Петр Кузнецов: Одна из самых ваших любимых пятничных рубрик – все дело в том, что больше рубрик нет в программе "ОТРажение" по пятницам – "Автомобили". Мы встречаем Андрея Осипова – автоэксперта, редактора сайта osipov.pro. Андрей Осипов: Да, здравствуйте. Ольга Арсланова: Пешком пришел! Андрей Осипов: Ну конечно, пешком. Ну а как? В студию на машине же пока не въедешь, поэтому пешком пока. Здравствуйте, дорогие друзья! Начнем, по традиции, с главных новостей уходящей недели. Похоже, что в ближайшее время нарушителям правил дорожного движения станет куда сложнее избежать наказания, даже в отсутствие сотрудников ГИБДД. Все дело в том, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона, согласно которому автомобилистов можно будет штрафовать за нарушение правил дорожного движения без составления протокола, если нарушение было зафиксировано на видео другими гражданами. Подготовленный МВД законопроект предлагает внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Представители МВД говорят, что в настоящее время рассмотрение подобных обращений занимает огромное количество времени: надо вызвать лицо, предоставившее запись, установить владельца транспортного средства, пригласить его в отдел ГИБДД для опроса, установить дополнительных свидетелей и так далее и тому подобное. В случае же принятия законопроекта вся процедура будет предельно упрощена, и штрафная квитанция будет направляться владельцу на основании полученных от других граждан видеоданных. Ну, естественно, все бы ничего, но как быть, если автомобилем управлял, к примеру, не сам владелец, а кто-то другой? К сожалению, процесс оспаривания такого постановления не прописан в законопроекте. Да и в целом, на мой взгляд, привлекать к ответственности только на основании материалов, предоставленных другими людьми, все же как-то не совсем правильно. Петр Кузнецов: Сколько же будет таких видеоматериалов, причем некачественных. Андрей Осипов: Конечно. Петр Кузнецов: А потом – кто это будет рассматривать? Сколько людей нужно? Андрей Осипов: А представьте себе ситуацию, когда: "Мне не нравится, что этот сосед как-то неправильно паркует. Дай-ка я отвоюю себе парковочное место, сфотографировав его где-нибудь там". То есть люди будут сводить счеты. Поэтому я несколько скептически как раз к этому настроен. Петр Кузнецов: Элементы монтажа. Андрей Осипов: Ну, я думаю, что видеозаписи как минимум должны проверяться на предмет фальсификации, и только после этого будет выноситься постановление. То есть я, по крайней мере, в этой связи хочу надеяться, что в случае принятия этого законопроекта сотрудники МВД не будут полностью отстранены от этой работы, ведь, в конце концов, именно они выписывают постановление об административном взыскании (или неадминистративном). Давайте теперь дальше. Кого хотелось бы штрафовать, кстати, сразу – так это чиновников за плохие дороги, на основании видеозаписей граждан. Вот это было бы действительно куда полезнее и эффективнее. Ведь именно плохое состояние дорог россияне считают главной транспортной проблемой страны. Это показал опрос, проведенный социологами "Левада-Центра", по результатам которого на ямы и ухабы пожаловались 47% опрошенных граждан. Вот как распределились ответы на вопрос о транспортных проблемах. Как вы видите, на первом месте плохое качество дорог. Пробки занимают второе место – 30% респондентов отметили. Также среди самых популярных ответов – высокая стоимость проезда и недостаток общественного транспорта, а также маршрутов. При этом, согласно данным опросов "Левады", за последние 14 лет доля россиян, использующих автомобиль для поездок на работу, учебу или по другим повседневным делам, увеличилась с 8 до 29%. За этот же временной период с 3 до 12% выросло число граждан, использующих для таких целей такси. То есть меньше мы не ездим, машин становится все равно больше – что, в общем, вполне логично для нашей страны. В этой связи, кстати говоря, предлагаю познакомиться с еще