Александр Денисов: Переходим к следующей теме нашего обсуждения. Лето – период бурного роста тарифов. С 1 июля цены на коммунальные услуги подрастут по всей России в среднем на 3-6%. В столице по данным Департамента денежной политики в денежном выражении рост тарифов на одного человека составит 155 руб., в других регионах сумма может быть и выше, потому что, как заявил недавно глава Федеральной таможенной службы Игорь Артемьев, нет единой для всех регионов формулы. В соседнем городе люди могут платить за воду в 52 раза больше, за электроэнергию в 12 раз больше, причем это конкретные случаи, которые разбирали в ФАС. И не могу не процитировать высказывание главы ФАС про монополии: "Они жируют, покупают непрофильные активы, а все расходы на яхты и бриллианты закладывают в тариф". Все это мы обсудим сегодня с нашим гостем Артемом Кирьяновым, заместителем председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры ЖКХ Общественной палаты. У зрителей сразу хотим спросить: как вы считаете, цены на услуги ЖКХ соответствуют их качеству? Это наше СМС-голосование. Варианты ответа "да", "нет", выбирайте нужный. Артем Кирьянов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Здравствуйте. Александр Денисов: Артем, знаменитое высказывание Игоря Артемьева как вы оцениваете? Артем Кирьянов: Мне сложно давать персональные оценки, но в целом если говорить про Федеральную антимонопольную службу, я давно считаю, что она не очень хорошо справляется со своими прямыми обязанностями, и очень много PR создает вокруг своих действий, которые, по сути… Да, сегодня ФАС осуществляет контроль и надзор за тем, как соблюдаются тарифы в регионах, на уровне местного самоуправления, но нам с вами надо от чего отталкиваться? От того, что каждый год тарифы индексируются на величину в среднем на сегодняшний день 3,4% до, по-моему, 5,9% в зависимости от региона. Александр Денисов: Но разве действительно может быть такое – в 52 раза, в 12 раз? Артем Кирьянов: Давайте поэтапно. У нас же есть с вами время. Нельзя ответить на вопрос "да" или "нет". Сегодня у нас эта инфляция. То есть мы держим тарифы в целом по стране искусственно, потому что если бы у нас с вами был бы нерегулируемый так называемый свободный рынок, то тарифы давно уже были в разы выше. А сегодня Правительство в рамках инфляции устанавливает предельные коэффициенты. Для регионов в Якутии тарифы несколько выше, в Удмуртии несколько выше, в Коми несколько выше, там, где потеплее, поюжнее, там несколько ниже. ФАС как контрольный орган должен осуществлять схему третейского судьи, потому что тарифы регулируются ведь и на федеральном уровне, и на региональном, и на местном самоуправлении. Если какая-то ресурсоснабжающая организация, какой-нибудь водоканал говорит, что "У нас экономически обоснованный тариф такой, он выходит за рамки", и региональная энергетическая комиссия его не утверждает, тогда в дело вступает ФАС. Поэтому я не знаю, с чем связана позиция о том, что кто-то какие-то бриллианты, какие-то монополисты. Поймите правильно, сегодня наши ресурсоснабжающие организации в большинстве муниципальных образований либо убыточные, либо, что называется, держатся хоть как-то на плаву за счет различных механизмов и пытаются в условиях жесткого финансового голода поставлять людям тепло, воду и так далее. Поэтому здесь не надо много популизма в заявлениях ФАС, надо лучше работать с документами, надо смотреть все-таки на экономическую обоснованность тарифа. Я вам расскажу, что такое в 52 раза выше тариф. Это ровно про то, что были, например, старые очистные сооружения, которые работают с 1930-х годов, которые давно забыли, что такое экономически обоснованный тариф, и держат его, повышая его чуть-чуть, но каждый год, и убыточные. Есть новые очистные сооружения, которые рассчитали новый тариф, и от этого тарифа уже получается такая разница. Вот и все. Это нормальная экономика, это не какие-то чужие малознакомые люди, набивающие свой карман крупными бриллиантами. Тамара Шорникова: В Новосибирске нашумевшая история. Четыре месяца город митинговал. В результате удалось добиться жителям, чтобы предполагаемый рост тарифов на 15% сменил обычный в пределах 4%. Артем Кирьянов: Отлично, я вам скажу, чего добились жители. Жители добились того, что лет через 10 у них вообще не будет воды, ни горячей, ни холодной в городе. Вот и все. В данном случае я считаю, что поведение новосибирских властей реалистично обоснованное. Тамара Шорникова: Хорошо. Об этом пишут наши зрители, и вопрос логичный. Действительно был период времени, когда денег не хватало вообще ни на что… Артем Кирьянов: А сейчас