Оксана Галькевич: Ну а сейчас – наша постоянная рубрика, любимая телезрителями, "Автомобили". И вот вы видите уже, кто рядом с нами в студии. Я думаю, вся страна знает. Андрей Осипов – автоэксперт, редактор портала osipov.pro. Андрей Осипов: Здравствуйте, здравствуйте. Так точно! Оксана Галькевич: В запятых и точках не ошиблась я? Константин Чуриков: Здравствуйте, Андрей. Ну, у нас много-много-много новостей были связаны, конечно же, с автомобильным рынком, с автомобилями, с автовладельцами. Что из этих новостей, на ваш взгляд, сегодня самое главное? Андрей Осипов: Возьмем одну, задумаемся в некотором смысле о будущем. Дело в том, что буквально в понедельник, 27 ноября, широко известная в узких кругах межрегиональная правозащитная организация "Коллективная защита" направит в Правительство предложение запретить водителям со стажем менее четырех лет управлять автомобилями мощностью более 150 лошадиных сил. Авторы инициативы, естественно, полагают, что это поможет снизить аварийность на дорогах страны. Ну, у нас сразу к вам, уважаемые телезрители, по этому поводу, конечно же, вопрос: а вообще надо ли ограничить мощность транспортного средства или мощность автомобиля начинающим водителям? Оксана Галькевич: Законодательно. Андрей Осипов: На законодательном уровне. Да или нет? В общем-то, вопрос прост. Оксана Галькевич: Друзья, это наш SMS-опрос, мы его прямо сейчас запускаем. Формулировка сейчас появится на ваших экранах. Ответы присылайте на SMS-портал: 3443, первые буквы "ОТР". В конце часа этого подведем итоги. Константин Чуриков: Да, отвечайте "да" или "нет". Оксана Галькевич: А пока обсуждаем эту тему. Константин Чуриков: И также можете прямо сейчас позвонить в студию и тоже выразить свое мнение по этому вопросу. Секундочку, Андрей, а вот у меня такой вопрос. Ну, давайте упростим. Условно говоря… Ну, я не вожу машину, но теоретически я пойду учиться, получать права. То есть я не смогу за руль внедорожника, предположим, сесть? Андрей Осипов: Речь идет о том, чтобы тот человек, у которого стаж вождения меньше четырех лет, вообще не имел права садиться за руль любого автомобиля любого класса, у которого мотор развивает больше 150 лошадиных сил. Оксана Галькевич: Андрей, я вам просто скажу… Андрей Осипов: Тихо-тихо! Оксана Галькевич: В понимании Кости, именно внедорожник – это больше 150. Он же не понимает, что… Константин Чуриков: Ну, извините, я дилетант. Андрей Осипов: Нет, ну есть маленькие кроссоверы, они меньше 150 лошадиных сил. Константин Чуриков: Серьезно? Андрей Осипов: Вы на самом деле, Костя, абсолютно верно заметили тему. Потому что я лично считаю, что такого рода предложения надо рубить на корню. Почему? Во-первых, важна не мощность силового агрегата, а соотношение мощности к массе. Оксана Галькевич: А я думала – мозгов водителя. Андрей Осипов: Не-не-не. Потому что, понимаете, автомобиль может иметь мотор в 100 лошадиных сил, но при массе 500–700 килограмм он будет обладать такой динамикой, что у вас глаза потемнеют. А может, допустим, машина, кроссовер тот же самый, упомянутый вами, с мотором в 150 лошадиных сил и быть медленным. И потом, ну давайте вспомним нашу известную пословицу: "Чем выше горы, тем ниже приоры". Там мощность мотора значительно меньше 150 лошадиных сил, у "Приоры". Константин Чуриков: Если человек живет, извините, где-то в горах, если он живет в сложных условиях, в непроходимой тундре и тайге, которую я тут несколько минут назад вспоминал, то ему как быть? Садиться за простенький автомобиль? Андрей Осипов: Видимо, да. Ну, я уже даже не хочу говорить о 19-й статье Конституции, в которой, собственно говоря, прямым текстом написано, что "перед законом все равны, независимо от социального, материального