одним исследованием – на сей раз это агентство "Автостат", которое выяснило, в каких регионах страны больше всего иномарок. Посмотрим, как выглядит ТОП-10 регионов с наибольшей долей иномарок в парке легковых автомобилей. Обратите внимание – в некоторых местах нашей страны, похоже, продукции российского автопрома вообще не найдешь. Как вы видите, есть места, конечно, где наш автопром представлен серьезно. Если мы посмотрим на Чечню, Дагестан тот же самый, Ингушетию или Кабардино-Балкарию, то там все-таки пока еще превалируют автомобили российского производства. Это как раз десятка регионов с наименьшей долей иномарок. Петр Кузнецов: Просто чуть-чуть заниженные они. Андрей Осипов: Просто чуть-чуть заниженные. "Чем выше горы, тем ниже "Приора". Знаете, есть такая пословица? Возможно. И кстати говоря, именно поэтому в десятку регионов, как мы видим, как раз входит фактически весь Северный Кавказ. Петр Кузнецов: За счет того, что ниже, их больше там вмещается. Андрей Осипов: Да. В заключение оставлю новость, которую я, пожалуй, оставлю в данном случае без комментариев. По поручению Правительства Министерство культуры и МВД начали активную работу над механизмом запрета показа нарушений правил дорожного движения в кино и телефильмах. Госдума и Совет Федерации уже готовы оказать поддержку этой инициативе, а некоторые политики считают, что подобного рода сцены и эпизоды кодируют граждан на допустимость нарушения ПДД. Пока, правда, речь идет только о новых российских картинах. Но ограничится ли все это российской продукцией? Мне кажется, что это становится уже более риторическим вопросом. Давайте теперь перейдем к нашей традиционной рубрике "Тест-драйв". Сегодняшний герой – новая, седьмая по счету Hyundai Sonata, которая возвращается на наш рынок. Давайте посмотрим. ТЕСТ-ДРАЙВ Андрей Осипов: И снова здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в наших руках Hyundai № 7. Я, конечно же, говорю о Hyundai Sonata седьмого по счету поколения. Начнем с облика. Выглядит автомобиль, на мой взгляд, очень неплохо. Он вполне сделан в фирменном стиле Hyundai, здесь это прослеживается за счет той же самой решетки радиатора и так далее. Впрочем, я не буду долго рассказывать о дизайне, смысла нет, вы и сами его, в общем-то, видите, когда смотрите этот автомобиль. Нравится он или нет – тут судить только вам, дорогие друзья. Перейдем в салон. Интерьер на самом деле вполне себе интересный. И я бы сказал, что у меня нет никаких нареканий к эргономике этого автомобиля. Диапазон регулировок рулевого колеса, диапазон регулировок кресла устроят, мне кажется, человека любой комплекции. Качество отделочных материалов никаких нареканий не вызывает. Пластик хоть и выглядит немножко сероватым, но он достаточно фактурен, и самое главное, что он мягкий на ощупь. А козырек щитка приборов так вообще обшит, похоже, натуральной кожей. По крайней мере, здесь есть соответствующая прострочка. Сам щиток приборов, в общем-то, довольно-таки лаконичен по современным меркам, тем более если мы говорим седане бизнес-класса. Я бы сказал, что Sonata можно отнести к категории D+. Здесь аналоговый тахометр, спидометр, но между ними есть небольшой жидкокристаллический монитор, на который выводятся показания в том числе бортового компьютера. Управлять монитором также довольно-таки удобно – для этого есть блок клавиш, который расположен вот здесь, справа, на правой спице руля. Левая спица отвечает скорее за управление телефоном. Конечно же, есть возможность присоединить мобильный телефон через канал Bluetooth. И она же управляет аудиосистемой. В топ-комплектациях Sonata вы обнаружите достаточно большой жидкокристаллический сенсорный монитор. Графика на нем вполне себе хороша по качеству. Естественно, есть навигация. Внизу есть целый ряд горячих клавиш. Кто-то скажет, что по современным меркам это выглядит достаточно анахронично. Но я скажу, что именно за счет горячих клавиш мы можем быстро попасть в соответствующий пункт меню. Внизу находится блок климат-контроля, он также предельно понятен. И раздельный климат-контроль – это также привилегия уже довольно-таки дорогих комплектаций. В базовой версии вы получите просто кондиционер.