Константин Чуриков: Наша постоянная рубрика "Автомобили", и в студии – автоэксперт Олег Осипов. Олег, здравствуйте. Олег Осипов: Здравствуйте, добрый вечер, дорогие друзья. Из всех новостей этой короткой недели выделю две. Одна имеет непосредственное отношение к нашей автомобильной жизни, вторая скорее к фантастике, хотя к реальным полетам на Луну, между прочим, тоже. Так вот, Министерство транспорта Российской Федерации поддержало предложение "Гильдии автошкол России" вновь разделить водителей на любителей и профессионалов, как это было еще в советские времена. При этом речь идет именно об обучении. Зачем? В чем смысл реформы? Сразу возникают вопросы, с которыми я и обращаюсь к председателю правления "Гильдии автошкол России" Сергею Юрьевичу Лобареву. Добрый вечер, Сергей Юрьевич. Сергей Лобарев: Добрый вечер, Олег. Олег Осипов: Вот в чем смысл? Раз уж я задал этот вопрос, в том числе и вам, проясните немножко, чем вы мотивируете такое разделение? Сергей Лобарев: Действительно, вы помните 1960-1970-е гг., когда наши водители имели возможность проводить обучение: "есть желание передвигать автомобиль от пункта А до пункта Б" и "хочу работать по профессии". К сожалению, 3 года тому назад мы получили программы из Министерства образования, где все теперь у нас оказываются профессионалами. Категория – пожалуйста: мопед, мотоцикл. Граждане с ограниченной возможностью здоровья, которые приходят к нам в автошколы, говорят, что никогда не будут работать профессионально, но все равно по полной программе обучаются – 136 часов теории, 56 часов вождения автомобиля. Константин Чуриков: Да, человеку просто в булочную надо съездить один раз в день на автомобиле. Сергей Лобарев: Погрузочно-разгрузочные работы, право перевозки грузов, прогон скота через дорогу – он говорит, что ему это не нужно, а мы ему: нет, учи. Мы пришли к такому мнению в профессиональном сообществе, провели обсуждение: например, в Москве крупнейший холдинг Центральных автошкол опросили слушателей и говорят, что 80% никогда не будут работать профессионально, большой объем для них программы. И мы решили обратиться к Минтрансу, и они нас, кстати, поддержали, что необходимо разделить мух от котлет. Хочешь катать автомобиль сам себе – пожалуйста; хочешь получить больше компетенций (большегрузный транспорт) – пожалуйста, как сделано в Европе. Олег Осипов: То есть можно ли из этого сделать такое заключение, что непрофессионалы-любители будут учиться меньше и меньше платить, соответственно, а профессионалы, наоборот, больше учиться и больше платить, я правильно понимаю? Или я слишком, скажем так, обостряю ситуацию? Сергей Лобарев: Да нет, Олег, дело в том, что мы наоборот хотим немножко пересмотреть программу. Много теории – 136 часов теории. За рубежом мы как-то с вами говорили в эфире на радио – 20-30 часов там, а у нас полторы сотни. Мало того, как я уже называл, там есть профессиональный блок. А те вопросы насущные, предположим, в крупных мегаполисах правила парковки, правила использования парковочного пространства, как оформить протокол – это мы галопом по Европам пробегаем в автошколе. Так что мы наоборот хотим пересмотреть эти программы – не уменьшить их, а сделать их более приемлемыми с учетом зарубежного опыта и наших пожеланий: больше практики, возможно контраварийное обучение. Мы будем искать диалог и с Минтрансом, и с Министерством образования. Олег Осипов: Вот контраварийное уж точно не повредит. Но скажите, пожалуйста, само обучение – где-то я прочел такую цифру – будет стоить никак не меньше 55 тысяч. Это правда? Или это какая-то цифра с потолка? Константин Чуриков: Это для любителей или для профессионалов? Олег Осипов: Для любителей. Сергей Лобарев: Сейчас в Москве 45 тысяч рублей – средняя цена на категорию Б. Вдуматься: а водитель-профессионал, который перевозит грузы или людей, водитель на автобус – 25 тысяч, в 2 раза дешевле. Не может быть такого! Но мы даже подсчитали: если будет практики побольше – не 45, тысяч на 10 будет больше обучение. Но поверьте, это будет даже любитель, но ему необходимо дать только те компетенции, которые нужны. Я думаю, что он будет более безопасным. Олег Осипов: Ну вот это самое, пожалуй, главное. И надо полагать, что профессионалы