Юрий Коваленко: Ну а мы переходим к нашей постоянной рубрике, просим вас подключаться. Мы обсуждаем самые свежие автомобильные новости, даем советы по выбору автомобиля. Ждем ваших SMS с вашими вопросами. Олег Осипов – автоэксперт, редактор сайта osipov.pro– уже у нас в студии. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Олег Осипов: Добрый вечер. Добрый вечер, дорогие друзья. Помните такую песню Владимира Семеновича Высоцкого "Говорят, что скоро все подорожает, и особенно штаны и алкоголь"? Вод под каждый Новый год обязательно появляются слухи и утверждения насчет очередного роста цен. Что касается автомобилей, прежде всего собранных за пределами России, то эти предсказания, надо признать, имеют под собой почву. Тут дело вот в чем. Во-первых, машины многих иностранных марок, как ни покажется странным, на нашем рынке недооценены. Многие модели стоят у нас дешевле, чем на своей родине. И это несмотря на драконовские налоги и ввозные пошлины. Во-вторых, в Министерстве промышленности и торговли России подготовили и внесли в Правительство проект постановления, предусматривающий увеличение размера так называемого утилизационного сбора. Напомню, он был введен в 2012 году, можно сказать, в качестве своеобразной компенсации за снижение импортных пошлин после вступления России в ВТО. И вот с будущего года сбор будет увеличен примерно на 15–17,5%. Это будет зависеть от категории и вида транспортного средства, а также от экологического класса машины. Но отечественным производителям по-прежнему затраты будет компенсировать государство. На это государство намерено потратить 125 миллиардов рублей, причем каждый год, до 2020 года. Так во всяком случае рассказали в Минпромторге. Таким образом, покупатели отечественных автомобилей, которых, по оценке экспертов, в России сегодня собирается и продается более 80%, не почувствуют роста цен на автомобили. Ну, не должны почувствовать. Но машины импортной сборки в цене, конечно, вырастут. В-третьих, с 2018 года в России хотят расширить шкалу акцизов на легковые автомобили, размер которых привязан к мощности двигателя – что является глупостью, с моей точки зрения. Сейчас в этой шкале три категории, последняя из них охватывает машины с двигателями мощностью от 150 лошадиных и предполагает уплату акциза в размере 420 рублей за 1 лошадиную силу. То есть с 2018 года это будет уже 437 рублей с лошадиной силы. Но чиновники хотят добавить четыре новые категории: 200–300 лошадиных сил, 300–400, 400–500 и свыше 500 лошадиных сил. Размер акцизов для них предполагается установить в размере 897, 925, 965 и 1 084 рублей с 1 силы, соответственно. Таким образом, акциз за 500 "лошадей" под капотом составит более полумиллиона рублей! По расчетам инициаторов нововведения, это позволит привлечь в 2018 году в бюджет почти 14 миллиардов без малого рубле. Юрий Коваленко: Вот хочется спросить все-таки по поводу даже не лошадиных сил, а той самой неэкологичности и прочего-прочего-прочего. Если поднимают цены на новые автомобили, акцизы, соответственно, как бы позволят поднять цены на новые автомобили, не подтянется ли за этим рынок вторичный? Олег Осипов: Он уже подтягивается, он уже подтягивается, вторичный рынок. Вообще надо сказать, что автомобили дорожают, вне зависимости от налогов и акцизов. Просто становится дороже металл, становится дороже химия, пластик и так далее. Это объективный процесс, от этого никуда не денешься. Я больше того хочу сказать. Вслед за иномарками, безусловно, поднимутся цены и на автомобили LADA, например. Я в этом совершенно не сомневаюсь. Это происходит каждый год в январе, по меньшей мере. А вообще на LADA цены поднимаются пару раз в год определенно. Как минимум на 10%, по моим прикидкам, повысятся цены в новом году на новые автомобили импортного производства. А на роскошные автомобили те же 10 или 20%, скорее всего, растворятся в общей высокой цене и едва ли отпугнут, в общем, жаждущего такого приобретения покупателя. Весь вопрос – когда покупать, когда выгоднее делать покупки? С моей точки зрения, выгоднее всего, как это обычно и случается, покупать тогда, когда, во-первых, деньги есть, а во-вторых, когда есть скидки, сезонные скидки. Они неизбежно будут у нас где-то с января месяца. В январе можно прийти и поторговаться еще вдобавок ко всему с дилерами. Потому что лучших цен, я так думаю, ждать в новом году, к сожалению, увы, не придется. Что касается рынка подержанных автомобилей. Они, конечно, пользуются