Константин Точилин: Продолжается прямой эфир Общественного телевидения России. Информацинно-интерактивная программа "Отражение". Пятница, 16 часов 21 минута по Москве. И это означает, что пришло время автомобильных новостей. И Олег Осипов к нам присоединяется. Привет. Олег Осипов: Добрый день. Здравствуйте. Константин Точилин: О чем поговорим? Какие новости автомобильные у нас? Олег Осипов: О всяких новостях. О том, что нас ждет. Например, как и следовало ожидать, правительство внесло в Госдуму законопроект о штрафах за опасное вождение в размере 5000 рублей. Константин Точилин: Хорошо ли это? Олег Осипов: Нет сомнений, что норма будет принята. Я так на всякий случай говорю. Мы уже не раз в эфире ОТР говорили об этом. Не стану повторяться. Но теперь появились некоторые существенные подробности. Интересно ведь знать, согласитесь, а кто и каким образом будет определять, насколько резким и обоснованным было торможение, например. Или достаточным ли был боковой интервал, который, к слову, так и не определен в сантиметрах, в миллиметрах и во всем остальном. Как говорится в документе, доказательством опасного вождения станут записи, установленные при помощи устройств, которыми будут оснащены в том числе и патрульные машины. Понятно, что без человека не обойдется. Подтверждением нарушения также станут записи неких камер наружного наблюдения, камер автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, а также видеокамер, установленных в автомобилях ДПС без опознавательных сигналов. Хотя, конечно, это описка -  имеется в виду без опознавательных знаков, без специальной раскраски. В ГИБДД также заявили о готовности принимать записи с видеорегистраторов, которые будут присылать другие водители, самаритяне, борящиеся за правила дорожного движения. Но вся эта сложная система сбора и обработки доказательств будет действовать, с моей точки зрения, года три - до 2020. Константин Точилин: Почему? Олег Осипов: Поскольку в каждом автомобиле в 2020 году обяжут устанавливать так называемые черные ящики. Наверное, слышали об этом. Только что Минпромторг России выделил субсидию в размере 7.5 млн рублей на разработку этих самых ящиков для автомобилей. Созданием устройств занимается научно-исследовательский институт вычислительных комплексов имени Карцева. Оборудование будет способно фиксировать, сохранять и передавать информацию о движении транспорта по сигналам ГЛОНАСС, естественно. Таким образом создается (сейчас я ее точно назову) единая государственная среда передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями - ЕГСНИ. Так это официально называется. Константин Точилин: Сложно. Олег Осипов: И вот это самое ЕГСНИ будет применяться в том числе для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности. Правда, злые языки утверждают, что главной задачей в перспективе будет сбор платы за проезд по дорогам. Насчет этого я ничего утверждать пока не берусь. Константин Точилин: Плата за проезд - это что? Это "Платон" для легковых? Олег Осипов: "Платон" для всех. Платон, как говорил Винни-Пух, либо есть, либо его нет. В данном случае я думаю, что этим все может вполне кончиться. Но не берусь это утверждать. А пока изобретатели бьются над созданием хитроумных устройств эффективного использования спутниковых систем, МВД со своей стороны выдвигает более приземленные варианты повышения уровня безопасности на дорогах и предлагает ввести новый тип разделительной разметки: желтого цвета вместо белого. А еще считает необходимым установить тросовые ограждения на всех скоростных магистралях. Вроде они надежные и недорогие. Константин Точилин: Мне интересно. Эта история с желтой разметкой вместо белой. А там белая не всегда везде есть, мягко говоря. Олег Осипов: А вот желтая должна быть везде по замыслу МВД. Кроме того, это на самом деле американский опыт. И, в общем, действительно считается, что желтый цвет лучше виден, например, в тумане. Хотя что-то мне подсказывает, что пересекали белые - так могут пересекать и желтые. Константин Точилин: А вот тросовые ограждения - это такая вещь... Олег Осипов: Тросовые - да. На магистралях. Но я думаю, что речь идет иключительно