Константин Чуриков: И вот настал тот час, когда снова рубрика "Автомобили" в эфире ОТР. У нас в студии Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Хорошая новость – ожил SMS-портал: 3443 работает безукоризненно, первые три буквы "ОТР", все это бесплатно. Вопросы можете задавать Андрею по выбору автомобиля, а начнем мы с главной автомобильной новости недели. Добрый вечер. Андрей Осипов: Во-первых, здравствуйте. Константин Чуриков: Да, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Вот, наконец, настал тот час, когда мы снова видим вас. Андрей Осипов: Прекрасно, хорошо, в рифму. На самом деле на этой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о передаче сначала московским, а потом и остальным региональным властям право штрафовать автомобилистов без участия ГИБДД за целый ряд нарушений дорожного движения, зафиксированных фото- и видеокамерами. Тут стоит отметить, что этот законопроект обсуждался еще в 2015 году, но тогда депутаты не рискнули его принимать перед очередными думскими выборами. Однако и сейчас в Думе разгорелась, в общем-то, горячая дискуссия вокруг законопроекта. Одним из противников выступил первый зампред профильного комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Вот что он буквально сказал. Вячеслав Лысаков: Так называемый законопроект Правительства РФ категорически нельзя… Автор этой идеи передачи полномочий ГАИ региональным правительствам, в данном случае Москве, отнюдь не Правительство Российской Федерации и не Министерство внутренних дел. Автор этой идеи на самом деле – известный многим в этом зале господин Ликсутов, и вся сверхзадача господина Ликсутова и его подчиненных была и есть одна – я отвечаю за свои слова – обдирать автомобилистов Москвы и всех приехавших сюда автомобилистов страны по полной программе, всеми правдами и неправдами, законно и незаконно. О чем, кстати, говорят результаты проверки прокуратуры, сделанные по моим депутатским запросам еще в 2015 году. Константин Чуриков: Так. Андрей Осипов: На самом деле действительно непростая ситуация. И если бы мы жили с вами не в стране под названием Россия, на мой взгляд, а в стране под названием Германия или Великобритания, то никакой проблемы, на мой взгляд, в передаче полномочий по взиманию штрафов местным властям не было бы. Потому что, с одной стороны, это может даже способствовать, если хотите, развитию местного самоуправления, потому что они действительно пополняют бюджет. Но если мы взглянем на текущие реалии, то принятие этого законопроекта лично меня настораживает; я думаю, что насторожит оно и большинство автовладельцев. Объясню почему, по некоторым причинам. Во-первых, из самого главного, пожалуй: у нас нет презумпции невиновности водителя. В нашей стране, к сожалению, водитель должен доказывать, что он невиновен, а не полиция должна доказать, что мы виноваты. Во-вторых, понятного и четкого алгоритма и системы обжалования штрафных квитанций, даже которые показывают нам абсолютную фантастику, не существует в нашей стране. Чтобы обжаловать любой штраф, нужно пройти семь кругов ада. Константин Чуриков: Вот здесь маленькая пауза. Вот те, кто прошел семь или хотя бы один, пару кругов ада, можете позвонить прямо сейчас, задать вопрос Андрею, поделиться мнением: 8-800-222-00-14. Андрей Осипов: Замечу попутно, что доходы от штрафов в том числе с камер фото- и видеофиксации уже сопоставимы с доходами, которые получает государство от налогов. То есть надо понимать размер денежных средств, о котором мы говорим. Константин Чуриков: Секунду, от всех налогов? Андрей Осипов: Да, в том-то и дело. Константин Чуриков: НДФЛ? Какие еще у нас налоги? Андрей Осипов: Конечно. То есть доходы от штрафов сопоставимы с доходами, которые мы получаем от налогов – я имею в виду от налогов после арбитражей и так далее. То есть надо понимать, что мы говорим на самом деле об огромной сумме денег, которая вращается в этом, собственно говоря, бизнесе. Константин Чуриков: То есть не НДФЛ, другие, понятно. Андрей Осипов: Как я уже сказал, нет четкого механизма обжалования штрафов. Потом как быть с теми камерами, которые, допустим, иногда показывают просто фантастическую информацию? По-моему, в Чебоксарах "Газель", которая… 206 километров в час проехала, в Химках ВАЗ-2102 железнодорожный переезд на скорости 200 пересек. Она не может так