Петр Кузнецов: У нас рубрика "Автомобили". Андрей Осипов – приветствуем автоэксперта сайта osipov.pro. Андрей Осипов: Здравствуйте. Именно. Ну что же, начну с напоминания: буквально с завтрашнего дня, то есть с 1 июля, вступает в силу ряд нововведений в правила дорожного движения, о которых должен знать каждый. Петр Кузнецов: Так, начинается. Андрей Осипов: Начинается, конечно же. Во-первых, начнется у нас постепенный переход на электронные ПТС. Это коснется не только России, но и еще пяти стран Евразийского экономического союза. Теперь все данные об автомобиле и его история будут храниться в электронном виде в базах ГИБДД, что я бы на самом деле оценил положительно. И дело тут не только в том, что отпадает необходимость беречь как зеницу ока бумажный ПТС, но и в том, что электронные документы сузят поле деятельности различных мошенников. К примеру, при покупке автомобиля с рук клиент сможет без труда узнать всю информацию и о машине, и о ее владельце. Кроме того, электронный ПТС будет содержать данные о ТО и ремонтах, а также о том, не числится ли автомобиль в залоге. При этом бумажные паспорта все равно останутся в обращении. Полный переход на электронные ПТС произойдет ровно через год – в июле 2018 года. Петр Кузнецов: Самое главное, чтобы вот эти все электронные базы потом не зависали. А то ведь у нас в России любят все это повисать… Андрей Осипов: И хорошо, чтобы их хакеры еще не вскрывали. Но мы, Петр, об этом промолчим. Петр Кузнецов: У них на это есть год – надеемся, что они отвлекутся на что-то… Андрей Осипов: Да. Второе тоже связано отчасти с электронной коммерцией: с 1 июля, то есть с завтрашнего дня буквально, Российский союз автостраховщиков запускает обновленную систему гарантированного заключения электронных договоров ОСАГО. Что это значит? Это значит, что электронный полис ОСАГО вы сможете теперь купить всегда вне зависимости от пожеланий страховой компании. То есть если по техническим причинам вам не удается оформить полис ОСАГО на странице страховой компании – а о таких случаях мы слышим частенько – то система будет автоматически перенаправлять клиента на сайт Российского союза автостраховщиков, после этого в закрытом разделе сайта по номеру ПТС будет определен новый страховщик, с которым клиенту предложат заключить договор. Для удобства автовладельца ему не нужно будет вновь заполнять заявление. Таким образом, РСА получит полный контроль за перераспределением договоров. И чуть позже – скорее всего, до конца года – сайты страховых компаний и Российского союза автостраховщиков подключал к порталу госуслуг; после этого оформить электронный полис ОСАГО автовладельцы смогут, в общем-то, без предоставления сканов необходимых документов. Попутно, кстати, отмечу, что на днях Конституционный суд России подтвердил права детей-инвалидов и их законных представителей на получение 50% скидки при покупке полисов ОСАГО. Петр Кузнецов: Это тоже с 1 июля? Андрей Осипов: Это тоже с 1 июля. Еще одно нововведение заработает в июле – правда, не с первого числа, а если депутаты примут во втором и третьем чтениях (в чем я лично не сомневаюсь) – это законопроект об упрощении процедуры медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения. Ожидается, что уже до конца июля сотрудники ГИБДД смогут отправлять на освидетельствование любого водителя без оформления протокола и предварительного теста. Это, по чести сказать, звучит довольно странно, но все же дождемся окончательного принятия документов, в которых должна быть детально прописана сама процедура. Пока отмечу, что если бы у нас ездили беспилотные автомобили, то и проблем с освидетельствованием, в общем-то, и не возникло бы: компьютер, как известно, всегда трезв. Хотя и тут, как выяснилось, не все так просто. Оказывается, самое сложное для беспилотника, который должен определять все препятствия – распознать… кенгуру. Понимаю, это скорее актуально для Австралии, но тем не менее компания Volvo вот уже 18 месяцев