будут учиться, наверное, дольше все-таки, чем любители, или я ошибаюсь? Сергей Лобарев: Мы предложили следующий алгоритм: желающие получить водительское удостоверение на категорию С (грузовой транспорт), да и автобус – пусть он пройдет курс обучения, а после если захочет работать по найму… Напоминаю: некоторые приобретают грузовой транспорт как любитель – пожалуйста, как в Европе надо будет пройти обучение, сдать экзамен и получить сертификат профессиональной компетенции. Это будет более эффективно и более безопасно, потому что статистика с большегрузными автомобилями нас тревожит. Олег Осипов: Да, она не радует. Спасибо большое, Сергей Юрьевич, спасибо за ваше интересное интервью. С нами на связи был председатель правления "Гильдии автошкол России" Сергей Юрьевич Лобарев. Константин Чуриков: Олег, если я не ослышался, вы в начале сказали, что будет две новости, и она из них касается Луны, полетов на Луну. Олег Осипов: Я сейчас вот как раз об этом и хотел сказать. Я как давний поклонник фантастической киноэпопеи "Чужой"… Оксана Галькевич: О, какие у нас предпочтения. Олег Осипов: …не могу не сказать хотя бы несколько слов об уникальном аппарате AudiLunarQuattro. Какое отношение имеет немецкий автопроизводитель к скорой премьере – а она состоится уже в мае – блокбастера Ридли Скотта "Чужой: Завет"? Я бы так сказал: непосредственное. Давайте посмотрим небольшой ролик, а в это время чуть-чуть расскажу о самом автомобиле. Оксана Галькевич: Не страшный? Олег Осипов: Ролик, конечно, страшный. Понятное дело: неизведанный мир где-то на краю галактики, экипаж корабля "Завет" с задачей терраформирования, сложную местность помогает исследовать как раз вот этот аппарат AudiQuattro, и, наконец, страшная угроза и попытка выбраться из ада. Не могу пересказать сюжет, поскольку и сам его, честно говоря, не знаю. Зато о луноходе мне известно больше. Во-первых, он реальный и готовится к самой настоящей миссии на Луну, так что участие в съемках фильма – это только разминка, так сказать. Создается этот аппарат AudiLunarQuattroс 2015 года в сотрудничестве с берлинским стартапом Part-Time Scientists. Полноприводный луноход на 85% состоит из алюминия и весит всего около 30 килограммов, а энергией его снабжает вращающаяся солнечная панель, в движение его приводит двигатель Е-трон. Вот такая фантастика и такая реальность, кстати сказать, совсем близкая. Константин Чуриков: Вы просто сказали "сложная местность", "страшная угроза" и "попытка выбраться из ада". Я подумал: вы не про центр Москвы, который сейчас ремонтируют, нет? Олег Осипов: Нет, это страшнее. В кино всегда страшнее, но легче переносится, должен сказать. Потому что пробки московские, в которых я вчера стоял, переносятся значительно сложнее. Ну а теперь к рассказу о другой, собственно говоря, продукции той же VolkswagenGroup, и эта продукция в отличие от Лунара доступна любому желающему уже сегодня. Речь идет о новом Фольксвагене Тигуан и о нашей постоянной рубрике "Тест-драйв". Давайте посмотрим, что мы там отсняли. Оксана Галькевич: Давайте, это всегда интересно. Олег Осипов: Ну что, рассказывай про этот аквариум на колесах. Андрей Осипов: Ну почему аквариум-то сразу? Олег Осипов: Ну потому что обрати внимание: света много. Андрей Осипов: Да, люк здесь огромный. Ты знаешь, я, кстати, понял, что люк на самом деле делается не для водителей и переднего пассажира. Люк – это прежде всего для тех, кто едет сзади. Вот у меня ребенок чрезвычайно этому, на самом деле, рад. Те, кто сидят сзади, могут видеть над собой небо. Это очень приятно. Вообще новый Тигуан, конечно, стал гораздо больше, чем его предшественник, чем Тигуан предыдущего поколения. В основе, конечно, модульная MQB-ая платформа. Олег Осипов: Машина стала – вот я вспоминаю прежний Тигуан – намного более уютной внутри, просторнее немножко. Над головой достаточно много места, в зоне плечей много места; ноги здесь можно вытянуть. Андрей Осипов: Да. По эргономике вообще никаких нареканий нет. Олег Осипов: Удобные сидения. Андрей Осипов: Очень удобные сидения. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. Обрати внимание: полностью цифровой щиток приборов – это монитор. Его можно менять, его можно подстраивать, сюда можно выводить различные системы типа той же самой навигации, показания бортового компьютера. Вот я в данном случае вывожу скорость. И, кстати, скорость я вывожу еще почему? – потому что при моей посадке в этом автомобиле все-таки руль перекрывает верхнюю часть щитка приборов: я вижу только до 60, и потом следующая отметка, которую я вижу, уже 200. Заметь, шумоизоляция какая в машине. Очень тихо. Олег Осипов: Я и хотел сказать. Мы сейчас говорим и абсолютно не напрягаем голос. Андрей Осипов: Действительно очень тихо, шумоизоляция прекрасная в автомобиле стала. Давай теперь по ходовым характеристикам, по моторам. У нас по-прежнему Тигуан будет предлагаться как с бензиновыми, так и, слава богу, с дизельными моторами. Правда, дизель один – двухлитровый, 150 лошадиных сил. А вот бензиновых моторов больше: это и 1.4 (хорошо, в общем-то, знакомый), и 2-литровый бензиновый силовой агрегат как на тестируемом автомобиле – здесь двухлитровый TSI стоит. Он бывает двух диапазонов мощностей: это либо 180, как на этом автомобиле, либо 230. Олег Осипов: Но коробка только автомат DSG, правильно? Андрей Осипов: Семиступенчатый на сей раз автомат, то есть DSGтак называемого "сухого" типа. Коробка работает хорошо, не дергается, очень неплохо ее поженили с мотором. И машина динамична: она до сотни разгоняется всего за 7.7 секунды. Олег Осипов: Это очень неплохо. Андрей Осипов: Это очень неплохой показатель. При помощи вот этого небольшого джойстика, который здесь расположен, мы можем менять настройки самой машины, допустим, под динамический стиль… Здесь есть несколько настроек: это "Эко", "Обычный", "Спорт" и "Индивидуальный", последний позволяет настраивать каждый из параметров работы. Вот это вот самые мощные модификации, они идут как раз-таки с фирменной системой полного привода 4Motion. В основе здесь Haldex, но здесь очень интересно сделано распределение крутящего момента. По умолчанию 80% момента направляется на передние колеса, 20% остается сзади. В случае, если мы подстраиваем под бездорожье, или вообще выбираем бездорожный режим, или же когда мы попадаем в ту ситуацию, что все 4 колеса имеют плохой зацеп, то распределение момента между осями становится симметричным, то есть 50:50. Олег Осипов: Давай несколько слов о подвесках все-таки. У тебя если претензии к управляемости? Андрей Осипов: Должен сказать, что по управляемости у меня никаких проблем не возникло. Руль настроен адекватно, неплохое чувство обратной связи. Машина не слишком кренится в поворотах, то есть крены находятся на я бы сказал допустимом уровне, притом что к энергоемкости подвесок в принципе у меня претензий нет, ни разу их не пробило. И расход топлива при городской езде (при более-менее спокойной городской езде, нужно сделать поправку) составляет 10-11 литров на сотню. Когда мы начинаем стоять в больших пробках… У меня было такое, когда действительно пробки серьезные – расход при этом увеличивается где-то до 13. Но на трассе машина можно вполне себе укладываться по моим ощущениям в 9 литров точно, а я думаю, что литров 7-8 она будет кушать при загруженной езде. Олег Осипов: Ну ты сейчас ближе к паспортным данным говоришь. Андрей Осипов: Ты знаешь, что самое интересное, они соответствуют, потому что я в выходные ездил на автомобиле, в выходные пробок особо не было. У меня был, получается, не совсем загородный, но такой смешанный стиль езды – по МКАДу и немножко города. И реально то, что мне показал бортовой компьютер, было 8.9 литра на сотню. Это был реальный расход. Все, пожалуй. Олег Осипов: Все. Константин Чуриков: Солидная машина. Олег Осипов: Солидная, хорошая машинка. Больше, чем была. Константин Чуриков: И такая устойчивая, видно – она так плавно-плавно едет. Оксана Галькевич: Корабль такой. Олег Осипов: Хороший автомобиль. Константин Чуриков: Много вопросов у зрителей. Оксана Галькевич: Про разные причем автомобили. Есть, например, у нас звонок – давайте послушаем первого телезрителя. Константин Чуриков: Владимир, здравствуйте. Это Владимир из Смоленской области. Зритель: Здравствуйте. Меня вот интересует машина Судзуки Джимни. Что вы можете о ней вообще сказать? – бензин взять, механику? Ну и примерно цена 3-5 лет реальной машины? – какие ее хоть данные, моторесурс? Олег Осипов: Очень неплохой вариант, на самом деле, если вас не смущает шум в салоне. Машина, к сожалению, шумоизоляции не имеет, с моей точки зрения, вообще. Во всех остальных отношениях это весьма пристойный автомобильчик. Во-первых, как и все японцы, можно сказать, что надежный. Я бы не слагал легенды из надежности, но тем не менее автомобиль достаточно ресурсный. Очень неплохо ползает по бездорожью, хотя база короткая, но это ему и помогает. И что еще? В принципе, не требует больших затрат на эксплуатацию, хотя, с другой стороны, надо помнить, что официально он не поставляется. Судзуки бренд представлен, но именно эта модель официально на нашем рынке не представлена. Так что есть возможность – берите. Оксана Галькевич: Спасибо. Смотрите, Олег, у нас тут телезритель один хочет вступить в некую дискуссию, а другой телезритель хочет просто узнать подробнее об этом самом автомобиле. Олег Осипов: Может, они между собой поговорят? Константин Чуриков: Нет, они хотят именно с вами. Оксана Галькевич: Смотрите. "В предыдущей программе ваш автоэксперт оценил подвеску Субару Форестер как ненадежную. Готов с ним поспорить. Основные плюсы Субару – подвеска, малый расход топлива, полный привод", – это Иван из Екатеринбурга. И в то же самое время Удмуртская республика – телезритель спрашивает: "Надежный ли автомобиль Субару Форестер 2017 года?" Так что же там с этим Субару? Олег Осипов: Как и все… Вообще самый лучший автомобиль, самый надежный – это тот, который имеется в вашем владении, то есть ваш автомобиль, конечно, самый лучший, что я буду спорить по этому поводу? Но тем не менее объективно если говорить, если говорить по количеству обращений на автосервисы, то Субару не превосходит основных конкурентов, мягко говоря. Никаким образом не превосходит в смысле надежности подвески. Все равно любой автопроизводитель минимизирует затраты при производстве, и это сказывается, к сожалению. Никто из них не делает – я об этом не раз говорил – вечных автомобилей. И все вот эти вот миллионники японские – они, конечно, далеко в прошлом. Сейчас таких машин, к сожалению, нет. При этом Субару вполне пристойный конкурентоспособный автомобиль по сравнению с основными своими противниками. Константин Чуриков: Олег, я удивлен, но вот следующий вопрос поступил, как ни странно, из Москвы – вопрос по обучению вождению: "Есть ли права на вождения трактора"? Спрашивает нас москвич. Олег Осипов: Наверное, можно уточнить вообще-то: зайти в госавтоинспекцию, они вам скажут. Наверное, есть. Константин Чуриков: Человек, видно, на село решил податься. Олег Осипов: Я думаю, что да, какие-то бумаги должны быть, потому что трактором нужно управлять, тоже пройдя некоторое обучение. Константин Чуриков: И в Москве в том числе. Олег Осипов: Но я давно не был в колхозах, что тут говорить. Оксана Галькевич: Звонок давайте примем еще один – Иван из Архангельской области. Иван, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Форд Фокус Блэк энд Вйат, 125 коней, пауэршифт – плюсы-минусы. Олег Осипов: Плюсы в том, что он выглядит весьма симпатично, потому что они специально запустили эту серию, можно сказать, на днях. Выглядит неплохо автомобиль. Понятно, что черно-белый: черный верх, белый низ, как в миниатюре Райкина – все именно так. Но технологически это тот же самый Фокус, который известен и в других окрасах. На самом деле машинка неприхотливая, достаточно ресурсная. Главное ее достоинство, пожалуй – то, что она не требует, не тянет много денег из кармана на обслуживание, потому что у Форда, в отличие от многих других производителей, единые расценки на обслуживание по всей России. И, кстати говоря, там и кредит весьма привлекательный. Поэтому посмотрите. Мне кажется, что неплохой вариант. Константин Чуриков: Вот еще один необычный вопрос из Самарской области. Зритель пишет, что "в стране перестали выпускать дешевые легковые автомобили для дачников и фермеров, страна обнищала. Как теперь и на какой машине возить свиней?" Что посоветуете фермеру? Что-то сегодня сельский транспорт прямо. Олег Осипов: Сельский транспорт? Последний автомобиль относительно доступный, хотя он советскому человеку был недоступен, сделанный именно под продовольственную программу, был Жигули "Нива", так что вот с