ехать. Оксана Галькевич: Просто надо знать, что такое ВАЗ-2102. Андрей Осипов: Да, но штраф приходил. Константин Чуриков: Слушайте, если там в этой "Газели" пассажиры, то они просто все в мелкий фарш, если там 206 километров в час. Андрей Осипов: Конечно. И, наконец, последнее. Нет никакой персональной ответственности у человека, который накладывает на нас, если хотите, вот это административное постановление, то есть штраф. Ведь в конце концов каждое постановление об административном правонарушении подписывается сотрудником ГИБДД, и оно подписывается всегда, вне зависимости от того, реальная это картинка или нет. Очень часто я слышу о таких вещах, когда получается постановление с отражениями фар – помните давнишнюю историю? Якобы машина ехала по выделенной полосе. Но ведь, простите, это постановление о наложении штрафа было подписано. Я в этой связи могу привести свой личный опыт по штрафам, которые я получал из Германии и из Голландии, если не ошибаюсь. Из Германии я получил штраф из одной местной земли – это был штраф как раз-таки не полиции за превышение скорости. Это было 2 страницы: вторая страничка представляла собой следующее – мне предлагалось, если я не согласен, если я не находился в машине, то пожалуйста, заполните вот эту форму, пришлите на такой-то адрес электронной почты со всеми контактами. Я его получил через 30 дней, после истечения 30-дневного срока штраф удваивался. Я написал по электронной почте в местный муниципалитет, и вы не поверите, через 2 дня получил ответ, где прилагалась квитанция. Мне сказали: "Да, мы понимаем, что действительно письма в Россию, наверное, доходят долго. Мы приносим вам свои извинения". Они принесли мне свои извинения за то, что доставили мне неудобство, связанное с оплатой штрафа. Они не смогли принять этот платеж из России. Я в следующий раз, будучи за рубежом, они сказали: "Вот вам квитанция – в любой шпаркассе Германии, Австрии зайдете, по этой квитанции все оплатите". Оксана Галькевич: Андрей, ну таки что вы вот это вот разводите здесь? Кто вам что там будет объяснять еще на нескольких страницах? Вам же и сотрудник ГИБДД особо там ничего рассказывать не будет. Андрей Осипов: Конечно. Оксана Галькевич: Сотрудник ГИБДД еще в каком настроении, простите, и как вы с ним разговариваете, а не как он с вами разговаривает. Андрей Осипов: И на этом фоне принятие законопроекта… Мы можем с вами, по-моему, очень четко предположить, к чему это на самом деле приведет. Вспомните, когда московским властям дали право регулировать парковку и штрафовать за парковку – сколько мы увидели парковочных мест и знаков, запрещающих эту парковку? Константин Чуриков: Мы только их и видим. Андрей Осипов: Причем сами сотрудники ГИБДД в негласном разговоре говорят: "Слушайте, они иногда рисуют такое, что страшно становится – там нельзя ездить, там нельзя организовывать парковку, это ухудшает движение". Но тем не менее из-за непомерных аппетитов, скажем честно и будем откровенны, это превращается… То есть то, что должно контролировать и способствовать безопасности дорожного движения, увы, превратилось в инструмент для пополнения бюджета. Это ужасно. Оксана Галькевич: Вы знаете, меня еще как-то беспокоит такая разница между Москвой и другими регионами, потому что в некоторых регионах по поводу платной парковки есть сложности по введению этого явления в жизнь именно в связи с тем, что в федеральном законодательстве есть какие-то разногласия. А в Москве все работает, и вот так прямо на ура. Андрей Осипов: Хочется, конечно, спросить, где деньги, куда они пошли-то, собранные? Очень хотелось бы знать. Константин Чуриков: Вот спрашивает Башкортостан: "А куда деньги идут от штрафов?" Андрей Осипов: По идее они должны… Понимаете, у нас очень сложная вообще налоговая система. У нас зачастую очень… У нас как устроено? Все штрафы, собираемы в регионе, отправляются в федеральный центр, а потом они распределяются. Потому что все регионы разные: есть дотационные регионы, есть более прибыльные регионы и так далее. Штрафы по идее должны пополнять местный бюджет, и принятие этого законопроекта как раз-таки должно способствовать наполнению местных бюджетов. Но как в этой связи не вспомнить историю с дорожными фондами? Ведь по большому счету ситуация с дорогами в нашей стране не очень-то и улучшилась в последнее время. Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем Дмитрия из Москвы. Дмитрий, добрый вечер. Зритель: Да, здравствуйте, добрый вечер. Хотел рассказать историю по поводу штрафа, который был выписан. У меня Priora, а штраф мне пришел, фотография там Peugeot. Помимо того, что мне пришлось съездить в центральный офис, который выписывает все эти дела, а принимает он очень весело (2 раза в неделю по 3 часа), и очередь, когда я пришел туда… Я приехал, наверное, где-то часа за 4 до того, как они начали принимать, и я был 105-м. Андрей Осипов: Вот, пожалуйста, яркая иллюстрация. Спасибо, Дмитрий. Константин Чуриков: Город Москва, спасибо. Андрей Осипов: Яркая иллюстрация того, что происходит. Понимаете, ведь с этим законопроектом мы можем дойти до того, что, простите, дежурный у подъезда будет штрафовать жильцов собственного дома за неправильную парковку. Я понимаю, что вспоминается знаменитая фраза Нонны Мордюковой из не менее знаменитого фильма: "Я не знаю, как у них, а у нас управдом друг человека". Но, простите, не до такой же, собственно говоря, степени. То есть, грубо говоря, принятие этого законопроекта на фоне полного отсутствия системы сдержек и противовесов, когда мы как автовладельцы, как автомобилисты могли бы действительно что-то противопоставить, у нас был бы четкий механизм оспаривания и нам не нужно было бы быть 105-м в очереди, а четко, понятно предоставлять. Оксана Галькевич: Купил машину – виноват. Андрей Осипов: Вот штраф из Бельгии, который я получил – это называется европротокол так называемый в их понимании. Это такая простыня, разделенная на три части: верхняя часть – ваша фотография нарушения, вторая часть – квитанция об оплате, третья часть – если вы не согласны, без всяких марок и конвертов заполняете форму, пишете свой адрес, кладете в любой почтовый ящик любого места Евросоюза, и вам таки приходит ответ. Оксана Галькевич: Вы не просто имеете право, вы имеете возможность. Андрей Осипов: Да, вот именно. Константин Чуриков: И что бы ни происходило, людям все равно нужны машины – прямо сейчас спросите Осипова. Оксана Галькевич: Не проникся ты, Костя, нашей болью. Константин Чуриков: И сразу приоритет звонящим – кто у нас на линии, Оксана? Оксана Галькевич: А кто у нас на линии? Константин Чуриков: Гузель, город Казань. Гузель, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Suzuki Vitaraили Skoda Yeti? Оба 1.6 на механике, передний привод. Какой надежнее и меньше гниет? Спасибо. Андрей Осипов: Ну надежнее теоретически будет Suzuki Vitara, но гораздо приятнее, я вам должен заметить, Skoda Yeti. Suzuki Vitaraшумновата, Йети все-таки является европейским автомобилем, и по большинству параметров превосходит Vitara. Оксана Галькевич: Далее смотрите. "Skoda SuperbII, рестайлинг 2 литра. Стоит ли покупать? Средняя стоимость 1.1 миллиона". Андрей Осипов: Хотелось бы узнать, 2 литра дизель или 2 литра бензин, потому что это существенная разница. Если 2 литра дизель, то покупать можно, мотор там достаточно ресурсный. Если мы говорим о двухлитровом бензине, то надо покупать его, скажем так, с осторожностью, многое будет зависеть еще и от типа коробки передач, которая установлена на Superb. Но в принципе, поскольку речь идет, я так понимаю, цена 1.1 миллиона – подержанная машина, как обычно могу ответить, что надо сделать диагностику, дабы избежать проблем. Константин Чуриков: Еще спрашивает нас Чита: "Подскажите, пожалуйста, Nissan NoteAT 2007 года – двигатель 1.5. Достойный ли вариант и крепкий ли вариатор?" – Елена. Андрей Осипов: Вариатор достаточно крепкий у Nissan Note, его ресурс составляет не меньше 150 тысяч километров. Хотя когда мы говорим о ресурсе, надо понимать, что очень многое зависит от того, как эксплуатировался автомобиль и насколько хорошо за ним ухаживали. В целом на Nissan Noteу меня нареканий нет, это очень функциональная машина, такой компактвэн, там очень много отсеков для мелкой поклажи, она прекрасно подойдет прежде всего семьям. Константин Чуриков: Оксана, а можно я представлю зрительницу следующую? Оксана Галькевич: Давай. Константин Чуриков: Очень красивое имя: Венера, Челябинская область. Добрый вечер, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела узнать. Вот KiaRio, новая машина, 3 месяца. Случилось так, что наш сосед нас ударил. И когда мы приехали в ГАИ, нам