Олег Осипов: Государственные и муниципальные заказчики стали скромнее. Самые популярные модели в госзакупках 2016 года – "Лада Гранта" и "Шевроле Нива"

Гости
Олег Осипов
автоэксперт, редактор сайта osipov.pro

Оксана Галькевич: Друзья, вот она – рубрика "Автомобили". Я уже потихоньку откладываю себе несколько минут ваши сообщения. Приветствуем в студии нашего автоэксперта Олега Осипова. Олег, аудитория ждет.

Олег Осипов: Добрый вечер, Оксана. Добрый вечер, дорогие друзья.

Начнем с новостей уходящей недели, а они говорят нам о многом. Например, о том, что государственные и муниципальные заказчики автомобилей стали скромнее. Только что подведенные итоги электронных госзакупок в 2016 году свидетельствуют: самыми популярными машинами стали Лада Гранта, Шевроле Нива, УАЗ Патриот, Volkswagen Poloи Лада Нива.Все они собираются, понятное дело, в России. На их долю пришлось больше половины – 55% – от всего объема госзакупок. А самыми крупными приобретателями стали силовые структуры, в первую очередь МВД. Выбирались прежде всего недорогие модели с высоким уровнем локализации производства и предсказуемой стоимостью обслуживания. Должен сказать, ценовыми ориентирами руководствуются и обычные граждане, которые вывели вперед такие модели, как Hyundai Solaris или KiaRio. Но, возможно, они не вошли в топ госзакупок потому, что чиновники ожидали новые версии, которые вышли на рынок только в этом году.

Следующая новость свидетельствует о том, что москвичи стали ездить осторожнее либо их заставили быть осторожными – скорее всего, и то, и другое вместе. Во всяком случае в нынешнем году количество аварий в столице сократилось на 6.7%. По данным ГИБДД, за 6 месяцев на территории Москвы зарегистрировано 3 939 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых, увы, 208 человек погибли и 4 395 получили ранения. По моему мнению, главную роль в улучшении ситуации сыграли камеры с фото- и видеофиксацией: беспристрастное наказание рублем все же действенная мера. Особо подчеркну, что полицейских на дорогах при этом стало заметно меньше. Ну и, конечно, в нынешней Москве особо не разгонишься еще и по причине масштабной реконструкции.

Тем не менее требования к участникам движения ужесточаются, а штрафы повышаются. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предполагает увеличение штрафа за непредоставление преимущества пешеходам до 2.5 тысяч рублей вместо нынешних 1.5 тысяч. Однако ведь и пешеходы хороши, надо сказать – они тоже нарушают. Вот депутаты справедливо решили и для них повысить ответственность в 2 раза – до 1 тысячи рублей. Соответствующий законопроект Дума рассмотрит осенью.

Оксана Галькевич: А почему же одним до 2.5, а другим до 1 тысячи? Как-то надо обоюдоостро, что называется.

Олег Осипов: То есть вышел в неположенном месте на проезжую часть и плати столько же, сколько и автомобилист, который тебя не желает пропускать?

Оксана Галькевич: Точно.

Олег Осипов: Я с вами, в общем, согласен. Вот и обращаемся к депутатам, пусть подумают на этот счет.

Следующая новость из Франции. Она говорит о том, куда, а точнее сказать, на чем катится мир. Париж решил вовсе прекратить продажу автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями – правда, к 2040 году. Об этом сообщил министр экологии страны Николя Юло, хотя и вынужден был с сожалением констатировать, что еще не так много компаний, который производят "зеленые" автомобили, оснащенные электрическими двигателями. В настоящий момент во Франции используется всего 85 тысяч "чистых" транспортных средств, а это всего 4.2% от общего объема автомобилей в стране. Правда, насчет того, будут ли после 2040 года продаваться гибридные машины, министр не сказал ничего.

Оксана Галькевич: Надо сказать, что они отстают от шведов: я на этой неделе видела сообщение, что шведы буквально совсем скоро перестанут производить автомобили с бензиновыми двигателями.

