Авангард Леонтьев: Россия – театральная страна. Здесь публика привыкла любить высокие стандарты актерского искусства

Гости
Авангард Леонтьев
народный артист России

Анна Тарубарова: Время "Антракта". Здравствуйте! Сегодня герой нашей рубрики – человек, благодаря которому зажглись такие звезды отечественной культуры, как Евгений Миронов, Олеся Судзиловская, Владимир Машков. И еще десятки других зажигаются, и не только в Москве. Имя этого человека – Авангард. Встречаем актера театра и кино, педагога народного артиста России Авангарда Леонтьева. Здравствуйте, Авангард Николаевич.

Авангард Леонтьев: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Спасибо, что пришли к нам. Уважаемые зрители, вы присоединяйтесь к нашему разговору, звоните, пишите, задавайте свои вопросы в прямом эфире.

Авангард Николаевич, давайте начнем с Фестиваля театров малых городов России. Но для начала я хочу спросить: как часто вы выбираетесь в глубинку? Только по театральным делам или бывает, что душа зовет и хочется куда-то поехать подальше от Москвы?

Авангард Леонтьев: Ну, бывает. Я вот ездил в Болдино к Пушкину, или я ездил к Алексею Константиновичу Толстому в Брянскую область, ну, летом, во время отпуска. А так – гастроли. Хорошая профессия, в этом смысле очень хорошая – актерская. Потому что театры ездят. Когда в кино снимаешься, тоже приходится иногда, экспедиции бывают тоже в далекие какие-то точки, регионы. И ездишь, видишь много. В общем, моя профессия меня познакомила с миром. Я очень рад этому.

Анна Тарубарова: В этом мы с вами похожи.

Авангард Леонтьев: Да?

Анна Тарубарова: Да, моя профессия тоже знакомит со страной. И что мне интересно? Какие города малые или деревни вас поразили – может быть, в культурной смысле, может быть, в социальном – так, что в сердце оно осталось?

Авангард Леонтьев: Вы знаете, что? Малые города меня поразили театрами.

Анна Тарубарова: Все-таки театрами?

Авангард Леонтьев: Я не знаю, как Тобольск назвать – малым городом или большим?

Анна Тарубарова: 98 тысяч.

Авангард Леонтьев: В Тобольске "Сибур" – такое мощное производство, очень современное. И "Сибур" был партнером Фестиваля малых городов, который организует Театр Наций.

Анна Тарубарова: Да, в этом году, в 2017 году в Тобольске был фестиваль.

Авангард Леонтьев: Был в Тобольске, да. Город замечательный! Я второй раз… Один раз был студентом – город произвел колоссальное впечатление, потому что это очень красивый город. Там кремль на высоком холме, над рекой. И там был еще деревянный театр старинный, в котором пахло, казалось, смолой, какой-то особенный специфический запах старого дерева, уже намоленного десятками и сотнями зрителей. А потом он сгорел, к сожалению, этот театр.

Анна Тарубарова: А я хотела спросить, сохранился или нет.

Авангард Леонтьев: Да. Но там построили… Там есть проект восстановления этого деревянного театра. Я думаю, что они это сделают.

Анна Тарубарова: В том же виде?

Авангард Леонтьев: Да, да. Но там построен новый театр – прекрасный, столичного уровня! Я имею в виду здание, организацию пространства зрительского и сценического. Молодцы! Очень здорово. И там шли спектакли, в этом театре, которые приехали из разных малых городов России. И меня поразило вслед за красотой города Тобольска и современностью его театра, здания этого, меня поразили многие работы театров малых городов. Я не знал, что такой высокий уровень. Я как-то с недоверием относился, знаете, немножко свысока. И я был в этой своей кичливости посрамлен, потому что я увидел прекрасные спектакли, замечательные актерские работы. Я увидел, что в малых городах по России работают прекрасные артисты. И это было мне очень приятно, потому что мне кажется, что Россия – театральная страна.

Анна Тарубарова: Почему?

Авангард Леонтьев: Потому что в ней публика привыкла любить высокие стандарты в актерском искусстве.

Анна Тарубарова: Кстати, по поводу высоких стандартов. Смотрела форумы в разных регионах, и очень часто встречается мнение… Почему горожане не ходят на спектакли местных трупп? Потому что они считают, что это художественная самодеятельность, а не высокое искусство. Вот в какой момент художественная самодеятельность перерастает в искусство? И вообще вы согласны с таким мнением? Есть ли города, в которых есть театр, допустим, и, ну да, там действительно как художественная самодеятельность?

Авангард Леонтьев: Вы знаете, что Пушкин сказал нам всем? "Мы ленивы и нелюбопытны". Понимаете? Вот поэтому. И в Третьяковскую галерею мы, москвичи, редко захаживаем. А скажем, если я приезжаю в какой-то город, я обязательно иду в художественный музей.