хватает? Сейчас у нас легкий период времени, экономика практически в нуле, санкции есть, инвестиций длинных нет, механизмов для концессии практически нет с реальными деньгами и реальными инфраструктурными объектами. Тамара Шорникова: В любые легкие или жирные времена всегда жители оплачивали коммунальные услуги. Артем Кирьянов: И всегда они оплачивали ниже экономической рентабельности, в любые времена со времен Советского Союза. Тамара Шорникова: То есть поставщики ресурсов оплачивали только эти ресурсы, и не находили все это время на ремонт этих коммунальных сетей? Артем Кирьянов: Так а мы же играем на тарифах. Вот мы гражданам такие даем тарифы, у юрлиц мы берем больше, и это все позволяет быть на плаву, но это совершенно не позволяет инфраструктурно развиваться каким-то предприятиям. Тамара Шорникова: Ремонтировать позволяет все это? Артем Кирьянов: Это позволяет осуществлять, что называется, ямочный ремонт, заплаточный ремонт, какой хотите ремонт. Для того, чтобы отремонтировать водоканал среднего российского города, необходимо несколько миллиардов. Для того, чтобы отремонтировать водоканал и соответствующую инфраструктуру города покрупнее, города-миллионника, необходимы десятки миллиардов рублей. Их где взять? Это явно не региональный бюджет, явно не те налоги, которые платят физические лица и имущественный налог, который региональный и муниципальный. Это либо прямые трансферты государства из федерального бюджета, который у нас сейчас не позволяет это делать. Нам бы справиться со своими текущими социальными пенсионными обязательствами, либо это государственно-частное партнерство в виде концессии. Примеров концессий, которые бы успешно работали, мы знаем совсем немного. Я, например, вникал в модельную концессию Волгоградского водоканала. Очень хороший пример, несколько десятков миллиардов, есть план конкретной реализации. За прошедшие почти два года 7-8 млрд конкретно вложено в трубы, коллекторы, в инфраструктуру. Но это единичный пример. И при этом мы видим встречную ситуацию, что Волгоград, в котором тарифы были одни из самых низких по стране на воду, сегодня возмущается тем, что они пошли в рост. Нельзя одновременно жить хорошо, получать воду надлежащего качества, получать горячее, холодное водоснабжение, не обращаться с проблемами по качеству и за это не платить. А у нас установка такая, что вода должна быть бесплатной. Александр Денисов: К нам дозвонилась телезрительница, Елена из Красноярска. - Здравствуйте. Я сегодня получила квитанцию, еще не то, чтобы не разобралась. Оплата у меня на сегодняшний месяц составляет 7312 руб. В основном я плачу где-то в пределах 3,5 тыс., до 4 тыс., трехкомнатная квартира. Сделали перерасчёт за 2016 год, за 2017 год с января по апрель, какие-то показания ОПО и ПУ. Ходила я в управляющую компанию еще в 2016 году. Толком они даже сами не объяснили, что это такое и что за цифры нам выдают по этим показаниям. Поэтому сейчас этот перерасчет составил 3660 руб. Я сегодня получила квитанцию. Если было за 2016 год несколько месяцев взято – я просто не знаю, как они работают, если мы ежемесячно платим, почему тогда у них выплывают эти показания? Артем Кирьянов: Это ситуация странная, она не имеет отношения к массовому повышению тарифа, во-первых, 1 июля 2017 года. Александр Денисов: Скорее всего, вопрос к управляющей компании. Артем Кирьянов: Да, здесь рекомендую обратиться в Госжилинспекцию с заявлением о деятельности управляющей компании, вообще об этом перерасчете, в письменной форме. Вам должны дать мотивированный ответ. И при наличии оснований наказать управляющую организацию, которая такие платежки рассылает и не в состоянии объяснить. В принципе, это также дело прокурорского надзора. У нас прокуратура всегда идет навстречу обращениям граждан. Если действительно есть основания, то применяет меры прокурорского реагирования. Перерасчеты возможны, но это говорит о том, что некачественно работает управляющая организация в сфере ЖКХ. Это из серии: "Мы тут что-то немножко забыли, а потом вспомнили". Так как-то некорректно, конечно, и надо обращаться. Но это не иллюстрация в целом к повышению тарифов с 1 июля. - Добрый вечер. Меня зовут Ольга, живу в Москве, плачу за трехкомнатную квартиру где-то 3700 руб. Но 3700 – это потому что я ветеран труда. Артем Кирьянов: Так было бы 5 тыс. - У меня льгота 50%. А вы представляете, если было бы не 3700, тогда было бы 7400, а у меня пенсия 14 тыс. А поскольку я экономист и знаю, как рассчитываются цены на электроэнергию, я как раз преподавала экономику ЖКХ, то могу сказать, что цены на стоимость квадратного метра завышены, стоимость