и только о скоростных, конечно, магистралях, не об обычных дорогах. Короче говоря, все это направлено на то, чтобы снизить количество происшествий, связанных с выездом на встречную полосу. Может быть. К другим новостям. Кстати, приятная новость, что российское "Рено" приступило к экспортным поставкам автомобилей нашей сборки на рынок Вьетнама в рамках соглашения о свободной торговле между странами Евразийского экономического содружества и республикой Вьетнам. Один из главных пунктов соглашения касается, кстати, постепенного снижения ввозных пошлин на автомобили из России и других стран, которые в союзе. Константин Точилин: А вьетнамцам негде поближе взять автомобили? У них Япония рядом, у них Корея рядом. У них Китай, извини, нелюбимый тобой в автомобильном смысле, рядом. Зачем им от нас везти "Рено". Я просто пытаюсь понять. Олег Осипов: Во-первых, все-таки "Рено" качественнее, чем то, что производят китайцы. Константин Точилин: А корейцы? Олег Осипов: Корейцы - да. Но корейцы не входят в это самое ЕврАзЭС. А мы входим. У нас общие интересы. Константин Точилин: Это забавно. Олег Осипов: Кстати сказать, это не первая и не единственная компания "Рено", которая начала экспорт из России. Константин Точилин: Да, вот часто говорят "экспорт из России". Я хотел как раз спросить: что мы автомобильного экспортируем? Олег Осипов: Например, Datsun, который собирается в Тольятти. Те самые машины на базе той же "Калины", грубо говоря, или "Ларгуса". Они тоже вполне себе спокойно экспортируются. Константин Точилин: А насколько это можно считать экспортом из России, если это все-таки не Ладу мы экспортируем, а Datsun и Рено. Олег Осипов: А почему нет? В конечном счете ведь важно, где производится машина, чьими силами. Кроме всего прочего... Константин Точилин: А уж как называется - неважно. Олег Осипов: А как называется, совершенно неважно. Кроме всего прочего, между прочим, наши люди, занятые на производстве... Компании обеспечивают рабочими местами российских граждан. Поэтому тут "Made in Russia" вполне звучит, мне кажется, уместно. И это нормально. В принципе, я уже несколько раз об этом говорил, не существует национальных автопромов. Существуют глобальные автомобильные корпорации. Они способны конкурироватлюблю Любой национальный автопром, если это не какой-нибудь штучный товар, не способен в современном мире конкурировать с гигантами, разумеется. Константин Точилин: Хорошо ли это - другой вопрос. Олег Осипов: Хорошо - не хорошо, но это дает возможность приобретать автомобиль относительно недорого. Хотя, конечно, все дорожает. Константин Точилин: К вопросу о приобретении автомобиля. На этой неделе и, в общем, по-моему, даже и в этой студии мы обсуждали, что все больше и больше у нас продается именно подержанных автомобилей. Понятно, почему. На новые денег нет. Но в этой связи, наверное, твое мнение будет очень интересным. Вообще есть ли смысл сейчас покупать подержанные автомобили, и какие подержанные? Потому что мы же не раз и с тобой, и с Андреем говорили, что, к сожалению, очень многие автомобили сейчас одноразовые. Вот ты купил новый, три года он проехал, и дальше... Это не та история, как раньше было, купил автомобиль - и если он тебя устраивает, ты на нем всю жизнь безбедно катаешься: и 10 лет, и 15, и 17. Сейчас чего вообще? Олег Осипов: Это самый интересный вопрос. И не такой простой, как может показаться. Потому что да, действительно, сейчас по существу во многие, не во все автомобили закладывается ресурс. Но если посчитать, ну, 150 тысяч, 200 тысяч, 250 тысяч. Нет таких автомобилей-миллионников, которые были еще 10-20 лет назад. Ольга Арсланова: Подождите, но 150 тысяч среднестатистический автомобиль-такси, например, года за 1.5, мне кажется, наезжает. Олег Осипов: Значит, этому таксисту не повезло, кто приобрел автомобиль. Ольга Арсланова: 150 - это что-то прямо совсем мало. Олег Осипов: 150 действительно совсем мало. Но многие двигатели, которые сегодня выпускаются, в том числе и от грандов мирового автомобилестроения, они, к сожалению... Там очень маленькое расстояние между стенками цилиндров. Если вдаваться в подробности. То