не может до конца решить эту проблему. Заключается она в том, что кенгуру – животные прыгучие, что сбивает с толку экологическую систему вычисления расстояния до объекта. Когда кенгуру в воздухе во время прыжка, машине кажется, что он находится дальше, а когда прыгун затем приземляется, мгновенно оказывается ближе рассчитанного компьютером расстояния. И технику, говоря простым языком, глючит. На самом деле если будет найден и прописан "алгоритм кенгуру" – назовем его так – на мой взгляд, это будет большим шагом вперед, и со временем машина научиться распознавать кого и что угодно на дороге. Петр Кузнецов: У нас таким образом дорогу перебегают в российских деревнях по пятницам вечером, поэтому, может быть, как-то протестировать на наших дорогах? Андрей Осипов: То есть тоже параллель с животным, получается? Я согласен, Петр. Петр Кузнецов: Я этого не говорил. Андрей Осипов: Кстати, за основу была взята программа по распознаванию лосей, которая предварительно была протестирована в самой Швеции. Но не совсем она адаптировалась к кенгуру – отдельно пришлось алгоритмы прописывать. Петр Кузнецов: Пожелаем Volvo удачи. Андрей Осипов: Да. Лето на дворе, и многие автомобилисты начинают не только активно раздеваться, но и разуваться за рулем. И тут надо быть начеку: как показало исследование компании Ford и Королевского клуба автомобилистов Великобритании, особенно опасны шлепанцы, которые могут соскользнуть с ноги и попасть под педали. Причем в некоторых странах вождение в шлепанцах или босиком запрещено на законодательном уровне. Например, если вы планируете этим летом управлять машиной во Франции или Испании, не забывайте переобуваться после пляжа: французские полицейские могут оштрафовать за шлепки или босу ногу на 90 евро, а испанские сразу на 200. И это абсолютно не случайно, поскольку исследования показали, что свободно сидящая на ноге обувь увеличивает общее время торможения в среднем на 0.13 секунды. Это в свою очередь означает, чтобы было понятнее, что при торможении с 95 километров в час тормозной путь удлинится на 3.5 метра. Переброс ступни с педали газа на педаль тормоза в шлепанцах занимает вдвое больше времени, чем, например, в обычной, плотно сидящей на ноге обуви. К слову сказать, не лучшим выбором будут сапоги или ботинки на толстой подошве: они мешают плавно регулировать подачу газа или тормозное усилие, могут цепляться за соседние педали. В итоге Королевский автомобильный клуб рекомендует выбирать обувь, отвечающую следующим критериям: легкая, с нескользкой подошвой, не толще 10 миллиметров, но и не слишком тонкой и не очень мягкой; не ограничивающая движения голеностопного сустава; достаточно узкая, чтобы не задевать соседние педали при нажатии. Петр Кузнецов: В этом плане по крайней мере в этом году нас всех выручает в России холодное лето – тут уж не денешься никуда. Андрей Осипов: Кстати, опросили и российских автомобилистов. Ford опросила и российских автолюбителей – они куда более сознательные: свыше 48% водителей в России выбирает удобную обувь для вождения, даже если для этого приходится носить ее с собой и переобуваться (видимо, сменка сказывается). Особой популярностью у российских водителей пользуются кеды и кроссовки. Однако нашлись и те, кто все же предпочитают управлять автомобилем босиком или в шлепанцах – это 5.7% и 13.2% соответственно. Но еще больше настораживает, на самом деле, то, что почти треть водителей в Российской Федерации, то есть 33%, вообще не обращает внимания на то, во что они обуты за рулем. Кстати, самая частая фраза, которой они пользуются в таких случаях – "я асс, вожу давно, и мне неважно, во что я обут". Со своей стороны не могу не заметить, что каким бы ассом вы ни были, а водить машину босиком или в шлепках действительно опасно – проверено на собственном опыте. Давайте теперь перейдем к нашей традиционной рубрике "Тест-драйв". Сегодня герой – это новый Mitsubishi PajeroSport, причем с дизельным силовым агрегатом, совсем