Олег Осипов: За десять лет цена на бензин АИ-92 у нас повысилась в 2 раза!
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-avtomobili-svezhie-28925.html Ольга Арсланова: Ну а сейчас – да, это она! – пятничная рубрика "Автомобили". У нас сегодня в студии Олег Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Олег, здравствуйте.
Олег Осипов: Добрый вечер, здравствуйте, дорогие друзья.
Юрий Коваленко: Добрый вечер.
Ольга Арсланова: Как всегда, мы начинаем с самой яркой новости автомобильной на этой неделе. Что привлекло ваше внимание, Олег?
Олег Осипов: Ну, поговорим сегодня о том, почему и на сколько растут цены на бензин и дизтопливо. И главное – какие перспективы, к чему готовиться?
По официальным данным, цена литра АИ-92 на заправках крупных компаний уже к концу октября выросла в годовом выражении на 5,7%, а АИ-95 – на 4,6% (тоже почти на 5%). А солярка (уточню – зимняя) прибавила в цене больше 10%. Между прочим, это в 2 раза выше, чем годовая инфляция. А уже в начале ноября вновь до рекордного уровня скакнули оптовые цены на моторное топливо – что неизбежно и очень скоро скажется на розничных ценах. Аналитики называют много причин – от ситуационных, например, связанных с ремонтом на Московском НПЗ, до фундаментальных, я бы так определил: перманентного роста налоговой нагрузки и падения курса рубля. Но если…
Ольга Арсланова: Кстати говоря, об это мы на этой неделе… Извините, что перебиваю. Просто сразу хотела рассказать.
Олег Осипов: Да нет-нет, это нормально.
Ольга Арсланова: …говорили с экспертом об оптовых ценах. И он нас уверял в том, что никакого повышения в рознице не будет, по крайней мере после этой остановки на НПЗ и трейдерских этих всех скачков, но тем не менее акцизы будут повышаться. И со следующего года все равно мы увидим рост. Никуда не денешься…
Олег Осипов: Совершенно правильно. Ну, хорошо, что есть точка зрения эксперта, этим можно успокоиться. Но на самом деле, увы, цены уже повышаются. Мы видим это вот сейчас.
Кстати, за 10 лет цена на АИ-92 повысилась в 2 раза, на 100%; на АИ-95 – примерно на столько же. Но если ремонт на НПЗ скоро завершится, то от налогов никуда не денешься, это уж точно. На прошедшей неделе как раз стало ясно, что в следующем году будет очередной рост акцизов: на 50 копеек в каждом литре с 1 января, и еще на 50 – с 1 июля. То есть если сейчас в цене каждого литра около 8 рублей составляет акциз, то к концу будущего года он увеличится уже почти до 9. А если считать акцизы вместе с другими налогами, то в цене литра они составляют больше половины. Насколько это справедливо – сложно сказать, да?
Юрий Коваленко: Ну, я приводил уже накануне эту шутку о том, что Россия – это единственная страна, где бензин делают не из нефти, а из акцизов и налогов, потому что…
Олег Осипов: В каком-то смысле.
Юрий Коваленко: Так у нас же все равно бензин получается дешевле, чем где бы то ни было в Европе, в Белоруссии… Нет, в Белоруссии дешевле, чем у нас. В Европе, в Штатах, в других странах.
Олег Осипов: Нет, ну конечно, не в Штатах. Конечно, в Штатах дешевле бензин намного, просто даже в натуральном выражении. Но надо заметить, что в Штатах и заработки другие. Кроме того, в Европе, например, нефть не добывается. Ну, это пустой разговор, он очень, как бы так сказать… Об этом можно много говорить.
Я скажу, что вот эти акцизы дадут 40 миллиардов рублей на завершение строительства трассы "Приморское кольцо" в Калининграде, автодороги "Таврида" в Крыму и в региональные дорожные фонды. Но если бы меня кто-то спросил: "А как же транспортный налог?" – я скажу, что пока его никто отменят не собирается. Более того…
Ольга Арсланова: Хотя речь давно об этом шла. И нам вроде бы обещали, что…
Олег Осипов: Об этом шла речь не однажды. И каждый раз меня это поражает, когда какой-то человек на высоком посту говорит: "Ну, пора вообще заменить налог на акциз". В итоге остается и налог, и акциз. Вот это как раз не очень справедливо.