сейчас в текущей экономической ситуации большим спросом достаточно. Они, конечно, подрастают в цене, и от этого тоже никуда не денешься. Юрий Коваленко: Ну, чаще всего люди мыслят так: как только автомобиль покидает пределы салона, завода или прочего-прочего-прочего, он теряет 30% в цене. Олег Осипов: Ну, 30% – это много. Ну, обычно говорят, что 15–25%. Юрий Коваленко: Проще купить годовалую машину, чем 30% переплатить и взять ту же самую новую. Олег Осипов: Понимаете, здесь очень много факторов при этом надо рассматривать, то есть: как за этот год с этой машиной обращались, проходили ли ТО, сколько она прошла и так далее. Но, в принципе, вы правы абсолютно – да, выгоднее купить машину свежую, но подержанную, которая уже потеряла в цене. Юрий Коваленко: Тем более она уже растряслась на кочках, все усадки произошли. И если что-то было сломано, брак заводской – уже это все выявилось. Ну и так далее, и так далее. Олег Осипов: За год? Ну, может быть, может быть. Есть такие мысли, и они имеют право на жизнь. Юрий Коваленко: А вот что касается популярного класса – как раз таки 200–300 лошадиных сил? У нас достаточно большое количество автомобилей такой мощности. Олег Осипов: Больше всего все-таки до 200, конечно, до 150 даже. Юрий Коваленко: Нет, я имею в виду крупные города, в которых предпочитают, традиционно предпочитают автомобили небольшой мощности, потому что по городу много не надо. А вот эти автомобили, которые 200–300. Потому что против них, насколько я знаю, в Интернете прямо целая петиция "не повышать", потому что и так уже дорого стоит – 400 рублей за лошадиную силу. Олег Осипов: Да, будет около 900 за лошадиную силу, как я сказал. Ну, то есть считайте – в два раза увеличится пошлина, если это предложение пройдет. А что-то мне подсказывает, что оно-таки пройдет, это предложение. Юрий Коваленко: Ну, мы посмотрели те изменения, которые планируют вести в Правила дорожного движения, и те знаки, которые должны появиться, и те правила, которые должны появиться. То есть получается, что "затягивают гайку" на водителях? Или все-таки есть хорошие новости? Олег Осипов: Водители традиционно рассматриваются, я прошу прощения, как дойные коровы, потому что ему никуда не деться, он так или иначе заплатит – штраф заплатит, налог заплатит, акциз заплатит. Это, конечно, меня как водителя в общем огорчает. Ну, что поделаешь? Надо платить. Закон какой ни есть, но он закон. Юрий Коваленко: То есть хороших новостей нет? Олег Осипов: Хороших новостей? Ну, не знаю. Может быть… Кстати сказать, еще одна новость. При покупке автомобиля надо рассматривать (вот я всегда рекомендую) не только его сегодняшнюю текущую цену, но и то, во сколько обойдется его эксплуатация, его содержание. Вот этот параметр, пожалуй, выходит на первое место, помимо изначальной цены: сколько на него придется потратить. Увы, и здесь особых радостных новостей нет. Ну, помимо разве той, что некоторые производители на всей территории России вводят единые цены на ТО. Это хоть как-то облегчает отчасти, так сказать. Более того, многие производители предлагают сейчас выкуп подержанных автомобилей на льготных условиях и продажу подержанных автомобилей с гарантией. Этим тоже, с моей точки зрения, можно воспользоваться. Во всяком случае, к таким предложениям имеет смысл присмотреться. Ольга Арсланова: Давайте перейдем к вопросам наших зрителей. Пожалуйста, пишите SMS, если у вас есть вопросы. Олег Осипов: И у нас еще тест-драйв впереди "рабочей лошадки". Ольга Арсланова: Обязательно. А сейчас послушаем Марину из Перми, она с нами на связи. Здравствуйте. Марина, вы в эфире. Зритель: Volkswagen Polo, пять лет. Стою перед выбором, на что бы поменять – или на Tiguan ("механика", передний привод), или на Nissan Qashqai? Или, может быть, еще что-то посоветуете? Спасибо. Олег Осипов: Да вы прекрасно ориентируетесь в рынке. Я думаю, что и Tiguan, и Tiguan – весьма пристойные автомобили. И тот, и другой – достаточно надежные. Я недавно покатался на Tiguan, кстати, со скромным двигателем 1.4, но он развивает 150 сил. И это очень неплохой вариант. И с "механикой" – это правильный выбор. Поэтому ну что я вас буду путать? Берите ту… Зритель: В общем, не будем изменять самим себе – возьмем, наверное, Tiguan. Да? Олег Осипов: Берите Tiguan, да, конечно. Ольга Арсланова: Нет изменам! Юрий Коваленко: Кстати, по поводу Qashqai. Некоторые нарекания вызывают определенные года выпуска этих автомобилей. Или сейчас уже