недавно появившемся на этой модели. Давайте посмотрим. Андрей Осипов: Сегодня в наших руках абсолютно новое поколение Mitsubishi PajeroSport, которое наконец-таки получило дизельный силовой агрегат. Олег Осипов: А ты знаешь народную мудрость? Андрей Осипов: Какова же она? Олег Осипов: В стихах: "Там, где пехота не пройдет, там проползет PajeroSport". Андрей Осипов: Это ты сейчас придумал только что? Олег Осипов: Да, только что. Андрей Осипов: По-прежнему в основе PajeroSport рама. Она частично интегрирована в кузов, но он остается одним из немногих по-настоящему рамных внедорожников. И даже те бампера спереди и сзади, их форма, подвеска снизу сделаны в угоду именно проходимости, для того чтобы улучшить чисто геометрические характеристики – угол въезда, угол съезда и угол рампы. Сам дорожный просвет PajeroSport составляет 218 миллиметров – то есть почти 22 сантиметра – что, в общем-то, более чем приемлемо. У меня есть небольшое нарекание к эргономике. Конечно, по сравнению с предыдущим PajeroSport в этом гораздо удобнее: здесь удобнее сидения, они стали наконец-то выше, а пол стал все-таки пониже. Потому что если в предыдущем PajeroSport я сидел, как откровенный камчатский краб, то здесь "крабовитость" появляется меньше, хотя она присутствует. Олег Осипов: Не знаю: мне, например, совершенно нормально. Андрей Осипов: А вот за рулем… Казалось бы, в предыдущем какая была проблема? Достаточно высокий пол и отсутствие регулировки руля по вылету. Олег Осипов: Нет, здесь за рулем я тоже сидел. Андрей Осипов: Да, но мне не хватает регулировки руля по вылету. Мне хочется сесть дальше по педалям и не хватает именно самого диапазона баранки. Олег Осипов: Давай я честно скажу нашим уважаемым зрителям, что тебе этого не хватает в 90% машин. Андрей Осипов: Ну в 80%. Олег Осипов: Хорошо, в 80%. Андрей Осипов: Да, это правда. Поэтому мы вам рекомендуем, прежде чем покупать такой автомобиль, прежде всего сесть и понабрать посадку за рулем и только после этого принимать решение. Багажник очень большой, хотя запаска по-прежнему находится под днищем. Олег Осипов: Под днищем, что гарантирует грязищу. Андрей Осипов: По ходовым характеристикам: дизель… На самом деле это в общем хорошо знакомый, пусть и глубоко модифицированный мотор объем 2.4 литра. Это рядная четверка, которая развивает 181 лошадиную силу и обладает максимальным крутящим моментом в 430 ньютон/метров. Олег Осипов: Неплохо. Андрей Осипов: Мотор этот агрегатируется в нашем случае с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач. Она абсолютно новая. До сотни вот эта дизельная модификация PajeroSport разгоняется чуть больше чем за 11 секунд – 11.4, если не ошибаюсь. Максимальная скорость составляет 180 километров в час. Невольно сравниваю с бензиновой модификацией, на которой мы также ездили, и на мой взгляд, по ощущениям от динамики проигрыш у дизеля не так уж велик. Теперь по системе полного привода. Распределение момента несколько несимметрично: 60% назад и примерно 40% вперед. Но система по-прежнему предлагает очень хороший внедорожный арсенал. Мало того, что она механическая сама по себе, есть возможность заблокировать, во-первых, задний дифференциал (кнопка; естественно, кнопка блокировки будет работать только когда мы убираем постоянный полный привод). Вот сейчас режим заднего привода установлен, который, в общем-то, используется по умолчанию на большинстве дорог. Олег Осипов: И помогает к тому же экономить топливо. Андрей Осипов: Да. Не останавливаясь можно машину перевести в режим постоянного полного привода – тогда распределение момента как раз таким и будет приблизительно: 60% назад и 40% вперед. Дальше мы можем подключить постоянный полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом – это следующее положение. И последний режим, который активируется уже только при полной остановке и переводе с электропередач автоматически в положение "нейтраль" – это пониженный ряд трансмиссий с заблокированным