Кстати сказать, я тут посчитал, не поленился. В прошлом году… Перемножил просто количество проданного в России бензина и дизтоплива, купленного, на рубли, на акциз – почти на 8. Получилось 500 миллиардов рублей. Но надо сказать, что в 2017 году вот эти 500 миллиардов (494, если быть точным) пошли как раз на строительство и ремонт дорог. Так что деньги вкладываются, в общем, по назначению. Хотя что касается Москвы – у меня большие сомнения, когда я стою в пробках, потому что все-таки дорог катастрофически не хватает.
По данным Минэнерго, на первом этапе цена бензина в рознице увеличится на 1,5% – всего на 60 копеек. Говорят так. Но эксперты, с которыми удалось переговорить, смотрят на ситуацию менее оптимистично. По их оценкам, поэтапное введение акцизов приведет к двум волнам роста цен, и действующих – чуть ниже 40 рублей на самые популярные сорта бензина. То есть рост может составить около 2 рублей. В итоге цена бензина вполне может подобраться к 45 рублям за литр к концу будущего года. А в некоторых регионах может быть и до 50. Ну, это не слишком, кстати говоря, пессимистичный прогноз. Ну, что поделаешь? Дороги строить надо.
Ольга Арсланова: То есть похоже на правду – 50 рублей в некоторых регионах?
Олег Осипов: Похоже на правду. Ну, у нас от региона к региону рознится немножко цена топлива. Это связано в том числе и с логистикой, с доставкой и так далее. Ну, вот так. К сожалению, к этому нужно готовиться. И когда вы просчитываете бюджет на будущий год, думаете, какой автомобиль приобрести, то это тоже стоит принимать во внимание. Собственно говоря, вот это все и сказывается на стоимости владения автомобилем. Это, по-моему, становится все более важным параметром.
Юрий Коваленко: И все более роскошью…
Олег Осипов: Ну, хотя и средством передвижения одновременно.
Юрий Коваленко: Но ведь на самом же деле не перестанут заправлять люди машины.
Олег Осипов: Ну, есть какой-то критически предел, но пока мы до него, я думаю, в следующем году определенно не дойдем.
Юрий Коваленко: М-да…
Олег Осипов: Вот так бы я сказал.
Ольга Арсланова: Ну что ж…
Олег Осипов: Ну что, к вопросам?
Ольга Арсланова: Давайте к вопросам.
Олег Осипов: А потом "Тест-драйв" традиционный.
Ольга Арсланова: Хорошо. Послушаем Нэллю из Краснодарского края. Добрый вечер, вы в эфире.
Зритель: Добрый вечер.
Олег Осипов: Добрый.
Зритель: Я очень часто смотрю вашу телепередачу. И сегодня тоже меня этот вопрос очень удивляет, а именно – рост цен на дизтопливо и бензин. Поэтому мы с мужем, поскольку у нас очень низкий доход, были вынуждены в этом году перевести нашу автомашину на газ. Однако и переоформление тоже выходит в копеечку. И вот как выкручиваться, простите, инвалидам или людям с низким доходом, которым без машины тоже, простите, никуда? Потому что и за товаром (мы живем в провинции, в поселке) нужно в Крымск, мы в Крымском районе Краснодарского края проживаем. Мы просто удивляемся.
Что у нас происходит? И почему никак не пытаются представители власти – а именно правительство на федеральном уровне, а также депутаты Госдумы – хоть как-то исправить ситуацию? Именно по этой причине я уже хочу написать, точнее, уже готовлю письмо на имя президента, а также представителям всех ветвей и уровней власти, для обсуждения этой темы на федеральном уровне, поскольку вопрос экономики, опять же инфляции и повышения, скажем, качества, а также уровня жизни россиян – это в первую очередь компетенция представителей власти федерального уровня.
Ольга Арсланова: Понятно, спасибо. Есть что сказать об этом?
Олег Осипов: Ну, сложно с вами поспорить. Это действительно компетенция натурально не моя. Я могу лишь сказать о том, что будет и как к этому готовиться. Ну, удачи! Могу пожелать только удачи вам.
Ольга Арсланова: А теперь к автомобилям собственно более детально подойдем. Интересуются: "Почему легковые машины почти перестали выпускать на дизеле? Это очень печальная практика". Вопрос из Москвы.