Олег Осипов: Сейчас скажу об этом. У Нидерландов были такие программы, в Германии хотели к 2030 году запретить продажи. Но потом они сами от своих слов отказались, во всяком случае пока отказались. Но между тем все легковые автомобили Volvo – то, о чем вы как раз говорили – будут оснащаться электродвигателями или гибридными моторами уже начиная с 2019 года. Об этом сообщила как раз китайская исследовательская компания Volvo.

Оксана Галькевич: Их же китайцы купили, да.

Олег Осипов: Натурально Geely. Через 2 года в активе Volvo должны быть полностью электрические автомобили; до 2021 года планируется выпустить 5 таких моделей – гибридные автомобили и так называемые умеренные гибридные автомобили, в которых ведущую роль все же играет ДВС, то есть двигатель внутреннего сгорания, а электромотор помогает ему в определенных ситуациях.

Впрочем, пока мировой рынок электромобилей мал: в 2016 году менее 1% проданных машин были оснащены электромоторами. Тем не менее популярность таких автомобилей растет: в январе-марте 2017 года объем продаж подскочил на 40% в годовом выражении. Если такие темпы роста сохранятся, то к 2030 году 80% всех реализуемых автомобилей будут ездить на электричестве, говорят аналитики. Я должен добавить от себя еще то, что буквально сегодня выходит в продажу на американском рынке за 35 тысяч долларов TeslaModel 3 – это такая самая доступная машина. Вообще говоря, стоит задуматься, потому что, в общем, сейчас мир потребляет… 50% нефти уходит именно на автомобили, и, конечно, этот процент вероятнее всего будет в ближайшие годы сокращаться. Хотим мы или нет, к 2020, 2030 или 2040 году на электромобили, наверное, пересядет большинство.

Оксана Галькевич: Но пока все-таки даже по цене, даже 35 тысяч долларов – это не массовый сегмент, так скажем. Это, конечно, для Tesla немного, но тем не менее.

Олег Осипов: Для Tesla это очень хорошо. Кстати сказать, Tesla пользуется немалым спросом и в Москве.

Оксана Галькевич: Но все-таки как дорогая…

Олег Осипов: Как дорогая игрушка отчасти. На самом деле это с точки зрения технологий один из самых продвинутых автомобилей, вне всякого сомнения.

Но покуда это "зеленое" завтра, когда воздух будет пахнуть исключительно фиалками, не наступило, перенесемся в английский Гудвуд на традиционный "Фестиваль скорости". Там на этой неделе пахло адреналином, там оглушало ревом бензиновых по преимуществу моторов, там были быстрые и самые красивые машины – и очень старые, и очень новые. Вот, между прочим, наш дакаровский КАМАЗ под управлением Айрата Мардеева, который умудрился устроить шоу на знаменитом узком Хилл Климбе. Ну а самым быстрым из гражданских, то есть тех автомобилей, которые имеют доступ к дорогам общего пользования (я подчеркиваю это), хотя и мелкосерийных, стал потрясающий McLarenP1 LM.

Оксана Галькевич: Ой, красавец.

Олег Осипов: Красивая машина, да? Справедливости ради скажу, что на самом деле еще быстрее была сумасшедшая Subaru Олли Кларка, но эта японка не может выезжать на дороги; к тому же у нее в какой-то момент отвалилось переднее колесо. Так вот McLaren – это 1 тысяча лошадиных сил, это разгон меньше 3 секунд до сотни, финишировал пилот на ней на скорости 220 километров в час вот на этой узенькой дорожке. А вот это мы с вами видим, если не ошибаюсь, уже другие модели – это Ford, который тоже достаточно быстрый.