Так вот, надо быть просто поактивнее зрителям. Но неправда… Ведь самодеятельность – вообще хорошая вещь, кстати говоря. Но уровень талантливости и отбора все-таки в профессиональную труппу определяет ее отличие от самодеятельного коллектива, где могут быть люди, может быть, очень любящие это дело, но не очень, не слишком одаренные порой. А в театре все-таки должны быть люди одарены от природы. И вот такие я увидел на этом фестивале в Тобольске.

Анна Тарубарова: Кстати, зрители пишут: "Театр – профессия только наследственная или бывает по-другому?" – вопрос вам задают.

Авангард Леонтьев: Совершенно не наследственная. А почему она наследственная?

Анна Тарубарова: Ну, вы из семьи творческой…

Авангард Леонтьев: Нет. Отец – инженер-строитель. Мама – домашняя хозяйка. Что вы? Родной брат…

Анна Тарубарова: Ну, они, насколько мне известно, занимались в драмкружке какое-то время. Нет?

Авангард Леонтьев: Они занимались в драмкружке. И что? Это что, плохо?

Анна Тарубарова: Творческие люди. Нет, это прекрасно.

Авангард Леонтьев: Творческие – в смысле любви к творчеству. Но им пришлось только в юности заниматься. Пока не было семьи, тогда они в этих кружках – мама в балетном, папа в драматическом – занимались. А потом семья и жизнь заставили заниматься детьми.

Анна Тарубарова: Вот еще вам пишут: "Замечательный актер. Спасибо за верную службу. Приезжайте к нам на ежегодный "Золотой феникс" в Смоленск". Некий фестиваль.

Авангард Леонтьев: С удовольствием я бы приехал туда. Я уже один раз там был и с удовольствием поеду второй раз. Публика очень хорошая, мне понравилась.

Анна Тарубарова: Из Татарстана нам звонит Юрий. Здравствуйте, Юрий.

Зритель: Здравствуйте.

Анна Тарубарова: Да-да, вы в эфире.

Авангард Леонтьев: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, Авангард Николаевич. Вы один из тех… Вы меня слышите, да?

Авангард Леонтьев: Да-да-да.

Зритель: Вы один из тех артистов (вы уж извините за прямоту) второго плана, которыми я всегда восхищался. То есть вам стоило появиться в кадре – и это всегда было запоминаемо.

Авангард Леонтьев: Спасибо.

Зритель: И никогда в жизни не встречал никого из людей с таким именем. Скажите, пожалуйста, откуда у вас такое имя?

Анна Тарубарова: Я знала, что кто-нибудь задаст этот вопрос.

Авангард Леонтьев: Спасибо за звонок и за комплименты. Имя у меня от старшего брата, который был назван в 24-м году XX века так родителями. Тогда была мода на все новое, в том числе на имена. А потом мой брат погиб в 19 лет под Курском во время Великой Отечественной войны в 1943 году.

Анна Тарубарова: Курская дуга.

Авангард Леонтьев: И там он похоронен. И я каждый год езжу туда. Там братская могила, около 500 людей лежит только в этой могиле. А через пару километров еще братская могила. А через два километра еще, еще… Там усыпана земля телами наших ребят.

Анна Тарубарова: Вам сложно было с этим именем?

Авангард Леонтьев: В каком смысле?

Анна Тарубарова: Ну, во-первых, оно сложно произносится. Во-вторых, наверняка сразу: "А почему вас так зовут?" – спрашивают.

Авангард Леонтьев: Ну, не сразу. Видите, не сразу. Нет, сложного ничего нет. Иногда кто-то посмеивался над таким необычным именем. В детстве это меня задевало немножко.

Анна Тарубарова: А как в близком кругу вас называют? Не Авангард же.

Авангард Леонтьев: Гарик.

Анна Тарубарова: Гарик?

Авангард Леонтьев: Гарик, Гаврик, Гавря, Гаврила.

Анна Тарубарова: А вам как больше нравится?

Авангард Леонтьев: Когда меня называют по имени и отчеству, мне меньше это нравится, чем когда как-то уменьшительно.

Анна Тарубарова: Просто – Авангард.

Авангард Леонтьев: Редко называют Авангард. Гарик, Гарик, Гарик…

Анна Тарубарова: Кстати, спрашивают: "Как вам столько лет удается не меняться внешне? Прекрасно выглядите", – Илья, Новокузнецк.

Авангард Леонтьев: Спасибо. Надо же, какие вопросы из Новокузнецка! Вы знаете, тут гены. Маму мою всегда спрашивали (не без зависти) дамы: "Скажите, пожалуйста, сколько вам лет?" – потому что мама хорошо выглядела.