все выправилось? Олег Осипов: Нет, все нормально с Qashqai, с качеством. По соотношению цена/качество это весьма привлекательная модель на российском рынке. Кроме того, не существует автомобилей без изъянов, я вам по секрету скажу. Ну нет. Я обязательно найду в автомобиле что-то такое, что можно было бы улучшить. Поэтому с этим стоит смириться. Кроме того, как французы говорят: "Милый беспорядок ближе к сердцу". Что-то должно быть не так, чтобы было уютно и хорошо. Ольга Арсланова: Продолжаем. Евгений, Тверская область. Добрый вечер. Зритель: Я хотел бы узнать. У меня Volkswagen Polo Sedan, коробка "автомат", 1.6. Можно ли ставить фаркоп, чтобы возить прицеп? Олег Осипов: Ну, почему нет? Можно, конечно. Единственное, что надо быть аккуратнее и не допускать перегазовок, пробуксовок, когда вы трогаетесь, особенно с тяжелым прицепом. Но вне всякого сомнения, конечно, любая дополнительная нагрузка, как мы с вами понимаем, скажется, на ресурсе, в том числе и автоматической коробки передач. И автоматическую коробку передачу также необходимо обслуживать. В частности, что бы ни было написано в руководстве по эксплуатации, а масло менять я бы советовал. Ольга Арсланова: У нас Руслан из Татарстана на связи, следующий звонок. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Скажите, пожалуйста, правда ли то, что на Hyundai Creta уже через год появляется ржавчина на кузове? Или, может быть, лучше выбрать другой похожий автомобиль? Спасибо. Олег Осипов: Была такая проблема на самом деле, но, насколько я знаю… я могу, конечно, ошибаться и знать не все, но эта проблема решена. Это было вначале, в первых каких-то партиях. Там действительно под капотом, особенно на крышке капота, возникали такие точки. Но вроде бы производитель утверждает, что теперь все в порядке. И я склонен ему верить. На Creta мы с Андреем ездили. Мы опубликовали, в том числе в рубрике "Автомобили", тест-драйв, поэтому посмотрите. Мне кажется, что очень неплохой выбор. Ольга Арсланова: Приветствуем Александра из Москвы. Зритель: Добрый вечер. Олег Осипов: Добрый. Зритель: Подскажите, пожалуйста, достоинства и недостатки, на ваш взгляд, машины Hyundai i30, "автомат". Олег Осипов: Ну, машина стоит своих денег, я так могу сказать. Маленький, компактный, по определению городской автомобильчик. Кстати говоря, очень неплохо управляется, достаточно юркий автомобиль. Мне кажется, что это одна из самых удачных моделей в своем сегменте – в сегменте компактных городских хэтчбеков. Ольга Арсланова: Послушаем Николая из Башкирии. Зритель: Да, слушаю вас. Ольга Арсланова: Мы вас слушаем, Николай. Олег Осипов: Здравствуйте, Николай. Зритель: А, здравствуйте. У меня такой вопрос. В семье мы имеем два автомобиля Citroën C4, хэтчбек. Один – с двигателем TU5, другой – с двигателем EP6. Так вот, к первому никаких претензий нет. Ко второму есть большая претензия, очень большая, которая перечеркивает все достоинства. На этом автомобиле зимой невозможно ездить на короткие расстояния – забивает масляный фильтр, и все, сразу пишет, что нет давления. Официальные дилеры говорят, что все нормально, просто надо больше ездить, надо прогревать зимой минут 30. Ну, я считаю, это же неправильно. Я должен ехать туда, куда мне надо и когда надо. Олег Осипов: Еще раз скажите мне, какой двигатель вы имеете в виду. Конкретно объем. Зритель: EP6, 120 "лошадей", 1.6. Олег Осипов: Бензин, правильно? Зритель: Да, бензин, 1.6, 120 "лошадей". Олег Осипов: Понятно. Ну, прогревать, в принципе, любой автомобиль необходимо. Более того, автомобиль не может долго стоять, тем более в морозы, он должен обязательно ездить. В этом смысле дилеры, конечно, правы. Если короткие пробеги, то он просто не успевает действительно прогреться. Кроме того, можно пользоваться специальными составами, которые улучшают показатели трения, которые облегчают пуск в холодное время года. Такие составы на рынке есть, причем отечественные, российские, им вполне можно доверять. Я не могу рекламировать их, но присмотритесь. Тогда, я думаю, вам станет полегче управляться с этим двигателем. Юрий Коваленко: Это связано с характеристикой двигателя? Вроде два автомобиля абсолютно одинаковые. В чем разница? Олег Осипов: Разные двигатели, разные двигатели. Юрий Коваленко: А что происходит? Почему разные двигатели? В общем-то, одинаковый объем практически – и такая неприятная особенность. Олег Осипов: Разные системы впрыска могут быть, новейшие системы изменения фаз