И в заключение, наверное, трогательное видео из Африки хочу вам предложить. Посетители парка Кгалагади, если я не ошибаюсь, на границе Ботсваны и Южной Африки стали свидетелями душещипательной сцены. Детеныш антилопы гну отбился от стада и принялся бежать за одним из проезжающих мимо автомобилей. Цитирую: "Мы подумали, он потерялся, принял внедорожник за свою маму, так как маленький гну инстинктивно следует за ближайшим самым крупным движущимся объектом, как это было в стаде". Об этом рассказал Захир Али, который вместе с женой ехал на машине позади и записал этот самый ролик. При этом был запечатлен один по-настоящему опасный момент, когда теленок едва не попал под колеса ехавшего навстречу автомобиля – мы это только что видели. Но все закончилось благополучно: примерно через 7 километров встретилось стадо из полусотни пасущихся гну, малыш остановился и установился на сородичей, а через несколько секунд к нему подбежала мать, и он тут же пристроился сосать вымя, чем и должен заниматься, а не гоняться за автомобилями.

Оксана Галькевич: Ну и мать тоже – она должна была поближе быть, не бросать антилопика своего.

Олег Осипов: Мать тоже хороша – упустила малыша (почти стихи).  

А сейчас, если не возражаете, наша традиционная рубрика "Тест-драйв". На этот раз речь пойдет о новой версии Hyundai Creta.

Оксана Галькевич: Очень, кстати, популярная машина в нашей стране.

Олег Осипов: Весьма востребованный кроссовер на нашем рынке.

Оксана Галькевич: Смотрим.

Андрей Осипов: И снова здравствуйте.

Олег Осипов: Добрый день, дорогие друзья.

Андрей Осипов: Сегодня в наших руках весьма примечательный автомобиль – это один из самых доступных кроссоверов на российском рынке, а именно Hyundai Creta, который совсем недавно получил новую версию, а именно модификацию с 1.6 и системой полного привода. Приятно, что полный привод на этом моторе мы можем заказать как в паре с 6-ступенчатой механикой (именно такую модификацию мы сегодня тестируем), так и в паре с 6-ступенчатым автоматом (он также доступен теперь с этим силовым агрегатом и полным приводом).

Забавно, что если вы выбираете Cretaс передним приводом, то этот 1.6 развивает 123 лошадиные силы и обладает максимальным крутящим моментом чуть больше 150 ньютон/метров. Однако если вы выберете полноприводную модификацию, то мощность будет чуть-чуть ниже – 121 с небольшим хвостиком лошадиных сил и уже 147 ньютон/метров крутящего момента.

Олег Осипов: Что же эти 121 с хвостиком обеспечивают в смысле динамики?

Андрей Осипов: В случае, если мы говорим о механической коробке передач, то разгон до 100 километров в час будет занимать 12.9 секунды – небыстро, скажем честно.

Подвески, как настроены подвески этого автомобиля?

Олег Осипов: Вот, это отдельная тема.

Андрей Осипов: Это отдельная история, которая, на мой взгляд, заслуживает хоть небольшой, но мессы.

Олег Осипов: Конечно. Потому что подвески упругие, не слишком жесткие, но и совсем не мягкие. То есть крена кузова в поворотах я не отметил. Сейчас мы едем по дуге, машина ведет себя совершенно, с моей точки зрения, адекватно.

Андрей Осипов: Она хорошо держит дорогу.

Олег Осипов: Она хорошо держит дорогу.

Андрей Осипов: Я добавлю, что нет никаких нареканий к тормозам. Избирательность коробки также не вызывает никаких нареканий. Педаль сцепления вполне себе информативна, и момент подхвата чувствуется сразу.

Давай немножко остановимся на салоне.

Олег Осипов: В принципе… Если говорить, как мы обычно говорим, то кресла вполне удобные, есть даже боковая поддержка. Но что касается пассажирского сидения, на котором я сейчас нахожусь, то мне не нравится, что слишком высоко организована посадка, опустить сидение нельзя…

Андрей Осипов: Нет.

Олег Осипов: …и мне не хватает дверного проема (то есть я голову неизбежно при посадке и высадке должен пригибать), а высаживаться легче, чем садиться. Поэтому людям выше среднего роста рекомендую сначала "присидеться", попробовать, как здесь, вообще говоря, в эргономике, а потом уже приобретать автомобиль. В целом же салон достаточно просторный и светлый, что хорошо.