есть, конечно, ресурс невелик. Кроме того, этот даунсайдинг, когда мы выжимаем с 1.4 около 200 лошадиных сил - конечно, о каком ресурсе там можно говорить? То есть на эти вещи надо обращать внимание, разумеется. На вторичном рынке - другое дело. Кроме всего прочего, допустим, мы сетуем, что Рено здесь оборудует многие автомобили не новыми двигателями, не новыми коробками передач. Константин Точилин: А это, оказывается, и неплохо. Олег Осипов: Да, это в итоге оказывается неплохо. Потому что они ремонтопригодны. Многие современные очень технологичные моторы просто неремонтопригодны. Их нельзя расточить. Их нельзя загильзовать. Константин Точилин: Еще же, наверное, помимо моторов есть это безумное количество электроники, которая если уже начала глючить, то, наверное, ничего. Олег Осипов: Черт его знает. Мне очень понравилось в этом отношении... Я как-то рассказывал про Инфинити, где нет прямой связи между рулем и колесами. Константин Точилин: Вот это ж страшно. Олег Осипов: Нет, это очень интересно. А зачем? Но когда все это вырубается к чертовой матери, не работает, то остается все-таки механическая связь. И, потом, конечно, есть желание сразу это все отключить, не платить лишние 1.5 тысячи евро. Это на самом деле чистый маркетинг, безусловно. И вот эта борьба между маркетологами и инженерами имеет место, между прочим, в автомобилестроении. Это очень четко ощущается. Скажем, если вы берете большеобъемный атмосферник, какой-нибудь древний американский, допустим, Hemi 5.7 - конечно, у него ресурс будет под миллион. Там без вопросов. Если вы берете современный очень хороший, очень драйвовый двигатель от БМВ, между стенками цилиндров 5 мм, то понятно, кто сколько пройдет. Константин Точилин: Тогда вопрос практического свойства: есть какой-то водораздел, скажем, если машина выпущена, условно говоря, до 2010 года, то, наверное, есть смысл на нее расчитывать как на длинную историю, а если после, то, наверное, уже нет. Или такой четкой даты... Олег Осипов: К сожалению, нет. Потому что на самом деле и сейчас выпускаются вполне себе атмосферные, вполне себе ресурсные двигатели. Кроме того, надо понимать, что если на вторичный рынок обращать внимание, прежде всего, наверное, надежнее брать дизельные силовые агрегаты, то есть автомобили с дизельными моторами. Потому что они конструктивно рассчитаны на больший ресурс, потому что ведут свою родословную от грузовиков. Кроме того, я вам уже обмолвился, что есть масса бензиновых двигателей от двухлитровых, да и полуторалитровые, скажем, на "Форде Фокус" 1.6, которые вполне себе ресурсные. А вот новое поколение (1.2, 1.4, 1.6 Turbo, 1.8 tfsi) - вот к этому уже надо присматриваться. Константин Точилин: И покупая новую машину, и покупая старую машину, все равно надо обращать внимание, что есть такое коварство производителей, что, может быть... Олег Осипов: Это не коварство. Это просто, видимо, в каком-то смысле веяние времени. Константин Точилин: Назовем это так. Олег Осипов: Может быть, есть смысл в том, чтобы... Человек вообще откатал, допустим, 5 лет. Конечно, не три года. Но лет пять. И все, и поменял машину. А эту в утиль. И это нормально. Наверное, может быть и такой подход. Во всяком случае, тем людям, которые обращают внимание прежде всего на вторичный рынок, конечно, стоит об этом знать и выбирать какие-то атмосферные силовые агрегаты. Константин Точилин: У нас вчера как раз был сюжет про один не очень новый автомобиль из Калининграда, а именно Мерседес, которому годков 30. Его хозяин приспособил заливать туда подсолнечное масло, на котором предварительно уже жарили чебуреки. Вот именно это масло, которое заливается Ольга Арсланова: Как раз в общепите он собирает канистры. Константин Точилин: И мы вчера нашим зрителям пообещали, что сегодня у тебя спросим, что ты по этому поводу думаешь. А тут еще наш калининградский корреспондент Жанна Мейлер сказала, что очень хотел с тобой поговорить и владелец этого замечательного автомобиля. Естественно, рояль был в кустах. Он у нас сейчас на связи по телефону. Давай ты его с профессиональной точки зрения выпытаешь, как это вообще все работает, и работает ли. Константин, вы