межосевым дифференциалом. Всего получается 2 блокировки. Конечно, рамная конструкция сказывается прежде всего на управляемости на сухом асфальте. Крены кузова в поворотах ощутимы. Я не скажу, что машина очень сильно валится – нет ощущения, что вот-вот мы завалимся на бок. Но все-таки крены кузова серьезные. Подвески достаточно мягкие, но обратная сторона этой мягкости… С одной стороны, это комфорт, потому что неровности проглатываются очень неплохо, а с другой стороны, это очень хорошие характеристики именно энергоемкости: ходы подвесок достаточно большие. Олег Осипов: Велики, да. Андрей Осипов: Их хватит, в общем-то, мне кажется, для самого серьезного бездорожья. Но, как известно, чем дольше на бездорожье, тем дольше бежать за трактором. Приятно, что есть обратная связь на руле. Олег Осипов: Это правда. Андрей Осипов: То есть мы понимаем, в каких мы… И машина достаточно маневренная. Радиус разворота – именно радиус – составляет 5.6 метра, то есть диаметр составит 11.2. Олег Осипов: Это вообще-то говоря потрясающий показатель для такого большого автомобиля. Андрей Осипов: Это очень хороший показатель, конечно. Да еще с рамной конструкцией, повторюсь. Олег Осипов: Да. Андрей Осипов: И в кои-то веки не сэкономили, а поставили и камеру, и датчики парковки как спереди, так и сзади. Нет вот этой вот азиатской экономии на всем, потому что все мы знаем, что в наших условиях камера заднего вида грязнится чрезвычайно быстро. Олег Осипов: Да, за исключением некоторых моделей, в которых камера заднего вида либо… Андрей Осипов: …спрятана. Олег Осипов: …спрятана, либо омывается. Андрей Осипов: И об этих моделях мы тоже расскажем. Но я думаю, что уже в следующих программах. Олег Осипов: Да, сейчас вернемся в студию, потому что мы с тобой полезем на бездорожье и там уже не до разговоров будет. Андрей Осипов: Там уже будет не до разговоров. Так что вернемся в студию. Олег Осипов: В студию. Петр Кузнецов: Ну что, спасибо. Студия отвечает – очень много вопросов. Предлагаю сразу с звонка – Юрий из Калмыкии – начать. Юрий, здравствуйте, мы с Андреем вас приветствуем. Зритель: Здравствуйте. Мой вопрос такой. Прицепные устройства на легковые автомобили – это запрещено? С какого года это действует? Петр Кузнецов: Что запрещено, мы не услышали? Андрей Осипов: Что запрещено, мы не совсем поняли? Зритель: Прицепные устройства, на прицеп устройства. Андрей Осипов: А что с ними не так, с прицепными устройствами? Зритель: ГАИ говорит, что это уже запрещено и нужно разрешение. Андрей Осипов: А, изменения в конструкции транспортного средства! – вот что вам, наверное, говорят сотрудники ГИБДД. Значит, смотрите. Во-первых, если в вашем автомобиле предусмотрено штатное место для установки прицепного устройства, то сотрудникам ГИБДД вы ровно эти слова и говорите: это штатное место, я никаких изменений в конструкцию не вносил, у меня в машине есть специальная варка, штука такая, куда это прицепное устройство можно присоединить. Если в вашем автомобиле такого нет, тогда действительно, возможно, придется поехать в "НАМИ" либо в какой-то соответствующий сертификационный институт и получить сертификат на это прицепное устройство. Но как правило сейчас продают сами прицепы уже с сертификатами – этот сертификат вы сотрудникам ГИБДД и показываете. Потому что, на мой взгляд, вы должны прекрасно понимать, что, если честно, это такая небольшая глупость, но как человеку тащить прицеп без прицепного устройства? Петр Кузнецов: Я не понял – это на дороге претензии или при оформлении в ГАИ что-то? Андрей Осипов: Сейчас бывает и так, и так. Они же сейчас рьяно бросились следить за изменениями в конструкции транспортного средства, но я честно не понимаю, чем сам прицеп помешал. У любого автомобиля в технических характеристиках написана масса буксируемого прицепа, потому что любой автомобиль способен тянуть прицеп. У любого автомобиля есть специальная площадка, куда это прицепное устройство, собственно говоря, и