Розница готовится к прибыли

Розница готовится к прибыли | Программа: ОТРажение | ОТР

Россияне, оставшись без зарубежных курортов, будут активнее тратить внутри страны, - считают эксперты

2020-06-16T12:27:00+03:00
Розница готовится к прибыли
Новая холодная война. Кто заменит мигрантов на стройке. Отдыхаем в России. Перспективы Союзного государства. Как бороться с раздражительностью
Весеннее обострение
Белоруссия. Перспективы сотрудничества
Сергей Лесков: Есть основания полагать, что в новой жизни, дверь в которую нам открыла пандемия, привычный нам спорт отмирает и на его место приходит киберспорт
США и Россия. «Плюшевые» санкции и реальные намерения
Выбить деньги с бывшего
Что вас раздражает?
ТЕМА ДНЯ: Отдохнём в России. Дорого
Некому строить?
Новая холодная война?
Гости
Владимир Козлов
член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга
Алексей Ульянов
директор «Института повышения конкурентоспособности», кандидат экономических наук

Петр Кузнецов: Есть хорошие новости: наша розница готовится к прибыли. Национальное рейтинговое агентство считает, что россияне, оставшиеся без зарубежных курортов, может быть, вообще без курортов в этом году, будут активнее тратить деньги внутри страны. Продовольственным ритейлерам к концу года это может принести дополнительные десятки миллиардов рублей.

Ольга Арсланова: Кроме того, продуктовые, в первую очередь, сети уже заработали больше благодаря ажиотажному спросу в самом начале пандемии.

Петр Кузнецов: Когда запасались, не зная, что нас ждет.

Ольга Арсланова: Удалось за это время вырасти. Да и потом спрос на продукты не падал, так что у кого хорошо идут дела, посмотрите – у продовольственного ритейла. Несколько слов о том, что же их, по расчетам, ждет в будущем. Всего за несколько месяцев: за июль, август и сентябрь, по данным аналитиков, ритейл может выручить от 60 до 80 миллиардов рублей, а по итогам года объем выручки может составить уже больше 17 триллионов – это на 10% больше, чем годом ранее. Нам кажется: какие-то 10%, а это, оказывается, такие огромные суммы.

Почему это важно, на что собираетесь тратить деньги этим летом лично вы, давайте обсуждать.

Петр Кузнецов: Хорошо ли это, потому что говорят: «Хорошо, что мы будем тратить. Может послужить своеобразным драйвером для экономики, тем более, в эти непростые времена. Давайте разбираться, Владимир Козлов, член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга с нами на связи. Здравствуйте, Владимир Николаевич.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Владимир Козлов: Добрый день.

Петр Кузнецов: Знаете, что хочется прежде всего узнать. Итак, человек в этом году не едет за рубеж, дальше что происходит? Вот эти лишние, освободившиеся деньги или те, которые он накопил, или те, которые, может быть, каким-то чудесным вариантом ему вернули, он что, начинает тратить на продукты, на вещи, на полки из «Икеи» внутри страны – это так происходит? За счет этого ритейл получит плюс?

Владимир Козлов: Я думаю, что это одна из главных причин, почему продажи внутри страны, в том числе, будут расти. Сэкономленные деньги – это почти что заработанные деньги, вопрос, куда их вложить. Я думаю, что у очень многих людей есть такой объект как дача, который является объектом инвестиции времени и сил, источником радости. Я думаю, что да, безусловно, это строительные материалы, ритейл, продукты, все, что касается дачных принадлежностей и всего, что может нам там понадобиться. По сути, я думаю, что это будет для большинства россиян таким летним отдыхом в этом году.

Ольга Арсланова: Отдых на даче, у кого она есть. У кого нет дачи, а деньги какие-то, хоть и небольшие, но остались, как вам кажется, какая стратегия будет доминировать: откладывать будут люди эти деньги на всякий случай или тратить на личное?