нас слышите? Здравствуйте. Константин: Здравствуйте. Да, слышу. Константин Точилин: Да, вот Олег Осипов будет сейчас вам задавать вопросы. Олег Осипов: Вы считаете, что это выгодно. Но, наверное, все-таки нельзя в любой дизельный двигатель, даже если ему 30 лет и даже если там не стояла турбина, заливать просто обычное отработанное подсолнечное или какое еще растительное масло. Наверное, вы что-то добавляете туда, я так подозреваю. Константин: Естественно. Я добавляю white spirit в совершенно малой дозе. То есть получается 3 к 97. То есть 3% white spirit на 97% масла. После чего оно отстаивается, разжижается. И масло нужно обязательно процедить, перед тем как его использовать. Также немного усовершенствована у меня система подачи топлива, расширенные шланги на подачу, чтобы не было так затруднительно системе ТНВД. Плюс сокращена магистраль, то есть подача топлива подается прямо из-под капота. Маршрут сокращается. Нагрузки на ТНВД нет. Что я хотел бы сказать по этому поводу? Расход на масле сокращается. Единственное, что я хотел у вас спросить. Я, к сожалению, нигде такой информации не нашел. Насколько сократится ресурс данного автомобиля. Сейчас на масле он прошел уже более 3000 км. Олег Осипов: Тут, кроме вас, никто не ответит на этот вопрос. Я думаю, что только эмпирический путь, только опытным путем вы можете установить. Но на самом деле ведь на биотопливе работает очень много автомобилей. В Европе оно продается вместо солярки. Константин Точилин: А там что в качестве биотоплива используется? Константин: По сути то же самое масло. Там огромные плантации рапса в Латинской Америке, из-за чего там чуть голод не начинался в некоторых местах, потому что все уходило на как раз биотопливо. И на самом деле там двигатели переделываются тоже не основательно под это биотопливо. Более того, их можно заливать в современные турбодизельные моторы. Поэтому никакой тут особой новости нет. Действительно работает. Константин Точилин: Константин, а вы вообще из-за чего решили надругаться над Мерседесом таким образом? Это экономия, или вам было интересно, заработает ли, или что? Константин: Почему же надругаться? Это изначально был спор. Он удался. Машина запустилась. А дальше был просто интерес. Все получилось. Машина едет. Олег Осипов: Но вы не чувствуете потерю мощности, какие-то такие вещи? И раз вы говорите, что расход топлива уменьшился, то это просто замечательно, как мне кажется. Константин: Расход топлива уменьшился. Потери мощности нету. Мне кажется, она наоборот более бодрее стала. Потому что двигатель уже старый, ему больше 35 лет. То есть машина 1981 года. При этом перестали стучать плунжеры на форсунках. То есть двигатель стал работать намного тише. Видимо, там большой износ. А масло благодаря его свойствам и густоте все-таки убирает этот посторонний шум. Осталось теперь проверить только ресурс этого автомобиля, насколько его хватит. Кстати говоря, хотел еще кое-что сказать. Эти машины в Германии, когда у них был великий кризис в 1980-х годов, использовались на растительном масле. Олег Осипов: Да. Это факт. И сейчас у них есть тоже отдельные заправки с биотопливом. Вернее, отдельные колонки на обычных заправках. Ольга Арсланова: Мне интересно: если вдруг прекратятся поставки, вот эти субсидии отработанным маслом, потом сможет обратно он на привычный бензин перейти? Олег Осипов: Я думаю, особых проблем не будет. Нашему автору из Калининграда виднее, конечно. Но, с другой стороны, если заправлять маслом, а не соляркой, то это выйдет дороже, разумеется. Константин Точилин: Тут еще, если говорить об экономии, Константин берет совершенно бесплатное отработанное масло. Олег Осипов: Да. Потому что если платить за бочку масла, то это выйдет, конечно, дороже, чем бочка солярки. В этом вся история. Константин Точилин: Спасибо, Константин, что вышли с нами на связи. Удачи вам. Олег Осипов: И, кстати, сообщайте, как машина себя чувствует. Просто очень интересно, чем это дело завершится. Константин Точилин: Хотя, конечно, 35-летний Мерседес мне жалко ужасно. С него надо сдувать пылинки и ездить на нем аккуратно с удовольствием. А вот заливать в него