константин Чуриков: "Вкладов нет, с банками не мараемся, пользуемся сберкассой". Что нам расскажет Владимир из Ногинска. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Я хочу сказать, что у меня такая же история произошла, как у предыдущего человека. Ко мне ночью, когда я спал, пришло сообщение: "Перечислите 20 тысяч по номеру телефона…". Идет пароль со Сбербанка. Я должен его отослать. И от имени меня этот пароль отсылается в Сбербанк, разовый пароль. И эта сумма перечисляется тому человеку на тот счет, который он запросил. Я утром на работу пришел, смотрю – у меня с карточки снята определенная сумма. Я уж сейчас не помню, 20 или 30 тысяч. Я обращаюсь в Сбербанк. Они говорят: "Это не наша забота. Обращайся в милицию". Я обращаюсь в милицию. Они говорят: "Где ты брал деньги, туда и обращайся". Короче, я заявление писал в Сбербанке, и ничего они не сделали.

Константин Чуриков: А воз и ныне там. А ведь, казалось бы, в принципе банк должен тоже как-то… Его должно настораживать, что, например, посреди ночи, - описывает наш зритель, - произошел какой-то странный платеж. Или не имеет значения?

Алексей Раевский: В принципе, конечно, да: банки стараются в меру своих возможностей как-то это дело контролировать. Есть специальные системы, они делаются на базе нейронных сетей, там в принципе такой прообраз искусственного интеллекта, который анализирует каждую транзакцию и присваивает ей вероятность того, что это мошенническая транзакция. Но здесь важно не перегнуть палку. Если у вас где-то кончатся деньги на телефоне, вы захотите его пополнить, а вам Сбербанк скажет, что это мошенническая транзакция, вы будете, я думаю, расстроены, мягко говоря.

Поэтому здесь всегда баланс. Либо можно те транзакции, которые хорошие, посчитать мошенническими, их заблокировать. Если этого не делать, то есть вероятность, что мошеннические транзакции, которые действительно мошеннические, они пройдут и деньги как-то уйдут.

Константин Чуриков: А вот интересное сообщение от нашей зрительницы. Пишет: "Я долгое время получала СМС-уведомления от Сбербанка, хотя не являюсь клиентом этого банка. Звонила в банк, просила, чтобы отключили. Но мне сказали, что это можно сделать только через банкомат. А ведь приходили пароли от личного кабинета какого-то человека". Здесь что? Да, кстати, мне многие рассказывали подобные истории.

Алексей Раевский: Здесь сложно, конечно, сказать что-то. Возможно, это…

Константин Чуриков: Чья-то ошибка? Цифры перепутали.

Алексей Раевский: Да, это просто кто-то ошибся где-то что-то…

Константин Чуриков: Кстати, наши зрители очень часто упоминают именно Сбербанк. Наверное, потому что это просто крупный банк.

Алексей Раевский: Да, больше всего клиентов.

Константин Чуриков: Каждый банк сталкивается с этим?

Алексей Раевский: Да, конечно, каждый. У Сбербанка больше всего клиентов, и они больше всего заинтересованы в переходе именно на безличные формы обслуживания, чтобы люди через онлайн, через банкоматы, чтобы поменьше людей ходили в отделения. Поэтому, конечно, это самый массовый источник проблем.

Марина Калинина: А, скажите, Алексей, вот это такая проблема только для нашей  страны, или за границей то же самое все происходит? Воруют вот так вот…

Алексей Раевский: То же самое происходит. Если помните фильм "Поймай меня, если сможешь", там чеки подделывали еще в середине прошлого века.

Марина Калинина: Чеки – понятно.

Алексей Раевский: А в Америке чеками до сих пор пользуются. И онлайн-платежи, естественно, там все то же самое, фишинг. Вы себе не представляете конференции по кибербезопасности, какое количество там людей, какие там темы, горячие дискуссии. Чтобы посетить самую ведущую конференцию, надо, по-моему, 2500 долларов заплатить, просто чтобы послушать для специалиста.

Константин Чуриков: И вот еще напоследок пишет нам зрительница: "У меня в Одноклассниках подруга в сообщении попросила номер телефона. Ее якобы сломался, и она восстанавливает номера. Я ей в сообщении написала, - пишет нам зрительница, - после этого у меня со счета снялись около 3000 рублей. Был лимит в 3000". Кстати говоря, тоже есть такая услуга…

Марина Калинина: А подруге, оказывается, взломали страничку.

Алексей Раевский: Да, совершенно верно. Я вот говорю, что если вам ваш друг, приятель пишет какое-то…

Константин Чуриков: Внезапно в 3 часа ночи решил уточнить номер твоего телефона.

Алексей Раевский: По крайней мере, лучше пару вопросов задать, чтобы понять, что это действительно подруга, а не взломали ее страничку, или вирус рассылает что-то.

Марина Калинина: Вот еще одно сообщение, как совет: "У меня стоит антивирус на ноутбуке и телефоне. Всегда провожу все операции через компьютер. На телефоне опасаюсь".

Алексей Раевский: Правильно. Вот образец того, как надо поступать в наше время.

Марина Калинина: Ну что ж, спасибо.

Константин Чуриков: Как говорится, "храните деньги в сберегательной банке".

Алексей Раевский: Трехлитровой.

Марина Калинина: Да.

Константин Чуриков: У нас в студии был Алексей Раевский, генеральный директор "Zecurion". Спасибо.

Алексей Раевский: Спасибо.  

Киберпреступники с апреля 2015 по март 2016 года похитили 348,6 миллионов рублей со счетов в российских банках при помощи троянов под мобильные устройства на ОС Android.