Олег Осипов: Нет, ну автомобили на дизеле выпускать не перестали. Я сейчас сюда приехал на дизельном Jaguar совершенно потрясающем. Кстати, у нас сегодня тоже Jaguar в тесте. Другое дело, что в России в какой-то степени из-за низкого неудовлетворительного качества дизтоплива не все компании решили выводить все-таки дизельные версии своих машин. В Европе дизель набирает популярность. В Америке – нет. Там не любят дизель по другим причинам – там у них экологические требования немножко иные, в отличие от Евросоюза. Но дизель никто не снимает с производства. Другой вопрос, что в некоторых европейских странах говорят о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания – будь то бензиновые, будь то дизельные. Но все-таки это перспектива, я так полагаю, не ближайших десятилетий.
Юрий Коваленко: То есть гибридные пока еще рассматриваются?
Олег Осипов: Нет, хотят полностью отказаться, даже от гибридных. Ну, это уж совершенная фантастика. Я думаю, что гибриды останутся в любом случае.
Юрий Коваленко: Интересно, а какие тарифы будут включать в электроэнергию, чтобы повышать цены на нее? Вот что туда еще включишь, если это природное народное достояние, если это добывается благодаря ГЭС или чему-то еще?
Олег Осипов: Ну, есть масса возможностей фискальных. Я думаю, что надо будет собрать налоги – так найдут повод. Это все в "Чиполлино" описано очень хорошо.
Юрий Коваленко: Кстати, видел одну фотографию, как в Штатах человек на ходу заряжает свой собственный автомобиль Tesla: у него сзади бензиновый или дизельный генератор, он работает и на ходу заряжает. То есть экологичности нет.
Олег Осипов: Я вам должен сказать, что, кстати, недавно буквально получил релиз от Audi, которая участвует в проекте по извлечению углеводородного топлива из воздуха и уже строит большой завод, по-моему, в Австрии где-то.
Ольга Арсланова: Василий из Челябинской области, добрый вечер, вы в эфире.
Зритель: Я бы хотел купить автомобиль Ravon R2. Вы не можете сказать несколько слов об автомобиле?
Олег Осипов: Ravon R2 – это узбекистанское произведение автомобилестроения. В принципе, машина – ну, собственно говоря, Nexia с некоторыми изменениями. Известна достаточно давно, в целом надежная. Ну, что еще сказать? Машина-то хорошо знакомая всем. Гены у нее, между прочим, от знаменитого Opel Kadett. Это чтобы вам было приятнее.
Ольга Арсланова: Следующий вопрос – своеобразный: "Зачем буква "Ш"? Летом ведь на "Ш" никто не ездит, а зимой и так понятно". А она вообще, кстати, разве необходима по-прежнему?
Олег Осипов: Понимаете, есть такие липучки, которые очень трудно содрать. Так уж лучше пусть они будут круглый год, ничего страшного в этом нет. Летом на шипованной резине, конечно, ездить не следует – ну, это может ввести в заблуждение водителя. Но я думаю, что особых аварий из-за этого не случается.
Ольга Арсланова: Поэтому можно не пользоваться этим индикатором?
Олег Осипов: Нет, пользоваться необходимо. В общем-то, требование такое есть, действительно, но его мало сейчас кто соблюдает. И уж точно не убирают, если трудно отлепить. Это так.
Юрий Коваленко: Кстати, наши телезрители интересуются отечественным автопромом – спрашивают и просят рассказать о новой "Волге".
Олег Осипов: О новой "Волге"? А это какая новая "Волга"?
Юрий Коваленко: Я и сам-то пытался у вас спросить. Я не знаю.
Олег Осипов: Хотел бы я узнать о новой "Волге" что-нибудь, но пока…
Ольга Арсланова: Напишите нам, пожалуйста.
Олег Осипов: …пока информации, к сожалению, у меня нет. Вполне возможно, что что-то делается.
Юрий Коваленко: Тогда про UAZ T-REX – будет ли он выпускаться?
Олег Осипов: Ну, они постоянно что-то пытаются делать. Понимаете, сложно говорить о машинах, на которых ты не ездил, которые не трогал и о которых, в общем, ничего не знаешь. Ведь нет официальных релизов никаких, технических характеристик – то, что обычно дается, в том числе автомобильным журналистам, чтобы мы были в курсе, чтобы рассказывали об этом. Этого ничего, к сожалению, нет, поэтому сложно сказать.