тех пор ничего, конечно, толком не делалось и не делается. Увы, на нашем рынке и пикапов-то не так много, а в России, на наших заводах их вовсе не выпускают. Ну что с этим поделаешь? – видимо, считают, что нет особого спроса. Константин Чуриков: А что касается иномарок? Олег Осипов: Что касается иномарок, на самом деле свиней возить можно, я думаю, в бортовых "Газелях" – это первое, что приходит на ум, если это недорогое что-то. Есть УАЗики, если вам не нужен борт. Из дорогих много есть пикапов на нашем рынке, но вы же не будете на Тойоте Хайлюкс возить, так сказать, свиней, хотя там, наверное, пять поместится. Константин Чуриков: Это зависит от причуд богатого человека. Олег Осипов: В зависимости от веса. Но на самом деле эта проблема существует, это не так смешно, как кажется. Оксана Галькевич: У нас звонок есть еще один – давайте пообщаемся. Антон, Ижевск. Здравствуйте, Антон. Зритель: У меня вопрос. Я приобрел новый автомобиль в салоне, а сейчас меня заставляют проходить техническое обслуживание, иначе, они говорят, снимут с гарантии его (3 года гарантии). Так вот это правомочно или нет? У меня там стекла нацарапались, они не хотят менять их. Олег Осипов: Нет-нет, если это новый автомобиль, то техосмотр у вас на ближайший год, а то и три автоматически. Вам не надо ничего проходить. Вы должны получать этот талон одновременно с автомобилем. Мне кажется, это просто вымогательство в данном случае. Зритель: Так вот у меня: 6 тысяч, говорят, плати, и мы по гарантии тебе стекла поменяем. Олег Осипов: Нет, стекла – это одна история, техосмотр – это другая история, давайте не смешивать. Если стекла были поцарапаны изначально, вы имеете право воспользоваться – скажем, последний вариант – законом "О защите прав потребителей" и подать в суд на эту компанию, они вам все возместят как миленькие. Потому что другого способа я не вижу. Мне кажется, это попахивает вымогательством, если честно. Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Оксана Галькевич: Александр из Петербурга спрашивает: "Шкода Октавия, новая модель, 150 лошадиных сил избавилась ли от недостатков – повышенный расход масла, рывки при переключениях (особенно в пробках), ненадежность DSG?" Олег Осипов: На самом деле Шкода Октавия мне очень понравилась. Я недавно был – в следующий раз расскажу, может быть, об этом, или в ближайших программах. В принципе технологически это тот же самый автомобиль. Единственное, там расширилась на 30 миллиметров колея задних колес, она стала более безопасно вести себя в поворотах, а с полным приводом лучше ездит как раз в виражах. Но рывков особых я там не заметил. Я, кстати, и раньше их особо не ощущал. Это смотря как нажимать на педаль газа – может быть, с ней обращаться поаккуратнее? Хотя некоторая нервозность в DSGприсутствует. Но это смотря о какой DSGидет речь. Теперь там стоит семиступенчатая коробка, она ведет себя значительно лучше, чем прежняя, которая была на той же Октавии. Мне кажется, что машина не должна разочаровать. Константин Чуриков: И вот последний вопрос из Самарской области – опять оригинальничают зрители: "Мопед "Рига" 1985 года – какие плюсы? Брать?" Я не знаю, шутит-не шутит. Олег Осипов: Мопед "Рига" 1985 года нужно взять и выставить в качестве экспоната на балконе, если он позволяет. Константин Чуриков: Если поместится. Олег Осипов: Да, потому что в принципе на этих мопедах до сих пор ездят, я это лично видел. Константин Чуриков: Серьезно? Олег Осипов: Да конечно. Ну а что с ними случается? Константин Чуриков: Слушайте, шутки-шутками, на самом деле, а я сегодня, Оксана, не увидел ни одной элитной автомарки среди вопросов наших зрителей. Олег Осипов: Ну если не считать Форд Фокус. Константин Чуриков: Ну Форд Фокус все-таки, наверное, эконом-класса. Олег Осипов: Или пикап для перевозки свиней. Константин Чуриков: Да, что тоже показатель, между прочим. Оксана Галькевич: Ну что, друзья, время как всегда пролетело стремительно и незаметно. Еще неделя, и мы будем ждать вашего появления в этой студии. Спасибо большое нашему автоэксперту Олегу Осипову и всем телезрителям, кто писал и звонил. Константин Чуриков: Мы с Оксаной исчезаем на полчаса. Впереди большие новости, а потом увидимся, программа "ОТРажение" продолжится.