положения, рода занятий и места жительства". И есть также 55-я статья Конституции, где черным по белому сказано, что "любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону". И на мой взгляд, подобное ограничение напрямую ущемляет права автовладельцев и, бесспорно, будет стимулировать коррупцию. Кстати говоря, Государственная Дума уже готова поддержать этот законопроект. Так первый председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что "начинающие водители покупают скоростные автомобили, в результате чего не справляются с управлением, гибнут сами и калечат других". На мой взгляд, никакой связи между аварийностью и мощностью транспортного средства нет. Более того, эта история – вообще-то, наша такая старая беда. Инициаторы, на мой взгляд, абсолютно путают причину со следствием. То есть подготовка водителей никуда не годится, школы учат просто сдавать экзамены, а не учат управлять автомобилем в реальных условиях: на трассах, в городах, в ночное время суток, со скоростью более 40 километров в час, ведь у нас обучение сейчас происходит на скоростях до 40 километров в час. И в очередной раз нам предлагается бороться с последствиями вместо того, чтобы обеспечить, по большому счету, надлежащий уровень знаний, и главное, чтобы из автошколы выходил готовый водитель, готовый к дороге, а не, простите, какой-то полуфабрикат, которому еще придется несколько лет оттачивать свои навыки, учиться ориентироваться в потоке, учиться водить автомобиль. Оксана Галькевич: Который еще несколько лет потеет от ужаса за рулем, да? Андрей Осипов: Конечно. А давайте теперь мы еще его и ограничим. Константин Чуриков: Минуточку! Я тут вижу еще другую проблему. То есть получается, что господа-депутаты считают, что у человека, который обучился, сел за маленький автомобильчик, у него через четыре года найдутся деньги на новый, более мощный автомобиль? Андрей Осипов: Почему мы должны ограничивать его изначально? Почему? Может быть, он сейчас себе хочет купить дорогой и безопасный автомобиль. Ведь на самом деле чем автомобиль дороже, как правило, чем он премиальнее, тем большее количество различных систем безопасности в нем установлено. Оксана Галькевич: Это правда. Андрей Осипов: Если вы возьмете опять же упомянутый мной ВАЗ и сравните его по системам безопасности с каким-нибудь современным автомобилем, типа того же самого Volvo, то Volvo сама может тормозить перед препятствиями, распознает пешеходов, она поможет избежать столкновений. В то время как на ВАЗ только недавно систему стабилизации начали устанавливать. Константин Чуриков: Юрий из Брянска звонит, хочет как раз по этой теме высказаться. Андрей Осипов: Давайте послушаем Юрия из Брянска. Константин Чуриков: Юрий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот ваше мнение какое? Зритель: Ну, мое мнение… Я уже 45 лет езжу. Я еще ездил при царе Горохе, так сказать, работал водителем в 10 лет. У меня были машины малой мощности, "Москвичи" 411-е. Ну, на них все равно можно было разогнаться 110–120. И можно было таких дров наломать! Если не хватает умения, то на любых силах можно наломать дров. Вот у вашего ведущего хочу спросить. У меня сейчас 41-й "Москвич". Почему он не заходит в занос на лысой резине на гололеде при резком маневрировании? У меня такой случай был: хотел задавить собаку, а жена… Константин Чуриков: Хотели задавить собаку? Андрей Осипов: Хотели не задавить, наверное, собаку все-таки? Зритель: Нет, я вынужден был на нее наехать, чтобы не получился занос. А колеса, как всегда, были лысыми на "Москвиче". Гололед был голый. Я резко рванул руль, но "Москвич" 41-й не пошел в занос. Почему – не понимаю. Константин Чуриков: То есть ради спасения человека вы это сделали? Оксана Галькевич: Ну, естественно. Это же правило водителя. Зритель: Нет, ради спасения собаки. Почему 41-й "Москвич" на лысой резине на скорости почти 100 километров не входит в занос? Константин Чуриков: Хорошо, Юрий, спасибо. Мы не поняли, плохой вы или хороший, собаку вы спасали или… Андрей Осипов: Ну, во-первых, наверное, вы не так сильно дернули руль – раз. Во-вторых, вы его дернули недостаточно для того, чтобы машина провалилась в занос, потому что для переднеприводного автомобиля типична ситуация так называемой поворачиваемости. Этим отличается в том числе и 41-й "Москвич". То есть, грубо говоря, если вы на скользкой дороге резко повернете руль, она скорее начнет передней частью уходить наружу, нежели проваливаться в занос. Вот если бы вы одновременно с резким движением руля еще и газ бы сбросили, и еще бы на тормоз нажали – вот тогда, скорее всего, вы бы провалились в занос. А что касается лысой резины. Ну, простите, на мой взгляд, это недопустимо – эксплуатация зимой автомобиля на зимней резине, потому что это попросту опасно. Сейчас не провалилась в занос. Но, простите, дело не в заносе. А как вы тормозить-то будете на таких покрышках? Константин Чуриков: Еще один звонок по теме и будем уже подводить итоги этого опроса. Андрей Осипов: Согласен. Константин Чуриков: Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий, добрый вечер. Оксана Галькевич: Дмитрий, Дмитрий, Дмитрий! Константин Чуриков: Дмитрий из Татарстана. Дмитрий, отвечайте. Андрей Осипов: Алло-алло! Константин Чуриков: Дмитрий, видимо, куда-то пропал. Оксана Галькевич: Не с нами Дмитрий. Константин Чуриков: Тогда давайте итоги. Оксана Галькевич: Ну, давайте тогда итоги подводить. Они меняются, правда, ежесекундно, потому что в прямом эфире мы работаем, уважаемые друзья. Вот то, что я вижу сейчас на экране – 50 на 50. Андрей Осипов: Фифти-фифти. Оксана Галькевич: Только что было 48 на 52. Очень много у нас приходит сообщений. Константин Чуриков: 43% считают, что нужно ограничить мощность автомобиля начинающим водителям. И, соответственно, 57% говорят, что нет. Оксана Галькевич: Как меняется. Константин Чуриков: В общем, смотрите – пока побеждают те, кто против. Оксана Галькевич: Но, с другой стороны, это же не депутаты предложили, это некая организация, да? Андрей Осипов: Но Госдума-то уже готова поддержать. И потом, обсуждаем мы с вами эту тему-то не с депутатами, а с теми людьми, которым придется столкнуться на дорогах с таким ограничением. Оксана Галькевич: Андрей, спокойно! Андрей Осипов: Молчу, молчу. Давайте к вопросам. Оксана Галькевич: Может быть, просто это только наша аудитория вот так настроена? Андрей Осипов: Может быть. Оксана Галькевич: Сейчас, может, день просто такой? Через неделю будет другой. Андрей Осипов: Пятница. Константин Чуриков: Уважаемые зрители, прямо сейчас вопрос/ответ. Уже можете советоваться по поводу того, какую машину вам выбрать, чем вас не устраивает старая и какая новая вам нужна. Прямо сейчас… Оксана Галькевич: Например, кстати, вот пишут… Прости, Костя. Константин Чуриков: Давай. Оксана Галькевич: Нам пишут: "Очень неплохо начинать вождение с автомобиля Audi Q3 с 180 "лошадками". Андрей Осипов: А почему бы и нет? Оксана Галькевич: Очень согласна. Это к нашей предыдущей теме. Андрей Осипов: Конечно. Оксана Галькевич: Я думаю, что даже не будете давать характеристики "за" и "против" этого автомобиля. Начнем с Renault Sandero – очень просят дать характеристику этому автомобилю, плюсы и минусы. Андрей Осипов: Неплохой автомобиль, достаточно адекватный по цене. Вам хорошо знаком его клон под названием LADA XRAY. По большому счету, основное нарекание у меня к Sandero заключается только в одном – он не очень хорошо держит прямую, вот честно. Я