Петр Кузнецов: Или все-таки внутренний туризм остается, он вроде бы у нас все-таки случится: ближе к осени, пусть даже и так. Может быть, альтернатива в виде путешествий по стране?

Владимир Козлов: Ситуация с пандемией и с карантином, в частности, научила людей все-таки немножко откладывать деньги и относиться к их инвестициям более разумно. Все те, кто мечтал о каких-то международных перелетах, о международных поездках, будут ждать все-таки именно их и не будут размениваться на российский туризм. Ну а все остальные, и я думаю, что это большинство, они предпочтут российский туризм, российские курорты и будут как-то договариваться по цене, находить для себя оптимальный вариант, чтобы отдохнуть в этом году от такой напряженной весны по карману, по финансам, без каких-то перегибов.

Петр Кузнецов: Скажите, а чем может ритейл в этот непростой, необычный период, когда турист сидит дома, привлечь нового покупателя, с учетом этой специфики нахождения?

Владимир Козлов: Все ищут какие-то инструменты и пытаются внедрять онлайн системы доставки, каких-то решений в доставке, новых впечатлений. Сейчас такое время, когда все компании пытаются жить по-старому, но надо делать что-то новое. И вот, по сути, сейчас идет поиск вот этих новых форматов, и большие компании прислушиваются к своим покупателям, чтобы понять, что они выберут, услышать их желания, их внутренние хотелки, чтобы ответить им своими возможностями, своими каналами поставки.

Петр Кузнецов: Если все-таки говорить об инструментах привлечения, можно ли ожидать, что будет больше промоакций, скидок или, наоборот, это уйдет, потому что спрос итак уже велик, они и без этого привлекают покупателя, потому что у него особо вариантов, как мы понимаем, нет.

Владимир Козлов: На данный момент мы фиксируем снижение количества акций и скидок в больших ритейловых сетях. Возник так называемый естественный спрос, он действительно зафиксирован. И вы это сейчас только что рассказывали, что есть спрос, который естественным образом увеличил продажи. Причем люди покупали практически все, уже не смотря на какие-то скидки, акции и, по сути, ритейл за первое полугодие получит рекордную прибыль. И, тем не менее, это повод не давать новых акций и новых скидок.

Я думаю, что мы увидим акции и скидки в тех отраслях, которые все-таки потеряли в своих продажах – это одежда, обувь и всякая соответствующая этому экипировка, включая, возможно, электронику. Но вот продуктовые сети, я думаю, будут пытаться уходить от акций, от скидок и от подобных инструментов стимуляции.

Ольга Арсланова: То есть чем больше спрос, тем меньше скидок этим летом.

Владимир Козлов: Да, раз они покупают, зачем вам скидки, логика примерно такая.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам. Продолжаем беседу. У нас на связи директор «Института повышения конкурентоспособности», кандидат экономических наук, Алексей Ульянов. Здравствуйте, Алексей.

Алексей Ульянов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Вопрос как раз о конкуренции. Можно ли сказать, что сейчас как раз то самое время, когда выживут только те представители бизнеса и те сферы, которые действительно показали свою необходимость в тяжелых условиях? Все, кто оказался чуть послабее, будут сметены с этого рынка.

Алексей Ульянов: Я верю в наш российский частный бизнес, который на своем веку уже испытал много штормов и потрясений, начиная от своеобразной приватизации, потом кризис-дефолт 1998 года, кризис 2008 года, последующие события в 2014 году, поэтому он уже итак достаточно силен. У нас меньше развита кредитная поддержка и помощь от государства, чем во многих развитых странах, поэтому, я думаю, главную угрозу для конкуренции у нас традиционно представляют действия государства и госкомпаний. Поэтому на какие-то рыночные стимулы, в том числе такие, как черный лебедь, который прилетел к нам в связи с коронавирусом, я думаю, наш частный бизнес, если ему не будут оказаны дополнительные негативные действия со стороны государственных властей, большая часть перенесет с достоинством и этот кризис тоже.