Здесь же расположен целый блок клавиш, которые относятся не совсем к климату. Это подогрев руля. Есть он, конечно же, у Sonata седьмого поколения. А также вентиляция сидений. Ну, это, естественно, как вы могли догадаться, привилегия топ-модификаций. Как и электрическая шторка на заднем сиденье. Как и шторки на боковых дверях сзади. А теперь – по ходовым качествам. Sonata в нашей стране будет предлагаться с двумя силовыми агрегатами, оба бензиновые – это двухлитровый мотор мощностью 150 лошадиных сил и четырехцилиндровый мотор объемом в 2.4 литра, который развивает 188 "лошадок". Коробка передач одна-единственная – шестиступенчатый "автомат", вне зависимости от того, какой мотор вы выберете; "механики" нет вообще. Это типичная машина бизнес-класса, которая ориентирована прежде всего на комфорт. Электрический усилитель рулевого управления формирует очень неплохую картину происходящего под передними ведущими колесами. Тут стоит сказать, что существенно были переделаны подвески, была изменена геометрия, хотя конструктивно они остались теми же – это стойкий макферсон спереди и многорычажка сзади. Но изменилась геометрия как самого макферсона спереди – угол установки стоек стал немножко другим, повысилась плавность хода. И изменились рычаги сзади – они стали более мощными. Изменились стабилизаторы поперечной устойчивости. Вся геометрия была переработана. Кроме того, заметно подросла жесткость кузова, машина стала лучше держать дорогу, крены кузова в поворотах невелики, машина не валится – при том, что плавность хода, в общем-то, находится на вполне приемлемом уровне. А теперь – по цене. Это, мне кажется, будет хорошим конкурентным преимуществом Sonata. Дело в том, что несмотря на то, что это бизнес-класс, и даже несмотря на то, что эта машина приходит к нам из Кореи, стартовая цена на модель – чуть больше 1 миллиона 200 тысяч. Топ-комплектация, которую мы пробуем с вами сейчас, со всеми возможными пакетами опций (а здесь, по большому счету, есть только один пакет опций под названием High-Tech ценой 100 тысяч рублей) обойдется приблизительно в 1 миллион 800 тысяч. На фоне конкурентов, к коим, на мой взгляд, можно отнести прежде всего продукцию родственной KIAи, конечно же, то, что нам предлагают японские компании (ну, в данном случае это, скорее, Toyota Camry, бестселлер этого сегмента), Sonata выглядит очень выгодно – при том, что по объему внутреннего пространства она практически ничем Camry той же самой не уступает. Много места на задних сиденьях. Вполне себе, я бы сказал, не просто вместительный, а огромный багажник! К тому же спинки задних кресел можно разложить как целиком, так и по частям. И с учетом этого ценового позиционирования, с учетом того, что большинство из конкурентов, получается, дороже, мне кажется, что нынешняя Sonata также будет востребована у российского потребителя. Впрочем, решать это не мне, решать это скорее вам. И я думаю, что самое время вернуться обратно в студию. Петр Кузнецов: Ну что же, возвращаемся в студию, возвращаемся к сумасшедшему количеству вопросов от наших телезрителей. Но прямо сейчас давайте послушаем Галину из Санкт-Петербурга. Галина, здравствуйте, вы на прямой связи. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Уважаемый Андрей, у меня такая просьба – помочь нам определиться в выборе автомобиля. Сейчас мы ездим на автомобиле Volkswagen Cross Golf, но автомобилю уже почти девять лет – видимо, надо уже менять. Мы рассматривали Nissan Terrano, Hyundai Creta и Renault Kaptur, но случайно увидели китайский автомобиль Changan CS35, и он мне очень понравился. Но смутило то, что в разных салонах очень негативно отзываются о своих конкурентах-продавцах, и все намекают на то, что могут обмануть. Во-первых, разные мнения высказывают, и, как правило, негативные: "Вот этот автомобиль плохой, лучше рассмотрите этот". В общем, мы запутались окончательно и теперь уже не знаем, какое решение принять. Петр Кузнецов: Сейчас все будет! Андрей Осипов: Ну, решение принимаете только вы. Тут, собственно говоря, что я могу посоветовать? Я могу посоветовать, наверное, одно – все-таки отказаться от покупки китайского автомобиля. По той простой причине, что они не удовлетворяют по-прежнему современным мерам безопасности, они не так безопасны, а в случае аварии нужно об этом немножко думать. Да, они более или менее подтянуты по надежности до уровня, ну, я бы сказал, "корейцев" раннего периода 90-х годов. То есть сейчас там особо больших, в общем-то, проблем с ними нет. Но в общем и целом я все равно не рекомендую китайские автомобили, потому что они очень посредственно управляются, не всегда можно найти на них какие-то запчасти. И кроме того, надо заботиться еще немножко о себе. Когда вы сидите в автомобиле, пластик которого источает фенол, простите, – это уже плохо, это негативно влияет уже на наше с вами здоровье. Из той троицы, которую вы озвучивали, решать только вам. Я бы, наверное, присмотрелся скорее к Creta, потому что в этом сегменте у нас действительно выбор небольшой. Ну, либо, может быть, чуть-чуть увеличил бы собственный бюджет и взял бы, к примеру, Nissan Qashqai. Это мне представляется очень неплохим вариантом в этом ценовом диапазоне Ольга Арсланова: Сообщение: "Fiat Albea 2009 года. Пробег – 135 тысяч. Какой потенциал у этого двигателя? Андрей Осипов: Потенциал у двигателя? Ну, он, в общем-то, указан в технических характеристиках к этому автомобилю. Ольга Арсланова: То есть когда накроется? Андрей Осипов: Когда закончится этот мотор? Ну, при бережной эксплуатации еще тысяч… Так, 135? Ну, где-то тысяч 65–70, может быть, даже 100 пройдет. Тут зависит, собственно говоря, как эксплуатировать и где эксплуатировать, каким бензином заправлять. Тут очень много факторов, которые влияют в конечном итоге на надежность и долговечность силового агрегата. Петр Кузнецов: Приветствуем Ольгу из Челябинска. Женщины. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Я хотела бы спросить опять же о китайском автомобиле. Стоит ли его брать или нет? Ольга Арсланова: Дубль два. Андрей Осипов: Опять дубль два. Не буду повторяться. Зритель: Да, я поняла. Андрей Осипов: Не буду повторяться. Это сейчас относится, в общем-то, ко всем китайским автомобилям. Я понимаю прекрасно, чем они привлекают вас – тем, что вы за ту же самую сумму денег можете приобрести автомобиль большего размера, большего класса и, соответственно, наверное, с большим количеством опций. Ну, я вам приведу несколько примеров. К примеру, вы садитесь в европейский или японский, или даже корейский автомобиль, заводите мотор зимой – и он какое-то время греется, постепенно увеличивая температуру горячего воздуха. Чем быстрее прогревается машина, тем больше воздуха поступает – и плавно начинает прогреваться салон. Что происходит в китайском автомобиле? Мы заводим, включаем печку, нажимаем кнопочку "Авто" – и она начинает со всей силы дубасить туда холодный воздух, потому что там нет еще той программы, которая бы понимала, что еще холодный воздух, еще мотор совсем холодный, не надо гнать холодный воздух внутрь. То есть эта программа стоит у любого другого производителя, но ее почему-то нет у "китайцев". Это лишь один из примеров, почему я не рекомендую приобретать китайские автомобили. Петр Кузнецов: Свердловская область: "Оказывается, бензины марки АИ-76 и АИ-80 наносят вред окружающей среде меньше, чем все эти "Евро-4" и "Евро-5". Правда ли это?" Андрей Осипов: А чего это? Возникает резонный вопрос, уж простите. Понимаете, октановое число бензина имеет очень опосредованное отношение к его экологическому классу. Давайте вспомним Россию образца 15-летней давности, когда у нас уже продавался 92-й и 95-й, но он удовлетворял нормам "Евро-3". Сейчас