попробовал эту машину на разных дорогах, причем в том числе с идеально ровным покрытием, и заметил такую особенность: как только разгоняешься больше 60–80 километров в час, машина буквально елозит. То есть постоянно надо в пределах 1–2 градусов рулем вот так поддерживать. Это, конечно, не очень хорошо. Но я думаю, что, может быть, это была особенность двух тестовых автомобилей, которые были у меня в руках. Оксана Галькевич: Вам достались. Андрей Осипов: Я надеюсь, что это не массовая проблема. Оксана Галькевич: Случайная выборка. Константин Чуриков: Петр из Оренбурга, добрый вечер, задавайте ваш вопрос. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Camry V50 2014 года. Позвонил официальным дилерам… То есть менять масло в коробке, говорят, вообще никогда не надо. Это первый вопрос. И второй – система ESP. Если сильный гололед, стоит отключать, чтобы можно было самому вырулить на дороге, чтобы не глушила система ESP? Спасибо большое. Андрей Осипов: Давайте начнем по порядку. По поводу первого. Если пробег у вашего автомобиля превышает 80–100 тысяч километров, я бы рекомендовал заменить масло в автоматической коробке передач. Да, действительно, производитель утверждает, что коробка не обслуживаемая и масло там менять не надо. Но с учетом наших условий эксплуатации я бы рекомендовал это сделать. Менять ли его частично, менять ли его полностью – проконсультируйтесь опять же на сервисе. А теперь – что касается системы ESP и антипробуксовочной системы. На мой взгляд, когда вы хотите выбраться из какого-то снежного плена или резко выскочить на дорогу, только отключение системы ESP позволит добиться пробуксовки и соответствующего ускорения. Вы верно заметили, что на скользких покрытиях ESP… Она ведь двухкомпонентная фактически система. Первая часть этой системы – это система антипробуксовочная, которая мешает колесам пробуксовывать, она ограничивает мощность мотора и может даже выборочно подтормаживать. И вторая часть этой системы – это собственно система стабилизации. На Camry, если не ошибаюсь, однократное нажатие приводит сначала к выключению системы Traction control. И этого на самом деле будет в большинстве ситуаций достаточно. Я бы рекомендовал ее отключить. Потому что вы наверняка сами заметили, что с отключенными всеми системами, когда вы пытаетесь, допустим, с второстепенной дороги на главную выехать (там асфальт, а здесь у вас лед) у вас пробуксовка начинается, а потом электроника начинает глушить – и вы буквально встаете. В таких ситуациях ее надо отключать. И, кстати говоря, именно поэтому и я, и большинство производителей всегда говорят о том, что система должна быть отключаемой именно для таких случаев. И плохи те машины, в которых система неотключаемая. Называть их не буду, но такие есть. Оксана Галькевич: Я назову тогда автомобиль, если вы боитесь. Новый Ford Kuga – плюсы и минус? Андрей Осипов: С удовольствием. У него все отключается, кстати говоря. И у него никаких проблем нет. Оксана Галькевич: Да? Это плюс. Андрей Осипов: Это безусловный плюс. Во всех машинах, даже в Mercedes она отключается. Хотя на Mercedes она полностью не отключаемая, но она включается при скорости больше 50 километров в час автоматически. Что касается Kuga – неплохой автомобиль, особенно если мы говорим о новом поколении этого транспортного средства. Предлагается у нас как с передним, так и с полным приводом. Ну, к сожалению, сейчас остались только, я так понимаю, бензиновые моторы – это 1.6, 150 или 180 лошадиных сил. Есть атмосферник, по-моему, 2.5-литровый или 2.3, могу ошибиться. Дизеля нет – вот это жаль, потому что дизель у него очень хороший. Я бы рекомендовал эту машину. Единственное, что сначала рекомендовал бы немножко присидеться. Там