Андрей Осипов: Я бы к этому добавил: обязательно нужно "присидеться", особенно если вы берете бюджетную версию. Объясню почему: дело в том, что у этой модификации нет регулировки рулевой колонки по вылету (она регулируется лишь по высоте), и лично у меня с этим возникает определенная проблема. Мне хочется отодвинуться подальше, потому что по педалям я сейчас сижу довольно-таки близко, но это связано с тем, что если отодвинуть подальше, я перестаю доставать до руля. То есть да, какой-то компромисс найти можно, но все-таки при такой посадке у меня нога немножко затекает, она все время бьется об эту пластиковую штуку…

Олег Осипов: Не надо стучать.

Андрей Осипов: Она все время бьется об вот этот пластиковый туннель: с одной стороны, она на нем лежит, с другой стороны, я могу сказать, что в дальней поездке не очень это удобно – нога все время находится под углом практически 90 градусов.

Олег Осипов: Но лилипуту будет очень неплохо.

Андрей Осипов: Возможно. Или кому-то длиннорукому и коротконогому. То есть коротконогим и длинноруким можно покупать этот автомобиль, не присматриваясь к эргономике – все хорошо. Остальным я бы рекомендовал присмотреться к эргономике, усесться за рулем, попробовать, как вам здесь, и только после этого уже принимать окончательное решение.

Олег Осипов: Еще я обратил внимание, что все-таки автомобиль функционален.

Андрей Осипов: Да.

Олег Осипов: Видят наши уважаемые зрители в технических характеристиках объем багажника. В принципе, он немаленький: для повседневной жизни вполне достаточно.

Андрей Осипов: И несколько мелочей есть в багажнике, обратил внимание? Если мы ставим, покупаем, допустим, незамерзающую жидкость, мы ее можем разместить слева в специальной нише – там есть ремешок, который регулируется по длине, потому что он на такой липучке; соответственно, ничего летать там не будет, это раз. Во-вторых, поднимая нишу над запасным колесом, справа и слева от запасного колеса мы обнаруживаем два пластиковых поддона. Они прикреплены шурупами, но эти шурупы можно открутить, достать их и помыть, они герметичны.

Олег Осипов: В принципе автомобиль очень практичный, этого у него не отнять. Я так смотрю вперед и вижу, что мы попадаем в затор.

Андрей Осипов: Москва близко.

Олег Осипов: Зачем мы будем мучить телезрителей вот этими пробками?

Андрей Осипов: Не будем.

Олег Осипов: Давай лучше попрощаемся и вернемся в студию.

Андрей Осипов: Правильно: вернемся в студию.

Олег Осипов: Вот и возвратились.

Оксана Галькевич: Да. Слушайте, очень красивая, захватывающая, интересная такая история: все понятно про этот автомобиль. Но у нас очень много вопросов, Олег.

Олег Осипов: А мы постараемся ответить.

Оксана Галькевич: Давайте начнем со звонка из Алтайского края – там уже довольно поздно – Ралиф, наш телезритель. Здравствуйте.

Олег Осипов: Добрый вечер.

Зритель: Добрый день. У меня вопрос такой к автоэксперту по поводу сборок автомобилей иностранного производства у нас в России – конкретно по автомобилю Toyota Camry, который собирается под Петербургом.

Олег Осипов: И что же вас смущает?

Зритель: Ну, как вы знаете, по мнению автолюбителей и автовладельцев японской либо российской сборки где-то плюс, где-то минус. Вот конкретно ваше мнение хотелось бы услышать.

Олег Осипов: Мое мнение очень простое, потому что Андрей не раз был на этом заводе, я один раз был. Я вам скажу, что никакой разницы в качестве сборки между российской и японской машиной не отмечено, не существует. Были проблемы на начальном этапе, связанные с капотом, но это все устранено уже давным-давно. То есть на самом деле технология сборки и технология контроля за качеством сборки автомобиля на выходе совершенно идентична, где бы машина ни собиралась: в Японии, в Англии, в Америке, в России. Это требование компании Toyota, и тут волноваться решительно не о чем, могу вам честно сказать.