удовлетворяет "Евро-4" и "Евро-5". И на самом деле чем выше экологический класс бензина, тем, по большому счету, он чище. И утверждать то, что 80-й или 76-й априори чище, чем 95-й, 98-й или 92-й бензин – это неправильно. Все зависит от экологического класса. Можно сделать 80-й бензин класса "Евро-0" и "Евро-5". Хотя "Евро-5" нет смысла, потому что ни в каком из современных автомобилей, по большому счету, 80-й бензин больше не используется. Петр Кузнецов: А на 76-м кто? Андрей Осипов: 76-й уже не производят, сейчас 80-й. Ольга Арсланова: Глубокое ретро. Андрей Осипов: Да, это совсем ретро. Ольга Арсланова: "Посоветуйте кроссовер не российской сборки, недорогой в обслуживании, до 2 миллионов". Андрей Осипов: Не российской сборки? Вот это, пожалуй, самый большой камень преткновения, потому что бо́льшая часть кроссоверов сейчас в этом ценовом диапазоне производится все же в России или собирается в России. Ольга Арсланова: И мне кажется, в этом нет ничего страшного. Почему так пугает российская сборка? Андрей Осипов: Я тоже так считаю – ничего страшного нет. Тем более что очень многие автомобили, по большому счету, только отвертками там собираются. Они уже собраны там, на западных производствах, приехали сюда в полуразобранном виде без бамперов, запасного колеса и какого-то навесного оборудования, здесь его прикрутили – и все. По большому счету, никакого отличия нет. К тому же производитель отвечает, и есть контроль качества, который зачастую организован даже лучше, чем на основном заводе. Есть пример (не буду называть бренд, дабы не давать рекламу), когда российское предприятие было признано самым лучшим среди всех заводов, которые находятся во всем мире. Причем это был премиальный на самом деле бренд. До 2 миллионов рублей? Мне кажется, Qashqai, X-Trail. Там достаточно большой выбор автомобилей. Лучше, чтобы какой-то шорт-лист был – тогда проще будет выбрать. Петр Кузнецов: Дама № 3 в автомобилях – Татьяна. Андрей Осипов: Прекрасно! Ольга Арсланова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Только не про "корейцев". Андрей Осипов: Не про "китайцев". Петр Кузнецов: Не про "китайцев". Зритель: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Купили ix35 2012 года. Расскажите немножко, пожалуйста, про эту машину. Правильный ли выбор сделан или нет? Спасибо большое. Андрей Осипов: 2 литра, "автомат", наверное, бензиновый. Бензин, 2 литра, "автомат" вы взяли? Зритель: Да-да-да, "автомат". И у нас такая дорога как бы не асфальтовая. То есть "автомат" лучше или "механика" лучше? Этот вопрос мне тоже интересен. Спасибо большое. Андрей Осипов: Понимаете, как минимум "автомат" – это удобнее. Поэтому говорить о том, что лучше… Вы же не собираетесь вечно ездить на автомобиле. Ну, теоретически, да, у "механики" больше ресурс, чему автоматической коробки передач, но практика показывает, что это не всегда так, потому что с "механикой" надо уметь обращаться – "механика" не любит пробуксовок. Не любит их и "автомат". Вы, в конце концов, себе взяли, я так понимаю, полноприводную модификацию ix35. Машина неплохая, машина достаточно надежная. Да, можно сказать, что она несколько скучновата внутри, несколько скучновата по своим ходовым характеристикам. Но если речь идет о транспортном средстве, которое может безопасно и надежно вас всегда доставить из точки "А" в точку "Б", то вы сделали, в общем-то, неплохой выбор. Петр Кузнецов: А где они взяли? ix35 уже сняли с производства. Андрей Осипов: 2012 года машина, речь идет о подержанном все-таки автомобиле. Если он до этого эксплуатировался в нормальных условиях и нормально обслуживался, то она верой и правдой еще несколько лет должна прослужить. Ольга Арсланова: "Когда в России официально выйдет Camry 60? Будет ли версия для России отличаться от американской?" Андрей Осипов: Не знаю, вот честно вам скажу в данном случае. Я редко говорю это слово. Ну, не знаю. Потому что тут все зависит от деятельности российского офиса Toyota, все