Ольга Арсланова: Алексей из Москвы у нас. Здравствуйте.
Зритель: Алло-алло!
Ольга Арсланова: Да, слушаем вас.
Олег Осипов: Да, добрый вечер.
Зритель: Вечер добрый. Скажите, пожалуйста, что надежнее, что качественнее и что лучше – Captur или Hyundai Creta? "Автомат", передний привод. В базе по одной цене, в принципе. Что лучше?
Олег Осипов: Подождите. Первая машина какая? Creta – я понял.
Зритель: Renault Kaptur и Hyundai Creta.
Олег Осипов: Понимаете, Kaptur – это тот же Duster (а о Duster уже только ленивый не знает), хотя немножко улучшенный, в том числе и по шумоизоляции, и так далее. Creta, мне кажется, предлагает больший выбор вариантов, то есть там есть и "автомат", есть и "механика", кстати, есть "механика" с 1.6. То есть Creta, с моей точки зрения, технологически немножко более продвинута.
С другой стороны, Kaptur, несомненно, приятнее внутри. Эту модель можно индивидуализировать под себя, то есть подобрать цвета чуть ли не сидений и так далее, и все прочее. Тут уж выбор ваш.
Юрий Коваленко: Спрашивают еще: "Renault Duster Pickup в России будет?"
Олег Осипов: Пока нет такой информации. Я думаю, что нет. У нас пикапы не слишком востребованные. Даже те пикапы, которые были – я имею в виду в первую очередь Mazda BT-50 или "рабочую лошадку" от Ford, – и то их вывели с рынка. Пока пикапы, ну, не пользуются особым спросом, как ни странно.
Ольга Арсланова: И успеем еще послушать Виталия из Омской области. Вы в эфире, Виталий.
Зритель: Здравствуйте, Олег. Скажите, пожалуйста, обновленная Škoda Rapid, 1.6, 90 "лошадей" – чем она хорошая и что вы можете про нее сказать? И правда ли, что у нее оцинкованный кузов?
Олег Осипов: Правда. Это очень неплохой автомобиль. У нас был тест-драйв, в том числе в эфире телеканала ОТР. Можете зайти на osipov.pro и посмотреть его. Там достаточно подробно мы рассказывали, я как раз на ней ездил и рассказывал о Rapid. В принципе, машина надежная. Кроме того, подкупает своими Simply Clever, как называет Škoda, – это разумными, простыми и очень приятными решениями.
Ну что, может быть, теперь к тест-драйву?
Ольга Арсланова: Самое время. Jaguar у нас сегодня, да?
Олег Осипов: Jaguar XE.
Ольга Арсланова: Смотрим и завидуем!
ТЕСТ-ДРАЙВ
Ольга Арсланова: Наши внимательные зрители отметили: "Почему в тесте Jaguar ваши ведущие едут правыми колесами по обочине? Это штраф!"
Олег Осипов: Разве по обочине?
Ольга Арсланова: Вам показалось, не было такого!
Олег Осипов: Всякое бывает, дорогие друзья.
Юрий Коваленко: Это для красоты кадра было сделано. Это было срежиссировано, а рядом стоял экипаж ДПС, который следил, чтобы никто этого не повторял.
Ольга Арсланова: И спрашивают: "Неужели там так мало места действительно, как в Solaris, внутри?" По вашим ощущениям?
Олег Осипов: Нет, там места достаточно, уж натурально не меньше, чем в Solaris, это точно совершенно. Но машина компактная по определению. Имеется в виду – места сзади немного. И если вы сажаете ребенка, то определенные неудобства, конечно, есть. Но для двоих и для детей, которые повзрослее, которые не нуждаются в креслах, там все в порядке.
Юрий Коваленко: Но это наверняка и не family car, скажем так.
Ольга Арсланова: Машинка для взрослых, да.
Олег Осипов: Нет конечно, нет. По определению нет. Это машина для эгоиста.
Ольга Арсланова: Спасибо вам, Олег, за новости, за ответы на вопросы, за тест-драйв.
Олег Осипов: Спасибо и вам.
Ольга Арсланова: Олег Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Это была рубрика "Автомобили". Встретимся через неделю.