подсолнечное масло... Олег Осипов: Если двигатель работает тише, если расход топлива уменьшился, это, по-моему, замечательная история. Константин Точилин: Инженерная мысль - это прекрасно. Но если б на чем-нибудь другом, а не на... Ольга Арсланова: Посмотрев наше общение с Константином, говорят, что нужно просто почаще менять масло, и движок будет служить долго. Я не знаю, откуда такие данные у этого зрителя. Может быть, кто-то уже пробовал. Константин Точилин: Почаще - не почаще. Просто вовремя надо. Олег Осипов: Слишком часто менять тоже не надо. Просто надо понимать, что когда вы двигаетесь в городе, то, конечно, моторесурс намного меньше у масла. Естественно, его надо менять чаще. Это обычная вещь. Но это не значит, что его надо менять каждую 1000, 2000... Абсолютно нет. Надо посмотреть в эксплуатационных книжках. Есть такие сервисные книжки, в которых написано... Если, допустим, 15000 км... Сейчас очень многие машины... Мы минимизируем затраты. Поэтому как можно большее расстояние должно быть между заменами масла. Но если эксплуатация по преимуществу городская... Константин Точилин: То в этом пробеге есть лукавство. Олег Осипов: Тогда надо сокращать, разумеется, межсервисный интервал. Тогда надо менять хотя бы раз в 8-10 тысяч... Константин Точилин: Правильно. Потому что у тебя пробег вроде небольшой, а двигатель молотит... Олег Осипов: А двигатель молотит в пробках. Особенно это касается крупных городов - Москвы, Питера. Константин Точилин: В Екатеринбурге пробки тоже те еще. Олег Осипов: Да, в общем, да. Константин Точилин: Поехали уже по конкретным вопросам, наверное. KIA Rio или Skoda Rapid - что надежнее и дешевле в ремонте? Олег Осипов: Возможно, что Rio будет и подешевле в ремонте, а Skoda поприятнее, как мне кажется. Кстати, пользуясь случаем, поскольку я только сегодня ночью прилетел с тестов, вообще очень интересно узнавать какие-то новые вещи. Я не знаю, знали ли вы, например, что недалеко от Аляски существует остров Кадьяк. Константин Точилин: Знали. Олег Осипов: Там водятся кадьяки - такие трехметровые медведи. Вот так назвала Skoda свою новую машину, по существу первый полноценный кроссовер. Константин Точилин: А "кадияк" пишется при этом, как "кадиллак". Олег Осипов: Нет. Kodiaq пишется немножко по-другому: первая буква k, а у Cadillac - c. Константин Точилин: Но вообще Cadillac - это французская фамилия, и правильно это читать, и изначально это было "кадияк". Олег Осипов: Да, конечно. Он основал город Детройт, к тому же. Но здесь медвежья история. Она достаточно интересна. Но и машинка, я на ней поездил последние 2 дня. Машинка весьма интересная. Она может быть переднепроводной, полноприводной. В России она будет, кстати, продаваться в следующем году. В Европе стартуют продажи зимой. В России она появится чуть позже. Я думаю, к лету. Но весь вопрос, конечно, в цене. В Европе она стоит, в общем, не так уж дорого - порядка 25 тысяч евро. Это может быть пяти- или семиместный кроссовер, который, кстати способен тянуть (тем людям, которые любят ездить в ралли) 2.5-тонный прицеп. Раз уж ты начал говорить, просто скажу, что двигатели и бензиновые, и дизельные... Вероятнее всего, в Россию они тоже будут поставляться. Мощностью от 125 до 190 сил. Причем, самый мощный, самый интересный, как мне показалось - как раз дизель. Очень много там прибамбасов. Разумеется, если это не передний, а полный привод, разумеется, никакой это не полноценный внедорожник, а именно кроссовер. Потому что сейчас "Халдекс" нельзя говорить, потому что компании такой не существует. Но по сути все та же самая схема. Константин Точилин: Давайте все-таки вернемся к нашим вопросам. Потому что подтверждается вот эта данность, что очень много про подержанные автомобили и очень много про ремонт спрашивают. Вообще неожиданная такая история. "Сгорел автомобиль Тойота. Моторный отсек очень пострадал. Выгорело под капотом. Посоветуйте, что делать - продавать или ремонтировать. Очень жалко машину. Была полноценным членом семьи". Олег Осипов: Все зависит от того, что требует больше денег. Если можно купить, лучше купить новую. Если ремонт не слишком обременителен в