прицепляется. Вопрос в том, что оно может быть стандартным, то есть произведено самим производителем, либо это сторонний производитель. Вот гашники говорят, что это сторонний производитель и у вас должна быть бумага. В таком случае нужно просто взять сертификат соответствия на это прицепное устройство. Петр Кузнецов: Так. Поддержим отечественного производителя вопросом из Пензенской области: "Когда выйдет новая "Нива Шевроле" в новом кузове?" Андрей Осипов: Ух. Точной информации, к сожалению, нет. Сейчас обновили, собственно говоря, Ниву, но вот именно Шевроле Нива появится, скорее всего, ближе к концу года. Возможно, какая-то более-менее точная информация о сроках появления будет в сентябре. Петр Кузнецов: Приветствуем Михаила из Тверской области по телефону – Михаил, здравствуйте. Зритель: Расскажите, пожалуйста, об Amarok. Андрей Осипов: Об Amarok. Неплохой, собственно говоря, пикап. Сейчас он получил, кстати говоря, очень хороший дизельный V6 – мощный мотор (по-моему, 240 или 249 лошадиных сил специально для нашего рынка развивает). В общем и целом машина достаточно надежная. Были небольшие нарекания на BiTurbo дизель (был там и такой), но сейчас я не уверен, что он поставляется, потому что вышла новая версия с двигателем V6. Он несколько дороговат в обслуживании, этого у него не отнять, но в общем и целом удачное предложение. Он уступает, может быть, кому-то – к примеру, тому же самому Hilux – по надежности и по объему грузового пространства, хотя ненамного. Петр Кузнецов: Вот как раз о надежности спрашивает из Москвы неподписавшийся: "Kia Sportage – надежность". Менеджеры в салоне Kia, кстати, называют его "Спортаж" Андрей Осипов: "Спортаж"? Ну, наверное, так им удобнее. Петр Кузнецов: Так вот насколько надежен этот автомобиль? Андрей Осипов: Достаточно надежен, это достаточно надежный автомобиль. Больших нареканий на него нет. Основные были проблемы связаны с клапанами EGR, потому что они летели, и машина очень чувствительна как к качеству топлива, так и к регламентным ТО (их ни в коем случае нельзя пропускать, потому что очень быстро тогда можно слететь с гарантии). Но уж прямо таких больших, серьезных болячек у автомобиля, в общем-то, не замечено. Петр Кузнецов: Ну что, по традиции столкнем кого-нибудь? Андрей Осипов: Давайте. Петр Кузнецов: Например, Архангельская область: "Помогите с выбором покупки – Hyundai Tuсson или Ford Kuga? Интересует только полноприводный автомобиль". Андрей Осипов: Хм. Да выберите то, что вам нравится. Мне кажется, Kuga чуть-чуть больше… Петр Кузнецов: Они прямые конкуренты в этом сегменте? Андрей Осипов:Tuсsonпо габаритным размерам будет чуть-чуть меньше, чем новое поколение Kuga. Разница, на самом деле, невелика, но она ощутима внутри: на водительском месте, на пассажирском сидении, по объему багажного отсека все-таки Kuga превосходит Tuсson. На мой взгляд, она немножко лучше будет себя вести в плане своих ходовых характеристик, ходовых качеств прежде всего. Но несколько смущает в Kuga то, что полный привод вы можете взять только с турбовым мотором объемом 1.6 литров, в то время как в Tuсsonесть и двухлитровый силовой агрегат, и турбированный 1.6 (по-моему, 177 лошадиных сил он развивает – кстати, неплохой мотор). Но там есть все-таки атмосферный двухлитровый силовой агрегат на 150 лошадок и тот же самый полный привод в паре с 6-ступенчатым автоматом. Я бы скорее склонился, наверное, к Kuga, потому что она привлекательнее по цене и опять же больше по своим габаритным размерам. Петр Кузнецов: Спасибо. У Александра из Бурятии вопрос про подвеску – и речь не об украшении. Андрей Осипов: Здравствуйте, Александр. Зритель: Здравствуйте. Вопрос такой у меня. Купил себе автомобиль Mitsubishi Pajero, у которого подвеска..., грязевая резина,воздухозаборник. И с этим вопросом ко мне гаишники, то есть сотрудники ДПС, что это не предназначено устройством автомобиля. Петр Кузнецов: Калмыцкая история. Андрей