на кубометр любой воды завышена. Если взять простой домашний телефон, он стоит 400 руб., а мобильный телефон стоит 300 руб. Кажется, мобильная связь должна быть дороже. Нет, у нас "МГТС" дерет три шкуры, и очень высокий капитальный ремонт. Артем Кирьянов: Вы извините. Я так понимаю, у нас нет времени на все вопросы. Наверное, мы про капитальный ремонт не будем, про тарифы "МГТС" тоже не будем, хотя надо понимать, что обслуживание витых пар, тем более старых нецифровых аналоговых станций обходится гораздо дороже, чем обслуживание сотовой связи, поэтому здесь несколько некорректно. Стационарная телефония всегда дороже. Чтобы не было обидно москвичам, все то же самое, за что вы платите в Москве, предположим, 7 тыс., в Подмосковье это 14 тыс. Александр Денисов: Кстати, почему? Артем Кирьянов: Потому что Москва, во-первых, внутри субъекта федерации льготирует эти вещи достаточно сложными механизмами, во-вторых, не такая проблема с деятельностью энергоснабжающих, ресурсоснабжающих организаций. Если вы просто живете в Москве, то у вас заведомо цена в 1,5-2 раза ниже за все платежи по жилью, чем в Подмосковье. Так бывает. Это говорит не в пользу Подмосковья, но, тем не менее, все очень разнится от субъекта к субъекту. А про обоснованность цен, мы в свое время обсуждали ситуацию в одной из наших республик, где достаточно высокие тарифы. Они планомерно поднимаются, и на протяжении ряда лет, да никогда ни у ФАС не было вопросов, ни у кого. А потом выяснилось, что потеряна сама точка отсчета, откуда эти тарифы считаются. Не нашлось первичных документов, по которым в 1991-1992 году выяснили, что такой тариф у нас базовый, и уже от него дальше поднимали. Поэтому здесь с экономической точки зрения большая работа, я бы сказал, по ревизии вообще того, что у нас сегодня есть. Но если мы не выйдем на систему, когда крупному бизнесу будет интересно заниматься вопросами ЖКХ, развития ЖКХ, инфраструктуры, вопросами прокладки труб, если хотите, то мы никогда не выберемся из этой тяжелой колеи неправильных решений, по которой мы с вами катимся и катимся который десяток лет, и у нас все будет разрушаться и разрушаться. А тарифы будут расти, конечно. Александр Денисов: Еще один звонок. Татьяна, добрый вечер. - Добрый вечер. Это не совсем к вам вопрос, но хочу вначале нашего разговора сказать. Если на столько процентов повышаются тарифы, то доходы населения тоже должны повыситься. Это общепризнанная инфляция в стране. Вы говорите про повышение тарифов. А кто обосновывает это повышение? Из чего складывается в частности тариф на горячую воду? Артем Кирьянов: Тариф на горячую воду обосновывается на уровне субъекта федерации теми организациям… - Нет, из чего он складывается? Артем Кирьянов: …которые обеспечивают эту горячую воду, то есть это теплоэнерго, как правило. Он складывается из расчета экономической эффективности, плановых показателей того, что происходит на предприятии, из того, что вообще делается. Тариф – это способ оплаты за поставленную услугу, в частности горячей воды. Если тариф оказывается меньше, чем экономическая эффективность, то действуют государственные механизмы, которые выравнивают эту ситуацию. Если это, например, государственное муниципальное унитарное предприятие, то основная нагрузка лежит на местном самоуправлении, на делегированных полномочиях в региональный бюджет, то есть это достаточно сложная история. Но мы с вами должны четко для себя понимать, что сегодняшний тариф для населения заведомо ниже экономической эффективности и показателей работы в ноль. Это нам надо понимать. И что бы ни происходило с так называемым ростом тарифов, Правительство уже который год настаивает на том, что рост тарифов должен быть ограничен инфляцией. Просто заморозить тарифы мы сейчас с вами не в состоянии, мы остановим просто всю экономику города в течение полугода. Тамара Шорникова: Хорошо. Тогда нынешнее повышение, дальнейшее планирующееся, которое в принципе укладывается в рамки инфляции? Артем Кирьянов: Через год будет новое распоряжение Правительства, которое тоже процента на 4 в целом по регионам поднимет тарифы. Тамара Шорникова: Такого повышения, по-вашему, достаточно, или оно должно быть еще выше, чтобы профинансировать отрасль? Артем Кирьянов: Я считаю, что этого недостаточно, что это меры достаточно ограниченного воздействия, это результат компромисса. Честно сказать, что все, чем вы сейчас пользуетесь, это стоит дороже. Есть такой страх. Нашелся губернатор, который сказал, что это стоит столько-то и поэтому надо к этому готовиться. Вот не получилось. Здесь двойственная ситуация. Должен быть консенсус, люди