финансовом отношении, то вполне можно и отремонтировать, если автомобиль дорог как память. Константин Точилин: "Тойота Авенсис - пятый год, два литра, автомат, инжектор, плюсы и минусы. Олег Осипов: С моей точки зрения, это необычайно скучный автомобиль, просто необыкновенно скучный. Зато он довезет вас надежно из точки А в точку Б. В принципе неприхотливый автомобильчик, надежный, с хорошей остаточной стоимостью. На вторичном рынке выгоднее еще и потому покупать автомобиль, что он не столько теряет в цене при последующей перепродаже, сколько новый. Мы выехали за ворота дилерского центра на новеньком автомобильчике - минус 20% как минимум. Константин Точилин: Опять же, все про секонд хенд: "Какой подержанный автомобиль купить при ограниченном бюджете до 150 тысяч рублей?". Олег Осипов: Если не обращать внимания на Лады... Константин Точилин: Тут, кстати про Лады: "Можно ли покупать со склада в Тольятти четверку без пробега, которая простояла 3 или 4 года?". Олег Осипов: Можно проверить состояние, сразу же заехать на сервис. Потому что, конечно, если машина не стояла без движения, если она не заводилась, то все резиновые изделия, сальники, абсолютно все - это будет пробиваться, течь, трескаться и так далее. Конечно, это придется все менять. А такой автомобиль потребует дополнительных немалых затрат. Ольга Арсланова: Виктор из Сочи у нас на связи по телефону. Здравствуйте, Виктор. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Сейчас очень многие в итальянской машине, которая называется "Лада семерка", наши русские умельцы вмешиваются в электронику и делают так, что эта машина просто несется по Кавказским гораам на 4-5 скорости, не испытывая никаких трудностей, обходит всякие Феррари и так далее. Можно ли эту систему... Я хочу ввести, но боюсь... И как это отразится на расходе топлива? Семерка и так скоростная машина, идет максимально 170. Здесь уже смотришь, как эта семерочка по горам едет. Как ракета, уходит вверх. А ты ползешь, как лягушка. Олег Осипов: Я могу вам открыть страшную тайну. В Семерке никакой особой электронике нет. Ее просто не существует. Это карбюраторный мотор 1.6. Никаких там тайн нет. Единственное - его можно, конечно, форсировать при помощи разных переделок. Но там не в электронике дело, а в совершенно механических доработках. Карбюраторы другие, впуск-выпуск-система другая ставится. Можно добиться, можно его раскочегарить так, чтобы он выдавал большую мощность и главное - больший момент, потому что динамика - это момент на самом деле. Но надо при этом четко представлять себе, что ресурсы его сокращаются в разы сразу же после таких переделов. Поэтому тут что вам важнее - гонять по серпантинам либо ездить как можно дольше и как можно меньше вкладывать в автомобиль. Константин Точилин: Следующий: "Как пользователь Нивы опасаюсь, что превратят хороший автомобиль в электронный паркетник". Олег Осипов: Я думаю, что Ниве это не грозит. Пока те новые модели, которые выпускаются, они не перегружены электроникой. Еще очень долго ждать, пока электроника... Константин Точилин: А Нива вообще сохранится? Не слышно ничего? Жалко будет. Потому что машинка действительно задорная. Олег Осипов: Нива, конечно, необыкновенно древняя конструкция. Конечно, она нуждается в доработке, нуждается не просто в рестайлинге. Давно пора выводить новое поколение. И нам обещают "Шевроле Ниву". Константин Точилин: Ее уже сделали. И по сравнению со старой Нивой она вообще не ездит. Олег Осипов: Никто не знает, как она ездит. Константин Точилин: Я имею в виду то, что сейчас выпускается под названием "Шевроле Нива" - это на бездорожье... Олег Осипов: Это все та же самая "Шевроле Нива", которая и была. Та же самая платформа. Там ничего нового нет. Новая действительно есть. Но ее не запускают в производство, потому что считается, что рынок не готов ее принять. Ольга Арсланова: Мне очень нравится вопрос. Нам его дважды даже прислали: "Что лучше - купить сапоги жене или себе 2101 ВАЗ 1985 года?". Олег Осипов: Сапоги жене, конечно. Константин Точилин: ВАЗ 2101 1985 года - хорошее вложение денег. Сапоги вы потом не продадите. А лет через 10-15 у вас уже будет