Осипов: Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – только что мы буквально об этом говорили. Так. И что говорят? – хотят снять номера, лишить ТО? Зритель: Да. Андрей Осипов: Понятно, старая история. На самом деле история очень грустная, потому что… Опять же, не хочу повторять то, о чем мы говорили буквально несколько минут назад. Замечу, что в таком случае придется скорее всего демонтировать все установленное оборудование, вернуть машину к заводскому виду, после чего на все это оборудование, которое вы собираетесь установить, запастись бумагами, поехать в сертификационный центр, чтобы получить бумагу, что все то, что установлено, на самом деле не вредит ходовым характеристикам автомобиля. И с этими со всеми бумагами потом отправиться в ГАИ. Скорее всего, придется перерегистрировать и, наверное, даже вносить изменения. Вообще это на самом деле большая проблема, и сейчас на самом верху в том числе происходят обсуждения, потому что таких автомобилей много, особенно они распространены в среде тех, кто занимается off-road разными мероприятиями. Действительно, там очень серьезные изменения в конструкции – задирают раму, поднимают, ставят другие колеса, другую подвеску и так далее. И вот сейчас проходит большое обсуждение, потому что огромное количество людей попали в очень неприятную ситуацию и, я считаю, разумно негодуют по этому поводу. Может быть, все-таки требования будут смягчены по крайней мере в отношении тех машин, которые на момент принятия этого закона о регламенте об изменениях конструкции транспортного средства уже были переоборудованы. Петр Кузнецов: "Новый Renault Sandero 1.6 механика – какие минусы?" Андрей Осипов: Не очень хорошо он держит прямую – вот, пожалуй, недостаток этого автомобиля. Раскачка у него замечена как поперечная, так и продольная. Но в целом надо понимать, что платформа там в основе того же самого Logan и уж таких больших проблем нет. Правда, выбирайте версию с механикой – с ней вообще не должно быть больших затруднений. Петр Кузнецов: Поприветствуем Анатолия из Ставрополя – Анатолий, вы в эфире, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Второй месяц никак не могу дозвониться до вас. Я по поводу того, насколько правда, что у Audi, Volkswagen, Skoda пробега хватает на 150-200 тысяч, не более? Вот это мой вопрос. Петр Кузнецов: В смысле? – они умирают потом? Андрей Осипов: Да, да. Понимаете, это на самом деле глобальная проблема. Дело в том, что лет 5-10 назад производители решили, что им нет смысла выпускать автомобили, которые были бы абсолютно надежными, и начали закладывать ресурс каждого узла и агрегата. Это относится не только к концерну VAG – Volkswagen, Audi, Skoda – но и к большинству других производителей. Посмотрите, допустим, рейтинги надежности последние, которые вышли по 2017 году, и вы с удивлением обнаружите, что, к примеру, то, что у нас считается легендарным брендом в плане надежности – Toyota – показатели по отказам стали ниже среднего по рынку. Потому что проваливаются все сейчас по надежности; даже корейцы сейчас, к сожалению, начали возглавлять эти списки. Действительно во многие узлы и агрегаты закладывается ресурс из расчета, что машина будет проезжать где-то 200-250 тысяч километров, после чего эта машина должна быть сдана в утиль. Сказывается это прежде всего на бензиновых моторах – у них ресурс где-то 150-200 тысяч, тубовые малообъемные силовые агрегаты; потом довольно-таки дорогостоящий ремонт. Но в принципе могу вам сказать, что ремонтируется пока еще, слава богу, все, и даже малообъемные моторы, хоть и бытует мнение, и мы об этом не раз говорили, что они одноразовые, но уже найдена технология, которая позволяет загильзовать этот силовой агрегат, то есть вернуть его, так сказать, к жизни. Петр Кузнецов: Как всегда, куча вопросов. Коротко: "Можно ли сделать тест-драйв новой модели "ГАЗель Next?" Андрей Осипов: Хорошо, постараемся. Запрос принят. Спасибо. Петр Кузнецов: Андрей Осипов, автоэксперт osipov.pro. Спасибо, Андрей.