Петр Кузнецов: Мы говорим о выручке плюс 10 миллиардов, как ожидается, по сравнению с предыдущим годом. Насколько заметна эта выручка, плюс это существенная дополнительная прибыль для ритейла?

Ольга Арсланова: Если речь идет о продуктовом ритейле.

Алексей Ульянов: Сейчас достаточно сложно делать какие-то прогнозы, потому что ситуация меняется достаточно быстро, и мы видим, что да, сейчас пошла тенденция на сворачивание карантинных мер, но значительная часть работников по-прежнему находится на изоляции. Это и люди пенсионного возраста, и сохраняются ограничения в ряде отраслей. То есть те же работники сферы услуг, как минимум, сильно потеряли в доходах, соответственно, спрос с их стороны также уменьшается. И это, естественно, воздействует на ту же самую продовольственную розницу. Поэтому я тут воздержался бы от каких-то прогнозов, насколько дополнительный стимул будет влит в российскую экономику либо со стороны властей, либо со стороны внутреннего спроса за счет закрытия, допустим, внешнего туризма и других факторов.

Но в определенной степени отдельные производители смогут выиграть – это и поставщики различных онлайн сервисов или каких-то товаров для активного отдыха. Например, наша семья купила три велосипеда, кстати, велосипеды отечественные, мы ими очень довольны.

Ольга Арсланова: Какая хорошая инвестиция и в укрепление семьи, и в здоровье. Да, здорово.

Петр Кузнецов: Да, кстати, можно же говорить, что эффект, если его рассматривать как эффект от сокращения турпотока, сети если и почувствуют, то, скорее всего, в крупных городах, а то и вообще можно сузить это до Москвы и Санкт-Петербурга?

Алексей Ульянов: Пока тенденция, конечно, негативная. Мы видим, что, несмотря на открытие непродовольственной розницы, идет падение выручки. Сейчас не помню точную цифру, но назывались цифры порядка минус 30%. Возможно, в будущем ситуация несколько выправится, но, что касается непродовольственной розницы, она, конечно, пострадает и из-за ограничений, и из-за психологических эффектов. Это же абсолютно рациональное поведение: даже если мы слышим, что ситуация нормализовалась, люди предпочитают сберегать.

И мы помним знаменитое кейнсианское изречение, такую кейнсианскую модель как «парадокс бережливости», когда мы начинаем больше сберегать, но, получается, не несем деньги на рынок, и еще больше вгоняем экономику в кризис. Вот, мне кажется, что наша экономическая ситуация будет близка к этому «парадоксу бережливости» в последнее время, и правительству следует подумать об усилении мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса.

Ольга Арсланова: Все-таки есть хорошая новость: вероятно, что россиянам есть, что сберегать – это уже хорошо в условиях пандемии, значит есть работа, есть хоть какой-то доход.

Алексей Ульянов: Ситуация очень разная, мы знаем, что по дифференциации доходов и собственности мы занимаем одно из самых первых мест в мире, поэтому есть определенная группа россиян, которым есть, что сберегать. Но многие будут экономить, в том числе и на еде. И, несмотря на то, в последние годы нам удалось достичь заметных успехов в импортозамещении, продовольствие в значительной степени отечественное, не исключено, что многие наши граждане будут переходить с курицы, рыбы и овощей на картошку и макароны. Поэтому и продовольственная розница также может ощутить на себе негативный эффект от всех этих событий: кризиса и коронавируса.

Петр Кузнецов: А ведь могли на пляже в Барселоне лежать в это время. Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Если бы да кабы, да в другой параллельной реальности.

Петр Кузнецов: Алексей Ульянов.

Ольга Арсланова: Спасибо вам.

Петр Кузнецов: Дошли до картошки. Спасибо огромное. Мы продолжаем. Следующая тема.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Россияне, оставшись без зарубежных курортов, будут активнее тратить внутри страны, - считают эксперты