газораспределения, как во втором случае. То есть более претензионные, скажем так… Претензионные? Ольга Арсланова: Претенциозные Олег Осипов: Отличное слово! Более претенциозные двигатели, которые требуют, конечно, скажем так, более нежного, что ли, обращения. А морозы, вообще говоря, не любит любой двигатель, какой бы он ни был – новейший или старейший. Юрий Коваленко: Кстати, по поводу морозов. Сколько вы рекомендуете прогревать? Потому что некоторые люди говорят… Подождите, одну секунду! Есть две версии. Я как бы пытаюсь понять суть. Первая версия – это о том, что мы прогреваем двигатель до определенной температуры (40–50 градусов) и потом едем. А некоторые говорят о том, что две минуты прогреваем, а потом, не торопясь, едем – и прогреется быстрее, и будет лучше. Олег Осипов: Вторая обойма людей – они более близки к истине. На самом деле – да. Потому что дизель, например, прогревать на холостом ходу, на стоящем автомобиле совершенно бессмысленно – он должен ехать. Другое дело, что не надо сразу "газ в пол", так сказать, нагружать и мотор, и коробку в особенности. Нужно, чтобы все это немножко согрелось, смазалось и так далее. И кроме того, в холодное время года надо пользоваться, конечно, специальными составами, которые помогут избежать потерь. Холодный пуск – это 200–300 километров пробега в обычных условиях. Юрий Коваленко: А специальные составы – это в масло? Олег Осипов: Нет, это не масло. Юрий Коваленко: Ну, в масло добавлять или в бензин? Олег Осипов: Добавляют их в масло, конечно, в масло. Если это дизель, то в бензин. Антигели и так далее, есть такие препараты. Ольга Арсланова: Вернемся к звонкам наших зрителей. Анатолий, Краснодарский край. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Прошу дать характеристику Renault Sandero Stepway. И его ориентировочная цена настоящая? Олег Осипов: Простите, какой? Зритель: Renault Sandero Stepway. Ольга Арсланова: Stepway, Renault Sandero. Олег Осипов: А, Renault Sandero Stepway. Зритель: Да, Renault Sandero Stepway. И ориентировочная его цена какая? Олег Осипов: Цена какая – лучше уточнить у дилера, потому что цены меняются, я за ними не успеваю уследить, по каждой модели. Но цена на Sandero Stepway вполне вменяемая. Тем более эта машина, как и Renault Logan, производится в России, на территории России, поэтому там нет лишней налоговой нагрузки, скажем так. Это очень пристойный автомобиль для семьи, компактный, достаточно надежный. Поскольку подвеска от Logan, то она считается у нас (ну, в кавычках, конечно) "неубиваемой". В общем, надежный. Но Renault Sandero Stepway в новом своем поколении немножко хуже управляется, чем в прежнем. Почему? Потому что приподняли, увеличили клиренс, а подвеску, с моей точки зрения, до конца не выверили. Но зато автомобиль комфортный, мягкий и способен преодолевать, ну, какие-то неприятности дорожные лучше, чем его собрат – обычный Renault Sandero. Stepway все-таки по бокам обшит пластиком, в общем, не боится камешков и так далее. Ольга Арсланова: У нас настало время посмотреть ваш тест-драйв. Какую машину вы испытывали в этот раз? Олег Осипов: Тест-драйв Citroën Jumpy. Это такая "рабочая лошадка" для малого и среднего бизнеса, весьма актуальная модель, по-моему. Ольга Арсланова: О'кей, смотрим. ТЕСТ-ДРАЙВ Юрий Коваленко: Что вы скажете по поводу аналогов этой машины? На что она похожа, скажем так? К кому следует присмотреться, если он хочет чуть-чуть поменьше либо чуть-чуть побольше? Олег Осипов: Renault Kangoo. Потом Volkswagen Transporter, но он будет, конечно, немножко дороже, но он и получше немножко укомплектован будет. Вот из этой серии "чуть побольше". Crafter. Там есть разная колесная база. Есть Ford. Ford Transit Connect выходит на российский рынок, чуть поменьше. И Ford Transit чуть побольше, во множестве колесных баз. То есть конкурентов в этом сегменте достаточно много, поэтому присматривайтесь. Вот Андрей правильно сказал, что нужно прежде всего обращать внимание на сервисные контракты – это и есть стоимость владения. То есть вы рассчитываете, во сколько вам обойдется километр пробега. У Citroën он не так уж и велик, учитывая изначальную достаточно приемлемую стоимость. Ольга Арсланова: Спасибо. Олег Осипов был у нас в студии, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Олег Осипов: Спасибо и вам. Ольга Арсланова: Заканчиваем рубрику "Автомобили". Юрий Коваленко: Спасибо. Ольга Арсланова: Увидимся через неделю. Олег Осипов: Да. Всего доброго!