вполне себе антикварный автомобиль. Олег Осипов: Я думаю, вопрос из разряда шуток. Ольга Арсланова: Давайте послушаем Светлану из Кировской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, свое мнение. Купили новый Ситроен C4 Седан. Двигатель 1.6, 150 лошадей, шестиступенчатая коробка-автомат. Олег Осипов: Вполне себе пристойная машина. Чуть дороже, чуть лучше укомплектована, чем ее родной брат Пежо 408. Все хорошо с машиной. Я ездил на этом автомобиле. Мне он в принципе понравился. Поэтому я думаю, что надо просто наслаждаться этим автомобилем. По определению семейный автомобиль. Достаточно надежный. И не требовательный. Не особенно он будет тянуть у вас бюджет и кошельков. Константин Точилин: Это важно по нынешним временам. "Ваш Осипов - как ходячая энциклопедия. Приятно слушать", - пишет Мария. Олег Осипов: Спасибо, Мария. Константин Точилин: Что наша ходячая (в данном случае - сидячая) скажет про Ниссан Максима 2005 года, трехлитровый автомат? Олег Осипов: Неплохой вариант на самом деле. Двигатель вполне ресурсный. Единственное, что мне всегда не нравилось в Максиме - она очень неповоротливая. Примерно как Волга Газ 2131. То, что пришло на смену, та же Теана, конечно, она рулится поинтереснее, получше, поновее. Но Максима - в общем, вполне ресурсный агрегат. Константин Точилин: Почему российские автопроизводители никак не выпустят хорошую маленькую малолитражку? А то замены Оки нет. А вообще что у нас из малолитражек таких прям совсем? Олег Осипов: Меньше, чем Лада, нет ничего сейчас на самом деле на нашем рынке. То есть мы не производим малолитражки. Если не иметь в виду Калину. Константин Точилин: А вообще если так по рынку, что есть, Дэу Матиз в этой категории? Олег Осипов: Дэу Матиза уже нет. Шевроле Спарк тогда уж. Константин Точилин: Смарт, может быть... Олег Осипов: Смарт - это совершенно другая история. Это уже премиум-сегмент. Это очень дорогая игрушка. Константин Точилин: А вообще это востребованный формат, по ощущениям? Олег Осипов: В Европе - да. У нас востребован, поскольку был недорог. Одно время можно было купить Матиз меньше, чем за 200 000 рублей, между прочим. Константин Точилин: И Оки тоже были недороги. Ольга Арсланова: А KIA Picanto была тоже недорогая. Олег Осипов: KIA Picanto и сейчас есть, надо сказать. Ольга Арсланова: По-прежнему маленькая. Олег Осипов: Она по-прежнему маленькая. Но она все-таки больше, чем Ока. Как говорил наш сатирик, Ока - это не автомобиль, это пиджак. Ольга Арсланова: По-моему еще была Ниссан Микро такая. Олег Осипов: Микро и сейчас есть. Но она существенно больше. Константин Точилин: А фиатики какие-то маленькие есть еще тоже. Попадались такие игрушечные совсем. Двухдверная такая... Олег Осипов: Конечно, нет. Их много в Европе. Но официально к нам они не поставляются. В Европе очень востребованы эти тачки. Есть тойоты такие же, ниссаны маленькие. Константин Точилин: У нас же считается, что железа должно быть много. Ольга Арсланова: Страна большая. Олег Осипов: Трудно сказать. Не востребованы эти машины особенно. Их покупали, потому что они были недороги. Современные маленькие машинки все-таки недешевы. Константин Точилин: А уж за деньги тогда хочется побольше железа. Олег Осипов: И когда ты выбираешь между полноценным седаном C-класса, допустим, той же Ладой, или, допустим, B-класса (Калиной), и еще меньшим за большие деньги каким-нибудь малолитражным автомобильчиком иностранного производства, наверное, ты отдаешь предпочтение уже Ладе. Ольга Арсланова: Я видела страшную картину: снежная зима и Смарт на МКАД. Олег Осипов: Я тоже видел. Ольга Арсланова: Это страшно было. Его носило из полосы в полосу. У меня было такое ощущение, что его сейчас сметут эти проходящие грузовики. Олег Осипов: Вопрос еще - что там была за прокладка между рулем и сиденьем, и какие покрышки были там... Ольга Арсланова: Было ощущене, что его просто сносит. Константин Точилин: Может быть, ветер просто был сильный. Ольга Арсланова: Ветер был сильный. Олег Осипов: На самом деле у Смарта чудовищная парусность. Его сдвигает очень легко. Грузовик мимо проехал - его может сдуть. Ольга Арсланова: Может быть, немножко