сказали, что сейчас страховка у нас будет. И у меня вопрос: почему после 28 числа они делают ремонт, а до 28 числа они финансируют просто в денежном эквиваленте? Андрей Осипов: Ну вообще странно. Если у вас машина застрахована, вы должны в данном случае выбирать, получить ли денежное возмещение либо отправиться на сервис. Но согласно последним изменениям, которые вступили, денежное возмещение сейчас фактически получить невозможно, вы в любом случае будете отправлены на сервис, рекомендованный страховой компанией – таков, увы, новый закон, если хотите, об ОСАГО, точнее изменения, которые вступили в силу как раз-таки не так давно. Константин Чуриков: А вот говорят, страна бедно живет – Красноярский край: "Volvo S80 или Lexus GS 2007-2010, что лучше?" Андрей Осипов: Ну это не такие дорогие машины, я должен вам заметить. Константин Чуриков: Да? А, да, год, просроченные автомобили, хорошо. Андрей Осипов: 10 лет уже автомобилям, да. Вы знаете, я думаю, что лучше будет та машина, которая находится в лучшем техническом состоянии. Как показывает практика, Volvo живут чуть-чуть все-таки подольше, чем Lexus. Хотя Lexus, наверное, будет лучше Volvo в плане надежности, но проиграет, наверное, в плане своих ходовых характеристик. Поэтому решайте сами, что вам больше нравится. Но самое главное – это, опять же, найти машину, которая находится в надлежащем техническом состоянии. Оксана Галькевич: Роман звонит нам – Роман, здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте, Роман. Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие, добрый вечер, уважаемый гость. Подскажите, пожалуйста, Citroen DS4 2013 года декабря месяца, пробег 52 тысячи километров. Каких сюрпризов от него ждать? Андрей Осипов: Мотор? Зритель: Автомат. Андрей Осипов: А мотор какой? Зритель: Мотор 1 500 автомат, пятиступенчатый. Андрей Осипов: 1.6 Turboкоторый? Зритель: Да-да-да, спасибо. Андрей Осипов: Основные нарекания в этой машине связаны как раз-таки с двумя вещами. Первая – это сам мотор: 1.6 Turbo – это не самый надежный силовой агрегат, там, к сожалению, провис цепи наблюдался и так далее, то есть за ним нужно в обязательном порядке следить, если появятся посторонние звуки, сразу же на сервис для комплексной диагностики и регулировки цепи. И есть небольшие, в общем-то, нарекания на работу электроники. Но в общем и целом Citroen DS4, на мой взгляд, очень неплохой автомобиль. Константин Чуриков: Андрей, вы быстро говорите, придется еще быстрее – и Дмитрий тоже, пожалуйста, быстро. Андрей Осипов: Постараюсь. Константин Чуриков: Дмитрий из Хакассии – добрый вечер. Ваш вопрос? Зритель: Добрый вечер. Вот единственное – выбор между автомобилями Mitsubishi Outlanderи Renault Kaptur. Константин Чуриков: Спасибо. Андрей Осипов: Если вы эксплуатируете машину в городе, то логичнее будет Renault Kaptur. Но Mitsubishi Outlander, конечно же, машина другого класса, она существенно больше Kapturи она еще и обладает, наделена, скажем так, определенным внедорожным потенциалом. Поэтому решайте сами. Константин Чуриков: Ну а сейчас наша традиционная подрубрика – это будет "Тест-драйв". Андрей Осипов: Сегодня в наших руках Datsun on-DO с новыми силами. Это абсолютно неслучайно, потому что главная новость этого автомобиля, который в общем-то уже хорошо знаком вам, уважаемые дамы и господа, заключается в силовом агрегате. Теперь можно заказать как mi-DO, там и on-DO с куда более мощным мотором объемом 1.6 литра, 16-клапанным силовым агрегатом мощностью 106 лошадиных сил. Понятное дело, что речь идет о так называемом 127-м автовазовском моторе (у него именно такой индекс). Он, в общем-то, хорошо знаком с незабвенных времен. Но должен сказать, что инженерами Datsun была проделана огромная работа по его доводке. Здесь стоит абсолютно другая программа управления силовым агрегатом, за счет чего разгон стал более линейным и эластичным, нет провала, который замечен на этом же моторе на других автомобилях прежде всего вазовской продукции. Кроме того, изменилась передаточное число – главная пара теперь 3.9. Это также положительным образом сказалось на динамике, потому что она стала, грубо говоря, короче. Коробка передач одна-единственная, которая может работать с этим мотором – это 5-ступенчатая механическая коробка передач также автовазовского производства с небольшой, едва