Но я хочу продолжить тему хороших артистов и хороших режиссеров, хороших театральных коллективов в малых городах. Ведь у нас… Например, вот был звонок из Татарстана. А был прекрасный спектакль "Магазин" из Альметьевского драматического театра.

Анна Тарубарова: Это на последнем фестивале?

Авангард Леонтьев: Да, в Тобольске. Эдуард Шахов – режиссер. С прекрасными актерскими работами совершенно! Женские две роли. Ой, как это замечательно! Какая самоотдача, какая вера в предлагаемые обстоятельства! Я был так захвачен этим! Очень скромный спектакль, малобюджетный, декорации минимальные. Минималистское, аскетичное, никаких прибамбасов особенных, понимаете, этих виртуальных дел, привлечения технологий, ничего этого не было, а полностью захватили внимание!

Анна Тарубарова: То есть все держалось на актерах, на актерской игре?

Авангард Леонтьев: Да, да. Это русский театр настоящий. Татарский драматический театр в Альметьевске, например. А были и другие. Был, например, прекрасный спектакль из Тюменской области, из Нижневартовска – драматический театр, по Мольеру хороший спектакль очень, комедия.

Анна Тарубарова: Ну, это бессмертная вещь.

Авангард Леонтьев: Да. И Скапена играл прекрасный молодой артист Виталий Шемяков. И мы ему дали приз. И это было восхитительно совершенно! Такой свободный, с такой легкостью, с такой иронией легкой! И вообще хорошие артисты выходили на сцену. Это было так приятно! И даже я подумал: "Боже мой, сейчас заберут их в столичные театры".

Анна Тарубарова: Кстати, как складывается их судьба в дальнейшем? Вдруг они думают: "Да что я тут в этом своем маленьком театре буду делать?"

Авангард Леонтьев: А вы знаете, что? Я был председателем жюри регионального театрального конкурса в Саратове и в городе Балашов (это малый город) смотрел спектакль "Не слишком женатый таксист"… или "Слишком женатый таксист".

Анна Тарубарова: "Слишком женатый таксист", есть такое, да.

Авангард Леонтьев: Рэя Куни. Такая комедия положений, не самой высокой литературы, на первый взгляд. А с другой стороны, так здорово играли ребята! Там две главные роли мужские, молодые совсем парни. И вот один из них… Например, я даже познакомился сейчас в Интернете с его биографией. Он родился в Балашове, потом учился там на артиста в музыкальном училище – там есть, оказывается, отделение драматическое. Потом он закончил заочно или на вечернем Саратовский театральный институт и продолжает… Он у нас получил приз, вдвоем – Денис Майданюк и Александр Попов. Они получили за мужскую роль два приза – один спектакль, один маленький город Балашов. И я посмотрел, не сбежали ли они оттуда.

Анна Тарубарова: Ну?

Авангард Леонтьев: Нет. Нет!

Анна Тарубарова: Почему же?

Авангард Леонтьев: Это патриотизм.

Анна Тарубарова: Где родился – там и пригодился?

Авангард Леонтьев: Понимаете, такие люди – им достаточно. Они занимаются на своем месте своим делом, не отходя от родного города, от того места, к которому они привыкли и которое полюбили. Мне кажется, это счастливые люди. Они там, видимо, обзавелись семьями, там у них и друзья, и родители. Ну, куда им летать? Здорово!

Анна Тарубарова: Спрашивают зрители: "Есть ли у вас студенты, – не очень люблю это слово, – с периферии?"

Авангард Леонтьев: Всегда есть. Всегда есть из регионов. Всегда. Была у нас с Олегом Павловичем Табаковым… Кстати, учеников вы называли в начале программы – это наши с Олегом Павловичем ученики. Педагогика – дело коллективное. И Лена Майорова у нас была из Сахалинска. И Денис Суханов, артист театра "Сатирикон", наш выпускник из Петропавловска-Камчатского. И Дима Щербина из Минска, и Егор Пазенко из Киева у нас учились. Так что из регионов и из соседних стран…

Анна Тарубарова: Я поражаюсь вашей памяти на имена! Нам звонит Юрий из Волгограда. Юрий, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Анна Тарубарова: Здравствуйте.

Авангард Леонтьев: Здравствуйте, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Спасибо за приглашенного уникального артиста. Присоединяюсь ко всем словам предыдущего звонившего. Хотелось бы спросить. Вы, несмотря на молодые годы, можно сказать, очень рано занялись творчеством, и не только творчеством, но и преподаванием по своему профилю. Вот на чаше актерско-творческого ремесла, я бы сказал, в том числе данной уникальной профессии, которую вы сочетаете в себе, что больше на чаше весов перевешивает? И от чего больше удовлетворения и интереса вы получаете – от актерского творчества или от процесса преподавания? И как вы вообще… Ну, вас сейчас редко видно на экране, но тем не менее – как вам удается это все совмещать? Спасибо большое.