Оксана Галькевич: Переходим к сообщениям из других регионов. Смотрите – Иркутская область: "Renault SanderoStepway – посоветуете?" Это же переднеприводная, я так понимаю?

Олег Осипов: Это переднеприводная машина, да.

Оксана Галькевич: А там у них зима, скользко бывает – как себя ведет машина?

Олег Осипов: Зима, скользко, но передний привод лучше, чем задний, когда скользко. Кроме того, там есть такие некие а-ля внедорожные элементы типа пластиковой защиты кузова по кругу и так далее, чуть больше клиренс, чем у Sandero обычного. Но мне не нравится Stepway как раз тем, что его приподняли по сравнению с обычным Sandero, а подвески, с моей личной точки зрения, не довели до конца до ума. Поэтому автомобиль не очень уверенно чувствует себя в поворотах, на пересеченной местности. Но к этому можно привыкнуть. В принципе это одно из лучших предложений на российском рынке, если не обращать внимания на такие мелочи. Кроме того, ведь и в содержании, в обслуживании он обойдется весьма недорого – что Renault Sandero, что Renault SanderoStepway. Вполне себе прагматичная машина.

Оксана Галькевич: Виктор из Нижнего Новгорода у нас на проводе – Виктор, здравствуйте.

Олег Осипов: Добрый вечер.

Зритель: Да. Меня интересует стоимость.

Оксана Галькевич: Стоимость чего?

Олег Осипов: Стоимость кого, чего?

Зритель: Вот сейчас бегущая строка – Hyundai Creta.

Олег Осипов: Слушайте, обратитесь к дилеру, я сейчас не помню. Конечно, в районе миллиона с небольшим можно начать торговаться. Хотя, конечно, есть версии и более дорогие.

Оксана Галькевич: Люди не могут определиться с выбором, очень просят помочь: Hyundai Tuscon или Ford Kuga? Качество и надежность сборки? Спрашивает Архангельская область.

Олег Осипов: Качество и надежность сборки и у того, и у другого автомобиля вполне себе нормальные. Что вам больше нравится: Tuscon– это новая достаточно модель, но и Kuga решительно неплох. Правда, Kuga поставляется на российском рынке только с бензиновыми двигателями: есть 1.6, 1.5 (он 150 сил, весьма себе динамичная машинка с ним получается); есть 2.5-литровый атмосферник, если вы больше думаете о ресурсе (я на нем сейчас как раз приехал сюда в студию). Но, правда, 2.5-литровый двигатель идет почему-то только с передним приводом, в то время как 1.5 идет с полным приводом. Машина очень функциональная, достаточно резвая. В общем, Kuga очень неплохой вариант, с моей точки зрения. Но, наверное, все-таки предпочтительнее полный привод в России.

Олег Осипов: Юрий из Ростова-на-Дону. Юрий?

Зритель: Скажите, пожалуйста, у меня такой вопрос. Ford Mondeo2007 года в… кузове, пробег 150 тысяч – что вы скажете, можно брать такую машину или нет?

Олег Осипов: С механикой или с автоматом?

Зритель: С механикой, 2-литровый.

Олег Осипов: Неплохой вариант, но все-таки машина немолодая, мягко говоря. 150 тысяч – это все-таки некий такой критический рубеж для главных агрегатов, прежде всего для двигателя. Проверьте его состояние, узнайте историю автомобиля, посмотрите, как он обслуживался. Кстати, всю историю очень нетрудно выяснить по VIN-номеру и, собственно говоря, владелец не должен против этого возражать. В общем, машинка достаточно надежная и симпатичная в прежнем кузове, хотя и новый Mondeo решительно неплох, но стоит дороже.

Оксана Галькевич: Да, деньги, видимо, другие.

Республика Бурятия спрашивает: "Если 350-400 тысяч есть на руках, стоит ли брать новую Ладу Гранту или все-таки подержанную иномарку поискать?"