просто не для нашего климата все эти крошечные автомобили? Олег Осипов: В общем, да. И не для зимы уж точно. Хотя передний привод. Константин Точилин: Тюнинг внедорожников - как относитесь к запрету? У меня Mitsubishi L200 - жалко расставаться, к заводским не вернуться, серьезный тюнинг сделал. Как быть? Очень вас понимаю. Олег Осипов: На самом деле я вас понимаю прекрасно. Тут закон есть закон, какой он ни есть, а исполнять его необходимо Поэтому есть только один путь, вернее, два пути. Получить заключение... Во-первых, приехать с автомобилем без обвеса, что уже само по себе затруднительно. Во-вторых, получить заключение какого-нибудь МАДИ, какого-то автодорожного института о том, что эти переделки допустимы и они не скажутся на ходовых качествах, на безопасности. Они знают что писатвторник И второй путь, наиболее простой, но и дорогой - это обратиться к соответствующей фирме (их полно сейчас в России), которая с удовольствием за вас всю эту процедуру пройдет. Причем, очень быстро. Константин Точилин: Они знают, кому и чего сказать волшебное слово. Олег Осипов: Они знают, какие заключения необходимы, чтобы зарегистрировать этот автомобиль со всеми переделками в ГИБДД. Константин Точилин: Цена вопроса, наверное. Олег Осипов: Цена вопроса, вне всякого сомнения. Других путей нет. Константин Точилин: А нет информации, сколько могут взять за согласование? Олег Осипов: Нет. Константин Точилин: Поскольку я тоже этой темой очень интересуюсь, я много чего читал. Было чуть ли не официальное разъяснение ГИБДД, что они будут свирепствовать с этими проверками, по-моему, до весны 2017, а потом вроде у них как-то эта акция сойдет на нет, так что, может быть, и пронесет. Олег Осипов: Вообще это очень печально, когда все эти вещи, нормативы првращаются в акцию. Константин Точилин: Да. Причем, уже была такая кампания лет несколько назад. Тоже все как-то переживали, потом отстали. Олег Осипов: Никакого смысла, с моей точки зрения, это не имеет. На самом деле никакой опасности для других участников движения эти кенгурины или еще какие-то не несут. Вот тонировка - да, я понимаю, не видно, кто едет. Константин Точилин: Но об этом никто не говорит. Олег Осипов: Но вот эти вещи, тюнинг, мне кажется, что это не совсем справедливо по отношению к владельцам... Константин Точилин: Совсем несправедливо. Еще звонок успеем принять. Якутия у нас на связи. Зритель: Я езжу на китайском автомобиле Chery Tiggo. Меня зовут Владимир. Как вы думаете, какой ресурс у этого двигателя? Проехал 4 зимы. Константин Точилин: Владимир, вы попали по адресу, потому что нет более лютого врага китайского автопрома... Олег Осипов: Во-первых, Tiggo выпускался здесь в России. Во-вторых, он был доработан в соответствии с нашими стандартами, между прочим. Но это никак не сказалось на двигателе. С моей точки зрения, двигатель - это как лотерея. Вам повезло, что вы 4 зимы проехали. И, наверное, не слишком потратились на ремонты, на какие-то запчасти. Уже хорошо. Но в принципе машинка - компактный такой внедорожник, уверенно ползает. Если человек в Якутии проехал 4 зимы... Константин Точилин: И она еще жива. Олег Осипов: То это лучшая рекомендация. Я думаю, что вам должны бесплатный ремонт сделать за ваши слова в эфире. Константин Точилин: Когда сломается. И последний вопрос, уже личный: "Здравствуйте. Вы сказали, что Тойота Авенсис - скучный автомобиль. А, если не секрет, вы на какой машине ездите, не считая тест-драйвов?", - спрашивает Сергей. Олег Осипов: Я всегда езжу только на тех машинах, которые мы берем на тесты. Просто не имеет смысла владеть автомобилем, когда тебе некогда на нем поездить по сути. Константин Точилин: Вот так вот. Завидовать будем Олегу Осипову и скажем по секрету, что и Андрей тоже не имеет своего автомобиля и тоже пользуется тест-драйвами. Олег Осипов: Последнюю "Альфу" он продал давно. Константин Точилин: Такая вот у ребят работа - узнавать много про автомобили всего нового и полезного и рассказывать нам с вами. Ну что, до следующей пятницы. Спасибо. Наш постоянный автоэксперт Олег Осипов, редактор сайта osipov.pro, как обычно, по пятницам был гостем нашей студии.