Авангард Леонтьев: Спасибо большое.

Анна Тарубарова: Спасибо.

Авангард Леонтьев: Вы знаете… Спасибо вам за вопрос. Я не ожидал такого вопроса. Вопрос очень правильный. Лучше всего я себя ощущал театральным педагогом. Ни в кино как артист, ни в театре как артист… Более комфортно я себя не чувствовал, во-первых.

Анна Тарубарова: Почему? Это легко? Или потому что у вас уже определенный опыт?

Авангард Леонтьев: А потому что легко. В театре ты сдаешь экзамен всегда.

Анна Тарубарова: Каждый раз.

Авангард Леонтьев: Каждый раз

Анна Тарубарова: Сколько бы ни выходили на сцену.

Авангард Леонтьев: Да, это очень трудно, это непросто. Здесь ребята сдают экзамены, а ты делишься тем, что ты знаешь, что ты любишь, чему тебя научили твои учителя. А у меня были великие учителя – и в театре "Современник" Олег Ефремов и Галина Волчек, Олег Табаков и их коллеги, и в Школе-студии МХАТ Павел Массальский мой учитель незабвенный. И Дмитрий Николаевич Журавлев, мастер художественного слова, мой учитель. И Анна Гавриловна Бовшек, которая во Дворце пионеров, в студии художественного слова меня учила.

И я думаю, что моя педагогическая жилка самая продуктивная в моей судьбе. Потому что артист – слишком зависимая профессия. Кто-то тебя видит из режиссеров, кто-то не видит в упор. И ты все должен ждать, когда тебя пригласят в ту или иную пьесу или фильм. Кстати, меня педагогика спасала. У меня были простои, они были многолетними иногда – ну, в новой работе, имеется в виду. Ждать приходилось и в кино, и в театре, приходилось годами. И приходится по сию пору. А педагогика выручала, потому что ты идешь к студентам, ты работаешь, ты нужен, очень нужен. Ты практически мать и отец для студента.

Анна Тарубарова: Там не потерпят вашего многолетнего отсутствия.

Авангард Леонтьев: Да, да.

Анна Тарубарова: Нам звонит Виктор из Казани. Виктор?

Зритель: Добрый вечер.

Анна Тарубарова: Добрый.

Зритель: Очень приятно смотреть вашу передачу. У меня вопрос такой. Авангард Николаевич, я иногда смотрю (сейчас их, правда, реже показывают) старые спектакли МХАТа с участием Яншина, Грибова и других великих артистов. И вот там, понимаете, в сравнении с тем, что я вижу сегодня в современных спектаклях, там все-таки присутствует какой-то академизм. Вот академизм присутствует.

Вы для меня, например… Я мало видел ваших ролей, но самой яркой для меня была роль в фильме "Игроки". В театре я, к сожалению, редко бываю, потому что я в Казани живу. И в вас я вижу – как сказать? – вот этот академизм, он в вас присутствует. И для меня вы один из немногих актеров, которые… Вот это есть в вас. Ваше мнение – прав я или нет? Исчез ли этот академизм, исчезает ли он, присутствует ли он? Может быть, он умер вообще и его никогда больше не будет?

Авангард Леонтьев: Я понял. Спасибо, спасибо. Вы знаете, нет, не умер. Вы называете "академизм", а я думаю, что правильнее, точнее было бы назвать, может быть… Дело тут не в академизме, а дело в том, что в Художественном театре, в спектаклях, о которых вы говорили, с Яншиным, с Грибовым, и в спектаклях, в которых мне приходится теперь участвовать тоже, счастливо так выпадает, когда ставка делается на артиста, вот не без артиста делается спектакль. А порой бывает, что артист очень функционален в других спектаклях, где ставка делается на самовыражение режиссера. Ну, почти уж эксгибиционизм: все наружу, все свои, так сказать, и тайны, и помыслы, и явное, и так далее.

Ну, слушайте, так можно, может быть. И даже, может быть, это интересно бывает. Но я люблю театр (я вижу, что и вы), который опирается на артиста, решают все проблемы не без артиста. Может быть, очень оснащен спектакль выразительными средствами разными, постановочными и так далее, есть мастера этого дела. Но если эти мастера увлекаются своим инструментарием, исключая актерскую составляющую, то это не мое.

Анна Тарубарова: И все-таки мы привыкли ходить на актеров, как мне кажется, на артиста.

Авангард Леонтьев: Так это мир привык к этому. "Весь мир лицедействует", – завещал нам Шекспир. Вот.

Анна Тарубарова: Спасибо вам.

Авангард Леонтьев: Спасибо.

Анна Тарубарова: Сегодня нашим гостем был народный артист России Авангард Леонтьев. Увидимся в "Антракте" через неделю.