Олег Осипов: Послушайте, это вечный вопрос, но мне кажется, что новая машина всегда предпочтительнее. Смотря за сколько вы сможете купить иномарку и какую. Если она не очень древняя… Надо стремиться, чтобы машина была посвежее, конечно. То есть 2-3-летнюю иномарку приличную, наверное, едва ли вы за эти деньги купите: хотя бы полмиллиона нужно иметь, чтобы купить какой-то седан или хэтчбек С-класса в хорошем состоянии. Поэтому может быть, стоит присмотреться и к "Ладе".

Оксана Галькевич: Дадим слово Башкирии – наш телезритель Андрей. Здравствуйте, Андрей.

Олег Осипов: Добрый вечер.

Зритель: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, предлагается машина Lexus IS250 и GS300 – стоит ли брать?

Олег Осипов: Какой пробег, в каком состоянии автомобили?

Зритель: Пробег у IS250 160 тысяч, у GS300 180. 2008 года оба.

Олег Осипов: Ну если вас устраивает цена, можно, конечно, рискнуть, но я не устаю повторять, что все-таки 150-180 тысяч даже для Lexus, который, в общем, славится своей надежностью, немало. Надо досконально проверить техническое состояние, вне всякого сомнения, чтобы избежать лишних трат потом. Потому что ведь Lexus – автомобиль, в обслуживании недешевый, как мы с вами понимаем; и если вам придется менять что-то всерьез, какие-то серьезные узлы и агрегаты, то это выльется в копеечку. Поэтому… Тут все-таки надо соразмерять возможности. Может быть, посвежее что-то выбрать, но попроще?

Оксана Галькевич: Снова выбор: Skoda Yeti или Шевроле Нива? Обе 2014 года.

Олег Осипов: Это разные автомобили все-таки: "Нива" дальше уползет на бездорожье, а Skoda Yeti приятнее, технологичнее во всех отношениях, чем "Нива".

Оксана Галькевич: Звоночек еще один, на этот раз из Оренбургской области. Петр, здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте. Подскажите, вот автомобиль Camry 2014 года с 2.5 двигателем – что о нем скажете? Стоит брать, нет?

Олег Осипов: Ну почему нет? Если у вас нет особых драйверских амбиций, машина вполне себе надежная, но необычайно скучная, с моей точки зрения, с двигателем 2.5 в особенности. С другой стороны, поскольку Camry не может похвастаться эффективными тормозами, между нами говоря, то с 2.5 как раз то, что нужно, потому что во всяком случае она разгоняется не так, как с 3.5-литровым силовым агрегатом. Если вы используете просто для семейных поездок – в магазин, на дачу – то вполне подходящий вариант.

Оксана Галькевич: Редко у нас фигурируют в наших сообщениях "фиатьки" – FiatAlbea 2009 года. Расскажите, пожалуйста, Пермский край интересуется.

Олег Осипов: Нормальная машина, седанчик С-класса. Единственное, что, как вы понимаете, официально сейчас… Она раньше продавалась у нас и очень неплохо, но, к сожалению, Fiat то приходит, то уходит – по-моему, сейчас его опять нет, я уже устал за этим следить. Не думаю, что будут какие-то сложности с обслуживанием, но тем не менее проверить автомобиль, конечно, нужно, если вы его приобретаете. В принципе этот автомобиль сродни "Ладе", то есть там не может ничего всерьез вылететь, но надо следить за мелочами: контакты окислились… Это итальянская родословная, здесь никуда не денешься.

Оксана Галькевич: Олег, наше время стремительно истекает. Вот если коротко, "почему "Весту" не сделают на автомате?"

Олег Осипов: Ну я не знаю, по-моему, там есть какие-то версии, должны быть версии с автоматом.

Оксана Галькевич: Посмотрите повнимательнее.

Уважаемые друзья, это была прямая линия с нашим автоэкспертом Олегом Осиповым. Спасибо всем, кто принимал участие. Спасибо вам, Олег.

Олег Осипов: Спасибо! Всего доброго, дорогие друзья.

Оксана Галькевич: Через неделю снова ждем вас в этой студии – приходите, вас очень ждет наша публика. Уважаемые друзья, это программа "Отражение", мы прощаемся на полчаса, вернемся после большого выпуска новостей.