оригинальная несколько такая эргономика. Понравится вам или нет – не знаю. Константин Чуриков: Так что, Оксана, видишь, хороший автомобиль, говорит Андрей. Андрей Осипов: Гуд. Оксана Галькевич: Бери. Константин Чуриков: А то, понимаешь, любое наше слово влияет на статистику продаж в это сложное время для нашей экономики. Давайте послушаем Юрия из Москвы. Юрий, добрый вечер. Юрий, здравствуйте. Оксана Галькевич: Юрий! Зритель: Да, добрый вечер. Оксана Галькевич: Добрый. Говорите. Зритель: Будьте добры, я бы хотел услышать ваше авторитетное мнение. Автомобильчик хочу приобрести – Fiat Stilo. Просто у меня до этого уже был Fiat, был Fiat Tipo, и у меня осталось очень хорошее мнение, хотя тоже был подержанный автомобиль. А сейчас вот что вы могли бы сказать про Fiat Stilo? Спасибо. Оксана Галькевич: Тоже хорошие машинки. Андрей Осипов: Вы знаете, Fiat очень хороши по управляемости, Fiat очень легко покупаются, но чрезвычайно сложно продаются. Вот это, пожалуй, проблема Fiat Stilo, потому что машина… Константин Чуриков: Стереотипы какие-то? Оксана Галькевич: Да, кстати. Андрей Осипов: У нас не любят Fiat. Оксана Галькевич: Странно, да. Андрей Осипов: Я вам могу сказать, что корни с 98-го года, с программы такой " Fiat нам не нужен". Было целое такое общественное движение. Константин Чуриков: Кстати, о том, как отзываются слова в душах людей. Андрей Осипов: Да, грубо говоря. И поскольку бренд за эти годы уходил, приходил, уходил, приходил, а потом, собственно говоря, вообще не занимался ни своим пиаром, ни улучшением имиджа – вот и результат. У нас сейчас большим спросом пользуются коммерческие автомобили Fiat, они очень неплохие на самом деле. Но говоря о Stilo – интересная машинка, забавный автомобиль. Но меня, честно скажу, смущает то, что… Да, сейчас она наверняка доступна на вторичном рынке. Но как вы ее будете потом продавать? И есть сомнения по поводу обслуживания этого автомобиля. Дилеров мало официальных, многие запчасти придется заказывать, ждать их. Ну, смотрите сами. Но отговаривать не буду. Константин Чуриков: Ну что, сейчас тогда давайте устроим тест-драйв. Андрей Осипов: Безусловно. Наша традиционная рубрика. Константин Чуриков: Может, сохраним интригу, и вы не будете пока говорить, хорошая это машина или нет? Андрей Осипов: А я скажу, что это в каком-то смысле ответ нашим уважаемым зрителям, которые нас просили, чтобы мы потестировали этот автомобиль, спрашивали об этом у Олега. И мы-таки это сделали. Оксана Галькевич: Слушайте, очень интересно. Андрей Осипов: Мы не объявляем, какая машина, да? Оксана Галькевич: Все внимание на экран! Константин Чуриков: Да, внимание на экран. Сохраним интригу. ТЕСТ-ДРАЙВ Константин Чуриков: А вот мы и в студии. Посмотрели в этой студии на эту машину. Оценка коротко. Андрей Осипов: Неплохой автомобиль. Константин Чуриков: Неплохой? Андрей Осипов: Действительно, неплохой автомобиль. Константин Чуриков: Четверка? Андрей Осипов: Да, да. И я бы сказал, что он даже превосходит очень многих японских конкурентов. Оксана Галькевич: И снято красиво. Андрей Осипов: Спасибо. Константин Чуриков: Это мнение нашего автоэксперта Андрея Осипова, редактора портала osipov.pro. Андрей, спасибо большое. Андрей Осипов: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, все тест-драйвы, все наши эфиры вы можете находить в наших социальных сетях, на сайте osipov.pro… Андрей Осипов: И на нашем YouTube-канале. Оксана Галькевич: И YouTube-канал у вас еще есть. Андрей Осипов: Конечно, конечно. Константин Чуриков: Через несколько минут выпуск новостей на ОТР. Смотрите этот выпуск, потому что событий много, и, к сожалению, не самых радостных. А через полчаса мы вернемся, программа "ОТРажение" продолжится. Будьте с нами.