зависит от того, как быстро смогут локализовать этот автомобиль и наладить его производство на заводе под Санкт-Петербургом. Вряд ли ее будут поставлять из Америки или, тем более, из Японии – это чрезвычайно невыгодно. К тому же производственные мощности будут простаивать. Поэтому вопрос появления машины скорее зависит от того, как быстро смогут адаптировать завод. Если его смогут адаптировать быстро, я думаю, что, скорее всего, в следующем году он в любом случае появится. Вряд ли она придет к нам раньше, наверное, даже конца 2018-го. Ольга Арсланова: Владимир, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вадим. Прошу прощения. Зритель: У меня такой вопрос. Приобрели автомобиль KIA Ceed 2017 года. Что вы бы могли сказать по поводу самой машины? Коробка "механика". Андрей Осипов: Правильно, хорошо. Я сразу же люблю людей, которые приобретают машину на "механике", вот честно скажу. Сейчас все покупают на "автоматах", доля автоматических коробок растет, но я лично как раз таки сторонник больше механических коробок, потому что они дают больше драйва. Скажу, что, в принципе, вы сделали неплохой выбор. Ceed нового поколения, особенно после обновления, в общем неплох. Есть у меня небольшие нарекания, связанные с работой системы стабилизации – она срабатывает несколько поздно и не всегда адекватно. Я заметил, что на зимней дороге, а особенно если машина переднеприводная, уже там появился такой небольшой намек на снос передней оси. Просто рассказываю собственный случай. Сработала система стабилизации, резко уменьшила подачу топлива в мотор, тем самым снизив его мощность – и я в результате получил занос. Что, в общем, типично для переднеприводной машины. Когда мы резко сбрасываем газ, она может провалиться в занос. Это не совсем корректная работа системы стабилизации. Да, потом она попыталась подхватить. Вот этот момент нужно попросту учитывать, особенно при эксплуатации на скользких покрытиях. В целом машина неплохая. Петр Кузнецов: Еще один звонок успеем. Петр, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Скажите, Андрей, вот сейчас говорили о Hyundai Sonata класса D+. А к какому классу относится Camry? И если сейчас новая Camry в 2018-м выйдет, то что лучше – Hyundai или Camry? И что скажете по поводу Mazda 6? Спасибо. Андрей Осипов: Ну, давайте так. В этом сегменте Mazda 6, если мы не берем европейцев, одна из самых драйвовых машин, если можно так выразиться. Она самая лучшая, пожалуй, по управляемости. И ее можно отнести к категории наиболее технологичных. Но опять же, если мы не берем продукцию европейскую. Сравнивать Sonata с нынешней Camry можно. И Sonata лучше себя проявила, на мой взгляд. Если сравнивать ее с Camry нового поколения, то я боюсь, что сравнение уже будет не в пользу Sonata. Но опять же тут вопрос упирается в то, когда новая Camry к нам придет, когда у нас начнет все-таки продаваться. И самое главное – с какими моторами она придет и в каких комплектациях. Загадывать вперед я не могу. Я не ездил еще на новом поколении Camry, поэтому дать однозначную оценку, стоит ли ее ждать либо имеет смысл сейчас приобрести Sonata, к сожалению, я не могу. Но если исходить из текущей ситуации, то мне представляется, что на фоне того, что Sonata все равно чуть дешевле и она будет немножко дешевле в обслуживании, то это, наверное, более правильный выбор, чем Camry. Хотя Camry чуть меньше теряет на вторичном рынке. Петр Кузнецов: И очень коротко. Республика Башкортостан: "Надо ли заливать в дизель очиститель форсунок?" Андрей Осипов: Если вы не уверены в качестве дизельного топлива, то надо. Но не каждый, не всякий очиститель форсунок подойдет. Вообще лучше просто на сервисе очистить форсунки, систему впрыска, есть такая услуга. Потому что все вот эти очистители зачастую поднимают всю грязь из бака и еще больше забивают топливную систему. Петр Кузнецов: Рубрика "Автомобили". Андрей Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Андрей Осипов: Спасибо.