должны согласиться с тем, что в какой-то момент надо заплатить столько, сколько ты потребляешь, и государство должно честно признаться, что это столько-то, и денег в государственном бюджете есть на какие-то субсидии. То есть не должно быть так… Мы же с вами, в общем, не экономим ресурсы. Если что, то, может быть, сэкономим электричество немножко. А если считаем, что вода у нас должна течь беспрерывно… Ни у кого ведь в ванной нет счетчиков или отсечек воды через 20 литров, мы с вами не пользуемся, как несчастные европейцы, пробками, которые затыкают слив, чтобы помыть руки в мыльной воде, и только потом пустить воду. Нет же такой практики в России. Александр Денисов: Не будем жалеть европейцев. Тамара Шорникова: Об этом теоретически рассуждать можно. Возможно, люди заплатили бы. Иногда у них просто на это нет возможности. Александр Денисов: Да. Пишут, что "Качество и цены на ЖКХ не соответствуют доходам". Еще одно сообщение: "Подумываю продать квартиру, уехать в деревню. Достало платить каждый месяц по 5 тыс. руб., а ведь это далеко не предел". Артем Кирьянов: Это вариант. Если у кого-то есть возможность уехать из города, продать квартиру и жить на природе в удовольствие, и есть люди, которые не обременены – ради бога, это хороший вариант. Я бы с удовольствием. Но, к сожалению, приходится работать в городе, в частности в столице нашей родины. Александр Денисов: Дрова не дороже обойдутся? Артем Кирьянов: Это надо смотреть. Но тогда уже не к кому будет предъявить претензии. Вы покупаете газ в цистернах, вы их сами рубите, вода в колодце. Другой вопрос, что вы должны эту воду из колодца очистить. Если вы прокопали артезианскую скважину (все копают же без разрешения, это тоже неправильно), то она поднимает вам воду с содержанием железа, например, в 140 раз больше. Как-то тоже про качество надо думать. А фильтр, который эту воду будет фильтровать, уже гражданин, собственник своего дома в деревне должен покупать сам, здесь нет вопросов к государству. Но это тоже такое сложное решение. Александр Денисов: Телезрители пишут: "С вами не согласны. Ваш гость лукавит про монополии. Цены за газ вообще заоблачные". И дальше: "Цены у монополий завышены безумно. Когда проведут госаудит тепловиков, энергопоставщиков и поставщиков газа". Артем Кирьянов: Цены на газ – международная конъюнктура диктует свои правила. Отдельную передачу про это можно дойти, и безуспешно, мы никогда не договоримся. Некоторые считают, что должна быть природная рента, и поделить поровну все полезные ископаемые России, в том числе нефть и газ, между гражданами. Но это тоже позиция. У нас на сегодняшний день построено не так, поэтому цены на газ влияют на рост тарифов, вообще на все. Цены на бензин влияют, на повышение стоимости потребительской корзины. На все влияют. Но зафиксировать цены на газ – в какой-то момент у нас не будет газа. Можно зафиксировать цены, можно зафиксировать тарифы и сказать, что мы в ближайшие 10 лет не будем поднимать тарифы в сфере ЖКХ. Да, это будет популярное решение первые два года, а потом все, потом не будет ЖКХ. Тамара Шорникова: Раздражает многих непрозрачность для них каких-то тарифов, непонятность для них. Нам звонили и просили объяснить, им не смогли внятно рассказать. Пишут, например, из Республики Саха — Якутия: "Объясните, причем тут квадратура моей квартиры при сбросе снега с крыши? Дом четыре этажа". Артем Кирьянов: Имеется в виду площадь? Тамара Шорникова: Видимо, да. Артем Кирьянов: Решение, видимо, производится по услугам в долях от собственности. Поэтому все собственники владеют каким-то количеством площадей в доме, и из этого рассчитывается, сколько они должны за услуги по уборке территории, по сбросу снега. Это как раз не проблема. Действительно, есть проблема разобраться в том, что происходит внутри компаний, и этим должна заниматься в ежедневном режиме местная власть, контролировать это в том числе должны правоохранители, надзорные органы, специальные органы в сфере тарифного регулирования (на сегодняшний день это Антимонопольная служба). Качество этого контроля иногда хромает. Кадровый состав органов местного самоуправления (мы же помним, что у нас 22,5 тыс. субъектов местного самоуправления) – иногда придешь, а поговорить не с кем. Самый грамотный человек – это вахтер, а все остальные ушли на фронт еще лет 30 назад. Поэтому здесь есть проблемы. Тамара Шорникова: Но это, к сожалению, тема другой передачи. Время эфира ограничено. Спасибо вам огромное за участие. Артем Кирьянов: Спасибо вам. Тамара Шорникова: У нас в гостях был Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России.