заметной модернизацией от Datsun. На самом деле очень часто я слышу вопрос: "Какой смысл покупать тот же самый on-DO, поскольку по сути это, скажем так, японская версия "Гранты"?" Но вот именно в том, что это японская версия "Гранты", и кроется смысл приобретать именно Datsun. Во-первых, он очень здорово отличается от той же самой "Гранты", как и mi-DO, допустим, от "Калины", шумоизоляцией. Здесь используются другие шумоизоляционные материалы, их гораздо больше, за счет этого в машине тише. Да, пластик, конечно, жесткий внутри, руль регулируется только по высоте, и от этого никуда не денешься. Как и, собственно говоря… Вот что бы я порекомендовал сделать инженерам Datsun, так это подумать над переносом USB-разъема из бардачка. Потому что я понимаю, что конструкторы "АвтоВАЗа" еще живу в 1970-х гг., когда USB-разъемов не было, именно поэтому они разместили его в бардачке, причем разместили так, что даже небольшого размера флешку туда вставить весьма и весьма затруднительно. Ну слушайте, неужели так сложно взять и перенести ее куда-нибудь сюда в район центральной консоли? Ведь в конце концов сенсорный монитор здесь есть? – есть. Ну почему USB-разъем находится там, где ты его на найдешь вообще даже при всем желании? Даже нет никакого обозначения, собственно говоря, что он находится именно в бардачке. Наконец-таки изменился цвет приборов: теперь они подсвечиваются по-фирменному, как у Nissan, таким бело-молочным немножко цветом, а не зеленым, как было ранее. Абсолютно другие уплотнители у дверей стоят, за счет этого двери закрываются мягче. Изменена конструкция замка 5-й двери, или двери багажника; изменена конструкция складывающихся сидений задних – они складываются как целиком, так и по частям, и замок теперь более мягкий. Изменена конструкция немножко замка, который закрывает капот, теперь усилие меньше; кроме того, он отрегулирован. Зазоры стали меньше, и самое главное, что даже если вы сильно опускаете капот, то есть грубо говоря его бросаете (это было замечено на предыдущих версиях on-DO, да и, собственно говоря, на той же самой "Гранте"), капот иногда доставал даже до бампера и до передней решетки. Здесь такого теперь нет, стоят специальные ограничители. Конечно, педаль сцепления могла бы быть информативной, если говорить об управляемости. Но зато у on-DO куда более вменяемое, на мой взгляд, рулевое управление, нежели у "Калины" и той же самой "Гранты". Связано это с тем, что здесь используется так называемый безредукторный усилитель рулевого управления. Он также электрический, но именно за счет использования безредукторного усилителя формируется очень четкая картина происходящего под передними ведущими колесами. Вообще когда управляешь Datsun on-DO, вспоминаешь… Конечно, машине это скорее комплимент, это никоим образом не недостаток – вспоминаешь машины тех же самых 1980-1990-х гг., потому что понимаешь, что в этом автомобиль действительно все такое аналоговое: руль с хорошей связью, педали более-менее вменяемые, хотя на самом деле педаль тормоза, я считаю, стоило бы довести, потому что первые несколько сантиметров хода педали она абсолютно пуста даже несмотря на то, что в on-DO с этим мотором стоит теперь другой тормозной цилиндр на вакуумке. Снизились его шумы, он стал немножко получше работать, но вот в целом вот эти вот первые несколько сантиметров провала, которые можно ощутить в той же самой "Гранте" или "Калине", к сожалению, прослеживаются и в on-DO. Хотя к мощности самих суппортов по большому счету нареканий нет. К тому же есть система ABS, которая предотвращает блокировку. Естественно, on-DO комплектуется и антипробуксовочной системой, и системой стабилизации, благо она вся отключается. За сим пора закончить. Вернемся в студию. Оксана Галькевич: С этим авто все понятно. Спрашивают, планируете ли тест-драйв Genesis G80. Андрей Осипов: Был. Можете посмотреть на сайте Общественного телевидения России или на нашем YouTube-канале, где также выкладываются все эфиры. Оксана Галькевич: Спасибо. Андрей Осипов: Спасибо. Константин Чуриков: Это была рубрика "Автомобили", она здесь на ОТР каждую пятницу примерно в это время, в 18:30. Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro, был у нас в студии. А через несколько минут выпуск новостей на ОТР и потом через полчаса увидимся в "Отражении", не переключайтесь.